Фольклорная интерактивная программа это

фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Центр развития ребенка — детский сад № 188»

Тема: «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

Кирилова Анастасия Александровна

г. Хабаровск, 2021г.

Тема: «Применение интерактивных игр в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

«…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» .

Актуальность: Народная мудрость гласит: настоящее, как некогда прошлое, творит традиции будущего. В настоящее время дети всё чаще подвержены влиянию иноязычных культур на русскую культуру.

К сожалению традиции русской культуры отодвигается на второй план, это считается устаревшим прошлым. С экранов телевизора мы всё чаще видим героев для подражания персонажей иностранных мультиков и фильмов. И сразу задаётся вопрос, а куда делись наши сказочные герои из наших добрых мультиков и сказок?

Игровая программа «Фольклорный театр»

В дошкольном детстве идет активное накопление нравственного опыта. И от того что видит и слышит ребёнок с рождения, будет зависеть его мировоззрение, отношение к окружающему миру и к себе.

Здесь уместно вспомнить слова академика Д.С. Лихачёва, который в свое время сказал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоеванного русским искусством. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи…»

Наши национальное отличия сохраняется и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.

Исходя из выше изложенного следует, что фольклор является очень значимым материалом для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, обеспечивающее их социальное развитие и гармоничное формирование их личности в целом.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, рождающим личность.

Актуальность данной проблемы побудила меня особенным образом начать работу по формированию художественно-эстетических чувств дошкольников средствами фольклора.

Прежде всего, надо было найти ответы на вопросы:

  1. Как повысить детский интерес к фольклору?
  2. Какие формы и методы использовать для повышения познавательной активности детей?
  3. Как влияет развивающая среда на развитие художественных способностей средствами фольклора?
  4. Как может влиять участие родителей на результаты работы по ознакомлению детей с народным творчеством?

Изучив опыт работы педагогов, работающих в этом направлении:

— О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, которые создали программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

— Л.С. Куприной, Т.А. Будариной, которые создали сборник практических материалов для работы с дошкольниками «Знакомство детей с русским народным творчеством»;

МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРОГРАММ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ2

— педагогические исследования по формированию у дошкольников художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, О.П. Радынова, Т.А.

Копцева.

— прослушав вебенары по данной теме;

— опыт работы педагогов г. Хабаровска по данной проблеме.

На основе изученных материалов, практических исследований определила цель:

Цель: создание условий для художественно -эстетического развития старших дошкольников в процессе использования интерактивных средств в ознакомлении с фольклором.

Для решения цели сформулировала следующие задачи:

— продолжать приобщать детей к миру народной культуры через детский музыкальный фольклор, народные игры, расширяя кругозор детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;

— повысить познавательный интерес к русскому народному творчеству;

— обеспечить художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка средствами фольклора;

— повысить педагогическую культуру родителей;

— продолжать формировать целостное восприятие народной культуры.

Свою деятельность поданной проблеме построила следующим образом:

условно разделила свою работу на несколько направлений:

1) Слушание народной музыки , песен, в том числе и колыбельных . («Во кузнице», «А я по лугу», «На горе-то калина» и т.д)

2) Знакомство с музыкальными играми и хороводами . (Бабка-Ежка, «Золотые ворота», «Гори, горя ясно», «Плетень» и т.д.)

3) Знакомство с народными музыкальными инструментами .

4) Знакомство с традициями и обрядами русского народа.

5) Использую музыкальные интерактивные средства

6) Знакомство с играми коренных малочисленных народов.

В своей работе использую разные жанры:

  • Русская народная песня
  • сюжетно-ролевая игра,
  • игры и оркестровые композиции с детскими музыкальными инструментами

Главной проблемой в моей деятельности стал вопрос: «Как заинтересовать дошкольников, чтобы тема «Фольклор» стала для них особенно интересной?!

Обратив внимание на то, что все внимание современных детей, в первую очередь привлекают компьютеры и все, что с ним связано.

Читайте также:
Написать программу которая выводит саму себя

Поэтому, в своей работе, по данной проблеме. решила прибегнуть к возможностям ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения детей.

Для реализации поставленных задач из ИКТ использую компьютеры (в компьютерном классе), слайдопроектор, планшет.

С помощью которых провожу:

— презентации, видеопрезентации, игровые и интерактивные презентации;

Заметила, что проводимые мною интерактивные экскурсии такие как «В музее народных музыкальных инструментов», «Русские узоры» и др. активизирует дошкольников, формирует интерес к миру фольклора и представление об изучаемой теме, стимулирует на поиски дополнительной информации.

Родители и педагоги не всегда имеют возможность сходить с детьми в музей. На помощь снова приходят виртуальное посещение музея. Благодаря чему, дети видят весь процесс в динамике, виртуально занимают место в выставочном зале. Они имеют возможность разглядеть предметы фольклора в деталях, наблюдают за их формами, красками.

Если возникает трудность, как рассказать детям о русских народных инструментах и истории их возникновения и главное не имея возможности их показать? Виртуальная экскурсия для нас снова находка.

Например, в ходе одной из НОД вместе с воспитанниками виртуально посетили выставку народных музыкальных инструментов, смогли заглянуть внутрь каждого музыкального инструмента, рассмотрели как и из чего его изготавливают? И т.д.

После виртуальной экскурсии в музей, стараюсь закрепить пройденный материал в процессе интерактивных игр в компьютерном классе. Где на индивидуальном компьютере дети могут остановиться на понравившейся им эпизоде, картине, увеличить изображение и детально его рассмотреть.

Чтобы познакомить дошкольников с народными костюмами, использую видео-презентации работ мастеров. Например, показываю детям видеофрагмент, где мастер поэтапно изготавливает элемент народного костюма. Обратила внимание, что во время видео-презентации дети с особенным интересом и вниманием наблюдают за процессом изготовления народного костюма.

Особенный интерес у детей вызывают видеообращения с экрана сказочных персонажей. Они создают высокую мотивацию и переносят детей в мир сказки.

Чтобы расширить представления дошкольников о предметах, событиях, явлениях, использую игровые презентации. Так, например, на занятии по ознакомлению с музыкальными инструментами включаю презентацию со звучанием отдельных инструментов. Это помогает отрабатывать приемы коллективной согласованной игры (например, на ударных инструментах). Кроме того, видеофрагменты помогают познакомить детей с редкими музыкальными народными инструментами, которых нет у нас в наличии (арфой, органом, волынкой). Дети имеют возможность увидеть, как выглядит инструмент, как извлекается звук и др.

Помимо этого представляю интерактивные презентации-задания, авторы которых — специалисты по дошкольному образованию. Данные задания помогают развивать у детей логическое и абстрактное мышление, помогают сформировать навыки, необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую и т. д. Познакомиться с ними можно в Интернете, выбрать с учетом возраста воспитанников группы и использовать для решения текущих задач.

Для того чтобы вызвать интерес у детей к игре на музыкальных инструментах разрабатываю сама или нахожу в интернете русский народный оркестр, который показываю детям на экране проектора. Дети имеют возможность перед игрой на русских народных инструментах увидеть, какие инструменты участвуют в оркестре, посмотреть и прохлопать ритм. На верху изображен ритм, под ним музыкальный инструмент.

Далее, звучит русская народная мелодия и на экране, кружочками изображен ритм те музыкальные инструменты, которые должны играть в данный момент.

Это все вызывает особенный интерес у детей. Они сосредотачиваются, концентрируют свое внимание. В дальнейшем дети самостоятельно смотрят на экран и играют оркестр. Так дети быстрей запоминают ритм, который они должны играть, запоминают последовательность игры на музыкальных инструментах.

В своей работе использую презентации, видео для знакомства детей с культурой коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

Дети с большим интересам смотрят видео с их традиционными танцами (выполняем элементы их танцев). С детьми на экране рассматриваем традиционные музыкальные инструменты, слушаем их звучание. Дети с удовольствием играют в нанайские игры, такие как «Хейро» (Солнце), «Ручейки и озёра», «Полярная сова и евражки» и т.д., для игры использую настоящий нанайский бубен, который у меня есть. У детей вызывает еще больший интерес, когда они сначала видят тот же бубен на экране, а потом и на яву.

Для знакомства детей с русскими народными песнями и играми, для лучшего их понимания нахожу или записываю сама видео и показываю их детям на экране. Так например показываю детям р.н.игру «Купила бабка с дедкой», где на экране появляется ростовая кукла Бабушка-Забавушка и отбивает на ложках ритм. Дети вместе с ней простукивают ритм. Потом эта Бабушка – Забавушка приходит на посиделки, развлечения, что вызывает еще больший познавательный интерес у детей, желание быть участниками всех мероприятий.

Читайте также:
Как найти служебные программы на ноутбуке

Для того, чтобы был результат, работа должна быть систематичной и последовательной, должна быть непринужденная обстановка.

В работе по приобщению детей к русской народной культуре я использую следующие методы:

— словесный метод (словесные пояснения, чтение стихов, загадки, пословицы, поговорки и т. д.) ;

— наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, презентаций, видео, выразительный показ движений ) ;

— игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, игры-хороводы).

— практический метод (упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий) .

По мнению исследователя и педагога Е.П.Кашиной, только в соприкосновении с народным творчеством, дети могут получить возможность сменить пассивное восприятие искусства на активную эстетическую деятельность, реализовать свои возможности в самостоятельных художественных формах (пение, танцы, игры и т.д.) не только в ДОУ, но и дома.

Поэтому, одной из задач образовательной работы по приобщению детей к народной культуре является повышение педагогической просвещенности родителей в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.

Очень эффективным воздействием на сознание родителей считаю проведение консультаций – практикумов «Палитра народной музыки», «Муза в доме» и др. в результате которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми на практике апробировать всевозможные народные танцы, песни, поиграть в народные игры, познакомиться как можно их использовать с детьми дома, в повседневной жизни, на домашних праздниках и т.д.

В результате проведения таких консультаций – практикумов, родители, заметно стали активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимать участие в различных конкурсах на лучший народный инструмент, поделку и т.д.

Также систематически рекомендую родителям совместно с детьми посещать тематические выставки народных умельцев, изготавливать нетрадиционные музыкальные инструменты, народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об инструментах, игрушках – кто их делал и как.

Взаимодействие родителей и детского сада по вопросам приобщения детей к народной культуре происходит особенно активно при проведении совместных фольклорных праздников и досугов

(«У гармошки день рождение», досуг «Диво дивное, чудо чудное» и др.).

При подготовке к данным праздникам родители активно вовлекаются в жизнь группы (оформляют костюмы, принимают участие в выставках изделий народного искусства и др.).

Таким образом, данные формы взаимодействия с родителями позволят повысить родительскую компетентность о роли народного фольклора в художественно-эстетическом воспитании и развитии детей.

Все это вместе взятое позволило значительно расширить познавательный интерес детей к народной родной культуре

Таким образом, применение интерактивных музыкальных средств в ДОО возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса детей и их родителей к изучению народного творчества – фольклору.

За время работы по данной проблеме (2019-2021 гг — 2 года) изменились показатели уровня умений и навыков воспитанников в музыкальной деятельности по фольклору.

Показатель количества детей, имеющих высокий уровень развития:

Восприятие с 25% до 50%,

Пение с 35% до 53%

Муз. ритм. деят. с 15% до55%

Игра на ДИМ с 11% до 50%

Песенное тв. с 15% до 48%

Танцевальное тв. 8% до 44%

Средний уровень музыкального развития детей изменился в пользу высокого уровня:

Восприятие с 55% до 40%,

Пение с 52% до 39%

Муз. ритм. деят. с 60% до 40%

Игра на ДИМ с 50% до 37%

Песенное тв. с 45% до 31%

Танцевальное тв. 65% до 39%

Значительно снизился процентный показатель количества детей, имеющих низкий уровень:

Восприятие с 20% до 10%,

Пение с 23% до 8%

Муз. ритм. деят. с 15% до5%

Игра на ДИМ с 39% до 13%

Песенное тв. с 40% до 21%

Танцевальное тв. 27% до 17%

Так же повысился уровень музыкальной культуры, а также общий уровень развития детей…

Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2019-2020 учебный год

Результаты диагностики музыкального развития детей по фольклору за 2020-2021 учебный год

Таким образом, результатом систематической, целенаправленной и планомерной работы произошли качественные изменения показателей музыкального развития и музыкального творчества у выделенной группы дошкольников посредством использования фольклора, как одного из средств развития творческой активности и творческих способностей детей.

Свои опытом я делюсь на выступлении на педсоветах, публикуюсь в интернете : www.maam.ru , https://nsportal.ru , https ://PRO-PEDAGOGA.RU .

Мои дети участвуют в конкурсах Фестиваль-конкурс «Оранжевое небо – 2021» — диплом лауреата 2 степени, II международного конкурса «Маленькие звездочки» 2021 диплом лауреата 2 степени, «Амурские зори»

Читайте также:
Программа в облаке плюсы и минусы

Итог: Проделанная мною работа по данной проблеме результативна, многогранна, интересна. Сделан анализ, выявлены ошибки.

Много новых мыслей, задумок, работу по данной проблеме будем продолжать, совершенствовать, доводить до логического завершения…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность применения метода «погружения» в приобщении детей к истокам русской народной культуры»

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Из опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

В данном материале обобщается опыт работы ДОУ № 435 г.Новосибирска по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Практико-значимая работа творческого проекта на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Презентация опыта работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Из опыта работы по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

МБДОУ « Большеберезниковский детский сад «Теремок» « Приобщение детей к истокам русской народной культурыТолько тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину; узнав её, стать подлинным патриотом…»(С. Михалков)Что может заинтер.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

— расширить представление о жанрах устного народного творчества;- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:- воспитывать у де.

Источник: nsportal.ru

Интерактивная игра по теме «Русский фольклор»

Цель и задачи ресурса: Закрепить знания детей по теме «Русский фольклор». Формировать чувство причастности к культурному наследию России. Ресурс создан в программе Microsoft Power Point 2010.

Дубровина Любовь Анатольевна

Дубровина Любовь Анатольевна

Портфолио
Разработки
Блог автора

По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «Интерактивная игра по теме «Русский фольклор»» категории «Игры и викторины 1-4 класс» бесплатно. Будем благодарны, если вы оставите отзыв или посмотрите еще другие материалы на нашем сайте. Характеристики документа: «презентация».

Загрузка началась.

Понравился сайт? Получайте ссылки
на лучшие материалы еженедельно!

Источник: easyen.ru

Афиша

Фольклорная интерактивная программа «Чудесный ларец»

Фольклорная интерактивная программа «Чудесный ларец»

11 Декабря 2018 17:00

Подвижные музыкальные народные игры, игра на народных инструментах, пляски, хороводы, песни и стихи – вот неполный перечень того, чем можно заняться детям в рамках фольклорной интерактивной программы «Чудесный ларец».

Одно из значений слова «фольклор» — народное знание, народная мудрость. Вековое знание и мудрость, сконцентрированная в народном творчестве. Жанры русского народного творчества взаимосвязаны, слово — с музыкой, с танцами, с декоративными ремеслами.

Вовлекая детей в занятия фольклором, мы достигаем нескольких целей:
— гармонизируем их эмоциональную сферу,
— развиваем воображение,
— открываем для них нравственный и художественный аспекты национального русского искусства,
— учим общаться и просто радоваться жизни.

Благодаря многообразию музыкальных фольклорных форм и смысловой наполненности игр, наши занятия могут быть веселыми, шумными, подвижными или наоборот тихими и умиротворенными, наполненными лиричными народными напевами.

Фольклорную интерактивную программу проводит этно-клуб «Дикое поле» – хранитель истинно традиционной русской культуры и обычаев, постоянный участник фестивалей военно-патриотической направленности. В 2017 году коллективу исполнилось 13 лет. Этно-клуб имеет два состава – профессиональный, состоящий из 5 человек, включая руководителей клуба – Ивана и Валентину Деревянко, и любительский, открытый для всех желающих. Здесь участников не только обучают петь по уникальной методике, созданной Валентиной Деревянко, но и изучают истоки народного творчества родного края.

Этно-клуб начинал свою деятельность с исполнения песен южных регионов. Тогда же он получил свое название «Дикое поле» – так назывались необжитые пространства за пределами обнесенных кольями степных русский поселений. Впоследствии коллектив перешел к изучению традиции Северного Подмосковья. В настоящий момент «Дикое поле» является единственным объединением, занимающимся изучением этой сложной традиции. Участники коллектива исследуют быт и народные песни, а также занимаются воссозданием старинного народного костюма этого региона.

Коллектив является победителем московского фестиваля «Золотые руки мастеров», лауреатом фестиваля «Шолоховская весна», лауреатом телефестиваля «Русский Взгляд», фестиваля «Куликово Поле», лауреатом фестиваля «Заря-заряница», дипломантом 2 степени международного фестиваля «Виват, Победа!». В 2016 году этно-клубу «Дикое поле» присвоено почетное звание «Московский городской творческий коллектив».

Источник: id41.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru