Игра – это одна из наиболее эффективных форм организации досуговой деятельности, оказывающая на ребенка определенное просветительское и воспитательное влияние. По утверждению С.А.
Шмакова, игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых. Игра – это особый вид деятельности, потому что играть приятно, играть легко и весело, в игре человек проживает счастливое состояние.
Наиболее важными функциями игры являются: • воспитательная функция; • развивающая функция; • функция межнациональной коммуникации; • коммуникативная функция; • диагностическая функция; • игротерапевтическая функция; • функция коррекции в игре; • развлекательная функция игры. Большинству игр присущи четыре главные черты: 1) свободная развивающая деятельность; 2) творческий, импровизационный характер этой деятельности; 3) эмоциональная приподнятость деятельности; 4) наличие прямых или косвенных правил.
Графический метод. ТЕОРИЯ ИГР
В педагогической литературе существуют разнообразные подходы к классификации игр. Наиболее полной и распространенной классификацией игр является классификация С.А. Шмакова. Он разделил все детские игры на следующие виды.
1. Физические и психологические игры и тренинги: а) двигательные (спортивные, подвижные, моторные); б) экстатические, экспромтные игры и развлечения; в) освобождающие игры и забавы; г) лечебные игры (игротерапия). 2. Интеллектуально-творческие игры: а) предметные забавы; б) сюжетно-интеллектуальные игры; в) дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные); г) строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютер- ные игры, игры-автоматы.
3. Социальные игры: а) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы); б) деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникатив- ные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные). 4. Комплексные игры (коллективно-творческая, досуговая деятельность). Каждой игре соответствуют свои правила и условия.
Между ними есть существенные различия. Правила всегда четко очерчены, неизменны и всегда соблюдаются по отношению к данной игре. Условия произвольны, ситуационны. Участники или организаторы игры договариваются между собой относительно того, как все будет происходить. Например, сколько будет команд, сколько будет конкурсов, как будут оцениваться результаты и др.
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»
2.4. Праздники
Праздник – это своеобразная форма духовного самовыражения и самообогащения ребенка. По мнению Н.И. Бочаровой, праздники можно классифицировать: • по игровым методам, которые могут проводиться с детьми всех возрастов; • по соревновательным методам, которые характерны для детей от 6 лет и старше.
Разновидности: участники двух или более команд соревнуются между собой; все дети вступают в противоборство с реальным или воображаемым персонажем; • по методам сюжетного рассказа; это одна из наиболее привлекательных разновидностей праздника. В данном случае выполнение двигательных заданий осуществляется под сюжетный рассказ ведущего.
Основы программирования / Урок #11 – Как создают игры и другие программы?
Все игры и упражнения объединяются единой темой и идеей; • по методам творческих заданий, направленных на формирование творческой активности, инициативы, самостоятельности принятия решений (использование проблемных ситуаций и задач, заданий-головоломок, вопросов-провокаций, поисковых вопросов, метода групповой дискуссии). Этот вид праздника менее всего регламентирует деятельность детей.
Кроме того, анализ литературы по данной проблеме дал возможность выделить следующие виды праздников: 1) общественные праздники (День защитника Отечества, День Победы, День России и др.); 2) профессиональные праздники (День учителя, День металлурга, День медицинского работника и др.); 3) художественно-творческие праздники (праздник поэзии, музыки); 4) спортивные праздники; 5) русские народные и православные праздники (Масленица, Рождество, Пасха и др.); 6) праздники, организуемые в связи с временем года (встреча весны, день птиц, празд- ник урожая и др.). Праздничные слагаемые: • замысел – это определение главной идеи праздника и способа ее художественного выражения; • создание постановочного плана праздника; • создание сценария.
Сценарий праздника – это развернутый план действий. 1. Приступая к работе над сценарием, необходимо прежде всего иметь представление о том, для кого и с какой целью проводится праздник, о его длительности, сколько человек могут быть им охвачены, каких финансовых расходов потребует его проведение и др.
2. Следующий этап работы над сценарием праздника – это его композиционное решение, т.е. построение, расположение составляющих действие компонентов, установление между ними смысловой и хронологической зависимости, порядок их включения в действие. Композиционно сценарий может быть построен как монтаж отдельных блоков, эпизодов, каждый из которых сюжетно самостоятелен и объединен лишь местом, временем и темой. Другой вариант решения – взаимосвязь элементов единым действием, когда переход от одного эпизода к другому обусловлен участием в предыдущем. 3. Кроме общего композиционного решения в сценарии разрабатываются и композиции каждого из входящих в него элементов – конкурсов, игр, концертов, представлений, аттракционов, поздравлений и др. 4. В сценарии праздника должна быть завязка, развитие действия, кульминация, которая фактически является финалом, развязкой действия, его высшей эмоциональной точкой.
И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие» Для праздника в целом такой кульминационной точкой могут быть заключающий его концерт, вручение призов, фейерверк и др. Следует отметить, что подобные кульминационные точки могут быть и в каждом отдельном компоненте праздника.
5. Сценарий включает в себя тексты ведущих, предпочтительно, чтобы они были стихотворными, так как поэтическая речь всегда организованна, выразительна, эмоциональна. 6. Праздник будет проведен успешно, если в нем будут заложены условия для непосредственного включения в действие тех, для кого организуется данное мероприятие. При составлении плана-сценария праздника необходимо соблюдать следующие пра- вила: • обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки; • предусмотреть чередование игр, соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным каналом и заданий, направленных на снятие напряжения; • чередовать массовые и индивидуальные игры и задания; • предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей; • использовать знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с добавлением новых атрибутов, музыки, персонажей. Таким образом, проведение праздника требует большой предварительной работы: постановки цели и задач праздника, эмоционального настроя, четкого распределения поручений, оформления зала, сцены, где будет проходить праздник, музыкального оформления, изготовления костюмов, приглашения гостей, составления программы праздника и др.
Источник: studfile.net
Игра и праздник в структуре досуговой программы
Сущность и виды игр. Одной из важнейших форм организации досуга, популярной как у детей, так и у взрослых, является игра. Это слово в русском языке чрезвычайно многозначно. Оно употребляется в значении развлечения, в переносном значении.
У древних греков понятие «игра» означало действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». В последствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг человеческих действий, с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой, доставляющих людям веселье и удовольствие. Итак, игра – это свободное проявление человеческой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически и морально.
В современной «Энциклопедии социологии» игра определяется как «разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и предоставляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей[22]». Действительно, игра – это форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе.
В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной игры. Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей.
Исследования этнографов дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. На ранних стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых.
Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, мотыжному земледелию привели к существенному изменению положения ребенка в обществе. Возникла потребность в специальной подготовке будущего охотника, скотовода и т.п. В связи с этим взрослые начали изготовлять орудия, являющиеся точной копией орудий взрослых, но меньшего размера, специально приспособленные для детей.
Возникли игры–упражнения. Детские орудия увеличивались вместе с ростом ребенка, постепенно приобретая все свойства орудий труда взрослых. Общество было чрезвычайно заинтересовано в подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда, и взрослые всячески содействовали играм-упражнениям детей, над которыми надстраивались игры-соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижений. В дальнейшем появилась сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок принимал на себя и выполнял роль соответственно каким-либо действиям взрослых. Дети, предоставленные самим себе, объединялись и организовывали свою особую игровую жизнь, воспроизводящую в основных чертах общественные отношения и трудовую деятельность взрослых
В современной человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
1. развлекательную – это основная функция игры (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
2. коммуникативную – освоение диалектики общения;
3. самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
4. игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
5. диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
6. функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
7. межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
8. социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Итак, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Существуют различные критерии классификации игр:
— по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические);
— по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);
— по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические и др.);
— по числу участников – одиночные, индивидуальные, парные, групповые, командные и массовые;
— по степени регулирования и управления – плановые (организованные менеджером), стихийные, экспромтные (спонтанные);
— по наличию аксессуаров игры – с предметами и без предметов, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.
Существует множество игр развивающего характера:
— развитию зрительного восприятия способствуют игры, требующие выбора предмета из группы предметов, отличающихся по внешнему виду, формулируемые по типу фразирования: «Чего не хватает?»;
— развитию слухового восприятия – игры на слуховое опознавание звучащего предмета при действии с ним, после прослушивания аудиозаписи голосов животных, различных шумов и т.п.;
— развитию тактильного (осязательного) восприятия – обследование различных предметов, живых объектов и опознание их на ощупь, идентификация по заданному признаку;
— развитию внимания – игры различительного характера на основании заданного признака, выбранного для данного предмета (по размеру, по пейзажному содержанию);
— развитию мыслительной деятельности – игры на классификацию резко отличающихся по своим признакам натуральных предметов, их выбор к драматизации басен и стихов;
— развитию пантомимических навыков – выполнение движений по заданной команде («замри», «зеркало», «угадай и повтори», «изобрази»).
Для каждого вида игр существуют особые методы их подготовки и проведения. В данном случае они будут рассмотрены на примере познавательной игры, направленной на обогащение интеллекта и осмысленно ориентированной на обучение.
Подготовка и проведение познавательной игры. Познавательная игра может быть посвящена любой теме, при этом считается, что лучшие из подобных мероприятий построены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют человека на овладение знаниями и умениями. Не секрет, что самыми прочными являются те знания, которые получены индивидом самостоятельно, после определенных усилий. Всевозможные «почему» и «как» ставят увлекательную задачу поиска ответов, заставляют размышлять, обращаться к дополнительной литературе, а это значит, что идет процесс интеллектуального развития и совершенствования.
При разработке познавательной игры необходимо иметь в виду:
— объем фактических знаний учащихся;
— сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом);
— уровень интеллектуального развития;
— тип внимания, памяти, темперамента;
Исходя из возрастных особенностей участников игры и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала (загадок, стихов, литературных произведений, исторических фактов, пословиц, поговорок, высказываний известный людей, картин художников и т.д.), который потом компонуется в блоки и одевается в «интересную форму». Все задания в блоках должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.
Организуя основную часть мероприятия, ведущий должен попытаться объединить слово, образ, показ, творческую деятельность, конкурсность.
Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:
1) игра должна содействовать сплочению коллектива;
2) иметь познавательное значение
3) создавать условия для творчества;
4) обеспечивать мыслительную активность участников
игры.
5) соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».
Полезную для организаторов досуга классификацию интеллектуальных игр предлагает Ю.В. Ганичев[24]:
Источник: cyberpedia.su
Виды игр и их классификация в педагогике
Детские игры — явление неоднородное. В силу многообразия этих игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации.
Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр согласно его классификации составляют «игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому же принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.
В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать пристальное внимание ученых. C.JI. Новиковой была разработана и представлена в программе «Истоки» новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип инициативы организатора (ребенка или взрослого).
Выделяется три класса игр.
1. Самостоятельные игры (игра-экспериментирование, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные).
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями (игры обучающие: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные; досуговые игры: игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные, или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).
Еще одну классификацию детским играм дал О.С. Газман. Он выделяет подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, дидактические игры, игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
На наш взгляд, наиболее развернутой и подробной является классификация игр С.А. Шмакова. За основу он взял человеческую деятельность и выделил следующие виды игр:
1. Физические и психологические игры и тренинги:
— двигательные (спортивные, подвижные, моторные);
— экспромтные игры и развлечения;
— лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческие игры:
— дидактические игры (учебно-предметные, обучающие, познавательные);
— игровые методы обучения.
3. Социальные игры:
— творческие сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы);
— деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).
Г. Крайгом описаны наиболее типичные детские игры.
Сенсорные игры. Цель — приобретение сенсорного опыта. Дети рассматривают предметы, играют песком и лепят куличики, плещутся в воде. Благодаря этому дети узнают о свойствах вещей. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.
Моторные игры. Цель — осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Дети бегают, прыгают, подолгу могут повторять одни и те же действия. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.
Игра-возня. Цель — физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. Дети любят потасовки, драки понарошку, прекрасно понимая разницу между настоящей дракой и дракой понарошку.
Языковые игры. Цель — структурирование своей жизни с помощью языка, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
Ролевые игры и имитации. Цель — знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети разыгрывают различные роли и ситуации: играют в дочки-матери, копируют родителей, изображают водителя. Они не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в «чистом виде» либо в сочетании с другими видами игр.
Д.Б. Эльконин выделил следующие функции игровой деятельности:
— средство развития мотивационно-потребностной сферы;
— средство развития умственных действий;
— средство развития произвольного поведения. Выделяются и такие функции игры, как обучающая, развивающая, релаксационная, психологическая, воспитательная.
Другие авторы считают, что игра выполняет следующие функции.
1. Функции самореализации ребенка. Игра является для ребенка полем, в котором он может реализовать себя как личность. Здесь важен сам процесс, а не результат игры, так как именно он является пространством для самореализации ребенка. Игра позволяет познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сформировать проект снятия конкретных жизненных затруднений. Она не только реализуется в рамках конкретной игровой площадки, но и включается в контекст опыта человечества, что позволяет детям познать и освоить культурную и социальную среды.
2. Коммуникативная функция. Игра — коммуникативная деятельность, осуществляемая по правилам. Она вводит ребенка в человеческие отношения. В ней формируются отношения, складывающиеся между играющими. Опыт, который ребенок получает в игре, обобщается и затем реализуется в реальном взаимодействии.
3. Диагностическая функция. Игра обладает предсказательностью, она более диагностична, чем любая другая деятельность, так как сама по себе есть поле детского самовыражения. Эта функция особенно важна, поскольку в работе с детьми трудноприменимы методы опроса, тесты. Более адекватным для них является создание игровых экспериментальных ситуаций. В игре ребенок выражается и выражает себя, поэтому, наблюдая за ней, можно увидеть характерные для него черты личности, особенности поведения.
4. Терапевтическая функция. Игра выступает как средство аутопсихотерапии ребенка. В игре ребенок может вернуться к травмирующим переживаниям своей жизни или к об стоятельствам, в которых он не достиг успеха, и в безопасной для себя обстановке заново проиграть то, что причинило ему боль, расстроило или напугало.
Дети сами используют игры как средство снятия страхов и эмоционального напряжения. Например, различные считалки, дразнилки, страшилки, с одной стороны, выступают носителями культурных традиций общества, с другой — являются мощным средством проявления эмоционального и физического напряжения. Оценивая терапевтическое значение детской игры, Д.Б. Эльконин писал: «Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которую получает ребенок в ролевой игре. Отношения, в которые игра ставит ребенка как со взрослым, так и со сверстником, отношения свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту».
5. Функция коррекции, которая близка к терапевтической функции. Одни авторы объединяют их, подчеркивая коррекционно-терапевтические возможности игровых методов, другие разделяют, рассматривая терапевтическую функцию игры как возможность достижения глубинных изменений в личности ребенка, а коррекционную — как трансформацию типов поведения и навыков взаимодействия. Наряду с обучением детей коммуникативным навыкам в игре можно формировать позитивное отношение ребенка к себе.
6. Развлекательная функция. Развлекательные возможности игры привлекают ребенка к участию в ней. Игра — тонко организованное культурное пространство ребенка, в котором он идет от развлечения к развитию. Игра как развлечение может способствовать крепкому здоровью, помогает устанавливать позитивные отношения между людьми, дает общую удовлетворенность жизнью, снимает психические перегрузки.
7. Функция реализации задач возраста. Дошкольнику и младшему школьнику игра создает возможности для эмоционального отреагирования трудностей. Для подростков игра является пространством построения отношений. Для старших школьников характерно восприятие игры как психологической возможности.
Наличие большого количества функций предполагает объективную необходимость включения игр и элементов игровой деятельности в учебный и внеучебный процессы. В настоящее время даже появилось целое направление в педагогической науке — игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом обучения и воспитания детей.
Источник: ped-kopilka.ru