Рекреация – это особый вид деятельности, который представляет собой один из основных элементов нормального существования человека, способом уменьшения уровня эмоционального напряжения, методом повышения работоспособности и производительных сил.
Главная задача рекреации – психическое и физическое обновление человека, стимулирование духовного роста и повышение уровня активности.
Определение 2
Рекреационная деятельность отдыхающих – туристическая активность, отражающая стремление к восстановлению эмоциональных сил, повышению своего интеллектуального уровня и уровня физической подготовки.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Отличительная черта рекреационной активности туристов заключается не только в желании получить положительный результат, но и в достижении положительных эмоций от процесса.
Определение 3
Туристская деятельность организаторов – работа, направленная на создание благоприятных условий отдыха населения, комплекса реализации туруслуг, способов формирования, жизнеобеспечения, оптимизации деятельности и развития рекреационных систем.
Рекурсивные функции
Определение 4
Рекреационное занятие – условная единица рекреационной активности отдыхающих.
Определение 5
Рекреационное время – период времени, в который осуществляется рекреационная активность.
Определение 6
Рекреационное пространство – отдельное место, занимаемого социального пространства, для рекреационной активности, которое создается в ходе совместного взаимодействия туристов и организаторов отдыха.
«Рекреация как самостоятельное направление в сфере туризма»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Определение 7
Рекреационная система (PC) – социальная система, включающая несколько самостоятельных комплексных элементов: туристических групп, природных и историко-культурных комплексов, материально-технической базы, специалистов социально-культурного сервиса и туризма, административного аппарата.
Главная функция рекреационной системы представляет собой удовлетворение потребностей населения в отдыхе.
Замечание 1
Рекреация как способ обновления физических, психических и интеллектуальных сторон личности формирует одну из важнейших основ туризма.
Основные функции рекреации
Замечание 2
Необходимо отметить, что рекреация как явление объединяет социальные, демографические, медико-биологические, экономические и прочие особенности рекреационной местности.
В соответствии с этим все общественные функции рекреации дифференцируются на следущим образом:
- Медико-биологическая функция заключается в санаторно-курортном лечении и оздоровлении. Оздоровление тела человека посредством туризма является прекрасным способом решения задачи снижения производственной и внепроизводственной усталости.
- Социально-культурная функция представляет собой главную функцию рекреации. Духовные потребности населения – это насущное желание в изучении окружающего мира и поиска смысла жизни. Туризм предоставляет благоприятные условия для удовлетворения данных потребностей в рамках не только своего государства, но и всего мира.
- Экономическая функция – простое и расширенное воспроизводство рабочей силы. Одной из задач рекреации является экономия социально необходимого времени. Она способствует повышению способности специалистов к труду, расширяя временные показатели поддержания полноценной работоспособности. Это благоприятно сказывается объеме фонда рабочего времени вследствие снижения заболеваемости, повышения жизненного тонуса.
- Прочими экономическими функциями рекреации являются:
- стремительное развитие хозяйственной структуры конкретного региона;
- увеличение занятости населения в сфере рекреационного сервиса;
- благоприятное воздействие на комплекс баланса денежных доходов и расходов рекреационных районов;
- улучшение показателей эффективности въездного туризма.
Оценка рекреационного потенциала территории
Замечание 3
Основы организации рекреационной деятельности и лечебного туризма
Главной задачей для развития рекреационной деятельности на конкретной территории является анализ рекреационного потенциала местности.
Он объединяет совокупность биоклиматических, территориальных, природных и гидроминеральных ресурсов рассматриваемого региона.
Оценка рекреационного потенциала территории включает изучение всех составляющих данного явления. Данные элементы составляют три группы:
- медико-биологические;
- психо-эстетические;
- функционально-хозяйственные.
Каждая группа содержит такие показатели, как уровень ативности, загрязнение тяжелыми металлами, количество дней с осадками, энергообеспеченность и прочее.
Рекреационный потенциал может быть различным, выделяют три его уровня:
- Достаточный потенциал (благоприятные климатические и природные условия, наличие памятников истории и культуры).
- Умеренный потенциал (менее благоприятные климатические условия).
- Низкий потенциал (районы с достаточно высокими уровнями загрязнения).
Источник: spravochnick.ru
Функции рекреационной деятельности
многие из потребностей общества взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ясно, что сохранение и восстановление здоровья человека может быть
рассмотрено в рамках медико-биологических функций рекреационной дея-
тельности; культурно-воспитательные функции включают воспитание гармо-
нически развитой личности, а к экономической функции относятся вос-
производство трудовых ресурсов, увеличение занятости населения.
Рекреационная деятельность определяется как деятельность в свобод-
ное время. Но она может быть определена и как деятельность в определенном
пространстве. Между функцией деятельности и типом пространства имеется
связь. Так повышение роли культурно-социальной функции приводит к по-
вышению роли познавательного туризма, созданию специфических рекреа-
ционных территорий, турбаз, культурно-исторических заповедников и наци-
ональных парков и др.
Медико-биологические функции
Различают две стороны медико-биологических функций рекреацион-
ной деятельности: лечение и оздоровление.
Санаторно-курортное лечение необходимо для восстановления здо-
ровья людей, перенесших заболевание и нуждающихся в продолжении лечеб-
ного процесса. Необходимость оздоровления определяется тем, что во вре-
мя трудовой и бытовой деятельности даже у практически здорового человека
возникает состояние утомления — временное снижение работоспособности.
Для предупреждения утомления труд должен сменяться отдыхом. Одним из
важнейших свойств рекреационной деятельности, способствующих быстрому
снятию усталости, является ее активность. При активной деятельности
восстановительные процессы протекают быстрее, чем при пассивном отдыхе.
Формой активной рекреационной деятельности может быть переключение с
одного вида деятельности на другой. Таким образом, отличительный признак
активной деятельности — ее разнообразие. Даже переключение с одного вида
умственной работы на другой — посещение театра, чтение книг, слушание
музыки — также активная рекреационная деятельность. Но при всей важно-
сти интеллектуальных занятий особое значение в качестве формы активной
рекреационной деятельности имеет физическая деятельность. В среднем и по-
жилом возрасте физические упражнения, активизируя организм и противо-
действуя процессу старения, даже более важны, чем в молодости.
В зависимости от возраста организм нуждается в различных (по дли-
тельности, величинеи характеру физических нагрузок, характеру и количе-
ству эмоциональных переживаний) условиях рекреационной деятельности.
Так условия рекреационной деятельности детей должны отличаться разнооб-
разием впечатлений и нагрузок, в среднем и преклонном возрасте нагрузки
должны носить равномерный характер и протекать в спокойной эмоциональ-
ной обстановке. Таким образом, каждому возрастному периоду должны со-
ответствовать специфические циклы занятий.
Учет медико-биологических функций позволяет сформулировать не-
которые предпосылки организации рекреационной деятельности:
· широкое развитие активных видов рекреационной деятельности, свя-
занных с физической активностью;
· разнообразие деятельности, как необходимое условие эффективности
мероприятий по восстановлению здоровья;
· учет особенностей всех возрастных контингентов и социально-профес-
сиональных групп, что обеспечивает отдыхающим высокую свободу вы-
бора в соответствии с их психофизиологическими возможностями,
склонностями и интересами.
Социально-культурные функции
Социально-культурные функции определяются потребностью обще-
ства в формировании всесторонне и гармонически развитой личности. Одна-
ко далеко не всякая деятельность, осуществляемая в свободное время, ведет
к развитию человека как личности. Нередко это время тратится впустую, а
иногда оборачивается прямым ущербом и для самого человека и для окружа-
ющих и, в конечном счете, для общественных интересов.
В качестве одной из функций рекреационной деятельности выделяют
развлечение, но не в чистом виде, а в сочетании с занятиями, выполняющими
общественно-полезные функции. Это четко выражено в структуре занятий на
туристических маршрутах, в организации отдыха в санаториях и домах отды-
ха. Таким образом, личные потребности в развлечении выступают как одно
из средств удовлетворения общественных потребностей в восстановлении
трудоспособности и развитии личности. Если восстановление трудоспособ-
ности и всестороннее развитие личности являются целью организации рекре-
ационной деятельности, то развлечение — средством достижения этих це-
лей. Развлечение само по себе не имеет социальной ценности, но обретает ее,
являясь одним из способов достижения поставленных социальных целей.
Во многих капиталистических странах обслуживание рекреации идет
по пути развития индустрии развлечений (Лас-Вегас. Монте-Карло). Одна-
ко возрастание роли развлекательных моментов нередко обусловливает по-
терю функции познания и развития, а контакт с природой превращается в
развлечение и сплошное поглощение информации.
Экономические функции
Они связаны с ролью человека как основной производительной силы
общества, со спецификой экономических форм удовлетворения рекреацион-
ных потребностей и с решением путем организации рекреационной деятель-
ности некоторых хозяйственных проблем. К таким проблемам относятся по-
вышение уровня занятости населения, развитие сферы обслуживания и
благоустройства быта местного населения, сбалансирование денежных дохо-
дов и расходов населения на более высоком уровне и т.д. Эти экономиче-
ские функции связаны с медико-биологическими и социально-культурными
функциями, но они имеют в то же время самостоятельное значение. Эконо-
мические требования (развитие производительных сил, рост производитель-
ности труда, рост совокупного общественного продукта) во многом диктуют
необходимость организации рекреационной деятельности и определяют
структуру и приоритет медико-биологических и социально-культурных
Самыми существенными экономическими функциями являются:
Расширенное воспроизводство рабочей силы, формирование хозяйствен-
Ных систем, обеспечивающих удовлетворение рекреационных потребно-
Стей, обеспечение соответствия товарных фондов и их структуры потре-
Бительскому спросу и, наконец, рекреационная деятельность — источник
Валютных поступлений.
Рекреационная деятельность в отличие от трудовой деятельности чело-
века протекает в сфере потребления. Есть три пути удовлетворения рекре-
ационных потребностей:
· за счет рынка товаров и услуг;
· в форме непосредственного внерабочего приобретения продуктов и
услуг, главным образом, в рамках общественных фондов потребления;
· в форме самообслуживания.
Удовлетворение рекреационных потребностей обеспечивается сово-
купностью услуг и товаров, связанных между собой. Здесь действуют прин-
ципы: взаимозаменяемости (субституции) и взаимодополняемости
В организационном и экономическом плане существенны два аспекта
взаимозаменяемости. Во-первых, взаимозаменяемость одинаковых по
функции услуг, различаемых лишь по качеству (например, перемещение
обеспечивается разными видами транспорта, с разной степенью комфортно-
сти и при разных скоростях движения). Во-вторых, взаимозаменяемость
услуг, удовлетворяющих одну потребность (например, лыжная прогулка мо-
жет быть заменена катанием на коньках, купание в море — купанием в реке
или бассейне). Таким образом, при рассмотрении проблемы взаимозаменя-
емости необходимо учитывать особенности каждого канала удовлетворения
Под взаимодополняемостью понимается такая экономическая
связь, когда пользование одной услугой предполагает приобретение еще ряда
единичных или комплексных услуг. Например, приобретение транспортных
услуг для перемещения в район отдыха автоматически вызывает потребности
в средствах размещения предприятий питания в месте отдыха. При этом
удовлетворение потребностей, ради которых предпринимаются путешествия —
главных в рекреационной деятельности — не принимают товарной формы.
Пребывание в местах с благоприятным климатом, купание в море, прогулки
по лесу, осмотр культурно-исторических достопримечательностей чаще всего
не требуют от туриста прямых затрат денег. Услуги, обеспечивающие рекреа-
ционную деятельность, создаются при различных общественно-необходимых
затратах труда. В связи с этим возникают предпосылки для образования
«туристской ренты», которая с помощью системы цен может взиматься
предприятиями, реализующими платные услуги и товары.
Одним из путей удовлетворения рекреационных потребностей вы-
ступает рынок рекреационных товаров и услуг, где последние являются
товаром. В этом качестве они участвуют в удовлетворении платежеспособ-
ного спроса населения. Рекреационные услуги выступают как одна из актив-
ных статей платежеспособного спроса. Расширение объема предлагаемых
рекреационных товаров и услуг способствуют расширению сферы предложе-
ний, возрастанию удельного веса удовлетворенного платежеспособного
спроса.Для многих стран мира туризм стал важным, а иногда и основным, ис-
точником поступления валюты. Он обогнал в этом отношении самую круп-
ную статью мировой торговли — продажу сырой нефти. Однако для отдель-
ных стран значение этой функции неоднозначно. Приток валюты в одни
страны сопровождается ее оттоком из других. США, Германия, Япония те-
ряют от международного туризма огромные суммы (основные туристы в
мире), тогда как Испания, Греция, Италия за счет международного туризма
имеют громадные валютные поступления.
Источник: infopedia.su
Тема 6. Рекреалогия как функция досуга
Проблема рекреации обусловлена тем, что она может быть представлена и как функция досуга, и как необходимое условие решения проблем педагогики досуга. Что касается последней, то процесс воспитания и образования здесь рассматривается не как такой, что требует последующей рекреации – восстановление сил, а как такой, что происходит непосредственно в самом процессе такого восстановления. Таким образом, для поиска адекватных этому процессу педагогических технологий необходимо изучение самого феномена рекреации.
В настоящее время обсуждение проблем, посвященных теории и практике рекреации, ведется достаточно активно, поскольку индустрия досуга и развлечений, индустрия туризма, фешн-бизнеса, функционирование курортных зон отдыха, парков и т. д. так или иначе связано с рекреацией. Попытки «взойти» к «общей теории» рекреации отражают стремление определить предметное поле рекреации, осмыслить рекреалогию как специфическую область науки и социальной практики с соответствующей методологией исследований в данной области.
Вместе с тем возникает два вопроса методологического плана, которые ставят под сомнение возможность построения такой «общей теории». Первый – о предметном поле, описываемом понятием «рекреация», второй – о проблемном поле рекреалогии. Первый связан с преодолением разногласий по поводу семантики понятия, второй – с установлением рекреалогии если не как самостоятельной науки, то, по крайней мере, как область знания, предполагающей междисциплинарный подход к исследованию.
В первом вопросе проблему составляет не сам факт различий в интерпретациях понятия «рекреация», а то, что оно отожествляется с другими понятиями, такими, как отдых, развлечение, досуг, функция досуга, восстановления сил и т.п. Дело даже не в том, что эти понятия не являются синонимичными и обозначают различные проблемные поля, а в том, что рекреация каждый раз сводится к одному из этих понятий и в качестве синонима одного из них в различных контекстах употребляется в том значении, которое больше нравится автору. Таким образом, явно обозначается «размывание» понятия рекреации по другим понятиям.
Не проще обстоит дело и с другим вопросом о проблемном поле. Часто под «рекреацией» понимается «отдых». Человек работает и отдыхает – это естественный цикл, основанный на механизмах саморегуляции организма, и здесь нет никакой проблемы. Если же говорить о рационально организованном отдыхе, тогда нужно определить, что значит слово «рационально», и в каких случаях определение этой рациональности будет иметь смысл. Человека тяжело заставить отдыхать вопреки его желаниям, и тот, кому больше нравится читать книги, не будет прыгать с парашютом, даже если это крайне необходимо для его здоровья.
Такая неопределенность отражается и в определении сущности рекреации: она осуществляется в свободное время, имеет активный характер, базируется на добровольной, самодеятельной основе, направлена на оздоровление, а так же может иметь познавательный характер и быть средством самоутверждения. Таким образом, рекреация настолько тесно связана с проблемами здоровья, досугом, развлекательной сферой, туризмом, курортами и даже массовым перемещением людей во время отпусков, что она выступает предметом анализа разных областей науки, рассматривается в биологическом, медицинском, психологическом, социальном, экологическом аспектах и охватывает огромный спектр проблем, в решении которых принимают участие специалисты в области досуга, туризма, медики, экологи, культурологи, социологи, архитекторы, психологи, педагоги, менеджеры и др. Таким образом, чем больше ученые старались разобраться в предмете рекреации, тем меньше становилось понятным, что она такое. В этом разнообразии мнений исследователи сошлись в одном: «рекреация существует», но что именно существует и зачем его изучать – так и осталось загадкой.
Если рассматривать рекреацию как самостоятельный предмет научного анализа, то возникают два исходных вопроса, требующих теоретического исследования:
1. что представляет собой рекреация как предмет научного анализа;
2. какие причины привели к возникновению «рекреационной проблематики» и – с течением времени – становлению рекреалогии как самостоятельной области научного знания на стыке географии, психологии, педагогики, медицины, культурологи и др.
Исходными положениями являются:
— все перечисленные определения рекреации не являются собственно дефинициями (то есть научными определениями понятия, которые, по законам научной логики, выходят из более широких понятий), а представляют собой адекватный перевод с латыни через соответствующий синонимический ряд, который, по сути, отожествляется понятие «рекреация» с отдыхом, досугом, развлечениями и т.п. Это ставит под сомнение необходимость введения в научный оборот собственно понятие «рекреация», что ставит под сомнение как предмет рекреалогии, так и само название науки;
— термины, составляющие синонимический ряд (отдых, восстановление сил, развлечения и т.п.); на самом деле характеризуют разные объекты исследования и по своей сущности могут быть отнесенные к разным предметным полям.
Рекреация является специфическим феноменом и предметом исследования. С одной стороны, можно рассматривать рекреацию как феномен, несводимый к досугу, функции досуга, отдыху, оздоровлению и т.д., ровно как несводимый и к их совокупности. С другой стороны, все они являются различными аспектами исследования рекреации как целостного феномена.
Отношение рекреации к досугу. Рекреация не должна рассматриваться как досуг в целом, или как существующая исключительно в досуге или в условиях свободного времени. Конечно, существует определенная логика отожествления рекреации с досугом или его функцией, но вместе с тем, она не синонимична ни тому, ни другому (если, конечно речь не идет о терминологических «заменителях»), и более того: «рекреация» и «досуг» — не соподчиненные понятия, вследствие чего для обоснования рекреации наличие понятия «досуг» не обязательно. Существует масса примеров, когда досуг может быть антирекреационным, а рабочая деятельность иметь рекреационные компоненты. Так, например, после интенсивного физически активного досуга на «weekend’s» хорошей рекреацией может быть сидячая умственная работа, связанная с профессиональной деятельностью.
Т.о. можно сделать вывод, что понятие рекреации как отдыха, связанного с восстановлением сил организма, обозначает сферу компенсации, причем компенсации не относительно работы, а относительно определенных видов деятельности или режимов жизнедеятельности. В условиях и профессиональной деятельности, и самодеятельного творчества, и неформального общения и т.д. могут наличествовать и рекреационные, и нерекреационные виды деятельности. Таким образом, рекреация может определиться не через понятие «досуг», а через понятие «деятельность», а рекреация всегда оказывается избирательной: нет рекреации вообще, есть рекреация как компенсация к тем видам деятельности или режимам жизнедеятельности, относительно которых возникает необходимость восстановления определенных функциональных систем организма. В этом смысле рекреация безотносительна к работе или досугу, взятых в формальном, временном отношении. Рекреационная по характеру деятельность при чрезмерной эффективности или продолжительности может превратиться в ту, которая сама требует рекреации.
Понимание рекреации как одной из функций досуга, наряду с развлекательной и развивающей представляется более логичным, во-первых, потому, что понятие «рекреация» и «досуг» разводятся по содержанию, а во-вторых, не утверждается, что рекреация есть функция исключительно досуга. Здесь лишь признается, что досуг обладает рекреационным потенциалом, который может быть, а может и не быть реализован. Это предполагает необходимость специального регулирования, а именно – разработки технологий реализации данного потенциала в контексте идеи интеграции познавательной, развлекательной и рекреационной функций досуга в процессе его организации.
Источник: cyberpedia.su