Физкультурно оздоровительные программы что это

Физкультурно оздоровительные программы что это

1 ФГБОУ ВО «Кемеровский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

В статье представлены анализ и обобщение данных научно-методической литературы, педагогическое наблюдение по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя физической культуры в высшем учебном заведении. Раскрывается проблематика внедрения в рамках системы физического воспитания студентов высших учебных заведений современных физкультурно-оздоровительных технологий.

Представлены результаты педагогического наблюдения за использованием физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе, заключающихся в определении, теоретическом обосновании, экспериментальной проверке организационно-педагогических условий в качестве необходимых и достаточных. В работе конкретизированы психологические механизмы оздоровительного воздействия музыки, которые могут быть задействованы в физкультурно-оздоровительных технологиях, включая те, которые: базируются на использовании различных видов двигательной активности аэробной направленности; носят анаэробный характер и насыщены силовыми упражнениями; представлены технологиями оздоровительно-рекреационного направления (в русской редакции – «разум и тело», в английской редакции – «mind основаны на синтезе всех перечисленных выше направлений. Предложенные направления будут способствовать достижению эффективных результатов в связи с расширением двигательной активности в процессе физкультурно-оздоровительных занятий со студентами в зависимости от уровня общего здоровья, индивидуальных особенностей, физической подготовленности, половых различий, мотивационных задач и прочее. Полученные в процессе педагогического наблюдения результаты свидетельствуют о разрешении образовательных, учебных, тренировочных, воспитательных задач.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

физическое воспитание
оздоровительная физическая культура
физкультурно-оздоровительные технологии
учреждение высшего образования

1. Тихонов А.М., Кечкин Д.Д., Полякова Т.А. Физическая культура: проблемы и перспективы // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 2–1. С. 31–43.

2. Никитушкин В.Г. Теория и методика физического воспитания. Оздоровительные технологии. М.: Юрайт, 2020. 246 с.

3. Карабанова О.Н., Озеров А.А., Миронов А.Г. Оздоровительная направленность как важнейший принцип технологии физкультурно-спортивной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–2. С. 105–107.

4. Мелешкова Н.А., Борисова М.В., Мусохранов А.Ю. Влияние информационных технологий на здоровье человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166).

С. 154–159.

5. Борисова М.В., Мусохранов А.Ю., Новиков С.А., Андреев М.А. Необходимость использования фитнес-технологий на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении // Научное обозрение. Педагогические науки. 2019. № 6. С. 17–21.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

6. Здравоохранение в России – 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_34/Main.htm (дата обращения: 23.09.2020).

7. Борисова М.В., Мусохранов А.Ю., Сидорова Н.А. Использование элементов фитнес направлений на занятиях по физической культуре, и их психосоматическое влияние на студенток, отнесенных к специальной медицинской группе // Современный ученый. 2018. № 1. С. 6–8.

В словарях определение понятия «физическое воспитание» толкуется по-разному. Под ним понимается воспитание с целью укрепления здоровья человека и правильного его физического развития; одна из разновидностей воспитания в целом, представляющая собой организованный процесс всестороннего развития физических способностей, направленный на формирование и совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений человека, подчиненных общим закономерностям общественного развития, зависящим от материальных условий жизни и всей культуры общества. Основой системы физического воспитания студентов высших учебных заведений (далее – вуз) являются обязательные учебные занятия в рамках учебной дисциплины «Физическое воспитание». Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования и специальное. На современном этапе вузы получили право выбора из числа существующих вариантов обучения и воспитания, а также наделены возможностью по своему усмотрению конструировать новые вариативные учебные и рабочие программы, разрабатывать и апробировать новые технологии, представляющие собой в аспекте физического воспитания в том числе такое направление деятельности, как внедрение в учебный процесс физкультурно-оздоровительных технологий.

Цель исследования состоит в изучении, анализе и обобщении данных научно-методической литературы, педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования составляют данные научно-методической литературы и материалы педагогического наблюдения по использованию физкультурно-оздоровительных технологий в профессиональной деятельности преподавателя высшего учебного заведения. В ходе работы использованы методы анализа, синтеза, обобщения научно-теоретических и практико-прикладных данных, педагогического наблюдения.

Результаты исследования и их обсуждение

На современном этапе главной особенностью всей системы образования является то, что оно находится в состоянии постоянного обновления с учетом тенденций глобализации, информатизации и цифровизации всех общественных связей, то есть требует инновационного мышления и действий каждого педагога. Это соответствует одному из главных направлений современной концепции физического воспитания, заключаясь в направлении результатов этого воспитания на достижение максимально возможного оздоровительного эффекта на основе реализации новых подходов, средств, технологий. Одной из составляющих этого направления, педагогической, является использование мер и средств оздоровительной физической культуры, а именно – физкультурно-оздоровительных технологий. Использование таковых технологий в практике работы вузов представляет собой физкультурно-оздоровительную деятельность в сфере физической культуры в целом, способствует эффективному формированию у студентов грамотного отношения к себе, своему телу, а также формированию потребности мотивационной сферы, осознанию необходимости укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни, физического совершенствования [1].

Использование физкультурно-оздоровительных технологий представляет собой одно из значимых направлений инновационной деятельности вузов в сфере физической культуры и спорта, соответствуя современной концепции системы физического воспитания. Рассмотрим сущность оздоровительной физической культуры и физкультурно-оздоровительной деятельности, представляющих собой объединяющую роль ключевых понятийных конструкций нашего исследования в контексте применения таковых технологий в профессиональной деятельности преподавателей вузов.

«На современном этапе развития образования преподавателей волнует проблема низкого уровня двигательной активности студентов, уровень физического развития, отсутствие знаний о здоровье человека, здоровом образе жизни» [4].

Тем временем ситуация с состоянием здоровья студентов становится все хуже и хуже год от года. К примеру, «количество студентов, которые из-за состояния здоровья были освобождены от занятий по предмету «Физическая культура», увеличилось почти в четыре раза с 12 % до 47 %, что нами было выяснено посредством рассмотрения данных медицинского осмотра учащихся первого, второго и третьего курсов, проведенного в 2016–2017 учебном году, и полученная динамика позволяет говорить о сохранении подобной тенденции среди студентов Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова» [5]. Учитывая данные Федеральной службы государственной статистики (Росстат) [6], свидетельствующие об отрицательной динамике снижения здоровья студенческой молодежи, физкультурно-оздоровительная деятельность должна быть приоритетной в профессиональной деятельности преподавателей физического воспитания в вузах.

Читайте также:
Eye camera что это за программа

Если проводить классификацию физкультурно-оздоровительных программ по направленности физической нагрузки, то на сегодняшний день существуют три разновидности программ физкультурно-оздоровительных занятий в зависимости от состояния здоровья, физического развития каждого студента и возможности распределения его в одну из медицинских групп: подготовительную, основную (спортивного совершенствования) или специальную.

В первом случае предполагается использование упражнений аэробного характера, которые выполняются непрерывным методом в течение 10–30 мин с интенсивностью 60–70 % от максимального потребления кислорода (далее – МПК). Считается, что наиболее эффективными являются аэробные упражнения низкой или умеренной интенсивности, то есть такие нагрузки, в исполнении которых задействованы 2/3 мышц. Во втором случае физкультурно-оздоровительные занятия предусматривают использование упражнений силового и скоростно-силового характера, с интенсивностью нагрузки до 80–85 % от МПК, а интервалы работы составляют от 15 с до 3 мин и чередуются с периодами отдыха такой же продолжительности. Эти физкультурно-оздоровительные программы и занятия проводятся с помощью кругового метода, непосредственно используемого для развития двигательных качеств. В третьем случае в программах используется комплексный подход, предусматривающий использование различных упражнений.

Ученые в сфере физической культуры и спорта считают, что оптимальной структурой занятий оздоровительной направленности является такая, в которой выделяют три части: подготовительную, основную, заключительную [2]. Соответственно, в структуру физкультурно-оздоровительной программы входят следующие компоненты: разминка; аэробная часть; силовая часть; компонент развития гибкости (стретчинг); заключительная часть. В заключительной части занятия чаще всего используются упражнения на восстановление, дыхательные упражнения, в частности это касается популярных на сегодня методик психофизической регуляции, а также дыхательной гимнастики из восточных оздоровительных систем. Обязательным условием цикла занятий с использованием физкультурно-оздоровительных технологий является мониторинг развития физических качеств, веса, процентного содержания мышечной, костной, жировой тканей тела, а также осанки, развития опорно-двигательного аппарата.

Исходя из указанного, физкультурно-оздоровительные технологии можно определить как рациональный способ целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса, в основу которого положены разновидности двигательной деятельности, направленные на получение максимально возможного оздоровительного эффекта, реализацию потребности человека в движении, здоровье и бережном отношении к нему через сознательное регулирование физической активности.

В массовой физкультурной практике преподавателей кафедры физического воспитания, особенно при большом количестве студентов, используются простые общепринятые методы: наблюдение за дыханием и пульсом, цветом кожи, объемом потоотделения, координацией движений, состоянием внимания, характером реакции на неожиданные раздражители, изменением работоспособности, физиологическими изменениями в результате занятий и приростом физических качеств [4].

При такой организации образовательного и тренировочного процессов важную роль играет самоконтроль действий, включающий не только механическое повторение движений, его внешнюю форму, но и контроль тех, кто занимается, по состоянию своих мышц: какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения? Формы самоконтроля существенно дополняют полученную преподавателем информацию и облегчают выбор срочных решений в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. Кроме того, самоконтроль предполагает самостоятельное оценивание студентами готовности к действию, анализ самочувствия, самооценку уровня нагрузки.

Основываясь на указанном, отметим, что контроль преподавателя физического воспитания за физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов вузов при этом должен быть всесторонним. Педагогическая деятельность преподавателя физического воспитания в вузах предусматривает использование физкультурно-оздоровительных технологий в процессе физического воспитания студентов. Задачами являются: содействие всестороннему гармоничному развитию; формирование мнения о систематических занятиях физическими упражнениями в течение всей жизни; совершенствование спортивного мастерства студентов, занимающихся традиционными видами спорта; удовлетворение биологической потребности в движении, развитии, укреплении и совершенствовании здоровья, формировании знаний, двигательных умений и навыков, правильной осанки, гибкости и некоторых свойств (компонентов) телосложения; воспитание координационных, силовых, скоростных способностей, общей выносливости и гибкости.

Результатом использования физкультурно-оздоровительных технологий должно быть достижение цели, которая заключается в том, чтобы реализовать возможности оптимального физического развития, всестороннего совершенствования физических качеств в сочетании с воспитанием духовных и морально-волевых качеств студентов. При регулярном использовании физкультурно-оздоровительных технологий различных направлений наступает пролонгированный оздоровительный эффект, повышается мотивация к регулярным физическим оздоровительным нагрузкам в течение всей жизни, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни в целом; корректирует, восстанавливает и развивает функциональные возможности организма; укрепляет и сохраняет здоровье в целом.

Названия и краткое описание физкультурно-оздоровительных программ и занятий представлены в таблице.

Направления и программы физкультурно-оздоровительных технологий

Примеры практических занятий*

Источник: science-pedagogy.ru

ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ на 2018-2022 учебный год
методическая разработка

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотрудникам детских садов. Полноценное физическое развития и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно­-оздоровительной деятельности.

Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих излишним весом, нарушением осанки. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и не закалённостью.

Исходя из вышесказанного, наш педагогический коллектив пришел к необходимости переосмысления работы с дошкольниками в сфере не только физического и психического здоровья, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми. Коллектив педагогов и специалистов во главе с руководителем и медицинскими работниками столкнулись с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают двигательный «дефицит», то есть количество движений, проводимы ими в течение дня, ниже возрастной нормы, задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. На основании вышеизложенных выводов мы изучили программу В.Г. Алямовской «Здоровье», опираясь на изученную литературу: «Как воспитать здорового ребенка»

Разрабатывая программу по физкультурно-оздоровительной работе педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения старался включить использование различных методик, позволяющих использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов, родителей.

Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нашей работе, помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту.

Цель и задачи программы:

Читайте также:
Что за программа архиватор winrar

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. Улучшение медико-социальных условий пребывания ребёнка в детском саду.

Задачи базовой оздоровительной программы:

1. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

2. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, формирование правильной осанки.

3. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способностей к самоконтролю, самооценки при выполнении движений.

4. Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнений, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Основные принципы реализации программы:

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3. Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип личностной ориентации и преемственности — организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего и разновозрастного развития и состояния здоровья.

5. Принцип демократизации, гуманизации и индивидуализации — отказ от насилия, подавления личности, подчинения её педагогу, создающему условия, умело и осторожно направляющему развитие ребёнка.

6. Принцип гарантированной результативности — реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.

7. Принцип природосообразности определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого-педагогического знания о ребенке, его физиологических и психологических особенностей. Формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.

Краткое описание содержания и структуры образовательно-­оздоровительной программы

В ходе разработке физкультурно – оздоровительной программы были использованы материалы программ: примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, одобренная Минобразнауки РФ и соответствующая Федеральным государственным требованиям и основная оздоровительная программа «Здоровье» В. Г. Алямовской.

Основные участники реализации программы:

— Воспитанники дошкольного образовательного учреждения

— Педагогический коллектив образовательного учреждения.

— Родители (законные представители) детей посещающих МБДОУ.

Основные направления оздоровительной программы:

1. Комплексная диагностика.

2. Организация рационального питания.

4. Комплексная физкультурно-оздоровительная работа.

5. Комплекс психогигиенических мероприятий.

6. Консультативно-информационная работа.

Источник: nsportal.ru

Программы физкультурно-оздоровительного направления. Характеристика и анализ парциальных программ по физическому воспитанию

Цель программы — оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.

Задачи программы имеют следующие направления:

оздоровительное -обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;

воспитательное — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;

образовательное — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.

Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:

принцип фасцинации (от англ. fascination) — специально организованное вербальное воздействие — умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).

принцип синкретичности (от греч. syncretism’s — соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);

принцип творческой направленности — самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.

Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.

Программа « Здоровье»

Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.

Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:

Физическое здоровье -программа «Группы здоровья».

Психологическое благополучие — программа «Комфорт».

Духовное здоровье — программы «Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя».

Нравственное здоровье -программы «Этикет», «Личность».

Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.

В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы; однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом.

В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.

Программа «Театр физического воспитания для дошкольников»

Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию -с новой идеологией, философией, методикой.

Театр — это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.

Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.

В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание).

Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по мнению автора, считается двигательным качеством, а не основным движением. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т.д.).

Таким образом, программы физкультурно-оздоровительного направления ориентированы на инструкторов по физической культуре, воспитателей, руководителей ДОУ.

Источник: studopedia.ru

Оздоровительное (лечебное) плавание: что нужно для максимальной пользы

Оздоровительное плавание – это подразделение оздоровительной физической культуры, отличительной чертой которого является воздействие на организм воды. Главные его цели – укрепление здоровья, улучшение физической формы, гармоничное влияние на все тело.

Читайте также:
Worldwide что это за программа

Польза и вред

Сложно переоценить пользу детского оздоровительного плавания, и также трудно найти признаки его вредного действия.

  • Это жизненно-важный навык, необходимый, как для укрепления здоровья, так и для собственной безопасности в опасных ситуациях на воде;
  • Является эффективным инструментом закаливания, что формирует естественную стойкость к простудным инфекциям;
  • Гармонично развивает все мышцы тела, задает адекватную и равномерную нагрузку;
  • Помогает устранить или минимизировать нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • Улучшает чувство равновесия, координации в пространстве;
  • Благотворно воздействует на нервную систему, что обуславливает присутствие занятий в бассейне во многих реабилитационных программах при расстройствах ЦНС;
  • Усиливает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной, обменных систем;
  • Отлично тренирует дыхательную мускулатуру;
  • Практически, не травмоопасно для опорно-двигательного аппарата. Отлично разгружает позвоночник и суставы;
  • Подходит для пожилых и людей с нарушениями двигательных навыков;
  • Способствует похудению.

Может ли физкультурно оздоровительное плавание в бассейне как-то навредить?

  • Только если есть прямые противопоказания на любые занятия в бассейне. В таком случае Вам и справку для посещения не дадут;
  • Или занимающийся не соблюдает программу, не придерживается методики;
  • И, разумеется, если посещает бассейн при плохом самочувствии или обострении хронических заболеваний.

Что такое оздоровительное и лечебное плавание?

На первый взгляд, понятия лечебного плавания и оздоровительного, для детей и взрослых, кажутся синонимами. И действительно, это очень похожие виды, поскольку оба преследуют цели оздоровления, улучшения физического состояния, приведения мышц в тонус. Однако, разница тоже есть.

Оздоровительное – занятия с целью поддерживать желаемый уровень здоровья, профилактики возрастных заболеваний, улучшения общего качества жизни. Вид показан здоровым или практически здоровым людям.

Лечебное — средство ЛФК, сочетающее в себе две цели: развитие закрепленных навыков движения и восстановление нарушенных опций организма. Является частью большинства реабилитационных программ при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, неврологических расстройств.

Таким образом, если выразиться проще, оздоровительное плавание – это занятия с адекватной нагрузкой людьми без особых проблем со здоровьем. А лечебное – специальные программы и методики, направленные на устранение и благоприятное течение хронических или врожденных заболеваний.

Ввиду похожести двух видов, нередко встречается понятие лечебно-оздоровительного плавания. Исходя из сказанного выше – это некий микс, который интерпретируется в соответствии с индивидуальными целями и задачами конкретного пловца.

Также, не будет ошибкой считать лечебное плавание подвидом оздоровительного, как и спортивное, прикладное, адаптивное и др.

Ниже рассмотрим виды оздоровительного плавания подробнее.

Виды

Про лечебное плавание в бассейне для детей и взрослых, как подвид оздоравливающего, мы уже пояснили выше.

Какие еще виды существуют?

  1. Лечебное (повтор для четкости структуры);
  2. Спортивное. Один из самых массовых и популярных видов спорта. Основные его отличия от оздоровительного – состязательность, работа «на время», конкуренция между «коллегами по цеху», стремительное увеличение нагрузки, ориентир на результат. Конкретно, спортивные состязания назвать полезным для здоровья мероприятием, нельзя. Есть даже знаменитая присказка: «Физкультура – лечит, спорт — калечит». Однако, существует понятие спортивно оздоровительного плавания, для детей и взрослых, вобравшее лучшие стороны обоих подвидов. Здесь, помимо стремления достичь высоких спортивных показателей, уделяется внимание самосовершенствованию и гармоничному развитию личности, приветствуется плавная и постепенная нагрузка, действует приоритетная установка на оздоровление;
  3. Прикладное. Подвид оздоровительного и спортивного вида, преимущественно направленный на обучение навыкам оказания помощи на воде (или под водой) во время боевых действий и стихийных бедствий. Упражнения по прикладному оздоровительному плаванию обязательно присутствуют в любой программе обучения.
  4. Адаптивное. Это специальная методика, учитывающая особенности и навыки лиц с расстройствами аутистического спектра. В наши дни адаптивное плавание для детей с ментальными нарушениями – популярный вид реабилитации, демонстрирующий высокие результаты, с широкими перспективами развития.
  5. Реабилитационное. Разновидность физической реабилитации при различных заболеваниях организма.

Отличия от спортивного вида

Мы бы хотели подробнее пояснить, чем отличается оздоровительное плавание от спортивного, для этого составили наглядную таблицу.

Критерий Оздоровительное Спортивное
Соревновательный режим Слабо выражен Обязательно
Работа на улучшение «времени», ориентир на результат Нет Да
Конкуренция между занимающимися Нет Есть
Главная цель Оздоровление, реабилитация Спортивный результат любой ценой
Темп увеличения нагрузки Плавный Скачкообразный, резкий
Скорость движения Равномерная Разная, согласно выбранной тактике
Интенсивность и объем нагрузки Оптимальная возрастной группе дозировка дистанций Высокие, работа на износ
Возможность получить награду, разряд, категорию Нет Да

Спортивно оздоровительная программа по плаванию (или нечто среднее из обеих колонок таблицы) позволяет полноценно нагрузить пловца, без ущерба для его здоровья. Подходит как для начинающих, так и для опытных спортсменов. Является отличной методикой для самоопределения – помогает понять, хотите ли вы, действительно, уйти в «высокий спорт».

Как выбрать методику?

Существуют разные методики оздоровительного плавания. Они зависят от многих факторов:

  • Состояние здоровья пловца;
  • Возраст;
  • Уровень физической подготовки;
  • Особенности развития;
  • Личные предпочтения;
  • И т.д.
  • Обычные оздоравливающие занятия проходят не реже 3 раз в неделю;
  • Длительность одной тренировки – не менее 35 минут;
  • Упражнения в рамках реабилитации выполняются строго под наблюдением врача ЛФК;
  • Занятие по лечебному плаванию менее интенсивно и короче – около 15-20 минут. Тренировки проводят курсами по 10-21 день 3-4 раза в год;

Основные принципы оздоровительно адаптивного плавания:

  1. Последовательность – от легких упражнений к сложным;
  2. Постепенность – плавное увеличение нагрузки;
  3. Систематичность – регулярные занятия без пропусков;
  4. Доступность – все задания простые и понятные, их выполнение приносит чувство удовлетворения;
  5. Наглядность – совокупность методов рассказа и показа преподавателем;
  6. Индивидуализация – учет психических особенностей занимающегося, наличия патологий и состояния физической формы;
  7. Всесторонности – упражнения нацелены на комплексное лечебное воздействие на все группы мышц и суставов.

Подбор упражнений для оздоравливающего, лечебного и адаптивного плавания необходимо осуществлять, отталкиваясь от оценки физического и психического состояния здоровья пловца.

Вот список категорий, среди которых нужно выбрать наиболее близкую:

  • Оздоравливающие плавательные упражнения для поддержания общего здоровья в соответствии с возрастом;
  • Лечебное плавание в: травматологии, ортопедии, при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, обменной систем, при патологиях в органах пищеварения и мочевыделения, в гинекологии и при беременности;
  • Адаптивное плавание в системе реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, угнетенном интеллекте, ментальных нарушениях.

Более точную методику, программу, а также список упражнений сформирует врач ЛФК в паре с лечащим врачом. Не рекомендуем самолечение, поскольку незнание медицинских нюансов может значительно ухудшить физическое состояние занимающегося. Исключение – оздоровительные тренировки при отсутствии видимых проблем со здоровьем.

Источник: gtonorm.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru