Фотография на которой меня нет программа какого класса

Организация: МОУ «СОШ имени Л.М. Доватора»

Населенный пункт: Московская область, г.о. Истра

Оборудование: 1. Фотоальбомы со старыми семейными фотографиями. 2. Запись песни в исполнении Э. Пьехи «загляните в старый альбом». 3. Презентация «Творчество В.П.Астафьева»

Цели: продолжить знакомство с творчеством писателя; развивать навыки анализа произведения; воспитывать квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение; формировать коммуникативную компетентность обучающихся, умение строить причинно-следственные связи.; развивать умения работать с разными источниками информации; воспитывать уважения к исторической памяти, чувство патриотизма.

Урок — открытие новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

II.Мотивация.

Как быстро летит время. Порой оно уносит из нашей жизни события, людей, которые были рядом с нами в какой-то период. И памятные события. только благодаря человеческому гению, придумавшему фотографию, мы можем вспомнить лица наших близких и друзей. Фотография может воскресить памятные события.

Фотография, на которой меня нет. Виктор Астафьев

-Запишите в рабочей тетради слова- ассоциации к слову «фотография». (Обучающиеся зачитывают ответы).

Беседа с учащимися.

— Какое общее понятие связывает слова-ассоциации?(слово «Память»)

-Произведение прочитано. Какие строчки/строчка, на ваш взгляд, является главной в произведении?(последнее предложение). Зачитайте его.

-Как назовем сегодняшний урок? Какова тема урока?(запишите в тетрадь) Какова главная цель урока?( Как раскрывается тема памяти в рассказе).

На партах карточки с высказываниями ученых, философов, литераторов. Составьте своё определение понятия «Память»

1. «Боюсь не смерти. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно.(М.Ю.Лермонтов)

2. «Память – единственный рай, из которого нас не могут изгнать»(Жан Поль).

3. «Прошлое – родина души человека»(Г.Гейне).

Итак, мы поговорим о памяти человеческой, которая хранит воспоминания о людях родных, близких, знакомых, о детстве в родном городе, деревне… Воспоминания о событиях…

III. Работа по теме.

1. Беседа о прочитанном с элементами пересказа и словесного рисования:

1). С какими рассказами автора мы знакомились ранее?(«Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой») . Что объединяет эти произведения?(Главными героями являются дети. Автор описывает становление личности героев, формирование их характеров).

2). Каков сюжет рассказа «Фотография, на которой меня нет»?

3). В какое время происходят описываемые события? Назовите основные черты времени (зачитайте цитаты из текста).

4). Назовите героев произведения и подберите эпитеты к каждому образу. Запишите в тетради.

Как звали главного героя? (Витя Потылицын). Каким вы его представляете? Попробуйте описать его внешность, характер.

От какого лица ведется повествование?(от первого). Почему не от лица автора?( Взрослый человек рассказывает о событиях, произошедших в его жизни много лет назад, более достоверно).

Вспомните, в каких произведениях авторы использовали этот прием повествования от первого лица( В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой», А.С.Пушкин «Капитанская дочка» )

5). Какое событие взбудоражило деревню? (приезд фотографа) Почему?(Фотографирование в то время было явлением редким. К тому же действие происходило в глухой сибирской деревне).

Что значит «взбудоражило»?(всколыхнуло, взволновало). Как жители готовились к приезду фотографа?(привести цитаты из текста).

Вывод. Приезд фотографа раскрыл в простых жителях деревни душевную теплоту, отзывчивость

6). Как отнеслись к этому событию школьники? Почему Вити нет на фотографии? Почему Саньки тоже не оказалось на фотографии? Как характеризует его поступок?

Вывод. Поступок Саньки – пример настоящей преданности в дружбе.

7). Что мы узнали о семье главного героя? Расскажите о ней с использованием цитат.

(Воспитывала и растила его бабушка. Заботилась о внуке, была его опорой, советчицей).

Вывод. Бабушка стала воплощением безмерной любви, терпения. Через много лет герой низко кланяется ей с глубокой благодарностью.

8). О ком еще вспоминает рассказчик?(Об учителях).Как сельские жители относились к учителям?(Их уважали, о них заботились).

Расскажите, какой была сельская школа до приезда учителей и как она преобразилась.

Вспомните эпизод со змеёй. Какую роль он играет в произведении?( Автор показал одну из черт учителя, который рисковал собой, чтобы спасти детей от укуса змеи).

Вывод. Какую роль в становлении характера героя сыграли учителя?(Они стали примером стойкости, твёрдости характера, следования долгу. Городские жители, они приехали в глухую деревушку, занялись оснащением школы, были ответственны за каждого ребёнка).

Сделаем вывод из всего сказанного.

1). Почему рассказчику дорога фотография, на которой его нет?(прошло много лет с того времени, когда была сделана фотография. Осталась память ,как святыня, о детстве, о школе, об учителях, о родных и близких. Герой получил духовный опыт. Именно в школьные годы он получил главные жизненные уроки: необходимо быть отзывчивым, любознательным, ответственным, уметь быть настоящим другом.

Читайте также:
Программа чтобы глаза не уставали за компьютером

Фотография – история, «своеобразная летопись народа». Она напомнила герою произведения детство, людей, с которыми жил, взрослел. Это память. Над ней нельзя смеяться, ее надо уважать.)

Во время чтения рассказа вы обратили внимание на речь героев рассказа? Назовите отличительные особенности речи героев произведения.( Речь Вити, его друга Саньки, деревенских жителей изобилует диалектными и просторечными словами. Речь учителя грамотна).

IV. Рефлексия.

1.Подходит к концу сегодняшняя встреча. Прошу высказать мнение о сегодняшнем уроке, закончив предложение:

Сегодня на уроке :

Особенно мне понравился этап урока…

Рассказ заставил меня (задуматься, вспомнить)…

2. Составьте синквейн «Фотография, на которой меня нет»

V.Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Загляните в семейный альбом» (Какая фотография особенно дорога и почему?)

Приложения:

Источник: www.teacherjournal.ru

Урок литературы в 8 классе по теме: «Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Технология урока: Технология личностно ориентированного обучения направлена:

на уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика; создание ситуации выбора; доверительная позиция; создание ситуации нравственного выбора; ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только запоминание учебной информации; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; безоценочная позиция − принятии ученика и ситуации как данности;

Примером использования данной технологии я предлагаю урок в 8 классе.

Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Тип урока -урок-размышление.

Образовательная — углубить знания учеников о личной и творческой биографии В.П.Астафьева; провести анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствовать формированию потребности читать художественную литературу.

Развивающая – способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, развитию речевых навыков.

Воспитательная — способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, обращаясь к памяти исторической, памяти человеческой.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, индивидуальная.

Оборудование: портрет В.П.Астафьева , книга «Последний поклон» и другие, фотографии, раздаточный материал, карточки с заданиями, презентация.

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет… (Н. Рубцов)

1.Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока : «Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (Портрет писателя).

Дома вы прочитали этот рассказ.

-Ранее вы уже знакомились с детством писателя, с началом его литературной деятельности и читали рассказы «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой». Сегодня мы познакомимся с рассказом «Фотография, на которой меня нет». Этот рассказ является составной главой из большого автобиографического произведения В.П.Астафьева «Последний поклон». «Последний поклон»- Это воспоминания о близких писателю людях, воспоминания о детстве, о родной Сибири. Вот как сам писатель пишет об этом: «У меня возникло желание рассказать о моей Сибири, доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не Иваны, непомнящие родства, более того мы тут родством-то связаны, может быть, покрепче, чем где-либо».

Книга «Последний поклон» сложилась к 1967 году. Об этом времени Астафьев пишет: «В основном добил «Страницы детства», которые начал ещё в 1956году. Вижу, что получилась моя лучшая книжка. Очень много я вложил в книгу самого себя».

Начинал В.П.Астафьев как детский писатель. Он об этом писал так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости». Об этом же писал другой известный писатель, Е.Носов, сказавший об Астафьеве: «Есть в нём нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец-кудесник. Но есть, есть у него к людям особое слово и в книгах и изустно».

-Итак, мы сегодня проанализируем рассказ «Фотография, на которой меня нет». Герои рассказа – это простой мальчик из таёжной деревни – Виктор Потылицын, его бабушка Катерина Петровна, казалось бы, это конкретные люди, реальные судьбы. Но за судьбами этих людей скрывается судьба целого поколения. Очень многие люди, когда прочитали автобиографическое произведение «Последний поклон» писали Астафьеву о том, что «вы пытались написать о себе и своей бабушке, а на самом деле описали всех нас».

Главная тема «Последнего поклона» — это взросление молодого человека. Становление личности мальчика.

-Сюжет рассказа очень прост. Повествование ведётся от лица героя. Событие, положенное в основу рассказа, нельзя назвать ярким, необычным.

Читайте также:
Режим дня программа составления

-Что же тогда в произведении главное?

«Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило «неслыханно важное событие».

-Какое «неслыханно важное событие», ребята, произошло? (Из города на подводе приехал фотограф).

-Как воспринимают жители деревни приезд фотографа? (Он не просто так приехал, по делу приехал).

-Чем вы объясните такое отношение людей к этому событию? (В30-е годы, в Сибири, в глухой деревне Овсянке приезд фотографа – это большое, очень важное событие).

-Почему все жители были озабочены вопросом – где поселить фотографа на ночь? (Фотограф – важная персона, которой стараются угодить, расположить его удобно, так чтобы он снимал ребят, как полагается, и снимок всем понравился).

-Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночёвку? (Одна половина «дряхленького домишка»).

-Куда пристроили гостя? Почему?

-Как вы объясните троекратное повторение: «Вздохнул облегчённо учитель. Ученики вздохнули. Село вздохнуло»? (Всем хотелось угодить, и проблема разрешилась.)

Охарактеризуйте поведение ребят по поводу того, кто, где сядет и о распорядках. ( «Весь длинный…»)

-Верно, ведь наш герой относился не к самым лучшим ученикам в классе. Они с Санькой «Не удивляли мир прилежанием и поведением», им « и на середину рассчитывать было трудно».

-Какова была « расплата за отчаянный разгул», из-за которой нашего героя, Виктора Потылицына, не оказалось на фотографии?

-Здесь мы встречаем людей, к которым герой испытывает душевную привязанность. И в первую очередь, это бабушка, которая сопровождает его всё его детство, которая взяла внука после смерти матери.

3.Работа в группах. (Раздаточный материал).

Задание 1 группе.

-Как бабушка относится к внуку и как это её характеризует?

Задание 2 группе.

-Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя её правильной литературной речью?

Задание 3 группе.

-Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует её? (стр.246-247).

Задание 4 группе.

-Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алёши Пешкова из повести М.Горького «Детство»?

4.Представление результатов работы в группах.

Ученики зачитывают свои рассказы.

-Астафьев показывает её хранительницей семьи, защитницей и бьёт ей земной поклон. Ему всё в ней дорого, в том числе и её эмоциональная разговорная речь. Мудрость бабушки проявляется в разговоре с учителем, в истории с дровами, которые он обнаружил у порога. Катерина Петровна не выдала деда.

-Скажите, Витя любит свою бабушку?

-А вы любите своих бабушек?

-Помимо бабушки, её тепла, её внимания к ребёнку, её заботы мы можем говорить о других людях в деревне. Одним из тех близких людей, кто оставил след в душе героя, становится учитель. Ведь именно он навестил Витю первым во время болезни, не считая друга Саньки.

-Расскажите об учителях школы, в которой учился герой рассказа. (Рассказ подготовленного ученика).

-Почему учителя заботились не только о школе, а и о жителях деревни? (Взаимное уважение).

-Я принёс тебе фотографию,- сказал учитель. Как отреагировал на эту фразу Витя? (Он стал «бегать по фотографии глазами», отыскивать знакомые лица).

-Но ни Вити, ни его друга Саньки на фотографии не было. Расстроился Виктор, но ничего не поделаешь. Как успокоил учитель героя?

— С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору? (Раскрыть лучше качества учителя).

Вывод: жизнь учителя и учительницы – своеобразный подвиг: приехали в глухую сибирскую деревню. Городские жители, молоды, ребёнок. Нет условий, но они не сдаются.

— Идейным центром рассказа становятся последние абзацы. «Прошли годы, много, ох много их минуло, а школьная фотография жива до сих пор». Автор вспомнил, как звали учителей, уже работая над книгой. Назовите их имена.

-Давайте прочтём последние абзацы со слов «Школьная фотография жива до сих пор».

-Как вы себе представляете эту фотографию?

-Почему эта фотография, на которой не было главного героя, была так дорога ему и бабушке?

-Чем особенно дорого Астафьеву ушедшее время?

-Основная мысль автора звучит в самой последней фразе рассказа: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история». История – это не только войны, не только перевороты, история страны складывается из судеб отдельных людей, живущих в этой стране.

Показ слайдов. Обратите внимание на слайды, на которых изображены те самые старые фотографии и дом-музей на родине писателя – быт русской деревни.

-Ребята, без памяти о прошлом нет будущего. В нашем школьном музее хранятся классные фотографии ни одного поколения. У каждой из них своя история.

Читайте также:
Как выучить английский за год программа

-Закончить сегодняшний урок я хочу словами Николая Рубцова:

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…

6.Рефлексия. Итог урока.

«Сегодня на уроке я понял…»

«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я задумался…»

«Сегодня на уроке я почувствовал…»

«Сегодня на уроке я открыл для себя (в себе)…»

-У вас на столах лежат листочки, закончите предложения.

-Прочитайте рассказ В.П.Астафьева «Яшка-лось».

Я хочу, чтобы наш урок остался в памяти и предлагаю всем сфотографироваться. И когда-нибудь ваши внуки, заинтересовавшись этим снимком, расспросят вас о нём, и через много лет вы снова переживёте то приобщение ко времени, прошлому, памяти, которое вы испытали сегодня на уроке. Мы назовём этот снимок: «Фотография, на которой есть я…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Прошлое и настоящее в рассказе В.П.Астафьева .

Конспект урока по литературе «Проблемы нравственной памяти в рассказе В.П.астафьева «Фотография, на которой меня нет» 8 класс, IVчетверть
Урок литературы в 8 «А» классе по теме: Память сердца. Проблемы рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Урок прошёл в рамках проведения областного семинара.

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Методическая разработка урока литературы «Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)».

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи.

Разработка урока по литературе в 8 классе «Тема памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Урок рассчитан на учащихся 8 класса и направлен на развитие навыков анализа прозаического произведения.

Источник: nsportal.ru

Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», 8 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет», 8 класс»

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» 05.04.2018, 8 класс

Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Задачи:

образовательные:

  • раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;
  • совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  • вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
  • развивать способности к переключению уровней мышления;
  • развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
  • развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  • воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  • способствовать нравственному становлению личности учащихся.
  • Оргмомент. Приветствие.
  • Стадия вызова:

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости. И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него. » Цель нашего урока: выяснить, как тема памяти раскрывается в рассказе «Фотография, на которой меня нет», что и почему сохранила память героя рассказа Виктора Потылицына, что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти.
3. Кластеры — Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»? — У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память». (Работа в группах).

— Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. А фотография – это память, личная память.

  • Стадия осмысления содержания.
  • Одно слово. Существительное, обозначающее предмет, о котором идет речь.
  • Два слова. Прилагательные, описывающие признаки выбранного предмета.
  • Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или действия.
  • Фраза из трех-четырех слов. Выражает личное отношение к предмету.
  • Одно слово-синоним первого. Характеризует суть предмета или объекта.

V. Домашнее задание: Наизусть песню Б.Окуджавы «Здесь птицы не поют»

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru