Функциями альтернативных программ являются

В последние несколько лет рынок образования претерпевает значительные изменения. Вместе с активным развитием онлайн-платформ появилось много новых подходов: longlife learning (обучение в течение всей жизни), микрообучение, геймификация и адаптивное обучение. Одно из масштабных направлений — альтернативное образование. О том, что включает в себя данная концепция, какие у нее преимущества и недостатки, рассказывает Татьяна Сорокина, методист онлайн-школы «Учи.Дома».

Читайте «Хайтек» в

Что такое альтернативное образование?

Альтернативное образование подразумевает в первую очередь индивидуальный, авторский подход к процессу обучения, комбинацию традиционных и новых методик и программ. Главная цель этой формы обучения — учитывать особенности каждого ребенка.

Альтернативное образование выбирают родители детей с особенностями развития, с выдающимися способностями и те, кто хочет развивать определенные навыки у ребенка, имеет свой взгляд на процесс обучения — мотивация может быть разная.

Установи Эти Программы ПРЯМО СЕЙЧАС! Лучшие Программы для прокачки и оптимизации ПК Windows 10/11

Альтернативное образование не противопоставляет себя традиционной школе, напротив, это возможность сделать процесс обучения еще более эффективным. Концепция может включать в себя довольно разные составляющие, например, гибридный формат обучения — сочетание классической школы и онлайн-подготовки, обучение в малых группах, семейное обучение, комбинирование современных методик с традиционными, использование ИТ-технологий, таких как искусственный интеллект, AR, VR и другие. Согласно внутренним исследованиям онлайн-школы репетиторов «Учи.Дома», сочетание традиционных методик обучения с новыми инструментами повышает интерес учеников и их мотивацию к занятиям, а также поддерживает общую вовлеченность в предмет.

Индивидуальный подход и гибкий учебный план помогают учитывать особенности ребенка, развивать его творческие способности, навыки нестандартного мышления, что, с одной стороны, делает его обучение комфортным и эффективным, а с другой, может стать хорошим подспорьем для построения будущей карьеры.

В рамках альтернативного обучения часто используется нестандартная система оценивания: оценки либо полностью отсутствуют, либо они непубличны. В таких условиях ученики не конкурируют друг с другом, а, наоборот, делают ставку на развитие своих собственных знаний.

Школы с альтернативными программами

В России есть альтернативные школы с индивидуальными авторскими программами, первые из них появились еще в начале 1990-х годов. В то время как главная задача традиционной системы образования — дать ребенку определенный багаж необходимых знаний, альтернативные школы делают акцент на том, чтобы помочь раскрыться уникальным способностям и талантам каждого ученика.

Сегодня альтернативные школы в России можно разделить на два типа: это учебные заведения, работающие по известным методикам, например, Монтессори (по которой учился еще Билл Гейтс), Вальфдорская школа, а также школы с собственным педагогическими программами: В. А. Караковского, В. В. Давыдовой, Е. А. Ямбурга и многих других.

Чаще всего подобные образовательные учреждения коммерческие, то есть обучение в них платное. Стоимость достаточно высока, поэтому далеко не каждый родитель может себе это позволить.

Программы альтернативных школ не соответствуют стандартам ФГОС, поэтому юридически дети числятся на семейном обучении, прикреплены к обычным школам и должны проходить аттестацию. Число подобных образовательных заведений активно растет в последние годы, но стоит заметить, что оценить качество и эффективность программ пока не представляется возможным, так как многие из них применяются сравнительно недавно.

Гибридный формат обучения

Одна из разновидностей альтернативного образования — семейное обучение По опросам, родители часто выбирают семейное образование из желания укрепить внутрисемейные связи, а также уменьшить учебную нагрузку. Согласно исследованию МГУ, у детей на домашнем обучении общее время учебы в день составляет от часа до четырех часов в день в зависимости от класса (76,5% опрошенных). При этом, по данным опроса, проведенного «Учи.Дома», только на подготовку к ЕГЭ 37% школьников тратят 5–10 часов в неделю, 23% — менее 5 часов в неделю, 16% — 11–15 часов, 10% — более 16 часов в неделю, 8% — не занимаются дополнительно, 5% родителей затруднились ответить на данный вопрос.

Если раньше семейное обучение было, скорее, вынужденной мерой, когда ребенок по тем или иным причинам не мог посещать школу, то сейчас все больше становится популярным гибридное обучение — частичное посещение школьных уроков офлайн, часть занятий онлайн, дополнительные занятия офлайн и онлайн для развития уникальных способностей ребенка.

Согласно закону «Об образовании в РФ», формы обучения можно сочетать: одни предметы изучать в обычном режиме в учебном заведении, а другие дома с репетитором или с родителями по учебникам и видеолекциям. Таким образом, ученик не выпадает из школьной жизни и поддерживает общение с одноклассниками, но и при этом может больше внимания уделять тем предметам, которые ему интересны.

Популярность гибридного образования особенно возросла во время пандемии, когда школьники перешли на дистанционное обучение и стали активно развиваться обучающие онлайн-платформы. По данным Министерства Просвещения РФ, в 2021/2022 году количество учеников, которые учатся дома, выросло на 30% по сравнению с предыдущим годом.

Читайте также:
В чем состоит различные между данными и программами

При гибридном формате обучения ответственность за качество образования частично ложится на плечи родителей. Но это не означает, что они должны полностью выполнять функции учителя и самостоятельно проводить уроки. Можно пользоваться услугами репетиторов или посещать курсы. Популярен вариант, когда родители объединяются друг с другом и нанимают преподавателей для 3-4 детей сразу.

Альтернативные методики в дополнительном образовании

Другим направлением развития альтернативной концепции образования становится внедрение новых способов обучения. Подобных инструментов сейчас довольно много, наиболее распространенными считаются геймификация (обучение в игровой форме), приемы ТРИЗ (решение изобретательских задач), сторителлинг (работа с историями) и другие. Чаще они применяются в рамках дополнительного школьного образования, но некоторые из них интегрируются и в школьный учебный процесс.

Многими платформами активно используются игровые механики, с помощью которых проще объяснять сложные темы. Например, обучение иностранным языкам в приложении Duolingo построено в виде игры: для прохождения уровней ученики выполняют задания, им начисляются очки и присваиваются статусы, а в онлайн-школе «Учи.Дома» для закрепления знаний применяется виртуальный тренажер.

Истории с увлекательным сюжетом, дополненные визуальными образами в формате игры, видео, аудио, инфографики помогают усваивать теорию и делать процесс обучения более разнообразным. По данным исследования, к информации, преподнесенной с элементами сторителлинга, относятся с большим доверием — и она лучше запоминается.

Согласно исследования «Учи.Дома», в наглядной форме дети лучше усваивают информацию и запоминают правила, кроме того, это позволяет поддерживать довольно высокую мотивацию к учебе. Новые методики, как перечисленные выше, так и некоторые другие, также позволяют ребенку развиваться в ногу со временем, что, конечно, становится крайне важным в век высоких технологий.

Спрос на альтернативное образование растет с каждым годом. Но, несмотря на большие перспективы альтернативных программ, у них есть и ряд особенностей.

Альтернативные программы на данный момент не могут полностью заменить традиционное образование (так как многое в подобном обучении «работает» в тестовом режиме и в экспериментальном формате), но могут его качественно дополнить и сделать еще более эффективным.

Читать далее:

Источник: hightech.fm

Альтернативные программы

Кроме вариативных общеобразовательных и парциальных программ отдельные дошкольные учреждения нашей страны выбрали в качестве основной общеобразовательной программы альтернативную программу. Альтернативная программа — это программа, разработанная по другой концепции и целевым установкам, отличающимся от принятых в конкретном государстве или научном сообществе.

Сложность их реализации заключается в том, что ребенок, воспитывающийся по такой программе, живет в других социальных условиях и сталкивается с трудностями преодоления различий. Чтобы облегчить ребенку этот процесс вхождения в социальный мир, профессиональные коллективы дошкольных учреждений часто берут программу не полностью и пытаются объединить ее с существующими вариативными программами. В таком случае утверждать, что они работают по альтернативной программе, довольно сложно, поскольку «вред» наносится прежде всего самой программе: она уже не используется в исконном виде и нет основания утверждать, что положительные результаты достигнуты именно внедрением данной программы, а нс ее сочетанием с другой программой. Так происходит сегодня, например, с программой М. Монтессори (см. главу 2, параграф 2.2), которую берут за основу многие дошкольные учреждения.

Рассмотрим еще одну альтернативную программу, к которой проявляют интерес родители и воспитатели частных дошкольных учреждений, — Вальдорфский детский сад.

В 1908 г. Р. Штейнер, немецкий педагог, философ, который интересовался вопросами воспитания детей, поддержал идею французского ученого Жана Поля, автора книги «Учение о воспитании», в том, что «человек, путешествующий по свету, учится в свои первые годы у кормилицы больше, чем за время всех путешествий вместе взятых». И здесь же Штейнер высказал мысль, о том, что ребенок учится не столько путем наставления, сколько путем подражания, которая заинтересовала немецкого педагога Элизабет М. Грюнелиус.

Чтобы проверить такой вывод уважаемого ученого, Э. Грюнелиус создала первый детский сад при Свободной вальдорфской школе в г. Штутгарте. Она руководила этим детским садом до его закрытия национал-социалистическим режимом в 1938 г., затем переехала в Америку и открыла детский сад в Нью-Йорке.

Ее деятельность была описана ею в книге «Дошкольное воспитание и проект вальдорфской школы», с интересом принятой в Америке и других странах мира. В России вальдорфская педагогика стала известна с конца 1980-х гг. В 1992 г. в Москве была издана книга Э. М. Грюнелиус «Вальдофский детский сад» [1] , где изложены основные принципы воспитания детей дошкольного возраста. Познакомимся с ними.

  • 1. Развитие души зависит от физического развития. Душа должна сперва окрепнуть и обрести свою структуру.
  • 2. Взрослый и ребенок по-разному проходят путь познания: взрослый идет от мысли к чувству и затем к желанию, а ребенок начинает с желания, затем чувства и лишь потом приходит к мысли.
  • 3. Ребенок учится путем подражания взрослому. «Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим», — пишет Э. Грюнелиус.
Читайте также:
Как установить программу для модема мегафон

Отсюда вырастает важная мысль о той ответственности, которую накладывает процесс подражания на взрослого: он постоянно должен эту ответственность чувствовать и осознавать.

  • 4. Мы слишком легко лишаем ребенка возможности выбрать самостоятельно свой путь. Подавляется истинная природа ребенка.
  • 5. Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении.
  • 6. Мы должны постоянно переносить то, чего мы хотим добиться в воспитании, из области мыслей в область поступков.
  • 7. Ребенок часто протестует против правил и понятий. Ранняя интеллектуализация жизни ребенка вредит ему.
  • 8. Нужно избегать вмешательства в свободное, естественное развитие ребенка, не нарушать равновесия его еще погруженного в мечту сознания. Но не предоставлять ребенка самому себе, а заботливо руководить им средствами примера и подражания.
  • 9. Не следует рассчитывать на ранние плоды обучения. Важно строго избегать любой нагрузки на память, а также всего, идущего от школы, — обучения чтению и письму.
  • [1] Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад : пср. с нем. М.: Мир книги, 1992.

Источник: studme.org

Характеристика альтернативных программ обучения и воспитания в ДОУ

Вариативность образования декларируется как один из основополагающих принципов образовательной политики государства.

Программа «Радуга». Это первая инновационная программа дошкольного образования. Работа по программе «Радуга» ведется по заказу Министерства образования России с 1989 г . Авторы программы (Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И.

Гризик и др.) назвали ее «Радуга», сравнивая с семью цветами радуги. Семь основ — семь видов деятельности в работе с детьми: физическая культура; игра; изобразительная деятельность и ручной труд (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством); конструирование; занятие музыкой и танцами; занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром; математика.

Рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же, как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей, создание условий для полноценного и своевременного психического развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Вся программа подчинена работе по созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка радостной и содержательной, помогают избавиться от накопившегося напряжения, успокоить малыша. В процессе становления личности особое значение приобретает воспитание уважения к личной собственности и содержательного и позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе.

Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н. Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности дошкольника.

Здесь, Во-первых, один и тот же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные контакты и психологический комфорт в группе. Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям (ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми), ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме того, проводятся традиционные еженедельные и ежемесячные мероприятия. Важной традицией детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в другую — «Праздник новоселья», в котором самое активное участие принимают все дети. В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого ребенка.

В структуре воспитательно-образовательного процесса, организуемого по программе «Развитие»: 1. Развитие сенсорных способностей (мл.возраст). 2. Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. 3. Введение в грамоту (мл., ср.группы); подготовка к обучению грамоте (со старшей группы). 4. Формирование представлений об окружающем мире о себе (мл.возраст).

5. Ознакомление с природой (средняя группа). 6. Формирование элементарных экологических представлений. 7. Развитие элементов логического мышления (со ст.группы). 8. Формирование элементарных математических представлений (со средней группы). 9. Ознакомление с пространственными отношениями (со средней группы). 10. Конструктивная деятельность. 11. Изобразительная деятельность.

12. Игровая деятельность. Дополнительные разделы: «Художественное конструирование», «Выразительное движение», «Режиссерская игра».

Программа «Золотой ключик». Данная программа разработана под руководством Г. Г. Кравцова и Е. Е. Кравцовой. Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта.

Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей.

Читайте также:
Как активировать программу delphi ds150e

Таким образом, задача воспитания — максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными). Наблюдается организованность жизни детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители. Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим.

Логика подачи программного материала в каждом возрастном разделе: 1. Характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка. 2. Особенности сферы Деятельности (общения, восприятия). 3. Общие задачи воспитания. 4. Представления (ориентации). 5. Практические умения. 6. Уровни освоения умений (низкий, средний, высокий).

7. Методические советы. 8. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть. 9. Рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства. 10. Заключение.

Программа «Детский сад — дом радости». Эта комплексная программа создана в Пермском государственном педагогическом институте. Ее авторы Н. А. Крылова и педагог-новатор из Санкт-Петербурга В. Т. Иванова. Специфика данной программы состоит в том, что впервые воспитатели получают новую форму организации труда — план-сценарий.

Авторы предлагают подробное описание «совместной жизни» воспитателя и детей, предлагают свою методику работы с целой группой, с небольшими подгруппами и с каждым воспитанником индивидуально. Авторы постоянно подчеркивают одну правильную мысль: «Никого ничему научить нельзя!

Можно только научиться самому!» Это значит, что каждый ребенок должен сам стать субъектом воспитания и обучения. А стать субъектом можно только в самостоятельной деятельности, когда ты сам выбираешь цель, средства, способы деятельности и сам оцениваешь ее результат.

Для формирования самостоятельности, субъектности детей авторы предлагают чрезвычайно интересную наглядную модель структуры любой деятельности. Она всегда и у всех «под руками». Это — ладонь, вернее пять пальцев, каждый из которых символизирует один из компонентов структуры деятельности.

Мизинец означает цель деятельности (что хотим сделать); безымянный палец — материал или предмет (из чего будем делать); средний — средства деятельности (чем надо делать); указательный палец символизирует способ и порядок действий (как надо делать по порядку) и, наконец, большой палец, поднятый вверх, означает достигнутый результат, его оценку (что получилось). Содержание программы разделено на три возрастных периода: младший, средний и старший дошкольный возраст.

В них рассматриваются особенности развития детей каждого возраста, своеобразие педагогического процесса в разных возрастных группах. Центральная часть программы представляет собой расписанный по дням сценарий деятельности воспитателя на весь учебный год. Подробно описывается организация режима дня, занятий по разным методикам, а также свободной деятельности детей. Программа снабжена многочисленными приложениями (перечни пособий, игр и игрушек, хрестоматия по литературе и т. д.).

Программа «Содружество». Программа разработана коллективом дошкольного проекта Сороса в Центре развития ребенка Джорджтаунского университета США. В России национальным координатором программы является кандидат педагогических наук Г. П. Козлова.

Главная цель программы — подготовить ребенка к жизни в быстро меняющемся мире, сформировать устойчивое стремление и умение учиться и меняться самому. В качестве ценностных ориентиров выделяется воспитание следующих способностей: уметь критически мыслить и осуществлять свой выбор самостоятельно; принимать те или иные новые жизненные ситуации и самому быть инициатором изменений; ставить и решать проблемы; быть творческим и находчивым; развивать воображение, уметь соображать; заботиться о людях, стране, окружающей среде.

Одним из главных направлений работы по воспитанию считается полноправное участие семьи в жизни детского сада. Персонал детского сада признает главную роль семьи как первого воспитателя ребенка.

В программе содержится описание различных форм участия родителей в воспитании и обучении детей: посещения детского сада, беседы по поводу ребенка, собрания, семинары со специалистами, консультации, обмен опытом, разовые деловые поручения, занятия и игры с детьми в группе, изготовление оборудования, праздники, экскурсии и т. д. Одним из важных направлений в работе каждого воспитателя является посещение семьи ребенка. Это принято делать два раза в год, как правило, в начале и конце года.

Общее руководство программой осуществляется следующим образом. В каждой группе, содержащей до 25 детей, должны работать один воспитатель и два ассистента. По мере возможности должности ассистентов могут выполнять родители. Кроме того, воспитателю оказывает поддержку еще одно лицо — координатор программы, который несет ответственность за участие родителей в жизни детского сада. Эта новая штатная должность считается ключевой для данной программы. В функции координатора входят подбор и запись детей, подбор ассистентов, установление связей с общественными инстанциям и т. д.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru