Гибридное обучение – термин достаточно новый для сферы образования и до сих пор нет точного его определения. Можно ли считать гибридную модель самостоятельной, или это все лишь разновидность существовавших ранее форматов обучения?
Сравним гибридное обучение с дистанционным, смешанным и не совсем понятным в России HyFlex.
1. Дистанционное обучение предполагает, что студент находится вне аудитории и использует для получения знаний современные технические средства и интернет. Студент может просматривать лекции в прямом эфире или в записи. Возможность взаимодействия с преподавателем в режиме онлайн существует далеко не всегда – может не быть технической возможности вести диалог с лектором, а использование различных чатов не гарантирует моментального ответа. Дистанционное обучение больше подходит для лекций, семинарские занятия проводиться онлайн могут (преподаватели вынуждены были проводить их вовремя пандемии), но как правило, нежелательны. Эффективность такого обучения во многом зависит от самодисциплины студентов.
Гибридное обучение (введение)
Гибридный формат, в отличие от дистанционного, нацелен на активное вовлечение удаленных студентов в учебный процесс и их взаимодействие не только с преподавателем, но и теми студентами, которые находятся в аудитории.
2. Смешанное обучение – это сочетание онлайн и офлайн форматов, но приоритет остается за занятиями в аудиториях. Основу учебных курсов составляют обычные занятия в стенах университета, но некоторые занятия проводятся онлайн. Например, какой-то объем теоретического материала студенты изучают дистанционно, а затем в очном формате вместе с преподавателем проводят разбор изученного, проводят практические и лабораторные работы, то есть смена форматов происходит последовательно. Количество онлайн-занятий заранее известно и фиксируется в учебном плане, оно не зависит от заболеваемости или других внешних факторов.
Гибридное обучение тоже предполагает объединение онлайн и офлайн-форматов, но там идет речь о создании единой цифровой среды – одно и то же занятие одновременно доступно как для очного посещения, так и для подключения онлайн. Гибридное обучение обеспечивает синхронное получение знаний для всех студентов.
3. HyFlex – этот термин произошел от двух слов — Hybrid + Flexible, что означает объединение гибридности и гибкости. Данная модель обучения появилась еще в 2006 году, стала активно использоваться в некоторых зарубежных вузах в связи с пандемией и по сути очень близка к гибридному обучению. Она также объединяет элементы онлайн и офлайн-обучения. В центре такой системы стоит студент, которому предоставляется возможность самостоятельно выбирать, как ему удобнее участвовать в занятиях – посещать в аудитории, подключаться удаленно или смотреть в записи. В любой момент он может поменять свое решение, в чем и проявляется гибкость формата.
Внедрение гибридного формата, в отличие от HyFlex, имеет совершенно другую главную цель – дать онлайн и офлайн студентам равные возможности участия в учебном процессе.
Программы гибридного обучения

Сравнение различных форматов обучения, которые сегодня доступны в вузах, показывает, что гибридная модель – это не просто сочетание онлайн и офлайн, а вполне самостоятельный формат, имеющий свои цели, требования к реализации, и участникам учебного процесса. Это не временная замена традиционного обучения на время пандемии, а формат, имеющий большие перспективы для развития. Причем развитие будет идти сразу в нескольких направлениях – это и подготовка преподавателей, и разработка новых образовательных программ и методик преподавания, и техническое совершенствование аудиторных комплексов.
Первые эксперименты вузов показали, что гибридное обучение может частично использовать оборудование, установленное ранее для дистанционного и смешанного обучения, но для полноценного взаимодействия всех участников учебного процесса требуется серьезная модернизация ИТ и АV-решений.

Если для классического дистанционного обучения достаточно порой организовать запись лекции или трансляцию онлайн, поскольку там акцент только на преподавателя и его презентацию, то для создания бесшовной образовательной среды необходимо, чтобы и преподаватель, и все студенты (независимо от места нахождения) прекрасно видели и слышали друг друга, имели возможность использовать различные инструменты для совместной работы с контентом.
К началу 2022 года только несколько российских вузов заявили о серьезной работе в этом направлении. Так, создаваемые МГПУ совместно с компанией «Делайт 2000» гибридные аудитории для семинарских занятий уже успешно прошли тестовые испытания. Благодаря высокой вовлеченности преподавателей в пилотный проект удалось отработать различные сценарии работы и скорректировать настройки технического комплекса таким образом, чтобы и преподавателям, и студентам было максимально комфортно работать в новых гибридных аудиториях.
Источник: d2k.ru
Что такое “гибридное обучение”?
Благодаря развитию технологий образования, школы стали использовать методы работы, не типичные для обычной классной среды. Только в 2020 году сотни учебных заведений во всем мире вынужденно перешли на дистант, что побудило многих преподавателей задуматься о внедрении гибридной модели обучения.
Но гибридное обучение — это не просто перенос большей части учебного плана в виртуальный класс. В отличии от ДО (дистанционного образования), гибридное обучение — комплексное объединение лучших методов очного и онлайн-обучения.
Это модель, объединяющая традиционный аудиторный опыт, эмпирическое обучение и цифровые материалы курса, направленная на получение максимального результата для каждой поставленной цели обучения. Гибридные классы строятся с учетом преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей группы.
Преподаватель может обучать одновременно очных и онлайн-студентов, используя при этом необходимые программные обеспечения: видеоконференцию, синхронизацию экранов, интерактивные рабочие тетради и учебники, компьютерный класс или лабораторию.
Для успешного внедрения этой модели обучения необходимо иметь синхронизированные материалы: подобный подход позволяет объединить модель преподавания face-to-face (F2F) с дистанционной моделью. Чем выше уровень подготовки преподавателя, тем продуктивнее урок как для очных, так и для удаленных студентов.
Преимущества “гибридной модели”
Очное и дистанционное образование имеет как плюсы, так и минусы. Цель гибридной модели — объединить преимущества обоих видов образования и создать максимально удобную и эффективную модель обучения. Рассмотрим основные преимущества таких моделей:
- Гибкость во всем: в расписании, в материалах, в практических заданиях, в общении с педагогом. Те студенты, которые не могут посещать занятия лично по причине расстояния или проблем со здоровьем, продолжают обучение дистанционно, наравне с остальными студентами.
- Независимость от академического потока: внедрение гибридной модели обучения помогает развить навыки самообразования. Студенты учатся работать с материалами лично и не зависят от академического процесса, расписания или успеваемости своих сокурсников.
- Эффективное распределение ресурсов: эта модель обучения помогает планировать время, распределяя встречи и практические занятия как в виртуальном, так и в личном формате. Основной принцип: экономия времени, сил и средств, но получение максимальной эффективности от встречи.
- Индивидуальный подход: в зависимости от интересов, занятости, целей и способностей учеников, преподаватель может варьировать изучаемый материал и подстраивать скорость обучения под студента. Более того, смешанное обучение открывает возможности для дополнительного обучения в тех областях, в которых студент заинтересован больше всего.
Модели гибридного обучения
Нужно понимать, что форма и вид модели гибридного обучения будет отличаться с учетом особенностей преподаваемого предмета, группы и целей обучения. Ниже рассмотрим основные принципы создания такой модели, разработанные Институтом Кристенсена (Christensen Institute Blended Learning Universe ).
Модель N1: Station Rotation (Ротация Станций)
Источник: dzen.ru
Смешанное (гибридное) обучение: все, что вам нужно знать

Онлайн-образование
На чтение 9 мин. Просмотров 11k. Опубликовано 29/01/2021
Смешанное обучение – это не столько инновация, сколько естественное следствие интеграции электронных технологий в традиционное обучающее пространство.
Давайте подробно разберемся в понятии «смешанное обучение» и рассмотрим его преимущества.
Что такое смешанное обучение?
Смешанное или гибридное обучение сочетает в себе лучшее из двух учебных сред — традиционного очного обучения в классе и высокотехнологичного электронного обучения.
Учитывая преимущества обоих видов, вы можете привлечь все типы учащихся — тех, кто лучше учится в структурированной среде, включающей личное взаимодействие с инструктором, и тех, кто предпочитает самостоятельное автоматизированное электронное обучение.
Наверняка в вашей компании или обучающем проекте вы имеете дело с обоими типами учащихся, поэтому смешанное обучение это именно то, что подойдет им всем.
В то время как традиционное очное обучение предлагает возможность для ролевых игр с немедленной обратной связью лицом к лицу, онлайн-обучение предлагает персонализированное, самостоятельное обучение с использованием элементов электронного обучения, таких как формирование навыков, игры, видео, учебные пособия, викторины, доступные в личном кабинете ученика в системе управления обучением (LMS) со смартфона или планшета.
Преимущества смешанного обучения
В последнее десятилетие многие преподаватели органично внедряют смешанное обучение как инструмент для занятий в аудитории и за ее пределами. В том числе и в корпоративной среде.
Успех смешанного обучения обусловлен 5 основными преимуществами:
1. Учет потребностей всех
2. Тенденции обучения и обратная связь
В смешанном обучении используются онлайн- и офлайн-технологии в тандеме, что позволяет преподавателям быстро внедрять новейшие тенденции и методы обучения в учебную программу. Преподаватели также могут использовать встроенные функции аналитики LMS для более глубокого анализа прогресса и успеха учеников на основе полученных данных.
Для учащихся смешанное обучение также предлагает уникальную возможность обсуждать, моделировать и практиковать новые навыки в безопасном месте, так что они не просто смотрят или слышат — они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся помнят то, что они узнали.
3. Снижение затрат
Обучение в классе может показаться более дешевым вариантом по сравнению с разработкой электронного обучения, но подумайте об истинной стоимости очных занятий: время на поездки и командировки сотрудников, оплата инструкторов, оплата перелета и гостиницы могут составлять значительную часть бюджета на обучение.
Смешанный подход к электронному обучению сокращает командировочные расходы и может использоваться снова и снова, что также сокращает время преподавателя.
4. Удовольствие и участие
Смешанное обучение – это интерактивный опыт. Учащиеся усиливают уроки в офлайн, практикуясь в Интернете с помощью различных форматов и носителей информации, каждый из которых ориентирован на определенный стиль обучения. Ученики могут выбирать с каким типом контента они хотят взаимодействовать, как будут практиковать то, что они узнают, и общаться с инструкторами и другими учащимися в любое время и на любом устройстве.
Опыт группового взаимодействия поддерживает вовлеченность учащихся и информирует преподавателей об их успехах и областях, требующих большего внимания.
5. Охват и персонализация
Большие организации сталкиваются с проблемами, связанными с тем, чтобы сделать обучение универсальным, независимо от местоположения филиала. Повтор обучения и командировки также могут быть проблемами, которые легко решаются с помощью смешанного обучения, обеспечивающего обучение всех сотрудников, независимо от того, работают ли они в другой стране или из дома.
Охват всех также означает учет разных уровней подготовки людей. Если все учащиеся имеют разные уровни понимания и опыта, то зачем заставлять их проходить одну и ту же программу обучения? Смешанное обучение создает подход к обучению в формате «шведского стола», позволяя ученикам управлять и выбирать, как и когда они взаимодействуют с учебным материалом. Возможность протестировать знакомую тему или несколько раз прослушать один и тот же подкаст означает, что каждый ученик получает необходимую (и желаемую) подготовку.
Модели смешанного обучения
Когда вы обучаете разнородную группу, практически невозможно адаптировать процесс обучения к каждому ученику. Модель смешанного обучения может помочь вам персонализировать ваш предмет с учетом временных соображений, методов обучения и даже личных предпочтений, но реализация модели смешанного обучения требует больших изменений в вашем отношении к обучению.
Вот некоторые из методов смешанного обучения:
Традиционные учебные занятия под руководством инструктора дополняются технологией, позволяющей учащимся контролировать свой собственный темп обучения. Это ролевые игры, наставничество, практика и обратная связь.
Учащиеся переходят от одной учебной деятельности к другой либо во время структурированного занятия под руководством преподавателя, либо в онлайн-режиме самостоятельно. Это учебные «станции» и перевернутый класс, где ученики отрабатывают урок перед посещением очного обучения.
Это термин, который можно использовать как синоним индивидуального обучения. Получая доступ к своему личному кабинету в системе управления обучением (LMS), ученики контролируют свой путь обучения, выбирая, что им изучать. Инструктор обычно присутствует в качестве наставника, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Одним из самых эффективных способов мотивации учащихся является игра. Получая игровые элементы, такие как очки или уровни, учащиеся чувствуют небольшую конкуренцию и более мотивированы изучать материал в свободное время.
Эта модель смешанного обучения полностью электронная, с минимальным взаимодействием с инструктором или без него, и применяется до, во время или после обучения. Учащиеся могут получить доступ к контенту на мобильных телефонах, ноутбуках или планшетах. Этот метод вовлекает и укрепляет обучение.
Это дополнительный контент в форме вебинаров, шаблонов документов, отраслевых блогов или видеоуроков, который помогает целеустремленным учащимся глубже изучить предмет. Надежная LMS «АнтиТренинги» может объединить различные типы контента в рамках одной системы, чтобы поощрять любопытство и рост учеников.
Эта модель смешанного обучения полностью ориентирована на ученика и происходит в электронной среде. Учащиеся могут общаться с инструктором через чат или электронную почту. Она обеспечивает гибкий график и персонализированное обучение, но не имеет непосредственного взаимодействия с другими типами смешанного обучения.
LMS в этом случае – лучший способ побудить учеников направлять собственное обучение, продолжая при этом следить за процессом и участвовать в обсуждениях в классе.
Лучшие практики смешанного обучения
Смешанное обучение хорошо подходит для изучения большого количества материала курса самостоятельными и заинтересованными учащимися. Но как заставить учеников брать на себя ответственность за свое обучение? Применяя лучшие практики и стратегии смешанного обучения к остальной части учебной программы, вы можете максимально использовать совместные усилия дома и в классе.
Объясните причины использования вами смешанного обучения
Если ваши ученики до конца не понимают причины объединения самостоятельного и обучения в аудитории, вы можете потерять их с первого дня. Вместо этого найдите время, чтобы объяснить, почему вы выбрали смешанное обучение в качестве учебного метода. Возможно, вы уважаете то, что ваши ученики учатся с разной скоростью, и уважаете их время; или вы предпочитаете проводить время в аудитории, применяя концепции на практике и участвуя в диалоге.
Включайте разнообразные занятия
Постарайтесь учесть все пожелания учеников: например, некоторые предпочитают учиться читая, а другие добиваются лучших результатов на практике. Не существует единого метода эффективного обучения, но включение разнообразных видов деятельности, таких как групповые обсуждения, онлайн-викторины и игры способствует вовлечению учеников во все виды обучения.
Интернет
У вас и ваших учеников есть самый мощный инструмент обучения всех времен, который всегда под рукой – это Интернет. Зачем писать вопрос на доске, если можно показать увлекательное видео? Попросите учащихся посмотреть видео в свободное время, а затем вынесите на обсуждение вопросы по нему в классе на следующий день. Зачем рассказывать ученикам о факте, если можно попросить их провести исследование дома и отчитаться о нем в аудитории?
Или попробуйте онлайн-тему в сочетании с быстрой презентацией в классе. Когда учащиеся получают возможность применить свои новые знания, то они лучше усваиваются.
Смешанное обучение эффективно, потому что учащиеся не просто смотрят или слышат – они делают. Применяя новые знания вскоре после того как они покинули физический или виртуальный класс, учащиеся сохраняют то, что они узнали, что является беспроигрышным для всех.
Как начать смешанное обучение?
Сделайте шаг назад и подумайте, что дает ваше обучение и чему вы хотите, чтобы ученик научился. Вы, вероятно, уже знаете это, так как разработали занятия под руководством инструктора. Используя свой опыт и помощь инструкторов, спросите себя: в чем сложности?
Почти каждый тренер скажет вам, что есть аспекты их программ, которые являются трудными как для них самих, так и для учеников. Подумайте о сухой фактической информации, такой как технические характеристики, информации о соответствии или сложной серии шагов, для выполнения которых может потребоваться практика. Это ваш пробел: что вы можете взять из занятий под руководством инструктора и внедрить в электронном обучении, чтобы учащиеся могли учиться и практиковаться в свободное время и в своем собственном темпе?
Современные подходы к обучению позволяют разработать несколько действительно интересных и увлекательных способов проведения этой оценки, благодаря чему электронное обучение и контент под руководством преподавателя отлично дополняют друг друга.
Перенос части содержания курса в электронный формат также приносит пользу занятиям под руководством инструктора, позволяя преподавателям больше сосредоточиться на применении знаний или на более сложных задачах. Электронное обучение может предоставить информацию о том, «что», в то время как материалы под руководством инструктора могут сосредоточиться на том, «как».
Платформа «АнтиТренинги» позволит вам систематизировать ваше электронное обучение. Загружайте видеоуроки, инструкции и шаблоны, чтобы ваши ученики могли закрепить полученные знания на уроке в аудитории или подготовиться к практике, которую вы подготовили для них в офлайн. Аналитика на сервисе позволит вам отслеживать успеваемость каждого учащегося, вовремя помочь и поддержать при необходимости.
Готовы попробовать смешанное обучение? Ваши ученики будут благодарны за то, что вы учитываете их пожелания и предлагаете им обучение, которое лучше всего работает именно для них.
Источник: antitreningi.ru