Фундаментальная программа что это

Вопрос 13. Программа фундаментального социологического исследования

Фундаментальным называется социологическое исследование, цель которого – приращение нового знания. В исследованиях такого типа осуществляется эмпирическая проверка теоретической гипотезы, выдвинутой на первом этапе исследования.

В фундаментальном исследовании значительное внимание уделяется написание программы исследования, кр. представляет собой документ, содержащий концептуальный (теоретический) подход исследователя к изучаемой проблеме, а также описание способов эмпирической проверки выдвинутой в рамках концепции теории. Программа такого типа исследования, как правило, тщательно прорабатывается во всех своих структурных элементах – ее качество, особенно качество измерительных процедур, во многом определяет качество результатов исследования. Здесь больше, чем в конкретно-социологическом исследовании, уделяется внимания интерпретации и операционализации понятий.

Программа имеет следующую структуру:

Фундаментальная Ошибка Новичков в Программе Тренировок

1. Методологическая часть:

ü Описание (обоснование) проблемной ситуации;

ü Цели и задачи исследования;

ü Предмет исследования;

ü Объект исследования;

ü Системный анализ объекта исследования;

ü Теоретическая и эмпирическая интерпретация основных понятий исследования;

ü Гипотезы исследования;

2. Методическая (процедурная) часть:

ü Обоснование и расчет выборки исследования;

ü Принципиальный стратегический план исследования;

ü Обоснование выбора методов сбора социологической информации, обработки этой информации.

Итогом фундаментального исследования выступает научный отчет или научная статья. В отчете значительное внимание уделяется обоснованию методологических подходов к изучаемому явлению, методик и конкретных измерительных процедур, расчету и обоснованию выборки исследования, а также способов анализа данных. В итоге мы подтверждаем/опровергаем теорию, создаём инструментарий (шкала Лайкерта).

Источник: studopedia.ru

Заместитель президента РАН: «Ученому все равно, из какого кошелька поступают деньги»

Для чего нужна программа фундаментальных научных исследований, как будут распределяться деньги на фундаментальную науку и когда документ будет представлен общественности, в интервью Indicator.Ru рассказал заместитель президента Российской академии наук, член-корреспондент РАН Владимир Иванов. — Расскажите про программу фундаментальных научных исследований на долгосрочный период? Как в ней участвует РАН?

— В настоящее время система организации фундаментальных научных исследований выглядит следующим образом. В состав Государственной программы развития науки и технологий (ГПРНТ) входит подпрограмма «Фундаментальные научные исследования в Российской Федерации», которая по замыслу должна обеспечить координацию всей фундаментальной науки в стране. Руководство этой программой осуществляет координационный совет, возглавляемый министром образования и науки и президентом РАН. Сопровождение этой программы и работу координационного совета обеспечивает соответствующий департамент Минобрнауки России.

Наука фундаментальная и прикладная: в чем отличие? — Блоги ONLINE.UA

Также правительство утвердило Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук (ПФНИ ГАН) на 2013-2020 годы, в рамках которой осуществляется основной объем фундаментальных научных исследований в стране. ПФНИ ГАН является логическим продолжением программы, начатой в 2008 году.

Она сформирована на основе Плана фундаментальных исследований РАН на период до 2025 года. Управление [программой] осуществляет Координационный совет, возглавляемый президентом РАН. В его состав входят руководители государственных академий наук, отделений РАН, ведущих университетов, НИЦ, наукоемких госкорпораций (Росатом, Ростех, Роскосмос, Роснано).

За работу этого совета отвечает президиум РАН. Совет регулярно работает, ежегодно в правительство представляются отчеты о ходе реализации программы. Информация размещается на сайте РАН. Федеральным Законом 253-ФЗ «О Российской академии наук…» срок действия этой программы установлен до 2020 года включительно.

В сложившейся конфигурации академические институты, отраслевые научные организации и университеты действуют независимо, единая система направлений исследований отсутствует, в целом система организации фундаментальных научных исследований оказалась дезинтегрирована. Это сильно ударило по вузовскому сектору науки, поскольку ослабление связей с академическими институтами сыграло отрицательную роль в развитии науки в университетах, что косвенно подтверждается результатами реализации проекта по продвижению российских университетов в международные рейтинги. При этом отметим, что формальные библиометрические показатели не дают реальной картины состояния науки ни в целом, ни в ее отдельных секторах.

Такой ситуации в немалой степени способствовало принятие в 2013 году федерального закона №253-ФЗ «О Российской академии наук…», который решил некоторые имущественные вопросы, но разрушил системность и целостной организации фундаментальных научных исследований. С учетом того, что переходный период трансформаций академического сектора науки завершен, как это и предусмотрено законом, требуется переход к следующему этапу реформ, в ходе которого должна быть восстановлена целостность системы фундаментальных исследований. Система управления научными исследованиями и их координации должна быть модернизирована, исходя из новых условий работы, принятых стратегических документов, конфигурации системы управления наукой, определенной в недавних указах Президента Российской Федерации. Сейчас идет формирование межведомственного координационного совета в структуре Совета по науке и образованию при Президенте РФ, на который возлагаются функции по координации научных исследований по приоритетным направлениям. Это же касается и фундаментальной науки.

В разработанном Минобрнауки России и представленном на общественное обсуждение проекте Программы научно-технологического развития участие РАН в управлении фундаментальными научными исследованиями не предусмотрено. Иначе говоря, эта программа построена в логике Минобрнауки 2012 года, когда был поставлен вопрос о ликвидации РАН. Очевидно, что такой подход недопустим в принципе, не говоря уже о том, что он в корне противоречит и принятым стратегическим документам, и прямым указаниям Президента Российской Федерации В.В. Путина, данным им в ходе встреч с представителями Академии в мае-сентябре текущего года.

Представляется, что главная задача сейчас — восстановить единую систему организации фундаментальных исследований в стране под руководством ученых, как это принято во всем мире. Программа должна стать таким инструментом. — Когда она будет разработана и согласована?

— Тут сложно говорить, но, если у нас все пойдет более-менее нормально, к лету 2018 года мы сможем ее представить вместе с Минобрнауки России для утверждения правительством. Для этого решением президиума РАН создана рабочая группа под руководством вице-президента РАН академика В.В.

Козлова, куда входят представители академического сообщества, университетов, министерств, госкорпораций и т. д. Концепция программы была размещена на сайте РАН, прошла широкое обсуждение и в основном поддержана научным сообществом, а также экспертным советом по фундаментальным и прикладным исследованиям Комитета по науке и образованию Государственной Думы. Кроме того, для координации работы есть договоренность с Минобрнауки России о создании компактной рабочей группы. Мы рассчитываем на конструктивное сотрудничество. — Программа фундаментальных научных исследований — это документ, который конкретизирует Стратегию научно-технологического развития в области фундаментальной науки?

Читайте также:
Программа дискорд что за программа

— Стратегия научно-технологического развития — это политический документ, который определяет основные направления, куда мы должны двигаться. Программа фундаментальных исследований создается для решения двух главных задач: во-первых, научное обеспечение реализации уже определенных приоритетов, во-вторых, определение направлений движения на перспективу, так сказать, загоризонтные цели.

Поэтому в Стратегии НТР фундаментальная наука определена как системообразующий институт, обеспечивающий развитие нации. Определена и ответственность государства за развитие фундаментальной науки. То есть фундаментальная наука выделена в отдельный приоритет вне приоритетов технологического развития. И это вполне логично, поскольку именно фундаментальная наука создает базу для развития технологий, а также образования.

Кроме того, поле фундаментальной науки значительно шире, чем определенные технологические приоритеты. То, что сегодня является технологическим приоритетом, завтра может им и не быть, а появится новый. Но появится он только на основе фундаментальной науки. Другого пути нет, «так природа захотела».

В условиях ограниченности ресурсов следует тщательно избегать их распыления, а это можно сделать, только создав целостную систему организации исследований. — Как распределены деньги на фундаментальную науку сейчас?

— Это программы государственных академий, вузов, а также отраслевые программы. Основной массив делается в академических институтах. Проблема в том, что организации, например университеты и академические институты, финансируются по разным схемам в зависимости от ведомственной принадлежности. Очевидно, что схемы финансирования должны быть унифицированы.

Необходимо установить единые правила для всех, поскольку наука либо есть, либо ее нет, и неважно, где она делается. Единые правила заключаются в том, что должна быть сформирована система направлений фундаментальных исследований, в рамках которых по единой для всех организаций системе будут выделяться ресурсы (мы специально уходим от термина «приоритеты», иначе можем снова столкнуться с проблемой «физиков» и «лириков»). Здесь, безусловно, есть над чем поработать, поскольку необходимо, например, учитывать специфику научных исследований в конкретных случаях.

Эта система должна обладать определенной гибкостью и адаптируемостью. Представляется, что создание финансово-экономических механизмов, механизмов ресурсного обеспечения должно стать предметом особого внимания Минобрнауки как органа власти, отвечающего за реализацию научной политики. А ресурсы — это главное, без них наши желания останутся только на бумаге.

Если верить легенде, то при принятии решения о запуске Атомного проекта СССР один из ведущих советских академиков произнес такую фразу: «Я инженер. У меня подход инженерный: будут деньги — будет бомба, не будет денег — не будет бомбы». Эта позиция была принята во внимание. Результат известен. Может быть, воспользоваться хорошим опытом?

Второй вопрос заключается в следующем: можно ли отдать все деньги на технологические приоритеты, чтобы там совершить прорыв? Можно, но при этом необходимо иметь в виду, что фундаментальная наука работает с лагом 25-30 лет, и, где именно будет следующий технологический прорыв, сейчас науке неизвестно. Поэтому чем больший спектр фундаментальных исследований будет охвачен сейчас, тем больше шансов, что не упустим что-то важное в перспективе. Отказ от какого-либо направления означает, что в этой области мы отстали навсегда. Поэтому стоит очень сложная задача, как в условиях ограниченных ресурсов не упустить направлений, где может быть осуществлен следующий технологический прорыв.

— Поясните, как вы планируете консолидировать деньги на фундаментальную науку? Сейчас большая часть выделяются через разные ведомства. А МГУ, например, записан отдельной строкой в бюджете, получается из этого бюджета университета будут «вырезаны» деньги на фундаментальную науку? — Не совсем так.

Если есть единая система научных направлений, то организация (в данном случае МГУ) в рамках имеющихся средств будет по ним работать. Поэтому проблема заключается в согласовании научным сообществом такой системы. В принципе ученому все равно, из какого кошелька поступают деньги. Только надо следить, чтобы они не тратились на другие цели.

А вот объем ресурсов — это задача прежде всего Минобрнауки России. Фактически речь о том же, что и при трансформации РАН в 2013 году: давайте отделим науку от финансово-хозяйственной деятельности. Направления фундаментальных исследований, технологические приоритеты, организация исследований и разработок — ученым, обеспечение деятельности, включая финансирование, — администраторам. — Не совсем ясно, как все это будет организовано.

— До 2004 года, до бюджетной реформы, в бюджете была отдельная строка «Фундаментальная наука и содействие научно-техническому прогрессу». Фундаментальной наукой занимались прежде всего государственные академии, университеты, отраслевые организации, и деньги выделялись четко на нее. Другое дело, что тогда не была организована программная система.

Каждое министерство получало деньги и делило их так, как считало нужным. В рамках реализации Стратегии НТР предполагается все научные деньги свести в единую программу. Тут может быть много всяких мнений, но десятилетняя практика реализации ПФНИ ГАН показала, что при нормальной организации можно даже в условиях ограниченных ресурсов добиваться хороших результатов.

Идеальная схема выглядит следующим образом. В рамках ГПНТР выделяются ресурсы на фундаментальные исследования, научное сообщество распределяет эти средства по направлениям исследований и организациям, органы управления обеспечивают бесперебойное финансирование и контроль правильности расходов. Но, как известно, «гладко писано в бумаге…». — Вы говорили, что надо финансировать не «вывески», в смысле конкретные организации, а программы, которые они предлагают. То есть выделять деньги не статусной организации, условному ФИАНу, а под проекты, которые там есть?

— Допустим, что у нас есть проект, и мы точно знаем, кто в этой области специалист. В этом случае нам даже не всегда надо проводить специальный конкурс: в фундаментальной науке «по гамбургскому счету» известно, кто, чем и как занимается. То есть мы можем отобрать участников для большого проекта. Дальше необходимо обеспечить базовое финансирование этого проекта.

Конечно, можно и просто выделять деньги выдающимся институтам, но, во-первых, имеющиеся ресурсы небезграничны, во-вторых, это будет набор инициативных исследований, которые более эффективно финансировать через фонды. Институты должны работать по программам и проектам. Другое дело, как эти программы формировать.

Одно дело, когда есть задача, тот же «РадиоАстрон», если мы говорим про ФИАН, его надо финансировать в любом случае. С другой стороны, если руководство ФИАНа попросит деньги на другую программу, то ему, безусловно, надо помочь. Но не потому, что это ФИАН, а потому, что это программа, качество которой гарантирует ФИАН.

Читайте также:
App advisor что за программа

Владимир Иванов
Заместитель президента РАН

— Изменится ли принцип отбора проектов фундаментальной науки, которые будут финансироваться? — Установить научную ценность могут только ученые. Давайте посмотрим зарубежный опыт. Как работает, например, Общество Макса Планка? Там ученые определяют и перспективность тематики, и финансирование (в рамках имеющихся средств, естественно). У нас крен в другую сторону.

Сложилась система, при которой даже направления фундаментальных исследований утверждают чиновники. Это выглядит как-то странно. Для технологических приоритетов это оправданно, так как здесь органы власти должны четко представлять, что необходимо для развития страны и обеспечения ее безопасности.

Поэтому оптимальной представляется схема, по которой государство выделяет деньги на науку и формулирует определенные предпочтения в общем виде, а ученые, исходя из имеющихся ресурсов, определяют конкретные направления и объемы финансирования. Но это пока еще только общие подходы, которые требуют обсуждения и законодательного оформления.

Владимир Иванов
Заместитель президента РАН

— Сейчас фундаментальные исследования финансируются в том числе РФФИ, получается, что они тоже должны будут встраиваться в новую программу фундаментальных исследований? — Научные фонды финансируют, как правило, небольшие инициативные проекты. Допустим, пришла новая идея ученому. Куда он пойдет? В РАН? Но там все деньги уже по программам распределены.

Одна дорога — в фонд. Если через некоторое время будет получен положительный результат, то это направление можно развернуть в новую программу и обеспечить полноценное финансирование. Если же получится отрицательный результат, то это тоже ценно. Это значит, что в этой области знаний достигнут предел, и дальше сюда вкладываться не имеет смысла. Пример известен — вечный двигатель.

Не самые плохие умы человечества много времени потратили на его создание и в конце концов поняли, что это невозможно. И в такие исследования перестали вкладывать деньги. А так бы до сих пор на это тратились. По-видимому, так и должны работать фонды.

Тогда вся цепочка фундаментальных исследований могла бы выглядеть следующим образом: инициативные проекты (фонды) — поисковые (их еще называют «чистые») фундаментальные исследования (программы и проекты по направлениям) — ориентированные фундаментальные исследования (исследования, направленные на реализацию конкретных приоритетов, например, в рамках Стратегии НТР). Ориентированные фундаментальные исследования — это не что иное, как начальная стадия реализации конкретного технологического приоритета. Реализация такой схемы и есть суть предложений РАН по организации фундаментальных научных исследований в России.

Источник: indicator.ru

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период: принципы формирования, структура, управление. Доклад члена-корреспондента РАН В.В. Иванова

Обложка

В докладе изложены основные принципы формирования Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. Описывается структура программы. Рассматривается система управления реализацией программы. Приведён перечень целевых показателей, позволяющих оценивать эффективность выполнения программы. Сформулированы основные ожидаемые результаты.

Ключевые слова

Полный текст

В основу разработки Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период положен тезис Стратегии научно-технологического развития РФ, согласно которому фундаментальная наука есть системообразующий институт. Ответственность за его состояние берёт на себя государство. Фундаментальная наука – главный источник знаний для системы образования и создания новых технологий, основа для выработки стратегии развития государства и государственной политики, обеспечения оборонной безопасности. Очевидно, что только страна, имеющая мощную фундаментальную науку, может обладать реальным суверенитетом.

Сегодня вопросы организации фундаментальной науки в России регулируются Стратегией НТР, госпрограммой развития науки и технологий, Национальным проектом «Наука». Бюджетные деньги на проведение фундаментальных исследований выделяются федеральными органами исполнительной власти, фондами поддержки фундаментальной науки (Российский фонд фундаментальных исследований, Российский научный фонд, Фонд перспективных исследований, фонд «Сколково»), госкорпорациями. К сожалению, в настоящее время координация фундаментальных научных исследований оставляет желать лучшего. Поэтому мы видим свою задачу в объединении усилий научного сообщества в рамках разрабатываемой программы.

Цель программы – получение новых фундаментальных знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества для создания научного задела в интересах социально-экономического и научно-технологического развития, а также обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Основные задачи включают прежде всего создание научного задела для развития науки и технологий и, что не менее важно, создание междисциплинарного научного задела в сфере общественно-гуманитарных наук. Кроме того, остро стоят вопросы ресурсного обеспечения фундаментальных научных исследований и модернизации приборной и экспериментальной базы научных учреждений. В число задач входит также развитие кадрового потенциала российской науки, в частности, решение вопросов, связанных с аспирантурой.

В рамках программы предполагается решать задачи повышения престижа науки в обществе, популяризации науки, развития международного сотрудничества и обеспечения единства всего научного комплекса. Следует особо отметить, что именно единство научного комплекса позволит, с одной стороны, проводить системные исследования, а с другой – повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Программа формировалась на базе следующих принципов. Во-первых, единство требований для всех участников программы, исполнителей фундаментальных научных исследований. Должна быть исключена ситуация, при которой требования зависят от того, где занимаются наукой – в научной исследовательской организации, университете или госкорпорации.

Во-вторых, выделяемые ресурсы должны строго соответствовать поставленным задачам, нельзя ставить задачи, которые не обеспечены ресурсами.

В-третьих, необходимо ориентироваться на междисциплинарный подход и на максимальную широту охвата возможной тематики фундаментальных исследований, поскольку очевидно, что, оставив неохваченной какую-либо область знаний, мы рискуем серьёзно отстать от конкурентов, работающих в этом направлении.

Важнейшими являются принципы свободы научного творчества и самостоятельности в выборе методов и средств реализации научных исследований, а также соответствие квалификации исполнителей уровню поставленных задач.

Структурно программу предлагается формировать из шести подпрограмм. Первая отвечает за прогнозирование научно-технологического и социально-экономического развития и за определение больших вызовов. Это те задачи, которые прописаны в Стратегии НТР и реализация которых закреплена за Академией наук. Кроме того, существует ряд поручений Президента РФ, Совета Федерации РФ и Совета безопасности РФ о развёртывании работ в Российской академии наук по вопросам стратегического прогнозирования и планирования, мы предлагаем организовать и эту работу в рамках первой подпрограммы.

Вторая подпрограмма – основной блок, включающий фундаментальные исследования в соответствии с тем планом, о котором говорил академик В. В. Козлов. Участники второй подпрограммы – научные организации независимо от их ведомственной принадлежности. Единственный критерий – наличие в уставе организации положения, что фундаментальные научные исследования относятся к основным видам её деятельности. Такой критерий, на наш взгляд, гарантирует определённый уровень квалификации и возможности (кадровые, инфраструктурные и др.) данного научного коллектива. Координатором работы по второй подпрограмме предлагается сделать Российскую академию наук, как предусмотрено законом.

Читайте также:
Исследование гемостаза программа 1 без тромбодинамики и агрегатограммы это что

Третья подпрограмма отвечает за фундаментальные исследования, проводимые на установках мегасайнс в рамках национального проекта «Наука». Поскольку этот проект курирует Минобрнауки России, мы считаем, что оно и должно обеспечивать координацию данной подпрограммы.

Содержание четвёртой подпрограммы составляют ориентированные фундаментальные исследования по приоритетным направлениям, зафиксированным в Стратегии НТР. Сегодня уже действует ряд документов по организации работ по приоритетным направлениям, в Академии наук созданы соответствующие советы. Недавно принято постановление Правительства РФ о том, как должны формироваться проекты полного инновационного цикла, в которых прослеживаются все этапы от подготовки проекта до ресурсного обеспечения реализации полученного продукта. Поэтому необходимый объём фундаментальных исследований будет определяться в каждом конкретном случае, а финансирование – идти в рамках тех проектов, которые в конечном счёте получат одобрение Правительства РФ. Координацию этой подпрограммы также предполагается поручить Минобрнауки России.

В пятую подпрограмму входят инициативные фундаментальные научные исследования, проводимые при поддержке научных фондов. В фондах хорошо налажена система отбора проектов и анализа результатов, она не требует больших изменений. Но каждый фонд функционирует на собственной нормативно-правовой базе, что может создавать трудности при достижении общей для них всех цели – поддержки первоначальной разработки научных идей.

Научные исследования, реализуемые в сфере оборонно-промышленного комплекса в интересах обороны страны и безопасности государства, – шестая подпрограмма. Как и в случае с проектами по направлениям Стратегии НТР, доля фундаментальных исследований будет определяться отдельно для каждого конкретного проекта.

Участников Программы фундаментальных научных исследований на долгосрочный период предлагается разделить на две категории: первая – финансирующие организации, включая министерства, ведомства, госкорпорации, фонды; вторая – исполнители программы, в число которых входят государственные академии наук, национальные исследовательские центры, университеты, госкорпорации, российские и зарубежные учёные.

Программа опирается на три группы показателей. Первая – ресурсные показатели: финансирование, динамика численности научных работников, в том числе до 39 лет, динамика зарплаты научных работников и др. Хочу подчеркнуть, что речь идёт именно о научных работниках, а не только о научных сотрудниках, то есть обо всех, кто непосредственно занят в реализации полного цикла научных исследований.

Вторая группа показателей – реальная продукция, к ней мы отнесли: учебники и учебные курсы; аналитические материалы (доклады, записки) по стратегическим проблемам развития страны, которые направляются в органы государственной власти; монографии и коллективные труды; научно-практические и научно-творческие мероприятия; участие в международных программах; количество российских и международных научных наград (о том, насколько заметны наши учёные, научные награды говорят не меньше, чем публикации в престижных журналах).

Третья группа – показатели публикационной активности – вызывала самые острые дискуссии при обсуждении программы, и консенсуса достичь не удалось. Вопрос о том, учитывать ли их в качестве основного показателя или дополнительного информационного либо вообще от них отказаться, остаётся открытым.

Что касается управления программой, предполагается сохранить ту структуру, которая, начиная с 2008 г., обеспечивала реализацию Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. Эта система управления хорошо себя зарекомендовала. Напомню основные функции: подготовка рекомендаций по финансированию и совершенствованию системы организации фундаментальных исследований, экспертиза результатов и внесение предложений по их использованию, взаимодействие со СМИ. При этом предполагается, что Координационный совет по программе будет создавать соответствующие экспертные группы, а в тех случаях, где потребуется конкурсное финансирование, Минобрнауки России, надеемся, разработает конкурсную документацию, которая впоследствии станет обязательной для всех федеральных органов, финансирующих науку.

Ожидаемые результаты реализации программы мы видим следующим образом:

  • создание задела для формирования современной научной и технологической базы социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности;
  • система подготовки научных кадров высшей квалификации, включающая научную аспирантуру и ведущие научные школы;
  • обеспечение единства координации научно-технологического и образовательного комплексов страны;
  • создание системы координации фундаментальных научных исследований в масштабах страны;
  • повышение престижа профессии учёного и осведомлённости общества о российских научных достижениях.

Предложенный проект Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период разработан на основе материалов, подготовленных отделениями РАН по направлениям наук, региональными отделениями РАН, государственными академиями наук, госкорпорациями, научными фондами, университетами, федеральными органами исполнительной власти. В нём, кроме того, учтены рекомендации, высказанные в ходе заседания Экспертного совета Государственной думы РФ, а также активом Профсоюза работников РАН и отдельными учёными. Проект программы обсуждался на заседании рабочей группы, созданной в соответствии с поручением Правительства РФ и на заседании президиума РАН.

После доработки проекта программы в соответствии с поступившими замечаниями материалы будут направлены на рассмотрение в Правительство РФ, как это и предусмотрено действующим законодательством.

Источник: journals.eco-vector.com

Программа фундаментальных научных исследований в России

Госпрограмма РФ «Развитие науки и технологий» на период до 2020 года

2021: Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований

Премьер-министр Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований до 2030 года. Об этом 9 января 2021 года сообщила пресс-служба кабмина.

Новая программа будет финансироваться в том числе по линии госпрограмм «Научно-технологическое развитие России» и «Развитие здравоохранения». Общий объём финансирования превышает 2,1 трлн рублей.

Основными задачами программы станут развитие интеллектуального потенциала российской науки, создание эффективной системы управления научными исследованиями для повышения их значимости и востребованности для экономики.

Михаил Мишустин утвердил программу фундаментальных научных исследований на 2,1 трлн рублей

Речь идет об аналитических и прогнозных исследованиях, которые должны усовершенствовать систему стратегического планирования, обеспечить конкурентоспособность и научное лидерство РФ. Кроме того, программа ориентирована на проекты, связанные с крупными научными установками и объектами класса, развитие компьютерных и нанотехнологий, клинической и профилактической медицины.

Значительное внимание в программе уделяется научным задачам и «ожидаемым прорывным результатам» в онкологии. На основе технологии CRISPR/Cas9, например, планируется создавать вирусные и невирусные генетические конструкции «для нокаута генов урокиназы и урокиназного рецептора в опухолевых клетках, в частности нейробластоме».

К перспективным задачам относятся, согласно программе, разработка и создание диагностических тестов, основанных на идентификации и анализе циркулирующих опухолевых клеток и опухолевой ДНК в периферической крови, иными словами – жидкостной биопсии. Также планируется работать над молекулярным профилированием опухолей, в том числе обнаружением новых молекулярных детерминант-драйверных генов и маркеров метастазирования.

Программа фундаментальных научных исследований разработана Российской академией наук при участии министерств и ведущих научных организаций страны. [1]

Примечания

Источник: www.tadviser.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru