Формы занятий в дополнительном образовании играют важную роль, так как от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель является не только источником знаний, но и помощником в становлении личности ребенка.
Известный педагог – новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал.
Публикация «Консультация для воспитателей „Основные формы занятий в системе дополнительного образования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формы занятий в дополнительном образовании должны соответствовать следующим требованиям:
• Иметь развивающий характер, а точнее быть направленным на развитие у детей природных задатков и интересов.
• Быть разнообразным по содержанию и характеру проведения.
Формы обучения. Семинар
• Основываться на развивающих методиках.
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения занятий подбираются педагогом с учетом:
• возрастных психологических особенностей учащихся;
• цели и задач образовательной программы;
• специфики предмета и других факторов.
Традиционные формы занятий.
Устное изложение какой-либо темы, развивающее мыслительную деятельность обучающихся.
Форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога.
Всестороннее публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы — расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
Собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов.
Коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью.
Передвижение группы людей с определенной целью.
Занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия.
• Утренник, праздник т. д.
Организационно-массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы, совершенствуют навыки публичных выступлений и обогащают чувственное восприятие.
Нетрадиционные формы занятий.
Нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании чаще всего используют молодые преподаватели.
• Презентация предмета, явления, события, факта.
Описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
Урок/занятие: типы уроков
Сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологических отношений, осознание себя в структуре общественных отношений.
Способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
Коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни — «Свобода и долг», «Человек природа» и т. п.
Он является невероятно важным в том случае, если необходимо наладить взаимоотношения в коллективе и сплотить его. Чаепитие создает особую психологическую атмосферу. Благодаря данному методу можно раскрепостить необщительных детей.
• «Крепкий орешек».
Решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
Свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, создание атмосферы дружбы, взаимопонимания, формирование умения взаимодействовать с людьми.
• Психологическое занятие.
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалифицированную помощь обучающимся в решении их возрастных задач.
Нетрадиционные формы обучения предполагают множество интересных вариантов занятий – все зависит от фантазии и таланта преподавателя. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия.
Формы организации деятельности могут быть: групповыми, индивидуальными, индивидуально-групповыми (3-5 человек).
Возможные формы проведения занятий : акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, викторина, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, защита проектов, деловая игра, сюжетно-ролевая игра, игровая программа, класс-концерт, КВН, конкурс, консультация, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, производственная бригада, профильный лагерь, поход, размышление, рейд, репетиция, ринг, сбор, семинар, сказка, смотрины, соревнования, спектакль, студия, творческая встреча, творческая мастерская, творческий отчет, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экзамен, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка.
Дополнительное образование детей, самостоятельно вырабатывая новую педагогическую тактику, обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.
Прикреплённые файлы:
Источник: www.maam.ru
Формы обучения и виды занятий по программе
Формы обучения: очная, групповая, по отдельным темам могут проводиться мелкогрупповые и дистанционные занятия.
Учебные группы формируются из детей как одного возраста, так и разновозрастные, наполняемость групп до 15 человек.
Срок освоения программы
Программа рассчитана на 36 учебных недель.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа.
Занятия проводятся с 10-минутным перерывом на отдых согласно СанПиН 2.4.4.3172-14.
Цели и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся четкого представления о принципах и объемах взаимодействия структурных элементов системы правоохранительных органов друг с другом и иными государственными и общественными структурами; получение знаний об основах правового положения несовершеннолетних по российскому законодательству, особенностей их семейных, гражданских, трудовых и жилищных прав; получение знаний о порядке исполнения уголовных наказаний, задачах, стоящих перед органами и учреждениями, исполняющими эти наказания
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· содействие формированию у подростков позитивных жизненных ориентиров и планов.
Метапредметные:
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· развитие умений работать в команде, в том числе готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
· расширение, углубление и систематизация знаний обучающихся в области семейного и ювенального права;
· ознакомление обучающихся с основными понятиями виктимологии, особенностями виктимологической профилактики, проблемами ее реализации в условиях современной действительности;
· усвоение знаний по наиболее актуальным проблемам исполнения наказаний, а также о порядке и условиях исполнения и отбывания наказания осужденными в различных исправительных учреждениях и др.
Содержание программы.
Учебно-тематический план
Источник: studopedia.ru
4.2. Формы обучения.
Содержание и методы обучения реализуются в определенных организационных формах.
Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия учителя и учащегося.
Результатом такого взаимодействия является профессиональное совершенствование учителя, усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их психических процессов и нравственных качеств.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Формы обучения различаются в зависимости от того, с каким составом учащихся работает учитель, как организует место и время работы, каковы ее этапы.
Формы обучения можно разделить на три группы:
- учебно-плановые (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен);
- внеплановые (консультация, конференции, кружки, экскурсии);
- вспомогательные (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство).
Источник: studfile.net