Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости
1. Общие положения
1.2. Настоящее Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (далее — Положение) является локальным нормативным актом образовательной организации (далее — Организации), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой .
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС).
Вебинар ‘Дополнительная общеразвивающая программа примерные требования к документу’
1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.
Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.
Вариант 3а). Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.
Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).
Дополнительная общеразвивающая программа — примерные требования к документу
Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).
2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся
2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:
— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;
— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;
— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса;
2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы.
2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.
2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.
Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.
2.5. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.
2.6 Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).
2.7. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.8. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).
3. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации
3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются:
— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;
— соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС;
— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности,
— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы
3.2. Промежуточная аттестация в Организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.
3.3. Формами промежуточной аттестации являются:
— письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;
— устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;
— комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.
Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.
3.4. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.
3.5. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется Организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).
3.6. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к _____________________ (варианты: классному руководителю, секретарю образовательной организации).
3.7 Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены Организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):
— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;
— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;
– для иных учащихся по решению …. (педагогического совета или иного органа).
3.8. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.
3.9 Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета Организации.
4. Порядок перевода учащихся в следующий класс
4.1. Учащиеся, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы, переводятся в следующий класс.
4.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
4.3. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
4.4. Организация создает условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.
4.5. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Организацией, в установленный данным пунктом срок с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в отпуске по беременности и родам.
Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение ___ (указать конкретный срок (не более года), например, месяц) момента ее возникновения. В указанный срок не включается время каникул.
Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность не позднее ____________________ (указать конкретную дату).
4.6. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз Организацией создается комиссия.
4.7. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной аттестации.
4.8. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
4.9. Учащиеся в Организации по образовательным программам начального общего, основного общего образования, среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Организация информирует родителей учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме.
5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов
5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится в соответствии с настоящим положением в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, в порядке, установленном настоящим положением.
5.2. По заявлению экстерна образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.
5.3. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в образовательную организацию.
5.4. Гражданин, желающий пройти промежуточную аттестацию (его законные представители) должен подать заявление о зачислении его экстерном в образовательную организацию не позднее, чем за __________ (варианты: за две недели, за пять рабочих дней, за месяц) до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.2 настоящего положения.
Источник: usperm.ru
Положение об аттестации обучающихся учреждения дополнительного образования
методическая разработка по теме
Аттестация обучающихся не так распространена в учреждениях дополнительного образования. Но если уж мы решаем провести её, то следует делать это на основании регламентирующего документа. Я как методист и как педагог дополнительного образования считаю, что рациональное зерно в аттестации, безусловно, есть. Разумеется, если проводить её честно, внося в протокол реальные результаты обучения и разумную, объективную оценку их обученности. Такой документ поможет педагогу проанализировать результаты учебно-воспитательной деятельности в течении учебного года, скорректировать при необходимости учебный план или применяемые методики обучения, педагогические технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Администрация города Дубны Московской области
Управление народного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Центр детского творчества г. Дубны Московской области»
в системе дополнительного образования детей»
Кожевникова Наталья Ивановна
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развитие детей.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой, не имеет жёстких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны ребёнка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога, он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности учащегося. По словам выдающегося педагога-новатора В.Ф. Шаталина «Основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу , в которой не возможно не выучиться».
Образовательный процесс в системе дополнительного образования должен отвечать следующим требованиям:
- иметь развивающий характер, то есть должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
- быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие), так и по содержанию;
- основываться на разнообразии дополнительных образовательных программ (модифицированных, авторских, адаптированных);
- базироваться на развивающих методах обучения;
- педагог дополнительного образования должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобыобеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе.
Приоритетные принципы при организации занятия в системе дополнительного образования детей :
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования.
- Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и Дополнительного образования.
- Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход).
- Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для каждого ребёнка.
- Принцип творчества.
Каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) – творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
- Принцип разновозрастного единства.
Существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
- Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребёнку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие . Учебное занятие – это промежуток времени, в течении которого обучающиеся занимаются определённым учебным предметом. Учебное занятие – это сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд различных требований.
Для того, чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы :
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений,
- контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий .
- Изучение и усвоение нового материала (лекции, объяснение, демонстрация и т. д.);
- Закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнения, выполнение практических заданий, лабораторные работы и др.);
- Самостоятельное применение знаний, умений и навыков (самостоятельные работы, творческие работы, семинары, дискуссии, конференции, представления и др.).
К каждому типу учебного занятия предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования.
- Создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активности детей.
- Целесообразное расходование времени занятия.
- Применение разнообразных методов и средств обучения.
- Высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми.
- Практическая значимость полученных знаний и умений.
В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
В соответствии с дидактическими задачами рассматриваются основные этапы современного занятия .
- Организация начала занятия – постановка задач, сообщение темы и плана занятия.
- Проверка имеющихся у детей знаний, умений их готовность к изучению новой темы.
- Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
- Упражнения на усвоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
- Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
Цель и задачи занятия.
Это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены. Она должна быть достаточно конкретна и достижима за одно занятие. Например, не может быть за одно занятие достигнута цель воспитания у детей любовь к предмету, природе или формирование комплекса ЗУНов.
Цель достигают через решение задач, которые раскрывают и конкретизируют цель, ставятся с учетом возрастных особенностей обучающихся данной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
- содействовать формированию мировоззренческих понятий (причинно-следственных связей, познаваемость мира и природы и др.);
- трудовое обучение и воспитание;
- нравственное воспитание (обеспечить изучение вопросов патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения);
- содействовать физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию, профилактике переутомления.
- развивать умение выделять главное в изучаемом материале, формулировать выводы, обобщать изучаемые понятия;
- развивать самостоятельность мышления;
- содействовать развитию речи обучающихся;
- формировать умение преодолевать трудности в обучении;
- содействовать развитию познавательного интереса;
- развивать интеллектуальные способности, мыслительные умения.
Имеется многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов контроля и коррекции. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.
Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса. В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с обучающимися педагог работает фронтально, в малых группах, индивидуально.
Формы организации обучения : игра, лекция, диспут, интегрированное занятие, беседа, экскурсия, репетиция, тренировка, соревнование, концертная деятельность, творческий отчет, занятие-конкурс, зачет, практическая работа.
Режим занятий : занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию, расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждено директором школы. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья учащихся .
Формы занятий определяются педагогом и программой.
Традиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе
Устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления
Поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудиторных условий.
Передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Нетрадиционные формы организации деятельности
детей в учебном процессе
Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни -“Свобода и долг”, “Человек и природа” и т.п.
Обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений
День добрых сюрпризов
Упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми
— расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
— повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения;
— интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования;
— укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
— снижение роста негативных явлений в детской среде;
Формы контроля знаний:
— организация выставок и презентаций;
— показ, защита индивидуальных и групповых проектных работ;
— проверочные, контрольные работы;
— тестирование, анкетирование обучающихся и т.п.
Примерная схема оформления
Конспекта открытого занятия
- Титульный лист:
- Наименование учреждения
- Название творческого объединения
- Тема занятия
- ФИО педагога
- Город, год проведения занятия
- Целевая аудитория, продолжительность занятия:
- Возраст обучающихся
- Цель, задачи (обучающие, воспитательные, развивающие) занятия
- Основные параметры:
- Тип занятия
- Форма занятия
- Методы обучения (словесный, наглядный, практический и др.)
- Используемые технологии
- Наглядность
- Инструменты и материалы
- Вид занятия
- План занятия (возможно, с хронометражом)
- Организационный момент
- Приветствие
- Сообщение темы
- Теоретическая часть
- Техника безопасности (охрана труда)
- Практическая работа
- Рефлексия
- Конспект занятия
Подробно по всем пунктам плана
Самоанализ проведенного занятия
Задачи прошедшего занятия:
Обучающие – теоретическая часть занятия намеренно дается в небольшом объеме и носит поверхностный характер. Это связано с возрастом обучающихся и с преимущественно практическим направлением занятия. Тем не менее, знания детей о декоративно-прикладном искусстве, народных ремеслах (конкретно – кукле-скрутке) неизменно пополняются. Основное внимание уделяется знакомству, освоению и отработке технологических приемов, повышению швейного мастерства.
Развивающие — в теоретической части занятия намеренно используются «взрослые» слова, специальные термины. Главное, что такие формулировки со временем становятся привычными. Словарный запас детей неизменно растет. Расширение знаний о различных технологических возможностях создания объемных форм дает дополнительную свободу для развития творческой фантазии. При соприкосновении с историей народного творчества возникают условия для формирования эстетического вкуса.
Воспитательные – формирование гражданской позиции через знакомство с историей народных ремесел, прикладным творчеством также важно, как и развитие таких личностных качеств, как чувство прекрасного, внимание к окружающему миру. Творческое самовыражение дает возможность воспитания полноценной, уверенной личности.
Оборудование – на занятии используются инструменты, уже знакомые детям. Их размещение на столах привычно для обучающихся и оптимальной организации рабочего места.
Данное занятие соответствует определенной теме Образовательной программы, имеет четкую структуру и состоит из нескольких взаимосвязанных частей.
Организационный момент: должен быть достаточно коротким, но иметь традиционные именно для этого творческого объединения элементы. Предсказуемость начала занятия призвана наиболее быстрой перестройке детей на рабочий лад.
Ритуал приветствия очень прост, но его традиционность позволяет быстрее настраивать детей на занятие, создавать атмосферу группового доверия и взаимоуважения.
Сообщение темы — делается в начале занятия, но после подготовительного этапа, чтобы сохранить целостность хода событий. В данном случае обозначение темы занятия связано с традиционными праздниками (Рождество).
Подготовительный этап. Разминка – для профилактики гиподинамии, для разогрева мышц рук перед работой, для настраивания детей на занятия. Разминка неизменно проводится в начале занятия в отличие от физкультминуток, которые проводятся по мере утомления.
Практическая часть занятия – знакомство с технологическими приемами состоялось ранее, но не было отработано, поэтому вновь объясняется каждый этап работы, операции выполняются параллельно с объяснением и демонстрацией. Обученность большинства детей средняя и низкая, вследствие чего постоянно им оказывается помощь, идет корректировка их действий.
Контрольный этап. Рефлексия занятия: предполагает две оценки детьми занятия: эмоциональную (понравилось – не понравилось), и смысловую (почему это важно для каждого конкретно, зачем и чему мы научились).
Ритуал прощания – смысловое завершение занятия, внешняя рефлексия своего эмоционального состояния в кругу сверстников.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М., ВЛАДОС, 2001
- Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Организация дополнительного образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования детей; Практикум: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., ВЛАДОС, 2003.
- Материалы к. п. н. профессора Н.Е. Щурковой при проведении курсов повышение квалификации по организации воспитательной работы для педагогов г. Г. Урая ХМАО-Югра, 2006.
Источник: nsportal.ru
Формы порядок и периодичность аттестации учащихся по дополнительным программам определяется
Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение является локальным актом МОУ «Шухободская школа» (далее — Учреждение), регулирует формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеразвивающих программ к оценке знаний, умений и навыков в предметной деятельности.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствие с
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
— Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
— Уставом МОУ «Шухободская школа»
— При принятии настоящего локального нормативного акта, в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ «Об образовании в РФ», учитывается мнение совета обучающихся, совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, ч.12 ст.60 ФЗ «Об образовании в РФ»
1.3. Аттестация – это оценка уровня и качества освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ в конкретной предметной деятельности.
Цель аттестации – выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня развития теоретических знаний, практических умений и навыков, их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеразвивающих программ.
-определение уровня теоретической подготовки учащихся в конкретной образовательной области, выявление степени сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности;
-анализ полноты реализации дополнительной общеразвивающей программы объединения, секции;
— соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
-выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации дополнительной общеразвивающей программы;
Аттестация учащихся объединений, секции Учреждения рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
1.4. Примерные виды аттестации: входной контроль, текущая, промежуточная (итоговая).
Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.
Текущая аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеразвивающей программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеразвивающей программы по итогам учебного года.
Промежуточная (итоговая) аттестация – это оценка учащимися уровня достижений, заявленных в дополнительных общеразвивающих программах по завершении всего образовательного курса программы.
1.5. Принципы аттестации:
— учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
— адекватность специфике детского объединения к периоду обучения;
— свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов;
— открытости результатов для педагогов и родителей.
1.6. Функции аттестации:
-учебная, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления учащимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
-воспитательная, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей учащихся;
-развивающая, так как позволяет учащимся осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
-коррекционная, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
-социально-психологическая, так как дает каждому учащемуся возможность пережить «ситуацию успеха».
1.7. Содержанием аттестации является:
-Входной контроль (предварительная аттестация) – начальный уровень знаний, умений, навыков учащихся по данному предмету.
1.8. Формы проведения аттестации определяются самим педагогом в его дополнительной общеразвивающей программе таким образом, чтобы они соответствовали ожидаемым результатам дополнительной общеразвивающей программы.
В зависимости от направленностей дополнительных общеразвивающих программ формами аттестации могут быть следующие: выставка работ, концерт, прослушивание, представление, спектакль, выставка – презентация, соревнования, сдача нормативов, фестиваль, собеседование, семинар, конференция, зачет, тестирование, реферат.
1.9. Критерии оценки результативности определяются самим педагогом в его дополнительной общеразвивающей программе.
Критериями оценки результативности обучения также являются:
-критерии оценки уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
-критерии оценки уровня практической подготовки учащихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием, оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности;
-критерии оценки уровня развития и воспитанности учащихся: культура организации практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.
1.10. В Учреждении устанавливаются оценки «зачтено» и «не зачтено».
Для учащихся младше восьми лет применяется безотметочная система оценивания знаний, умений, навыков.
II. Организация процесса аттестации
2.1. Аттестация учащихся объединений и секций Учреждения проводится в течение учебного года: входной контроль – сентябрь-октябрь, текущая – в соответствие с дополнительной общеразвивающей программой, промежуточная (итоговая) – апрель-май.
2.2. Проведение входного контроля (предварительной аттестации) и текущей аттестации осуществляется самим педагогом.
2.3. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к текущему программному материалу, на повышение уровня освоения текущего учебного материала.
Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные особенности учащихся.
Оценки текущего контроля регулярно выставляются педагогом в журнал учета работы объединения.
2.4. За месяц до проведения промежуточной (итоговой) аттестации объединения, секции педагог должен в письменном виде представить администрации Учреждения график промежуточной (итоговой) аттестации. На основании представленных заявок, не позже чем за две недели, составляется общий график проведения промежуточной (итоговой) аттестации учащихся Учреждения, который утверждается директором Учреждения.
2.5. Проведение промежуточной аттестации обязательно для учащихся и педагогов Учреждения. Она осуществляется самим педагогом и оформляется в виде протокола по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются педагогом заместителю директора по учебно-воспитательной работе.
2.6. Проведение промежуточной (итоговой) аттестации обязательно для учащихся и педагогов Учреждения. Она осуществляется аттестационной комиссией Учреждения и оформляется в виде протоколов по каждой учебной группе (объединению), которые сдаются председателем аттестационной комиссии директору Учреждения.
Состав аттестационной комиссии определяется приказом директора по рекомендации Педагогического совета и не может быть менее трех человек, из которых один является представителем администрации Учреждения, второй – заведующим структурного подразделения, третий – педагогом дополнительного образования, тренером -преподавателем в данной или смежной предметной области. В аттестационную комиссию могут входить другие педагогические работники по усмотрению администрации. Педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, чьи учащиеся проходят промежуточную (итоговую) аттестацию, в состав аттестационной комиссии не включается. Срок полномочий комиссии 1 год.
2.7. Если учащийся в течение учебного года добивается успехов на внутренних или внешних профильных мероприятиях (конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.), то он считается аттестованным и освобождается от этой процедуры. Соотнесение уровня успешности выступления с уровнем аттестации осуществляет педагог совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
Автор :
Источник: shuhoosh.ru