Курс направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся 10-11 классов (15-17 лет) в области экологического образования, развитие умений самостоятельной образовательной деятельности, формирование установок на здоровый, безопасный, экологически целесообразный образ жизни с учётом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экология. 10-11»: учеб пособие для общеобразоват.организаций:базовый уровень./М.В.Аргунова,Д.В.Моргун,Т.А.Плюснина.-М.:Просвещение.2017.-144с.
Рабочая программа рассчитана на 35часов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей
на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
_________ Панферова Т.В.
Директор МОУ лицей
Глобальные проблемы современности | Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 2022
Рабочая программа кружка
«Экология. Глобальные проблемы человечества»
на 2018-2019 учебный год
Программа кружка по курсу «Экология.Глобальные проблемы человечества» для 10-11 классов разработана на основе авторской программы Аргуновой М.В., Моргуна Д.В., Плюсниной Т.А. «Экология», М,:Просвещение, 2017 г. Курс направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся 10-11 классов (15-17 лет) в области экологического образования, развитие умений самостоятельной образовательной деятельности, формирование установок на здоровый, безопасный, экологически целесообразный образ жизни с учётом значимости экологической подготовки для дальнейшей профессиональной деятельности и социализации.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Экология. 10-11»: учеб пособие для общеобразоват.организаций:базовый уровень./М.В.Аргунова,Д.В.Моргун,Т.А.Плюснина.-М.:Просвещение.2017.-144с.
Рабочая программа рассчитана на 35часов (1час в неделю) и включает в себя цели и задачи :
- сформировать знания об устойчивом развитии цивилизации, основных законах экологии и о биосферосовместимых принципах деятельности человечества;
- овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.
- сформировать гражданскую позицию, связанную с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активную общественную позицию как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в практическом участии в мероприятиях по формированию благоприятной среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация экологического школьного мониторинга);
- помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом;
- создать условия для принятия ценностно-смысловых ориентиров (познание как ценность, «я» как ценность, другие люди как ценность, социально-значимая деятельность как ценность, ответственность как ценность), формирования УУД и ключевых образовательных компетентностей.
- развить умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
- стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление;
- развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий;
- сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений как глобального, так и регионального характера;
- развить мотивационную сферу личности как фактора повышения интереса к изучению поставленных проблем, активному поиску решений;
- усовершенствовать коммуникативные навыки и опыт сотрудничества в группе, коллективе, навыки предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них для выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения.
Современный курс экологии направлен на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами, а также ориентирован на использование современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у учащихся собственной мотивации и ответственности за результат обучения.
Современный мир и глобальные проблемы человечества
Планируемые результаты освоения курса «Экология. Глобальные проблемы человечества».
- бережное и ответственное отношение к объектам окружающей среды;
- восприятие природы как ценностного объекта охраны и защиты;
- ответственное отношение к коллективному результату деятельности;
- выработка гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- развитие умения самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике, работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;
- развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- приобретение коммуникативных умений и опыта сотрудничества для выявления социально-экологических проблем и путей их решения;
- достижение взаимопонимания, успешного взаимодействия с педагогами и сверстниками в учебных и жизненных ситуациях;
- способность ставить цели и строить жизненные планы;
- адекватная самооценка учебной и социально-значимой деятельности, уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей.
- овладение различными видами деятельности по получению нового знания (добывать информацию из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, критически оценивать и интерпретировать, умело применять знания на практике);
- чёткое определение проблем и причин их возникновения;
- способность формировать и отстаивать собственное мнение, выявлять причинно-следственные связи различных процессов, в т. ч. экологических, принимать решения по их устранению;
- использовать коммуникативные навыки при разработке стратегии решения
экологических проблем, работать в команде, аргументировать и представлять свою позицию в форме проектов, презентаций и т д.
- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек — общество — природа»;
- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
• сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
По окончанию изучения курса учащиеся освоят (получат возможность освоить):
• основы биоэкологии (экологические связи и организацию жизни, общие законы действия факторов среды на организмы, организмы как открытые системы, популяции, сообщества, экосистемы, развитие сообществ, основные законы устойчивости живой природы);
• основы глобальной экологии (экологические кризисы, современные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения);
• основы региональной экологии (местные социально-экологические проблемы, снижение рисков);
• основные понятия и принципы устойчивого развития;
• специфику городских экосистем, природные, демографические и социально-экономические факторы устойчивого развития, оптимизацию систем жизнеобеспечения горожан, факторы, обуславливающие качество городской среды;
• основы экологического мониторинга и рационального ресурсопотребления.
Учащиеся будут обладать следующими умениями и навыками:
• грамотно работать с информацией (добывать из различных источников, обобщать, систематизировать и анализировать, умело применять на практике);
• чётко определять проблемы и причины их возникновения;
• формировать и отстаивать собственное мнение;
• оценивать экологическое состояние окружающей среды методами учебного экологического мониторинга, выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений, принимать решения по их устранению;
• анализировать последствия своих действий и решений на основе инструментов когнитивного мышления;
• использовать коммуникативные умения и универсальные учебные действия при разработке стратегии решения экологических проблем, выполнять проектные и исследовательские работы.
Содержание курса «Экология. Глобальные проблемы человечества» в 10-11 классах
Изменение парадигмы жизни: переход от общества потребления к устойчивому развитию. Роль образования в устойчивом обществе. Понятие науки экологии, её история и структура.
Раздел 1. Жизнь на Земле. Основы фундаментальной экологии
Солнечная система и планета Земля во Вселенной. Возникновение жизни на Земле. Условия жизни на Земле. Определение жизни. От возникновения жизни до появления человека.
Основные понятия и закономерности общей экологии. Системный подход в науке. Уровни организации живой природы. Среды жизни и экологические факторы. Общие законы действия экологических факторов на организмы. Организмы как открытые системы, разнообразие живых организмов.
Средообразующая функция организмов. Типы взаимодействия организмов. Популяции, сообщества (биоценозы), экосистемы. Основные характеристики популяций. Естественные и искусственные экосистемы.
Саморазвитие экосистем. Биогеоценоз. Понятие биосферы. Биосфера: роль живого в преобразовании оболочек планеты. Основные законы устойчивости природы.
Круговорот веществ в биосфере. Условия устойчивого существования жизни на Земле.
Раздел 2. Социальная экология и современный мир
Человечество как часть биосферы. Экологические кризисы в развитии цивилизации. Третье тысячелетие: огромные успехи в экономике и экологический кризис.
Проблемы народонаселения: темпы роста численности; качественные и количественные показатели жизни; экономические, социально-политические и этические проблемы; состояние и мировые запасы основных видов природных ресурсов; признание существующих пределов экологической ёмкости биосферы; самоограничение потребления природных ресурсов; интеграция проблем окружающей среды, экономики и общества; экологически ориентированное управление деятельностью человека. Глобальные антропогенные кризисы.
Экологический кризис и его характеристики. Понятие экологической проблемы, кризиса, катастрофы. Выход за пределы роста. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. В. И. Вернадский, Н. Н. Моисеев, Дж. Форрестер, группа Д. Медоуза, Римский клуб. Устойчивое развитие как изменение парадигмы развития цивилизации.
Понятие устойчивого развития. Концепция устойчивого развития. Сбалансированное, биосферосовместимое развитие общества — развитие в рамках восстановительной способности (экологической ёмкости) экосистем. «Повестка дня на XXI век».
Разработка национальных программ по переходу к устойчивому развитию
государствами — членами ООН. Индексы показателей движения государств к устойчивому развитию. Уровень образованности — один из показателей индекса развития человеческого потенциала. Мир, безопасность и разрешение конфликтов, развитие и риски; национальные интересы и устойчивое развитие.
Многополюсный мир: противоречия между странами с различными типами и
уровнями социально-экономического развития. Международная безопасность и устойчивое развитие. Принятие социально-политических решений в области устойчивого развития. Получение и распространение системной информации о состоянии окружающей среды и устойчивом развитии. Предупреждение негативных военных и экологических действий, социальных потрясений.
Организация социального партнёрства для решения социально-экологических проблем для защиты здоровья, безопасности жизни и пропаганды устойчивого
развития. Предупреждение негативных экологических последствий
деятельности человека. Возможность необратимых изменений физических и
химических характеристик Земли. Потребности и права будущих поколений.
Моделирование развития общества. Основные сценарии развития общества;
результаты и выводы моделирования; невозможность обеспечения устойчивого развития при сохранении современных тенденций и принципов существования общества. Информирование в области состояния и перспектив устойчивого развития. Качественные и количественные условия устойчивого развития. Техносферный и ноосферный пути развития общества. Информационные ресурсы; развитие и риски; коэволюция общества и биосферы.
Раздел 3. Экологические и социально-экономические факторы устойчивого развития
Развитие городских и сельских территорий (город и сельские территории как антропогенные системы; процессы урбанизации; роль городов и сельских территорий в развитии цивилизации; городская и природная среда; урбоэкосистема; специфика городских экосистем: проточность, незамкнутость круговорота веществ, экологическая неравновесность; основные виды хозяйственной деятельности человека; формирование техногенной среды; городской и сельскохозяйственный ландшафты; функциональные зоны; городская среда как система и мозаика биотопов разного назначения; растительный и животный мир городских и сельских территорий; загрязнения окружающей среды. Основные виды воздействия человека на окружающую среду. Зависимость между загрязнением окружающей среды и хозяйственной деятельностью человека.
Глобальные проблемы современности: сокращение биоразнообразия, рост численности человечества, исчерпание природных ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды. Осмысление и поиск путей решения при помощи инструментов когнитивного мышления. Классификация, состояние ииспользование ресурсов; невозобновимые и возобновимые, неисчерпаемые ресурсы; материальные, энергетические и информационные ресурсы; генетические ресурсы биосферы; сокращение числа видов живых организмов на планете; потеря генетического разнообразия; ценность биоразнообразия для человечества; развитие цивилизации и расходование природных ресурсов; роль возобновимых и неисчерпаемых ресурсов в устойчивом обществе; умение предвидеть последствия предпринимаемых действий, включая возможные последствия в сфере устойчивости природных и социоприродных систем, снижении скорости исчезновения биоразнообразия и социокультурной информации; выработка экологически правильного поведения в среде; рациональное использование природных ресурсов; сохранение биоразнообразия и обеспечение устойчивого использования возобновляемых ресурсов.
Управление отходами (общая характеристика загрязнения биосферы отходами; проблема сокращения отходов; твёрдые бытовые отходы, радиоактивные отходы и радиоактивное загрязнение; переработка отходов; новые технологии; безотходное цикличное производство; очистные сооружения); изменение климата (климатические последствия изменения химического состава атмосферы; парниковый эффект; парниковые газы; глобальное изменение климата и его влияние на биоту; возможные пути снижения скорости глобального изменения климата; взаимосвязь урбанизации и локального изменения климата, снижение экологических рисков, ресурсо — и энергосбережение.
Раздел 4. Качество окружающей среды и системы жизнеобеспечения
Основные инженерные системы обеспечения жизнедеятельности больших городов: водоснабжение, канализация, снабжение продуктами питания, сбор и переработка отходов; управление городской средой, основные экологические проблемы рассматриваемых территорий; организация природоохранной деятельности; участие в планировании социального развития территорий.
Пищевые ресурсы; производство продовольствия; необходимость решения проблемы голода и бедности при переходе к устойчивому развитию. Водоснабжение города. Транспорт. Транспортные риски в городах. Энергетика.
Альтернативная энергетика. Проблемы и перспективы ядерной энергетики.
Качество городской среды. Повышение качества жизни. Поиск технологий, сводящих к минимуму энергетические и вещественные затраты. Экопоселения.
Экологическая безопасность и здоровье человека, навыки по выработке и поддержанию здорового образа жизни; экологические аспекты здоровья; риски для здоровья населения и загрязнение окружающей среды, защита здоровья людей; основные понятия теории безопасности и риска; индивидуальный и коллективный риски; социальный, техногенный и экологический риски; проблемы техногенной безопасности. Возможность личного участия в решении экологических проблем; выработка личной ответственности за любые нарушения правил рационального природопользования; освоение правил безопасного поведения в социо-природной среде; ответственность на местном и глобальном уровнях.
Тематическое планирование в 10-11 классах (35 ч)
Примерное тематическое планирование рассчитано на 35 ч (2 ч — резервное время), 1 ч в неделю.
Источник: nsportal.ru
Программа элективного курса «Глобальные проблемы современности»
программа элективного интегрированного курса для 10 класса» Глобальные проблемы современности. Рассчитан на 34 часа.
11 сентября 2011
Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам
Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 16800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары.
Лицензия.
Элективный курс « Глобальные проблемы современности».
Авторская программа
Ступиной Оксаны Анатольевны и Рычковой Марины Павловны.
Интегрированный курс (география-обществознание) рассчитан на 34 часа, предназначен для учащихся 10 класса и включает в себя теоретические и практические занятия.
- формирование на основе научного материала экологической культуры личности
- формирование системы практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды
- актуализация знаний понятийно-терминологического аппарата общественных наук, приобретение навыков свободного оперирования ими в устной и письменной речи;
- овладение системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём;
- овладение системой знаний, позволяющих c формулировать личностное отношение к проблемам современного мира.
- освоение способов учебно-познавательной и проектной деятельности, знакомство с научным инструментарием и методами познания
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-причины, особенности и последствия глобальных проблем современности
-типологию глобальных проблем и их характеристику
-современные подходы к решению глобальных проблем современности
-специфику проявления глобальных проблем в отдельных странах
-виды международных организаций, занимающихся решением глобальных проблем;
— работать с дополнительной литературой;
— принимать участие в дискуссии;
-анализировать статистические данные;
— проводить лабораторные работы;
— применять полученные знания на практике
Содержание курса.
Тема 1. Глобализация.
Глобализация как тенденция современного мирового развития. Периоды глобализации. Взаимоотношения человека и общества в условиях НТР. Особенности глобализации на современном этапе: позитивные и негативные тенденции. Глобальные проблемы как порождение глобализации.
Антиглобализм.
Тема 2. Глобальные проблемы современности.
Причины возникновения глобальных проблем. Особенности глобальных проблем. Виды глобальных проблем. Пути решения глобальных проблем в современном мире.
Тема 3. Проблема войны и мира.
Исторический аспект проблемы. Мировые войны и локальные конфликты. Холодная война и гонка вооружений. Ядерная зима. Мировая торговля оружием.
Горячие точки планеты.
Межэтнические и межконфессиональные конфликты. Новое политическое мышление. Безъядерные зоны. Пацифизм.
Практическая работа « Анализ статистических данных. Конфликты человечества».
Тема 4. Проблема « Север- Юг».
Параметры отсталости. Колониализм. Модель «золотого миллиарда». Закон культурного отставания У. Огсборна. Трудовая миграция.
Исламизация стран Запада. Страны третьего мира и урегулирование геополитических проблем.
Практическая работа. «Анализ соотношения реального ВВП на душу населения в богатых и бедных странах».
Тема 5. Экологическая проблема.
Коэволюция. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Трансграничный перенос. Экологическое варварство. Экологический мониторинг. Экологическое право.
Климатический патруль в средней общеобразовательной школе.
Тема 6. Энергетическая проблема.
Минеральные ресурсы и их рациональное использование. Возобновляемые источники энергии. Гидроэнергетика. Лесные ресурсы. Вторичные ресурсы. Экологические проблемы ядерной энергии.
Энергетическая безопасность. Проблемы утилизации. Деятельность международной организации « Spare ». Работа климатического патруля в общеобразовательной школе.
Тема 7. Продовольственная проблема.
Регионы и зоны критической продовольственной ситуации. Природно-ресурсные аспекты решения продовольственной проблемы. Факторы падения плодородия почв. Экологические последствия «мясной революции». Типы питания по Кэриелу.
Мировая программа по борьбе с голодом.
Тема 8. Освоение космоса и мирового океана.
Проблемы освоения ресурсов океана и космоса. Морское хозяйство. Океанологический туризм. Морская среда как арена военной активности. Международное сотрудничество.
Конвенция ООН по морскому праву «Хартия морей». Космическое землеведение и космическое производство. Международные космические станции. Космический туризм.
Тема 9. Демографическая проблема.
Принципы теории роста и развития. Мальтузианство. Демографический «взрыв» в странах третьего мира и «нулевой прирост» в странах Европы. Урбанизация. Коэффициенты рождаемости и смертности. Коэффициент фертильности. Возрастные когорты. Старение нации. Долгожительство. Соотношение полов.
Качество жизни. Здоровый образ жизни. Демографическая ситуация в России. Международная продовольственная ассоциация.
Тема 10. Международный терроризм.
Хронология терроризма. Виды терроризма. Соотношение типов и мотивов терроризма. Поведение жертв террора. Терроризм в международном праве.
Социальная безопасность.
Тема 11. Проблема здравоохранения.
Понятие и показатели здоровья. Режим труда и отдыха. Эпидемии. СПИД. Алкоголизм.
Табакокурение. Санитарное просвещение населения. Система здравоохранения в России.
Социологический опрос на тему: «Здоровый образ жизни».
Тема 12. Проблема падения нравственности.
Нравственность. Философия гуманизма. Духовность и религиозность. Интеллектуальный потенциал нации. Проблема «утечки умов». Нарушение законности и рост преступности. Реформы в образовании.
Построение гражданского общества. Снижение социальной напряженности. Влияние СМИ на нравственное самосознание. Разрушение исторической памяти. Проблемы патриотизма. Массовая культура.
Сквернословие. Суицид. Жестокость и насилие. Интернет и компьютерная зависимость. Проблемы детей — социальных сирот.
Тема 13. Международное регулирование глобальных проблем.
Международное право. Международное гуманитарное право. Международные организации, занимающиеся решением глобальных проблем. ООН. ЮНЕП. МАГАТЭ. ВОЗ.
Монреальский протокол. Киотский протокол. Римский клуб. Концепция пределов роста.
Тематическое планирование.
Глобальные проблемы современности
Проблема войны и мира
Работа со справочной литературой
Работа со справочной литературой
Заседание климатического патруля
Встреча с руководителем Мосгорэнерго.
Совместное заседание с членами климатического патруля.
Экскурсия с музей гидроэнергетики в Угличе
Анализ статистических данных
Экскурсия на комбинат «Московский»
Отчет об экскурсии
Освоение космоса и мирового океана
Встреча с представителями ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
Встреча с представителями института Океанологии им. П.П.Ширшова
Анализ статистических данных
Встреча с работниками департамента по здравоохранению
Проблема падения нравственности
Встреча с руководителем волонтёрской организации «Отказник»
Международное регулирование глобальных проблем.
Работа с источниками
- Загладин В.В. Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. Москва, 1981.
- Ильясов Ф.Н. Терроризм от социальных оснований до поведения жертв. Москва. 2007.
- Капица С.П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества // Новая и новейшая история, №4, 2004.
- Лавров С.Б. Глобальная география. Москва, 2001
- Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Москва, 2007.
- Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Москва. 2006.
- Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии, № 3, 2001.
- Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник РАН, том 74,№3,2004.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. Москва, 1994.
Рекомендуемая литература
Обсуждение материала
Марина Гилярова
15.09.2011 23:51
оксана ступина
18.09.2011 20:33
Марина, спасибо за комментарийю Мы готовим выпуск методических рекомендаций для учителя к нашему элективному курсу и рабочую тетрадь для учащихся, где вы сможете увидеть все необходимые материалы.
В обществознании само понятие» факторы глобализации» предусматривает связь с информационными технологиями, так что выделять его отдельно считаю неуместным.
Не подскажете, сколько находится материал на сайте на проверке? А то уже и комментарии появились, а материал ещё не утверждён.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Другие материалы автора
- Интегрированный урок » Социальная структура общества в пьесе М. Горького » На дне»
- игра » Страны Востока в 19 веке»
Популярное
Образовательные вебинары
- Международный вебинар «Новый порядок аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: задачи, принципы, процедура проведения и документационное обеспечение аттестации»
- Вебинар «Творческое конструирование в ДОО: поделки из бросового и природного материала»
- Вебинар «Арт-терапевтические технологии с детьми дошкольного возраста: корректируем психоэмоциональное состояние, снижаем напряжение и тревожность, преодолеваем неуверенность, устраняем страхи»
- Вебинар «Современные методики и технологии коррекционно-образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
- Международный вебинар «Внедрение ФОП дошкольного образования: подготовка к обучению чтению»
- Вебинар «Переход дошкольных образовательных организаций на Федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО): нормативная база, управленческие решения, методические шаги»
Источник: www.uchmet.ru
Глобальные проблемы человечества и пути их решения
Проблемы, которые касаются не какого-то отдельного континента или государства, а всей планеты, называются глобальными. По мере своего развития цивилизация накапливает их все больше и больше. Сегодня основных проблем насчитывается восемь. Рассмотрим глобальные проблемы человечества и пути их решения.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Сыровацкой Ольгой Викторовной.
Опыт работы учителем географии — 35 лет.
Экологическая проблема
На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально: загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать. По мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит и для человечества.
Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.
Решить проблему в одиночку не может даже самая развитая страна, так что государства объединяются, чтобы сообща решать важные экологические задачи. Основным путем решения считается разумное природопользование и переорганизация быта и промышленного производства так, чтобы экосистема развивалась естественным путем.
Демографическая проблема
В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Решить этот вопрос поможет грамотная политика планирования семьи и улучшения условий жизни каждого отдельного человека.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Продовольственная проблема
Данная проблема тесно связана с демографической и состоит в том, что больше половины человечества испытывает острую нехватку продовольствия. Чтобы ее решить, нужно рациональнее использовать имеющиеся ресурсы для производства пищи. Специалисты видят два пути развития – интенсивный, когда биологическая продуктивность уже существующих полей и других угодий увеличивается, и экстенсивный – когда увеличивается их количество.
Все глобальные проблемы человечества должны решаться сообща, и эта проблема – не исключение. Вопрос с продовольствием возник из-за того, что большая часть людей проживает на непригодных для этого территориях. Объединение усилий ученых из разных стран значительно ускорит процесс решения данной проблемы.
Энергетическая и сырьевая проблема
Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые находились в недрах Земли сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряются достижения научно-технического прогресса.
Проблема мира и разоружения
Некоторые ученые считают, что в самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить. Чтобы этого не произошло, принимаются мировые соглашения о сокращении вооружения и демилитаризации экономики.
Проблема здоровья людей
Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют. Единственный путь решения – продолжать научные исследования в поисках лекарств.
Проблема использования Мирового океана
Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану. Все страны, которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается добывающая сфера, химическая. И это порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения. Но как решаются эти вопросы?
В настоящий момент ими занимаются ученые со всего мира, которые разрабатывают принципы рационального океанического природопользования.
Проблема освоения Космоса
Чтобы освоить космическое пространство, важно объединить усилия в мировом масштабе. Последние исследования – результат консолидации работы многих стран. Именно это является основой решения проблемы.
Ученые уже разработали макет первой станции для поселенцев на Луне, а Илон Маск заявляет, что не за горами день, когда люди отправятся осваивать Марс.
Что мы узнали?
У человечества множество глобальных проблем, которые могут в итоге привести к его гибели. Решить эти проблемы можно только в том случае, если консолидировать усилия, в противном случае усилия одной или нескольких стран будут сведены к нулю. Таким образом цивилизационное развитие и решение проблем всеобщего масштаба возможны только в том случае, если выживание человека как вида станет выше экономических и государственных интересов.
Источник: obrazovaka.ru