б)Почтальон принес газету,а так(же) письмо.
в)При(том)иституте были курсы.
г))Я поблпгодарила друга за(то),что он помог мне.
3.Укажите вариант,в котором представлено дефисное написание
4.Укажите вариант,в котором представлено раздельно написание:
а)(В)место ожидавшегося веселья я почуствовал страз.
б)Я с трудом добрался (в)место,нужное мне
в)Мы бежали (на)встречу брузгам волн.
Г)Это были птицы(в)роде цапли
5.Укажите вариант,в котором на месте пропуска пишется Ь знак
а)коз. ий мех б)павлин. ий крик
в)медвеж. ю услугу Г)лис. ий хвост
Источник: sous-otvet.net
4. ПОДПРОГРАММЫ В ПАСКАЛЕ
Подпрограмма – это повторяющаяся группа операторов, оформленная в виде программной единицы. Она записывается однократно; в соответствующих местах программы обеспечивается лишь обращение к ней по имени. Преимущества подпрограмм: 1. Сокращение объема программы. 2. Улучшение структуры программы с точки зрения читаемости и наглядности.
Информатика. 8 класс. Тема: «Общие сведения о языке программирования Паскаль»
3. Уменьшение вероятности ошибок и облегчение процесса от- ладки. В Паскале механизм подпрограмм реализуется в виде процедур и функций. Они различаются назначением и способом их использования.
4.1. Процедуры
Процедуры предназначены для выполнения некоторой последовательности действий. Любая процедура начинается с заголовка, который является ее обязательной частью. Он состоит из служебного слова Procedure , за которым следует имя процедуры, а в круглых скобках – список формальных параметров. После заголовка могут идти те же разделы, что и в программе. Таким образом, общий вид будет следующим: Procedure (список формальных параметров − может отсутствовать) begin end; Например, процедура для вычисления степени целого числа: Procedure Degree(x,y:integer;var st:longist); var i: integer;
begin | |
st:=1 | |
for | i=1 to y do st:=st*x; |
end; |
Результат передается в основную программу. При вызове процедуры ее формальные параметры заменяются фактическими в порядке их следования. Фактический параметр – это параметр, который передается процедуре при обращении к ней. Число и тип формальных и фактических параметров должны совпадать.
Формальный параметр – это переменная, фиктивно присутствующая в процедуре и определяющая тип и место подстановки фактических параметров. Все формальные параметры делятся на два вида: параметры-переменные и параметры-значения.
1) Параметры-переменные (st) − это формальные параметры, перед которыми стоит служебное слово var . Они передаются по ссылке, когда необходимо передать новые значения в точку вызова процедуры из программы. 2) Параметры-значения (x, y).
Перед ними не ставится служебное слово var . Передается только копия значений этих параметров; внутри процедуры можно производить любые действия с данными формальными параметрами, но их изменения никак не отражаются на значениях соответствующих фактических параметров. Глобальные переменные – это те переменные, которые объявлены в описании основной части. Локальные переменные – это те переменные, которые объявлены в процедурах и функциях. Областью действия локальных переменных является та подпрограмма, в которой они описаны. Пример применения подпрограммы нахождения n -степени чис- ла a ( a , n – целые, n >0).
УРОК 15. Язык программирования Pascal. Часть 1. (7 класс)
Program PR1; var a,n : integer; s : longint; procedure Degree(x,y : integer; var st : longint) var i : integer; begin st:=1; for i:=1 to y do st:=st*x; end; begin writeln(‘Введите два числа’); < ввод значений >readln(a,n); Degree(a,n,s); < обращение к процедуре >writeln(‘Результат’,s); < вывод значения a n >readln; end. Процедура вызывается как оператор, состоящий из имени процедуры. В круглых скобках передаются фактические параметры.
В нашем примере фактические параметры a , n и s передают свои значения соответственно формальным параметрам x , y и st . После завершения работы процедуры переменные a и n имеют те же значения, что и при вызове, а s получает новое значение. Пусть a= 3 и n= 4. Когда в программе встречается оператор Degree(a,n,s), то компьютер выполняет следующие действия: − выделяет память для переменных, описанных в процедуре Degree; − присваивает формальным параметрам значения фактических: x:=a (x=3), y:=n (y=4), st:=s; − выполняет операторы процедуры, то есть вычисляет 3 4 ; − присваивает полученное значение переменной s , а переменные a и n остаются прежними; после этого переходит к выполнению следующих действий программы. На рис. 1 показано распределение памяти между переменными, используемыми в процедуре и в основной программе. Прямоуголь-
ники соответствуют ячейкам памяти, каждая из них имеет свой адрес. Пересылка параметров идет по значению () или по ссылке (
), в первом случае передается только значение, а во втором – передается адрес ячейки, куда после выполнения процедуры будет записано новое значение.
Переменные x , y , st , i – это локальные переменные, для них выделяется память только при обращении к данной процедуре, а после завершения ее работы она освобождается. Рис. 1 После выполнения операторов (по последнему end ) идет возврат в точку вызова, при этом если фактические параметры передавались по значению, то они остаются неизменными, а если передавались по ссылке, то в ячейке с данным адресом появится новое значение (рис. 2). Рис. 2
Источник: studfile.net
Процедуры в Pascal — основные сведения
В программировании часто возникают ситуации, когда одну и ту же группу операторов, реализующих определенную цель, требуется повторить без изменений в нескольких местах программы. Для решения данной проблемы используют подпрограммы.
Подпрограмма — именованная группа операторов, которую можно вызвать для выполнения несколько раз из различных мест программы.
В языке Паскаль существую два вида подпрограмм: процедуры и функции.
Главное отличие процедур от функций заключается в том, что результатом функций является единственное число.
Конструирование алгоритма «сверху вниз»
При конструировании достаточно сложного алгоритма логично разбивать его на ряд более простых задач. Сначала записывается основной алгоритм. В нем записываются обращения к вспомогательным алгоритмам (подпрограммам), которые позволят решить отдельные, более простые задачи.
Вспомогательный алгоритм (подпрограмма) должен:
— иметь имя, по которому его можно вызвать из других алгоритмов;
— возвращать управление тому алгоритму, из которого он был вызван. После того как завершится выполнение вспомогательного алгоритма, вызвавший его алгоритм должен продолжить работу с той точки, в которой он был прерван;
— иметь возможность вызывать другие алгоритмы;
— иметь достаточно малые размеры.
В языке Паскаль существует два вида подпрограмм: Процедуры и функции в Паскале объявляются в разделе описания за разделом переменных: процедура (PROCEDURE ) и функция ( FUNCTION ).
Параметры, записываемые в обращении к подпрограммам, называются фактическими; параметры, указанные в описании подпрограмм — формальными. Фактические параметры должны соответствовать формальным по количеству, порядку следования и типу. Параметры, объявленные в основной (главной) программе, действуют в любой подпрограмме и называются глобальными. Параметры, объявленные в подпрограмме, действуют только в этой подпрограмме и называются локальными.
Процедуры
Процедуры используются в случаях, когда в подпрограмме необходимо получить несколько результатов. В языке Паскаль существует два вида процедур: процедуры с параметрами и без параметров.
Формат описания процедуры имеет вид:
procedure имя процедуры (формальные параметры);
раздел описаний процедуры
begin
исполняемая часть процедуры
end;
Например:
procedure korni (f: real; b,c:integer; var x1, x2:real; var k:integer);
Формальные параметры отделяются точкой запятой (однотипные параметры пишутся через запятую).
Вызов процедуры:
Обращение к процедуре осуществляется по имени процедуры, за которым могут быть указаны фактические параметры.
имя процедуры (фактические параметры);
Фактические параметры отделяются друг от друга запятой.
При вызове процедуры устанавливается взаимно однозначное соответствие между фактическими и формальными параметрами. После выполнения процедуры управление передается следующему, после вызова процедуры, оператору вызывающей программы.
Например:
korni (i,c,d,x,y,n);
Задача 1. Написать процедуру, которая печатает строку из N звездочек и переводит курсор на новую строку.
procedure pr (n:integer);
var i : integer ;
begin
for i :=1 to n do write (‘*’); writeln;
end;
Задача 2. Составьте программу, получения изображения в котором в первой строке 1 звездочка, во второй — 2, в третьей -3, …, в строке с номером m — m звездочек.
procedure pr (n:integer);
for i :=1 to n do write (‘*’); writeln;
Экспериментальная часть
- Измените программу, чтобы в первой строке было m звездочек, во второй на 1 меньше и т.д..
- Измените программу, чтобы в первой строке выводилась 1, во второй — две двойки, в третьей — три тройки и т.д.Задача 3. Даны 3 различных массива целых чисел (размер каждого не превышает 15). В каждом массиве найти сумму элементов и среднее арифметическое значение элементов.Составим две подпрограммы: первая для заполнения массива, вторая для нахождения суммы и среднего арифметического элементов массива.
type mas=array[1..15] of integer;
var i,n,s :integer; sr:real;
procedure zap(var n:integer; var a:mas);
procedure sum (n:integer; a:mas; var s:integer; var sr:real);
for i :=1 to n do
Источник: egeikt.wordpress.com