Функции музыки в культурно досуговых программах

Музыкальное оформление является неотемлемой частью создания культурно-досуговой программы. Роль музыки в художественно- образном решении поистине велика .Музыка способна со всей полнотой передавать чувства и мысли. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От любых творческих образов будь то любовные сцены, либо это торжественные, преисполненные ликованием силы, от печальных и скорбных звучаний все это находит отражение в музыкальном оформлении любого концерта, программы, народного гуляния, фестиваля ит.д. Знание особенностей музыки, её функций, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам любых культурно — досуговых программ для создания более эффективного художественно –эмоционального воздействия на зрителя средствами музыкального искусства.

1.Роль музыки в режиссуре массовых гуляний, бытовых и календарных праздников.
2.Компиляция музыки в досуговом мероприятии.

Прикрепленные файлы: 1 файл

1.Роль музыки в режиссуре массовых гуляний, бытовых и календарных праздников.

1 урок: «Музыкальная форма. Идея, образ, содержание» («Анализ музыкальных форм»)

2.Компиляция музыки в досуговом мероприятии.

3.Практическое задание (см. методические указания).

Музыкальное оформление является неотемлемой частью создания культурно-досуговой программы. Роль музыки в художественно- образном решении поистине велика .Музыка способна со всей полнотой передавать чувства и мысли. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От любых творческих образов будь то любовные сцены, либо это торжественные, преисполненные ликованием силы, от печальных и скорбных звучаний все это находит отражение в музыкальном оформлении любого концерта, программы, народного гуляния, фестиваля ит.д. Знание особенностей музыки, её функций, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам любых культурно — досуговых программ для создания более эффективного художественно –эмоционального воздействия на зрителя средствами музыкального искусства.

Роль музыки в режиссуре массовых гуляний, бытовых и календарных праздников.

При подборе музыки к театральному действу следует найти ту тональность ее звучания, которая соответствует характеру сценического действия.

Ритм в музыке — это организация звука музыкального произведения во времени.

Ритм воспринимается слушателем гораздо легче, чем некоторые другие элементы музыкальной выразительности.

Также в массовых праздниках широко используется сюжетная музыка, значительную роль она играет в характеристике места и времени действия. В этом случае музыка является принадлежностью, атрибутом события, бытовой или исторической обстановки, ситуации, она позволяет создать определенный колорит праздника. Основная сущность таких музыкальных номеров заключается в том, что все они являются составной, а иногда неотъемлемой частью того или иного события или ситуации.

Если к тому же в музыке проявляется ее национальный характер (в интонациях, ритмах, тембрах), тогда она становится одним из необходимых элементов достоверности, реальности происходящего на сцене. Сюжетная музыка в качестве национальной характеристики персонажей, а также места действия применяется в театрализованном действии очень широко. Для этого преимущественно используют песню. С целью создания характера места действия часто используются различные областные попевки, частушки.

10 минут, чтобы узнать о профессии организатор мероприятий

Сюжетная музыка также может помочь создать определенную атмосферу действия. В этом случае качество самой музыки — эмоциональная определенность, глубина, яркость, выразительность, тембральная окраска — играет основную роль..Таким образом, сюжетная музыка может:

    • — характеризовать действующих лиц;
    • — указывать на место и время действия;
    • — создавать атмосферу, настроение сценического действия;
    • — рассказывать о действии , невидимом для зрителя.

    Ввести условную музыку в праздник значительно труднее, чем сюжетную. Ее «условность» может войти в противоречие с реальностью показываемой на сцене жизни. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а также вокально-хоровые формы.

    И именно обращение к условной музыке в театрализованном действии дает возможность широко использовать тематический музыкальный материал.

    Условная музыка, так же как и сюжетная, может характеризовать действующих лиц. Обычно это выражается через музыкальные темы, связанные с персонажами. Условная музыка дает возможность не только заострить характеристики героев, но и находить выразительные решения в комедийных сценах, выступать как средство сатирического обличения и пародии. Действенная роль условной музыки проявляется и в ее конструктивно-композиционной функции. Подчеркивая экспозицию, завязку, кульминацию, заканчивая отдельную сцену, акт или спектакль в целом, музыка способна придать драматическому произведению большую стройность и завершенность.

    Таким образом, условная музыка может:

    • создавать атмосферу действия,
    • эмоционально усиливать монолог и диалог,
    • характеризовать действующих лиц,
    • подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,
    • обострять конфликт,
    • рассказывать о действий за сценой,
    • подчеркивать и усиливать фантастические и сказочные моменты в сценическом действии.

    Характер в массовом действе может быть самый разнообразный, но обязательно должен нести черты монументальности.

    Музыка — действие. Раскрыть музыкальную драматургию – это раскрыть действие, звучащее в музыке, смысл ее и борьбу противоположностей, в ней заключенную.

    Услышать в музыке действие, перевести его в действие сценическое – задача режиссера. Тогда музыка в будущем представлении станет не просто фоном или иллюстрацией, а превратится в динамический компонент, несущий важную драматургическую функцию.

    Музыка несет все функции драматургического элемента, составляет единое целое с главной мыслью спектакля. Становясь действенным, активным началом в общей архитектонике концертного действа, музыка приобретает черты драматургического фактора, постоянно вступая во взаимодействие с другими факторами монтажной структуры спектакля.

    Необходимо отметить еще одну существенную особенность музыки в режиссуре досуговых программ: ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение, поднимает тонус сценического состояния .

    Музыка обладает гораздо большими возможностями, чем сценическое действие и даже речь, способна ярче и полнее выявить и донести главную мысль, основные эмоциональные действия и тем самым помочь зрителю глубже осмыслить происходящее на сцене.

    Музыка способна осуществить идейно-эмоциональное обобщение не только отдельно сцены, но и часто всего представления. Особенно ярко это проявляется в финальных сценах, в которых звучание оркестра или песни как бы подытоживает, эмоционально обобщает события, основную идею проведения.

    Компиляция музыки в досуговом мероприятии.

    Иногда вместо понятия подбор употребляют компиляция. Необходимо уточнить, что подбор и компиляция, строго говоря, не одно и то же. Под подбором подразумевают именно выбор тех или иных произведений одного или нескольких авторов для музыкального оформления спектакля. Компиляция в музыкальном оформлении — работа над отобранной музыкой по органическому включению ее в театрализованное представление..

    Читайте также:
    Составить программу и вычислить значение функции z

    Высокохудожественная компиляция требует воплотить, оформить музыкальный материал в некоторое новое целое, которое отвечало бы ритму, смыслу и характеру постановки. При компиляции вполне допустима связь отобранных фрагментов из произведений одного композитора с музыкой других композиторов. Это не такое простое дело, даже когда по стилю музыкальные номера схожи между собой. Многообразие сценических эпизодов и единство подобранной музыки — таков необходимый синтез при компиляции. Таким образом, задача творческого работника, проводящего подбор и компиляцию, заключается в том, чтобы организовать и упорядочить музыку в соответствии с драматургическим развитием пьесы.

    Особенно часто стали обращаться к подбору музыки с появлением в театрах техники магнитной записи. Упростился как и сам процесс подбора музыкальных произведений, так и технология ввода отобранной музыки в сценическое действие. В частности, отпала надобность привлекать концертмейстера для проигрывания отобранного нотного материала. Да и не всегда фортепианное исполнение давало полное представление о произведении.

    Удачно подобранная и органически включенная в действие музыка — важный фактор музыкального оформления современного театрализованного представления, праздника, народного гуляния, любого театрального действа. Широкий круг музыкальных произведений, записанных на грампластинки и магнитофонную ленту, высокое качество этих записей позволили по-новому решать вопросы музыкального оформления спектакля в любом театре.

    Подбор музыки к спектаклю ведет иногда сам режиссер, но чаще он поручает это руководителю музыкальной частью театра или специально приглашенному профессиональному музыканту. Но во всех случаях окончательное решение по подбору музыкальных номеров и включению их в спектакль принимает режиссер-постановщик.

    не только с музыкальной культурой той эпохи, которая отражена в данном произведении, но и с книгами, кинофильмами, иконографическим материалом. Этот период работы музыкального оформителя напоминает работу композитора и художника над пьесой.

    Режиссер знакомит музыканта с постановочным планом, высказывая более или менее определенные суждения и пожелания по музыкальному решению спектакля, направляя творческое воображение музыканта в нужном направлении.

    Можно наметить несколько методов подхода к использованию подобранной музыки (и не только подобранной, но и оригинальной) в спектакле.

    Наиболее простой, а поэтому и чаще всего используемый— иллюстративно-изобразительный метод. При этом методе основное внимание уделяется внешней стороне действия; так, например, в сцене, где герои расстаются, вводится музыка, передающая это настроение; если на сцене раннее утро, восход солнца — подбирается музыка, отражающая эту картину, или если молодые люди едут на целину, на комсомольскую стройку, их сопровождают бравурная музыка, молодежная песня, марш и т. п.

    Как уже раньше указывалось, под иллюстративной музыкой принято понимать музыку бездейственную, то есть лишь повторяющую то, что ясно и понятно без нее, она не смыкается с жизнью на сцене, не становится ее составной частью.

    Чаще всего музыка выглядит примитивной и иллюстративной, когда она вводится коротенькими отрезками (если, конечно, они не выполняют функцию акцента или заключительной точки). Получается как бы музыкальная «этикетка» к действию.

    Примеров подобного «оформления» достаточно много, и каждый может вспомнить не один спектакль, праздник или театральное действие, где музыка звучала по любому поводу и без повода.

    Конечно, это не значит, что вообще иллюстративно-изобразительный метод неприемлем для оформления театрализованного представления — все дело в художественном вкусе, такте, с которым подходят к иллюстрации.

    Наиболее сложный метод — тематический, требующий от музыканта глубокого взгляда на драматургию спектакля, определенного творческого опыта, музыкальной фантазии. При этом методе выявляется сущность как всего спектакля, так и отдельных сцен. В этих случаях музыка вводится как для характеристики отдельных героев, так и групп действующих лиц, объединенных общими интересами. Она может обобщать конкретное действие, указывать на дальнейшее развитие той или иной сцены, причем это может быть выражено в контрасте с непосредственным действием на сцене. При этом методе соблюдается единый стиль всего музыкального оформления, связанного единой музыкальной мыслью.

    Источник: www.referat911.ru

    Тема 8.5. Музыкальное оформление культурно-досуговых программ

    Режиссер с франц. – управлять, управляющий. Режиссер – это распорядитель, толкователь и организатор воплощения своего замысла.

    Режиссура –Авторское искусство,заключается в творческойорганизации всех элементов спектакля (действа) с целью создания единого, гармонического целостного художественного произведения.

    Эти цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением.

    Режиссерский замысел в реализации драматургического материала культурно-досуговой программы является вторичным по отношению к драматургическому замыслу.

    Драматургический замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, но он в ходе реализации трансформируется в режиссерский.

    Создавая культурно-досуговую программу, режиссер «рисут» в своем воображении зримый образ будущей постановки. В нем представляется общая: характер музыки, цветовая гамма, мизансценические решения.

    В режиссерский замысел входит:

    • творческая интерпритация драматического произведения (сценария, инсценировки)
    • характеристика персонажей
    • определение стиля и жанра
    • решение постановки во времени (ритм, темп0
    • решение постановки в пространстве мизансцен
    • музыкально-шумовое оформление

    Качество режиссерского замысла определяется найденным образным решением. Оно связано с сверхзадачей режиссера (ради чего? Что режиссер, хочет вызвать в сознании?)

    Воплощения замысла на сцене:

    Написав сценарий программы режиссер уточняет неточности в тексте, затянутости, невыразительности текста, начинается период переработки, сокращения и добавления текста

    Постановщик встречается с будущими исполнителями, изучает материал (время, эпоху, обычаи, нравы) передает его актерам, группе работающей над созданием программы. Режиссер – обязан поставить четкие, конкретные задачи своей группе.

    Репетиционный период:

    Режиссер расписывает репетиции, умело чередую занятость больших коллективов, точно определяя, где нужны все участники, а где нет.

    Постановщик составляет музыкальную партитуру, которая способствует общему развитию темы программы, обогащает её, усиливает эмоциональное влияние на зрителей

    Режиссера – постановщикам очень важно уметь владеть и искусством светового оформления

    Композиция КД Программы имеет свои законы, режиссер обязан их соблюдать:

    • основные компоненты постановки подчинены теме и идее, определена последовательность номеров в эпизодах, и последовательность самих эпизодов.
    • чем больше контрастов, конфликтов – тем интереснее
    • все (танец, музыка, свет, песня и т.д.) должны быть подчинены идее
    • соразмерность: все части должны выстраиваться пропорционально по отношению друг к другу (экспозиция не больше основной части)
    • кульминация – обязательна, в нем происходит разрешение конфликта.
    • финал – подведение итогов.
    Читайте также:
    Программы как sound booster

    Вывод: интересный режиссерский замысел культурно — досуговых программ является важным условием, обеспечивающим успех как отдельной культурно-досуговой программы, так и успех работы всего учреждения культуры.

    Рекомендуемая литература

    1. Культурно-досуговая деятельность: Учебник для вузов/ Под науч. ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998.

    2. Маркин о.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба. – М.: Просвещение, 1988.

    3. Рябков В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина — XXвв.) учеб. пособие / В.М. Рябков, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» 2008.

    4. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие /Под ред. Е.И.Григорьевой. – Тамбов, 2003.

    1.Понятие «музыкальное оформление» культурно — досуговых программ

    2. Классификация в культурно — досуговых программах

    3. Функции музыки в культурно — досуговых программах

    Источник: 5rik.ru

    Музыка в структуре культурно-досуговых программ

    Цель исследования. Определить особенности музыки как средства художественной выразительности в культурно-досуговых программах.
    Задачи исследования:
    1. Определить значение музыки как ведущего выразительного средства культурно-досуговых программ;
    2. Проанализировать выразительные возможности музыки в структуре культурно-досуговой программы;
    3. Выявить функции музыки в структуре культурно-досуговой программы;
    4. Определить особенности использования музыки в культурно-досуговой программе.

    Введение………………………………………………………………………
    3
    Основная часть
    1. Музыка как ведущее выразительное средство культурно-досуговых программ………………………………………………………………………
    2. Выразительные возможности музыки в структуре культурно-досуговой программы………………………………………………………………………
    3. Функции музыки в структуре культурно-досуговой программы………..
    4. Особенности использования музыки в культурно-досуговой программе

    Файлы: 1 файл

    ГБОУ ВПО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»

    Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии

    Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

    На тему: «Музыка в структуре культурно-досуговых программ»

    1. Музыка как ведущее выразительное средство культурно-досуговых программ………………………………………………………… ……………

    2. Выразительные возможности музыки в структуре культурно-досуговой программы……………………………………………………… ………………

    3. Функции музыки в структуре культурно-досуговой программы………..

    4. Особенности использования музыки в культурно-досуговой программе

    Актуальность темы исследования. Любая культурно-досуговая программа – представление синтетическое. Работая над ним, режиссер имеет дело со многими компонентами, пользуется разнообразными выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. Одним из главных компонентов, одним из самых важных выразительных средств является музыка.

    Музыка как один из видов искусства, подобно живописи, театру, поэзии, является художественным (образным). Ни для кого не секрет, что в современном сценическом представлении музыка занимает все большее место, становясь важнейшим средством образного выражения конфликта, сверхзадачи, сквозного действия. Музыкальный материал, создаваемый для культурно-досуговой программы, менее всего должен быть иллюстративным; он должен не сопровождать тот или иной эпизод, а дополнять, раскрывать его смысл. В то же время музыка может нести и совершенно самостоятельные функции.

    Музыка является одним из самых ярких выразительных средств является культурно-досуговой программы. От подобранной музыкальной композиции в той или иной части программы напрямую зависит атмосфера, темпо-ритм и органичность культурно-досуговой программы в целом. Музыка должна входить в действие как естественный и необходимый элемент, помогать раскрытию идеи программы, оттенять образы действующих лиц.

    Работая над музыкой в театрализованном представлении, нельзя забывать, что в основе всей работы лежит режиссерский замысел. Режиссеры по-разному решают задачу сценического воплощения драматургического материала. При этом играет роль многое: особенность художественного мышления режиссера, его мировоззрение, культура, вкус, темперамент, его профессионализм.

    Объект исследования. Средства художественной выразительности культурно-досуговых программ

    Предмет исследования. Музыка как ведущее выразительное средство культурно-досуговых программ.

    Цель исследования. Определить особенности музыки как средства художественной выразительности в культурно-досуговых программах.

    1. Определить значение музыки как ведущего выразительного средства культурно-досуговых программ;

    2. Проанализировать выразительные возможности музыки в структуре культурно-досуговой программы;

    3. Выявить функции музыки в структуре культурно-досуговой программы;

    4. Определить особенности использования музыки в культурно-досуговой программе.

    Структура исследования. Реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

    1. Музыка как ведущее выразительное средство

    Поскольку культурно-досуговая программа в большинстве случаев является синтетическим и музыка в нем – одним из компонентов, впечатления от нее в этом представлении и концертном исполнении существенно различны. Выразительные и изобразительные возможности музыки в синтетических искусствах значительно шире. В частности, они позволяют музыке выйти из сферы смысловой неясности.

    Не случайно в борьбе за ясность и четкость в музыке предпочтение отдавали музыке в синтетических формах искусства. Если образы песни слов представлялись неясными, то в песне со словами они получали соответствующую конкретность. Если симфонией или сонатой не удовлетворялись из-за отсутствия достаточно определенных идей, то опера считалась наилучшей художественной формой с участием музыки.

    Подбор музыкального материала требует не только умения искусно монтировать музыкальные композиции, но и определенной музыкальной эрудиции, умения соотнести ритмы музыкальных композиций и всего мероприятия. Иногда даже хорошая, но не правильно вмонтированная музыка может затянуть темпоритм, приглушить темперамент и эмоциональную силу не только отельного блока, а и программы в целом.

    В культурно-досуговой программе музыка, взаимодействуя с множеством выразительных средств (слово, пластика, мизансцена, декорация, свет и т.д.), активно влияет на его характер [3, 74].

    Музыка действия выполняет в структуре определенную драматургическую нагрузку. Это создание музыкального пролога или финала, организация музыкальной связки между эпизодами, построение эпизода, основанного на музыкальном решении. Нередко в качестве музыкального пролога обращаются к той или иной музыкальной фразе, которая становится лейтмотивом театрализованной программы. Характер музыкального пролога определяется идейно-тематическим замыслом, спецификой конкретного музыкально-поэтического представления, художественным материалом.

    Музыкальный финал – форма идейно-эмоционального обобщения действия. В этом случае музыка подводит как бы черту представлению. Музыкальные антракты занимают чрезвычайно важное место в драматургической структуре театрализованных программ. Так принято называть музыкальные связки, «мостики» между эпизодами. У музыки, используемой в этом качестве, особая задача.

    Она призвана подготовить аудиторию эмоционально к восприятию материала, организовать ее мысль и фантазию. Музыка антракта как бы связывает воедино два соседних эпизода, содействуя тем самым гармонической стройности всего мероприятия в целом. Музыка в эпизоде может быть использована для создания музыкального портрета персонажа. Она позволяет иной раз, заменив словесный текст, выстроить линию его поведения музыкально-пластически [11, 104-105].

    Читайте также:
    Как открыть программу через питон

    Музыка настроения в структуре культурно-досуговых программ решает более узкую, локальную задачу создания определенного, заданного сценарием, эмоционального состояния, иначе говоря, выступает как своеобразный стимулятор настроения. Отбирая музыку, автор сценария, прежде всего, исходит из собственного замысла, сверхзадачи своего произведения.

    Однако музыка не должна подменять другие выразительные средства, она должна участвовать вместе с ними в формировании общего цельного художественного образа. Этап формирования музыкального решения определяет его соответствие общему постановочному замыслу, а следовательно, и характер дальнейших работ по реализации музыкального оформления постановки.

    2. Выразительные возможности музыки в структуре культурно-досуговой программы

    Музыка – искусство временное, движущееся и, следовательно, может отразить процесс эмоциональных переживаний со всеми его изменениями и оттенками, динамическими нарастаниями и спадами, столкновениями и взаимопереходами.

    Музыка передает различные явления жизни при помощи своих особых выразительных средств. В каждом музыкальном произведении звуки организованы в определенном ладу, размере, ритме, интервалике. Каждое произведение исполняется в определенном темпе, с той или иной громкостью звука. Лад, интервалика, размер, ритм, темп, громкость звука являются выразительными средствами музыки. При помощи этих средств композитор выражает в музыке свои мысли, чувства и доносит их до слушателя [9, 87].

    Определенными свойствами, неизменными во всех случаях, никакой отдельный элемент музыки не обладает. Можно говорить, однако, о характерных свойствах данного элемента музыки, о тех свойствах, которые проявляются в большинстве музыкальных произведений [14, 53].

    Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.

    В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

    Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.

    Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте) [5, 103-105].

    Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.

    К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука. Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

    3. Функции музыки в структуре культурно-досуговой программы

    Ни одному из видов искусств кроме музыки, не дано с такой неотразимостью и так глубоко проникнуть в сферу чувств, переживаний и настроений человека. Это обуславливается её звуковой природой, ибо звук самой жизни способствует общению людей между собой, выражению их чувств. К тому же музыка, искусство временное, а значит, может отразить процесс эмоциональных переживаний со всеми изменениями и оттенками. Эмоциональная выразительность музыки в КДД открывает перед режиссером широкие возможности, благодаря своей эмоциональной насыщенности она не только заменяет психологическое обоснование поведения героя, но сама становится сценическим образом, действующим лицом, выразителем темы и идеи.

    Музыкальная драматургия образуется как результат столкновения различных музыкальных характеристик и их развития. Решая вопросы музыкального оформления, режиссер возлагает на музыку саамы е разнообразные драматургические задачи, использует различные её возможности [8, 67]. Музыка, введение которой всегда оправданно ситуацией, присутствующая в том или ином эпизоде, действующая на актеров слышащих и реагирующих на неё называется сюжетной.

    Сюжетная музыка – это главным образом музыка, звучащая в повседневной жизни персонажей, являясь органической принадлежностью быта, соц. среды она существенно помогает воссозданию черт конкретно-исторической обстановки. Задушевная песня формирует атмосферу сердечности. Походная военная, шуточная, пародийная музыка создает соответствующее настроение и отношение к происходящему. Может отражать исторический ход событий, течение времени, действие за пределами сценической площадки [10, 74].

    Сюжетно не мотивированную музыка называют – условной. Исполнители на неё не реагируют и как бы не слышат её, но она активно воздействует на зрительское восприятие, обладая более полной свободой и самостоятельностью.

    Условная музыка (в отличие от сюжетной) не связанна с исполнительскими данными действующих лиц. Драматургические возможности условной музыки широки хотя введение её в сценическое действо достаточно трудно, она требует убедительного внутреннего оправдания. Но умело используемая режиссером, она может быть очень действенным средством выражения конфликта. Главное, насколько драматургически важным оказывается место, к котором дана та или иная музыка – включена ли она в узловой момент или второстепенные переходящие [1, 91-93].

    Обобщающая функция музыки всегда тесно переплетается с режиссерским отношением к происходящему. Обобщение, осуществляемое режиссером, выявляет точку зрения на конкретный факт, событие, звено действия.

    Лейтмотив может быть средством напоминания зрителям о персонаже, событии. Вместе с тем он становится средством выражения сквозного действия и его развития.

    Действенным приемом использования музыки в КДД является принцип контраста: движение музыки по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, часто глубоко-затаенного содержания сцены. Она идет в разрез с внешними ситуациями – контрастируя с ними. Вместе с тем эмоциональный строй помогает по своему выразить идею представления, его сверхзадачу.Важной драматургической функцией музыки является создание с её помощью национального колорита, обозначение места и времени действия. Музыка используется и как средство характеристики, где её главный объект человек, его душевный мир, темперамент и т.д.

    Источник: www.yaneuch.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru