«Хейльброннская программа», — условное назв. проекта политич. переустройства Германии, составленного в нач. мая 1525 во Франконии, во время Крестьянской войны 1524-25, для обсуждения в г. Гейльбронне (Хейльбронн, Heilbronn) на предполагавшемся там съезде представителей крест. отрядов. Проект носит также назв. «Мильтенбергские статьи», т. к. он был прислан из г. Мильтенберга одним из его авторов — финанс. чиновником города Ф. Вейгандтом. Вопрос об авторе «Г. п.» является спорным; несомненно, однако, что она вышла из кругов бюргерской интеллигенции, вождем к-рой был В. Гиплер. «Г. п.» представляла собой проект имперской реформы в духе бюргерско-рыцарских памфлетов 15 в. Согласно «Г. п.», все власти должны быть подчинены императору, князья — превращены в должностных лиц империи, духовенство — лишено светской власти.Предусматривалось общеимперское законодательство, выборный суд на основе сословного представительства (причем не менее половины судей должно было состоять из представителей городов и общин), единство монеты, мер и веса, отмена внутр. таможенных пошлин, конфискация церк. имений и др. В целом эти реформы были прогрессивны, давали общую программу развития страны. Однако весьма умеренный характер «Г. и.», стремление ее составителей к соглашению с оппозиц. рыцарством, а не к решит. борьбе с феод. строем, желание использовать крест. восстание в интересах бюргерства приводили к тому, что в условиях бурного революц. движения в Германии «Г. п.» могла сыграть только отрицат. роль, т. к. сковывала революц. инициативу его гл. движущей силы — крестьянства, клас. интересы к-рого фактически игнорировала.
В каком году ты родился?
Текст «Г. п.» в рус. пер. см. «Хрестоматия по истории ср. веков», т. 3, М., 1950, с. 129-33.
Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1952; Kluckhohn A., Ueber das Project eines Bauernparlaments zu Heilbronn und die Verfassungsentwürfe von Friedrich Weygandt und Wendel Hipler aus dem Jahre 1525, «Nachrichten von der königl. Gesellschaft der Wissenschaften und der Georg-Augusts Universität zu Göttingen», 1893, No 7; Vogler G., Zur Entstehung und Bedeutung des Heilbronner Programms, в кн.: Die frühbürgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961. См. также лит. при ст. Крестьянская война 1524-25.
Источник: rus-sov-istoria-enc.slovaronline.com
Анализ Гейлбронской программы
1) Первая статья предписывает реформирование всего духовенства согласно Главе 22 Евангелия от Матфея: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
2020 год ✨ В каком году ты начал играть в Роблокс? #чудочай #roblox #роблокс
Данное указание предполагает, что единственной функцией церкви должно быть проповедование «Слова божьего», а не владение землёй и крестьянами, светская власть и посредничество между человеком и богом. Содержит 4 декларации. 1. Предполагает отстранение от светской власти епископов, управлявших крупными церковными земельными владениями, пробстов – настоятелей монастырей и церквей, также имевших собственность, деканов – помощников аббатов, и капитулов.
2. Предполагает ликвидацию монашества духовно-рыцарских орденов. Отсылка к Главе обличение монашества как «хищных волков в духовной личине». Отсылка к главе XIX Евангелия от Матфея «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» подразумевает секуляризацию собственности монастырей. 3. Подразумевает выборность священства и право общины на его смещение.
4. Идея минимально необходимого содержания священства за счёт паствы, а также раздача «излишков» бедным перекликается со 2 статьёй из «12 статей» Христофора Шаппелера и Себастьяна Лотцера. Таким образом статья отражает увеличение количества бедняков, что характерно для периода зарождения капиталистических отношений и эпохи «первоначального накопления капитала».
2) Вторая статья направлена на ограничение княжеского абсолютизма. Представители аристократии фактически должны стать лишь должностными лицами.
1. Предписывает равенство всех категорий населения перед законом и обеспечение всем равного права доступа к правосудию.
2,3. Закрепляется право аристократии на получение содержания согласно титулу, однако, предписывается обязательное подчинение всех землевладельцев, получивших владения от Империи, Императору. Провозглашения принципа приоритета власти императора над властью князей. Фактически представители аристократии до
4. Распространение действия проводимых программой преобразования на территории всех земель Империи, независимо от их статуса и личной вассально-ленной подчинённости владельцев данной земли.
3) Предполагает отстранение ограничение, либо полное отстранение от власти в городах местного патрициата и реформирование городов в соответствии с принципами «божеского права», первоисточником которого является «Священное Писание», «естественного права», т.е. совокупности прав, вытекающих из самой природы человека (попытка сформировать неотчуждаемые права личности) и в «соответствии с принципами христианской свободы», т.е. дарованной Богом способности человеческой воли к непринужденному избранию добра. Данный пункт программы является проектом построения утопического общества, базирующегося на принципах равенства, учётов интересов личности и в соответствии с христианскими идеалами об устройстве человеческого общества.
Это должно предполагать отмену личной зависимости. Также в статье определяется размер выкупа ценза земли по 20 пфеннигов за 1 пфенниг. Сумма выкупленных платежей должна быть в 20 раз больше суммы ежегодной ренты.
Возможность освобождения от феодальных повинностей путём взноса выкупа, равного 20-летней стоимости этих повинностей для зажиточных крестьян мог со временем привести к превращению феодальной собственности в буржуазную. Далее статья предписывает торговых правил в разных частях страны. Эта часть статьи направлена на развитие внутренних экономических связей внутри Империи, которые на тот момент были развиты не настолько хорошо, как связи отдельных германских земель с другими государствами.
5) Предписывает полное отстранение духовных лиц от светской власти.
6) Ликвидация существующей, децентрализованной системы права и замена её новым законодательством на основе принципов «божественного» и «естественного» права. Предлагается создать верховынй судебный орган власти, который будет формироваться из приблизительно равного количества представителей всех основных сословных групп. Определяется равенство права людей, независимо от материального и социального положения, на справедливый суд.
7) Ликвидация всех внутренних торговых пошлин. Свидетельствует о развитии торговых связей внутри страны. Данный пункт был бы весьма выгоден практически всем, кроме князей.
9) Статья предусматривает отмену помоги и иных податных пошлин, что направлено на ограничение прав и ухудшение материального положения князей. Однако отдельно говориться о сохранении пошлины Императору, взымающийся раз 10 лет (ссылка на Главу XXII Евангелия от Матвея: «итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.»).
10) Предписывает унификацию монетных дворов, что направлено на развитие товарно-денежных отношение и денежной системы в частности. Также в статье особо указывается на свободу предпринимательства в сфере горного дела, что связано с бурным развитием данной хозяйственной отрасли в немецких землях в конце XV- первой половине XVI вв. В Германии генезис капитализма в производственной сфере был в данный период времени выражен относительно ярко.
11). Попытка стандартизации системы мер и весов. Предполагает обязательные единые для всей территории Империи единицы измерения длины и веса для определённых видов товаров. Направлено на развитие, прежде всего, внутренних торговых связей. Столь пристальное внимание к внутренним торговым связям обусловлено тем, что в первой четверти XVI века ещё не произошло кардинального смещения торговых путей от Германии к Нидерландам.
12) Ограничение деятельности торговых компаний и крупных экономических субъектов. Ограничение предельно допустимого размера уставного капитала суммой в 10 000 гульденов. Организация хранения частного капитала, превышающего установленные ограничения, городским советом с правой частичного его использования (4 гульдена со 100 в год). Запрет частных монетно-разменных сделок.
Установление возможности для мелких экономических субъектов торговать только одним видом товара. Направлено против крупных экономических субъектов, содействующих католическим силам (семья Фуггеров). Таким образом, данный пункт имеет не только экономическую но и политическую составляющую.
В заключении устанавливается принцип жёсткого приоритета Императорской власти перед властью князей, единство правового и экономического пространства на всей территории Империи. Закрепляется право иностранцев на свободное перемещение по всей территории Империи без поборов. Таким образом, Гейльбронская программа предписывала проведение масштабных политических, экономических и социальных преобразований, соответствующих эпохе зарождения капиталистических отношений. Программа имеет три основных направления:
1. Реформация церковной организации (ст. 1, 5). Провозглашается идея выборности духовных лиц прихожанами, идея «бедной церкви», устанавливается абсолютный авторитет Священного Писания в вопросах регламентации деятельности церкви и духовной жизни вообще. Полное отстранение церкви от светской власти и секуляризация церковных земель и имущества было в интересах в первую очередь рыцарства, дворянства и бюргерства – зарождающегося буржуазного класса.
2. Политические преобразования (ст. 2,3,4,6). Противодействие княжескому абсолютизму за счёт ограничения власти князей и усиления власти императора.
3. Экономические преобразования (ст. 7-12). Направлены на снижение ограничений развивавшихся в тот период в Германии сфер экономики (в первую очередь, горное дело), стандартизацию денежной системы и системы мер и весов (упорядочивание экономического пространства) и регламентацию деятельности активных экономических субъектов.
Отдельно стоит выделить яркий гуманистический характер программы. Большинство статей содержат отдельные уточнения, учитывающие интересы беднейших, т.е. наименее социально и экономически защищённых слоёв населения. Часть преобразований обосновывается именно тяжёлым существующим положением бедняков и простого люда.
Подлинев Н.С. Анализ «12 статей».
«Двенадцать статей» — манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, часть требований крестьян в борьбе за свои права. Был принят в 1525 году в Швабии, в имперском городе Меммингене.
К исходу войны 1525 года в землях бассейна верхнего течения Дуная и Рейна, ядро которых составляла историко-географическая область Швабия, сформировались шесть крупных крестьянских отрядов. Руководители трёх из них, — Бальтрингенского, Верхнеальгауского и Озёрного, — пытались достичь соглашения о координации своих дальнейших действий.
Их военно-политическим центром стал имперский город Мемминген, магистрат которого открыто встал на сторону повстанцев. В феврале 1525 года Ульрих Шмид, деревенский кузнец из Зульмингена, возглавивший Бальтрингенский отряд, обратился к городскому совету Меммингена с просьбой найти среди горожан людей, которые были бы способны свести воедино более трёхсот жалоб местных крестьянских общин.
За эту работу взялись меммингенский проповедник Христофор Шаппелер и скорняк-подмастерье Себастьян Лотцер, которые составили документ, получивший широкую известность под названием «Двенадцать статей». Принято считать, что находившийся под сильным влиянием цвинглианства К. Шапеллер был автором разделов, в которых рассматривались религиозно-организационные вопросы, в то время как С. Лотцер подготовил сводку собственно крестьянских требований. 6-7 марта 1525 года в Меммингене состоялся съезд представителей крестьянских отрядов Верхней Швабии, на котором после острой дискуссии программа «Двенадцать статей» была принята в её наиболее умеренной редакции. 19 марта этот документ был впервые напечатан в местной типографии, а затем, в течение трёх последующих месяцев, последовали ещё 23 его издания, осуществлённые в разных немецких городах.
1. Первая статья посвящена правам и обязанностям приходского священника. Каждая церковная община имеет «право и силу всей общиной выбирать себе священника и смещать его, когда он неподобно ведёт себя». Также в статье прописано, что священник должен проповедовать «чистое Евангелие, без человеческого добавления».
3. Третья статья посвящена отвергает идею личной зависимости человека от человека. При этом оговаривается, что составители не отвергают закон и власть, но хотят жить по закону, а не по свободному человеческому измышлению.
4. В этой статье авторы призывают отменить законы, согласно которым простым людям было запрещено свободно ловить дичь, птицу и рыбу. При выдвижении этого требования, авторы опирались на цитату из книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
5. В пятой статье составители призывают отменить установления, согласно которым простым людям запрещалось свободно пользоваться лесами.
6. Шестая статья посвящена барщине. Следует отметить, что составители не требуют её отмены, но выступают лишь против чрезмерных поборов.
7. В этой статье говорится о взаимоотношениях господина и крестьянина. Отныне, крестьянин получает землю от своего господина и владеет ею на основании соглашения с господином. Господин не имеет права требовать от крестьянина какой-либо дополнительной работы и не должен ни к чему его принуждать, чтобы крестьянин мог спокойно и без отягощений пользоваться землёй. Однако, здесь же оговаривается, что «если господину потребуется служба, то крестьянин должен более других быть для него в готовности и послушании, но в такой час и в такое время, от которого крестьянину не было бы ущерба, и работать на господина за подобающую плату».
8. Восьмая статья посвящена оброку. Как и в случае с барщиной в шестой статье, составители не требуют отмены оброка, но призывают господ пересмотреть земли и установить оброк по справедливости «так, чтобы крестьянин не делал своей работы даром, ибо каждый работник достоин платы своей».
9. В девятой статье речь идёт о необходимости соблюдения справедливости и законности при наложении штрафов.
10. В десятой статье составители высказывают своё недовольство незаконным присвоением лугов и пашен. Авторы заявляют, что хотят вернуть их в общее пользование.
11. Одиннадцатая статья посвящена отмене «посмертного побора, который взимался с семьи умершего крестьянина и к которому, как правило присовокуплялся и побор «за допуск» к наследству.
12. Двенадцатая статья, названная «Общим решением» подводит итог всему вышеизложенному. Составители утверждают, что это их окончательное мнение, и что всё, написанное выше — основывается на священном писании.
Источник: studfile.net
Гейльброннская программа
Во Франконии весной 1525 году также образовались расположившиеся лагерями крупные крестьянские отряды. Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии.
Яков Рорбах, предводитель крестьян Неккарской долины, представлявший собой яркий пример крестьянского революционера времён Великой крестьянской войны, возглавил решительные действия по подавлению сопротивления франконского рыцарства. Злейший враг крестьян вюртембергский фогт граф Людвиг фон Гельфенштейн, первым открывший военные действия против восставших, и 13 его сторонников были осуждены Рорбахом на позорную смертную казнь — прогон сквозь пики. Весть о казни Гельфенштейна быстро распространилась по всей стране и вызвала в господствующем классе настоящую панику. Многие феодалы вынуждены были формально подчиниться крестьянам и оказывать им помощь продовольствием и оружием. По всей Франконии началось разрушение дворянских замков и монастырей в духе революционного «Статейного письма».
Однако разнородный состав отрядов, ограниченность крестьянского кругозора и тактика руководителей бюргерства привели и во Франконии к тому, что положение изменилось в пользу господ. Городская оппозиция, чрезвычайно активная во Франконии, получила здесь в обстановке Крестьянской войны решающее влияние на политическую жизнь ряда городов.
Там, где плебейские элементы сумели проявить в достаточной степени свою силу, устанавливался официальный контакт городов с крестьянами. Во многих городах Франконии активные деятели бюргерской оппозиции вместе с отдельными представителями разбитого рыцарства пытались оживить движение за старые бюргерские проекты имперской реформы и стремились использовать для этой цели революционное движение крестьянства, подчинив его своим интересам. Однако, когда в Гейльбронне плебейские элементы в разгар своей борьбы с правящей верхушкой открыли 17 апреля городские ворота Крестьянам, бюргерская оппозиция, присоединившаяся к крестьянам, вступила в то же время в тайный контакт с князьями и дворянами. Если в первые дни Крестьянской войны руководители бюргерства ещё колебались в своей тактике и пытались использовать в своих интересах доверчивое отношение к ним крестьян, то теперь, во второй половине апреля 1525 г., большинство их было уже напугано революционными действиями крестьянско-плебейских масс и встало на сторону их врагов. Бюргерские деятели вносили в действия крестьянских отрядов разброд, который вел к расколу и поражению.
Проводником политики подчинения крестьянского движения чуждым ему интересам являлся начальник полевой канцелярии крестьян, дворянин по происхождению и бюргер по своему положению, Вендель Гиплер. Обладая широким политическим кругозором, Гиплер, предвидевший, по выражению Энгельса, будущее буржуазное общество, мечтал о проведении буржуазного преобразования Германии не путём союза с крестьянством и полного устранения феодального гнёта, а путей сближения бюргерства с рыцарством и приспособления крестьянского движения к интересам этого бюргерско-рыцарского союза. Захватив в свои руки фактическое руководство так называемым Светлым отрядом, составившимся из объединения оденвальдских, эрингенских крестьян и крестьян долины Неккара, Гиплер задался целью притупить антидворянский характер движения и прекратить нападения на замки и монастыри. Гиплеру удалось добиться приглашения в качестве командующего крестьянскими силами Франконии франконского рыцаря Геца фон Берлихингена, который принял это предложение, поставив условием отказ от разрушения замков и монастырей и от других враждебных дворянству действий. Противники этой тактики Яков Рорбах и присоединившийся к крестьянам разорённый рыцарь Флориан Гейер были не только устранены от руководящей роли в «Светлом отряде», но и фактически поставлены вне его.
Вендель Гиплер и его сторонники решили также лишить крестьян их собственной антифеодальной программы. Вначале они предприняли попытку «исправить» «12 статей», изменив их редакцию так, что сами требования стали менее определёнными, а их выполнение откладывалось до того времени, когда будет проведена имперская реформа.
Убедившись в том, что крестьянские массы отвергают этот новый вариант «12 статей», Гиплер и его сторонники сделали попытку навязать крестьянским руководителям свой бюргерский проект политического переустройства Германии. Наметив созыв в Гейльбронне съезда делегатов крестьянских отрядов, Гиплер подготовил текст этого проекта, который сохранился и известен под названием «Гейльброннская программа».
Согласно этому проекту, все власти должны быть подчинены императору и князья превращены в должностных лиц империи. Пятый пункт проекта требовал, чтобы духовенство было полностью лишено светской власти. Предусматривалось общеимперское законодательство и выборный суд на основе сословного представительства, в котором большинство мест принадлежало бы городам.
Ряд пунктов требовал единства монеты, мер и веса и отмены всех внутренних таможенных пошлин. Кроме того, выдвигались требования о запрещении крупных торгово-ростовщических компаний, а также об изгнании докторов римского права. Составители программы старались сделать её выгодной и рыцарству, в интересах которого сохранялся сословный строй и производилась конфискация церковных имений. «Гейльброннская программа» допускала возможность выкупа крестьянами феодальных повинностей путём единовременной уплаты в двадцатикратном размере. Феодал при этом ничего не терял, так как, отдав сумму выкупа в рост, он получал бы даже при норме в 5% тот же доход. Этот пункт, сводившийся в конечном счёте к превращению части феодальной земельной собственности в буржуазную, удовлетворял только самую зажиточную верхушку крестьянства.
Радикальные элементы бюргерства, призывавшие к революционным действиям и к поддержке крестьян, были в крупных городах немногочисленны.
Трухзес во главе войск Швабского союза прибыл во Франконию в момент, когда Гиплер и его сторонники готовились созвать съезд крестьянских представителей для обсуждения проекта «Гейльброннской программы». Само собой разумеется, что наличие таких «союзников» и командование Геца фон Берлихингена могли привести крестьян только к поражению. Руководящие слои бюргерства франконских городов открыто встали на путь предательства. Магистраты Вюрцбурга и других городов Франконии открывали ворота войскам Трухзеса, которые убивали всех находившихся там крестьян. Крестьянские силы во Франконии были, таким образом, разгромлены по тем же причинам, что ив Верхней Швабии, — из-за собственной неспособности организоваться для отпора врагу и из-за предательского отношения руководителей бюргерства.
* Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, стр. 413.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 180-182.
Источник: ponjatija.ru