Культурно-досуговая программа как групповая или массовая форма
культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, меж-
личностного общения и организованного отдыха. Функции культурно-
досуговых программ в учреждениях социально-культурной сферы различ-
ных типов: познавательные, воспитательные, коммуникативные, разви-
вающие, диагностические, коррекционные, развлекательные и др. Видовое
разнообразие программ. Этапы технологического процесса: анализ обста-
новки, формулировка цели, планирование программы, создание програм-
мы, корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ прове-
денной программы.
Содержимое работы — 1 файл
Тема 17. Aлгоритм разработки культурно-досуговых программ.
Культурно-досуговая программа как групповая или массовая форма
культурных развлечений с элементами интеллектуальных занятий, меж-
личностного общения и организованного отдыха. Функции культурно-
досуговых программ в учреждениях социально-культурной сферы различ-
Руководство культурно-досуговыми центрами в малонаселенной и труднодоступной местности
ных типов: познавательные, воспитательные, коммуникативные, разви-
вающие, диагностические, коррекционные, развлекательные и др. Видовое
разнообразие программ. Этапы технологического процесса: анализ обста-
новки, формулировка цели, планирование программы, создание програм-
Основные функции культурно-досуговой деятельности
Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.
В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества.
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом.
Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром.
Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений; в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества; е) рекреационная.
Игровые технологии в постановке культурно-досуговых программ
Это одна из ведущих функций культурно-досуговой деятельности. Она способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача — психологическая разрядка и отдых. Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления, вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители.
Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры выступает как пространственно-организационная база, информационно-просветительной, художественно-публицистической, и культурно-развлекательной деятельности.
Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности, составляют единое целое и постоянно реализуются в практической работе. Недооценка той или иной функции ведет к принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его влияния на развитие личности.
Принципы культурно-досуговой деятельности
Принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане – основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности.
Под принципами культурно-досуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации.
Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности – это обоснование теоретических, социально – политических и организационных основ ее функционирования.
Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.
Первое – целенаправленность культурно-досуговой деятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей.
Второе – конкретность культурно-досуговой деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в социуме, решая ежедневно присущие только ему задачи.
Третье – оперативность учреждений культуры. Очень важно вовремя информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты населения.
Четвертое – непрерывность процесса культурно-досуговой деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа.
Поскольку культурно-досуговая деятельность строится на добровольных началах, для привлечения посетителей административные методы воздействия неприменимы.
Культурно-досуговая деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена.
Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию культурно-досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно-досуговых программ.
Нельзя одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сельских жителей или банкиров и предпринимателей.
Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения, создает предпосылки высокой эффективности.
Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.
Дифференцированный подход необходим и по половым признакам.
Чтобы культурно-досуговую деятельность строить дифференцированно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне изучать и знать социум, его особенности, нужды и запросы.
Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности является опора на самостоятельность людей. Необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения.
Деятельность учреждения культуры предполагает активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно связаны с населением, опираться на него, развивать его инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую деятельность.
Формы приобщения населения к деятельности учреждений культуры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятельности.
Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации становится самостоятельным в культурно-досуговой деятельности, приобретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл культурно-досуговой деятельности и органически заключить ее в систему восприятия жизни.
Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью своей социальной сущности, а вторая – способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому она получает возможность самосовершенствования согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям.
Особенно ценным является принцип доступности в культурно-досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-демографических и социально-психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мотивации личности.
Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение.
Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению культурно-досуговых задач. Выстраивание культуры занятий на основе рационального использования свободного времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной активности людей. Улучшается система педагогического руководства процессом самовоспитания через формы культурно-досуговой деятельности.
Важно разграничение профессиональной и внепрофессиональной культурно-досуговой деятельности с точки зрения ее места и роли в общей системе общества, специфики соответствующих принципов организации.
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 3834 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Функции культурно-досуговой деятельности
Одной из главных функций культурно-досуговой деятельности является создание культурной пространственно-временной развивающей среды, организованной особым образом и предназначенной для включения личности в реальную, а не выдуманную жизнь.
Каждое государственное, негосударственное, общественное или частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование развивающего потенциала культурно-досуговой деятельности, необходимо рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в центр системы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности и интересы, мотивы поведения.
Естественно, что социальные функции культурно-досуговой деятельности определяются учеными по-разному. Большинство ученых трактуют социальные функции культурно-досуговой деятельности таким образом:
а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентации и значений;
б) накопление, хранение и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
д) социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества;
е) рекреационная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Одной из ведущих функций культурно-досуговой деятельности является рекреационная.
Рекреационная деятельность — это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т.д. Рекреационная деятельность способна снять производственное утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная задача — психологическая разрядка и отдых.
Следующая функция, тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение, удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными, они потеряют значительную долю привлекательности для посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а культурно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регулятора социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя от норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.
Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения досуга, для отдыха и развлечения людей. Названные функции культурно-досуговой деятельности не оторваны одна от другой, а, наоборот, тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговой деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например, художественный фильм может иметь и познавательную, и нормативную функции.
Потребность в совместном переживании значимых событий общественной (отчасти — и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны стимулировать их формирование, актуализировать, облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни.
Исследование методического обеспечения социально-культурной деятельности
Методическая деятельность
Методическая деятельность — основа педагогической системы культурно-просветительной работы; она выступает внутренним регулятором воспитательного процесса, определяющим и разрабатывающим тактику, т.е. преобразует и переводит его в русло конкретной программы деятельности в форме планов, сценариев, разработок, рекомендаций.
Методика-это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму.
Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические.
При этом вся организация и методика работы культурно-просветительного учреждения должны учитывать необходимость создания наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Собираясь вместе, общаясь, люди, независимо от того, осознают ли они это или нет, всегда оказывают определенное влияние друг на друга.
В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения. Человеческое общение в культурно-просветительном учреждении особенно благоприятно, поскольку оно происходит в непринужденной обстановке, когда сама атмосфера располагает к взаимопониманию. Многие формы культурно-просветительной работы прямо рассчитаны на использование этого механизма.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru