Где перечисляются все переменные используемые в программе

Перед началом выполнения программы под все переменные (за исключением динамических) должно быть выделено место в памяти ЭВМ. То есть все переменные, используемые в программе, должны быть описаны и транслятор «должен знать» о них. В некоторых языках программирования используются правила умолчания, так в Фортране тип и размер переменной определяется по первой букве имени, и часто этот раздел отсутствует: при встрече новой переменной по тексту программы для нее автоматически определяется размер и выделяется место (она заносится в таблицу). Но язык Паскаль разрабатывался как «надежный» язык программирования, с максимально возможным поиском формальных ошибок. Поэтому в нем все переменные, участвующие в программе, должны быть описаны в данном разделе.

Общий вид описания переменных выглядит следующим образом:

Так как по свойству массовости алгоритма переменные присутствуют в каждой программе, то в реальных программах всегда в наличии и этот раздел.

Раздел описания процедур и функций будет рассмотрен далее.

102 Премудрости объявления переменных

Контрольные вопросы

1. Какие группы символов входят в алфавит языка Паскаль?

2. Что такое служебные слова?

3. Приведите примеры метасимволов для описания общих конструкций языка программирования.

4. Из каких элементов состоит программа на языке Паскаль?

5. Что такое в структуре программы блок?

6. Какие бывают разделы описаний?

7. Как отделяются операторы друг от друга?

8. Как записываются комментарии?

9. Для чего используются идентификаторы (имена)?

10. Какие есть правила образования идентификаторов (имен)?

11. Что такое метка и для чего они используются?

12. Каким образом рекомендуется располагать конструкции программы для ее большей наглядности?

13. Каким образом описываются метки?

14. Какие различия между константами и переменными?

15. Как описываются константы?

16. Как определяется тип описываемых констант?

17. Что такое типизированные константы?

18. Как описываются типы?

19. Как описываются переменные?

20. Какой раздел описаний чаще всего присутствует в простых программах?

Глава 3. Простые типы данных

Иерархия типов

В Паскале любая переменная характеризуется своим типом. Под типом здесь понимается множество значений, которые может принимать переменная, и множеством операций, допустимых над данной переменной.

Паскаль является типизированным, или статическим языком, то есть тип переменной определяется при ее описании и не может быть изменен в процессе выполнения программы. Транслятором контролируется допустимость операций с величинами данного типа, чем повышается надежность программы.

Паскаль имеет развитую систему типов. На основе стандартных типов можно конструировать данные произвольной структуры и сложности, адекватно отражающие информационную природу задачи, используя раздел описания типов.

Турбо-Паскаль наследует систему типов стандартного языка, но несколько расширен, что представлено на схеме рис. 3.1.

Переменные. Ввод и вывод в Паскале.

Базовыми являются стандартные типы, на основе которых по определенным правилам образуются все остальные. Новые типы, появившиеся в Турбо-Паскале, отмечены звездочкой, в языке Delphi введены и еще дополнительные типы. Каждому типу соответствует свое имя, указываемое при описании переменных или введении новых типов.

Рис. 3.1. Иерархия стандартных типов языка Паскаль.

Целые типы

В Паскале есть только один целый тип – Integer. В Турбо-Паскале это группа из пяти типов, обозначающих множества целых чисел в разных диапазонах. Их характеристики приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Целые типы данных

Обозначение целого типа Диапазон значений Размер памяти в байтах
Shortint -128. 127
Integer -32768. 32767
Longint -2 147 483 648. 2 147 483 647
Byte 0. 255
Word 0. 65535

Целая константа – это последовательность цифр со знаком или без знака. Константы записываются в десятичной системе счисления, но в Турбо-Паскале может использоваться и шестнадцатеричная. В этом случае перед числом ставится знак $ и разрешается дополнительно к цифрам использовать буквы от А до F ($f5). Обычно шестнадцатеричная система счисления используется с целыми типа Byte и Word. Пример описания типа:

Над целыми значениями допустимы следующие арифметические операции:

Если первые три операции дают целый точный результат, то последняя – вещественный, который может быть приближенным, например 1/3=0.3333333. Для точного выполнения деления используются операции целочисленной арифметики:

Читайте также:
Какой программой открыть файл bin на компьютере

div – деление нацело;

mod– остаток от целочисленного деления. Например:

Кроме этого, над целыми числами в Турбо-Паскале допускается применять логические операции, обычно над данными типа Byte и Word. Так же над всеми простыми типами данных, включая целые, допустимо использование операций отношения (сравнения). Эти два класса операций будут рассмотрены с логическим типом данных.

Вещественные типы

В Паскале есть только один вещественный тип – Real. В Турбо-Паскале это группа из пяти типов, обозначающих множества вещественных чисел в разных диапазонах и с различной точностью, ориентированных на представление информации в конкретных процессорах – фирмы Intel. Их характеристики приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Вещественные типы данных

Обозначение типа Диапазон значений Число десятичных цифр мантиссы Размер памяти в байтах
Real 2.9*10 -39 . 1.7*10 +38 11-12
Single 1.5*10 -45 . 3.4*10 +38 7-8
Double 5.0*10 -324 . 1.7*10 +308 15-16
Extended 3.4*10 -4932 . 1.1*10 +4932 19-20
Comp -9.2*10 +18 . 9.2*10 +18 19-20

Использование последних четырех типов возможно только с использованием математического сопроцессора (должна быть включена соответствующая опция транслятора). Тип Comp хотя и считается вещественным, но на самом деле содержит целые числа из весьма большого диапазона.

Вещественные константы имеют две формы представления: с фиксированной и плавающей точкой. В первом случае число представляется как целая и дробная часть:

Наличие точки является признаком вещественного типа числа.

В представлении с плавающей точкой, или экспоненциальном, число условно разбивается на две части: мантиссу и порядок (иначе называемый характеристикой), поэтому в общем виде число выглядит как:

Здесь буква Е является разделителем, отделяющим мантиссу от порядка или характеристики. Числа представляются только в десятичной системе счисления, например

1234.5610 = 1.23456E3 ( 1,23456×10 3 ) = 1234.56E0 ,

то есть положение десятичной точки зависит от значения порядка и может изменяться.

Таким образом, признаком вещественного числа является наличие точки или разделителя. Так, число «единица» может быть представлено в трех разных форматах:

1Е0 – вещественное число с плавающей точкой;

1.0 – вещественное число с плавающей точкой;

Над вещественными значениями допустимы следующие операции:

Все они дают вещественный результат, если хотя бы один операнд вещественный.

Применение операций отношения дает логический результат.

Логический тип

Логический тип основан на правилах Булевой алгебры, широко используемой в цифровой электронике. Этот тип определяет всего два значения True (истина) и False (ложь), которые и являются константами. Описывается этот тип словом Boolean, определенным как

Type Boolean = (False,True);

Над значениями логического типа определены следующие операции:

NOT – «НЕ», логическое отрицание или инверсия, в отличие от остальных выполняется над одним операндом (унарная операция);

OR – «ИЛИ», логическое сложение или дизъюнкция;

AND – «И», логическое умножение или конъюнкция;

XOR – «исключающее ИЛИ», сложение по модулю 2 (в стандартном Паскале отсутствует).

Пусть А и В – логические значения, тогда результат операций будет определяться по табл. 3.3:

Таблица 3.3. Логические операции

А В not A A or B A and B A xor B
True True False True True False
True False False True False True
False True True True False True
False False True False False False

В Паскале, как и в цифровой электронике, True кодируется единицей, а False – нулем (0 – низкое напряжение, 1 – высокое; при использовании обратной логики – наоборот). Поэтому логические операции разрешены не только над логическими значениями, но и над целыми, представляемыми в двоичной системе счисления. Например, если А=21 (101012), а В=9 (10012), и они описаны как байты, то:

A and B = 00000001

Обычно их используют над беззнаковыми целыми типа Byte или Word.

Шесть операций отношения или сравнения:

применимые ко всем простым типам и многим структурированным, всегда дают логический результат. Более того, и над логическими значениями допускается выполнение операций отношения:

True > False ® True,

Возможны даже такие записи:

For i:=False to True do

Здесь оператор выполнится два раза, сначала со значением i = False , затем i = True.

Литерный тип

В качестве данных в Паскале могут выступать отдельные символы или литеры. Этот тип данных описывается словом Char и занимает 1 байт. Значениями здесь являются 256 символов кодировочной таблицы ASCII (American Standard Code for Information Interchange – Стандартный американский код обмена информацией), используемой в ОС DOS.

Читайте также:
Как получить все достижения в Steam программа

При записи констант, если символьное значение имеет графическое представление, то оно изображается символьным знаком, заключенным в апострофы, например:

Если символ нельзя отобразить в тексте программы (служебные и неотображаемые символы), то можно воспользоваться эквивалентной формой записи

#$7F – Delete, стереть последний символ. Символом DEL, состоящим в двоичном коде из всех единиц, можно было забить любой символ. Устройства и программы игнорировали DEL так же, как NUL. Код этого символа происходит из первых текстовых процессоров с памятью на перфоленте: в них удаление символа происходило забиванием его кода дырочками (обозначавшими логические единицы).

#7 – Bell, звонок, звуковой сигнал. Имеет отношение не к монитору, а ко встроенному динамику.

Если используются специальные символы, называемые управляющими кодами (то есть с использованием префиксной клавиши Ctrl), то можно использовать запись, например вида ^C (символ с кодом 3: ext – конец текста). Все коды с номерами 0-31 являются управляющими, и их можно представить в таком виде. Например, BEL можно записать как ^G.

Над значениями литерного типа можно выполнять только операции отношения.

Перечисляемый тип

Часто в программах число используется не в качестве арифметической величины, а как указатель некоторого элемента множества. В Паскале предусмотрена возможность называть элементы множества своими именами, то есть можно определить новый тип путем явного перечисления всех его возможных значений, причем каждое такое значение будет определяться только именем. Считается, что значения перечисляемого типа указаны в порядке возрастания, начиная с нулевого, поэтому над этими элементами можно выполнять операции отношения. Причем наиболее часто используются операции = и ¹.

При описании этого типа используется список, заключенный в круглые скобки, а его значения (константы) являются именами:

If d>Fri Then Writeln (‘Выходной день’);

Для любого перечисляемого типа Т, определенного записью

Причем значениями типа Т могут быть только w0, w1, . wn. Более того, эти имена должны быть уникальны, то есть не должны повторяться ни в других типах, ни при описании переменных.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 8076 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: poznayka.org

Переменные и константы в языке программирования Паскаль

В Паскале, как и в других языках программирования данные делятся на константы и переменные. Для получения текущих значений переменных и констант к ним можно обращаться в программе по именам.

Переменная — это именованная величина определенного типа, способная в процессе работы программы менять свое значение.

Обычно переменная получает текущее значение в результате выполнения оператора присваивания (например, s := 0 – переменной s присваивается значение 0). Это значение будет сохраняться до тех пор, пока этой переменной не будет присвоено новое значение (при этом предыдущее значение теряется безвозвратно!)

Важно: попытка присвоить переменной значение иного типа является ошибкой.

Описание переменных

Все переменные, которые будут использоваться в программе на языке Паскаль, описываются в разделе описаний. Раздел начинается со служебного слова var , после которого могут располагаться описания в следующих формах:

  • список имен: тип;
  • или
  • имя: тип := выражение;
  • или
  • имя: тип = выражение; // для совместимости с Delphi
  • или
  • имя := выражение;

В случае, если необходимо описать несколько переменных, то они перечисляются в списке через запятую. Например:

  • var
  • a1, a2, a3: integer;
  • p: real := 5.7;
  • str := ‘PascalABC.NET’;
  • k := 1;

В последних двух случаях тип переменной определяется автоматически по типу выражения в правой части. Заметим, что по умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.

PascalABC.NET позволяет описывать переменные внутри составного оператора begin-end в специальном операторе описания переменной. Такие описания называются внутриблочными. Для внутриблочного описания можно использовать формы приведенные выше. Например:

  • begin
  • var a1,a2,a3: integer;
  • var p: real := 2.5;
  • var str := ‘ ‘;
  • end;

Описание констант

Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в разделе описаний и не изменяются в процессе выполнения программы

Раздел описания именованных констант в языке программирования Паскаль начинается с ключевого слова const после которого следуют описания в следующих формах:

  • имя константы = значение;
  • или
  • имя константы : тип = значение;
  • const
  • MaxLen = 100;
  • Pi = 3.14;
  • g = 9.8;
  • Day = ‘Sunday’;

Использование именованных констант позволяет улучшить читаемость программы и облегчает внесение в нее изменений.

Источник: informatics-lesson.ru

Где перечисляются все переменные используемые в программе

6 ноября, 2015 Andrey K

Читайте также:
Определите что будет в результате работы следующего фрагмента программы

(6 голос, значение: 4,33 из 5)

В данной статье будут описаны основы языка программирования Паскаль, необходимые для написания первых программ: структура программы, понятие переменной, типы данных, математические операторы и функции, оператор присваивания, ввод и вывод данных. Еще раз сделаю акцент на то, что данная статья для самых первых шагов в изучении языка для учащихся 7-8 классов. Здесь не будет углубленного рассмотрения (для этого есть соответствующая литература).

Структура программы

Структура программы — совокупность разделов, из которых состоит программа.

Для написания первой программы на языке Паскаль достаточно знать два раздела (на самом деле их больше):

  • раздел описания переменных — var — в этом разделе через запятую перечисляются имена переменных, используемые в программе. Далее указывается их тип.
  • тело программы — начинается со слова begin и заканчивается словом end. (с точкой). В этом разделе пишется текст самой программы

var переменные: тип данных; begin тело программы end.

Переменные

Что же такое переменная.

Представим переменную как ячейку памяти, которой мы присваиваем имя и в которой мы можем что-то хранить (число или текст).

переменные паскаль1

Ячейки памяти с именами a, b, c

Имя переменной должно удовлетворять следующим требованиям:

  • состоять из букв латинского алфавита (a-z, A- Z), цифр и знака подчеркивания «_»;
  • имя переменной не должно начинаться с цифры (но может начинаться со знака «_» (Например: _primer).
  • имя переменной не должно содержать пробелов

Переменная primer и PriMer для Паскаля равнозначны

Типы данных

После того, как мы перечислим переменные в разделе var, мы должны указать их тип:

  • integer — целочисленный тип
  • real — вещественный тип (дробные числа)
  • string — строковый тип

var a, b, c : integer ;

где a, b, c — переменные, integer — тип этих переменных. Т.е. переменные (ячейки памяти) a, b, c могут содержать в себе только целые числа.

Есть много других типов данных, но для написания первых программ хватит трех озвученных.

Если необходимо, чтобы часть переменных была одного типа, а часть другого:

var a, b : integer ; с : real ;

т.е. переменные a, b — целые, а переменная с — вещественное число (нецелое).

Оператор присваивания

Оператор присваивания служит для присвоения переменной какого-либо значения.

:= оператор присваивания

Запись a:=23; читается как «Переменной а присвоено значение 23«. Теперь в ячейке памяти с именем а хранится число 23.

Оператор ввода

Существует еще один оператор, с помощью которого можно записать в переменную какое-либо значение, но уже с помощью клавиатуры.

readln(a)

Как только паскаль будет выполнять команду readln(a), он потребует от нас ввода значения с клавиатуры, которое запишет в переменную, стоящую в скобках. В нашем случаем — в переменную a.

Математические операции

+ — операция сложения

— — операция вычитания

* — операция умножения

/ — операция деления

mod — остаток от деления

div — целая часть от деления

Пример:

S:=22 mod 5; После выполнения данного когда переменная S станет равной 2.

S:= 22 div 5; После выполнения данного кода переменная S станет равной 4.

Оператор вывода

Для вывода значения переменной на экран используется команда write(a) или writeln(a). После выполнения команды writeln происходит переход на новую строку, после выполнения команды write — не происходит.

Если необходимо вывести на экран текст, то он заключается в апострофы:

writeln(‘Мама мыла раму’);

Также можно вывести на экран текст вместе со значением переменной:

a:=6;
writeln(‘ Значение переменной а = ‘, a);

На экране мы увидим: Значение переменной а=6.

Рассмотрим задачу:

По введенным с клавиатуры значениям длины и ширины найти площадь и периметр прямоугольника.

var a,b,S,P:integer; //объявляем переменные begin writeln(‘Введите длину прямоугольника’); readln(a); //вводим длину writeln(‘Введите ширину прямоугольника’); readln(b); //вводим ширину S:=a*b; //вычислим площадь прямоугольника P:=2*(a+b); //вычислим периметр прямоугольника writeln(‘Площадь прямоугольника равна ‘,S); //выводим на экран writeln(‘Периметр прямоугольника равен ‘,P); end.
(6 голос, значение: 4,33 из 5)

Опубликовано в рубрике Программирование Метки: Паскаль

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Введение в язык программирования Паскаль. Начальный уровень”

Это действительно здорово и полезно часть информации. Я удовлетворен тем, что вы просто поделился этой полезной информацией с нами.

Источник: krivaksin.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru