Помощник Путина предложил постепенно перевести вузы на гибкие образовательные программы
Тестировать внедрение образовательной системы «2 + 2 + 2», предполагающей более гибкие возможности для изменения курса образования студентов, надо в «мотивированных» учебных заведениях и только в добровольном порядке. Об этом заявил помощник президента России Андрей Фурсенко, выступая на Гайдаровском форуме. «Сделав акцент на двух годах подготовки, мы сможем дать возможность человеку поменять траекторию [в процессе обучения]», – заявил Фурсенко, предположив, что эта система может оказаться более эффективной и гибкой. По его словам, сейчас в России есть несколько учебных заведений, готовых протестировать эту инициативу.
В августе 2021 г. в ходе молодежного форума «Территория смыслов» Фурсенко заявлял, что в ближайшие 5–10 лет Россию ждет очередная перестройка системы образования, обеспечивающая «большую дробность», поскольку готовить человека «за шесть лет на какое-то конкретное выполнение задачи далеко не всегда эффективно: «За шесть лет ситуация может поменяться не один раз». Он подчеркнул, что это «вещь добровольная» и новую систему «категорически нельзя навязывать», а пробовать нововведение надо «с мотивированными студентами и преподавателями».
Гибкие образовательные программы
Изменить структуру высшего образования в России в январе 2021 г. предлагал президент России Владимир Путин. Он выступал за возможность для студентов выбирать направление профессиональной подготовки начиная с третьего года обучения. Описанная им система образования получила известность как «2 + 2 + 2».
Как работают вузы
Сейчас в российских вузах работает преимущественно Болонская система образования («4 + 2»), подразумевающая четыре года бакалавриата и два – магистратуры. Это дает возможность за четыре года стать бакалавром по одной специальности, а магистратуру закончить по другой. Некоторые направления, по большей части технические, по-прежнему выпускают специалистов по итогам пятилетнего обучения. Система «2 + 2 + 2» подразумевает, что первые два года обучения будут посвящены фундаментальным знаниям и формированию у студентов комплексной картины мира, вторые два года – профилизации, а последние два, уже в магистратуре, углублению знаний.
Директор центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская считает, что система «2 + 2 + 2» необходима для российской системы высшего образования, поскольку ее внедрение сможет повысить уровень осознанности и мотивации студентов за счет возможности выбирать и корректировать свою траекторию. «Трехэтапная программа позволяет достаточно гибко и оперативно создавать уникальные комбинации профилей [образования], что является адекватным ответом на быстро меняющийся запрос рынка труда», – сказала она.
По мнению Назайкинской, этот принцип можно применить для любых направлений подготовки: «Например, у медицинских вузов длительность этапов может быть больше». На весь эксперимент, по мнению эксперта, стоит закладывать 7–8 лет с условием, что за это время должен появиться как минимум один выпуск студентов, прошедших по всей схеме «2 + 2 + 2».
Подготовка к ЕГЭ 2023: Гибкие образовательные программы
В сентябре 2021 г. в силу вступили изменения в закон об образовании, расширяющие автономию вузов в создании образовательных программ.
Источник: www.vedomosti.ru
Гибкие образовательные программы что это
- В Москве новые подходы подготовки выпускников к ЕГЭ
Как родители выпускников отреагировали на введение нового формата подготовки к ЕГЭ в московских школах?
Об этом во время общегородского родительского собрания рассказал директор школы № 1539 Виталий Карагашкин.
- Московские 11-классники написали городскую контрольную работу в формате ЕГЭ по русскому языку
Более 66 000 московских 11-классников проверили свои знания по русскому языку во время городской контрольной работы в формате ЕГЭ.
Эту работу еще называют пробным ЕГЭ, но условия здесь максимально приближены к настоящим экзаменам, чтобы выпускники смогли потренироваться перед итоговой.
- Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова встретилась с московскими школьниками
Мы узнали, какие впечатления остались у школьников от встречи с заместителем Мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасией Раковой. Скорее смотрите наш новый ролик!
Напомним, что на прошлой неделе в Медиацентре ДОНМ старшеклассники обсудили с вице-мэром новый формат подготовки к ЕГЭ.
- Родители московских выпускников написали пробные ЕГЭ по русскому языку
Родители московских выпускников смогли почувствовать себя на месте детей, которым в этом году предстоит сдача ЕГЭ! В Московском центре качества образования для них прошел пробный экзамен по русскому языку. Каждый участник смог пройти весь путь — от рамки металлоискателя до получения.
- Московские учителя о гибких учебных планах для подготовки к ЕГЭ
Новый формат подготовки к ЕГЭ в московских школах позволяет старшеклассникам сосредоточиться на подготовке к экзаменам по выбранным предметам, а учителям — акцентировать внимание на каждом ученике и планировании его индивидуального графика подготовки.
- Новая система подготовки к ЕГЭ: объясняет Курчатовская школа
Новый формат подготовки к ЕГЭ в московских школах позволяет выпускникам сконцентрироваться на необходимых для поступления в вуз предметах. Все необходимые знания 11-классники смогут получить в стенах родной школы.
О новой организации учебного процесса рассказывают педагоги Курчатовской школы.
- Центр педагогического мастерства об опыте подготовки к ЕГЭ
Новый формат подготовки к ЕГЭ позволяет ученикам достигать высоких результатов на экзаменах!
Его эффективность подтвердил опыт школы «Центр педагогического мастерства», где уже несколько лет используются гибкие учебные планы для старшеклассников.
- ЕГЭ 2023: родители московских школьников о новом формате подготовки
Новая система подготовки к ЕГЭ в московских школах работает на качество сдачи экзаменов и заботу о психологическом здоровье школьников. Гибкие образовательные программы позволят выделить время на важные для выпускника предметы, не забывая про хобби.
В нашем ролике родители 11-классников.
- Новая система подготовки к ЕГЭ: взгляд родителей
«Это прекрасная возможность для наших детей основательно подготовиться к экзаменам, чтобы поступить в выбранные вузы», — так говорят родители о новом формате подготовки к ЕГЭ в московских школах.
Почему, по мнению взрослых, теперь старшеклассникам будет проще пройти этот ответственный период.
- В школах Москвы по запросам 11-классников и родителей усилят подготовку к ЕГЭ
Ученики старших классов по большей части уже определились со своей будущей профессией, поэтому тратить время на непрофильные предметы для них неудобно.
Так считают московские выпускники, которые уже в этом году будут готовиться к ЕГЭ в новом формате. О том, как поменяется процесс подготовки.
- В школах Москвы по запросам 11-классников и родителей усилят подготовку к ЕГЭ
Период подготовки к экзаменам важен и сложен не только для школьников, но и для их родителей.
В нашем ролике мамы и папы старшеклассников рассказывают о том, какие преимущества их детям даст новый формат подготовки к ЕГЭ в московских школах.
- Новая подготовка к ЕГЭ в школе: бесплатно и интенсивно
Москва внедряет новые методы подготовки школьников к ЕГЭ с фокусом на профильные предметы. 11-классники получат свои траектории подготовки к выбранным предметам и учебные планы, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз.
- Подготовка к ЕГЭ 2023: Гибкие образовательные программы
Качественная подготовка к ЕГЭ — бесплатно, прямо во время уроков! Занятия во втором полугодии начнутся в группах по уровню подготовки на основе диагностики и схожей нацеленностью на результат ЕГЭ. Вместо повторения и проверочных работ по непрофильным предметам — тренинги и разбор сложных заданий ЕГЭ.
- Новый формат подготовки к ЕГЭ в Москве
Все по полочкам! Собрали ключевые особенности нового формата подготовки к ЕГЭ в школах Москвы в специальном ролике.
- Московские школы помогут 11-классникам лучше подготовиться к ЕГЭ
Московские школы переходят на новый формат подготовки к экзаменам в 11-м классе.
Будущие выпускники полностью освоят программы по непрофильным предметам до февраля, чтобы сконцентрироваться на подготовке к поступлению в вуз. В нашем видео ребята, которые уже успешно сдали ЕГЭ, и школьники, которым только предстоят экзамены, поделились своим мнением о новом формате!
- В этом учебном году готовимся к ЕГЭ по-новому!
Теперь 11-классники смогут более сконцентрированно подготовиться к экзаменам прямо в школе на уроках.
В нашем видео рассказываем о том, как будет организован учебный процесс.
Часто задаваемые вопросы
1
Как можно успеть пройти программу, рассчитанную на весь учебный год, к 1 февраля?
Закон об образовании и образовательные стандарты не предусматривают требования к объему часов, необходимых для изучения того или иного предмета или темы. Каждая школа при составлении учебного плана определяет число часов на каждую тему самостоятельно, исходя из своего опыта применяемых методик образования. Более того, исходя из результатов освоения ребятами тех или иных тем, программа может корректироваться в течение года, чтобы максимально соответствовать потребностям учеников.
Как правило, учебная программа состоит не только из новых тем по предмету, но и из повторения материала и нескольких проверочных работ. Таким образом, все запланированные темы по каждому предмету могут быть пройдены к 1 февраля 2023 года за счет использования эффективных методик преподавания, сокращения времени на повторение и уменьшения числа дополнительных контрольных работ.
Например, по русскому и иностранному языку во втором полугодии 11 класса традиционно уже не изучаются никакие новые темы, а предполагается развитие умений и навыков по уже изученным, что будет реализовываться в рамках практикумов по подготовке к ЕГЭ.
2
11-классники продолжат учебу в своих классах?
Источник: shkolamoskva.ru
Гибкие образовательные траектории
Цель и Задачи
ЦЕЛЬ: Создание и внедрение технологии формирования гибких образовательных
траекторий обучающегося на базе цифрового университета,
ЗАДАЧИ: 1.Анализ возможности создания гибких образовательных траекторий по
образовательным программам по направлениям подготовки и специальностям,
реализующихся в университете.
2. Проектирование образовательных программ для создания технологий
гибких образовательных траекторий.
3. Проектирование технологии формирования гибких образовательных
траекторий с учетом цифровой модели университета.
4. Создание технологии персонального выбора дополнительных научных,
инженерных компетенций.
5. Проектирование ускоренного обучения при освоении образовательных
программ высшего образование.
6. Апробация разработанных новых технологий.
2
3.
273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки
и стимулирования
Обучающимся предоставляются академические права на:
1) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах
осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
2) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения
федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего
образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами
(указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
3) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или
направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную
деятельность (после получения основного общего образования);
4) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой
образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею
порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных
профессиональных образовательных программ;
5) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы,
выполнения индивидуального учебного плана.
3
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата,
программам специалитета, программам магистратуры”
37. При освоении образовательной программы обучающимся, который имеет среднее
профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по
образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного
образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить
образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего
образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с
образовательным стандартом, по решению организации осуществляется ускоренное обучение такого
обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном локальным
нормативным актом организации.
Решение об ускоренном обучении обучающегося принимается организацией на основании его
личного заявления.
4
5.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
ФГОС ВО 3+
ФГОС ВО 3++
ФГОС ВО 3+
ФГОС ВО 3++
ФГОС ВО 3+
ФГОС ВО 3++
ФГОС ВО 3+
ФГОС ВО 3++
5
6.
Электив (дисциплины, формируемые
участниками образовательных отношений)
Электив
Дизайн, искусство
наука, производство,
технологии
ДПО
Цифровые технологии
Реклама, журналистика,
книгоиздание, экономика
инженерные и
естественнонаучные
компетенции
6
7. Реализация гибких образовательных траекторий по ускоренной программе обучения (сокращение сроков обучения)
Обучающейся (СПО)
(2,5 года)
Обучающейся
(школа) (3 года)
Подготовка к
поступлению
Инженерная
школа
ДПО1
ДПО2
ОП1
ДПО3
ОП2
ДПО4
Диплом ВО+
ДПО(бакалавр,
программист)
ДПО5
ОП1
ДПО6
ОП2
ДО1
ДО2
ДПО1
ДПО2
Диплом ВО+ДПО
(бакалавр,
менеджер)
Диплом ВО+ ДПО
(бакалавр,
реклама)
Диплом ВО+ ДПО
(бакалавр,
электротехника)
7
8.
9.
Ожидаемые итоги внедрения гибких
образовательных технологий
Модульность образовательного пространства.
Конкурсный отбор элективов.
Замер удовлетворенности студентов качеством образовательной программы.
Рейтинг элективных дисциплин. Удовлетворенность он-лайн курсами ОП, ДПО.
Создание «института» Наставников (менторское, тьюторское)
для
сопровождение образовательного процесса по гибким (индивидуальным) траекториям.
Академический рейтинг студентов.
Регламентация процедуры выбора элективных элементов
образовательного пространства.
Внедрение новых образовательных технологий:
онлайн-курсы, веб-семинары, проектные мастерские, публичные защиты проектов и
т.д.
Формирование открытой образовательной среды.
9
10.
Дорожная карта (план выполнения) проекта “Гибкие
образовательные траектории”
1. Формирование справочников Электива (Дизайн , искусство. Наука, производство,
технологии. Цифровые технологии. Реклама, журналистика, экономика. Инженерные и
естественнонаучные компетенции) — дисциплины по основным образовательным программам
по направлениям подготовки, реализуемых в университете (Март-Май 2020г.) для студентов
1 и 2 курса набора 2020-2021 г.
2. Интеграция курсов ДПО и Электива (май-август 2020 г.)
3. Создание институтов «Наставников» (июнь- август 2020 г., обучение)
4. Проектирование ОП (учебных планов по ФГОС ВО 3++) по направлениям подготовки
университета, с учетом формирования гибких образовательных траекторий на 2020-2021 г.
(целевой набор, «Салют» май-июнь 2020 г.)(январь, февраль 2020г.)
5. Апробация технологии создание гибкой технологии по набору 2020-2021 (сентябрь-ноябрь
2020)
6. Проектирование ОП на платформе «цифрового» университета ( март- апрель 2021 г.)
10
11.
Риски реализации проекта «Гибкие образовательные
траектории»
1. Недостаточный уровень сформированности цифровой модели университета:
1.1. невозможность оценки уровня и качества on-line образования;
1.2. трудности при создании « гибкого» расписания занятий,
индивидуальных ведомостей обучающихся.
2. Отсутствие Институт Наставников.
3. Ожидаемое изменение нормативной и законодательной базы в образовании
Российской Федерации.
Финансы.
Дополнительного финансирования не требуется.
11
12.
13.
Индивидуальная образовательная
траектория – это
индивидуальный перечень дисциплин и практик;
дифференцированная сложность образовательной программы;
уникальный набор компетенций;
индивидуальное расписание занятий;
персональная навигация в образовательном пространстве;
возможность использования современных цифровых технологий.
13
14.
Формирование учебного плана- это учет особенностей и потребностей
обучающегося.
Образовательная гибкая траектория (индивидуальная) может
выстраиваться разными способами:
1) в зависимости от целей и методов обучения (поколение Z — больше свободы
выбора обучающихся, личное участие в формировании учебного плана)
2) от уровня развития информационных технологий (цифровых технологий) в
унирвеситете.
При формировании гибкой образовательной траектории есть ряд
ограничений:
1)требования ФГОС ВО (освоение всего объема ОП, профессиональных,
общепрофессиональных компетенций, объем трудоемкости за год и т.д.)
2) наличие необходимого педагогическое сопровождение (тьютор (ментор,
куратор, наставник), помогающий обучающемуся сознательно разработать свою
траекторию, освоить полностью ОП.
14
15.
Структура взаимодействия при освоении ОП
обучающимся
Зам. по
учебе
Декан
Создание ОП
Зам. по
онлайну
Заведующий Кафедрой,
РОП
Распределение
нагрузки.
Контроль
расписания по
ОП
Освоение ОП,
обучающийся
15
16.
Реализация гибких траекторий
ппс
Формирование ОП
РОП, работодатель
Куратор курса
Контроль процесса обучения
Реализация
технологии
гибких
траекторий
Обучающийся
(студент)
Ментор
Коуч, Психолог
Тьютор
Инклюзия
Наставник
Помощь в освоении новых
компетенций
16
Источник: ppt-online.org
STEM-образование
В современной экономике и бизнесе востребованы не просто инженеры, а специалисты с проектным мышлением, управленческой подготовкой и гибкими навыками. Что такое STEM-образование, почему оно перспективно? Рассказываем в материале КП
Юлия Козлова
Александр Неверов
Доктор экономических наук, директор Института
психолого-экономических исследований
Марчел Кырлан
Директор департамента модерации и администрирования цифровой платформы законодательных инициатив «Инициатор», эксперт-аналитик в области международного и инвестиционного права
STEM — это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов: science (наука), technology (технология), engineering (инжиниринг) и mathematics (математика). Термин «STEM-образование» возник в начале 2000-х годов в США. Это модель, которая объединяет инженерию и естественные науки в единую систему. Специалисты, получившие такое образование, умеют рассматривать проблему в целом, а не в контексте какой-то одной технологии или области науки.
Интегративное образование позволяет готовить ценные кадры, которые могут эффективно работать в современных технологических компаниях. В России потребность в STEM-образовании тоже растет. Сегодня российскому рынку нужны более 200 000 специалистов в области цифровых технологий, анализа данных и инженерии. В 2024 году их количество возрастет до 300 000.
Что такое STEM-образование
Александр Неверов, директор Института психолого-экономических исследований рассказывает, что акроним STEM появился в недрах Национального научного фонда США. Датой его рождения считается 2001 год. Прогнозисты в сфере развития образования из американского аналога Российской академии наук предложили термин STEM как обозначение новой формы образования на стыке естественных, математических наук, инженерного творчества и междисциплинарных технологий.
Появление STEM было обусловлено двумя основными причинами. Первая — это рост потребности в комплексно подготовленных кадрах. Этого требовало развитие нанотехнологий, биотехнологий, цифровизации, робототехники. Вторая — кризис естественно-научной и в целом фундаментальной подготовки в американских университетах.
Акцент в этом направлении идет на hard skills, но мягкие навыки также постепенно в него интегрируются. Применение анализа данных и цифровых технологий приносит пользу любому бизнесу, поэтому сейчас специалисты, получающие STEM-образование, — самые востребованные кадры в разных странах мира.
Применение анализа данных и цифровых технологий приносит пользу любому бизнесу, поэтому сейчас STEM-специалисты — самые востребованные кадры в разных странах мира.
— Александр Неверов, директор Института психолого-экономических исследований
По прогнозам, сделанным аналитиками Бюро статистики труда США, в ближайшие 10 лет потребности в STEM-кадрах вырастут на 76%. Только в США нужно около 10 миллионов человек. При этом темпы обучения растут, а дефицит кадров сохраняется.
Полезная информация о STEM-образовании
Понять, в чем суть STEM-образования, поможет сводная таблица с основными фактами об этой обучающей модели.
Межпредметный характер обучения;Задача STEM — преодолеть свойственную традиционному образованию оторванность от решения практических задач и выстроить понятные ученикам связи между несколькими дисциплинами. Креативность и инновационность;Изучения одной теории недостаточно. Важно постоянно искать новые методы, идеи и пути их практического воплощения.
Проектная форма образовательного процесса;Обучающиеся объединяются в группы для совместного решения учебных задач. Работая в команде над проектом, они получают опыт, который максимально приближен к их будущей профессии. Практическая направленность;Обучение предусматривает стажировки в технологических компаниях.
Полученные знания и навыки могут быть использованы для нужд семьи, образовательного учреждения, предприятия, города. Возможность выбора дисциплин;Ключевые учебные дисциплины подбираются для подготовки специалиста по прикладным научным исследованиями. Это современные технологии, инженерные дисциплины и предметы естественнонаучного цикла — химия, физика и биология. Критическое мышление;Изученное требует осмысления и подтверждения экспериментом. В этом и есть логика обучения.
Источник: www.kp.ru