Функции федеральных целевых программ

Ресурсное обеспечение ФЦП осуществляется с использованием форм финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации, а также за счёт собственных средств этих бюджетов, поэтому целесообразно привести классическую схему бюджетной системы.

Бюджетная система современной России состоит из трёх звеньев: федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Встречаемые понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований», «бюджеты местных органов самоуправления» рассматриваются как синонимы. Такое разделение определено Бюджетным кодексом, принятым в 1998 году и вступившим в силу с 1 января 2000 года.

В рис.7.2. представлена структура консолидированного бюджета РФ, являющаяся сводом бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Следует отметить, что консолидированный бюджет несёт определённую правовую нагрузку, так как является обязательным для исполнения субъектами бюджетного процесса. Кроме того, он широко используется в процессе сводного планирования, отчётности, анализа.

Лекция 9. Целевые функции

Как следует из Бюджетного кодекса РФ, одним из определяющих принципов организации бюджетной системы, является принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, который состоит в закреплении соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Законодатель жёстко разграничил расходы по уровням бюджетной системы следующим образом:

расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета; расходы, совместно финансируемые из бюджетов всех уровней; расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ; расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Знание базовых принципов бюджетного устройства и межбюджетных отношений необходимо для построения эффективной модели организации медицинской помощи в регионе в вертикальном и горизонтальном направлениях, особенно при реализации ключевых задач, финансируемых Правительством Российской Федерации в том числе посредством целевых программ.

Целевые программы федерального и регионального уровня обязательно должны строиться на принципах, вытекающих из современного состояния и устройства бюджетной системы, к числу которых могут быть отнесены следующие:

— необходимо разграничить ответственность и полномочия между всеми органами власти;

— программные мероприятия должны носить уникальный характер;

— нормативно-правовую базу следует строить на принципах единства;

— должны быть соблюдены экономические интересы всех участников государственных программ;

— целевые программы должны носить инновационно-инвестиционный характер;

Согласно принципу разграничения полномочий и ответственности между органами власти, следует детализировать степень участия в программах каждого из заинтересованных ведомств. Полномочия определяются как для государственного заказчика целевой программы, так и для органов государственной власти многоуровневой бюджетной системы, осуществляющей разработку, утверждение проекта целевой программы, ее реализацию и финансовое обеспечение.

Физическое развитие ФОП ДО 2023 02 01 целевой раздел

Принцип уникальности задач указывает на недопустимость дублирования мероприятий в рамках всей системы целевых программ, что приведёт к излишнему финансированию бюджетных средств. При соблюдении этого принципа, создание новых программ с аналогичными провозглашенными целями будут невозможны. Эта мера исключит возможность обеспечения реализации однородных по своему содержанию мероприятий одним государственным заказчиком.

Из принципа единства нормативно-правовой базы следует, что для всей системы целевых программ будут действовать единые стандарты для оценки задач и результатов программных мероприятий, будет общая правовая основа, общие типовые процедуры привлечения средств внебюджетных источников.

Важно, чтобы этот принцип соблюдался в процессе преобразования программ (федеральная – региональная — ведомственная).

В рыночной экономике повсеместно действует принцип соблюдения экономических интересов, что не должно являться исключением в процессе осуществления государственных инвестиций. Все стейкхолдеры (участники) государственных целевых программ имеют право рассчитывать на получение различных видов эффектов в зависимости от своего бизнеса: экономического, социального, бюджетного. Так, объединяя свои финансовые и материальные ресурсы, федеральные и региональные органы власти, коммерческие организации достигают целей, обозначенных в госпрограмме.

Читайте также:
Это программа заблокирована из за проблем совместимости

Принцип инновационно-инвестиционной ориентации свидетельствует о

том, что в состав проблем, решаемых программным способом, включаются задачи преимущественно инвестиционной направленности развития наукоемких производств. Бюджетные расходы в этом случае выступают стимулом экономического роста, как отдельных территорий, так и страны в целом за счет использования передовой техники и современных технологий. Так, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.» составляет 2704,5 млн.руб.

или 10,3% от запланированных затрат федерального бюджета на реализацию программы.

Целевые программы должны быть взаимосвязаны с приоритетами государственной политики. Это достигается при соблюдении принципа актуальности и своевременности бюджетных расходов. Целевые программы концентрируют финансовые ресурсы на объектах, имеющих стратегическое государственное значение.

Все принципы должны выполняться одновременно и комплексно, что является важным условием повышения эффективности управления государственными расходами.

Задача данного раздела исследования состоит в том, чтобы показать, в какую сторону происходит перераспределение средств бюджетов различных уровней подчинения при проведении мероприятий ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах» в здравоохранении Вологодской области.

Финансирование программы на территории Вологодской области производится в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 09 сентября 2008г. №177 «О долгосрочной целевой программе

«Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012годах».

Ключевым организационным мероприятием ФЦП, курируемым Департаментом здравоохранения Вологодской области, является создание травматологического центра первого уровня, организованного на базе ГУЗ

«Вологодская областная больница №1».

Консолидированный бюджет Российской

Консолидированные бюджеты субъектов РФ (бюджет Вологодской области)

Областной бюджет (в т.ч. бюджет Департамента здравоохранения Вологодской области)

Территориаль ные бюджеты субъектов РФ

Бюджеты городов областного подчинения

(бюджет города Вологды)

Бюджеты районов области

(в т.ч. бюджеты центральных

Бюджеты городов районного подчинения

Сельские, поселковые и др.бюджеты муниципальных образований

Рисунок 7.2- Структура консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы на примере региональной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг» на территории Вологодской области

По нашим данным, полученным в соавторстве с Джеджелава Е.И., Вишняковым Н.И, Мартыновой Н.А.(2011г.), принципиальным условием создания данного центра именно на базе ЛПУ областного подчинения, входящего в структуру субъекта Российской Федерации, является выполнение условия второго этапа бюджетной реформы, а именно четкое разграничение полномочий публично-правовых образований на федеральном, региональном и местном уровне по формированию расходов бюджетов.

В период действия ФЦП, впрочем, как и до начала реализации программы, оказание необходимой медицинской помощи помимо (ВОБ №1) производилось силами центральных районных (городских) больниц, территориально расположенных вдоль трассы М8: ЦБ Грязовецкого муниципального округа, Сямженская ЦРБ, Верховажская ЦРБ, Сокольская ЦРБ.

На примере предыдущего временного отрезка (2008-2009гг) проведём анализ объёмов и структуры расходов ЛПУ по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

В таблице 7.1. представлены показатели работы стационаров, оказывающих помощь при дорожно-транспортных происшествиях на территории Вологодской области за 2008-2009гг.

По нашим данным, полученным в соавторстве с Джеджелава Е.И., Вишняковым Н.И., Мартыновой Н.А.(2012г.) соотношение основных показателей, характеризующих объёмы и стоимость лечебной помощи пострадавшим от дорожно-транспортных происшествий в лечебных учреждениях муниципального (городского) подчинения по отношению к ВОБ №1, финансируемой за счёт бюджета субъекта РФ распределяется следующим образом:

— количество пролеченных больных, пострадавших в ДТП (в %):

за 2008 год — 78:22

за 2009 год — 78:22

— общая стоимость лечения этих пациентов (в %):

Читайте также:
Не удаляется программа на андроиде что делать

за 2008 год — 59:41

за 2009 год — 65:35.

Таким образом, основная тяжесть лечебных мероприятий, их финансирование, приходится на ЛПУ, относящиеся к учреждениям второго этапа оказания медицинской помощи.

По нашим данным, полученным в соавторстве с Красильниковым С.В., Вишняковым Н.И., Мартыновой Н.А., Ермолиной Т.А (2012г.) инфраструктура и материально-техническая база центральных районных (городских) больниц недостаточна для оказания квалифицированной помощи больным с сочетанными, множественными травмами. Анализ рентгенологического оборудования, имеющегося на сегодня в Грязовецкой ЦГБ, Сямженской ЦРБ, Верховажской ЦРБ показал, что на балансе этих больниц числятся рентгенологические установки, приобретённые в период с 1986 по 2002 год со 100% износом. Только Сокольская ЦРБ оснащена рентгено-диагностическим оборудованием, приобретённым в период с 2005 по 2009 годы. Переоснащение этих лечебных учреждений возможно при наличии достаточных денежных средств в соответствующих органах местного самоуправления, испытывающих в настоящее время бюджетный дефицит. Очевидно, что больницам этого уровня невозможно

реализовать медицинскую помощь при сложных ДТП без дополнительного финансирования из других источников, в том числе государственных программ.

В результате развёртывания крупного травмацентра на базе многопрофильного учреждения областного подчинения, финансовые потоки распределятся в пользу Вологодской областной больницы, где пациенты будут гарантированно обеспечены квалифицированной медицинской помощью на всех этапах лечения. Кроме того, органами Росфиннадзора, Минздравсоцразвития и непосредственно департаментом здравоохранения Вологодской области на постоянной основе предполагается обеспечение контроля за целевым использованием денежных средств федерального бюджета, полученные из регионального фонда софинансирования социальных расходов (РФССР).

Источник: scicenter.online

33. Федеральные целевые программы в современной практике государственного управления

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

34. Региональная политика в рф: основные понятия, цели и принципы.

Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Читайте также:
Каким образом можно создать бесконечную программу

Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

— последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

— учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;

— повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Региональная политика государства — целевые действия государства, направленные на сбалансирование условий деятельности регионов и их результатов, повышение эффективности использования совокупных региональных ресурсов и возможностей, создание условий для повышения эффективности деятельности отдельных регионов.

Источник: studfile.net

Причины, процесс формирования и контроль реализации федеральных целевых программ

В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» именно на правительство, как на высший орган исполнительной власти, возложены обязанности по формированию и обеспечению реализации федеральных целевых программ.

· Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с Российской Стороны государственным заказчиком целевой программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.

· целевая программа состоит из следующих разделов:

ü характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

ü основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;

ü мероприятия целевой программы;

ü обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

ü механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;

ü оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик целевой программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения. Кроме того, контроль за ходом реализации целевой программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием представителей государственного заказчика, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

До начала реализации целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы утверждает и представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации и Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (если целевая программа направлена на обеспечение обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:

ü порядок формирования организационно-финансового плана реализации целевой программы;

ü механизмы корректировки мероприятий целевой программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации целевой программы;

ü процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации целевой программы,

мероприятиях целевой программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Реализация целевой программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, заключаемых государственным заказчиком программы со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и поставщика по обеспечению федеральных государственных нужд, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе предусматривает осуществление государственным заказчиком контроля за ходом работ по выполнению государственного контракта.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru