Анимационная игра имеет свои особенности, но существуют общие педагогические требования к организации и проведению всех игр:
Игра не должна быть опасной, но не следует избегать и трудных элементов, связанных с проявлением смелости, решительности.
Игровой инвентарь, различные атрибуты и реквизит должен быть безопасен, удобен, гигиеничен.
В игре нельзя допускать эмоционального перенапряжения играющих и болельщиков, ибо игровые эмоции настолько возбуждают играющих, увлекают их, что они иногда не могут правильно оценить свои возможности и действия.
В игре важно умело и правильно распределить роли, как главные, так и второстепенные. При этом можно использовать следующие приемы:
а) выбор роли по принципу: кто кем хочет быть.
б) распределение ролей самим организатором.
в) жеребьевка, проводимая в виде считалок.
В процессе игры полезно менять роли участников, т.к. иногда постоянное исполнение той или иной роли воспитывает такие отрицательные качества, как зазнайство, чувство превосходства и др.
Анимация в PowerPoint за 3 минуты / MityaChannel
В командных играх необходимо следить за тем, чтобы команды были равны по силам.
Очень важно четко, правильно и грамотно объяснить правила и условия игры. Нужно объяснить по следующей схеме: название игры, роли играющих, ход игры, правила игры. Объяснение сопровождать показом или небольшой репетицией. Участники должны хорошо запомнить правила игры и не нарушать их.
Особое внимание необходимо уделить судейству игр. Судья обязан строго следить за точностью выполнения правил игры, чтобы не снизить воспитательного эффекта.
Очень важно правильно подвести итоги игры. Целесообразно привлекать к разбору игр самих играющих. Объективный анализ приучает к правильной оценке своих действий, повышает сознательную дисциплину.
Игровые знания должны быть посильны. Основа любой игры — преодоление препятствий в достижении цели. Следует помнить, что быстро наскучит игра, если победа в ней дается слишком легко или условия игры не выполнимы. Необходимо, чтобы все участники имели примерно одинаковую умственную и физическую нагрузку, иначе интересно к игре продает.
Задания должны быть последовательны и логичны. Необходимо учитывать характер предшествующих занятий и настроения играющих. Если это были занятия, требующие больших физических или умственных усилий, то нужна веселая, малоподвижная и несложная игра. Нагрузка в играх возрастает в соответствии с эмоциональным и физическим состоянием участников, связанным с соревнованиями и преодоление препятствий.
Подходы к организации и проведению детских игр
(С.А. Шмаков «Игры учащихся — феномен культуры» С.188-215)
Психолого-педагогические условия организации детских игр
Оправдано ли вмешательство в детскую игру? Правомерно ли говорить об организации, тем более руководстве, регуляции или даже управлении детскими играми? Возможно ли заранее предугадать результаты детской игры? Имеет ли право взрослый вмешиваться в игры детей? На любой из этих вопросов можно ответить «нет», можно — «да».
Как новичку разобраться в Blender (Часть 1)
…Самоценность игровой деятельности, как известно, означает, что она интересует играющих в силу привлекательности самого процесса деятельности. Она в том и проявляется, что разная деятельность рассматривается детьми часто практически как игра. Такое проникновение в деятельность, как в предмет игры, свойственно только детям.
В этом плане показателен известный пример Марка Твена с героем его популярной книги — Томом Сойером, который превратил принудительное крашение забора в коллективную игру своих сверстников. Школьник способен играть на лабораторном занятии по физике с техническими приборами, на уроке географии — с учебной картой, на сельхозработах — с орудиями и объектом труда. Ребенок способен играть с окружающей природой, играть любыми предметами, явлениями, если сам чувствует в этом потребность.
…Методика применима к играм, которые целенаправленно готовят и проводят взрослые или в которых взрослые участвуют осмысленно. Следует помнить, что единицей любой игры являются и абсолютно реальные отношения между играющими, равно как и абсолютно реальные, а не игрушечные переживания. Исследователь игр дошкольников А.П.
Усова заметила, что в игровой деятельности существуют реальные общественные отношения, что эти отношения — главное, что создается в процессе игры. Но реальные отношения, зависящие от уровня общественного развития детей, не всегда совпадают с отношениями, которые дети изображают, особенно в ролевых играх. Чем более игра дидактизирована, тем более скрыты истинные отношения. Не случайно К.Д. Ушинский заметил, что ребенок не играет тогда, когда его занимают игрой, и тогда, когда его заставляют играть.
Игра теряет свою специфику как форму детской самодеятельности и превращается в типичные, хотя в чем-то и своеобразные, занятия, если воспитатель, злоупотребляя дидактическими задачами, переносит методы дидактики в ткань игры, регламентируя детей на каждом этапе их игрового действия, нарушает партнерство, заранее распределяет роли, активно вмешивается в игровой процесс и т.п.
Организатор игры — воспитатель, способный регулировать игровые процессы, выходит на реальный опыт индивидуальных или коллективных переживаний, на врожденный демократизм детей, на их способность или неспособность проявления организаторских данных, личную инициативу, умение сдерживать свои эгоистические порывы, уступать партнерам по игре, на самообладание, солидарность, ответственность за свои действия и действия товарищей и т.д. и т.п. Взрослый как организатор игр детей — это объективно организатор радости ребенка, в которой последний всегда становится совершенней. Значит, руководство игрой прежде всего есть управление отношением детей к действительности.
Роли, позиции, статус взрослых в играх детей.Единой универсальной роли взрослого в игре не существует хотя бы потому, что дети не каждого взрослого пускают в свои игры. Позволим себе вычленить несколько типовых ролей и позиций. С точки зрения оценки игры как таковой взрослые способны занимать следующие позиции:
рестриктивную, которая вытекает из консервативно-охранительной установки «как бы чего не вышло», из желания оградить себя и детей от нежелательных последствий непредсказуемости игр и стремления взрослых сохранить власть над детьми;
пермиссивную позицию, которая вытекает из ложных представлений о свободах ребенка, из стремления жить с детьми бесконфликтно, подкупить их или откупиться от них; позицию пассивного нейтралитета, которая вызывается индифферентным отношением к детям и пониманием игры как «второстепенного» явления их жизни; позицию «разумной середины», означающую поиск оптимума участия взрослого в игре;
позицию активного участия в игре взрослого в разных ролях.
Такие роли могут иметь следующие назначения: прямой руководитель и организатор игры (лидер). Выше мы рассматривали понятие «ведущий» игру. Прямой руководитель может быть ведущим игру, если его в этой роли принимают дети.
Напоминаем: ведущий — это тот, кто ведет игру, значит, разъясняет ее правила, распределяет (или участвует) роли, готовит все, что необходимо для игры, и т.д.;
один из руководителей игры, отвечающий за какую-то ее часть или выполняющий одну из ведущих ролей;
косвенный руководитель игры через помощников (взрослых или детей);
включенная роль (консультант, эксперт);
оценочная роль (арбитр, судья, член жюри);
нейтральная роль (наблюдатель со стороны, не вмешивающийся в игру);
исследовательская роль (экспериментатор, диагностик).
Главный статус любого взрослого в детской игре — партнер, значит, прямой или косвенный участник по отношению к играющим — детям. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия воспитателей и воспитанников, выводит на истинное сотрудничество, на «субъект-субъектные» способы взаимодействия, на партнерство.
Задача состоит в том, чтобы через установление эмпатии учителя и ученика, воспитателя и воспитанника вернуть детям через мир игры духовные богатства окружающего мира. Роли, принимаемые взрослым в играх детей, легче реализуются в случаях сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов игры.
Взрослый — участник игры, если он ее использует целенаправленно, осуществляет методическое руководство ею. Это деятельность, регулирующая способы осуществления практической педагогической деятельности с целью обеспечения играющих ведущими идеями и достижениями теории, методики и практики. Организатор игры как методист определяет цели и задачи игры или игрового комплекса, уточняет пути и способы их решения, намечает этапы игры и порядок ее организации, критерии и показатели ее результативности, выявляет методические ошибки, осуществляет методическую коррекцию.
Условия, способствующие эффективности руководства детскими играми.Хотим еще раз подчеркнуть: воспитатель в игре проверяет, испытывает и одновременно активно развивает многие духовные начала детей — терпимость, сыгранность, совместимость, взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, упорство, волю и т.п.
Выявляет в играх физические показатели совершенства человека — выносливость, быстроту, силу, ловкость, точность, реактивность, координацию и т.п. Наконец, воспитатель проверяет у детей через игру способность переносить лишения, неудачи, поражения.
Воспитатель в игре успокаивает, реабилитирует, одобряет, воодушевляет детей, дает им отдых как переключение с деятельности на деятельность. Игра эгоцентрична, в ней ребенок обозначает свою позицию, характеризующуюся фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и на отсутствии ориентированности на внешние воздействия других людей. Но сосредоточение на собственном «я» не означает, что присутствие в игре других ему безразлично, особенно участие в ней взрослых. … Исследования игры и места ребенка в ней показывают, что преодоление эгоцентризма формирует у детей желание ставить себя на место других людей и оценивать свое место в играх с точки зрения партнеров. Для этого поведение взрослых должно быть конгениальным, т.е. очень близким по духу, образу мыслей, по дарованию.
Сущность педагогического влияния на детские игры заключается не столько в непосредственном вмешательстве воспитателя в игру, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре. Что это за условия?
Второе. Конструктивная основа любой игры — это преодоление препятствий в достижении игровой цели, даже если эти препятствия создаются самим ребенком в ходе развития игры. Детям наскучит игра, если игровые результаты даются очень легко. Вряд ли мальчики будут долго играть в футбол с противником, который заведомо слабый.
Игрок в шахматы после первой партии остановит ее, понимая, что его соперник совсем не умеет играть или играет очень плохо. Активные натуры не довольствуются лишь установлением внешних связей в игре, подражанием увлекающих их ситуаций. Детям необходимы трудности и препятствия в играх, нужные для того, чтобы, преодолевая их, дать выход энергии. Недаром при распределении ролей все рвутся получить самые «трудные», дающие возможность активного действия.
Третье. В основе многих игр лежит соревнование, состязание, соперничество. Состязание придает игре движение, дает толчок к развитию принятых игровых ролей. Соревнование необходимо для выяснения результата игры, для подведения итогов. Элемент соревнования пробуждает у детей смекалку,, нацеливает их на творчество. Состязание — внутренняя пружина многих игр.
Соревнование как условие детских игр имеет два аспекта: один ребенок выступает против многих, небольшая группа — против большой, сражаются равные по количеству и силам команды, группы. Это требует, чтобы у играющих были примерно одинаковые умственная и физическая подготовка, иначе интерес к игре быстро гаснет.
Четвертое. Дети должны быть свободны от сильных переживаний и побуждений, не связанных с игрой. Выбирая отрезок времени для проведения игры, надо обязательно выяснить, не попадает ли на это же время воздействие более сильное, чем игра.
Попытка провести соревнование по русской лапте в одной из школ окончилась неудачей потому, что в этот час по телевидению шел венгерский кинобоевик «Капитан Тенкеш». Военная игра в лагере была сорвана, «часовые» убежали со своих постов, так как к ребятам в гости приехали родители. Нецелесообразно проводить игру тогда, когда над ней висит временной «потолок». Естественно, если игры дают сильный педагогический эффект, следует продлить время их проведения. Там, где проводится игра, нежелательно наличие отвлекающих факторов.
Пятое. Игра не должна превалировать над иной, ведущей на определенном возрастном этапе деятельностью. Необходима педагогическая пропорция разной деятельности. Безусловно, игра ярче и притягательнее для детей, чем, к примеру, учение или общественно-полезный труд. Они не знают в играх чувства меры, увлекаются ими чрезмерно.
Будучи, с одной стороны, предварительной, подготовительной, упражняющей по отношению к учению и труду, с другой, весьма важной стороны, игра является деятельностью автономной, завершающей, эстетически и практически наиболее развитой. С игрою порой трудно конкурировать обязательной, «обезволшебленной» деятельности, смоделированной педагогами эмоционально невыразительно, не в соответствии с психикой ребенка. Игры прошли более длительный путь шлифовки в сравнении с иными формами современной деятельности детей, но в регламенте их жизни должны занимать не самодовлеющее место.
Седьмое условие заключается в правильном оборудовании и оснащении игры необходимыми предметами, игрушками, игровыми атрибутами. Есть игры, построенные на применении разнообразных специальных предметов: шаров, мячей, домино, карточек, кубиков и т.п. — и обычных предметов: бумаги, карандашей, картона и пр.
Каждая игра предусматривает минимум оборудования, соответствующего этой игре, т.е. отвечающего требованиям игры. … Дети иногда «модернизируют», а точнее, упрощают отдельные игровые предметы в связи с отсутствием необходимого инвентаря, это снижает качество игры, а некоторые ребята отказываются участвовать в ней. Маленькие дети менее требовательны к игровому инвентарю, чем старшие. Они вместо футбольного могут пинать тряпичный мячик, довольствоваться палочками вместо клюшек. У старших более сильное стремление пользоваться в играх настоящими предметами: винтовками, биноклями, шлюпками, полевыми картами и т.п. Наличие игрового инвентаря делает игру более доступной, осмысленной.
Источник: studfile.net
Игра в анимационной программе: сущность игры.
Для того чтобы обратиться к игре в структуре анимационной программы, необходимо оговорить ряд связанных с этим понятием моментов. Сущностью игры является то, что она есть не обычная, реальная жизнь, а представляет собой условность, выход в сферу деятельности совершенно специфического характера. Игра — это свободное проявление человеческой деятельности.
Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, не может называться игрой. Например, выступления профессиональных артистов или спортсменов — это их трудовая деятельность и с сущностным пониманием игры никак не связана.
Потребность в игре возникает как потребность в развлечении, удовольствии и бывает только на досуге. Поэтому ее нельзя связывать и с культурной функцией, такой, например, как обряд, ритуал, церемония, так как в этом случае она окажется в ситуации долженствования, обязанности. Даже дети, для которых игра — основной вид деятельности, прекрасно осознают ее условность.
Примером может быть эпизод, описанный английским ученым Йоханом Гонзегой. Четырехлетний мальчик сидел на первом из поставленных друг за другом стульев, играя в поезд. Когда подошел отец и обнял сына, тот сказал: «Не целуй мотор, папа, а то вагоны подумают, что они не настоящие».
Цели, которые преследует игра, которым она служит, лежат вне непосредственных материальных интересов и индивидуальных биологических потребностей. У древних греков игра обозначала забавы детей, у евреев — соответствовала понятиям шутки и смеха, у римлян — радости и веселья, у древних германцев — плавному движению, доставляющему удовольствие.
В английском языке вообще существуют два понятия: play — игровое действие и game — игра по четким правилам. Итак, с понятие «игра» связаны свобода жизнепроявления, потребность в развлечении, в получении удовольствия, шутки и смех. И все это лишено внешнего навязывания и долженствования. Такие сущностные особенности игры роднят ее с анимационной деятельностью, но не тождественны ей.
Слово «играть» употребляется в нескольких значениях: притворства и раздражающего действия; занимать какое-либо положение или обращаться с чем-либо легкомысленно; проявляться особом блеске, т.е; слова «игра» и «играть» употребляются в русском языке в прямом и переносном смыслах. В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (детская игра), атиро (игра-забава, пустое развлечение), агон (соревнование, состязание, поединок). В санскрите существует пять значений игры: игра детей; игра-представление; игра-шутка, фокусы; игра как притворство; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений. В русском энциклопедическом словаре XIX в. к играм относятся хороводы, спортивные состязания, конские ристалища, демонстрацию зверей в цирке.
Для понимания игры необходимо различать ее субъективное и объективное значение. Игра — это школа общения, особая модель поведения, неотъемлемая часть жизни, непринужденная деятельность в воображаемой ситуации.
Игра в анимационной программе: структура игры.
В структуру игры входят:
· роли, взятые на себя играющими;
· игровые действия, как средства реализации этих ролей;
· игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
· реальные отношения между играющими;
Игра в анимационной программе: основные функции игры.
Коммуникативная — игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты.
Деятельностная — выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром.
Компенсаторная — восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки.
Воспитательная — организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение.
Педагогическая, дидактическая — развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности).
Прогнозирующая — предсказывающая, экспериментирующая.
Моделирующая — связывающая действительность с нереальным.
Развлекательная — создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение.
Релаксационная — снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему.
Психотехническая — перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации.
Развивающая — корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 1868 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Игра как эффективная форма анимационной деятельности
Цель курсовой работы — изучить игру как эффективную форму анимационной деятельности.
Данная цель включает в себя решение следующих задач:
— раскрыть понятие и сущность анимации;
— представить основные направления и формы организации анимационной деятельности;
— изучить классификацию игр: психологические, народные игры, игры на развитие логического мышления;
— изучить международный опыт игровой деятельности на основе анимации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
5
1.1 Понятие и сущность анимации……………………………………………
5
1.2 Основные направления и формы организации анимационной деятельности ……………………………………………………………………
10
2 АНАЛИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ В АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИЗМА ………..………………………………………………………………
18
2.1 Существующие игровые формы в анимации …. …………………………
18
2.2 Мониторинг методов построения анимационных мероприятий и оценка значений и перспектив анимационной деятельности в туризме……..……….
24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………
Файлы: 1 файл
К шоу-играм относятся конкурсы и викторины, которые в свою очередь также делятся на разные категории.
Конкурс — относительно интеллектуальная игра, построенная на вопросах и ответах. В игровом контексте конкурсы делятся по возрастному принципу на три категории: для людей среднего и старшего возраста, молодежной аудитории и школьников. Соответственно этому выбираются темы, определяется степень интеллектуальной нагрузки.
Конкурсы для школьников строятся по облегченной программе, но и они содержат большой объем познавательного материала. Конкурсы для самых маленьких строятся с учетом их интересов. В качестве вопросов включаются отрывки из фильмов, зарисовки, мультипликации. Молодежные конкурсы учитывают характер аудитории. Для участников среднего и старшего возраста используется четкое разграничение по тематическому признаку: литературные, исторические и др.
Викторина — интеллектуальная игра, где на вопросы могут отвечать несколько человек (команд). Вопросы викторин содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников (семейные, для индивидуалов, групповые), тематике (музыкальные, литературные и др.).
Бывают викторины и профессиональные (предполагающие наличие у участников глубоких знаний в области техники, экономики, других отраслей науки и производства)
Психолого-педагогические возможности игры. Виды психологических игр.
Большая психологическая игра — это целостное, законченное, совершенно самостоятельное действие, достаточно продолжительное по времени и имеющее внутреннюю систему целей и правил. Эта игра позволяет участникам получить ценный опыт для их реальной жизни. Большая психологически и игра принципиально отличается от других видов игры Том, что для своих участников она выступает как деятельность, захватывает человека целиком, т. е. это единство мыслей, чувств и движений, это гармоничная жизнь в образе, роли, ситуации, мире.
Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Она является психологическим экспериментом, который ставит сам на себе каждый участник. Его результаты не всегда предсказуемы, более того — чаще всего неожиданны. Многие факторы создают вокруг психологических игр ауру привлекательности и вместе с тем серьезную проблему — надо знать Психологический уровень игрока (туриста), а для этого необходим профессионал, высококвалифицированный ведущий — аниматор.
Игра как психологический метод может быть использована для того, чтобы научить туристов:
— жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;
— быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;
— осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов [13, с. 124].
Заключая, отметим, что задачей анимационной деятельности в процессе игры на отдыхе является создание условий для формирования у всех участников субъективной позиции по отношению к другим людям и к своей жизни.
Игра рассматривается с нескольких позиций: с позиции философии, социологии, психологии, педагогики и даже биологии. В Педагогическом энциклопедическом словаре предлагается такое определение игры: «. это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности» [14, с. 248].
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В нем и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Высокая эффективность игрового метода обучения объясняется также высоким уровнем запоминания происходящих во время игры событий. Это соответствует результатам психологических исследований, согласно которым у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.
Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены и характеризоваться учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях происходит по следующим направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая структура использования игры в образовательном процессе представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 — Дидактическая структура использования игры в образовательном процессе [11, с. 100]
Рассматривая дидактическую структуру игры в образовательном процессе, мы обращаем внимание на наличие результата, который необходимо достигнуть. Игры помогают развить коммуникативные качества, коммуникативную компетенцию, воссоздать и усвоить общественный опыт, в котором складывается и совершенствуется самоуправление личности. Коммуникативная компетенция включает профессиональную компетенцию, социокультурные знания. Под профессиональной компетенцией подразумевается умение воспользоваться приобретенными знаниями и навыками для достижения поставленных целей и результатов в профессиональной сфере деятельности.
Таким образом, по результатам вышеизложенного можно сделать вывод, что природа игры определяется по четырем аспектам. С позиции игры как психофизической интеллектуально-творческой и социальной деятельности выделаются следующие ее виды: физические и психологические игры и тренинги; интеллектуально-творческие игры; социальные игры; комплексные игры; шоу-игры. Выделяются следующие компоненты игровой технологии: мотивационный, ориентационный, целевой, содержательно-операционный, целостно-волевой, оценочный.
2.2 Мониторинг методов построения анимационных мероприятий и оценка значений и перспектив анимационной деятельности в туризме
Инициативная группа специалистов аниматоров при разработке анимационных мероприятий должна учесть следующую последовательность действий:
— определение периодичности использования анимационной программы;
— выявление основной задачи мероприятия;
— определение актуальности анимационной программы;
— выбор места проведения анимационного мероприятия;
— подбор состава участников программы;
— разработка основной формы построения анимационной программы, общей композиции;
— определение характера участия зрителей, их роли, степени удовлетворения интересов.
Задача сценариста — предложить публике такие условия анимационной программы, которые помогли бы раскрытию основной темы мероприятия. В сценарии следует точно передать, что должно происходить и в какой последовательности. Каждый участник должен знать, в какое время он задействован. Для этого требуются предварительные репетиции.
Конферансье, массовик или аниматор чередуют номера анимационной программы с веселыми играми. Для реализации анимационных программ используются следующие методы.
Метод игры и игрового тренинга. Игра — самостоятельный и законный вид деятельности, равноправный со всеми иными. Игра многократно повторяется в жизни и становится ее воспитательным тренингом.
Игры используются также в дополнение к основной анимационной программе как развлекательная форма, активизирующая туристов, выводящая их из пассивного созерцания театрализованного мероприятия. Анимация это не «развлечение» туристов, а раскрытие творческого потенциала каждого из них. Использование игры обращено к этому потенциалу.
Игра понятна и близка, в ней туристы выражают свою оригинальную сущность, неподражаемую индивидуальность. Игрою легко выверить симпатии и антипатии туристов, их выбор, предпочтения в среде отдыхающих («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания, интеллектуальные силы, эрудицию (викторины, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «КВН» и др.), показывают уровень организаторских и физических способностей туристов: ум, ловкость, силу, выносливость, координацию.
Метод театрализации. Культурный досуг туристов имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Этот метод реализуется через костюмирование, особый язык общения, обряды, ритуалы, традиции, разнообразные сюжеты жизни.
Метод состязания. Состязание помогает развить творческие силы, стимулирует стремление к поиску, открытию, достижению побед над собой.
Метод равноправного духовного контакта основан на демократическом и гуманизированном общении.
Метод воспитывающих ситуаций. Моделируемые ситуации могут быть самыми различными и могут быть ориентированы на самореализацию, успех, неудачу, доверие, недоверие.
Метод импровизации. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Жизнь туристов наполнена импровизацией. Она выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение творческого успеха.
Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты [13, с. 127].
Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
— организационная — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
— инструкторско-методическая — создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
— режиссерская — распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;
— техническая — подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Схема взаимодействия между аниматором и туристом представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 — Схема «Аниматор-турист» [14, с. 251]
Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность — это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.
Источник: www.yaneuch.ru