Педагогическое исследование направлено на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание условий для максимального развития умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Краснокустовская основная общеобразовательная школа»
посёлок Красный куст, Судогодский район
по теме:
«Формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и способы их отслеживания»
Шилина Тамара Александровна
учитель начальных классов
1. Условия возникновения и становления опыта.
Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 20 лет. За это время я работала по традиционной программе «Школа России», а в данный момент обучение веду по Образовательной программе «Школа 2100». Этот выбор был не случайным.
Разработка инструментария формирования и оценивания личностных результатов учащихся
В программе «Школа 2100» построена новая модель обучения, которая:
во-первых, является системой развивающего обучения, готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, умеющего творчески относится к действительности, способного принимать самостоятельные решения;
во-вторых, программа доступна массовой школе;
в-третьих, программа разработана именно, как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы контроля и мониторинга результатов обучения;
в-четвёртых – это система целостного и непрерывного образования.
Всё это целиком и полностью можно реализовать в свете нового ФГОС. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Что значит уметь учиться? Подход к формированию личностных результатов в системе «Учусь учиться»
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Это и явилось важной предпосылкой возникновения данного опыта. Педагогическое исследование направлено на формирование личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, создание условий для максимального развития умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Источник: nsportal.ru
Формирование личностных результатов обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечается, что конкурентоспособность и безопасность личности и нации определяется сегодня, в первую очередь, не тем или иным уровнем сформированности у учащихся знаний, умений и навыков по различным предметам, а их надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности по решению задач и проблем, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Задача формировать универсальные учебные действия – значит развивать у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации (т. е. оптимально организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать свои достижения (формировать умение учиться). Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Публикация «Формирование личностных результатов обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Личностные результаты позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные результаты направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Федеральный государственный стандарт определил цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим актуальным стало создание системы работы на основе формирования личностных УУД. Это и явилось важной предпосылкой возникновения данного опыта. Педагогический опыт направлен на формирование личностных результатов начального общего образования, создание условий для максимального развития умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.
Актуальность опыта подтверждается на практике начального обучения следующими противоречиями:
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. Актуальность концепции развития универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена следующими факторами:
— задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
— необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
Формирование и отслеживание личностных результатов обучающихся
Начиная с 1 класса, мы с обучающимися говорим о том, к какой гендерной группе они относятся, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей, о внутренней позиции ученика. Проведенный мной классный час «Самый, самый…» направлен на развитие таких черт как смелость, воля, мужество. Классный час «Улыбка маленькой леди» воспитывает нежность, скромность, аккуратность. Конкурсы к праздникам 23 февраля и 8 марта ярко показывают, как проявляется мужественность и женственность в обучающихся.
На уроках и во внеурочной деятельности формирую основы гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей малой Родины. В формировании социальной идентичности младшего школьника (роли сына, дочери, внука, брата и сестры) большое влияние оказывает семья. Во внеурочное время организую проведение семейных праздников «Папа, мама, я – читающая семья», «Спортивная семья», праздников к 23 февраля и 8 марта, концерты ко Дню матери. Данные мероприятия способствуют сближению родителей и школы.
Обучающиеся задаются вопросом, какое значение, смысл имеет для меня учение, и стараются находить ответ на него. Смысл и мотивы учения имеют решающую роль.
Для развития смыслообразования использую разные приемы мотивации школьников. Чтобы обучающимся было интересно, радостно от процесса обучения, придаю урокам эмоциональную окраску, вовлекаю в активную познавательную деятельность. Ученики всегда ждут чего-то интересного, захватывающего, нового. Они хотят радоваться своим успехам и удачам товарищей.
Часто на уроке использую элементы соревнования, ведь одна из удивительных особенностей соревновательной ситуации – мгновенный переход от эмоциональной взволнованности к стремлению действовать, добиваться успеха. Обучающиеся совместно с родителями принимают активное участие в предметных неделях по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Участвуют в конкурсах муниципального, школьного уровня, а также в международных дистанционных олимпиадах.
У младших школьников стремлюсь развить такие качества личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведение и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Во время уроков, во внеурочной деятельности, на переменах в неформальной обстановке учу своих воспитанников оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (не человек плохой, а плохо поступил).
В школьных учебниках, по которым мы учимся, в каждом разделе сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает моим ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.
На уроках литературного чтения я формирую следующие личностные универсальные действия:
смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
основы гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.
На развитие личностных результатов направлены задания, которые я применяю в своей практике: 1) по интерпретации текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
В 1 классе при работе над произведениями А. Барто, Я. Акима и многих других у обучающихся формируется школьная мотивация, личностная идентичность – роль брата или сестры, сына или дочери. В «Азбуке» есть произведения на развитие гражданственности: «Название русских городов», «Наше Отечество».
Многие тексты учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл («Старый дед и внучек», «Два товарища», и, работая с ними, мы формируем умение давать нравственную оценку поступкам героев.
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет мне не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности. Учатся отвечать на вопросы: На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо?
Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
На уроках технологии, в ходе преобразовательной творческой деятельности, закладываю основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Для развития личностных результатов используется метод проектного обучения, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работа в группах при организации проектной деятельности в первом классе начинается с выработки основных правил.
В процессе создания проектов к праздникам «Живая азбука», «Моя школа, класс»; итоговым урокам по предметам «Числа вокруг нас», к родительским собраниям «Моя семья» — у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах : личностных ( базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению, коммуникативных (совместная работа, познавательных (отвечали на простые вопросы учителя, регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).
В первом классе методом оценки личностных результатов учащихся является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио. Портфолио – это сборник личных работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д. На празднике и классном часе в конце учебного года мы подводим итог о проделанной работе. Все обучающиеся, кто сумел себя проявить в течение года, получают грамоты. И здесь же ребята демонстрируют свои папки с достижениями.
Публикации по теме:
Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.
Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС «Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС». С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.
Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО «Института развития образования»Свердловской области и проводит муниципальные.
Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.
Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук «Зима» Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.
Мастер-класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС» Мастер – класс «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО» Цель повышение уровня профессиональной компетенции.
Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.
Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.
Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.
Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.
Источник: www.maam.ru
Современные формы работы и технологии формирования личностных результатов обучающихся на уроках и занятиях
Формирование личностных результатов обучающихся в условиях внедрения ФГОС. Выступление в рамках круглого стола для председателей школьных методических объединений, учителей начальных классов, воспитателей в ГПД
Оценить
1156 0
Содержимое разработки
Учитель начальных классов, заведующий лаборатории, педагог дополнительного образования Лысенкова Н.Ф., ГБОУ школа №338 Невского района Санкт-Петербург
Современные формы работы и технологии формирования личностных результатов обучающихся
Слайд 1. В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. В этой связи результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Слайд 2. В этом учебном году, при поступлении в школу, у детей была проведена диагностика индивидуальной готовности к школьному обучению. По итогам диагностики, проведенной в нашей школе, полностью сформированная внутренняя позиция ученика лишь у 48 % первоклассников, у 42% частично сформировалось эмоционально-положительное отношение к школе, у 10% внутренняя позиция не была сформирована, что проявлялось в отсутствии желания ходить в школу, которые отдают предпочтение игровой деятельности. Анализ результатов актуализировал необходимость в формировании личностных УУД.
Слайд 3. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
— самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
этото одна из главных задач школьного образования подготовить выпускника к самоопределению. Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное, что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера), что я хочу (какие цели я ставлю), что я могу (представление о своих возможностях), что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую), что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения).
— смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
— нравственно-этическая ориентация — действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
Развитию вышеуказанных качеств, способствуют проводимые мной уроки. В своей работе я использую стандартные и нестандартные уроки. Я перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую в своей работе Слайд 4-7
Эти уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к предмету, но и развивать творческую самостоятельность.
Слайд 9. На уроках я использую разные формы работы
-индивидуальные и групповые (работа в парах, работа в малых группах, работа в группах сменного состава)
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому я бы выделила следующие технологии, которые использую у себя на уроках: Слайд 10.
-Технология уровневой дифференциации
-Технология развивающего обучения
-Технология проектной деятельности
-Технология оценки образовательных достижений
Личностные результаты можно формировать на любом предметном содержании. Я вам сейчас покажу, как можно формировать личностные результаты на уроках русского языка.
При определении смыслообразования, я приведу такой пример:
Тема урока: Однозначные и многозначные слова.
— Что такое ручка?- спрашивает учитель.
— Нарисуйте свой ответ на листе бумаги.
— Запишите слово «ручка» в тетради. Теперь прикрепите ваши рисунки с помощью магнитов к доске.
Рассмотрев рисунки, дети делают свои выводы: почему слово одно, а рисунки разные. И приходят к тому, что слово «ручка» имеет много значений. Это слово «многозначное» — говорят они уже осмысленно.
Учитель: приведите ещё примеры многозначных слов. (Лук, молния,гребешок, звезда…)
Смыслообразование формируется на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
«Литературное чтение именно как предмет в первую очередь решает задачи развития и воспитания личности ребёнка, формирования у него ценностных смыслов и духовно-нравственных ориентиров, художественно-эстетического восприятия литературных текстов и эстетических потребностей, представлений о гуманных отношениях между людьми и о себе как личности. Так курс литературного чтения в большей степени имеет воспитательную направленность, то важно понимать, какие ценности должны лежать в основе его преподавания.
Учебная мотивация и смысл учения отражены с первых страниц учебника «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой и др. Давайте обратимся к примерам и посмотрим, как формируются смыслы и мотивы учения на страницах учебника литературного чтения в 1 классе.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс», Ч . 1, стр. 5-8.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс», Ч . 1, стр. 16.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс», Ч . 1, стр. 18.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс», Ч . 1, стр. 28.
Учебник «Литературное чтение: 1 класс», Ч . 1, стр. 22-23.
Итак, уважаемые коллеги, обратите внимание, что основным условием для развития учебных мотивов является игра (игровая деятельность), которая ещё на протяжении всего первого класса будет приоритетной для младшего школьника. Поэтому произведения, предлагаемые авторами учебника по литературному чтению, носят игровой и занимательный характер: игра с «загадочными буквами» (В.
Данько), игра со звуками (М. Бородицкая). Также пробуждению мотивов и смыслов учебной деятельности способствуют рубрики «Как хорошо уметь читать!» и «Наши проекты». В рубрике «Как хорошо уметь читать!» включены тексты для тех, кто уже хорошо читает и надо поддержать интерес к самостоятельному чтению. Причём, произведения, включённые в эту рубрику на данном этапе, так же носят занимательно-игровой характер.
Проект «Создаём город букв» прежде всего пробуждает любознательность, творческие способности детей, учит понимать смысл учения и практического применения знаний в практике. Дети задаются вопросами «Зачем знать буквы?», «Где знание букв нам пригодится в практической жизни?», «Какая буква любимая и почему?». Чтобы поместить букву в «музей букв», надо, чтобы она отличалась от других букв, была непохожей на другие буквы, чтобы у неё было своё лицо, оригинальный образ, отражающий авторское видение. Когда ребёнок понимает, что его работу оценили, похвалили, то тогда возникает смысл учения, появляется понимание того, что деятельность, которой он занимается не бессмысленна, она нужна не только ему, но и другим. Всё, что он создал, может быть использовано другими людьми.
Таким образом, формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценносто-личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса, в ходе изучения системы учебных предметов, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Однако, все может оказаться полезным только в случае создания благоприятной атмосферы в классе – атмосферы поддержки и заинтересованности в каждом ребенке. Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремиться в воспитании и обучении детей.
Формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса, на различных уроках. Результаты промежуточной диагностики и контрольных срезов по предметам показывают. Что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
Источник: www.prodlenka.org