Прежде чем приступить к реализации научного исследования на любом уровне, студенты и молодые ученые должны ознакомиться с методологией и методами научной работы. Здесь важно все: методика выбора проблемы и темы исследования, сбор и систематизация фактов, история развития проблемы, в основе которой лежит мысль (идея) исследователя. В философском определении идея — это продукт человеческого мышления, форма отражения действительности, в ней содержится осознание цели познания, перспектив исследования и его практическое значение. Идеи рождаются из практики наблюдения окружающего мира и потребностей жизни. Новая идея — это качественный скачок мысли за пределы воспринимаемых чувствами данных.
Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, что задается различными уровнями методологии науки.
1) совокупность приемов исследования, применяемые в определенной науке;
2) учение о методах познания и преобразования действительности.
Методология научного исследования
Методология науки (rp.methodos — способ, метод и logos — наука, знание) — это система методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Философский уровень методологии функционирует в виде общей системы принципов диалектики. Она формирует мировоззренческую концепцию мировой науки, то есть основные исходные теоретические положения, которые утвердились в науке и которые в равной мере надо знать: и философия, и религия, и туризмологію, и филологию. В каждой отрасли науки является, кроме общих, еще и свои специфические теоретические исходные положения, которые составляют ее теоретический фундамент.
Вопросы методологии достаточно сложен, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и методы исследования. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о методах познания или систему научных принципов, на основе которых базируется исследования и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов. Чаще всего методологию толкуют как совокупность приемов исследования, применяемые в какой науке. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и различные операции с фактическим материалом.
Методология выполняет следующие функции:
— определяет способы получения научных знаний, которые отражают динамику процессов и явлений;
— предусматривает особый путь, с помощью которого может быть достигнута научно-исследовательская цель;
— обеспечивает всестороннюю получения информации относительно процесса или явления, что изучается;
— помогает введению новой информации;
— обеспечивает уточнения, обогащения, систематизацию терминов и понятий в науке;
— создает систему научной информации, которая базируется на объективных явлениях, и логико-аналитический инструмент научного познания.
Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать такой вывод: методология — это концептуальный изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях. Различают три вида методологии:
Краткое введние в методологию научного исследования. Лекция Дмитрия Сандакова.
1. Философскую или фундаментальную — систему диалектических методов, которые являются самым общим и действуют на всем поле научного познания, конкретизуючись и через общенаучную, и через частичную методологию.
2. Общенаучную, которая используется в подавляющем большинстве наук и базируется на общенаучных принципах исследования: историческом, логическом, системном, моделирования и т.д. Современные исследователи в научных разработках предпочитают системно-деятельностном подходе, т.е. исследованию комплексного взаимодействия существенных компонентов: потребность — ► субъект — ► объект — ► процессы — ► условия — ► результат. Это обеспечивает целостность, комплексность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, целеустремленность и самоорганизацию исследования, создает условия комплексного изучения любой сферы человеческой деятельности.
3. Частично-научную — совокупность специфических методов каждой конкретной науки, которые являются базой для решения исследовательской проблемы.
Философская, или фундаментальная методология является высшим уровнем методологии науки, которая определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности. Философская методология выполняет две функции. Во-первых, она выявляет сущность научной деятельности и ее взаимосвязи с другими сферами деятельности, то есть рассматривает науку в отношении практики, общества, культуры человека. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, оптимизации научной деятельности, опирается на разработанные ею мировоззренческие и загальнометодологічні ориентиры и постулаты.
Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого было положено связь теории и практики, принципы пізнанності реального мира, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного. Проблемы научного познания стали предметом постоянного противостояния различных научных взглядов на мир, на сущность науки и знания через антиномію в гносеологии — антиномію рационализма — эмпиризма.
Источник: banauka.ru
Программы для научных исследований и расчетов
Специализированное программное обеспечение для проведения научных исследований, сбора научной (экспериментальной) статистики и осуществления на основе собранных данных специальных научных расчетов не так широко известно. Одним из направлений научных исследований, на котором самым широким образом применяется специализированное научное программное обеспечение, является биоинформатика (Программа Avogadro), затем идут программы для общих математических, статистических и физических расчетов (наиболее часто встречаются STATISTICA, MathCad, MathLab, MATHEMATICA). Третий по количеству программ тип — программы для астрономического моделирования и астрономических расчетов.
Тенденция интеграции компьютерных технологий в учебный процесс сегодня проявляется все сильнее и сильнее, одновременно активно идет разработка программного обеспечения, специально ориентированного на учебный процесс. Программное обеспечение для учебного процесса можно разделить на три основные группы:
□ для передачи знаний по определенным предметам;
□ для компьютерного тестирования и тренинга.
Мультимедийные программы
К классу мультимедийного ПО относятся программы, при помощи которых можно создавать, редактировать, сохранять и воспроизводить мультимедийные данные, т. е. данные, содержащие стационарные и движущиеся изображения, звук. К мультимедийному программному обеспечению относится целый ряд очень популярных программ: графические редакторы растровых форматов AdobePhotoshop и GIMP, векторные графические редакторы CorelDraw и CorelXara, программы для создания и редактирования flash-анимации, программы для работы со звуком, и целый ряд проигрывателей мультимедийных форматов, от программ просмотра рисунков до проигрывателей DVD-дисков.
Бухгалтерские программы
Бухгалтерские программы представляют огромный класс приложений. Это могут быть и автономные программные продукты, и программные модули, входящие в информационную систему. Среди отечественных бухгалтерских программ наиболее известна программа 1С: Бухгалтерия, которая включает в себя модули для кадрового учета (1С-кадры), складского учета (1С-склад), планирования финансовой деятельности промышленных предприятий (1С-предприятие) и торговых фирм (1С-торговля). Этот программный продукт является коммерческим.
Среди свободного программного обеспечения тоже есть решение для автоматизации бухгалтерского и экономического учета предприятий (Ananas), которое при грамотном применении может оказаться во многих случаях более целесообразным, чем достаточно дорогая и требующая специального обучения система 1С.
Программы для финансовых расчетов и прогнозирования
Основное назначение таких программ — выполнение финансовых расчетов. Подобные программы могут выполнять следующие функции:
□ разработка бизнес-плана предприятия;
□ проектирование развития бизнеса;
□ анализ финансового состояния предприятия на основе его финансовой отчетности;
□ расчет финансовых показателей;
□ расчет кредитоспособности заемщика;
□ подготовка годового отчета предприятия;
□ сравнение финансового состояния предприятия с компаниями-конкурентами;
□ анализ рентабельности, платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;
□ анализ планируемой инвестиционной деятельности.
В качестве примера программного обеспечения такого типа можно привести пакет программ фирмы ExpertSystems: ProjectExpert, AuditExpert и PrimeExpert. Эти программы позволяют производить все упомянутые виды финансового анализа и планирования, оценки рисков и возможностей предприятия.
Программы для технического проектирования
Наиболее известными программами этого класса являются AutodeskAutokad во всех модификациях, позволяющих производить автоматизированное проектирование от механических деталей до химических соединений, и GraphisoftArchiCAD, которая предназначена для архитектурного проектирования.
Кроме этих весьма недешевых программных продуктов есть целая линейка разного рода специализированных программ, как коммерческих, так и свободных.
Программы для бизнеса
Программное обеспечение для бизнеса включает в себя самые разнообразные типы программных пакетов:
□ программное обеспечение управления работой промышленного предприятия;
□ программное обеспечение управления технологическим процессом;
□ специализированное программное обеспечение для отраслей промышленности;
□ специализированное программное обеспечение по видам производств;
□ специализированные информационные системы для видов бизнеса;
□ программное обеспечение для малого бизнеса;
□ программное обеспечение для сетевого бизнеса.
Для предприятий крупного и среднего масштаба стали уже стандартом готовые системы планирования ресурсов (EnterpriseResourcePlanning — ERP). Наиболее известными программными пакетами такого класса являются SAPR/3 от компании SAPAG и OracleeBusinessSuite от компании Oracle. Из российских программных пакетов наибольшее распространение получил пакет Галактика ERP от корпорации Галактика, а также 1С: Предприятие.
RP-системы получили широкое распространение за счет своей модульной структуры, которая позволяет осуществлять гибкое конфигурирование программного продукта под нужды любого предприятия. Например, OracleeBusinessSuite включает в себя подсистемы управления:
□ взаимоотношениями с клиентами;
□ техобслуживанием и ремонтом;
ERP-система очень гибкая в настройке, легко адаптируется по месту и может удовлетворить практические любые потребности бизнеса в управлении.
Социальные вызовы развития программного обеспечения. Несвобода человека
Все возрастающая свобода компьютера от программного обеспечения, а иногда от дисковых накопителей и от устройств хранения пользовательской информации, во многом благо: все, что нужно человеку, это компьютерная сеть и возможность подключиться к ней. В сети можно находить программы, возможно, даже операционную систему, в сети лежат документы, отредактировав или переслав их, человек снова сохраняет их в сетевых хранилищах. При этом свобода человека от программного обеспечения обменивается на несвободу в другом отношении. Какова степень конфиденциальности, защищенности, доступности документов?
Приятно заходить в «интеллектуальный виртуальный дом», который во всем соответствует вашим желаниям и старается их предугадать. Но кто может гарантировать, что завтра это также будут ваши желания, а не желания какого-нибудь хакера, взломавшего информационную систему управления вашим «разумным домом»?
Поэтому можно предсказать период долгого и настороженного отношения к некоторым тенденциям развития программного обеспечения, по крайней мере, до тех пор, пока они соответствующим образом и надежно не будут отрегулированы в правовой сфере. В противном случае свобода, даруемая технологиями, может обернуться неожиданным рабством.
Интеллектуальная деградация
Компьютеры становятся все «умнее» за счет все более сложного программного обеспечения. При этом интерфейс программ становится все проще и веселее. Не нужно думать, не нужно напрягаться, сложнейшие технологии, доступные в виде красочных значков и картинок, все сделают за вас: посчитают, оценят, спрогнозируют, подберут супруга, назначат диету.
Ответов в Интернете стало гораздо больше, чем вопросов у людей, и это не может не вызывать тревогу. Если человек не тренирует мускулы, он деградирует физически, если человек перестает напрягать свой мыслительный аппарат, он деградирует интеллектуально. Это очень важный вызов, достойно ответить на который может только современная, построенная с расчетом на этот вызов система образования, в том числе система непрерывного образования на протяжении всей жизни.
Вопросы
1. Как можно классифицировать программное обеспечение по степени его взаимодействия с аппаратной частью компьютера?
2. Какие классы программного обеспечения по виду лицензирования вы знаете?
3. В чем разница между свободным, открытым, коммерческим и проприетарным программным обеспечением?
4. В чем разница между переносимым и межплатформенным программным обеспечением?
5. Классифицируйте программное обеспечение по способу его взаимодействия с компьютерной сетью.
6. Что такое опасное программное обеспечение?
7. Что такое переносимое приложение?
8. Перечислите известные вам классы прикладного программного обеспечения.
9. Каковы основные функции текстового процессора?
10. Каким требованиям должна отвечать современная электронная таблица?
11. Какова основная и дополнительная функциональность программы для создания и демонстрации презентаций?
12. Идентичны ли функционально программы, входящие в состав пакетов MicrosoftOffice и OpenOffice.org?
13. Для чего (с перечислением функций) предназначено программное обеспечение управления проектами?
14. Назовите функциональность, важную для современного текстового процессора.
15. Каковы функциональные различия MicrosoftWord и OpenOffice.orgWriter?
16. Перечислите главные функции табличного процессора.
17. В чем состоит дополнительная функциональность табличного процессора?
18. Что такое сводные таблицы, для чего они нужны?
19. Каково назначение и типичная функциональность органайзера?
20. Какие системы электронного документооборота вам известны?
21. Какова базовая функциональность системы электронного документооборота?
22. Создание презентации средствами PowerPoint.
23. Какие программы для работы с сервисами Интернета вам известны?
24. Какие функции выполняет образовательное программное обеспечение?
25. Как создавать документы и электронные таблицы в распространенных «офисных» форматах, не устанавливая на компьютер офисный пакет?
26. Каковы перспективы развития программного обеспечения?
27. Каковы социальные последствия интенсивного взаимодействия человека и современного программного обеспечения?
28. Социальные вызовы развития программного обеспечения
Источник: lektsia.com
Методологический аппарат научного исследования
Аннотация: В процессе обучения студент должен освоить научную терминологию, понятийный и методологический аппарат в области научно-исследовательских работ. В данной лекции понятийный и методологический аппарат рассмотрен в аспекте направления подготовки «Бизнес-информатика».
2.1 Актуальность, степень изученности и научной разработанности темы исследования
Актуальность 1 от лат. actualis — фактически существующий, настоящий, современный темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.
Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам. К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:
- важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
- новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
- потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
- потребность в разработке рекомендаций по реализации ИТ-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
- потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых ИТ-практик в российских условиях;
- необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
- потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.
Так, происходящий в настоящее время переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу определяет актуальность тематики многих исследований .
Компания Gartner определила 10 главных технологических трендов на 2013 год 2 Источник: Gartner Identifies the Top 10 Strategic Technology Trends for 2013 / URL: http://www.gartner.com/it/page.jsp?id=2209615 :
- Повсеместное проникновение мобильных устройств.
- Мобильные приложения и HTML5.
- Частные облака.
- Корпоративные магазины приложений.
- «Интернет вещей».
- Гибридные и облачные технологии.
- Большие данные.
- Актуальная аналитика.
- Вычисления в оперативной памяти.
- Интегрированные экосистемы.
В каждом из этих направлений существуют нерешенные задачи, как в теоретическом, так и прикладном аспектах. Это обуславливает необходимость развития теоретических основ и методологической базы, а также разработки научно-обоснованных рекомендаций по применению ИТ-инноваций в практике бизнеса и деятельности госструктур.
При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования . Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования , т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие 3 Трактовка понятия приведена для прикладных исследований, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки «Бизнес-информатика» — выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным. Например, при обосновании выбора ИТ-решения для информационной системы предприятия анализ рыночных предложений вендоров может показать, что имеется несоответствие между функциональными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами. Таким образом, выявленное несоответствие между желательным и действительным обуславливает противоречие между необходимостью удовлетворения требований и отсутствием нужных программных продуктов.
На третьем этапе на основании установленного противоречия необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема 4 от греч. problema — трудность, преграда, задача, задание — это «возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес» 5 Философский энциклопедический словарь. /Под ред..
И.П. Фролова.-М.: Республика, 2001, с. 464 . При обосновании актуальности (во введении письменной работы) выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать. Например, противоречие, приведенное в примере предыдущего этапа, обуславливает следующую проблему: как следует устранить несоответствие между функционал ьными требованиями, предъявляемыми бизнес-пользователями, и имеющимися на рынке программными продуктами: разработать новый программный продукт или доработать типовой коммерческий программный продукт под требования предприятия?
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования .
Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности .
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области. В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме исследования , отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме исследования , и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственного исследования автора работы.
Основу обзора должны составлять статьи научных журналов и научные монографии, в т.ч. на иностранном языке. Учебники и учебные пособия следует использовать для определения основных терминов и понятий. Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема ещё не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. Таким образом, определ яется место собственного исследования в конкретной области знаний.
Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности приведены на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени её изученности и научной разработанности
При обосновании актуальности и описании степени изученности и научной разработанности темы рекомендуется использовать типовые лексико-синтаксические конструкции, приведенные в таблице 2.1
- Отсутствие отработанных методик (подходов, концепций) . препятствует эффективному принятию решений в области…., что определяет необходимость разработки (подготовки, проведения).
- Анализ практического опыта проведения ИТ-проектов. выявил наличие таких проблем, как….Это обуславливает целесообразность разработки (подготовки, проведения).
- Многочисленные исследования. показали, что одной из основных проблем в области… является…., поэтому необходимо.
- Необходимость создания (подготовки, разработки). обусловлена отсутствием.
- При проведении ИТ-проектов…. существует ряд трудностей, поэтому …
- Выявленная проблема … ещё не решена.
- Актуальность темы исследования определяется следующими факторами: 1. . 2. . 3. .
- Необходимость проведения исследования на выбранную тему обусловлена….
- Для решения проблемы… необходимо… , что определяет актуальность темы исследования
- Основополагающие научные разработки в области … представлены трудами авторов …
- Вопросы. подробно освещены в работах авторов…
- В работах …. отмечается (обосновывается), что…
- В работах … вопросы… рассматриваются без учета…
- В работах … указывается, что… , таким образом, можно сделать вывод…
- При решении проблемы … авторы … приходят к общим выводам .
- По вопросам … есть различные мнения. Автор …..считает, что… В то же время автор…. отмечает, что…
- В работах авторов… рассматриваются подходы к решению проблемы… Вопросам… уделяется незначительное внимание.
- Рассматривая проблему… , авторы не затрагивают вопросы…
- В научных трудах и практических рекомендациях не нашли отражения вопросы (проблемы)… , поэтому существует потребность в подготовке (разработке, создании)…
- В настоящее время вопросы…. мало освещены в теоретических исследованиях и/или практических разработках, что определяет необходимость проведения исследований в области…
Пример обоснования актуальности темы «Организация перехода к ИТ-аутсорсингу на предприятии» и описания степени её изученности и научной разработанности
В настоящее время ИТ-аутсорсинг является важнейшим сегментом рынка ИТ-услуг и занимает стабильную долю в его общем объеме, которая по данным отчётов IDC в течение ряда последних лет составляет от 11 до 14%.
В 2011 году объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составил от $ 0,84 млрд (данные IDC) до $1,3 млрд (данные «АСТРА»). Для сравнения: мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2011 году составил более 250 млрд. долларов, что составляет более чем 15% глобального ИТ-рынка (данные ForresterResearch).
Для России ИТ-аутсорсинг — сравнительно новый бизнес-инструмент, но доля организаций, использующих различные виды аутсорсинговых услуг, постепенно возрастает. Типичными причинами перехода предприятий к ИТ-аутсорсингу являются необходимость внедрения передовых технологий, низкая квалификация собственного ИТ-персонала, отсутствие или недостаток ресурсов для выполнения работ, более низкая стоимость / высокое качество оказания услуг на основе внешних ресурсов, обеспечение большей гибкости, совершенствование структуры организации.
Вместе с тем, развитие рынка ИТ-аутсорсинга нельзя назвать быстрым. Существует ряд причин, препятствующих его полномасштабному распространению. К факторами, тормозящим развитие ИТ-аутсорсинга, относятся:
- практически полное отсутствие в России законодательных актов и иных правовых норм, регулирующих предоставление услуг аутсорсинга;
- низкая степень проработанности методологической базы, в том числе отсутствие индустриальных стандартов;
- сложность оценки эффективности аутсорсинга;
- внутренняя незрелость бизнес-процессов заказчиков. На многих предприятиях бизнес-процессы не формализованы, нет четкого представления об их границах, ответственных. Такая ситуация затрудняет передачу их внешней компании;
- информационная закрытость организаций;
- отсутствие достаточного предложения со стороны компаний-аутсорсеров.
Несоответствие между стремлением предприятий сократить ИТ-расходы за счет использования аутсорсинговой модели и отсутствием общепринятых деловых практик, стандартов и методологий для планирования и организации перехода к ИТ-аутсорсингу обуславливает следующую проблему: каким образом следует выделять функции / задачи/ сервисы для передачи внешнему провайдеру услуг и как обосновать целесообразность такого решения.
Для решения поставленной проблемы необходима разработка научно-обоснованной методики организации перехода к ИТ-аутсорсингу, что определяет актуальность темы исследования .
Концептуальные основы ИТ-аутсорсинга и отдельные аспекты его применения в практике бизнеса рассмотрены в работах российских и зарубежных авторов. Среди них следует отметить труды таких авторов, как: Р. Аалдерс, Ж-Л Бравар, П.Готтштальк, Э. Йордан, С. Клементс, Н. Карр, Д.Хейвуда, Х.Солли-Сетер, Э. Спарроу, Е. Г.Аксенов, Б. А.Аникин, И.Г. Альтшулер, С. О.Календжян, Д.М.Михайлов, И. Л. Рудая. Комитетом по стандартам и методологиям аутсорсинга Некоммерческого партнерства «АСТРА» разработан глоссарий ИТ-аутсорсинга, ведутся работы по созданию унифицированного каталога услуг ИТ-аутсорсинга.
В теоретических и научно-практических исследованиях в области ИТ-аутсорсинга широко освещаются общие вопросы концепции аутсоринга: различные аспекты понятия ИТ-аутсорсинга, его формы и виды, преимущества и недостатки, основные этапы перехода к ИТ-аутсорсингу, особенности аутсорсингового контракта, приводятся отдельные примеры внедрения ИТ-аутсорсинга.
Однако инструменты, позволяющие обосновать и провести передачу выделенных функций/ задач/ сервисов внешнему провайдеру, рассмотрены на уровне общих подходов. Конкретные методики для предприятий по организации перехода к ИТ-аутсорсингу не нашли отражения в научных трудах, что определяет потребность в их подготовке и целесообразность проведении исследования в рассматриваемой предметной области.
Источник: intuit.ru