Образовательная программа «Гармония» это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.«ГАРМОНИЯ»
- Главная
- Педагогика
- Образовательная программа Гармония
Что такое гармония
Слайды презентации
Слайд 1 Образовательная программа «Гармония»
Выполнила: студентка 1 курса
Курбанова А.З
КЛАССИЧЕСКАЯ ГАРМОНИЯ ЗА 20 МИНУТ
Слайд 2 Образовательная программа «Гармония»
это учебно-методический комплект (УМК) для
1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы
для начальной школы.
Слайд 3 «Гармония»
включает в себя:
-Букварь. Авторы: М.С. Соловейчик,
Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.
-Русский язык. Авторы: М.С.
Слайд 4 Задачами образовательной программы Гармония является понимание школьниками изучаемых
предметов, создание гармоничных отношений между учителем и учениками, создание
для каждого школьника ситуаций для успешной познавательной деятельности. Учебная деятельность организована таким образом, что учащиеся обеспечиваются знаниями на доступном им уровне, что позволяет им осознавать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Слайд 5 «ГАРМОНИЯ»
Программа ставит своей целью разностороннее развитие ребенка, подготавливает
его к дальнейшему обучению. Авторы программы пытались преодолеть различия
между традиционной и развивающей схемой обучения.
Слайд 6 способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой
учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;
способы
организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;
способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Слайд 7 Авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
—
целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение,
классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Слайд 8 Международная программа «Step by Step»
разработана специалистами Джорджтаунского
университета (Вашингтон, США)
на основе современных теорий развития ребенка (Л.С.
Выготский, Ж. Пиаже, Э.Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий.
Слайд 9 «Шаг за шагом» – это не образовательная программа,
а скорее подход к обучению, технология.
«Step by Step»
Слайд 10 Цель – подготовить детей к жизни в современном
стремительно меняющемся мире, развивать такие качества и способности, как:
готовность
принимать перемены и активно в них участвовать
устойчивое стремление учиться
способность критически и творчески мыслить
способность ставить и решать проблемы
умение делать самостоятельный и осознанный
умение уважать себя и окружающих людей
правильное восприятие социальных норм и правил поведения
Слайд 11 Основные идеи программы:
Индивидуальный подход к обучению и воспитанию
Осуществление
детьми выбора
Наличие развивающей среды и центров активности
Участие семьи
Слайд 12 Воспитатель :
Понимает, как развивается ребенок
Проявляет уважение к детям
и высоко ценит их идеи
Стимулирует детей к разрешению собственных
проблем
Поощряет уважительное отношение друг к другу
Источник: findtheslide.com
Презентация на тему Образовательная программа «Гармония
Слайд 4Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.
До 2014/2015 уч. года УМК «Гармония» включал в себя завершенные предметные линии учебников, которые не входят в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):
Учебники программы «Гармония» для начальной школы, не вошедшие в новый перечень, успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года и были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Слайд 5Учебники программы «Гармония» обеспечивают достижение предусмотренных ФГОС
результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание,
формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачами программы: явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В УМК «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Слайд 6Авторы программы «Гармония» реализовали в системе учебных
заданий: — целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ
и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); — приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; — активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; — соблюдение баланса между интуицией и знанием; — разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; — опору на опыт ребенка; — параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними; — взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; — единство интеллектуальных и специальных умений; — создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Слайд 7Положительная характеристика программы
Слайд 8
Слайд 9Разработчики о своих отличительных особенностях программы
Все авторы
комплекта – методисты
По сей день работают в
школах
Многие авторы со своими учебниками переходят в среднюю школу
Сторонники развивающего обучения
Стараются изменить отношение ребенка к учебнику (Нар. «Русский язык. К тайнам нашего языка») – любовь к предмету, любовь к Родине (нравственное воспитание)
Направленность на развитие речи, мышление, языковую интуицию, учебную самостоятельность.
На примере Букваря. Мой первый учебник — ребенок привыкает к красочным иллюстрациям.
Учебники имеют — Условные знаки
Наблюдения, отличия в заданиях
Другой взгляд на обучение
Легче будет для молодых специалистов
В методических пособиях — Как орган работу, сценарии уроков
Сочинение по программе только к концу 4 –го класса. Со 2- го класса учат не сочинять, а писать по жанрам (Например: в виде писем, дневников, сказок . . .) – опыт детей.
Дополнительное пособие («Потренируйся», «Тесты», «Наглядные пособия»)
Слайд 10Анализ программы учителя начальных классов
Слайд 11Каким образом УМК «Гармония» реализует принципы деятельностного
подхода?
УМК «Гармония» реализует принципы деятельностного подхода: дети
сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; новое знание открывает сам ученик. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?
Да
Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?
Чтение.
Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает индивидуальную работу обучающихся (словесное, музыкальное и графическое рисование, составление плана текста, все виды пересказа и др.), групповую деятельность (напр., игра «Радиотеатр», игра «Театр»), а также коллективную, фронтальную формы выполнения заданий (беседа, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой…). На обеспечение индивидуальной работы кроме учебников направлены имеющиеся в данном комплекте рабочие тетради и тесты.
Слайд 12Видите ли вы систему в разнообразии форм
организации учебной деятельности, представленных в УМК? В
чем она заключается?
Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. К тому же непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Приведем пример, подтверждающий сказанное. (Литературное чтение)
При обучении составлению плана сначала поэтапно отрабатываются отдельные действия, составляющие данный способ деятельности: выделение эпизодов (микротем), деление текста на части, озаглавливание эпизодов, текстов; затем учащиеся составляют план в опоре на памятку и только после такого системного обучения учебник предлагает задание «Составь план текста». Кроме того, предусмотрено такое требование системности, как переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения, а именно, в данном случае: сначала обучающиеся выполняют задания в опоре на иллюстрации или группы иллюстраций, представляющие собой картинный план, затем следует этап перевода картинного плана в вербальную форму (например, 2 класс, ч. 3, с. 35, задание 2), после чего составление плана становится вербальным, без опоры на иллюстрации.
Слайд 13Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных,
личностных) освоения программы.
Да
Отражает ли данный УМК
интересы и потребности современного ребёнка? В чём это выражается?
УМК «Гармония» отражает интересы и потребности современного ребёнка. Содержание программы имеет практическую направленность. Оно ориентировано на слияние обучения, воспитания и развития младших школьников в единый органический процесс. Одной из особенностей учебника М.С. Соловейчик, Н.С.
Кузьменко «К тайнам нашего языка» является коммуникативная направленность. Учебник построен как интересная книга, работая с которой ученик общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами (дошкольником Антоном и мальчиком-иностранцем, который изучает русский язык), узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома.
Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет оценить динамику личностных достижений учеников? Если да, то в чём это выражается?
Да. Это выражается в наличии в учебниках различных типов заданий (разные по уровню сложности, для самостоятельной и групповой работы, репродуктивного и творческого характера)
Слайд 14Каким образом в данном УМК формируется самостоятельная
деятельность?
Для формирования самостоятельной деятельности в данном УМК
предусмотрен ряд различных заданий. Эти задания содержат учебники по русскому языку, математике, тетради на печатной основе, а также тетради с тестовыми заданиями по этим предметам.
Каким образом в УМК формируются действия контроля?
.УМК формируются действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы.
Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, регулярно встречаются в учебнике и в рабочей тетради такие упражнения, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки».
Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением автора? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил на месте этого героя?»
Слайд 15Считаете ли вы, что данный УМК действительно
создает условия для мотивации ученика к учению?
Если – да, то каким образом это делается?
Да, УМК создает условия для мотивации ученика к учению.
Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
1. В УМК содержатся интересные, близкие детям произведения
2. Материал учебника построен так, что на занятии дети могут выполнять посильные задания.
3. В учебниках находится много произведений на тему школы, обучения. Например: литературное чтение: 1 кл. — А. Барто. «Стали грамотными», Р.Сеф. «Учись читать. », Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…», А. Курляндский. «Первое сентября попугая Кеши»; 2 кл. – М. Бородицкая. «Первое сентября», В. Берестов. «Читалочка», Д. Родари. «Машинка для приготовления уроков» и др.
4. На уроках русского языка учатся писать записки, письма, поздравления.
5.Окружающий мир: «Разнообразие профессий людей», « Как мы общаемся. Правила этикета», «Физическая и духовная красота человека», « Друзья, их значение в жизни людей», « Семья. Родственники», «Семейные заботы и традиции»…
6. Ряд вопросов и заданий направлены на создание мотивации к обучению, например: «Назови свою любимую книгу. Чем она тебе нравится?», «Для кого и для чего учишься ты?», «Если хочешь сочини сказку…», «Если хочешь, поделись что ты узнал на уроке со своими близкими…»
Слайд 16Каким образом данный УМК обеспечивает условия для
индивидуального развития всех обучающихся?
1.Разнообразные творческие задания.
Например, словесное, музыкальное и графическое рисование, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация.
2.Задания учебников стимулируют творчество учащихся, например: «Придумай и расскажи …»,
3.На страницах учебников имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?»
4. Личностная самореализация человека проявляется в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Каждый ученик ищет свой путь решения проблемы. (Например, юный художник имеет право выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты)
Есть ли у вас потребности в смене УМК?
Нет.
Перечислите затруднения при работе с УМК.
— в учебниках литературного чтения недостаточно текстов для патриотического воспитания детей.
— материал учебника математики не нацелен на отработку вычислительных навыков
Слайд 17Минусы
желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в
класс,
образовательный процесс в котором будет строиться
по системе «Гармония»;
отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со
второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий
повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе.
Источник: thepresentation.ru
Образовательная система «Гармония»
Образовательная система «Гармония» — это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.
Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого традиционного и развивающего обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются альтернативными.
В рамках традиционной и развивающей систем обучения разрабатываются различные авторские программы и учебно-методические комплекты. Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы.
Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
· целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
· приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
· активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
· опору на опыт ребенка;
· параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
· взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
· единство интеллектуальных и специальных умений;
· создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
УМК «Гармония» выпускает издательство «Ассоциация XXI век». Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования–личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
УМК «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:
Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в своей образовательной деятельности учебники приобретенные до вступления в силу этого приказа.
- Начальная школа
- Педагогический коллектив начальной школы
- Организация учебного процесса
- Учебный план начального общего образования
- Образовательная система «Школа России» 1-4 классы
- Группы продленного дня
- Правила приема в первый класс
- Школа раннего развития
- Внеурочная деятельность
- Расписание уроков
- График проведения оценочных процедур
- Списки рекомендуемой литературы
- Комплексный учебный курс ОРКСЭ
- О проведении Всероссийских проверочных работ
Связаться с администрацией школы
Источник: www.school595.ru