Материал подготовлен в рамках проекта Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Эксперты Фонда «Институт экономики города» провели в январе 2018 г. ряд рабочих встреч и круглых столов с участием представителей городского актива и органов местного самоуправления в пилотных городах проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды» (далее — Проект) – Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце, Улан-Удэ.
Предметом обсуждения на встречах и круглых столах было вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий в рамках программ формирования комфортной городской среды на 2017 год и на 2018-2022 годы, участие некоммерческих организаций в работе с населением, существующие потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства дворов и локальных общественных пространств.
Е.К. Шефер. Доклад «НГП как один из инструментов создания комфортной городской среды».
По результатам обсуждений и интервьюирования участников встреч — представителей городского общественного актива и органов местного самоуправления специалисты Фонда «Институт экономики города» выявили ряд проблем, общих для пилотных городов.
Вопросы вовлечения населения в реализацию программ формирования комфортной городской среды
- В 2017 году во всех пилотных городах проекта прилагались существенные усилия по вовлечению граждан в реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды. Во всех городах были подключены различные каналы связи с населением – пресса, телевидение, интернет-сайты, рассылка и расклейка объявлений, разъяснительная работа через общественные структуры, проведение собраний, слушаний и т.д. Результативность использования этих каналов была неодинаковой и зависела от разных факторов, в т. ч. от доверия населения к органам местного самоуправления и органам власти субъекта Российской Федерации.
- Формирование региональных и муниципальных программ проводилось с крайне сжатые сроки, в результате провести полномасштабную кампанию по привлечению населения к участию в формировании данных программ было невозможно, и зачастую городские администрации и органы власти регионов вынуждены были принимать решения волюнтаристски, чтобы успеть с утверждением программ в установленные сроки. Впоследствии пересматривать перечни благоустраиваемых территорий и проекты благоустройства, вошедшие в программы, будет крайне сложно – новые инициативы, выдвинутые гражданами после утверждения программ, уже не смогут быть включены в программы по условиям их формирования и из-за ограниченности выделенных средств.
- Требование о проведении рейтингового голосования несколько запоздало, поскольку практически повсеместно территории для первоочередного благоустройства в рамках пятилетней программы были выбраны еще в 2017 году. Так, в г. Калининграде в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу первоочередному благоустройству должны быть подвергнуты территории в районах массового туризма, что, по общему мнению городской администрации и представителей общественности, с большой вероятностью может отличаться от предпочтений населения города. Есть прогнозы, что по результатам голосования наибольшее предпочтение граждане отдадут благоустройству территорий в периферийных районах массовой жилищной застройки, а не в центре города. Схожая ситуация отмечена и в других городах.
- Если в распространении общегородской информации по вопросам разработки правил благоустройства, подготовки и реализации программ благоустройства через СМИ и интернет проблем нет, то заметные трудности наблюдаются в отношении взаимодействия и установления обратной связи с гражданами на уровне конкретных дворов и многоквартирных домов. Участники интервьюирования отмечали недостаточное информирование о конкретных проектах благоустройства, отсутствие процедур ознакомления с дизайн-проектами, слабую организацию общих собраний в МКД. Также в пилотных городах говорилось о том, что объединения собственников помещений (ТСЖ, советы многоквартирных домов) привлекаются только к проведению общих собраний, но отстраняются от разработки проектов благоустройства, их инициативы по включению тех или иных дворов в программу благоустройства не поощряются.
- В информационных кампаниях, ориентированных на жителей, затрагиваются вопросы финансового или трудового участия в реализации дизайн-проектов благоустройства дворов, но вопрос о дальнейшем содержании вновь созданных объектов благоустройства, как правило, не поднимается.
Методический инструментарий работы с населением при разработке и реализации программ формирования комфортной городской среды
Правила благоустройства и содержание прилегающих территорий
- Основными методическими инструментами, на которые опираются и органы местного самоуправления, и общественные организации при взаимодействии с населением, являются Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, а также размещённые на сайте Минстроя России в 2017 г. «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды».
- «Целевая модель по организации общественного участия, а также по вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды», также размещённая на сайте Минстроя России, оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта в целом как документ, полезный для информационной кампании, которую можно провести в течение длительного временного периода, но не подходящий для короткой «агрессивной» информационной кампании. При этом часто лица, на которые возложена организация общественного участия, особенно в малых муниципалитетах, просто не имеют достаточной подготовки для применения изложенных в «Целевой модели» методов, таких как проведение фокус-групп, проектных мастерских (вокршопов), дизайн-игр и др.
- Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта как тяжёлая для применения после первого года реализации программ и в условиях существующего цейтнота.
- Вся методология взаимодействия городских администраций с населением ориентирована на прямое общение с «простыми» гражданами – проведение общественных слушаний, общих собраний в многоквартирных домах, голосований и т.п. Не хватает методик для взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, представляющими консолидированное мнение разных городских сообществ. Также отмечается потребность в методиках принятия решений не по дворам, а по более крупным территориям благоустройства, на которых расположено несколько многоквартирных домов.
Реализация проектов благоустройства и планировочные решения программ формирования комфортной городской среды
Вопросы организации и финансирования программ формирования комфортной городской среды
- Главный принцип организации благоустройства дворов, который реализуется в городах России в рамках Приоритетного проекта – обязанность города благоустроить дворы, которыми пользуются жители города. Однако этот принцип не соответствует современной правовой ситуации, когда бóльшая часть земли в городской застройке находится в собственности граждан и юридических лиц. С учетом этого обстоятельства более справедливым было бы предоставление субсидий за счет выделенных в рамках Приоритетного проекта бюджетных средств инициативным объединениям граждан, которые готовы вложить свои ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые) в проекты благоустройства своих дворов, чтобы бюджетные средства служили катализатором привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства.
- Размер выделенных бюджетных средств, даже с пятипроцентным финансовым участием граждан, позволяет благоустроить очень небольшую долю всех городских дворов и территорий, нуждающихся в благоустройстве. В частности, по результатам реализации пятилетней программы в Калининграде прогнозируется увеличение доли благоустроенных территорий с 4% до 5%; в Чебоксарах планируют за пять лет благоустроить 2,5% всех дворов, нуждающихся в благоустройстве, и т.д. При этом выделенных средств не хватает на реализацию проектов с творческим подходом, учитывающих все пожелания жителей, поэтому в основной массе проекты благоустройства дворов сводятся к асфальтированию парковок для автомобилей.
- Внедренная во многих городах в 2017 году система «единого заказчика» благоустройства, при которой граждане должны перечислять свои взносы финансового участия в благоустройстве двора уполномоченному муниципалитетом учреждению или предприятию, не вызывает большого доверия со стороны населения. В ряде случаев, как например в г. Чебоксарах, условие о перечислении средств финансового участия граждан на счет «единого заказчика» в жёсткие сроки привело к невключению в городскую программу проектов благоустройства дворов, инициированных самими гражданами.
- В пилотных городах высказываются опасения, что дальнейшее развитие ситуации с благоустройством дворов будет таким же, как с капитальным ремонтом: после того, когда закончатся выделенные из бюджета деньги, введут обязательные взносы граждан, которые надо будет перечислять на счет регионального или муниципального оператора благоустройства.
Источник: urbaneconomics.ru
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
Особенности управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды
Генрих А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный политехнический университет»
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Проведенный анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды позволил сделать ряд важных выводов:
1) проекты, направленные на создание комфортной городской среды должны охватывать все населенные пункты (не только крупные города и мегаполисы, но и малые города), при этом малые города, очевидно, будут вовлечены в федеральные программы, поскольку у них, как правило, нет возможности для благоустройства территорий за счет собственных бюджетов, при этом возможны и другие источники средств на благоустройство (в том числе меценатская или спонсорская помощь);
2) при разработке концепций проектов благоустройства необходимо учитывать интересы различных групп населения;
3) проекты создания комфортной городской среды, особенно в крупных городах, где идет строительство с той или иной интенсивностью, не должны опираться только на федеральные средства в рамках соответствующих программ (прежде всего имеется ввиду программа «Формирование комфортной городской среды»); застройщики (как жилых зданий, так и коммерческих объектов) в проектах по застройке территорий должны планировать и обосновывать благоустройство дворовых и прочих прилегающих к возводимым объектам территорий; также одним из действенных механизмов привлечения средств может стать волонтерское движение по благоустройству территорий, меценатская и спонсорская помощь, и средства региональных и местных бюджетов; одним словом, создание комфортной городской среды — это не только мероприятия в рамках соответствующих госпрограмм, но и целенаправленная комплексная работа вне рамок этих программ;
4) проекты благоустройства должны охватывать все территории (зоны) городов, включая исторические центры, селитебные территории, окраины, территории многоэтажной, малоэтажной и индивидуальной застройки;
5) органы государственной власти и особенно муниципальных образований должны стать главной направляющей и организующей силой в реализации проектов благоустройства: на них возложены задачи по формированию нормативно-правовой базы, стратегии, разработки стандартов благоустройства, контроль за освоением выделенных средств в рамках программ по благоустройству, контроля за ходом проведения работ и т.д.
В соответствии с представленными выводами и опираясь на установленные правила и порядок проведения работ по благоустройству территорий в рамках проектов по формированию комфортной городской среды составим общую схему управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (рис. 1).
Проекты благоустройства с целью формирования комфортной городской среды
Проекты благоустройства, реализуемые в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах
Проекты благоустройства, реализуемые вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах
Территории со сложившейся застройкой
Территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами
Общественные территории, в том числе места массового отдыха населения
Органы региональной и муниципальной власти
Архитекторы и проектировщики, специализированные организации по проектированию благоустройства территорий
Предприятия и организации всех форм собственности
Средства федерального и регионального бюджетов
Средства муниципального бюджета
Средства предприятий и организаций и проч.
Все группы и категории населения
Рис. 1 Общая схема управления проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды (разработано автором)
Все проекты благоустройства, осуществляемые с целью создания комфортной городской среды, делятся на соответствующие проекты в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды» в регионах и проекты, реализуемые вне данной программы. Это подчеркивает то, что проекты благоустройства территорий должны осуществляться не только по государственной программе (как по мнению многих и реализуется создание комфортной городской среды), но и в рамках других многих направлений деятельности с участием разных субъектов. Вне рамок государственной программы «Формирование комфортной городской среды» проекты благоустройства также осуществляются на уровне муниципальных программ благоустройства территорий городов, а также частные проекты благоустройства (за счет средств инвесторов, различных организаций и граждан).
Анализ подходов к управлению проектами благоустройства с целью формирования комфортной городской среды показал, что все объекты благоустройства с целью создания комфортной городской среды делятся на территории со сложившейся застройкой и территории с вновь построенными и введенными в эксплуатацию объектами. Если первая группа объектов (территорий) — это прерогатива государственной программы по формированию комфортной городской среды, а также деятельности муниципалитетов в области благоустройства территорий, предприятий — в отношении прилегающих к их офисам и прочим объектам территорий, управляющих компаний — в отношении подведомственных им дворовых территорий, то для второй группы территорий — это решение задачи создания комфортной среды территорий застройщиками. Здесь фактор территории выходит на первый план, следовательно, более тщательное внимание застройщика к общественным прилегающим зонам застройки — это другой подход, отличающийся от просто продажи квартир. Строительство микрорайона для жизни с учетом современных предпочтений населения к уровню благоустройства, а не просто квадратных метров жилья — это, на наш взгляд, задача застройщиков на современном этапе, формирование предпосылок для улучшения качества жизни населения. Покупая новое жилье в районе комплексного освоения территории, жительстремится к покупке и соответствующего качества окружающей среды (качества жизни), поскольку приобретение жилья в районе с продуманной комфортной системой благоустройства существенно отличается от точечных проектов с минимальным количеством элементов благоустройства (только для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию).
В условиях нового времени качество жизни формируется возможностью проведения полезного и разнообразного досуга на своей территории, без необходимости выезжать за пределы микрорайона в город. Помимо инфраструктуры (социальные, торговые и деловые объекты), качество жизни формируется общественными пространствами – дворами, парковыми зонами, бульварами.
Аналогичные задачи и при строительстве других, нежилых объектов — коммерческих зданий и объектов социальной инфраструктуры.
В соответствии с вышеизложенным распределением задач по комплексному освоению территорий и благоустройству субъекты также делятся на отдельные группы, за каждой из которых закреплен ряд полномочий по вкладу в формирование общей комфортной городской среды. На органы региональной и местной власти ложится ответственность за реализацию государственных программ по формированию комфортной городской среды, а также выполнение функций по благоустройству вверенных им территорий, контролю за соблюдением требований по благоустройству со стороны субъектов (предпринимателей, управляющих компаний и т.д.). Участие населения, общественных организаций в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды не является обязательным и регламентируется только рекомендациями. В частности, в Рекомендациях от Минстроя РФ [1] определены формы и механизмы общественного участия в проектах комплексного благоустройства городской среды, порядок обсуждения проектов комплексного благоустройства. Эти рекомендации предназначены для жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта.
Кроме этих полномочий по общественному участию — общественному обсуждению проектов комплексного благоустройства, эти субъекты, как уже было указано, осуществляют ряд конкретных мероприятий по благоустройству территорий: в обязанности управляющих компаний входят вопросы организации благоустройства дворовых территорий, для предпринимателей — благоустройство прилегающих в занимаемых ими зданий территорий (укладка тротуарной плитки, облагораживание территорий цветниками, другими декоративными элементами).
Архитекторы и проектировщики, специализированные организации по проектированию благоустройства территорий принимают непосредственное участие в разработке проектов комплексного благоустройства территорий. Наиболее значимыми из этих организаций в настоящий момент является консалтинговая компания КБ Стрелка. Данной компании интересен город как комплексная система.
Задача компании — качественное изменение российских городов и создание в них современной комфортной среды [2]. Данной компанией реализованы десятки проектов по комплексному благоустройству городской среды во многих городах Российской Федерации, в том числе малых годах.
При этом проекты являются нетиповыми, уникальными с учетом местных характеристик застройки и ландшафтной среды. В настоящее время компания взаимодействует в Дом. РФ в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», координируемого Минстроем России.
Дом.РФ и КБ Стрелка разрабатывают Стандарты комплексного развития территорий — конструктор решений для развития качественной городской среды в городах России. Их цель — приспособить российские города к вызовам времени и сделать их привлекательными для притока человеческого капитала. КБ Стрелка также разработала Сводный стандарт благоустройства улиц Москвы — документ, рекомендующий планировочные решения для повышения комфорта городской среды. Он задействован в обновлении 212 столичных объектов.
Формы и уровни участия для разных субъектов в целом происходит в виде инициировании создания проекта благоустройства, участия в обсуждении проектов комплексного благоустройства городской среды, участия в проектировании и всех последующих действиях, связанных с реализацией проекта, заканчивая оценкой качества и эффективности реализованного проекта.
Общественное участие может быть также реализовано в том, что заинтересованные стороны могут принимать участие в реализации проектов и осуществлять работы, не требующие специальных допусков, лицензий или высокопрофессиональных навыков (например, при развитии дворовых территорий, создании детских игровых и обучающих пространств и т.п.).
Застройщики осуществляют свои работы по комплексному освоению территорий, как уже было сказано, на предоставленных для строительства участках и прилегающих к ним территорий.
Это подчеркивает важность работы в сфере благоустройства и создания комфортной для жизни среды жизни людей по всем направлениям работы и из всех источников финансирования.
Источник: scienceforum.ru
Особенности управления благоустройством территории муниципального образования
Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.
18 декабря 2019 Зайцева Надежда Леонидовна
7569 115 0 0
Содержимое публикации
Особенности управления благоустройством территории муниципального образования
Комплексное благоустройство городских территорий представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на создание и поддержание экологически, функционально, эстетически и информативно организованной городской среды.
Возникновение потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, связано с развитием общественного разделения труда. Равно как и любому специфическому производству, сектору услуг благоустройства необходимо управление.
Управление – это целенаправленное воздействие руководящих органов на муниципальный сектор благоустройства муниципального хозяйства для ее ориентации на удовлетворение потребностей граждан в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемой прибыли.
От качества управления напрямую зависят не только результаты работы сектора благоустройства, но также и выбор методов и средств для их достижения. Также важна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в способствовании увеличению эффективности общественного производства за счет создания условий, которые высвобождают время граждан и благоприятствуют высокопроизводительному труду.
К управлению муниципальным сектором благоустройства относится:
1) Определение интересов и потребностей граждан в оказании услуг;
2) Определение целей обслуживания граждан и рыночного распределения ресурсов;
3) Организация кооперированного труда работников, которые оказывают услуги.
В основе управления лежит знание теории и практики экономики, права, государственного строительства, философии, этики, психологии, эстетики и прочих наук, однако оно имеет также и специализированную направленность. Очень важное и всевозрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками этой сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, которая принята в цивилизованном обществе.
В связи с этим на качество управления муниципальным сектором благоустройства, эффективность работы всей системы сервиса и уровень удовлетворенности граждан услугами очень сильно влияет уровень культуры работников.
В сфере городского благоустройства перед органами местного самоуправления стоят такие задачи:
– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, использования и воспроизводства городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;
– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;
– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;
– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.
На сегодняшний день объектом управления в сфере благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность нравственных, правовых, социально-экономических и прочих отношений, которые возникают между людьми при производстве и обращении услуг.
Чтобы создать условия конкурентного рынка, межотраслевой благоустроительный комплекс может выступать объектом регулирования в сфере благоустройства.
Благоустроительный комплекс представляет собой совокупность географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, которые действуют в сфере благоустройства.
Согласно Песоцкой Е.В., «под комплексом следует понимать систему, характеризующуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде». При этом предполагается, что при благоустройстве города создаются большей частью общественные блага, которые характеризуются неделимостью и конкурентоспособностью. В частности, к таковым относят:
– уборка мусора, его утилизация;
– благоустройство, ремонт тротуаров и дорог.
При определении объектом управления благоустроительный комплекс, следует принимать во внимание, что данные комплексы ответственны не только за свою прибыльность, но также и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, т.е. имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.
Благоустроительный комплекс можно характеризовать, как:
– систему, поскольку благоустроительный комплекс – это сочетание разнокачественных и разнофункциональных объектов (социально-бытовых объектов, организационных компонентов, производственно-технических элементов и природной среды), которые имеют упорядоченные взаимосвязи, придающие сочетанию объектов такие качества как целостность (т.е. приобретение сочетанием объектов новой функции — создание среды обитания человека, которая ориентирована на удовлетворение его потребностей); автономность (т.е. стремление к внутренней упорядоченности элементов, темпов и пропорций их развития);
– устойчивую систему (т.е. стремление элементов к развитию, способному обеспечить наиболее высокие качества среды обитания, наиболее полное удовлетворение потребностей населения);
– сложную систему, поскольку ее отдельные элементы сами по себе являются системами;
– большую систему, поскольку при социально-экономическом развитии благоустроительного комплекса, безусловно, возможно появление качеств и структур, которые сложно или даже невозможно предвидеть.
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий и решение конкретных задач. К основным задачам благоустройства относятся:
– привлечение инвестиций в инфраструктуру, жилищное строительство и коммунальное хозяйство;
– предвидение и превентирование негативных общественных последствий имущественного и социального расслоения города;
– организация земельных отношений и правил оборота недвижимости;
– планомерный контроль экологической ситуации в населенном пункте.
Система благоустройства и озеленения муниципального образования представляет собой систему принятия решений, ориентированных на экологическое, социально-экономическое, архитектурно-планировочное и инженерное решение территории муниципального образования.
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в ст. 14–16), к вопросам местного значения относятся:
– организация благоустройства, озеленения территории населенных пунктов, защиты, охраны, воспроизводства и использования городских лесов и особо охраняемых природных территорий, которые расположены в границах населенных пунктов поселения;
– создание благоприятных условий для массового отдыха жителей населенных пунктов, а также обустройство мест массового отдыха граждан;
– организация установки указателей с названиями улиц и номерами домов, а также освещение улиц;
– организация сбора, вывоза мусора и бытовых отходов.
К главным видам деятельности органов местного самоуправления в области благоустройства относятся: прогнозирование, проектирование, программирование.
Под прогнозной деятельностью в сфере благоустройства подразумевается результат комплексной оценки градостроительной и экологической ситуации, анализа экономических, строительных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и социальных условий и выявление тенденций развития территории города с использованием метода научно-обоснованного предвидения. Общая цель прогнозирования заключается в создании необходимой информационной базы для принятия долгосрочных градостроительных решений, а также разработка данных решений в виде моделей, стратегий, вариантов. Прогнозирование – это средство получения необходимого общего представления о желаемых или возможных путях и параметрах развития. Органы местного самоуправления обеспечивают разработку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных градостроительных прогнозов.
Объекты прогнозирования в благоустройстве имеют следующую классификацию:
– город как сложная динамическая система;
– отдельные подсистемы города, идентифицированные по функциональному, структурному или отраслевому признаку;
– отдельные территориальные образования города.
К задачам прогнозирования относятся:
– принятие административных решений в области городского развития;
– выработка жилищной, инвестиционной, градостроительной политики;
– подготовка предложений по системам городского управления;
– подготовка предложений для составления целевых муниципальных программ в области городского планирования и благоустройства;
– подготовка предложений для разработки градостроительной проектной документации.
При разработке плана стратегического развития города принимаются во внимание документы экономического и градостроительного прогнозирования территориального развития города.
Основной документ прогнозирования – долгосрочная стратегия градостроительного развития города, разрабатываемая органами местного самоуправления на срок 25–30 лет. Внесение обоснованных изменений в стратегию допускается по решению Городской Думы, Советом муниципального образования.
На сегодняшний день очень распространена практика принятия муниципальных целевых программ по благоустройству территории.
Целевая программа представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на достижение четко очерченной градостроительной цели, которая имеет техническое, экономическое, социальное и культурное измерение, с определением состава и содержания мероприятий, объема требуемых финансовых и других ресурсов, источников их поступления и механизмов реализации программных мероприятий.
Муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются согласно утвержденному плану первоочередных мероприятий реализации генерального плана развития города, или на основе документации экономических и градостроительных прогнозов и принимаются представительным органом местного самоуправления. Программы по благоустройству финансируются за счет средств местного бюджета по соответствующему разделу доходной части в пределах, утвержденных на текущих финансовый год. Как правило, муниципальные целевые программы по благоустройству разрабатываются на срок 1–5 лет.
К обязательным видам муниципальных программ относятся:
1) программа по улучшению жилищных условий населения с учетом сноса фенольного и ветхого жилья, а также строительства нового жилого фонда;
2) программа по озеленению городских территорий;
3) программа ночного освещения населенного пункта;
4) программа по размещению визуальной информации и рекламы;
5) экологическая программа;
6) программа по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, главными направлениями благоустройства и озеленения городской территории являются:
– деятельность по территориальному планированию, ориентированная на создание условий для устойчивого социально-экономического развития населенного пункта;
– создание системы управления недвижимостью и земельными ресурсами, улучшение инвестиционного климата;
– развитие жилищного строительства всех форм собственности;
– организация систем транспортной и инженерной инфраструктур, озеленение городской территории, обеспечение условий экономии ресурсов;
– создание условий, чтобы обеспечить граждан сферой социальных услуг (в т.ч. обеспечение малоимущих жильем), объектами бытового, культурного и спортивного обслуживания, здравоохранения и образования;
– сохранение культурного наследия, охрана окружающей среды, предупреждение чрезвычайных ситуаций.
Следовательно, сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления. Она характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых услуг и благ. Развитие и функционирование сферы благоустройство осложняется наличием ряда острых проблем, к которым относятся управленческие, имущественные, экологические, финансовые, экономико-организационные и прочие. Успешное решение данных проблем возможно лишь на пути упорядочения управленческого процесса и формирования эффективной системы управления с учётом особенностей данной сферы, повышения ответственности всех его участников, решения имущественных вопросов, формирования конкурентной среды и усиления функций регулирования со стороны муниципального образования.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ)
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (в ред. от 25.07.2011 № 263-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ (в ред. от 21.10.2011 № 288-ФЗ)). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 29.12.2004 №190 – ФЗ (в ред. от 21.07.2011 №257 – ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 10.01.2002 №7-ФЗ (в ред. от 19.07.2011 № 248 – ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Источник: www.art-talant.org