В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского языка. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным. Необходимо, чтобы ребята знали порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фонетический разбор в начальных классах.
В программе начальной школы по русскому языку большое внимание уделяется различным видам грамматических разборов. Фонетический разбор слов — один из самых сложных видов разбора на уроках русского языка. С этим видом работы над словом учащиеся встречаются с первых дней обучения в школе
В зависимости от цели и задач урока разбор может быть устным или письменным, полным или частичным.
Как объяснить ребенку фонетический разбор слова? Звуко-буквенный анализ
Необходимо, чтобы ребята знали порядок разбора, отмечали в ходе разбора почему они оценивают анализируемый факт так или иначе, тогда анализ будет содействовать развитию связной научной речи, развивать мышление.
Порядок фонетического разбора.
1 этап. Постановка ударения. Деление на слоги.
2 этап. Гласные звуки.
3 этап. Согласные звуки.
4 этап. Количество звуков и букв.
В начальной школе целесообразно применение частичного фонетического разбора, который служит базой для формирования прочных фонетических умений и навыков. Поэтапный фонетический разбор в начальной школе даст материал для проведения полного фонетического разбора в средней школе.
1 этап. Постановка ударения
Навык постановки ударения формируется у учащихся еще в букварный период. Фонетический разбор позволяет совершенствовать этот навык
Для формирования навыков постановки ударения использую следующие упражнения:
— Сравни слова. Есть ли какая-нибудь разница на письме? А на слух? Прислушайся, какой слог сильнее звучит?
У реки два берега. Волга и Нева-реки.
2.* Подумай, зависит ли смысл слов от места ударения?
Дети видели белок. В яйце есть белок и желток.
— Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
За рекой было село. Солнце село.
— Деление слова на слоги.
Деление слова на слоги не вызывает трудностей, если слоги открытые: » зи-ма, мо-ло ко»; или закрытые, конечные: «мо-роз, ле-сок». Надо обратить внимание на деление на слоги слов с неслоговым «и» [и] » са-рай, май-ка» Упражнения
Упражнения
Фонетический разбор слова в 1 классе, зачем?
Кто-нибудь мне может объяснить с какой целью детям морочат голову в 1 классе фонетическим разбором слова. Нет, я не понимаю, возможно, в этом есть какой-то скрытый и недоступный для моего разума смысл? Ну накой… нормального ребенка путают в начальных классах, зачем говорить и прописывать (пусть и в квадратных скобках) словарное слово около — окала, а молоко – малако. А потом говорят, что грамотность детей падает. Кто знает, как долго этим безобразием занимаются по программе «Школа России»?
Фонетический разбор слова. Как сделать звуко-буквенный разбор?
26.11.2012 19:28
О, это загадка. Там много еще открытий чудных и не нужных готовит вам программа.
26.11.2012 20:54
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова: объясняем ребенку, как сделать правильно
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова — это анализ звуков и букв, из которых это слово состоит. Он помогает ученикам вникнуть в тонкости родного языка, знакомит с языковыми процессами и явлениями, например, йотированием гласных. Научиться делать фонетический разбор слова несложно: нужно следовать плану и держать перед собой несколько памяток.
Объясняем ребенку, как делать разбор
Сначала следует спросить, знает ли ребенок, что такое буквы и звуки?
- В тетрадях и книгах мы пишем буквы, но читаем, говорим вслух звуки.
- Буквы – это графические символы, а звуки – единицы речи.
- И звуки, и буквы бывают согласными и гласными. Гласные звуки мы можем пропеть. Всего их 6, а гласных букв для обозначения больше – 10.
- Для фонетического разбора нужно протяжно говорить слова, и внимательно слушать.
- Звуки записывают в виде транскрипции слова.
- Количество звуков и букв в слове часто отличается. Поэтому при разборе слова всегда ведется подсчет.
- Согласные имеют свою классификацию. Они бывают глухие и звонкие, твердые и мягкие, парные и непарные.
- В фонематическом разборе нужно как можно более полно охарактеризовать каждый звук и букву.
Чтобы не ошибиться и выполнить задание правильно, необходимо следовать плану:
Что такое йотированные гласные, глухие и звонкие согласные – памятки
Нужно не только хорошенько расслышать звучание слова, но и знать правила русского языка. Например, что твердый и мягкий знаки не обозначают звуков, а потому в транскрипции не записываются. Но они показывают твердость или мягкость звука, который находится перед ним.
- Буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированными гласными. Они часто стоят в паре с [й’], то есть, могут обозначать не один, а сразу два звука. Разобраться, где и какую транскрипцию ставить, детям поможет правило:
- Согласные можно легко классифицировать по способу произношения. Для примера произнеси слово «рыбонька», а затем «ноль». Обрати внимание, как в первом случае мягко звучит [н’]. При его произнесении язык словно обнимает небо во рту. Во втором случае [н] звучит твердо, а язык становится узеньким и упирается в небо кончиком.
Памятки, которые помогут правильно выполнить задание (стоит распечатать):
Примеры выполнения
Уже с первого класса школы детей знакомят со звукобуквенным составом слова, и к 3-му классу они примерно понимают, как делать разбор. Чтобы выполнить домашнее задание правильно, лучше всего изучить примеры в классной работе. В разных классах, школах (в зависимости от учебной программы) требования к оформлению фонетического анализа могут отличаться.
3-й класс
Если во 2 классе школьники записывали звукобуквенный состав слова в строчку, то начиная с 3 класса, запись правильно вести в столбик. В третьем классе детям дают задание разобрать относительно простые слова.
Пример:
- Маяк – ма-як (ударение на второй слог)
[м] – согласный, звонкий, твердый
[а] – гласный, безударный
[й’] – согласный, звонкий, мягкий
[а] – гласный, ударный
[к] – согласный, звонкий, твердый
4 буквы, 5 звуков, 2 слога.
Как быстро и легко сделать домашнее задание по теме – видео для родителей и детей:
4-й класс
В 4 классе ученикам предстоит сдавать ВПР по русскому языку, в которое обязательно включается звуко-буквенный анализ. В примерах, разбираемых на уроках, будут встречаться более сложные слова. Делая разбор, нужно быть очень внимательным, пользоваться памятками, и при необходимости, карманными справочниками. Пример:
- Жирный [ж ы р н ы й’] – жир-ный, 6 б., 6 зв., 2 слога, ударение на первый слог
ж-[ж] – согл., зв. парн., тв. непарн.
и-[ы] – гласн., ударн.
р-[р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
н-[н] – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы-[ы] – гласн., безуд.
й-[й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Больше примеров и правила оформления фонематического анализа представлены в видеоуроке по теме:
5-й класс
В 5 классе дети знакомятся с орфоэпией, которая учит правильно произносить слова и задает нормы произношения звуков. При фонетическом анализе может оказаться, что транскрипция сильно отличается от слова. Чтобы выполнить задание правильно, полезно пользоваться орфоэпическим словарем.
Несколько примеров разбора слов для учеников пятого класса :
Слово «морковь»:
Слово «чернеют»:
Слово «береза»:
Термином «сонорный» обозначают звонкие согласные. В средних классах школы учителя могут просить учеников указывать шипящие согласные, описывать парные они или нет, и в каких случаях. Чтобы не ошибаться, рекомендуем посмотреть видео урок по теме:
Вопросы и ответы
У ребенка не получается выполнить разбор, что делать?
Иногда дети, сколько бы не учили правила, не могут самостоятельно проанализировать звукобуквенный состав слов. Причина может скрываться в логопедических проблемах. Если есть другие признаки (стойкие ошибки в письме, путаница написании сходных по звучанию букв, нечеткая речь), рекомендуется проконсультироваться с логопедом.
Зачем детям фонетический анализ слова?
Звукобуквенный анализ слов развивает чуткость, фонематический слух. Дети со временем смогут видеть и слышать, где звуки озвончаются, и где оглушаются, осваивать новые правила русского языка, чтобы писать грамотно и без ошибок.
Русское письмо – не звуковое письмо. Первым делом фонетический разбор дает детям понять, что буквенная пропись не равна звуковой и писать слова, как они слышатся, неправильно. Поэтому изучать звуки начинают несколько раньше, чем буквы, или одновременно с ними. Важно углублять знания постепенно и согласно возрасту. Фонетический анализ слов в 3, 4, 5 классах и далее усложняется.
Важно научить ребенка выполнять задания, которые ему задают на уроках. Пробелы в знаниях могут привести к проблемам в учебе и непониманию, как делать разбор слов в старших классах школы и сдавать ЕГЭ по русскому языку.
Источник: razvivashka.online