*нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении., реализующем образовательные программы для детей дошкольного возраста
*образец, которому должны соответствовать образовательные программы ДОУ
32. В подготовительной коррекционно-развивающей группе, готовящей детей к школе, … коррекционно-развивающего обучения
обычно отсутствует программа
33. В подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), готовящей детей к школе. развивающего обучения
обычно есть программа
обычно отсутствует программа
34. Познавательные способности дошкольников проявляются в .
*умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать
35. Несформированность навыков самообслуживания у дошкольников проявляется в .
*неумении ухаживать за собой
*трудностях социального характера
Параметры по умолчанию. Передача аргументов в функцию по умолчанию. Аргументы по умолчанию. Урок #38
*проблемах планирования времени
*пропусках занятий без уважительной причины
36. Цели работы с семьей предполагают .
*вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских отношений с родителями
*посещение родителями спортивных мероприятий на базе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
*разработку совместно с родителями плана учебно-воспитательной деятельности ДОУ на год
37. Альтернативное образование представляет из себя …
*совокупность новоучрежденных (обычно по инициативе частных лиц) образовательных учреждений, работающих по экспериментальным программам, сформированных в порядке альтернативы ранее существующим
*неправительственные организации, местные власти, правительство и общественность *образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
38. . видел значение физических упражнений не только в укреплении тела, но и в предупреждении и излечении болезней
39. Выбор образовательных программ должен определяться …
*требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
*формированием интегративных качеств ребенка
*с учетом вида дошкольного учреждения
40. В раннем дошкольном возрасте у ребенка основной формой мышления является . мышление
41. Эстетическое воспитание способствует . личности ребенка
*развитию познавательной активности
*обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы
42. Коррекционно-развивающий процесс делится на два блока: …
*деление детей на подгруппы и распределение детей для индивидуальной работы
*подготовка к мониторингу и проведение мониторинга
*работа с детьми и работа с родителями
43. К основным задачам речевого развития дошкольника следует отнести формирование .
*основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон речи ребенка и приобщение детей к культуре чтения художественной литературы
Еда будущего. Часть 2. ГМО и не только. Анна Иванова. #Онлайн_лекция
*умения выслушивание собеседника, проявлять к нему внимание и уважение, поддержания разговора репликами и вопросами
44. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой .
*документ, который позволяет применить знания на практике
*совокупность обязательных требований к дошкольному образованию
*систему правил, которая позволяет продолжать образование за рубежом
*документ, который позволяет поступить в общеобразовательную школу
*члены попечительского совета
46. К компонентам педагогического процесса относят .
*направленность детей дошкольного возраста на основные образовательные области, виды деятельности
*воспитанников, педагогов., образовательную деятельность и педагогическая деятельность
*обучение, образование, воспитание и развитие
47. Дошкольный компонент образовательной программы … содержит вариативные подходы к организации работы по подготовке детей к школе, включая пропедевтические курсы на базе дошкольных образовательных учреждений с кратковременным пребыванием детей, учреждения «Начальная школа – детский сад», образовательных учреждений, а также в условиях семьи
«Воспитание и обучение в детском саду»
48. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является …
Министерства образования РФ
50. Воспитательная система содержит такие компоненты, как.
* «воспитатель» «воспитанник» и «деятельность»
* «среда», «субъекты» «отношение», «деятельность», «общение», «управление» и «цели»
*первая, вторая и третья стадии социального развития
51. Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса описана в научной концепции .
52. Результаты психологической диагностики могут использоваться для .
*установления степени соответствия требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов
*формирования социального портрета выпускника
*реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования
*решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей
53. Парциальные (специализированные) образовательные программы включают …
*одно или несколько направлений развития ребенка
*формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества
*цели и задачи воспитания, планирование педагогической деятельности, выбор программ и педагогических технологий, систему мониторинга и условия их реализации
54. Организация, которая провозгласила: «В 21 веке — здоровье каждому человеку планеты!», — это .
Организация Объединенных Наций
Всемирная организация здравоохранения
55. Система работы по сохранению здоровья включает в себя .
*создание условий для физической активности детей, пропаганду здорового образа жизни и организацию питания
*осуществление психологического мониторинга развития дошкольников и выработку рекомендаций по улучшению психологического климата
*приобретение нового спортивного инвентаря
56. Обновление содержания дошкольного образования на современном этапе предусматривает .
*помощь ребенку в выполнении домашних заданий
*соблюдение принципов природосообразности в развитии ребенка
*учет психологических особенностей ребенка
*комплексность и вариативность
57. К структурным подразделениям дошкольного образовательного учреждения можно отнести …
*группы детей дошкольного возраста
58. Образовательными областями познавательно-речевого развития дошкольника являются …
*коммуникация, познание, чтение художественной литературы
*учебник-хрестоматия и рабочая тетрадь для дошкольников
*социализация, труд и безопасность
59. Рабочая программа педагога-психолога – это нормативно-управленческий документ, отражающий …
*работу с социально-коммуникативным и речевым развитием
*работу с наглядно-образным мышлением
*работу со словесно-логической памятью
*региональный компонент и приоритетное направление дошкольного образовательного учреждения
60. Задачи эстетического воспитания решали такие исследователи, как …
Н.В. Шацкая, Е.А. Флерина, Н.П. Саккулина
Н.В. Федина, С.Н. Николаева, А.Г. Асмолов
А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Р.И. Жуковская
61. Осуществлению познавательного развития дошкольников помогает такая форма работы с родителями, как …
*чтение художественной литературы
*дни открытых дверей
62. Современные концепции детства разрабатывали .
*Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов
*Ш.А. Амонашвили и М.С. Каган
*А.Г. Асмолов и Д.И. Фельдштейн
63. Перспективы дошкольного образования заключаются в …
*изучении возможностей ОУ, осмыслении региональных особенностей введения ФГОС, реализации новых направлений стандартизации в образовании
*следовании Федеральному закону от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании»
*разработке и реализации образовательных программ ДОУ
64. Воспитание и обучение проводится по программам, рекомендованным …
*Министерством образования РФ
*учебно-методическим объединением образовательных организаций
*дошкольным образовательным учреждением
65. Авторы альтернативных программ … предложить их в качестве рабочих
не могут только в случае несоответствия стандарту
66. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования принят в …
67. Общеобразовательная программа дошкольного образования направлена на …
*достижение целевых ориентиров
*выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)
*интеграцию образовательных потребностей участников образовательного процесса
68. Требования к уровню развития речи дошкольников: …
содержательность, конкретность, доступность
четкость, выразительность, образность
содержательность, логичность, точность, выразительность
69. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан с учетом …
*Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ и законодательства РФ
*Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666
*Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании»
* Письма Минобрнауки России от 22.06.2010 № 03-13 и Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения
70. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) утвержден …
*Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666
*Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
*Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ
71. Выделяют такие приоритетные направления дошкольного образования, как …
*интеллектуальное, физическое, социальное, художественно-эстетическое и нравственное образование
*классические и современные развивающие методики
*технологии гуманно-личностного и развивающего обучения
72. Альтернативное образование чаще предоставляет услуги …
за счет федерального бюджета
73. Основные направления и объекты инновационных преобразований в педагогике: …
*разработка концепций и стратегий образования и образовательных учреждений; обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания; совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом
*обеспечение управляемости педагогической деятельности, совокупность комплексных и парциальных программ, их адаптация к особенностям образовательной деятельности
*формирование творческой личности психофизиологическое созревание личности
74. Существуют … условия перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
*теоретические и практические
*информационные, научно-методические, педагогические и организационные
*типовые и инновационные
75. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является …
*отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира
*использование в воспитательно-образовательном процессе фольклора и предметов из природных материалов
*реализация идей гуманно-личностной педагогики
76. Образовательные стандарты осуществляют общественный договор между …
*семьей, обществом и государством
*ребенком и педагогом
*родителями и заведующим
77. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений утвержденное
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении является …
78. Авторы примерной программы дошкольного образования «Успех»: …
Л.В. Занков, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов
В. Штерн, В. Вундт
А. Г. Асмолов, Д. И. Фельдштейн, Н. В. Федина
79. Структура обязательной части образовательной программы дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) включает …
*цели и задачи воспитания, планирование педагогической деятельности, выбор программ и педагогических технологий, систему мониторинга и условия реализации
*общее назначение, задачи и планируемые результаты реализации образовательной программы, способы достижения этих целей и результатов
*достижение оптимального развития дошкольников
80. Основным инструментом модернизации системы дошкольного образования является …
*Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании»
*примерная образовательная программа дошкольного образования
*Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
81. Ответственность за выбор, разработку и реализацию образовательной программы ДОУ возлагается на …
*Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании»
* коллектив дошкольного образовательного учреждения
* устав детского сада
*Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666
82. Программа воспитания и обучения в детском саду создана на основе …
*типовой программы воспитания и обучения в детском саду
*Типового положения о дошкольном образовательном учреждении
*Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ
83. Альтернативной программой дошкольного образования предмета «Окружающий мир» является программа …
84. Основные и дополнительные образовательные программы могут быть …
авторскими и вариативными
комплексными и парциальными
традиционными и новаторскими
85. Развивающие методы обучения делятся на …
*проблемные, частично-поисковые и исследовательские
*методы для «Школы России» и для «Перспективной школы»
*классические методы, методы для начальной школы и для дошкольного учреждения *продуктивные и репродуктивные
86. Образовательные программы подразделяются на …
предметные и дисциплинарные
традиционные и творческие
традиционные и развивающие
стандартные и практические
87. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666, установлено … видов дошкольных образовательных учреждений
88. Целостный образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это .
*системный, целостный, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников
*преемственность дошкольного и начального образования
*непрерывное воздействие на воспитанника в процессе занятий
89. Особенности программ характеризуются …
*разнообразием типов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
*системностью, комплексностью, соответствием индивидуальным особенностям дошкольников
90. Целевые ориентиры — это результат .
*деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
*заданный Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС)
*реализации образовательной программы
91. Особенно тесно развитие моторики в дошкольном возрасте связано …
*с социально-коммуникативным и речевым развитием
*с наглядно-образным мышлением
*со словесно-логической памятью
*с наглядно-действенным мышлением
92. Уровень и направленность реализуемой в образовательном учреждении (ОУ) общеобразовательной программы указываются в …
*документах к государственной аккредитации
*дипломе, выдаваемом ОУ
*свидетельстве, выдаваемом ОУ
93. Внутри . деятельности зарождаются такие ее новые виды, как игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование)
Библиотека Ирины Эланс, основана как общедоступная библиотека в интернете. Онлайн-библиотеке академических ресурсов от Ирины Эланс доверяют студенты со всей России.
Библиотека Ирины Эланс
Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной ссылки на сайт:
Ирина Эланс открыла библиотеку в 2007 году.
Источник: student-files.ru
Современные альтернативные программы обучения и воспитания дошкольников. Проблема программности воспитания и обучения в ДОУ
Достоинство курса политики в области образования определя-ется ориентацией на общечеловеческие ценности, на принципы свободы личности. Эти фундаментальные принципы, лежащие в ос-нове прав личности, должны быть реализованы уже в детские и юно-шеские годы, когда закладываются мировоззренческие и характе-рологические качества гражданина.
Права, провозглашенные во «Всеобщей Декларации прав чело-века», реализуются для ребенка через систему образования, гума-низацию и демократизацию идей, содержания, форм, методов и тех-нологий.
Современная система отечественного дошкольного образования строиться на принципах динамизма, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Существующие организационные формы дошкольного образования не могут полностью удовлетворить растущие потребности населения, требуется создание дополнительныхальтернативных форм дошкольного образования (групп семейного типа, филиаловдошкольных образовательных учреждений на дому, групп круглосуточного пребывания детей, групп кратковременного пребывания, мини-центры, частные агентства по предоставлению педагогических услуг). Для эффективного развития сетиальтернативных дошкольных образовательных учреждений и групп образовательной направленности необходимо привлекать различные ведомства, общественные институты, частных предпринимателей.
Рассматривая преимущества альтернативных форм образования детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что в связи со сложившимся дефицитом дошкольных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования; увеличением учреждений, в которых численность детей превышает количество мест, сложностью оперативного решения данных вопросов на уровне муниципальных образований рассмотрены возможности создания и развития альтернативных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.
При имеющихся традиционных формах дошкольного обучения и введением альтернативных форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовании расширяется возможность выбора форм дошкольного образования по запросам родителей, повышается уровень всестороннего, индивидуального личностного развития ребенка и обеспечивается равная стартовая возможность при поступлении в школу.
Изучив состояние современной системы отечественного дошкольного образованияи, исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образование, есть все основания считать, что в буду-щем тенденции к разнообразию дошкольно-школьных учреждений будут усиливаться.
15.Комплексные программы дошкольного образования.
Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа воспитания и обучения в детском саду
Авторский коллектив под ред. М. А. Васильевой, ВВ Гербовой, Т.С.Комаровой.
Программа «Радуга»
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Программа «Истоки»
Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
Программа «Развитие»
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Программа «Кроха»
Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.
16. Построение предметной развивающей образовательной среды в ДОУ. Региональный компонент дошкольного образования. Его сущность и значение. Региональное требование к программам
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, что связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, где на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. И решение этих задач невозможно без создания предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать ребенку разностороннее развитие и воспитание: физическое, умственное, эстетическое, нравственное.
Что же такое предметно-развивающая среда?
На развитие личности ребенка оказывает влияние множество факторов, и природных и социальных, как стихийных, так и специально организованных, как, например, образовательная среда – окружение в котором ребенок пребывает и посредством которого он себя реализует как личность.
И в отечественной и в зарубежной педагогике и психологии «среда» рассматривалась как один из важнейших факторов, под воздействием которого детерминируется процесс и результаты человеческого развития (Дж. Брунер, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейн, С. Френе и др.).
С точки зрения психологии, среда — это процесс и результат, условие саморазвития личности (А. Н. Леонтьев); с точки зрения педагогики, среда — это условие жизнедеятельности ребенка, усвоения социального опыта, формирования отношения к базовым ценностям, развития жизненно необходимых личностных качеств.
Термин «развивающая среда» был введен для обозначения окружения, максимально стимулирующего развитие, затрагивающая все стороны личности – эмоции, чувства, мыслителльную деятельность и т.п., то есть становится для ребенка средой развития. Это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение».
По определению В.А. Ясвина развивающая среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».
Ученые-дидакты в структуре среды выделяют ее значимый компонент — предметную среду, и с точки зрения ее организации и деятельности, которая в ней осуществляется классифицируют на игровую, учебную, трудовую и др.
Предметно-развивающая среда является составной частью развивающей среды и определяется, как «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности».
Предметно-пространственная среда выполняет множество важнейших для развития ребенка функций:
Информационная и познавательная функция реализуются в том, что каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта (например, репродукции, скульптура обеспечивают художественное восприятие; предметы театрализованной деятельности открывают дорогу в мир сцены; игрушки для подгонки форм, нанизывания обеспечивают познание мира, его устройства и т.д.
Стимулирующая функция обеспечивает мотивацию ребенка к действиям, деятельности, исследованиям, если она представляет для него интерес (например, спортивный инвентарь приобщает к оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью; кроссворды, лабиринты, головоломки, развивающие дидактические игры и др. вводят в активную познавательную деятельность и т.п.
Развивающая функция требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Организация предметно-развивающей среды – важная задача педагогики, и предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Для правильной организации развивающей среды, необходимо владеть знаниями о принципах ее построения. Концепция организации развивающей среды была разработана еще в 1989 году Министерством образования России, а в 1993 году получила свое дальнейшее развитие, когда коллективом психологов и педагогов под руководством В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой были сформулированы основные принципы ее построения с учетом психолого-педагогических требований.
В концепции предметно-развивающей средыС.Л.Новоселовой автор указывает, что оснащение среды формируется в зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
В концепции также определены и требования к развивающей предметной среде ДОУ:
-соответствие среды структуре когнитивной сферы ребенка;
— предметная средадолжна удовлетворять потребности в информации, новизне, преобразовании и самоутверждении;
-учет возрастных интересов развития детской деятельности; соответствие предметной среды возможностям ребенка.
Например, для детей раннего возраста и детей первой младшей группы (2-3 года) должно быть большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении; во второй младшей группе (4 года) — предметно-развивающая среда должна быть насыщена центрами для сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами; для организации предметно-развивающей среды в группе у детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать их потребность в игре со сверстниками и потребность в уединение; что касается старшей группы, то по мере взросления (развития) детей предметно-пространственная среда создается и изменяется детьми с точки зрения своих интересов.
Изучая вопрос организации предметно-развивающей среды необходимо выделить ее условия, как развивающей среды для детей:
-способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов;
— ее объекты должны быть включены в разные виды деятельности;
— учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей;
— учитывать особенности эмоционально-личностного развития ребенка и предполагать наличие «зоны приватности»; «зоны отдыха» и др.;
-учитывать индивидуальные интересы, склонности, предпочтения, что обеспечивает право ребенка на свободу выбора;
— предполагает возрастную и гендерную адресованность оборудования и материалов.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно придти к выводу, что предметно-развивающая среда должна служить интересам и потребностям ребенка, обогащать развитие специфических видов деятельности, обеспечивать зону ближайшего развития ребенка, побуждать делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт. Она должна быть разнообразной, насыщенной, нестандартной, изменчивой, интегрированной.
Региональный компонент
система, включающая в себя комплекс всех особенностей региона, связанных между собой региональными характеристиками, отраженными в определенных региональных общеобразовательных программах, реализуемых в образовательном пространстве дошкольных учреждений
Значение
n позволяет прогнозировать инновационные процессы и проектировать педагогические стратегии, достигающие цели этнокультурного становления субъектов образовательного пространства.
Требования
5.1 Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.
5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.
5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:
приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;
проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;
отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;
обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.
Источник: infopedia.su
Об образовательных программах
Перспективы дальнейшей работы над программой обучения в детском саду прекрасно определяются мыслью Л.С. Выготского, звучащей вполне современно: «Если задаться вопросом, каким требованиям должна удовлетворять программа детского сада для того, чтобы она была приведена в соответствие с особенностями ребенка дошкольного возраста, то ответ на него, мне кажется, будет звучать так.
Эта программа должна обладать следующими двумя трудно соединимыми качествами. Во-первых, она должна быть построена по какой-то системе, которая ведет ребенка к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к этой цели. Эта программа должна быть сходной со школьной программой в том смысле, что она должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем эта программа должна быть и программой последовательности, которая отвечает эмоциональным интересам ребенка и особенностям его мышления. »1.
1 Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умет венное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. С. 20.
Что результативнее при организации обучения: целевая направленность или свободная деятельность детей?
Системная целенаправленная программа обучения подразумевает как естественное следствие системность и целенаправленность процесса обучения и для воспитателя, и для детей. Иными словами, процесс обучения предполагает систематическую постановку целей перед ребенком (учебные задачи) и организацию деятельности детей по достижению этих целей (учебные действия). При этом, естественно, данная система целей должна осознаваться педагогом (т. е. он должен «видеть» процесс как систему постановки учебных целей). Регулярность и непрерывность этого процесса приводит к формированию у ребенка устойчивых ассоциативных связей (динамического стереотипа) в восприятии смысла и содержания этого процесса.
По И.П. Павлову это объясняется механизмами высшей нервной деятельности ребенка: «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов»2.
Ребенок привыкает к целенаправленной деятельности со всеми атрибутами: мотив, способы деятельности, самоконтроль, самооценка.
1См.: Лай В А. Руководство к первоначальному обучению арифметике, основанное на результатах дидактических опытов. 2-е изд. СПб. ,1910.
2Павлов ИЛ. Избр. труды. М., 1951. С. 409.
Опыт обучения в различных системах показывает, что эта целевая направленность деятельности детей дает результаты
значительно более высокие, чем те, которые получают дети в свободной деятельности, когда самый ход дела толкает их на отклонения, облегчения, на замены одного замысла другим, более легко удающимся (отсюда впечатление спонтанности дошкольного самопроизвольного обучения). Смена замысла у детей часто является совсем не результатом их богатой фантазии, а доказывает только неспособность детей самостоятельно преодолевать трудности, неизбежно встающие при исполнении. Обход трудностей дети мотивируют своими желаниями, так как не осознают причин, толкающих на изменение замысла.
В этой связи интересны результаты А.П. Усовой по анализу возможностей детей идти в решении познавательных и учебных задач своим творческим путем. В условиях ее эксперимента было замечено, что необучавшиеся дети часто не могут идти так называемым «творческим» путем и поэтому отказываются от исполнения, ссылаясь на то, что они «не умеют», «не могут».
Резко изменяется картина, когда дети привыкают действовать в направлении, указываемом взрослым. Они берутся за дело с намерением сделать то, что было предложено, и так, как сказано, показано1. Анализ результатов показывает, что дети, привыкшие к целенаправленной деятельности, приступают к выполнению задания, ища пути достижения поставленной цели.
Дети, не имеющие опыта такой деятельности, либо подражают тем, чей природный творческий потенциал позволил самостоятельно решить поставленную учебную задачу, либо выполняют задания неадекватно (не соотнося результат с поставленной целью). А.П. Усова отмечает: все эти факты показывают, что переход от бесцельной процессуальной деятельности к деятельности целевой не происходит самопроизвольно, не вытекает из игры, не является прямым ее продуктом. Целевая деятельность воспитывается в процессе обучения.
1 Усова АЛ. Указ. изд. С. 149.
Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенный динамический стереотип, необходимо соблюдать не только организационные требования (регулярность занятий, системность, правильность чередований с играми, нормирование времени занятия, наполняемость группы, обстановка занятия,
дидактические материалы и т.п.), но и требования дидактики развивающего обучения, поскольку не любое обучение является процессом, ведущим развитие маленького ребенка. СЛ. Рубинштейн отмечал: «Для того чтобы полно и правильно реализовать положение о единстве развития и обучения, необходимо учесть, что существуют, собственно, два способа научения.
Учение как особая деятельность, специально направленная на научение как свою прямую цель, лишь один из них. Научение получается наряду с этим и в качестве результата — а не цели — деятельности, непосредственно направленной на другую цель.
Учение в таком случае является не особой преднамеренной деятельностью, а компонентом другой деятельности, в которую процесс научения включен. Это второй способ непроизвольного научения. является исторически первичным. Лишь затем из деятельности, направленной, как на свою цель, на удовлетворение прямых жизненных потребностей человека, выделяется специальная учебная деятельность, для которой научение является не только результатом, но и прямой целью. При этом и далее, чем более жизненный характер имеют те или иные знания и умения, тем более овладение ими впелетено в жизненно мотивированнную деятельность, непосредственно направленную на удовлетворение основных потребностей человека, а не специально на овладение этими знаниями и умениями»1.
1 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. С. 179-180.
Сравнивая позицию А.П. Усовой с данным положением, можно отметить, что в ее исследовании речь шла о формировании учебной деятельности в первом смысле, как деятельности, направленной на научение как на свою прямую цель. Наиболее важным моментом (новообразованием на современном языке) А.П.
Усова считает формирующееся у ребенка понимание того, что источник получения знаний и умений — это взрослый, обучающий его (воспитатель). «При пояснении и показе одни дети раньше, другие позже «открывают» для себя источник получения знаний, умений. Для детей является новым учиться у взрослого. Перелом наступает с того момента, когда в сознании детей устанавливается связь между результатами их работы и теми пояснениями, тем показом, который дается воспитателем. Вот почему обучение мы начинаем, давая детям такого рода практику, в процессе которой они наглядно убеждаются в необходимости источника для получения результата»1.
В свое время, в связи с распространением идей «свободного развития» ребенка, не «скованного» специальным обучением, данная позиция была вполне мотивированна и сыграла свою положительную роль. Но сегодня мы понимаем, что подобный подход рождает жесткость и регламентированность процесса обучения, ограниченность содержания обучения типовыми задачами, позволяющими показать образец результата или образец деятельности, формирует у ребенка несамостоятельное мышление, пассивность, прилежание и регулируемость, но не активную творческую поисковость. С данной проблемой уже в полной мере столкнулась школа, и, очевидно, именно это послужило мощным стимулом разработки концепции развивающего обучения именно специалистами школьного образования. Дошкольное образование, не подвергаемое столь тщательному анализу, как школьное, пока не имеет своих теоретиков развивающего обучения, однако разработка концепции непрерывного начального и дошкольного образования неминуемо должна привести к необходимости этого дидактического звена на дошкольном этапе процесса обучения.
Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил.
Источник: i-gnom.ru