Формулирование проблемы разработка программы исследования

Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИ-первый раздел в исследовании. Он влечет за собой выбор конкретногообъекта исследования.Объект социологического исследования — это то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Это есть носитель проблемной ситуации. На объект исследования направлен процесс познания. В процессе разработки программы КСИ необходимо не только указание на объект исследования, но и его описание в системе факторов, которые влияют на его функционирование и создают проблемную ситуацию.

За выбором объекта следует определение предметаКСИ.Предмет изучения — это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Правильный выбор предмета КСИ обеспечивается строгой формулировкой проблемы,системным анализом объекта.

Во второмразделеопределяются и формулируются цели и задачи КСИ.

Цель социологического исследования- это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Цель исследования определяет доминирующую ориентацию социолога на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем.

Воркшоп «Как формулировать качественные гипотезы для UX-исследований»

Определению объекта, предмета, его целей и задач должна предшествовать предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска. В случае теоретического КСИ — это изучение литературы по теме, построение гипотетической общей концепции предмета исследования, интерпретация исходных понятий, выделение научной проблемы и логический анализ рабочих гипотез. Для практического КСИ предварительная работа над программой должна начинаться с изучения специфики данного социального объекта и уяснения практических задач (не следует путать с задачами самого исследования), подлежащих исполнению. После этого возможно обращение к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли типовое решение возникших задач (имеется ли специальная теория, относящаяся к предмету)?

Задачи социологического исследованияпредставляют собойсистему конкретных требований,предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Они формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей КСИ. По отношению к цели задачи являются необходимым средством ее реализации, они носят инструментальный характер, т. е. указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.

Задачи подразделяют наосновные, частныеидополнительные.Основные и частные задачи логически связаны, они являются средствами решения главных вопросов исследования. Дополнительные касаются отдельных аспектов проблемы, способов ее решения. Различают такжепрограммные задачиизадачи, которые возникают в процессе развертывания КСИ,в их числе и методические задачи.

Читайте также:
Что выведет программа a 15 b 2 print a b

Формулировка проблемы,

Подготовка исследования начинается с формулировки проблемы. Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникающая в жизни общества и затрагивающая интересы многих людей. Для исследователя социальная проблема выступает как своего рода «знание о незнании» – противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием о путях и способах реализации этих потребностей.

02. Исследования и формулирование гипотез – Ольга Ржанова

При формулировке проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили отражение как проблемная ситуация, так и порождающее ее реальное противоречие.

Следует избегать выдвижения проблем широкого плана, особенно для небольшого по объему исследования. Если не удается придать проблеме сразу четкий и ясный характер, то ее формулировка может быть уточнена по мере разработки других разделов программы.

Социальная проблема всегда предполагает своего носителя – определенную общность людей, с которой она связана. Носитель изучаемой социальной проблемы является объектом социологического исследования.

Выделению объекта сопутствует определение предмета исследования. Он включает в себя отдельные стороны и свойства объекта, которые в наибольшей степени отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Как правило, предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы и отражает взаимосвязь социальной проблемы и объекта исследования.

Источник: studopedia.org

Методы психологии. Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования Этот этап предполагает:

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования Этот этап предполагает:

— выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;

— составление программы исследования, которая обычно включает:

формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4)предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез, 6 ) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Читайте также:
Какой стиль плавания вошел в олимпийскую программу позже остальных кроль на спине брасс баттерфляй

Качественная и количественная обработка данных Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления.

При необходимости (или если это предполагают тема и программа исследования) может быть осуществлена выработка практических рекомендации для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления.

Литература

1.Введение в психодиагностику./Под ред. К.М. Гуревича.-М.: «Академия», 1997.

2.Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – «Академия», 1999.

3.Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1980.

4.Психологический словарь /Под ред. Петровского АВ. — М.,1985.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Формулирование проблемы исследования

Любое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического вопроса, ответ на который не известен и на который нужно ответить. Проблема – это знание о незнании. Формулируя проблему, Вы должны отделять проблемную ситуацию (социальную проблему) и научную проблему. Вы должны сформулировать научную проблему, но при этом показать, что она вытекает из социальной реальности. Для дипломной работы формулировка научной проблемы может начинаться словами: «недостаточная изученность», «отсутствие анализа», «не установленная (выявленная) связь между…», «противоречивые научные представления о…» и др.

Ошибка: «Нарушение прав детей-сирот» или «Увеличение семей риска в регионе» — это социальные, но не научные проблемы.

1) «Недостаточная изученность социальной эксклюзии пенсионеров как основной причины трудных жизненных ситуаций, в которые они попадают» — это аналитическое исследование с использованием кейсов.

2) «Недостаточная изученность социальной эксклюзии как объекта исследования социальной работы» — получится теоретическое исследование, с более подробной работой над понятием, методологическими принципами и подходами, возможна теоретическая модель.

Читайте также:
Программы в которых работают отели

3) «Недостаточная изученность инклюзивных технологий преодоления социальной эксклюзии пенсионеров» — наиболее естественная для социальной работы проблема, потому что включает описание решения социальной проблемы и оказания помощи.

На пересечении того, что известно и того, что осталось «за кадром» рождаются противоречия, теоретически осмысленная совокупность которых выводит нас на научную проблему. Очень часто эти противоречия у нас называют социальной проблемой, которая лежит в основании проблемы научной. На самом же деле гораздо правильнее говорить не о «социальной проблеме», а о противоречиях между, к примеру:

· широким распространением алкогольных традиций и практик в российском обществе и отсутствием в теории и технологии СР теоретически обоснованных и практически апробированных стратегий по минимизации их негативного эффекта;

· острой потребностью российского социума в эффективных стратегиях по социальной адаптации, реабилитации, социализации и т. д. и т. п. инвалидов, молодёжи, мигрантов, женщин и т.д. и отсутствием в арсенале социальных служб теоретических разработок, эффективных технологий, организационных структур и т.д.

Итак: исследовательская проблема всегда рождается на пересечении нашего знания и незнания, суть которого выражается системой реальных противоречий. Если нет проблемы, то человек не видит ни противоречий, ни реальной степени исследованности изучаемой темы.

Среди типичных ошибок при определении проблемы исследования чаще всего встречается указание на одну из сфер социальной жизни, которую автор предполагает изучить, либо апелляция к грандиозным целям общественного прогресса, а также подмена научно-исследовательской проблемы социальной. «Пути модернизации общества», «Факторы стабильности семьи», «Борьба с преступностью», «Беспризорность в России» – примеры некорректных формулировок. Обычно непонятные «проблемы» украшаются риторическим орнаментом: десятками слов, каждое из которых само нуждается в пояснении. Проблема не может считаться сформулированной, если она не выражена одним предложением.

Таким образом, если исследователю удается показать, где про­ходит граница между знанием и незнанием о предмете исследо­вания, то ему бывает нетрудно четко и однозначно определить научную проблему, а, следовательно, и сформулировать ее суть. Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Источник: studopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru