2. «Гармония» — это учебно -методический комплекс для 4-летней начальной школы. Комплекс был создан в 2000г. В 2009 г. программа
«Гармония» — это учебно -методический комплекс для 4-летней
начальной школы. Комплекс был создан в 2000г. В 2009 г.
программа была утверждена Министерством образования РФ. Все
учебники, входящие в ее состав, были включены в перечень
рекомендуемых на 2010-2011 учебный год. В 2016 году программа
была исключена из перечня рекомендованных, однако обучение по
ней может проводиться до 2021 г.
3. Авторы программы «Гармония»
Концепция программы «Гармония» была предложена доктором
педагогических наук, профессором Н.Б. Истоминой.
Она собрала коллектив авторов, учителей и методистов,
работающих в системе развивающего обучения.
«..не только средство
формирования знаний,
умений и навыков, но и
условие, позволяющее
учащимся проявить максимум
ГАРМОНИЯ !!! Что такое Гармония ?
инициативы и
самостоятельности в процессе
их выполнения…»
4. Авторы программы «Гармония»
В
состав учебно-методических комплектов по всем
предметам учебного плана входят: программа, учебники,
учебные тетради к ним, методические пособия,
электронные образовательные ресурсы, пособия для
оценки
достижения
планируемых
результатов
образования.
Учебные предметы:
• Обучение грамоте: Азбука. Авторы Н.М. Бетенькова, В.Г.
Горецкий, Д.С. Фонин,
• Букварь. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М.
Бетенькова, О.Е.Курлыгина,
• Русский язык. Авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,
• Литературное чтение. Автор О.В. Кубасова,
• Математика. Автор Н.Б. Истомина,
• Окружающий мир. Авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин,
• Технология. Автор Н.М. Конышева.
5. Цель УМК “Гармония”
Многостороннее развитие ребенка: комфортное
обучение подготавливает мыслительный
аппарат ребенка к дальнейшему обучению.
6. Задачи УМК “Гармония”
• обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов;
• создать условия для гармоничных отношений учителя
с учеником и детей с друг другом.
Главная задача УМК «Гармония»
Разработка способов организации учебной деятельности
младших школьников, обеспечивающих комфортные
условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний,
умений и навыков, соответствующих учебным программам
и требованиям начального образовательного стандарта.
7. Преимущество УМК “Гармония”
Основное достоинство
программы — это то, что
детям не навязывают
правила, а строят задания
таким образом, чтобы они
сами приходили к тем
выводам, которые и являются
правилами грамотного
письма. Дети учатся
наблюдать, сопоставлять и
размышлять. Специфика
содержания всех учебных
Что такое «гармония»?
предметов находит
отражение в их
методических концепциях и
способах их реализации.
8. В основе построения УМК «Гармония» лежат следующие принципы:
принцип
целенаправленного
и
систематического
формирования
приемов
умственной деятельности:
анализа, синтеза,
сравнения,
классификации,
аналогии,
обобщения в процессе усвоения знаний, умений,
навыков(ЗУН);
принцип
приоритета
самостоятельной
деятельности учащихся в процессе обучения;
принцип включения опыта ребенка в процесс
усвоения ЗУН;
принцип создания каждому ребенку условий
максимального эмоционального благополучия и
успешности
в
процессе
усвоения
предусмотренных программой ЗУН.
9.
10.
целенаправленное формирование приемов умственной
деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация,
аналогия, обобщение);
приоритет самостоятельной деятельности учащихся в
усвоении содержания;
активное включение в познавательную деятельность
приемов наблюдения, выбора, преобразования и
конструирования;
соблюдение баланса между интуицией и знанием;
разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
опору на опыт ребенка;
параллельное использование различных моделей:
предметных, вербальных, графических, схематических и
символических — и установление соответствия между ними;
взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
единство интеллектуальных и специальных умений;
создание каждому ребенку условий максимального
эмоционального благополучия в процессе усвоения им
предусмотренных программой знаний.
11. Плюсы и минусы программы
К положительным характеристикам
программы
можно
отнести
следующие:
наличие методологической базы и
разнообразных, в т.ч. электронных,
обучающих материалов;
использование как традиционных,
так и новаторских приемов
обучения;
обучение связано с развитием
личности школьника, ученику
обеспечивается индивидуальный
подход;
в основе обучения лежит решение
проблемных задач, а не просто
запоминание и воспроизведение
изученного материала.
Среди
негативных
аспектов
можно выделить:
необходимость предварительной
подготовки дошкольника к
обучению по программе
«Гармония»;
большое количество
теоретического материала, а с
другой стороны недостаточная
иллюстративность учебников;
сложность домашних заданий
для родительского контроля;
недостаточное количество
времени на разбор заданий
высокой трудности, которые
предлагаются для
самостоятельного решения.
12.
В
УМК «Гармония» отдаётся
приоритет частично -поисковым
и исследовательским методам,
которые отражены в приемах
наблюдения,
разноплановом
рассмотрении
объектов,
их
сравнении, преобразовании и
конструировании.
Активно
используется
метод
моделирования:
Формами работы на уроке являются
устанавливается
соответствие индивидуальная
самостоятельная
между
предметными, работа, фронтальное обсуждение ее
вербальными,
графическими, результатов, работа учащихся в
схематическими
и группах.
Учебные книги, входящие в комплект,
символическими моделями.
обеспечивают
личностную
ориентацию
обучения.
Важными
являются не только знания, которые
нужно усвоить, но и специально
разработанные способы усвоения и
переработки учебной информации.
Деятельность
строится
таким
образом, чтобы обеспечить ребенку
чувство
психологической
защищенности, радости познания,
развитие его индивидуальности.
Источник: ppt-online.org
Образовательная программа Гармония это учебно-методический комплект для 4
Скачать презентацию Образовательная программа Гармония это учебно-методический комплект для 4 Гармония, Белова.pptx
- Количество слайдов: 18
Образовательная программа «Гармония» это учебно-методический комплект для 4 летней начальной школы. Комплект был создан в 2000 г. (научный руководитель Н. Б. Истомина, доктор педагогических наук, профессор).
Цель: • многостороннее развитие ребенка; комфортное обучение; • подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению; • преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: • обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов; • создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом; • создать для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
Особенности программы Принципы программы: • организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; • организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; • формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Комплект «Гармония» для 4 -летней начальной школы включает в себя уже известные учителям и методистам учебнометодические комплекты по следующим учебным предметам: Обучение грамоте. Букварь. Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина. Русский язык. Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Литературное чтение.
Автор О. В. Кубасова. Математика. Автор Н. Б. Истомина. Окружающий мир. Авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Технология. Автор Н. М. Конышева.
Английский язык. Авторы М. З. Биболетова, Е. А. Ленская, Н. В. Добрынина и др. Изобразительное искусство. Авторы Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев Музыка. Авторы М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева Физическая культура. Авторы Р. И. Тарнопольская, Б. И. Мишин
Обучение грамоте. Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина.
Русский язык. Авторы М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. Комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся
Переход от изучения разрозненных орфографических правил к системному формированию комплекса орфографических умений
Литературное чтение. Автор О. В. Кубасова. Особое внимание на страницах учебника уделено формированию логических операций: анализу содержания (с 1 класса) и языкового оформления (со 2 класса) изучаемых произведений; сравнению персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений (с 1 класса); сопоставление произведений по виду (познавательное или художественное – со 2 класса) и по жанру (с 1 класса); а также обобщению (со 2 класса) и классификации (с 1 класса). Кроме того, в учебниках имеются задания, направленные на формирование таких универсальных учебных действий, как: • выделение опорных слов; • выделение главного; • сжатие информации; • составление плана разных видов, в том числе, сложного; • пересказ разных видов, в том числе выборочный и краткий; • умение работать с таблицей; • контекстный способ чтения; • ориентировка в книгах.
Математика. Автор Н. Б. Истомина. Согласно этой методике учащиеся знакомятся с текстовыми задачами только после того, как у них сформированы знания, умения и навыки, необходимые для их решения. В их число входят: • навыки чтения; • усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, отношений «больше на. . . » «меньше на. . . » , разностного сравнения; • приобретение опыта в соотнесении предметных, вербальных, схематических и символических моделей; • сформированность приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, аналогия, обобщение); • умение складывать и вычитать отрезки; • знакомство со схемой как способом моделирования.
Окружающий мир. Авторы О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. Основные цели образовательного процесса, реализующего данный курс: • создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении; • последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; • формирование пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов; • выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: • дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др. ; • уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; • уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.
Технология. Автор Н. М. Конышева Новая концепция курса «технологии» заключается в том, что курс выводится из узких рамок ремесленно-технологической подготовки и ранней профориентации и приобщается к целостной системе общего образования. Содержание курса имеет культурологическую направленность и создаёт условия для формирования у школьников научного мировоззрения в системе духовно-нравственных и эстетических ценностей
Английский язык. Авторы М. З. Биболетова, Е. А. Ленская, Н. В. Добрынина и др. В настоящее время ведется работа по созданию учебно-методического комплекта по изобразительному искусству для 1 – 4 классов. Основное назначение изучения английского языка в начальной школе состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка на доступном для детей данного возраста уровне. Первой содержательной линией учебного курса являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.
Изобразительное искусство. Авторы Т. А. Копцева, В. П. Копцев, Е. В. Копцев В настоящее время ведется работа по созданию учебнометодического комплекта по изобразительному искусству для 1 – 4 классов. Современные условия развития культуры общества требуют особого внимания к подготовке личности, которая способна к самостоятельной коммуникативно-творческой деятельности, культурному продуктивному диалогу с миром общества и миром природы.
Музыка. Авторы М. С. Красильникова, О. Н. Яшмолкина, О. И. Нехаева Новизна этого курса, его образовательный и воспитательный потенциал определяются концепцией, призванной приблизить уровень музыкального образования в школе к современному уровню развития музыкального искусства за счет адекватного освоения шедевров мировой и отечественной классики, включая наиболее развитые жанры и формы; за счет интенсификации развития музыкального мышления школьников и создания приоритета творческого начала во всех формах общения ребенка с музыкой.
Достоинства программы «Гармония» 1. Развитие гибкости и критичности мышления. 2. Использование проблемно-поисковых методов. 3. Взаимосвязь между всеми предметами. 4. Постоянное возвращение к изученному материалу, закрепление знаний, опора на них. 5. Прекрасное оформление всех пособий, удобство в использовании. 6. Обеспечение рабочими тетрадями, тестовыми, контрольными работами.
7. Использование разноуровневых заданий, гибкой системы оценивания.
Источник: present5.com
Презентация на тему Образовательная программа «Гармония
Слайд 4Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.
До 2014/2015 уч. года УМК «Гармония» включал в себя завершенные предметные линии учебников, которые не входят в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):
Учебники программы «Гармония» для начальной школы, не вошедшие в новый перечень, успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года и были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.
Слайд 5Учебники программы «Гармония» обеспечивают достижение предусмотренных ФГОС
результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание,
формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Задачами программы: явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.
В УМК «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Слайд 6Авторы программы «Гармония» реализовали в системе учебных
заданий: — целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ
и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение); — приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания; — активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования; — соблюдение баланса между интуицией и знанием; — разноплановое рассмотрение одного и того же объекта; — опору на опыт ребенка; — параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними; — взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений; — единство интеллектуальных и специальных умений; — создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Слайд 7Положительная характеристика программы
Слайд 8
Слайд 9Разработчики о своих отличительных особенностях программы
Все авторы
комплекта – методисты
По сей день работают в
школах
Многие авторы со своими учебниками переходят в среднюю школу
Сторонники развивающего обучения
Стараются изменить отношение ребенка к учебнику (Нар. «Русский язык. К тайнам нашего языка») – любовь к предмету, любовь к Родине (нравственное воспитание)
Направленность на развитие речи, мышление, языковую интуицию, учебную самостоятельность.
На примере Букваря. Мой первый учебник — ребенок привыкает к красочным иллюстрациям.
Учебники имеют — Условные знаки
Наблюдения, отличия в заданиях
Другой взгляд на обучение
Легче будет для молодых специалистов
В методических пособиях — Как орган работу, сценарии уроков
Сочинение по программе только к концу 4 –го класса. Со 2- го класса учат не сочинять, а писать по жанрам (Например: в виде писем, дневников, сказок . . .) – опыт детей.
Дополнительное пособие («Потренируйся», «Тесты», «Наглядные пособия»)
Слайд 10Анализ программы учителя начальных классов
Слайд 11Каким образом УМК «Гармония» реализует принципы деятельностного
подхода?
УМК «Гармония» реализует принципы деятельностного подхода: дети
сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; новое знание открывает сам ученик. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?
Да
Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?
Чтение.
Методический аппарат учебников по чтению содержит разнообразные задания, выполнение которых предполагает индивидуальную работу обучающихся (словесное, музыкальное и графическое рисование, составление плана текста, все виды пересказа и др.), групповую деятельность (напр., игра «Радиотеатр», игра «Театр»), а также коллективную, фронтальную формы выполнения заданий (беседа, конкурсы чтецов, работа с книжной выставкой…). На обеспечение индивидуальной работы кроме учебников направлены имеющиеся в данном комплекте рабочие тетради и тесты.
Слайд 12Видите ли вы систему в разнообразии форм
организации учебной деятельности, представленных в УМК? В
чем она заключается?
Задания в учебниках и в рабочих тетрадях расположены системно, то есть их последовательностью предусмотрена поэтапная отработка способов действий. Кроме того, в выполнении заданий прослеживается постепенный переход от совместной формы выполнения (с учителем и сверстниками) ко все более самостоятельной. К тому же непосредственно в начале обучения детям в учебниках предоставлена бо́льшая методическая помощь, чем впоследствии, что предполагает постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Приведем пример, подтверждающий сказанное. (Литературное чтение)
При обучении составлению плана сначала поэтапно отрабатываются отдельные действия, составляющие данный способ деятельности: выделение эпизодов (микротем), деление текста на части, озаглавливание эпизодов, текстов; затем учащиеся составляют план в опоре на памятку и только после такого системного обучения учебник предлагает задание «Составь план текста». Кроме того, предусмотрено такое требование системности, как переход от выполнения действий с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения, а именно, в данном случае: сначала обучающиеся выполняют задания в опоре на иллюстрации или группы иллюстраций, представляющие собой картинный план, затем следует этап перевода картинного плана в вербальную форму (например, 2 класс, ч. 3, с. 35, задание 2), после чего составление плана становится вербальным, без опоры на иллюстрации.
Слайд 13Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных,
личностных) освоения программы.
Да
Отражает ли данный УМК
интересы и потребности современного ребёнка? В чём это выражается?
УМК «Гармония» отражает интересы и потребности современного ребёнка. Содержание программы имеет практическую направленность. Оно ориентировано на слияние обучения, воспитания и развития младших школьников в единый органический процесс. Одной из особенностей учебника М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» является коммуникативная направленность.
Учебник построен как интересная книга, работая с которой ученик общается с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами (дошкольником Антоном и мальчиком-иностранцем, который изучает русский язык), узнает при этом новое и делится своими знаниями со взрослыми дома.
Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет оценить динамику личностных достижений учеников? Если да, то в чём это выражается?
Да. Это выражается в наличии в учебниках различных типов заданий (разные по уровню сложности, для самостоятельной и групповой работы, репродуктивного и творческого характера)
Слайд 14Каким образом в данном УМК формируется самостоятельная
деятельность?
Для формирования самостоятельной деятельности в данном УМК
предусмотрен ряд различных заданий. Эти задания содержат учебники по русскому языку, математике, тетради на печатной основе, а также тетради с тестовыми заданиями по этим предметам.
Каким образом в УМК формируются действия контроля?
.УМК формируются действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы.
Элемент самоконтроля входит отдельным пунктом во многие памятки, имеющиеся в учебнике. Кроме того, регулярно встречаются в учебнике и в рабочей тетради такие упражнения, как: «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно» (редактирование), а также рекомендация использования методического приема «Чтение до первой ошибки».
Учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии), они регулярно включаются в контрольно-оценочную деятельность, на что направлены такие вопросы учебника: «Как ты думаешь…?», «Как ты оцениваешь поступок…?», «Согласен ли ты с мнением автора? Обоснуй свой ответ», «Как бы ты поступил на месте этого героя?»
Слайд 15Считаете ли вы, что данный УМК действительно
создает условия для мотивации ученика к учению?
Если – да, то каким образом это делается?
Да, УМК создает условия для мотивации ученика к учению.
Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
1. В УМК содержатся интересные, близкие детям произведения
2. Материал учебника построен так, что на занятии дети могут выполнять посильные задания.
3. В учебниках находится много произведений на тему школы, обучения. Например: литературное чтение: 1 кл. — А. Барто. «Стали грамотными», Р.Сеф. «Учись читать. », Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…», А. Курляндский. «Первое сентября попугая Кеши»; 2 кл. – М. Бородицкая. «Первое сентября», В. Берестов. «Читалочка», Д. Родари. «Машинка для приготовления уроков» и др.
4. На уроках русского языка учатся писать записки, письма, поздравления.
5.Окружающий мир: «Разнообразие профессий людей», « Как мы общаемся. Правила этикета», «Физическая и духовная красота человека», « Друзья, их значение в жизни людей», « Семья. Родственники», «Семейные заботы и традиции»…
6. Ряд вопросов и заданий направлены на создание мотивации к обучению, например: «Назови свою любимую книгу. Чем она тебе нравится?», «Для кого и для чего учишься ты?», «Если хочешь сочини сказку…», «Если хочешь, поделись что ты узнал на уроке со своими близкими…»
Слайд 16Каким образом данный УМК обеспечивает условия для
индивидуального развития всех обучающихся?
1.Разнообразные творческие задания.
Например, словесное, музыкальное и графическое рисование, творческий пересказ, выразительное чтение, чтение по ролям, драматизация.
2.Задания учебников стимулируют творчество учащихся, например: «Придумай и расскажи …»,
3.На страницах учебников имеются вопросы и задания, которые способствуют виртуальному «присвоению» детьми человеческого опыта, тем самым способствуя их развитию. Во-первых, это вопросы и задания учебника, стимулирующие детей к обмену мнениями на основе их жизненного опыта, а во-вторых, вопросы и задания, направленные на развитие рефлексии, типа: «Представь себя в такой ситуации. Как бы поступил ты? Почему?»
4. Личностная самореализация человека проявляется в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Каждый ученик ищет свой путь решения проблемы. (Например, юный художник имеет право выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты)
Есть ли у вас потребности в смене УМК?
Нет.
Перечислите затруднения при работе с УМК.
— в учебниках литературного чтения недостаточно текстов для патриотического воспитания детей.
— материал учебника математики не нацелен на отработку вычислительных навыков
Слайд 17Минусы
желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в
класс,
образовательный процесс в котором будет строиться
по системе «Гармония»;
отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со
второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий
повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе.
Источник: thepresentation.ru