Future skills как новая валюта в мире будущего
В быстро меняющемся мире дискуссия о будущих навыках является одной из самых актуальных в образовательных исследованиях. Дискуссия о Future Skills ведется уже давно, часто является неосязаемой из-за концептуальной неопределенности того, чем на самом деле являются навыки, и часто относится к цифровым Future Skills только в урезенном виде.
Навыки будущего — это компетенции, которые позволяют людям решать сложные проблемы в турбулентном мире путем самоорганизации и дают им возможность действовать успешно. Они основаны на когнитивных, мотивационных, волевых и социальных ресурсах, имеют ценностную основу и могут быть приобретены в процессе обучения.
Профили будущих навыков состоят из пучков отдельных, связанных между собой, так называемых, эталонных навыков. На основе качественных данных можно восстановить 17 таких профилей компетенций: учебная грамотность, самоэффективность, самоопределение, самокомпетентность, рефлексивная компетентность, компетентность принятия решений, компетентность инициативы и исполнения, компетентность неопределенности, этическая компетентность, компетентность дизайн-мышления, инновационная компетентность, системная компетентность, цифровая грамотность, осмысление, компетентность будущего и проектирования, компетентность сотрудничества, компетентность коммуникации.
Университет Future Skills – презентация результатов проекта #RethinkingEducation
Данные навыки состаляют портфель компетенций, который будет необходим для дальнейшего развития в условиях неопределенности и суверенности.
Предложенные компетенции формируют собой тройную спирать компетенций.
Прежде всего, следует отметить, что навык — это термин, который всегда выражает отношение между контекстом (требованием), с одной стороны, и действием — с другой. Ehlers (2020a, b)
Соответственно, «действующий» человек может развивать будущие навыки по отношению к себе, может развивать их по отношению к выполнению задания, теме или объекту, над которым он работает, или по отношению к организационной среде, то есть к социальной системе. При реконструкции данных Ehlers называет эти три отношения субъектом, объектом и (социально-организационной) референцией мира. Возникает трехполюсное отношение, где каждый полюс находится в отношении к другому.
Из-за тесной взаимосвязи всех трех полюсов и их взаимосвязанной интеграции эту концепцию называют моделью тройной спирали будущих навыков.
Получившаяся концепция подходит для формального описания действий в сильно турбулентных контекстах, что нам сейчас и необходимо. Особенно для системы СПО актуальность рассмотрения навыков будущего позволяет спрогнозировать развитие потребности в тех или иных компетенциях, которые можно развивать, без кардинальных изменений учебного плана.
Как Вы думаете, как изменится жизнь и работа в ближайшие годы?
Источник: olegchagin.livejournal.com
Future Skills наших детей
Цифровой моделинг, архитектура реальности. Какие навыки стоит начать осваивать в новом году
У подножия Фудзиямы на скорости 100 км/ч летает байк, Барбадос готовится открыть посольство в метавселенной , а Amazon на полном серьезе собирается заблокировать Солнце и спасти планету от климатической катастрофы — и это уже сегодня. Мир будущего станет еще более высокотехнологичным. Чтобы не затеряться в нем и не проиграть роботам в профессиональной гонке, нужно осваивать новые компетенции. С каких стоит начать в 2022 году, разбираемся вместе с Агентством Ворлдскиллс Россия, которое разрабатывает Future Skills — инициативу, направленную на опережающую подготовку кадров для трансформирующейся экономики.
Агентство Ворлдскиллс Россия установило, что 9 из 14 появившихся в 2019–2020 годах профессий связаны с цифровыми технологиями.
Детальное исследование «Навыки будущего для 2020-х: Новая Надежда», проведенное в 2020 году совместно с Global Education Futures при участии 800 экспертов из 49 стран мира, показало, что в этом десятилетии серьезное влияние на все отрасли окажут следующие факторы:
Влияние этих факторов заметно уже сегодня, катализатором процесса цифровизации стала пандемия. В онлайн перекочевали торговля, банкинг, госуслуги, образование, медиа и коммуникации. Всё больше людей отказываются от офиса, предпочитая работать удаленно или на фрилансе.
Из-за этого в мире растет объем потребления интернет-трафика. Еще до ковида, с 2010 по 2019 год, он увеличился в 12 раз. Сейчас этот показатель больше, и он продолжит расти, так как со временем перестанут действовать демографические, географические и социальные ограничения.
Это значит, что через пару десятков лет старшим поколением станут миллениалы — уверенные пользователи гаджетов и компьютеров, интернет доберется в самые отдаленные регионы планеты, и благодаря доступности его смогут оплачивать те, у кого сегодня нет на это денег.
В условиях тотальной диджитализации конкурентное преимущество будет на стороне специалистов, умеющих работать с высокотехнологичными умными системами. Одни из самых перспективных компетенций в этой сфере — «Цифровое производство» и «Виртуальная и дополненная реальность».
Виртуальная и дополненная реальность
Виртуальная реальность (VR) погружает пользователей в искусственную цифровую среду. В мире несуществующих образов и звуков можно перемещаться и взаимодействовать с объектами.
Существуют также дополненная (AR) и смешанная (MR) реальности. Первая накладывает цифровую информацию на физические объекты, как в Pokémon GO. Вторая позволяет взаимодействовать как с реальной, так и с виртуальной средой одновременно. Например, геймер может в реальном мире взять мяч и бросить его в воображаемого персонажа.
Например, российские разработчики создали модули для проведения уроков ОБЖ с использованием VR-очков. По сценарию, школьники в виртуальной реальности сталкиваются с пожарами, авариями, землетрясениями. Их задача — принять правильное решение, спасти себя и окружающих.
VR и AR используются в психотерапии — например, экспозиционной . В дополненной реальности можно избавиться от арахнофобии благодаря приложению, в котором несуществующие пауки прыгают на лицо и руки пользователей. Справиться со страхами поможет и виртуальный пес, имитирующий поведение настоящей собаки. Он научит правильному обращению с животными.
Возможности VR и AR начинает активно использовать бизнес. Например, в России придумали первую в мире трехмерную систему психодиагностики для подбора специалистов нужного типажа и проверки ментального состояния людей, работающих на ответственных должностях.
Как готовят специалистов будущего
В вузах студенты усваивают больше теории, а Ворлдскиллс Россия предлагает практику. Образовательная часть проекта в рамках инициативы Future Skills формирует новые практико-ориентированные программы для подготовки кадров будущего в колледжах и университетах.
Эксперты аккумулируют знания, исследуют новые компетенции и проводят соревнования для оценки и развития ключевых навыков следующего десятилетия. Например, Future Skills Team Challenge.
Это новый формат соревнований для университетских команд. Студенты демонстрируют не только владение технологиями в рамках своих компетенций, но и soft skills, которые будут особенно ценны в будущем: коммуникативные и когнитивные.
К ним относятся предпринимательское, системное и критическое мышление, а также умение работать в команде и эффективно взаимодействовать с заказчиком.
В этом году в Future Skills Team Challenge участвовали 30 команд из 20 российских вузов. Они соревновались в шести компетенциях будущего: «Виртуальная и дополненная реальность», «Цифровое производство», «Цифровые решения для бизнеса», «Инженерное мышление. Каракури », «Разработка технологических продуктов» и «Разработка электронных устройств».
Future Skills Team Challenge стал важным этапом подготовки к «домашнему» чемпионату Европы по профессиональному мастерству EuroSkills St Petersburg 2023. По инициативе нашей страны на второй соревновательной площадке первенства — в Великом Новгороде — пройдут состязания по компетенциям Future Skills.
Источник: knife.media
Более 40 компетенций Future Skills были внедрены в программы подготовки студентов вузов в 2022 году
В 2022 году более 50 российских вузов приняли участие в проекте по внедрению образовательных программ (модулей) «Университет Future Skills». За два года реализации проекта более 40 компетенций Future Skills были внедрены в программы подготовки студентов высших учебных заведений в 2022 году.
329 просмотров
В число наиболее востребованных компетенций вошли высокотехнологичные специальности, составляющие основу технологического и кадрового суверенитета страны: лазерные технологии, промышленная робототехника, разработка виртуальной и дополненной реальности, эксплуатация беспилотных авиационных систем, разработка мобильных приложений и решений с использованием блокчейна и т. п.
Проект «Университет Future Skills» реализуется Министерством науки и высшего образования РФ, Агентством развития навыков и профессий и вузами с 2021 года. Его целью является развитие и распространение в системе высшего образования лучших практик подготовки студентов по перспективным профессиям и навыкам, которые востребованы в новых экономических реалиях.
Ключевой особенностью проекта «Университет Future Skills» является включение отдельных образовательных модулей, направленных на освоение навыков будущего, в существующие программы вузов. Это позволяет значительно ускорить процесс интеграции навыков и профессий будущего в экономику и реальный бизнес, а также может стать важной составляющей кадрового обеспечения страны.
Константин Кайсин
Федеральными центрами реализации проекта стали Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Южный федеральный университет (ЮФУ), Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) и Севастопольский государственный университет (СевГУ).
Директор Центра развития профессиональных компетенций ГУАП Ксения Баймакова говорит, что ГУАП стоит у истоков проекта «Университет Future Skills». Многие компетенции были разработаны университетом с нуля при плотном взаимодействии с индустриальными партнерами. Это, по ее словам, позволяет вузам готовить таких специалистов, которые, едва сойдя со студенческой скамьи, могут идти работать на предприятие и сразу приносить пользу компании.
В ГУАП в 2021 году были реализованы 13 компетенций Future Skills, и все они внедрялись в плотном взаимодействии с индустриальными партнерами. Необходимо отметить, что такой тандем, безусловно, влияет и на мотивацию студентов, которые понимают, что участие в истории Future Skills даст им перспективные знания, фору в трудоустройстве и скиллс-паспорт в портфолио. Участие в данном проекте позволило ГУАП наладить новые, значительно укрепить и расширить уже имеющиеся связи с потенциальными работодателями, найти новые интересные точки взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами, вывело подготовку студентов на новый уровень, а также дополнило проведение промежуточной аттестации независимой оценкой навыков и умений.
Ксения Баймакова
Анастасия Макарова, руководитель проекта Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ, соглашается, что проект «Университет Future Skills» позволяет нивелировать разрыв между образовательными программами в вузе и реальными потребностями компаний – потенциальных работодателей.
В 2021 году мы внедрили 3 компетенции: “Эксплуатация сервисных роботов”, “Разработка мобильных приложений” и “Разработка виртуальной и дополненной реальности”. Это, пожалуй, самые популярные IT-специальности, и спрос на таких сотрудников неуклонно растет. Причем в рамках этих направлений написанием учебных пособий, ведением лекций и организацией практических заданий занимаются не сотрудники ДВФУ, а представители наших индустриальных партнеров. Именно это помогает свести к минимуму разрыв между получаемыми в университете знаниями и необходимыми для работы навыками.
Анастасия Макарова
За два года реализации «Университета Future Skills» вузы – федеральные центры проекта сформировали ряд ярких кейсов и историй успеха, которые демонстрируют востребованность компетенций будущего в различных сферах экономики и возможности тиражирования лучших образовательных практик в системе высшего образования. Очевидным стал и интерес потенциальных работодателей к партнерству с вузами в реализации проекта.
Высоко оценивают практическую пользу «Университета Future Skills» в ЮФУ. Заместитель директора Института компьютерных технологий и информационной безопасности университета Антон Кумов рассказывает, что участие в этом проекте позволило по-другому взглянуть на образовательную деятельность, пересмотреть учебные планы.
Более того, на базе нашего вуза была создана так называемая IT-песочница – это аудитории и лаборатории, оборудованные в сотрудничестве с нашими технологическими партнерами. Они стали своеобразными учебными полигонами по изучению компетенций Future Skills. Вне учебы компании проводят там свои активности со студентами: различные митапы, хакатоны, презентации. Безусловно, это помогает отрабатывать полученные навыки, а самое главное, дает возможность ребятам напрямую взаимодействовать с будущими работодателями и демонстрировать свои умения
Антон Кумов
В НИЯУ МИФИ уже не только обучаются компетенциям Future Skills, но и доказывают, что приобретенные навыки можно реализовать на деле.
Одной из самых успешных в плане реализации компетенций для нас стала “Эксплуатация беспилотных авиационных систем”. Изначально у наших ребят появилось желание просто летать. И мы им эту возможность предоставили. Но уже через год они захотели создавать свои коптеры, свою начинку, свое программное обеспечение.
И вот сейчас они делают под заказ наборы собственного производства, которые в том числе применяются и для соревновательных задач. Фактически у нас сформировалось несколько команд, которые предлагают свои решения внешним заказчикам.
Алексей Грехов, начальник отдела компетенций НИЯУ МИФИ
Популярность обучения профессиям Future Skills подтверждают и в ДВФУ. Самыми востребованными компетенциями будущего стали разработка мобильных приложений, а также виртуальной и дополненной реальности. В этом году вуз запустил магистратуру по специальности «разработчик ARhttps://vc.ru/u/1337234-novosti-obrazovaniya-v-it/532027-bolee-40-kompetenciy-future-skills-byli-vnedreny-v-programmy-podgotovki-studentov-vuzov-v-2022-godu» target=»_blank»]vc.ru[/mask_link]
Неформальное образование
Стратегическое мышление
Выбор и применение стратегий для решения комплексных задач, в том числе открытых, имеющих более одного решения.
Креативное
мышление
Креативное мышление
Продуктивное действие в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации; создание собственного продукта, обладающего субъективной или объективной новизной и оригинальностью.
Системное
мышление
Системное мышление
Понимание и интерпретация эстетической красоты закономерностей и степени универсальности их применения; симуляционное моделирование комплексных процессов и явлений (выбор и учет значимых факторов, принятие решений в изменчивой среде, в том числе организованной сетевым образом; управление рисками, компенсация провалов и сохранение устойчивости системы; модульные многозадачные решения; выбор баланса между скоростью при выполнении известного алгоритма и адаптивностью к изменившимся условиям).
Критическое
мышление
Критическое мышление
Это понимание, анализ и интерпретация задачи, поиск и выделение закономерностей в массиве фактов; идентификация неявно заданных качеств предметов и явлений, скрытых ресурсов для решения задачи; выстраивание причинно-следственных цепочек, в том числе разветвленных с необходимой степенью детализации; применение формальной логики в условиях недостаточного знания; выделение главного, противоречий, аналогий, построение классификаций.
Коммуникация
Коммуникация
Это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление.
Кооперация
Кооперация
Это способность эффективно работать с другими людьми для достижения общей цели, а также предотвращать и урегулировать конфликты.
Самоорганизация
Самоорганизация
Это умение организовать ресурсы, имеющиеся в вашем распоряжении.
Саморегуляция
Саморегуляция
Это способность контролировать свои эмоции и поведение в зависимости от ситуации. Она включает в себя умение справляться с сильной эмоциональной реакцией на различные травмирующие стимулы, умение успокоиться, когда вы расстроены, а также умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек.
педагогических работников обученных с использованием новых форматов
тыс. детей участвуют в проектах инициативы
практик выявлено в рамках реализации инициативы
Новые грамотности
Финансовая грамотность
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование, с учетом жизненных событий и изменений экономических условий.
Правовая грамотность
Правовая грамотность — знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов.
Цифровая грамотность
Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность.
Предпринимательская грамотность
Предпринимательская грамотность — набор компетенций и знаний, позволяющий начать и вести свой бизнес. Это и проектное мышление, и основы финансовой и правовой грамотности, таймменеджмент, эффективные коммуникации и многое другое.
Платформа-навигатор
«НАВЫКИ БУДУЩЕГО»
Платформа дополнительного образования — это точка встречи в интернете авторов инновационных образовательных практик и их потенциальных потребителей. На портале собраны сведения о возможностях детского и молодежного инновационного творчества, которые смогут использовать будущие лидеры страны для формирования своих индивидуальных образовательных траекторий.
Неформальное образование
К неформальному образованию относят практики, которые могут быть реализованы вне государственных институций и не нуждаются в стандартизации образовательных результатов. Как правило, проекты неформального образования ведут инициативные творческие группы, некоммерческие организации, научные сообщества и другие структуры, не связанные напрямую с системой образования.
Неформальное образование представлено в виде множества разнообразных практик, которые реализуются профессионалами высокого уровня в разных сферах, яркими увлеченными людьми, создающими вокруг себя пространства, где для ребят есть свобода выбора получения новых знаний и навыков.
Агентство стратегических инициатив организует коммуникационную площадку по созданию целостного пространства неформального образования. Деятельность АСИ направлена на:
Закрепление эффективных практик неформального образования в образовательном пространстве, в том числе – законодательно
Использование широкого спектра новых и экспериментальных технологий неформального образования в обучении школьников
Подготовку «Атласа практик неформального образования», куда войдут лучшие отечественные практики из каждого федерального округа страны (не менее 16 кейсов)
Создание мер поддержки неформального образования
Использование потенциала неформального образования в системе развития компетенций будущего
Ассоциация лидеров практик неформального образования совместно с Агентством стратегических инициатив организовало Всероссийский конкурс лучших практик неформального образования. Победители конкурса были включены в новую редакцию «Атласа практик неформального образования».
Проекты
Одаренные дети
«Одарённые дети» — это всероссийский Интернет-портал для поиска и отбора талантливых и мотивированных школьников, а также формирования образовательной среды для их развития.
Универсальный КОД Безопасности
Формирование у детей культуры и навыков собственной безопасности, обучение комплексу собственных действий в нестандартной (опасной) ситуации – универсальному алгоритму (практическому инструменту) действий.
Гарантия Знаний
Формирование сети пилотных площадок по обучению школьников основам предпринимательства на базе образовательных организаций в регионах страны.
Всероссийская школьная летопись
Создание книг каждого класса, написанных самими школьниками. В данном случае книга становится продуктом деятельности детей и взрослых, в процессе создания которого формируются различные навыки.
Театральная Россия
Формирование интереса к чтению у детей и молодежи, знакомству через театр с произведениями школьной программы, в том числе русских классиков.
Детские научные клубы открытий и изобретательства «Фабрика миров»
Внедрение в школы современных технологий и образовательных продуктов. Комплексное интеллектуальное развитие ребёнка и поэтапное вовлечение в мир техники и технологий через открытие на базе школ детских научных клубов.
Национальная открытая школа
Проект, способствующий модернизации образования, в основе которого лежит модель обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, «Национальная открытая школа» — это цифровой образовательный ресурс, размещенный на онлайн-платформе, которая содержит свыше 4 000 интерактивных учебных пособий по основным школьным предметам.
Учи.ру — это интерактивная образовательная платформа онлайн-курсов по предметам школьной программы. В настоящее время Учи.ру позволяет каждому ученику, вне зависимости от социально-экономического и географического положения, освоить базовую программу по математике для 1-5 классов в комфортном темпе и по индивидуальной образовательной «траектории».
5 шагов. Развитие навыка осознанного выбора у подростков
Создание федеральной сети специалистов, работающих с подростковой аудиторией в школах и центрах дополнительного образования, обладающих единым видением проблемы осознанного выбора профессии у подростков и соответствующим апробированным инструментарием для просвещения и развитию навыка осознанного выбора профессии в образовательных учреждениях.
Программа развития системы отдыха и оздоровления детей
Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации — институциональный механизм внедрения новых принципов развития сектора детского отдыха, основанный на опыте успешных проектов, лучшей региональной практике.
Кванториумы
Детские технопарки «Кванториум» — это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей.
Портал для работы
высокомотивиро-
ванных и одарённых детей и их сопровождения
Масштабная апробация цифровой платформы, позволяющей выявлять, поддерживать и сопровождать развитие высокомотивированных и одаренных детей с учетом их особых образовательных потребностей, реализации персонализированного подхода.
Источник: asi.ru