Фольклорная программа это что
В данной работе нами была сделана попытка осуществить анализ программ по музыкальному воспитанию школьников, в контексте наличия в них фольклорного компонента. Для этого мы обратились к анализу ряда документов, речь, о которых пойдет в настоящем разделе.
Проведенный анализ «Программы по музыке для общеобразовательной школы 1 — 3 и 4 — 7 классы» Д.Б. Кабалевского, показал, что определенное место в ней произведениям народного песенного творчества отведено. Однако, с точки зрения исследуемой проблемы, в данной программе хотелось бы видеть более объемную подборку такого материала.
Нельзя не отметить и нелогичность, выражающуюся в уменьшении их количества по мере изучения предмета «Музыка». Это подтверждается аналитическими данными, изложенными ниже. Так, если в I классе в I четверти (тема — «Три кита» в музыке — песня, танец, марш») дети знакомятся с четырьмя народными песнями , то во II четверти (тема — «О чем говорит музыка») только с одной песней. В III четверги (тема — «Куда ведут нас «Три кита») это всего две песни (одна повторяется), а в IV четверти (тема — «Что такое музыкальная речь») только одна песня.
РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ФОЛЬКЛОР
Во втором классе обращение к народной песне еще более ограничено: в III четверти (тема — «Развитие музыки») — это две песни, а в IV четверти (тема — «Построение (формы) музыки») — одна песня.
В 3 классе в I четверти при изучении темы «Музыка моего народа» школьников знакомят с шестью произведениями народного песенного творчества, при этом они разделены по жанровым признакам (солдатская, трудовая). Во 2 и 3 четверти (тема — «Между музыкой моего народа и других народов нет не переходимых границ») ребят знакомят с произведениями народного песенного творчества стран ближнего и дальнего зарубежья.
В 4 классе, изучая народную музыку используемую в произведениях композиторов Чайковского, Римского — Корсакова и др. школьники разучивают одну песню.
В 5 классе ученики слушают и поют три песни в I и II четверти.
В 6 классе в начале учебного года, знакомясь с песенно-хороводным образом, школьники разучивают одну песню.
В 7 классе, знакомясь с обработками народных песен и вариационной формой, ученики поют две песни.
Кроме всего, на наш взгляд, при подборке песенного материала нарушается преемственность их отбора по жанровым признакам. Программой не всегда предусмотрены теоретические сведения о жанрах песенного фольклора. Акцент сделан лишь на определении принадлежности народной музыки к той или иной группе национальностей: славянской, закавказской, прибалтийской, среднеазиатской.
Более совершенна, в плане интересующей нас темы, программа, выполненная авторским коллективом под руководством М.В. Хазовой (Фольклор-музыка-театр — М.: 1999г.)
Благодаря своему содержательному наполнению, данная программа ставит своей целью привлечение внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. И хотя данная программа адресована педагогам дополнительного образования и направлена на формирование определенной среды: организацию музея русской культуры, создание фольклорного ансамбля, наличие национальных костюмов, отбор соответствующего репертуара, мы считаем ее более удачной, чем программа, которая описана выше.
Новизна программы заложена в том, что лишь в ней отражен цикл народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек. Таким образом, в основу здесь взят принцип «сквозного» воспитания, помогающий естественным путем решить задачи не только музыкального, но и эстетического воспитания.
Программа составлена с учетом воспитательных и образовательных задач и имеет несколько разделов, где описаны особенности программы.
Определенный интерес для нас представляет программа «Оберег», составленная Е.Г. Ворониной. Целью данной программы является воспитание детей в традициях отечественной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Программа состоит из двух разделов «Народоведение» и «Музыкальный фольклор» и делится на три вспомогательных подпрограммы.
Мы изучили программу «Беседушка» адресованную первоклассникам. Программа содержит обширный этнографический музыкальный материал и направлена на интенсивное освоение фольклорных традиций, предназначена педагогам дополнительного образования.
Программа Г.С. Ригиной «Музыка для детей» 1 — 3 классы (М., 1998г), представляет для нас интерес в плане своего оригинального тематического построения. Тема «Русские народные песни и пляски» дает возможность для сравнения звучания песен в исполнении оркестра народных инструментов, фортепиано и др.
Она строится на «разыгрывании» нескольких народных песен, их театрализации, пении, движении, игре на народных инструментах. При изучении темы «Музыка разных народов» ребята знакомятся с русской, украинской, белорусской, эстонской, немецкой, норвежской и восточной музыкой. Акцент сделан на определение национальной принадлежности характерных образцов народной музыки.
В основу программы «Музыка 1- 8 классы», разработанной коллективом педагогов под общей редакцией Ю.Б.Алиева (М., 1993 год) положена идея воспитания чувств с помощью музыки. Алиев предлагает это делать на основе развития у учащихся потребности творческого общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности.
Через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей в каждом классе накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается в какой-либо из четвертей того или иного класса.
В каждой четверти первого класса учащиеся знакомятся с одной — двумя народными песнями.
Во втором и третьем классах делается акцент на ознакомлении с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, а также с музыкой изобразительного характера. Дети знакомятся с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.
В четвертом классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Дети осваивают полифонический склад народной музыки, слушают календарные обрядовые песни, поют игровые, плясовые народные песни.
И только в пятом классе учащиеся получают представление о разнообразии жанров народной музыкальной культуры, о глубоких связях профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством. Содержание представлено песенным материалом большого жанрового спектра — это трудовые, хороводные, свадебные, былины, исторические, протяжные лирические, городские песни, а также частушки.
Знакомясь с музыкой России, вместе с тем учащиеся знакомятся с музыкой народов ближнего зарубежья. В ходе уроков дети осваивают такие понятия, как лад, размер, фактура, исполнительские средства выразительности. Данные понятия освещаются применительно к образцам народного песенного творчества.
По-своему оригинальна программа, составленная авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Л.Л.Куприяновой.
Согласно ее программе «Музыкальный фольклор 1 — 4 классы» (М., 1992г.) целью первого года обучения является — подготовка детей к освоению основных, выразительных средств и понятий народного творчества. Соответственно подобраны и темы четвертей: «Давайте познакомимся», «Все умеем декламировать», «Узнаем волшебные звуки», «Все учимся петь».
Темы второго года обучения: «Слово, напев, движение в фольклоре», «Выразим себя в фольклоре», «Что такое ритм в фольклоре», «Что такое народная музыкальная речь». В этот период происходит активное практическое освоение главных форм фольклора, закрепление ранее полученных певческих навыков, развитие навыков воспроизведения простейших интонационных и ритмических элементов музыкальной народной речи.
Темы третьего года обучения: «Изображение трудового процесса в народных песнях», «Речевая интонация в фольклоре», «Образы музыкально -поэтического фольклора», «Учимся плести «веночки» народных песен». Продолжается работа по формированию навыков выразительного интонирования в сочетании с декламацией и движением, ознакомлению с народными инструментами.
Темы третьего года обучения: «Найдем к каждой песне свой ключ». «Календарная песня — зеркало жизни народа», «Народ — великий художник». В этот период дети знакомятся с разнообразием жанров и стилей в русском песенном фольклоре, обучаются доступным приемам народного исполнительства.
В ходе работы над темой исследования мы попытались отразить и опыт общеобразовательных школ нашего региона. К сожалению, анализ материалов (планов, отчетов и т.д.) показал, что проблема освоения музыкального фольклора не носит целенаправленного и системного характера.
Того же фольклора, который преподносится нашим детям в виде «литературных и музыкальных памятников», т.е. прочитанного по книжке и пропетого по нотам, явно недостаточно. Нам представляется, что переходу к новой образовательной парадигме, способной обеспечить генетически обусловленную, всесторонне развивающую, фундаментальную сферу универсальной музыкальной деятельности.
К сожалению, все существующие ныне школьные региональные программы этому не способствуют. Приобщение молодого поколения к духовным ценностям должно происходить с учетом культурного многовекового народного опыта.
Поэтому в современную музыкальную педагогику необходимо внедрение таких программ по музыкальному воспитанию детей, которые бы содержали новую идеологию общего музыкального образования. Безусловно то, что они должны быть «подпитанными» истоками народной культуры со всем ее воспитательным потенциалом, дающим возможность для развития дарований всех без исключения детей. Они должны включать использование нестандартных форм музицирования, способствующих познанию школьниками традиционной народной культуры. Последняя, в свою очередь, влияет на раскрытие способности ребенка к активному творчеству и естественное развитие детского голоса.
Принимая во внимание сказанное, в процессе работы над темой мы осуществили попытку составления собственной программы по музыкальному воспитанию школьников. При этом нами были взяты за основу все лучшие художественно-творческие виды, формы и методы работ, используемые в традиционных программах. При составлении программы нами учитывались возможности личностного потенциала каждого учащегося. В ходе последующей работы опираясь на наиболее прогрессивные рекомендации психологов и педагогов. Путь музыкально-эстетического воспитания школьников средствами музыкального фольклора в данной программе нами осуществлялся через многообразие театрально-образовательных форм деятельности с обращением к целому ряду социо-игровых методик.
Более того, процесс приобщения школьников к региональной культуре охватывал не только учебную, но и внеучебную сферу с ее богатыми возможностями.
Данное дополнение к основной программе, именуемое «Музыкальная и духовная культура народов ханты и манси» нацеливала школьников на приобщение к региональной этнокультуре средствами театральной педагогики.
В рамках этого раздела изучалась следующая тематика:
Музыкальная и духовная культура народов ханты и манси:
а) инструментальная музыка;
б) музыкальные инструменты.
в) устное народное творчество: мифы, песни;
г) обряды: а) обряд, связанный с медвежьим праздником;
б) свадебный обряд;
Основными задачами при реализации этого курса являются:
— ознакомить детей с искусством народов ханты и манси, путем внедрения в программу по музыке раздела «Музыкальная и духовная культура народов Севера»;
— заинтересовать детей самобытной и неповторимой музыкальной и танцевальной культурой народов ханты и манси;
— передать информацию о национальной, музыкальной и танцевальной культуре будущему поколению;
— структурно включить в данный раздет следующие темы:
«Песенность, танцевальность и маршевость в национальной музыке»;
«Музыкальная декламация в музыке ханты, манси»;
«Выразительные и изобразительные интонации в музыке народов Севера»;
«Музыкальное наследие ханты и манси»;
«Музыкальные инструменты народов Югры»;
«Медвежий праздник, как вид театрализованного действа»;
В результате изучения курса по окончанию четвёртого класса дети должны ЗНАТЬ:
Мастеров — музыкантов национальных инструментов;
Виды инструментальной музыки (программная, ритуальная, танцевальная);
Музыкальные инструменты и фоноинструменты ханты и манси (нарсь-юх, сангквылтап, торопь-юх, нынь-юх, бубен, Тумран);
Духов-покровителей нашего края, их значение;
Название пяти инструментальных («Куренька», «Оленёнок», «Голос весеннего лебедя», «Пайпынг ойка», «Нёр ойка») и пяти вокальных («Песня «Точка на карте Югра»», «Северный олень», «Ой, легенды», «Сердцу дорог», «Из-за гор седых Урала») произведений;
Историю происхождения танца хантов «Куренька»;
Мастеров по национальным танцам.
Звучание музыкальных инструментов, их тембр;
Звучание музыкальных инструментов в национальном оркестре;
Средства музыкальной выразительности вокальной и инструментальной музыки;
Виды музыки (программная, ритуальная, танцевальная);
Отличие женских и мужских танцев.
Характер и настроение музыки;
Выразительность и изобразительность в музыке;
Выразительные и изобразительные интонации;
Определять элементы песенности, танцевальности и маршевости в песнях и наигрышах музыкантов ханты и манси.
Рассказывать историю происхождения хантыйского танца «Куренька»;
Объяснять виды национальной музыки;
Рассказать об элементах Медвежьего праздника.
Все эти условия помогают приобщать детей к миру национальной музыкальной культуры края, в котором они проживают.
При изучении ряда тем использовались возможности театральной педагогики. Речь об отдельных ее элементах, на которые мы опирались, пойдет в следующем разделе.
Источник: studbooks.net
Программа дополнительного образования «Народное творчество»
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)
Размер файла: 122 Кбайт
Пояснительная записка
Привить детям любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам – это не только эстетическое, но и прежде всего идейно – нравственная задача современного образования и культуры.
В современной системе образования решение вопросов, связанных с изучением и освоением основ народного творчества, особенно актуально, т.к. поможет обществу вернуть утраченную историческую память, восстановить складывавшуюся веками систему духовных ценностей, существенно повлиять на формирование личности обучающегося и его социальную адаптацию.
Одним из важнейших средств приобщения обучающихся к духовным ценностям является народное творчество, которое помогает им познать сердцем родной народ, стать наследниками национальных культурных традиций.
Активно внедряются в педагогическую практику программы и методики по народному творчеству. Учебная программа «Народное художественное творчество», составлена на основе программ: «Уроки фольклора» Зайцевой Е.А.
Курс «Народное художественное творчество» является частью сквозной системы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального фольклора. Раннее народное творчество фигурировало фрагментарно в ряде дисциплин, таких как народно – хоровое пение, изобразительное искусство, хореография и др. Однако, будучи явлением синкретическим, фольклор может и должен преподаваться как единый самостоятельный предмет. Слово, музыка, живопись, театр, декоративно – прикладное искусство и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему.
Изучая народное творчество обучающиеся открывают для себя богатство национальной духовной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании.
На занятиях обучающиеся учатся не только петь народные песни, водить хороводы, ориентироваться в народных праздниках, обычаях и приметах, но и развиваются творчески, овладевают игрой на простейших народных музыкальных инструментах, осваивают теоретические сведения, а также знакомятся с народными художественными промыслами, особенностями русского костюма, встречаются с народными исполнителями.
Развитие традиций и пропаганда народно – певческого искусства как в русле сохранения традиционных форм его бытования, так и создание концертных сценических форм воплощения фольклора возможно лишь на основе знания этих традиций, овладения музыкально – поэтическим языком фольклора. Цель программы: «Народное художественное творчество» — формирование духовного уровня обучающихся средствами народного искусства.
— Привить интерес к народному творчеству
— Развить воображение, творческие способности, потребность общаться с искусством.
— Выработка у обучающихся системных представлений о русском музыкальном фольклоре, как специфическом виде искусства и об основных жанрах русского песенного фольклора в русле истории, современного состояния и разнообразия традиций.
— Развитие у обучающихся этического вкуса, расширение кругозора.
— Обогащение слухового опыта активным усвоением произведений разных жанров на основе лучших образцов музыкального фольклора.
Занятия по народному творчеству занимают особое место в учебном процессе т.к. органично связаны с народно – хоровым пением, сольным пением и режиссурой народных песен.
Занятия не должны носить обособленный характер, они не должны быть оторваны от современной жизни. В конечном счете освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений будет базироваться на здоровых музыкально – фольклорных представлениях, знаниях, навыках, что обеспечит правильную ценностную ориентацию обучающихся в огромном потоке музыкальной информации.
Основным стержнем является освоение музыкально – поэтического песенного фольклора и рассматривается, как исторически развивающаяся система.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление, не только не утратившее в настоящее время своей первозданности и животворящей силы, но и занимающее все более значимое место в системе обучения и воспитания обучающихся.
Программа рассчитана на 2 года обучения (152 часа – 2 года обучения; 1 час в неделю; 76 часов в год) Занятия по данной программе проводятся с двумя группами.
Основные принципы построения программы:
— принцип тематизма, последовательное развитие определенных тем;
— принцип связи с жизнью, а значит, народное творчество рассматривается как искусство живое, рожденное жизнью и наразрывно связанное с ней.
В качестве итоговых занятий можно подготовить и провести традиционные календарные праздники, чаепития с концертной программой В итоге обучения по программе «Народное художественное творчество» у обучающихся должен быть заложен фундамент для дальнейшего освоения духовной культуры своего народа.
Тематический план к программе дополнительного образования
«Народное творчество»
Наименование разделов и тем
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Фольклорная программа «Русский дом»
Данная программа рассчитана на учащихся начальной школы. Цель программы: воспитание гражданской идентичности средствами фольклора.Благодаря ей, ребята познакомятся с разными жанрами фольклора.С помощью этой программы дети научатся выразительному чтению, пересказывать устную речь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Фольклорная программа «Русский дом» »
Русский дом
Программа фольклорного курса
Выполнил учитель начальных классов
Бурмистрова Н.Н.
МБОУ гимназии №17
- формирование гражданской идентичности младших школьников через знакомство с фольклором.
- Познакомить с истоками отечественной культуры (разными жанрами фольклора), которые помогут понять объяснить историю страны.
- Обогащение и активизация словарного запаса учащихся.
- Пробуждать интерес к словесному творчеству, развитие индивидуального творческого потенциала.
- Развивать у детей эмоционально-эстетическое восприятие произведений, обогащая их эмоциональную сферу разнообразием чувственно-нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств.
- Работать над выразительностью и эмоциональностью речи, развивать внимание , память.
- Воспитывать уважение и интерес к истории и культуре своего народа.
- Овладение языком ,как средством познания и общения.
Принципы построения программы
- Принцип осознанности
- Идейно- художественный принцип
- Принцип доступности
- Принцип целостности воссоздания картин прошлого
- Принцип приоритета общечеловеческих нравственных ценностей
Методы и подходы
- Традиционные
- Проблемно-творческие задания
- Организация творческой деятельности на фольклорной основе
- Создание эстетических ситуаций, погружение в среду фольклорных ценностей
- Стимулирование интереса к активному освоению фольклора
- «Новому году — начало, зиме — середка», издавна говорят в народе об этом месяце. И условно изображают его двуликим: старым лицом он обращен в прошлое, молодым — в будущее.
- 7 января. Рождество Христово. Сугробы высоко набило — к хорошему году. Если оттепель — весна будет ранняя и теплая.
- С 7 по 14 января. Святки. Загодя в лесах заготовляли бревна для срубов, чтобы по снегу вывезти их на усадьбы.
- 19 января. Крещенье. Крещенские морозы. В ночь небо открывается (проясняется). Коли метель, то мести ей и через три месяца. В народе этот день называют Богоявлением. Если день теплый — хлеб будет темный, то есть густой, холодный, ясный — лето предстоит засушливое, пасмурный и снежный — ждите обильного урожая. Крещенье под полный месяц — быть большой воде. Собаки много лают — будет много дичи и зверя.
- 25 января. Татьянин день. Проглянет солнышко — к раннему прилету птиц, снег — лето дождливое.
А бывало, с перезвоном к берегам ее зеленым
Шли девицы за водой по улице мостовой.
Подходили к речке близко, речке кланялись низко:
— Здравствуй, речка, наша мать, дай водицы нам набрать!
- Фольклорный образ воды.
- Фольклорный образ дорог.
- Ветер перемен.
- Покров первозимье.
- Зимобор – «живой огонь»
- Фольклорный образ земли.
- Большая семья.
- Жилище крестьян, новоселье.
- Хранительница очага, образ матери.
- Родительские субботы.
Детские забавы
Наумов день или путешествие в старую школу
- Петр с колоском, а Илья с колобком.
- Медовый спас.
- Яблочный спас.
- Хлебный спас.
- Зимние виды работ.
- Льняные смотрины.
- Шерстяные изделия.
- Забота о домашних животных.
- Собирательство лекарственных трав.
- Капустинские вечеринки.
- Зимний базар. Ярмарка.
- Рождество.
- Масленица.
- Праздник Зинек синичек.
- Праздник встречи весны грачевник.
- Пасха.
- Береза – символ России.
Встреча весны
- Мы сделали сами
- Скворечники уже готовы
Праздник встречи весны
Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка .
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!
Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка»
Пятница «Вечера у тёщи»
Суббота –»Золовкины угощения»
Воскресенье – «Прощеный день»
Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять !
Медовый спас Яблочный спас
- Организация игр во внеурочное время.
- Организация игр во внеурочное время.
- Инсценирование сказок.
- Сочинение загадок, считалок, скороговорок.
- Оформление газет, карт, проектов.
- Проведение фольклорных праздников.
- Творческие мастерские (изготовление поделок).
Ожидаемые результаты
- Выразительно читать стихи, учить считалки, дразнилки.
- Понимать значение слов.
- Сочинять рассказы по рисункам.
- Иллюстрировать сказки.
- Участвовать в инсценировках сказок.
- Уметь использовать полученные знания в разных сферах жизни
«Собирайте наш фольклор, учитесь на нем , обрабатывайте его»
« Чем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего».
Источник: kopilkaurokov.ru
Сценарий «Игровая фольклорная программа»
девушки на п осиделки» позволит провес ти увлекательное меропр иятие для школьник ов.
Она ставит це лью знаком ство с трад ициями русс кого народа, е го культуро й, бытом,
обычаями и об рядами, а так же желание ра збудить инте рес р ебят к прошлому своег о
народа, воспитать гордост ь за его ист орию и культур у.
Обращение к св оим истокам не обходим о, в первую очередь, для т ого, чтобы, по слов ам
К.Д. Ушинского, «не быть иност ранцем пос реди своей р одины». Нар одное искусст во во
свеем его многооб разии служит отражением на ционального ха рактера – это мощное
средство в фо рмировании эстетического вк уса, правильн ых понятий о прекрасном.
В глубокую стар ину на Руси д олгими зимним и вечерами с обирались дев ки и парни у к ого —
нибудь в доме на посиделки, где за нех итрой домашн ей раб отой проходил и вечера с
весельем, песня ми, танцами, и грами.
Посиделки «У Ксю ши» пров одятся в неб ольшом зале, где н аходятся предмет ы русског о
быта. На стене оформлена р усская печь из бумаги, соотве тствующие з анавески,
половики и т.д. Накрыт стол с бл инами, самоваром и д ругими домашн ими яств ами. В
этом же зале оформлена выста вка творчес ких работ уча щихся.
Посиделки ведет К сюша, «х озяйка дома », в русском на циональном к остюме.
Участники посид елок — это дев очки — одеты в русс кие сарафаны. М ожно пригл асить
мальчиков, так же одетых в русск ие народные к остюмы.
Негромко зву чит красив ая русская на родная песня. Р аздается стук в две рь, входят
девочки с корзи нками, в кот орых находят ся незаконченные рукоделия, п риветствуют
хозяйку дома.
Ксюша встречает г остей с хлеб ом — солью на подносе, ук рашенном вышиты м
полотенцем.
Словом, эти п осиделки
Были праздник ом души.
Быт людей отме чен веком,
Поменялся стар ый мир.
Нынче все мы по “су секам”
Личных дач или кв артир.
Наш досуг пор ою мелок,
И, чего там говорит ь:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо в озродить.
На фоне песни з вучит приветст вие хозя йки:
Здравствуйте, красные деви цы!
Гости жданн ые, званные, желанные!
По обычаям российским
Всем гостям по клон мой низк ий
С добрым слово м и любовью ,
С хлебом — солью! С хлебом — солью!
Будьте как дома, у саживайтесь п оудобнее.
Чайку отку шать, гармошку послу шать!
Милости прошу ко мне на п осиделки!
Милости прошу !
Девочки проходя т, рассаж иваются на лавки, д остают сво и рукоделия и начинают
нетороплив о работать. Х озяйка также сад ится за работ у вместе с гостями.
1- я девушка:
И оживает книга бытия,
Я с трепетом л истать ее беру сь.
Таинственная Р одина моя!
Прадедовская Ки евская Ру сь!
(музыкальный ф он убирается)
Хозяйка: Хорошее начало – полдела откачало.
2- я девушка: Бесе да дорогу коротает, а пес ня – работу.
1- я: Делу время – потехе час!
Игла – барыня, к нягиня,
Весь мир наря дила,
Нарядила, обш ила,
Сама нагая ходила.
Она тонка да дл инна,
На одно ухо остра,
Всему миру краса.
4- я: Какова пря ха – такова на н ей рубаха.
5- я:Конь стальн ой – хвост льняной.
Позолоченная п рялица,
Мы прядем, а нитка тянетс я,
Мы прядем, а нитка тянетс я,
Нам работа эта нр авится.
3- я девушка:
Кто услышит хоть раз, как в Росси и поют,
Не расстанется с пе сней вовеки.
Так снега по ве сне ру чейками бегут,
А потом разливаю тся в реки.
Если в песне слыш на неприк рытая грусть –
Грустью, кажется, полнится в оздух,
Если у даль теснит молоде цкую гру дь –
Пляшу т вечер и синие звезды.
И старушка Земля в се никак не поймет,
В чем же кроется та йна России:
То ли песня пр екрасна, а то ли народ,
Распевающий пес ни такие!
Катя поёт русскую народную песню «Соловей м ой, соловей ».
Девушка: Ах, х ороши посиделк и у тебя, Ксюш а!
Хозяйка: Ну , а вы мои масте рицы — искусницы, пок ажите ваше маст ерство, свои «золотые»
Хозяйка расс матривает рук оделия деву шек, они по оче реди рассказывают и
показывают свои работы.
( стук в дверь, р азговор за дверью , пришли м альчики, пр инесли связку баранок и сем ечки,
угощают девочек, кладут на ст ол пода рки)
Ксюша: Прошу в избу! Красн ому гостю – красный у гол! Гостечки, дорогие, са дитесь за
стол, у нас для каж дого на йдется местеч ко и доброе слове чко.
Один мальчик, п роходя, поет частушку:
На окошке два цвет очка,
Голубой да але нький.
Я парнишка боево й,
Хотя росточком мал енький.
Мальчики читаю т «Наш красавец – сам овар»:
Посидеть за сам оваром
Рады все навер няка
Ярким, солнеч ным пожаром
У него горят б ока.
Самовар поет, ча дит,
Только с виду он сердит:
К потолку пускает пар
Наш красавец – сам овар.
Самовар пыхтит, и скрится,
Щедрый, кру глый, золотой,
Озаряет наши л ица
Он своею добр отой.
Лучше доктора лю бого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, кру того
Самоварного ча йку.
Все рассажив аются за стол и пьют чай.
В чае я души не ч аю,
Наливай горячий ча й.
5- я девушка:
Эх, выпьем чайку
Разгоним тоску ,
В честь наших гост ей
Споем веселей!
В честь наших гост ей
Споем веселей!
Все поют песню «Б лины»
Мы давно блин ов не ели,
Мы блиночков за хотели!
Ой, блины, бл ины, блины,
Вы, блиночки мо и!
В квашне новы р астворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, бл ины, блины,
Вы, блиночки мо и!
Моя милая сестр ица
Печь блины — то маст ерица.
Ой, блины, бл ины, блины,
Вы, блиночки мо и!
На поднос она кла дет
И сама к столу несет.
Ой, блины, бл ины, блины,
Вы, блиночки мо и!
Гости, будьте же здоровы!
Вот блины мои г отовы.
Ой, блины, бл ины, блины,
Вы, блиночки мо и!
Хозяйка: Послов иц о тру де мы сегодня много услышали, а теперь х очу загадат ь вам
Бежит свинка –
Золотая спинка,
Носочек сталь ной,
Хвосточек льнян ой,
Сквозь полотно проходит,
Ко нец себе на ходит. (иголка с н иткой)
Мочили, колот или,
Рвали, крутили,
Узор вышивали
И на стол клали. (ль няная скатерть)
В землю Тит зашел ,
Синю шапку нашел,
Из земли выра стал –
Весь мир одевал. (лен)
Стоит толстячок,
Подбоченивш и бочок,
Шипит и кипит ,
Всем пить чай вел ит. (самова р)
Хозяйка: И зага дки вы знаете.
По душе, может, вам
Роль моей хозя йки?
Я всю жизнь вам отдам,
Кроме балалайк и.
Павел играет на балалайке.
Поёт чародейка, к раса — балалайка,
То звонко смеётся, т о плачет навз рыд,
И так откровенно, и так без у тайки,
Как будто с т обой по — душам гово рит.
Девушка 1: Хор оши посиделки у тебя, Ксюша, да и им подходит к онец.
Все мы песни перепели,
Не осталось ни одной,
Не пора ли, в сам ом деле,
Нам, друзь я, идти домой?!
Во т настал момент прощанья,
Будет краткой н аша речь.
Говорим вам : «До свиданья»
До счастливых новых встреч !»
Гостю – почет, хоз яину – честь.
Гость доволен – хоз яин рад!
Все гости бл агодарят хозяйку з а прием, прощают ся и уходя т.
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Начальная школа — еще материалы к урокам:
- Сценарий «Поговорим о правильном питании»
- Сценарий «Новогодняя ярмарка»
- Сценарий новогодней сказки «По щучьему велению»
- Сценарий «Осенние именинники»
- Сценарий «Дедушка. бабушка и я — лучшие друзья!» 1 класс
- Сценарий «Преумножаем наследие отцов»
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 6-12-2016, 22:27 Игровая программа «Светлый день»
- 1-12-2016, 00:09 Игровая программа «У Светофора каникул нет!»
- 19-11-2016, 20:03 Игровая программа по ПДД «Дорожный автоэрудит»
- 9-11-2016, 22:37 Игровая программа «Новогодний калейдоскоп»
- 6-11-2016, 06:45 игровая программа «Экологическая тропа»
- 10-04-2016, 20:50 Игровая программа «Крокодил»
- 4-09-2015, 08:21 Игровая программа «В лес за грибами!»
- 16-07-2015, 16:08 Игровая программа «Хорошее настроение»
Источник: uchitelya.com