Минэкономразвития предлагает изменить систему госпрограмм и ФЦП
МОСКВА, 12 сентября. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ предлагает изменить систему государственных программ и федеральных целевых программ, объединив их. Об этом заявил глава министерства Максим Орешкин в интервью изданию РБК .
«Минэкономразвития предлагает изменить всю систему госпрограмм и федеральных целевых программ. Мы предлагаем выстроить конструкцию сквозного характера стратегического планирования — от национальных целей развития до конкретных индикаторов, которые должны появиться в госпрограммах и которые уже частично есть в национальных проектах. Для того, чтобы все мероприятия, которые реализуются в госпрограммах и в нацпроектах, были, в первую очередь, нацелены на реализацию национальных целей развития», — сказал министр.
Орешкин подчеркнул, что предлагается именно объединить госпрограммы с нацпроектами. «Да, именно так. Де-факто это будет единая сущность. Приоритетные госпрограммы, как это сейчас и есть, будут называться национальными проектами», — сказал он, отвечая на соответствующий вопрос.
Составление задания на проектирование — Особенности подраздела «Технологические решения»
По мнению главы Минэкономразвития, госпрограммы так и не стали реальным управленческим инструментом в отличие от национальных проектов, которые впервые в системе управления получили полномочия, в том числе и бюджетного характера. «Сейчас руководители национальных проектов и их кураторы могут принимать конкретные решения по достижению целей. Национальные проекты больше ориентированы на конкретные значения. Все это вместе позволяет добиваться больших результатов, чем при реализации госпрограмм, которые де-факто стали простым сборником бюджетных расходов по тому или иному направлению», — сообщил он.
Министр выделил четыре направления, которые должны поменяться помимо переименования в случае изменений. «Во-первых, нацеленность на результат. Во-вторых, каждая госпрограмма получит тот же механизм проектного управления, как и национальные проекты. Это более широкие полномочия тех, кто ими управляет, это конкретный результат и обеспеченность ресурсами, которые сейчас есть. И ответственность: за неисполнение цели сразу следует ответственность», — сказал он.
В-третьих, министерство предлагает институционализировать механизмы анализа, то есть ввести три типа экспертиз, которые будут сопровождать работу всех госпрограмм. К ним Орешкин отнес финансовую экспертизу, которую будет делать Министерство финансов, стратегическую экспертизу, ею займется Минэкономразвития, и технологическую экспертизу, которую будут контролировать Минкомсвязи и Минпромторг, с точки зрения применимых технологических решений при достижении целей.
«По нашему предложению все эти экспертизы будут носить не блокирующий характер, а характер материалов к проектному комитету, а дальше руководители проектов будут принимать решение по дальнейшим действиям», — сказал он.
Четвертым пунктом изменений предлагается полная цифровизация всего процесса, создание единой цифровой платформы, на которую Минэкономразвития будет предлагать перевести вообще всю проектную деятельность, полностью уйти от бумаги, сделать процесс принятия решений полностью прозрачным.
Целевые программы
Поручение Медведева
Председатель правительства России Дмитрий Медведев на пленарном заседании Московского финансового форума в четверг заявил, что Минфин и Минэкономразвития до 1 октября подготовят концепцию новой системы управления финансами. «В ближайшее время, буквально в ближайшие несколько дней, я подпишу поручение Минэкономразвития и Минфину до 1 октября подготовить концепцию новой системы управления и детальный план по ее внедрению, что должно произойти в течение следующего года»,- сказал Медведев.
По его словам, эти шаги направлены на повышение эффективности государственных инвестиций, привлечение частных вложений в экономику.
Как отметил глава правительства, необходима цифровизация процессов, в том числе перевод системы принятия решений и мониторинга их выполнения на единую цифровую платформу. «Причем в один контур здесь нужно интегрировать и стратегическое планирование, и бюджетное планирование, ну и, конечно, финансовый контроль», — добавил он.
Источник: tass.ru
Национальные проекты России до 2024 года
Любые национальные проекты в разных странах мира связаны с усовершенствованием технологий, улучшением качества жизни людей, созданием безопасной и экологически привлекательной среды. Не исключением в этом плане стала и Россия. Здесь также была разработана и запущена в реализацию целая группа нац. проектов, в список которой входят несколько основных направлений с разными целями. Финансирование национальных проектов происходит за счет федерального и местных бюджетов, так как в них вовлечены все, без исключения города РФ.
Что это
Национальные проекты России – под этим определением понимается целая совокупность программ, которые направлены на разные сферы экономики, промышленности и социальной политики государства. Приняты они были путем голосования парламентариями в 2018 году и подписаны президентом РФ В.В. Путиным. А реализация их предполагается в период с 2019 по 2024 год.
Финансирование 12 основных нацпроектов осуществляется из нескольких источников:
- Бюджета страны.
- Бюджетов областей и отдельных регионов.
- За счет привлечения сторонних частных средств на основе конкурса.
Направления и цели
Перечень приоритетных национальных проектов развития России включает следующие основные разделы:
- Развитие и инвестирование в человеческий капитал, как национальное достояние. В этот укрупненный раздел входят вопросы, касающиеся здравоохранения, образования, демографических параметров и культурного наследия. Рассматривая образование, планируется достичь параметров, при котором успех каждого ребенка при освоении школьной программы не будет зависеть от региона проживания. В здравоохранении планируется внедрение таких новшеств, как телемедицина, позволяющая получить доступ к качественным услугам независимо от области и района. Что касается культурной части, то она достаточно обширная и может включать в себя блюда, костюмы, традиции, промыслы народов России.
- Городская среда и комфортные условия для жизни человека. Сюда относятся вопросы экологии, качества и безопасности магистралей и других путей перемещения, уровень городского и сельского жилья. Так же создание качественных автомобильных дорог по всей стране, а не локально в определенных областях, что позволит получить единую сеть в стране, улучшающую не только жизнь населения, но также и ускоряющую развитие экономики. В рамках этого реализуются программы и проекты «Чистая страна», «Сохранение лесов и других природных зон» и другие, позволяющие создать не только оптимальные условия для жизни человека, но и сохранить природное наследие для потомков.
- Третий раздел – это развитие экономики Российской Федерации и рост во всех направлениях. Сюда относятся не только все сферы экономики и промышленности, но также международная кооперация с импортом и экспортом, малое предпринимательство, развитие различных отраслей, повышение производительности труда, и поддержка занятости населения. Одним из отдельных пунктов в этой части является цифровая экономика.
История формирования
В развитии национальных проектов в Российской Федерации были следующие этапы развития:
- После инаугурации президента состоялось заседание Совета по стратегическому развитию, которое контролировалось и регулировалось главой государства. Здесь была поставлена задача определения приоритетных национальных проектов.
- В заседании принимал участие также премьер-министр Д.А. Медведев, которому и была поручена функция контроля и оценки целевых показателей.
- После этого при личной встрече президента и премьер-министра, как двух главных руководителей страны, были рассмотрены основные способы для максимально эффективного финансирования проектов.
- Далее правительство России определило кураторов по реализации каждого направления.
- После этого были разработаны паспорта нацпроектов и данные о них заведены на портал. Поэтому, чтобы ознакомиться с ними детально, достаточно зайти на официальный сайт и просмотреть на какую тему есть государственные программы по развитию и в каком направлении планируется будущее той или иной отрасли или сферы.
- Государственные программы, которые включают в себя 12 национальных проектов, должны быть мобильными и гибкими. Чтобы обеспечить им это, правительством России в план были добавлены еще пункты касающиеся модернизации и расширения инфраструктуры.
Приоритеты
На 2020 год в приоритете остаются все разработанные направления и ключевые параметры национальных проектов. Наиболее финансируемыми являются:
- Безопасная среда для жизни, включая качественные автодороги.
- Цифровая экономика.
- Международная кооперация в совокупности с вопросами импорта и экспорта.
Реализация и будущее
Для эффективной реализации всех перечисленных выше вопросов, во время одного из заседаний партии «Единая Россия» было принято решение для создания обратной связи с гражданами страны. На линию можно посылать интересующие вопросы, жалобы и предложения, связанные с тематиками нацпроектов.
Помимо этого, была создана специальная система, которая называется «Электронным бюджетом». Она управляет имущественными и финансовыми средствами для реализации программы.
На данный момент до сих пор принимаются указы и законы, которые способствуют реализации всех перечисленных программ. Это необходимая мера, которая позволяет регулировать некоторые моменты, связанные с реализацией и достигать оптимального результата.
Источник: rosinfostat.ru
Государственные программы в Российской Федерации
Области знаний: Нормативные правовые акты, Правовое регулирование правотворческой деятельности, Административное право, Теория государства и права
Госуда́рственные програ́ммы в Росси́йской Федера́ции,инструменты государственного управления . Относятся к документам стратегического планирования . Разрабатываются и принимаются в целях устойчивого, планомерного развития РФ по отраслевому или территориальному (пространственному) принципу.
Современное государство призвано обеспечивать условия для устойчивого развития общества. В этих целях в РФ осуществляется стратегическое планирование, в рамках которого разрабатываются различные документы.
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О стратегическом планировании») устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ. В соответствии с этим законом стратегическое планирование представляет собой деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, её субъектов и муниципальных образований , которая определяет специфику документов стратегического планирования.
В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании», государственные программы РФ относятся к документам стратегического планирования, которые разрабатываются в рамках планирования и программирования .
Государственные программы включают в себя государственные программы РФ и программы субъектов РФ.
Федеральный закон «О стратегическом планировании» квалифицирует государственную программу РФ в качестве документа стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития. Кроме того, государственные программы нацелены на обеспечение национальной безопасности РФ.
В содержательном плане государственная программа субъекта РФ также является документом стратегического планирования, в котором содержится комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта РФ.
На уровне субъекта РФ государственная программа РФ также отнесена к документам, которые разрабатываются в рамках планирования и прогнозирования.
К разработке государственных программ могут быть привлечены заинтересованные стороны в лице объединений профсоюзов и работодателей , общественных, научных и иных организаций. Это осуществляется с учётом требования законодательства РФ о государственной , коммерческой , служебной и иной охраняемой законом тайне. Особенно велика роль экспертного сообщества в подготовке государственных программ, что является определённой гарантией качества данного вида документов стратегического планирования.
Государственные программы РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение, особенно если мероприятия, заложенные в них, представляют большое социально-экономическое значение.
Государственные программы РФ подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, с учётом требований законодательства РФ о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
Документы стратегического планирования в рамках целеполагания на федеральном уровне разрабатываются по отраслевому и территориальному принципу.
К отраслевым документам стратегического планирования РФ относятся: отраслевые стратегии, в том числе схемы и стратегии развития отраслей экономики и сфер государственного управления ; стратегии отдельных сфер социально-экономического развития; иные документы стратегического планирования. Отраслевые документы являются документами, определяющими развитие определённой сферы или отрасли экономики. Кроме того, они могут послужить основой для разработки государственных программ как РФ, так и её субъектов.
Для совокупности отраслей социально-экономического развития или сфер государственного управления разрабатываются межотраслевые стратегии.
Поскольку РФ по территории является самой большой страной в мире, а её территории находятся на разных уровнях социально-экономического развития, по решению Правительства РФ в целях преодоления этой разницы разрабатываются стратегии пространственного развития России. Мероприятия, заложенные в стратегиях, могут учитываться при разработке и корректировке схем территориального планирования РФ, стратегий социально-экономического развития макрорегионов. Это касается как государственных программ РФ, так и стратегий социально-экономического развития её субъектов.
Стратегии социально-экономического развития макрорегионов могут быть основанием для принятия решения о разработке государственных программ РФ, сформированных по территориальному принципу [например, территория отдельного субъекта или макрорегион (Дальний Восток и др.)].
Государственные программы РФ разрабатываются федеральными органами исполнительной власти для достижения приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, определённых в стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документах стратегического планирования РФ, стратегии пространственного развития РФ и основных направлениях деятельности Правительства РФ. Правительство РФ определяет сроки, на которые разрабатываются государственные программы. Они могут включать в себя подпрограммы, которые, как правило, включают целевые программы и отдельные мероприятия органов государственной власти РФ. Перечень государственных программ РФ утверждается Правительством РФ и формируется исходя из стратегии социально-экономического развития РФ, отраслевых документов стратегического планирования РФ и с учётом основных направлений деятельности Правительства РФ. Государственные программы РФ утверждаются Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ .
Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ определяется Правительством РФ.
Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ содержат информацию о государственных программах субъекта РФ, утверждаемых в целях реализации стратегии.
Государственные программы субъектов РФ разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, утверждёнными стратегиями развития субъекта (региона) с учётом отраслевых документов стратегического планирования. Перечень государственных программ субъекта РФ утверждается правительством субъекта и утверждается в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Государственные программы РФ разрабатываются применительно к пяти сферам: новое качество жизни, эффективное государство, инновационное развитие и модернизация экономики, сбалансированное региональное развитие, обеспечение национальной безопасности. В настоящее время в РФ утверждены 44 государственные программы, реализуется 41 государственная программа , на их выполнение запланировано около 70 % бюджета , они включают более 2000 показателей, и в их реализации задействовано более 80 органов государственной власти . Контроль за реализацией принятых государственных программ осуществляется посредством мониторинга .
Корнев Аркадий Владимирович
в 14:14 (GMT+3) Нашли ошибку?
- Публичное право
- Органы государственного управления
Источник: znaniya.org
Бюджет-2023. Стали известны направления, на которые регион получил 12 миллиардов из федерального центра
В Саратовскую областную думу поступили не только поправки в бюджет 2022 года, но и в уже принятый бюджет на 2023 год и плановый период 2024–2025 годов. Прежде всего, поправки связаны с принятием федерального бюджета, в котором для Саратовской области предусмотрены 9,368 млрд рублей, в том числе за счет дотаций — 2,126 млрд рублей.
Кроме того, от публично-правовой компании «Фонд развития территорий» поступит 2,669 млрд рублей. За счет дополнительных налогов размер бюджета увеличен на 389,3 млн рублей.
Федеральные деньги предлагается направить на:— сохранение целевых ориентиров по оплате труда бюджетникам в государственных и муниципальных учреждениях — 2,069 млрд рублей; — увеличение размера областного дорожного фонда — 1,354 млрд рублей, в том субсидии местным бюджетам на развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях — 4,4 млн рублей; — строительство объектов здравоохранения — 1,41 млрд рублей; — оказание социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан — 558,1 млн рублей; — обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов — 412,7 млн рублей; — проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях — 217,4 млн рублей, в том числе иные межбюджетные трансферты местным бюджетам — 212,5 млн рублей; — осуществление полномочий в области лесных отношений, мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, увеличение площади лесовосстановления — 216,2 млн рублей; — берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища города Вольска — 200 млн рублей; — обеспечение комплексного развития сельских территорий — 185,8 млн рублей, в том числе субсидии местным бюджетам — 179,1 млн рублей; — оснащение и укрепление материально-технической базы образовательных организаций — 183,9 млн рублей, в том числе межбюджетные трансферты местным бюджетам — 181,5 млн рублей; — ремонт и оснащение, реновация учреждений культуры — 525,5 млн рублей, в том числе субсидии местным бюджетам — 54,5 млн рублей; — обеспечение деятельности областных государственных учреждений и реализацию иных социально значимых мероприятий — 114,1 млн рублей; — обеспечение инфраструктурой земельных участков, предоставленных (подлежащих предоставлению) для жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей — 100 млн рублей; — реализацию региональных программ развития промышленности, достижение результатов национального проекта «Производительность труда» — 75,4 млн рублей; — поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства — 58,2 млн рублей; — ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет — 51,3 млн рублей переоборудование транспортных средств на использование природного газа, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей — 29,9 млн рублей; — реализацию регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» — 25,9 млн рублей; — аккредитацию ветеринарных лабораторий — 4,5 млн рублей. Кроме того, запланированы межбюджетные трансферты муниципальным образованиям области на:— переселение граждан из аварийного жилищного фонда — 4,135 млрд рублей; — поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды и финансовое обеспечение расходов по реализации проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях в рамках проведения всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды — 1,163 млрд рублей; — строительство и реконструкцию (модернизацию) объектов питьевого водоснабжения — 940,6 млн рублей; — ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде — 456 млн рублей; — стимулирование программ развития жилищного строительства — 449,5 млн рублей; — развитие сети учреждений культурно-досугового типа — 274,7 млн рублей; — реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования — 67,6 млн рублей; — реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры физической культуры и спорта — 35 млн рублей — дотации бюджетам городских округов области, связанные с особым режимом безопасного функционирования закрытых административно-территориальных образований, — 34 млн рублей. В целом расходы областного бюджета возрастут на 13,588 млрд рублей. Доходы областного бюджета на 2023 год составят 137,559 млрд рублей, расходы 147,899 млрд рублей, дефицит вырастет до 10,339 млрд рублей.
Поддержать проект
Учредители — Фонд «Перспектива».
Регистрационное свидетельство ИА № ФС 77 — 79097 от 15.09.2020 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Главный редактор: Радин А. В. Телефон редакции: +7 (8452) 48-74-44
Мнение авторов публикаций необязательно отражает позицию редакции.
Комментарии пользователей сайта публикуются без предварительной модерации.
Использование материалов сайта возможно с разрешения редакции. Правила перепечатки.
Публикации с пометкой «На правах рекламы» и «Партнёрский материал» оплачены рекламодателем.
Редакция не несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в рекламных материалах.
Источник: nversia.ru