Гипертекстовые системы примеры программ

С конца 1970-х гг. создается значительное количество гипертексто­вых систем, большинство из которых имеет коммерческий характер. Су­щественное влияние на этот процесс оказало появление и распростране­ние персональных компьютеров. Прообразом современного Интернета стала экспериментальная сеть ARPAnet, предназначенная для военных целей.

Развитие сетевых технологий требовало новых программных средств. Программисты 1980-х гг. стремились на практике воплотить идеи гипертекста для решения конкретных практических задач. Описание различных гипертекстовых систем не является нашей задачей, так как предмет нашего исследования — русскоязычные электронные гипертек­сты, присутствующие в Интернете. Тем не менее здесь следует упомя­нуть наиболее интересные и известные из них, поскольку интернет-гипертекст, хотя и наиболее распространенная в настоящее время, но от­нюдь не единственная гипертекстовая модель.

Объединенные главным принципом гипертекста — нестабильной, те­кучей композицией на основе программно поддерживаемых переходов, — существующие гипертекстовые системы имеют и ряд отличий. Среди них такие параметры системы, как организация интерфейса (т. е. способы вза­имодействия пользователя и программы); принципы читательского пере­мещения в информационном пространстве, или навигация; потенциал читательской интерактивности (возможность делать собственные помет­ки в процессе чтения, менять изначальный текст, устанавливать собст­венные связи и т. д.); принципы визуального представления информаци­онных единиц, например, многооконная или однооконная организация, а также некоторые другие параметры. Одни гипертекстовые системы поддерживают только текст (например, NLS и ZOG), другие — таблицы и графику (HyperTIES, HyperCard, Guide); есть механизмы интерпретации различных видов информации (например, видео и аудио) в рамках гипер­текстовой сети (Intermedia, NoteCards).

Информационная безопасность: безобидный гипертекст и коварный джаваскрипт

Невозможно перечислить огромное количество гипертекстовых и гипермедийных систем, которые разрабатываются и используются на практике в настоящее время. Назовем лишь наиболее интересные и из­вестные из них.

Intermedia. Эта гипертекстовая система начала разрабатываться в 1985. В 1989 она получила коммерческую реализацию (Intermedia 3.0). Система позволяет связывать в едином информационном пространстве самую разную информацию: текстовую, графическую, видео и аудио.

Здесь связи (возможности гипертекстовых переходов) были представле­ны за пределами основного текста в виде кнопок, которые, подобно книжным сноскам (примечаниям), предупреждали читателя о существо­вании дополнительной информации. Intermedia позволяет многим инфор­мационным единицам быть связанными в пределах единого экранного изображения, и это можно рассматривать как одно из преимуществ сис­темы. Но одновременно существует опасность «утопить» пользователя во множестве открытых окон с разнообразной информацией.

HyperCard. В 1987 г. Apple Computers выпускает HyperCard — пер­вую гипертекстовую систему, бесплатно устанавливаемую на каждом про­даваемом компьютере «Макинтош». Кроме собственно текста, эта система позволяет представить таблицы и графическую информацию. Ее особенно­стью являются жесткие требования к объему каждой информационной единицы — она не должна превышать объем экрана монитора, являясь визуальным аналогом каталожной карточки (видимо, это и дало название системе). Заслуга этой системы в том, что она, наряду с WWW, сделала ги­пертекстовые технологии всеобщим достоянием, повседневной практикой.

Шестнадцатеричная система счисления

Hyper Wave. Этот проект появился в 1990 г. и первоначально имел название Hyper-G. Сейчас это сложная система управления сетевыми Документами в больших информационных пространствах. Она предос­тавляет разнообразные возможности для пользователя: осуществление Иерархического структурирования документа, управление связями, пол-дотекстовый поиск, интерактивное редактирование связей и документов и Многое другое.

Microcosm. Открытая система, предоставляющая широкие возмож­ности для работы с графической, звуковой и видеоинформацией. Предна­значена в первую очередь для разработки дистанционных учебников, справочников и документации различного рода. В Microcosm интегриро­ваны результаты десятилетних исследований в области гипертекста, лин­гвистики и статистического анализа, которые проводились в Саутгемпто-новском университете в Англии. Реализовано автоматическое связывание информации, обеспечены тематический поиск и навигация.

Читайте также:
Можно ли написать программу в ворде

Storyspace. Эта система заслуживает особого внимания, так как из­начально она задумывалась как инструмент, который поддерживает про­цесс написания гипертекстовых произведений, в том числе и художест­венных, это своеобразная «писательская среда». Она разрабатывалась специально для писателей — гипертекстовых беллетристов.

Как показы­вает практика использования системы, она лучше всего подходит для работы с большими, сложными и «вызывающими отклик» («challenging») гипертекстами. Система аккумулировала многие черты системы Interme­dia, фактически является ее наследницей. Именно с ее помощью написа­но большинство произведений гипербеллетристики, включая и первое та­кое произведение — «гиперроман» Майкла Джойса «Afternoon, A Story».

Авторы определяют систему как программный продукт, «пишущий окружающую среду». Будучи достаточно простой в работе (с принципа­ми работы с ней можно ознакомиться на сайте [http://www.eastgate.corn/ Storyspace.html]), Storyspace позволяет сосредоточиться на самом процес­се письма, поскольку техническая сторона этой программы практически не требует никаких специальных навыков; пользовательский интерфейс также прост и удобен:

j|hyiH№r.« tnob ftctlon Jvr-nrtatoa portly bW*5. Hypeit

A Hypertext Tool for Writers and Readers

маток* z

especially wепдтд ^ypert-=xts. Sttyvspsc-* recuses on-1^? orocess of л-AtiriG, щйапд t *-asy and alea-santto lint, r из-за того, что HTML с самого начала не был рассчитан на описание внешнего вида документа, он не в состоянии удовлетворитель­но выполнить эту задачу даже сейчас. » [Кирсанов 2001: 26] (под веб-дизайном обычно понимается оформление сайтов, что сравнимо с поли-

[рафическим дизайном и версткой для бумажного издания; часто под веб-Дизайном сайта также понимают проектирование его структуры).

Источник: studfile.net

Гипертекстовые системы

Остановимся на более подробной характеристике WWW. Эта г ипертекстовая система представляют собой новый класс систем управления информацией. Цель создания таких систем — дать возможность пользователям создавать, распространять, связывать друг с другом и использовать массивы самой разнородной информации в форме текста, графики, изображений, аудио-видео информации, программ и т.п.

В общих чертах гипертекстовую систему можно рассматривать как систему баз данных, которая обеспечивает совершенно разные методы доступа и управления информацией. Однако, в отличие от традиционных систем баз данных, которые имеют регулярную, упорядоченную структуру, гипертекстовые системы баз данных не имеют строгой структуры, и пользователь волен оперировать, информацией различными доступными ему методами [7].

Основная идея гипертекстовых систем заключается в концепции автоматически поддерживаемых связей как внутри одного документа, так и между различными документами. Поддержка таких связей позволяет организовывать нелинейные текстовые структуры. Преимущества нелинейных документов очевидны — в отличие от линейного документа, например, статьи в журнале, которая является одноуровневым, неизменяемым и имеющим ограниченный набор ссылок, гипертекстовый документ представляет собой гибкую структуру, которая может быть ориентирована на конкретного читателя. Читатель по желанию может либо ограничиться поверхностной информацией одного уровня, либо при необходимости получать более полную информацию других уровней, не тратя времени на поиск нужных документов по ссылкам.

Создатель гипертекстового документа может дополнять документ новыми ссылками, обновлять отдельные части документа, ire меняя структуры в целом, а также изменять структуру документа, не меняя содержимого отдельных частей.

Гипертекст был определён как подход к управлению информацией, при котором ДАННЫЕ хранятся в узлах некой сети, СОЕДИНЁННЫЕ связями. Хранимая в узлах информация может иметь текстовый, графический или какой-либо другой вид [10]. Гипертекст, совокупленный с мультимедиа, называют гипермедиа. Перспективы применения систем гипермедиа заключаются в возможностях создания сложных информационных массивов, имеющих связи с другими массивами.

Гипертекстовую систему составляют узлы — понятия и связи — отношения между ними. Узел обычно представляет одиночное понятие или идею и может содержать текстовую, графическую или какую-либо другую форму информации. На экране пользователя узлы могут быть представлены как текст (в виде статьи, предложения, оглавления и др.), как части экрана и т.д., специально выделенные, чтобы передать их семантический смысл [11].

Читайте также:
Можно удалить программу bonjour

Связи представляют отношения между узлами-понятиями. Они могут быть двунаправленными, позволяя возвращаться от последующего узла к предыдущему (т.е. сделать шаг назад).

Основные черты гипертекстовых систем.

· •Графический пользовательский интерфейс, позволяющий пользователям ориентироваться в море информации путём установления связей с узлами и получения информации о содержимом узлов.

· Управляющая система с инструментом создания и управления узлами и связями (система для создания гипертекстовых документов).

· Механизм поиска информации, либо традиционный — типа поиска по ключевым словам, авторам, тематике, либо — возможность создания механизма поиска по запросам пользователя.

· Механизм управления информацией об узлах и связях между ними.

· Система хранения информации, которая может быть, например, файловой системой, системой баз знаний, либо системой управления реляционными или объектно-ориентированными базами данных.

Ярким примером глобальной гипертекстовой системы является WWW — наиболее перспективная и бурно развивающаяся прикладная система Internet.

WWW. Гипертекстовая система WWW была предложена в марте 1989 г., как система для обмена информацией среди участников Европейского Центра Ядерных Исследований (CERN).

В настоящее время WWW является одной из наиболее распространенных систем Tie только в сфере физических исследований, но и во многих других областях, поскольку является удобным и мощным инструментом управления информацией. «Всемирная паутина» представляет собой широкомасштабную гипертекстовую информационную систему. Она даёт универсальный доступ к большому объёму документов на WWW-cepeepar, и, сверх того, поддерживает ряд наиболее распространённых протоколов для общения с другими информационными системами.

WWW даетвозможность пользователям сетей находить и потреблять информацию, размешенную как на местных, так и на удалённых серверах, к которым возможен доступ по сети.

Для извлечения информации из различных источников WWW использует соответствующие протоколы, среди которых следует отметить следующие:

· HyperText. Transfer Protocol (HTTP) — собственный протокол WWW. Наиболее быстрый протокол для просмотра и представления данных.

· Z39.50 — протокол получения информации. Один из вариантов Z39.50 — протокол WAIS.

· В настоящее время в WWW возможно следующее:

· функции WA1S;

· сервис анонимного ftp;

· полные возможности Archie;

· все возможности Veronica;

· все возможности finger;

· все возможности CSO, X.500 и whnis сервисов;

· библиотечные системы, использующие PALS (станларт баз дан-ных библиотечных систем);

· доступ к Usenet;

· функции telnet;

· функции llytelnet (интерфейс к telnet через систему меню);

· функции Techinfo или Texinfo;

· функции Hyper-g (сетевая гипертекстовая система распространенная в Европе);

· гипертекст и гипермедиа п формам’ HTML — собственном формате WWW.

· WWW работает по принципу клиент сервер. WWW-клиснты реализованы для с.ленуюншх платформ:

· алфапнтно-цифровые терминалы любой платформы;

· UNIX (любой из диалектов);

· XI 1/Motif лля IRIS (Silicon Graphics), SunOS 4, ItS/6000, DEC Alphn/OSFl;

· NcXT, для NeXTStep 3.0;

· IBM совместимые от.186 и выше, под MS DOS и Windows;

· Macintosh от Classic и выше;

· интерфейсы в среде Perl;

· интерфейсы в среде Emacs.

WWW-серверы доступны на следующих платформах:

Ø Macintosh OS 7.X;

Ø Windows З.хх или NT.

Как уже было сказано, для общения клиента и сервера определён протокол HTTP.

Текущие версии «стандарта» HTTP — протокола для общения клиента и сервера — обеспечивают все необходимые требования для проверки аутентичности пользователя (типа permission access), защиты от перехвата конфиденциальной части информации и т.д. Основой для этого является Secure Sockets Layer (SSL) протокол, стандарт которого принят группой W3C (W3 Corporation), последнее обновление 17.01.1995, и опубликован в виде RFC.

Читайте также:
Порядок организации по дополнительным профессиональным программам

SSL протокол обеспечивает протоколам более высокого уровня возможность взаимодействия по схеме клиент-сервер по так называемому «безопасному каналу», суть которого состоит в следующем:

Ø канал выделенный — после тривиального handshake (рукопожатия) в обмене по каналу происходит установление секретного ключа и все последующие сообщения зашифрованы;

Ø канал достоверный — поскольку со стороны сервера всегда происходит проверка аутентичности клиента, который не обязательно проверяет достоверность сервера;

Ø канал надёжен — передача сообщений включает проверку на целостность или полноту данных, используя средства, зарезервированные в Medium Access Control (MAC).

Эти встроенные в HTTP особенности дали возможность развить на его основе приложения, используемые в бизнесе и даже в финансовой сфере: появилось очень много WWW-серверов, предоставляющих совершенно необычные услуги, как, например, оплату счетов по кредитной карте, заказы и оплата в магазинах, операции по страховому полису и т.д. Таким образом, быстрое развитие HTTP заметно расширяет сферу применимости приложений на его основе.

Для создания и использования гипертекстовых документов определён язык HTML (HyperText Markup Language), являющийся прикладной разновидностью мощного языка описания документов SGML, являющегося стандартом ISO. Гипертекстовые HTML документы представляют собой обычные 7-битовые ASCII файлы, содержащие форматные коды, которые определяют внешний вид документа (шрифты, заголовки, параграфы, картинки, изображения и пр.) и гиперсвязи.

Источник: studopedia.su

Гипертекстовые системы

Технологически в основе ги?ертекста лежат компьютерные программы, которые поддерживают следующие базовые функции:

  • 1. обес?ечение быстрого просмотра информационного массива (браузинг);
  • 2. обработка ссылочных отношений (обращение и вызов фрагмента текста или другой информации, на которую производится отсылка);
  • 3. навигация по ги?ертексту, запоминание маршрута движения; представление пути движения в легко воспринимаемой форме;
  • 4. возможность формирования обычного линейного текста как результата движения по ги?ертексту;
  • 5. дополнение ги?ертекста новой информацией;
  • 6. введение новых отношений в структуру ги?ертекста (для систем с жесткой структурой).

Программные оболочки ги?ертекста, как правило, универсальны. Они могут использоваться в различных областях для создания тематически разных ги?ертекстов. Таковы, например, оболочка ZOG и разработанная на ее основе промышленная ги?ертекстовая система KMS (университет Карнеги-Меллон, США).

Сферы применения этих ги?ертекстовых систем необычайно разнообразны — от работы с документацией и поддержки электронной почты до ги?ертекстов, предназначенных для экс?ертов, работающих над бюджетом. Имеются и с?ециализированные системы.

Так, система NoteCards (продукт компании «Xerox PARC») предназначена для аналитической работы, а система WE, моделирующая особенности получения нового знания — для помощи в авторской работе. Наиболее популярны сегодня программные пакеты HyperCard компании «Apple». Они относительно просты в использовании. Ги?ертекст в оболочке HyperCard представляется в виде каталожных карточек.

Пользователь с помощью довольно простого интерфейса организует структуру карточки и устанавливает связи между карточками. Пакеты HyperCard позволяют сочетать различные типы информации, в частности карточки могут включать графическую, звуковую и др. информацию.

Следует отметить, что современные базы данных также включают поля для визуальной и звуковой формы данных (ср., например, базу данных ACCESS 7, работающую в среде Windows). Близка к HyperCard по своим свойствам и программа SuperCard фирмы «Silicon Beach». Некоторые системы ги??ртекста содержат с?ециальные средства ориентации пользователя в ги?ерпространстве — карты или закладки, отмечающие наиболее посещаемые узлы ги??ртекста. Комплексом средств ориентации обладает система Hypergate Writer фирмы «Eastgate Systems Inc».

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru