Физическая культура дошкольникам программа и программные требования

Организация: МБДОУ ДС №76 «Подснежник»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск

При организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ педагогу необходимо помнить, что детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Поэтому методически грамотный подбор и применение приемов и методов НОД требует от организатора процесса обучения базовых знаний теории и методики работы и своевременное их применение, с мотивацией воспитанников к верному технико-тактическому выполнению заданий, создающему здоровьесберегательное образовательное поле. Педагогический процесс, в рамках ФГОС, строится на основе использования разносторонних и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. Но любая образовательная технология состоит из трех частей: концептуальной, содержательной и процессуальной.

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Требования к планированию и оценке результатов обучения по предмету «Физическая культура»

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.

Время не стоит на месте. Инновационные процессы в системе ФГОС затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, в ракурсе начальной ступени раскрытия кондиционных способностей ребёнка — как потенциального школьника.

В этих изменяющихся условиях, педагогу дошкольного образования, необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. А пуще всего надо уметь уверенно апеллировать классическими базовыми технико-тактическими приёмами организации НОД по физической культуре.

В рамках рассмотрения ведущей деятельности детей в возрастных периодах приходящихся на дошкольное пребывание, выделяется период — от 1года до 3 лет, когда превалирует предметная деятельность, с целью усвоения способов деятельности с предметами. Примером, в рамках НОД, по физической культуре, это можно рассмотреть, как умение ребенка спрыгнуть с кубика, или напрыгнуть на него, ползти по гимнастической скамейке, или пройти по ней на носках, поймать мяч или попасть им в цель и т.п.

В возрастной период от 3 до 7 лет ведущей деятельностью является игра, с целью освоения социальных норм, взаимоотношений между людьми. Например, работа с мячом в паре, эстафетные состязания и т.п.

Организующим, подготавливающим и настраивающим детей действием к освоению задач НОД в ДОУ всегда являлась утренняя гигиеническая гимнастика. Какой бы комплекс УГГ не был бы выбран педагогом, надо помнить о том, что неизменны принципы:

— поэтапности перехода нагрузки от одной группы мышц к другой,

— исключения упражнений, включенных в группу риска для здоровья,

— временного ограничения (3-7 мин.,), способствующего достижению состояния бодрости.

Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации

Правильная организация НОД по физической культуре, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников даст положительную амплификацию развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. При этом необходима вариативность и разнообразие форм дошкольного образования.

Как критерий оценки грамотно структурированного процесса НОД по физической культуре может служить педагогическая диагностика, в процессе которой ведется оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с определением эффективности педагогических воздействий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Конечно успешность работы, согласно требованиям ФГОС, гарантируется созданными условиями образования: разработкой специальных образовательных программ, методов и средств обучения, учебных пособий, дидактических и наглядных материалов, обеспечение техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средствами коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности.

Образовательные программы по физической культуре в ДОУ служат организации развивающего обучения, где исходной точкой является базовый компонент содержания. Выделение базового компонента, в социальном плане, позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной кондиционности и состояния здоровья дошкольников. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей, проживающих в различных регионах страны.

Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации педагога и интересов дошкольников.

Читайте также:
Как пользоваться программой Телеграмм

Дошкольное образование призвано обеспечить благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического развития личности каждого ребенка. Поэтому, структура НОД в ДОУ, должна базироваться на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих составляющих.

Физическое развитие, как база социальной культуры, включает в себя приобретение двигательных умений и навыков, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; прыгучести и выносливости, силы и ловкости, способствующих правильному формированию всех систем организма, а в частности опорно-двигательной системы. Укрепляется крупная и мелкая моторики обеих рук, что способствует более точным двигательным действиям, не наносящим ущерба организму ребенка, выполнением основных движений в овладении техники физических упражнений и тактики подвижных игр.

Соблюдение грамотно составленной структуры НОД ведет к становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, мотивированию к ценностному здоровому образу жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.)

Целесообразным является применение в ходе непосредственной образовательной деятельности таких здоровьесохранных приёмов как дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой (дыхание на сопротивление, для укрепления дыхательной мускулатуры), дыхание по Бутейко (частое дыхание, для обогащения кислородом тканей мозга); элементы терапевтического массажа Су-Джок (активация жизненно важных центров организма путём точечного надавливания); пальчиковая гимнастика (становление мелкой моторики за счет координационных упражнений для пальцев рук); гимнастика для снятия напряжения с глаз (активация внимания); комплекс статического стрейчинга ( концентрация внимания при растяжении мышц), комплекс ЛФК для стоп по массажным «дорожкам здоровья» (в целях профилактики плоскостопия), логоритмические упражнения ( развивающие двигательное мышление). Это всё доступные приёмы педагогической инновационной деятельности. Только в инициативности педагога — заложена успешность НОД по физической культуре.

Одним из нюансов ФГОС является так называемая «трансформируемость» образовательного пространства, предполагающая возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Всё оборудование должно находится, в легкодоступных для детей местах, но с учетом технико-безопасных норм хранения.

Так называемая спортивная зона, оборудованная в каждой группе может включать в себя не только материально-технический накопитель спортивно инвентаря, но и оформленные на полу разметки, способствующие становлению физической культуры, как культуры норм построения и перестроения, во время НОД. Воспитатель, в частности младших по возрасту дошкольников, практикующий игровые моменты построения, перестроения, ходьбы в строю, лазания, ползания в рамках спортивной зоны группы пребывания детей, добьётся большого успеха в организации НОД по физической культуре в спортивном зале. Как пример, можно предложить следующую разбивку линий на полу в группе, зона которой легко трансформируется в любую другую рабоче-игровую зону.

Дошкольное образование, культивируемое в системе интегрирующих между собой образовательных областей, порождает общую культуру ребенка, частью которой является физическая культура.

Структурирование НОД по физической культуре служит качественному освоению детьми следующего программного материала:

В первой младшей группе (третий год жизни)
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ):
— исходные положения (стоя, сидя, лежа),
— приседания,
— простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них.
3. Основные движения:
— ходьба и бег в разных направлениях,
— упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см),
— бег в медленном и быстром темпе,
— подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета,
— катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предмет, бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль,
— ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
— не сложные правила.
Во второй младшей группе (четвертый год жизни)
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.
2. Общеразвивающие упражнения:
— с предметами и без предметов,
— в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3. Основные движения:
— разные виды ходьбы с заданиями,
— бег со сменой темпа и направления,
— прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание),
— прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля), бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль,
— лазание приставным шагом, перелазание и пролазание через и под предметами.
4.Ритмические упражнения.
5. Спортивные упражнения:
— катание на трехколесном велосипеде,
— ступающий шаг и повороты на месте на лыжах,
— скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.

Читайте также:
Партнерская программа это законно

В средней группе (5-ый год жизни)
1. Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении).
2. Общеразвивающие упражнения:
— исходные положения;
— одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук;
— темп (медленный, средний, быстрый).
3. Основные движения:
— в беге – активный толчок и вынос маховой ноги;
— в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперед – вверх;
— в метании – исходное положение, замах;
— в лазании – чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одновременным способом.
4. Подвижные игры:
— правила игр;
— функции водящего.
5. Спортивные упражнения:
— на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору;
6. Ритмические движения:
— танцевальные позиции (исходные положения);
— элементы народных танцев;
— ритм и темп движений;
— элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.
В старшей группе (шестой год жизни)
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 коллоны.
2. Общеразвивающие упражнения:
— способы выполнения упражнений с различными предметами,
— направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
— вынос маховой ноги вперед в скоростном беге,
— равномерный бег в среднем и медленном темпе,
— способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
— способы метания в цель и даль,
— лазание одноименным и разноименным способом.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр,
— способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий лыжный ход,
В подготовительной к школе группе (7-ой год жизни)
1. Порядковые упражнения: способы перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
— разноименные и одноименные упражнения,
— темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением;
— упражнения в парах и подгруппах;
3. Основные движения:
— в беге – работу рук;
— в прыжках – плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении;
— в метании – энергичный толчок кистью, уверенные и разнообразные действия с мячом;
— в лазании – ритмичность при подъеме и спуске.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр;
— способы контроля над своими действиями;
— способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема и спуска в низкой и высокой стойке;

Учитывая временные рамки организации НОД по физической культуре в ДОУ, необходимо подобрать программный материал так, чтобы моторная плотность на занятии была достаточной. Существуют рекомендуемые нормы распределения частей НОД по физической культуре.

Источник: www.pdou.ru

Программа «Физическая культура — дошкольникам»

Цель программы: оптимально реализовывать оздоровительное, вос­питательное и образовательное аспекты физического воспитания, учи­тывая индивидуальные возможности развития ребенка во все пери­оды дошкольного детства.

Задачи программы:

— оздоровительного направления — обеспечение качественной ра­боты дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;

— воспитательного направления — обеспечение социального фор­мирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;

— образовательного направления — обеспечение усвоения сис­тематизированных знаний, формирование двигательных уме­ний и навыков, развитие двигательных способностей.

Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламенти­руют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей.

1. Фасцинация (от англ. fascination — специально организованное
вербальное воздействие, включающее умение очаровать ребенка своим
внешним видом, похвалой его самого, друг другом, проявление инте­реса к окружающим предметам, действиям с ними, физическим уп­ражнениям и движениям.

2. Синкретичности (от гр. synkretismos — соединение, объедине­ние) — направленный на установление в двигательной сфере синк­ретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение физических упражнений, природу их внедрения.

3. Творческая направленность (самостоятельное создание ребен­ком новых движений на основе его двигательного опыта).

Автор акцентирует внимание на то, что физическое совершен­ствование детей будет происходить, если осуществляется требуемый подбор физических упражнений, методика занятий соответствует данному возрасту и персонал детского сада квалифицированно ве­дет работу по физическому воспитанию.

Предметно-развивающая среда

Помимо традиционного физкультурного инвентаря (велосипе­ды, роликовые коньки, санки, лыжи и т.д.) на занятиях использу­ется нетрадиционный, различные предметы (стулья, веревочки, дет­ские зонтики, бумажные листочки и др.), природный материал (пру­тики, веточки, листья, цветы и др.), овощи и фрукты (картофель, морковь и др.), природные явления (дождь, роса, лед и др.).

Читайте также:
Топ программ для автоматизации

Занятия проводятся не только на спортивной площадке и в спортив­ном зале ДОУ, но и в музыкальном зале, лесопарке, бассейне.

Структурно -содержательная характеристика программы

Отличительная особенность программы — ее своеобразная структура. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания (массаж, закаливание, физические упражнения), которые описыва­ются в оздоровительном, воспитательном и образовательном на­правлениях.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Использование средств физической культуры в оздоровитель­ных целях помогает формировать у детей важные двигательные уме­ния и навыки, знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению здоровья детей.

Для реализации оздоровительного направления предусматрива­ется специальная система мер, методов и приемов’ широкое исполь­зование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах; купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упраж­нения для формирования осанки, развития органов дыхания, от­дельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации) и психики (внимания, сообразительности, ори­ентирования в пространстве и во времени).

Использование средств физической культуры в воспитательных целях обеспечивает социальное формирование личности, предус­матривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические ее потребности, и способствует воспитанию человека с творчески­ми способностями.

Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и способству­ет формированию двигательных умений и потребности в физичес­ком совершенствовании.

Созданию интереса к занятиям физическими упражнениями спо­собствуют сюрпризные моменты, связанные с разными сторонами жизни ребенка (день рождения и др.), появлением любимых игру­шек, сказочных героев и моменты экспромта.

В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми в процессе занятия. Воспитатель использует не команды, а обращения к детям. «Ребята, подойдите ко мне. Повернитесь напра­во» и т.п. Для формирования у дошкольников осознанного отноше­ния к основным движениям педагог использует объяснение: «Что­бы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выпол­нять прыжковые упражнения. Чтобы легко и свободно ходить, бегать, прыгать, нужно научиться правильно прыгать».

Педагог приучает дошкольников к вежливости, тактичности, вни­мательному отношению к товарищам: «Вы бежите легко, энергично, думаете о добром деле. Скажите приятное друг другу после пробеж­ки, спросите друг у друга о самочувствии».

В программе представлены: годовое планирование физических упражнений для каждой возрастной группы, даны методические ре­комендации для их выполнения с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; критерии эффективности образовательной, вос­питательной и оздоровительной работы с детьми.

Учебно-методическое обеспечение программы составляют методи­ческие пособия для воспитателей, в которых дана общая характерис­тика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, направленных на приобщение к физической культуре, формы оздоро­вительно-развивающей работы (различные варианты утренней гимна­стики, аэробики, разминки, физкультминуток, подвижные и народ­ные игры), описываются организация физкультурно-оздоровитель­ных моментов на нефизкультурных занятиях, принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.

Литература

ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура — дошкольникам. Програм­ма и программные требования. М., 1999.

Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.

Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Средний возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.

ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 298 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник: studopedia.net

Программа «Физическая культура-дошкольникам»

Цель: формирование и развитие личности ребенка, сочетая стремление к совершенству с морально этическими и эстетическими нормами.

Задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей с целью нормального функционирования всех органов и систем организма.

2. Обеспечение полноценного физического развития детей в соответствии с возрастом.

3. Развивать основные движения детей: бег, прыжки, лазание, метание.

4. Обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка.

Приоритеты программы:

1. Занятие по данной программе предполагает развитие детской фантазии, выполнение элементов выразительного образа двигательного характера.

2. В рекомендациях к данной программе нашли место требования к физической подготовке детей к их физическому образованию и совершенству в сочетании с интеллектуальным развитием, нравственным и физическим воспитанием.

3. Занятия и упражнения предполагают творческое их использование воспитателями в работе с детьми. Благодаря этому педагог имеет возможность добиваться гармонического развития своих воспитанников, так как занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованности, а не слепого механического наполнения изучаемого материала.

4. Особое предпочтение отдано интеллектуальному развитию ребенка средствами физической культуры с помощью нетрадиционных методов обучения.

Источник: xn--80aak0be0a7a.xn--p1ai

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru