Флор тайм что за программа

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Няганский реабилитационный центр»

8 (34672) 9-70-42

  • Главная
  • О центре
  • Структура центра
  • Отделения
  • Отделение информационно-аналитической работы
  • Отделение социальной реабилитации и абилитации (10 мест) (в том числе «Служба социального сопровождения подготовка к сопровождаемому (самостоятельному) проживанию инвалидов)
  • Отделение диагностики, разработки и реализации программ социально-медицинской реабилитации (в том числе «Служба домашнего визитирования», служба «Домашний микрореабилитационный центр»)
  • Отделение дневного пребывания
  • Стационарное отделение для инвалидов
  • Социально-медицинское отделение
  • Негосударственные поставщики социальных услуг
  • Документы учреждения
  • Бережливое производство
  • Отзывы о деятельности учреждения
  • Помощь людям с расстройствами аутистического спектра
  • Сведения о контрольных мероприятиях
  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях
  • Практическая тренировка эвакуации людей из здания, 19.04.2016
  • Практическая тренировка эвакуации людей из здания, 10.12.2015
  • Информация для родителей и специалистов
  • Попечительский совет
  • Ранняя помощь
  • Служба домашнего визитирования и домашний микрореабилитационный центр
  • Волонтерская и добровольческая деятельность
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Государственное задание
  • Ветеранская организация
  • #Лето-онлайн
  • #ГармонияДома
  • С Днём победы!
  • Короновирус
  • Программы, проекты, методики и технологии реализуемые в БУ «Няганский реабилитационны центр»
  • Конкурс
  • Вакансии
  • Наши контакты
  • Главная /
  • Деятельность /
  • Информация для родителей и специалистов /
  • Флортайм. Игры по методике флортайм

Флортайм. Игры по методике флортайм

Что такое DIR/Floortime? Подход в работе с особенными детьми. Роман Сафронов, психолог, эрготерапевт

Floortime/Флортайм (время, проведенное в игре на полу) – это вид терапевтической интервенции в форме игры. В этом процессе терапевт и родитель используют время, когда ребенок вовлечен и активен, для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать навыки и умения во всех сферах.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда – теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Методика Floortime подходит всем детям с РАС, с синдромом Дауна, с задержкой темпов развития, с нарушениями поведения и речевого развития.

Зачем и кому нужна методика Floortime? #floortime #флортайм #аутизм #зпрр #зпр

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм:

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Примеры игр по программе Флортайм:

1. Игра «Через туннель»: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребёнка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки.

Позвольте ему протаранить вас – «бу-бух»! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки.

2. Игра «Читаем книгу»: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – «Это — моя собака»! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке.

3. «Игра в мяч» пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новые роли, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену.

4. Игра «Строитель»: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков «Лего». «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше. Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик?

Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!».

5. «Танцы» включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»).

6. Игра «Рельефная ходьба»: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники), лощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

7. Игра «Сортировка по цветам»: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек – прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку!). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что особенный ребенок играет по-особенному.

Наталья Николаевна Рогозина, логопед

(Источник: Барыбина Е. Б., кандидат психологических наук, олигофренопедагог)

Опубликовано: 28 января 2021

Вернуться наверх
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
«Няганский реабилитационный центр»
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, город Нягань, ул. Речная 191.

Источник: rcnyagan.ru

Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС

Хочу познакомить всех с методом Флортайм, применяемый с детьми РАС.

«Использование метода Флортайм в работе с детьми РАС».

Развитие личности ребенка – на первом месте

• Суть Флортайм : это подход, который во главу угла ставит самого ребенка и его особенности.

• Цель Флортайм — не только достижение поверхностных успехов в виде гашения определенных симптомов и развития у ребенка навыков общественно приемлемого поведения, но прежде всего развитие личности ребенка.

• Основная гипотеза Флортайм – это то, что путем успешной работы с эмоциями ребенка можно создать базу для развития его интеллекта, навыков коммуникации и эмпатии по отношению к другим людям.

• Интересы ребенка — во главу угла. Флортайм делает упор на игры, которые интересуют ребенка. Родители, учителя и психологи подключаются к этим играм. Таким образом, следование за инициативой ребенка — главная установка в игре.

• Лучший контакт — через совместную игру. Совместная игра помогает ребенку установить лучший контакт с окружающими людьми, что улучшит умение общаться и повысит интерес к другим людям.

• Роль родителей. В отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов, Флортайм отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль в его терапии.

• Индивидуальный подход во всем. Поскольку во главу угла ставятся интересы ребенка, программы занятий существенно разнятся от пациента к пациенту.

Виды игр в рамках Флортай

Флортайм использует следующие виды игр :

1. Спонтанная игра

2. Частично структурированная игра

3. Занятия по развитию сенсорной сферы

4. Занятия по развитию моторики

Вот конкретные примеры игр по программе Флортайм :

• ЧЕРЕЗ ТУННЕЛЬ: покажите ребенку, как катать игрушечную машинку. Сделайте туннель из поставленных рядом рук и попросите ребенка провести машинку по этой трассе. Ждите ребё нка в конце туннеля: «Я здесь! Приезжай ко мне в гости! Я жду тебя» и хвалите малыша за все предпринятые попытки.

Позвольте ему протаранить вас – бу-бух! Или начните убегать, разрушив туннель в самый последний момент, тем самым вовлекая малыша в догонялки;

• ЧИТАЕМ КНИГУ: садимся рядом с ребенком и просим его выбрать книгу, которую он хочет читать. Выбирайте специальные детские книжки с объемными фигурками и движущимися героями, чтобы как можно сильнее удивить малыша и поощрить его к рассматриванию следующих страниц. Накрывайте уже знакомых персонажей руками – Это моя собака! И предлагайте ребенку точно так же накрыть его фаворита в книжке;

• ИГРА В МЯЧ: пусть ребенок выберет мячик из множества размеров и цветов. Помогайте малышу катать мячик по полу, бросать мячик в корзину или перебрасывать его друг другу. Добавьте мячу новых ролей, например, шишка, которая упала «прямо мишке в лоб!». Собирайте мячики в корзинку, разбросав по дому, как каштаны в осеннем парке. Толкайте мячики одновременно – с разной скоростью, изучая, какой быстрее ударится о стену;

Читайте также:
Mixpad что это за программа

• СТРОИТЕЛЬ: работая по очереди, строим башню из кубиков или кирпичиков Лего. «Мы стремимся высоко! Кто выше? А я выше! А теперь ты!». Стараемся поднять свое сооружение как можно выше.

Это занятие поможет малышу усвоить идею очередности и необходимости ждать своего хода. Добавьте к высокому строению любимую игрушку: «А где твой любимый солдатик? Давай он залезет на башню и спрыгнет вниз! А вот мисочка, эй, солдат, прыгай в неё!»;

• ТАНЦЫ: включите любимые песни ребенка и танцуйте по комнате. Имитируйте движения ребенка и поощряйте его к повторению за вами. Предлагайте движения животных в сопровождении звуков («А теперь как уточки, на корточках, кря-кря!»);

• РЕЛЬЕФНАЯ ХОДЬБА: вырезаем квадратики из разных материалов – ткани, фольги, пластика с пупырышками (обертки для бытовой техники, вощеной бумаги. Раскладываем их по полу и просим ребенка пройти по такой дорожке. Ребенок испытывает новые ощущения и развивает крупную моторику.

• ПАЗЛЫ: вместе с ребенком ставим на место детали головоломки. Стремимся к тому, чтобы делать это по очереди.

• СОРТИРОВКА ПО ЦВЕТАМ: помогите ребенку сортировать разноцветные игрушки и карандаши по ведеркам разных цветов. Сделайте кубики «одушевленными», например, добавьте звук и прятки (Кубик в мешочек — прыг! Где кубик? – а вот он, ку-ку). Или наклейте на кубики изображения животных и поиграйте в зоопарк, когда животных распределяют по клеткам. Озвучивайте толпу фауны, показывайте, кто бежит, а кто грациозно вышагивает, обгоняйте, фыркайте, цокайте копытом.

Из примеров легко понять, как достигается эмоциональный контакт и совместное внимание. В самом начале вы можете использовать любимые игрушки или простые логические игры (сортер, пирамида, конструктор, тем более, если ребенок любит такую активность.

Однако важно не останавливаться на логическом этапе игры. Подключайте совместное выполнение действий и эмоциональное наполнение ради главной цели – контакта и взаимодействия с вами, игровым партнером.

Например, несколько примеров для любителей конструктора:

• Стройте дома из конструктора – для героев сценки. Здесь на выручку фантазии приходят хрестоматийные сказки «Теремок» и «Три поросенка».

• Воздвигайте высокий забор между двумя персонажами в игре «Я обиделась!».

• Создавайте убежище для фигурок, которые прячутся друг от друга.

• Сделайте несколько вольеров для зверей — с классическими целями «друзья собираются вместе», «поход в гости», «накормить зверушку».

Основная идея Флортайм : игрой руководит ребенок, а вы присоединяетесь к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки.

В рамках Флортайм можно постепенно подталкивать ребенка к более сложным играм, требующим взаимодействия со взрослым:

• Взрослый говорит: «Похлопай, потопай, улыбнись, подними руки», а ребенок выполняет его команды;

• Взрослый хлопает, топает, улыбается, ложится или встает, а ребенок должен назвать соответствующий глагол;

• Занятия на развитие моторики рта: ребенок по команде вытягивает язык, выдувает мыльные пузыри, поджимает губы;

• Элементы ролевых игр (чаепитие с куклами, строительство города, причесывание мягких игрушек);

• Демонстрация ребенку изображений с различными выражениями лиц и просьбы описать, какие эмоции переживают герои. Когда эта часть игры освоена, предлагаем ребенку самому скопировать представленные чувства.

Развитие крупной и мелкой моторики:

• Ползаем как жучки;

• Ложимся на спину, опираемся на руки и ноги и ходим по-крабьи;

• Ползаем, извиваясь, как червяк или змея;

• Распределяем по полу большое количество предметов. Взрослый называет нужный или описывает его (более сложный вариант). Ребенок должен отыскать, что описано, и поднять предмет с пола. Если использовать много материала, придется попотеть!

• Шнуруем шнуровки, застегиваем молнии, продеваем пуговицы в петли и защелкиваем заклепки;

• Надеваем бусины на прут (проще) или веревку (сложнее);

• Строим из Лего и других конструкторов

Начинайте игру с любимых предметов, даже если это неодушевленные сортеры или кубики.

Артистичность с подстройкой под малыша: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!

Хвалите маленького партнера по игре: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки.

Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, оденьте миску как шляпу, нарисуйте цветок помадой на щеке).

Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.

Накрасьте яркую помаду на губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.

Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.

Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Чем легче и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.

Флортайм – это замаскированная учеба, спрятанная в активной игре.

Результаты Флортайм

Два основных фактора эффективности методики :

1. Исходные возможности ребенка

2. Степень вовлеченности родителя

Чего вы можете добиться, применив эту методику?

• Эмоциональный контакт с малышом

• Взаимодействия в диалоге

• Удовольствие от общения

• Гармонизация сенсорной сферы

• Развитие коммуникации (речевой и альтернативной)

• Понимание и управление личными эмоциями

• Умение решать социальные задачи в необычной ситуации

• Умение идти на компромисс

• Развитие разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального)

• Развитие самосознания и самооценки

• Формирование мотивов к обучению и общению и системы ценностей

Флортайм это вид терапии, основанный на игре. В этом процессе терапевт и родитель использует время, когда ребенок вовлечен и активен для того, чтобы помочь ему развиваться и справляться с трудностями развития и обогащать свои навыки и умения во всех сферах. Подход Флортайм был разработан доктором С. Гринспеном и имеет целью объединить терапевтическую и коррекционную среду с игровой.

Идея терапии состоит в том, чтобы она была естественной, а среда теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Также одним из преимуществ этого подхода есть то, что самые близкие для ребенка люди – родители, могут обучиться основным идеям и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Флортайм реализуется в работе с :

1. Детьми с аутизмом

2. Детьми с проблемами развития, такими как дефицит внимания, гиперактивность.

3. Детьми с трудностями адаптации и социализации

4. Детьми, имеющими поведенческие трудности (агрессия, страхи, тревожность).

Выделяют три основные идеи в основе подхода флортайм :

1. Взрослый следует потребностям ребенка и подключается к его эмоциональному состоянию.

2. Взрослый создает условия для того, чтобы ребенок был спонтанным, креативным, создавал идеи и проявлял инициативу.

3. Взрослый подключает все сенсорные системы ребенка и его актуальные способности, эмоции для дальнейшего развития.

Преимущества подхода Флортайм :

1. Возможность раннего начала терапии.

2. Возможность обучения родителей для поддержания терапии дома.

3. Естественная, безопасная терапевтическая среда для ребенка.

Все дети любят играть и получают от этого удовольствие, разница лишь в том, что аутичный ребенок играет по-особенному.

Публикации по теме:

Адаптивные формы физической деятельности как составляющие здоровьесбережения в работе с дошкольниками с РАС За последние десятилетия отмечается рост числа случаев сложных нарушений развития у детей. Основная причина этого феномена – влияние неблагоприятных.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста» Введение Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов.

Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции.

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры — головоломки! Я обязательно.

Читайте также:
Программа hangouts что это

Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста. Почему сказкотерапия? С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок.

Использование сухого бассейна для детей с РАС Механизм действия сухого бассейна. Сухой бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной.

Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит для детей с особенностями в физическом, эмоциональном.

Самообразование «Использование метода проектов в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ» Одной из главных задач современной системы образования,.

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие речевому развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря, развитие образного строя и навыков связной речи через.

Источник: www.maam.ru

Базовые принципы методики Floortime

Представлено краткое описание концепции DIR и ее ключевой методики Floortime — системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра, в которой важнейшая роль отводится родителям. Приведены цели, задачи и основные правила взаимодействия в стиле Floortime, а также возможные ограничения в применении метода в работе специалистов и родителей при реализации домашней программы. Метод апробирован и активно используется специалистами организации дошкольного образования «Коррекционно-Развивающий Центр» в городах Ивантеевка и Королев, а также сотрудниками МБОУ «Образовательный центр № 1» (Ивантеевка) при работе с учениками ресурсной зоны.

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 4. С. 35–41. DOI: 10.17759/autdd.2017150405

Копировать для цитаты

Полный текст

Базовые принципы методики Floortime

Гомозова Е.С.,

АНО ДО «Коррекционно-Развивающий Центр»,

г. Ивантеевка, Россия.

Представлено краткое описание концепции DIR и ее ключевой методики Floortime — системы помощи детям с расстройствами аутистического спектра, в которой важнейшая роль отводится родителям. Приведены цели, задачи и основные правила взаимодействия в стиле Floortime, а также возможные ограничения в применении метода в работе специалистов и родителей при реализации домашней программы. Метод апробирован и активно используется специалистами организации дошкольного образования «Коррекционно-Развивающий Центр» в городах Ивантеевка и Королев, а также сотрудниками МБОУ «Образовательный центр № 1» (Ивантеевка) при работе с учениками ресурсной зоны.

Ключевые слова: методика Floortime, эмоциональное развитие, взаимодействие, игра, расстройства аутистического спектра.

Гомозова Е.С. Базовые принципы методики Floortime // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 4. С. — . doi: 10.17759/autdd.2017150405

DIR/Floortime – это распространенная система помощи детям с расстройствами аутистического спектра, разработанная профессором Стенли Гринспеном в 1979 году. Стенли Гринспен (1941-2010 г.г.) – крупнейший в мире специалист в области изучения и коррекции аутизма, признанный авторитет в сфере клинической работы с детьми раннего и дошкольного возраста, имеющими когнитивные и эмоциональные нарушения развития. Методика Floortime (Флортайм) успешно применяется в работе с детьми раннего возраста, с подростками и взрослыми людьми.

Работа над внешними сторонами поведения и симптомами — это не главная цель терапии в рамках концепции DIR и методики Floortime. В первую очередь внимание уделяется созданию фундамента для здорового развития ребенка.

Благодаря данному подходу дети приобретают ключевые способности, отсутствующие или нарушенные в процессе их развития: способность к теплым, принимающим отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению и в различной степени к логическому, творческому и абстрактному мышлению. Для многих детей, которые занимались по данной методике, открылись новые возможности, они приобрели способности, которые считались для детей с РАС недостижимыми. У них появились теплые и близкие отношения с семьей и сверстниками, развились сложные речевые навыки. Дети стали справляться не только с учебными дисциплинами, но и приобрели такие интеллектуальные способности как спонтанное мышление, умение рассуждать, понимать чужие доводы, научились сопереживать другим.

Следует подчеркнуть, что Floortime отводит родителям ребенка с РАС важнейшую роль, в отличие от других программ, которые делают упор на вмешательство профессионалов.

Идея терапии по методике Floortime состоит в том, чтобы взаимодействие ребенка и взрослого было естественным, а среда эмоционально теплой и безопасной для ребенка, и тогда он будет чувствовать себя непринужденно, весело и спокойно. Игрой руководит ребенок, а взрослые присоединяются к нему. Родители лишь помогают расширить игровые рамки и привить новые навыки. Также одним из преимуществ этого подхода является то, что самые близкие для ребенка люди – родители могут обучиться основным правилам и ключевым моментам терапии для осуществления ее дома.

Что такое DIR/Floortime? DIR – это концепция системы ранней помощи детям с нарушениями. Аббревиатура DIR (см. рис. 1) составлена из первых букв понятий, означающих построение отношений с учетом уровня функционального эмоционального развития и индивидуальных особенностей (ребенка, семьи, окружения и терапистов).

Floortime Graphic

Рисунок 1. Модель DIR/Floortime.

D (Developmental) – развивающий, (в данном случае — развитие ребенка). Мы можем определить, на каком уровне функционального эмоционального развития находится ребенок. Это, в свою очередь, помогает нам углубиться в изучение эмоциональных функций и определить, в какой степени у ребенка развиты навыки на каждом уровне. Без этого невозможно начать работу, т.к. мы бы не знали, с чего начать и над чем работать. На данном этапе работы мы составляем «портрет» функционального эмоционального развития ребенка, который поможет составить индивидуальную программу.

I (Individual Differences) – индивидуальные особенности ребенка. Это подробная информация о ребенке. Специалистами принимаются во внимание: особенности ЦНС, медицинские данные, история семьи, особенности всех членов семьи и их взаимоотношения, семейные ритуалы и традиции, сенсорный профиль семьи и ребенка, его привычки (что любит и не любит). Очень важно понимать, как живет ребенок, и что его окружает. Эти данные учитываются при составлении индивидуальной программы DIR/Floortime.

R (Relationship-Based) – построение отношений, развитие отношений с ребенком. Это все те отношения, которые необходимы для эмоционального развития ребенка. В первую очередь с мамой и папой (воспитателями), потом со специалистами и окружающими людьми. Это то, ради чего строится вся программа DIR/Floortime.

Следует пояснить, что в концепции DIR рассматриваются шесть основных и три дополнительных уровня функционального эмоционального развития (D). При нормальном развитии ребенок осваивает шесть главных уровней к 3-4 годам, это фундамент для последующего развития. У детей с аутизмом или иными проблемами в развитии освоение этих уровней может занять больше времени. Иногда ребенок может освоить какой-то уровень эмоционального развития лишь частично, при этом эмоциональное развитие может продолжиться, но с какими-либо ограничениями.

На рис. 2 представлены ступени (уровни) эмоционального функционального развития ребенка (D).

Рисунок 2. Ступени эмоционального функционального развития.

Рассмотрим основные, с 1 по 6, ступени эмоционального функционального развития.

1. Саморегуляция и со-регуляция; интерес к окружающему миру. Ребенок учится передавать во внешний мир эмоции от своих ощущений (от боли в животе, мокрой пеленки, голода). Когда способности на этой ступени освоены, ребенок в норме находится в состоянии спокойного внимания, способен смотреть и слушать, фокусировать внимание на том же, на чем и взрослый, может активно впитывать информацию из общения со взрослым и интересоваться окружающим миром, используя все свои чувства для восприятия мира, реагируя на мать и близких (на прикосновения, голос, запах, лицо). В этом возрасте ребенок может реагировать эмоционально (проявляет первичные эмоции: удовольствие – неудовольствие).

2. Вовлечение и общение: способность вступать в отношения и контакт, «влюбленность в мир». Ребенок все сильнее привязывается и все больше интересуется определенными людьми. Отличает тех, кто за ним ухаживает, ото всех остальных. Радуется при появлении близкого человека.

Есть желание вступать в отношения и поддерживать общение. Различает и реагирует на интонации и тон голоса, оттенки в выражении лица.

3. Двусторонняя целевая коммуникация (взаимность): способность инициировать коммуникацию и эмоциональные сигналы. Дети, которые освоили способности на данной ступени, могут преобразовывать эмоции в коммуникативные сигналы. Ребенок зовет взрослого не только из-за дискомфорта, но и чтобы пообщаться.

Он бросает соску не только, чтобы услышать звук или посмотреть на то, как она будет падать, но чтобы взрослый поднял и вернул ее. Возникают коммуникативные циклы. Зарождается логика и чувство реальности. К 8 месяцам ребенок может участвовать в таком взаимодействии, где присутствуют причинно-следственные связи. В этот период происходит разделение «Я – не Я».

Читайте также:
Программа fastback что это

4. Сложная коммуникация и совместное решение социальных задач. Ребенок осваивает двустороннюю коммуникацию для решения возникающих проблем. Расширяются цепочки коммуникативного цикла, появляется совместная со взрослым игра. Формируется способность к решению социальных задач.

Ребенок уже может регулировать настроение и поведение. Он учится управлять сильными чувствами с помощью эмоциональных знаков или переговоров со взрослыми. Формируется раннее самосознание. Ребенок уже может выразить множество различных чувств и желаний.

Осваивает разнообразные свойства физического мира (если сделать это, то произойдет вот это, если нажать на кнопку, то телевизор включится). Ребенок различает одобрение и неодобрение, согласие и отказ. Уже проявляется способность к считыванию знаков, которыми обмениваются люди, и к улавливанию эмоциональных намеков еще до произнесения слов. Появляется интеграция опыта: «плохой – хороший», «ласковая мама» и «сердитая мама». На этой ступени эмоционального развития дети учатся ждать желаемого, уже умеют переключать внимание.

5. Использование символов и создание эмоционально значимых идей. Образы приобретают смысл в процессе связанных с ними эмоциональных переживаний и обменов сигналами, у ребенка появляется способность говорить. Крик и плач могут заменить «не хочу!», «дай». Мышление символами приводит к развитию речи.

Ребенок начинает играть и придумывать игры (события в игре могут быть реальными и воображаемыми).

6. Построение логических мостов и связь между отдельными идеями. Способность логически связывать символы. Ребенок может задавать и отвечать на вопросы, способен логически связывать понятия. Логически связывать свои идеи с идеей другого человека.

Развивается логическое мышление (умение спорить, аргументировать, решать задачи) и символическая игра.

Методика Floortime

Floortime – это ведущая (не единственная) методика концепции DIR.

Цель программы DIR/Floortime – продвижение ребенка вверх по лестнице развития. Специалисты DIR/Floortime преследуют две основные задачи:

— Следовать за ребенком и использовать его естественные интересы.

— Ввести ребенка в мир. Причем, важно, чтобы ребенок сам захотел быть в одном мире со взрослыми.

Floortime – это процесс, в ходе которого взрослый с ребенком постоянно чему-то учатся.

Применение методики Floortime дает также возможность решать следующие задачи:

— Установление и укрепление эмоционального контакта с малышом, достижение взаимного удовольствия от общения, понимание и управление ребенком личными эмоциями.

— Установление взаимодействия взрослого и ребенка в диалоге.

— Формирование и улучшение у ребенка навыков саморегуляции.

— Гармонизация сенсорной сферы ребенка.

— Формирование и развитие навыков коммуникации (речевой и альтернативной).

— Обучение ребенка умению решать социальные задачи в необычной ситуации.

— Обучение ребенка умению идти на компромисс.

— Развитие у ребенка разных видов мышления (логического, абстрактного и эмоционального).

— Развитие у ребенка самосознания и навыков самооценки.

— Формирование мотивов к обучению и общению.

— Формирование у ребенка основы системы ценностей.

— Построение основ Я-концепции ребенка.

Floortime реализуется в работе с обычными детьми и в работе с детьми, имеющими:

— проблемы в развитии, (дефицит внимания, гиперактивность),

— трудности адаптации и социализации,

— поведенческие трудности (агрессию, страхи, тревожность).

Условия применения методики Floortime

Следовать за ребенком – не значит комментировать или просто повторять то, что он делает, это значит входить в контакт и взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала нужно приглядеться к ребенку и выяснить, в чем состоит его истинный интерес.

Если ребенок выкладывает игрушки в ряд, за этим может скрываться общее стремление к созданию порядка, шаблона или композиции. Если он выстраивает игрушки в ровную линию, вы можете добавить к его ряду еще одну игрушку или предложить неожиданный вариант: улыбаясь, поставить игрушку под прямым углом к его линии. В любом случае, у вас может зародиться взаимодействие.

Когда ребенок увидит, что вы не хотите его прерывать или менять что-то в его порядке и правилах, он может выставить в ряд еще одну игрушку, сделать паузу и посмотреть, станете ли вы продолжать его игру. Рассматривайте себя прежде всего как участника игры! Когда ребенок перестанет переживать из-за того, что вы собираетесь прервать его занятие, он пустит вас в свою игру, потому что совместная игра приносит больше удовольствия. Помогайте ребенку делать то, что ему хочется и нравится.

Основные правила и рекомендации при игре по принципам Floortime

Начинайте игру с любимых ребенком предметов или действий, даже если это неодушевленные сортеры или кубики, даже если это его самостимуляции.

Будьте артистичными в подстройке к малышу: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно и весело, и вы тоже должны получать удовольствие от такого взаимодействия!

Хвалите маленького партнера по игре: рассказывайте о том, как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный, красивый, какие у него симпатичные ручки, ножки, волосы и даже зубки. Обратите внимание: если ребенок не говорит или только начал осваивать речь, то ваша собственная речь не должна быть сложно построенной, используйте для общения отдельные слова или простые предложения.

Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом (переверните посуду и постройте башню, сделайте из кастрюли шалаш для куколки, наденьте миску как шляпу, помадой на щеке нарисуйте цветок).

Используйте много «ярких» жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми. Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас. Переносите игру в новое место: из комнаты в комнату, на разложенный диван, на прогулку в парк.

Не забывайте об индивидуальных особенностях ребенка – может быть, ему не нравятся громкие звуки, тогда особенное внимание обратите на использование жестов и мимики, приглушив звук своего голоса. Если он чувствителен к прикосновениям, тогда и игры будут без касаний. В этом случае можно воспользоваться игрушкой, надеваемой на руку. Учитывайте актуальный уровень развития ребенка.

Родители часто испытывают разочарование, из-за того что ребенок не играет так, как, по их мнению, должен был бы играть. Если вам в голову приходит такая мысль, значит, вы пока не следуете за своим ребенком. Для начала помогите ему делать то, что он хочет, а потом старайтесь вместе с ним «расширять» его действия.

Если малыш играет с животным и неожиданно начинает двигаться, не спешите, проверьте, может быть, ему захочется, чтобы рядом были другие животные, и вы сами не заметите, как начнете уже вместе формировать стаю или кормить их. Не думайте о том, что делать дальше, а заботьтесь о том, чтобы оставаться в игре, которую придумал ваш ребенок, – это очень важно для углубления и расширения его интересов или занятий.

Чем «легче» и дружественнее атмосфера, тем проще вам будет внедрить в нее элементы новых навыков.

В завершение хочу отметить: если перед родителями или специалистами стоит задача получения быстрых результатов, то методика Floortime не будет способствовать достижению этих целей. Floortime – это прежде всего процесс. Любой процесс длится во времени. Но именно в процессе есть возможность получить стойкий результат.

1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.

2. Гринспен С., Сэлмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносовъ, 2010. 464 с.

1. Greenspan S., Wieder S. Na ty s autizmom: ispol’zovanie metodiki Floortime dlya razvitiya otnoshenii, obshcheniya i myshleniya [Engaging Autism: Using the Floortime Approach to Help Children Relate, Communicate, and Think (A Merloyd Lawrence Book)] Moscow: Publ. Terevinf, 2013. 512 p.

2. Greenspan S., Salmon J. Rebenok-tiran: Kak naiti podkhod k detyam pyati «trudnykh» tipov [The Challenging Child: Understanding, Raising, and Enjoying the Five «Difficult» Types of Children]. Moscow: Publ. «Lomonosov», 2010. 464 p.

Литература

  1. Гринспен С. На ты с аутизмом: использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления / С. Гринспен, С. Уидер. М.: Теревинф, 2013. 512 с.
  2. Гринспен С., Сэлмон Ж. Ребенок-тиран: Как найти подход к детям пяти «трудных» типов. М.: Ломоносовъ, 2010. 464 с.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 29811
В прошлом месяце: 233
В текущем месяце: 173

Скачиваний

Всего: 4791
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 10

Источник: psyjournals.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru