Формат программы это в журналистике

Презентация на тему: » Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.» — Транскрипт:

1 Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада

2 «Конкуренция» понятий Расширение диапазона значений понятия «формат» — примета времени Является ли понятие «формат» альтернативой понятию «жанр» в новых условиях? Идея дискуссии.

3 Начало дискуссии Начало дискуссии Круглый стол «Формат как понятие журналистики» — декабрь 2008 г. (Кафедра телевидения и радиовещания) Межкафедральный методологический семинар «Формат и жанр: границы понятий» — май 2009 г. (Кафедра стилистики) Межкафедральный методологический семинар «Динамика жанров и форматов в современных СМИ» — ноябрь 2009 г. (Кафедра периодической печати)

4 Центральные темы дискуссии Обозначают ли понятия «жанр» и «формат» одни и те же реалии действительности? Дублируют ли они друг друга? Какими факторами обусловлена жанровая дифференциация в журналистике и сохраняют ли они свою силу до сегодняшнего дня? Какие факторы вызывают активизацию понятия «формат», с какими процессами они связаны и каков на сегодняшний день объем содержания этого понятия?

Дата-журналист — кто это? Data-журналистика простыми словами. ЭтоИзи

5 Поиск ответов. Жанр. Жанр — понятие теории творчества, передающее специфику определенного вида того или иного рода творчества и продуктов этого вида. Каждый жанр обладает устойчивыми первичными признаками, в которых проявляют себя объективные факторы, вызвавшие его к жизни.

6 Поиск ответов. Формат. Формат — понятие коммуникативистики. Обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выступающих в качестве критериев при соотнесении его с другими предметами коммуникации в целях выявления его коммерческой значимости. Так же, как площадь, объем, форма предметов определяют их место в вещном мире, так и формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации, в процессе их движения на информационный рынок.

7 Поиск ответов. Вывод по первому вопросу: Как видим, понятия «жанр» и «формат» обозначают не одно и то же. Следовательно, они не дублируют друг друга.

8 Поиск ответов. жанровой дифференциации АЖТ: Поиск ответов. Факторы жанровой дифференциации АЖТ: объектно-предметное многообразие действительности, широкий состав функций журналистики, в том числе – авторского журналистского творчества, подвижность порождающей модели журналистского творчества, обладающей высокой степенью реактивности.

9 Пояснение к понятию «порождающая модель». Оно обозначает то звено профессионального сознания, где «живут» представления об основных чертах журналистского произведения как особого рода текста. Они способны автоматически направлять творческое поведение журналиста так, чтобы результатом труда стал именно журналистский текст. Иначе говоря, порождающая модель авторского журналистского творчества с неизбежностью задает его способ.

10 Поиск ответов. Вывод по второму вопросу: Все названные факторы сохраняют свою силу и в настоящее время. Это значит, что продолжают действовать причины, вызывающие жанровую дифференциацию журналистского творчества. Так что и в современных условиях понятие «жанр» не утрачивает своей жизнеспособности.

10 минут, чтобы узнать о профессии журналист

11 П оиск ответов. Причины расширения смысла понятия «формат»: развитие процессов глобализации, влекущее за собой рост значения коммуникаций в информационной сфере и необходимость оптимальной организации массовых информационных потоков; появление технических возможностей, ставших предпосылками принципиальных изменений в информационном пространстве; возникновение информационного рынка, неизбежно порождающего ориентацию СМИ на коммерческий успех как гарантию их стабильного существования.

12 Поиск ответов. Основные позиции употребления понятия «формат» Сегодня понятие «формат» употребляется в следующих значениях: формат как тип издания; формат как род творчества; формат как вид творчества; формат как вид коммуникационного канала; формат как способ подачи материала.

13 Вероятный ответ Итак, понятие «формат» не является альтернативой ни понятию «жанр», ни понятиям «тип», «род», «вид», «канал коммуникации», «способ подачи». Оно вбирает в себя лишь часть содержания этих понятий – ту, что способна выступить как мера соответствия информационного продукта признакам, определяющим успешность совокупности продуктов, с которой он соотносится.

14 Роль понятия «формат» на современном этапе Когда информационный продукт выходит за рамки искомого соответствия, но представляет собой ценность, его ключевые признаки сообщают ему статус НОВОГО ФОРМАТА и сами становятся критериями соответствия. Значит, есть основания считать, что понятие «формат» сегодня выступает не только как инструмент организации структуры массовых информационных потоков, но и как ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ И СИСТЕМЫ МК.

Читайте также:
Программа анидеск бесплатная или нет

15 Приглашение к участию в дискуссии Представляется целесообразным пригласить к участию в нашей дискуссии и коллег с других факультетов журналистики, и коллег из редакционных коллективов. Это позволит получить репрезентативный массив суждений о существующих подходах и прийти к выводу, который может быть принят в качестве конвенции, что существенно облегчит взаимодействие в профессиональной среде.

16 Спасибо за внимание!

Источник: www.myshared.ru

Тема лекции – «Жанры и форматы».

Жанры журналистики – это устойчивые формы журналистских произведений. Жанры необходимы и для удобства журналиста, которому достаточно всего лишь выбрать наиболее подходящую форму для своего материала, и для удобства читателя, который, идентифицировав жанр, сможет сразу же понять, что за информация ему будет предложена.

Если это новость, значит, суть события окажется вначале, затем пойдут подробности, а завершат статью мнения обеих сторон конфликта и прогнозы экспертов. Если это репортаж, то журналист как очевидец события предоставит возможность читателю пережить это событие вместе с ним. Если это комментарий, то в нем не будет новых фактов, но зато будет разъяснение и оценка уже известных. Литературовед Виктор Шкловский определял жанр как «установленный обычай, этикет порядка осмотра мира, негласный договор между авторами и читателями о том, в какой системе расположены те явления, которые подвергнуты анализу». При этом «каждый жанр связан с определенным типом жизненного материала» и «каждый жанр предназначен для решения определенной информационной задачи».

Жанрообразующих признаков три – предмет, метод и функция. Под предметом имеется в виду ответ на вопрос «Что отображается?», под методом – «Как?», под функцией – «С какой целью?». Например, для новости предметом будет событие, методом – поиск ответов на основные шесть вопросов, о которых будет сказано ниже, а функцией – объективный рассказ о событии. Слово «объективный» здесь означает, что два разных человека при написании новости об одном и том же событии должны прийти к одинаковому результату, так как технология их работы предполагает поиск ответов на одни и те же вопросы. Различия в материалах двух журналистов об одном и том же событии могут быть обусловлены лишь разницей в ресурсах времени и доступности источников информации, а также направленностью изданий, которая определяет иерархию тем и устанавливает приоритеты в этой сфере.

Выделяют три группы жанров печатной журналистики:

1) информационные жанры —

Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. В периодической печати, как и в СМИ в целом, такого рода тексты выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности. Всесторонности, полноте этого мониторинга способствует жанровое разнообразие информационных сообщений, которое и становится предметом рассмотрения в данной части учебного пособия.

2) аналитические жанры –

Одной из наиболее примечательных черт отечественных СМИ традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Система эта не является чем-то раз и навсегда данным – она постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», а кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций. В предлагаемой главе как раз рассматривается «срез» аналитических жанров, присущих современной периодической печати.

3) художественно-публицистические жанры –

Их обычно относят к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их особый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательности к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности. В силу этого освоение искусства выступления в художественно-публицистических жанрах считается наиболее трудной ступенью при восхождении к вершинам журналистского мастерства.

Информационные жанры:

Аналитические жанры:

Художественно-публицистические жанры:

Понятие “ формат ” — так, как оно складывается в настоящий период, — в большинстве случаев используется для того, чтобы обозначить совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, если понимать таковой как направляемый аудитории информационный продукт. В условиях рыночных отношений признаки эти образуют набор критериев, по которым он соотносится другими предметами коммуникации для выявления его коммерческой состоятельности. На этой основе делается заключение о возможности или невозможности, целесообразности или нецелесообразности предъявления данного произведения аудитории. Так же как площадь, объем, форма предметов определяют их место в вещном мире, так и формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации, в процессе их движения на информационный рынок. Можно сказать, таким образом, что формат есть понятие коммуникативистики, характеризующее место предмета коммуникации в информационных потоках, адресуемых обществу.

Читайте также:
Программа как у айфона

Поскольку в информационные потоки поступают и разные жанровые модели журналистских произведений, они тоже могут рассматриваться с точки зрения места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий “жанр” и “формат”.

Становится возможным говорить без риска быть непонятым: “На эту полосу обязательно нужен текст в формате репортажа”, с одной стороны, и “Сегодня жанр репортажа в журналистике бытует в нескольких форматах” — с другой. Разные значения оказываются интуитивно ясными. Как видим, обозначается понятиями “жанр” и “формат” отнюдь не одно и то же. Можно с уверенностью сказать, что они не дублируют друг друга.

Вопросы для самоподготовки:

1) Как Вы понимаете понятие «жанр»?

2) Как Вы понимаете задачи «информационных» жанров?

3) В чем цель «аналитических» материалов?

4) Как проявляется специфика журналистского творчества при создании текстов в «художественно-публицистических» жанрах?

5) Чем «жанр» отличается от «формата»?

Дополнительная литература:

1. Колесниченко А.В. «Практическая журналистика». – Изд-во Московского университета, — 2008.

2. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати». – Аспекс-Пресс, — 2000.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Студопедия рекомендует:

Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения Глобальные проблемы человечества. сущность и пути решения Глобальными называют проблемы.
Наложение повязок при различных ранениях Повязки на голову и шею. Для наложения повязок на голову и шею используют бинт шириной https://studopedia.ru/24_84865_tema-lektsii—zhanri-i-formati.html» target=»_blank»]studopedia.ru[/mask_link]

Тема 2. Понятие «формат новостей»

2. Формат новостей: принципы, требования к содержанию и форме.

3. Внутриредакционные требования к созданию новостей.

Изучив тему, студент должен

• знать определение понятий «формат», «формат новостей»;

• уметь перевести форматные требования СМИ в методические рекомендации по работе над новостями;

• владеть навыком распознавания форматных требований в новостном медиадискурсе.

Информационная политика каждого современного СМИ осуществляется в рамках так называемого «формата». Термин «формат», появившись в первой половине XIX века для обозначения «инструмента стандартизации размерных параметров выпуска гото-

вого печатного продукта машинного производства» 14 , в современной теории коммуникации приобрел новое, систематизирующее значение. Доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Т.И. Сурикова считает, что востребованность и широкое распространение понятия «формат» в XXI в. стало ответом на экспансию эклектики, хаоса и неопределенности функционирования СМИ в 90-х гг. ХХ века. Форматы выступили своеобразной формой снятия энтропии в деятельности СМИ, а также позволили продемонстрировать уникальные приметы информационной политики.

Широкое распространение термина, его активное использование в практике массмедиа, в том числе в качестве синонима понятия «идеология СМИ», с одной стороны, и широкий спектр смыслов, обозначаемых с его помощью, – с другой, побудили коллектив кафедры стилистики русского языка МГУ в мае 2009 г. провести первый межкафедральный методологический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ». В результате дискуссии, развернувшейся на семинаре, были сформулированы общие подходы к пониманию «широко употребляемого в медиапространстве термина « формат» , а также выявлены проблемные зоны его дальнейшего изучения» 15 .

Вот некоторые определения термина «формат», предложенные на семинаре. Г.Я. Солганик: «Совокупность характеристик, признаков, определяющих соответствие норме, правилам какого-либо мероприятия, события, явления и т. п.» 16 . Лащук О.Р.: «Формат СМИ

– это совокупность параметров элементов, составляющих контент

и определяющих особенности его подачи» 17 .

В 2013 г. С.К. Степанян исследовала феномен «формата», посвятив этому диссертацию «Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии» (М., 2013). В частности, исследователь отметила, что в современной массовой коммуникации

14 Степанян С.К. Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии : автореферат диссертации… канд. филол. наук, М. : МГУ. 2013. С. 13. 15 Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» // Медиаскоп, 2009, 22 июня. – Режим доступа: http://www. mediascope.ru/node/416.

16 Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» // Медиаскоп, 2009, 22 июня.

Читайте также:
Какие программы используют спецслужбы

С.К. Степанян выделяет три группы стандартов, на основе которых работают СМИ: брендбуки (рыночная концепция), стайлбуки (стилевая концепция) и внутриредакционные инструкции. Именно они закрепляются в текстовой форме в виде внутриредакционного регулятива – формата СМИ – и «могут стать важным конкурентным преимуществом при формулировании стратегии развития издания на рынке» 19 . Ценным в исследовании феномена «формат», предпринятом С.К. Степанян, является систематизация основных характеристик формата, которые необходимо учитывать при выпуске СМИ. Таких «составляющих» пять: «принципы принятия решений, требования к содержанию, композиционно-графический компонент, маркетинговый компонент, технические требования» 20 .

Стандарт СМИ может быть конкретизирован через стандарты типов его информационной деятельности: например, «формат новостей», «формат аналитики», «развлекательный формат» и т. д. На субформат распространяются все характеристики формата, кроме того, некоторые позиции субформата могут уточняться в связи с реализацией СМИ конкретных функций, детерминированных его типом.

Под новостным форматом СМИ (или форматом новостей СМИ) следует понимать структурно-содержательные, стилистические и технические стандарты организации новостного потока, которые оптимизируют процесс непрерывного выпуска контента на плат-

18 Степанян С.К. Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии : автореферат диссертации… канд. филол. наук. М. МГУ, 2013.

19 Степанян С.К. Указ. соч. С. 12.

форме определенного СМИ для конкретной аудитории. Формат новостей как формализованные правила работы редакции с контентом являются основным инструментом реализации формата печатного СМИ. Важным элементом стандарта новостей следует признать стилевые параметры текстов. «Документ, который описывает стандарты, связанные с совокупностью правил оформления текста, произвольных или четко установленных (заглавные буквы, пунктуация, допустимые сокращения и т. д.), называется стайлбуком (пер. с англ. style book – «книга по стилю», справочник по стилю), или стайлгайдом (пер. с англ. style guide – «гид по стилю»)» 21 . Сведенные вместе требования к стилевому и стилистическому оформлению новостей могут быть предложены авторам в виде методических рекомендаций по работе с новостями.

Примерная структура документа, описывающего «формат новостей ˂…˃ СМИ»

Введение. Объяснение сути новостей. Их функций по отношению к аудитории и роли в коммуникационных процессах.

Раздел 1. Принципы работы с новостями: точность, оперативность, достоверность, эксклюзивность, безопасность и т. д.

Раздел 2. Принципы и технологии познавательной работы репортера.

Принципы работы с источниками информации. Типы источников. Правила получения информации от источников разных типов. Формы и правила фиксации данных, полученных от источников разных типов.

Раздел 3. Требования к новостным сообщениям.

Жанры новостных сообщений, адекватные информационной политике СМИ. Требования к содержанию (качеству) и структуре новостного сообщения (заголовок, лид, контекст, цитата, бэкграунд). Технологии работы со структурными элементами новостного сообщения: заголовок-хэдлайн, суммирующий лид, детали новости, оформление цитат, бэкгрунд (история события). Устранение допущенных ошибок.

21 Степанян С.К. Формат печатного СМИ в современной российской медиаиндустрии: автореферат диссертации… канд. филол. наук. М. МГУ, 2013. С 18.

Раздел 4. Стилистическое оформление новостных сообщений (стайлбук).

Раздел 5. Порядок работы над новостным сообщением. Познавательно-творческий процесс. Передача в редакцию. Ра-

бота со службой мониторинга. Выпуск сообщения. Исправления и аннулирования сообщений.

С примерами конкретных новостных форматов можно познакомиться в учебно-практических изданиях: Технология новостей от Интерфакса : учебное пособие для студентов вузов / В.В. Герасимов, Р.Б. Ромов, А.А. Новиков и др.; под. ред. Ю.А.

Погорелого. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 159 с.; Васильева Л.А. Делаем новости : учебное пособие / Л.А. Васильева. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 457 с.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова история введения в научный обиход понятия «формат»?

2. Как понимается учеными термин «формат» в системе массовых коммуникаций?

3. Кто из отечественных ученых занимается вопросами определения природы и сущности понятия «формат»?

4. Какие признаки присущи формату СМИ?

5. Что такое «формат новостей»?

6. Какие структурные элементы должны быть содержательно расписаны в документе, регламентирующем формат новостей?

7. Что такое «стайлбук»?

8. Зачем СМИ нужен формат?

9. Какова роль новостного формата в реализации информационной политики СМИ?

1. Лазутина, Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики / Г.В. Лазутина // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика, 2010. – № 6. – С. 14–21.

2. Лащук, О.Р. Термин «формат» в массовой коммуникации / О.Р. Лащук // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика, 2010. – № 6. – С. 36–41.

Источник: studfile.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru