Организация: МБДОУ ДС №76 «Подснежник»
Населенный пункт: Тюменская область, г. Нижневартовск
При организации непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ педагогу необходимо помнить, что детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Поэтому методически грамотный подбор и применение приемов и методов НОД требует от организатора процесса обучения базовых знаний теории и методики работы и своевременное их применение, с мотивацией воспитанников к верному технико-тактическому выполнению заданий, создающему здоровьесберегательное образовательное поле. Педагогический процесс, в рамках ФГОС, строится на основе использования разносторонних и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей. Но любая образовательная технология состоит из трех частей: концептуальной, содержательной и процессуальной.
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Требования к планированию и оценке результатов обучения по предмету «Физическая культура»
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Время не стоит на месте. Инновационные процессы в системе ФГОС затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, в ракурсе начальной ступени раскрытия кондиционных способностей ребёнка — как потенциального школьника.
В этих изменяющихся условиях, педагогу дошкольного образования, необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. А пуще всего надо уметь уверенно апеллировать классическими базовыми технико-тактическими приёмами организации НОД по физической культуре.
В рамках рассмотрения ведущей деятельности детей в возрастных периодах приходящихся на дошкольное пребывание, выделяется период — от 1года до 3 лет, когда превалирует предметная деятельность, с целью усвоения способов деятельности с предметами. Примером, в рамках НОД, по физической культуре, это можно рассмотреть, как умение ребенка спрыгнуть с кубика, или напрыгнуть на него, ползти по гимнастической скамейке, или пройти по ней на носках, поймать мяч или попасть им в цель и т.п.
В возрастной период от 3 до 7 лет ведущей деятельностью является игра, с целью освоения социальных норм, взаимоотношений между людьми. Например, работа с мячом в паре, эстафетные состязания и т.п.
Организующим, подготавливающим и настраивающим детей действием к освоению задач НОД в ДОУ всегда являлась утренняя гигиеническая гимнастика. Какой бы комплекс УГГ не был бы выбран педагогом, надо помнить о том, что неизменны принципы:
— поэтапности перехода нагрузки от одной группы мышц к другой,
— исключения упражнений, включенных в группу риска для здоровья,
— временного ограничения (3-7 мин.,), способствующего достижению состояния бодрости.
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Правильная организация НОД по физической культуре, в соответствии с возрастными особенностями дошкольников даст положительную амплификацию развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. При этом необходима вариативность и разнообразие форм дошкольного образования.
Как критерий оценки грамотно структурированного процесса НОД по физической культуре может служить педагогическая диагностика, в процессе которой ведется оценка индивидуального развития дошкольников, связанная с определением эффективности педагогических воздействий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Конечно успешность работы, согласно требованиям ФГОС, гарантируется созданными условиями образования: разработкой специальных образовательных программ, методов и средств обучения, учебных пособий, дидактических и наглядных материалов, обеспечение техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средствами коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности.
Образовательные программы по физической культуре в ДОУ служат организации развивающего обучения, где исходной точкой является базовый компонент содержания. Выделение базового компонента, в социальном плане, позволяет удовлетворить конкретно-исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурного образования, физического развития, двигательной кондиционности и состояния здоровья дошкольников. Он является основой для накопления и обогащения физического и духовного потенциала общества, создает предпосылки для развития системы непрерывного физкультурного образования. Только на основе базового компонента можно определять степень сформированности привычек здорового образа жизни, уровень физической культуры детей, проживающих в различных регионах страны.
Другая, дифференцированная (вариативная) часть содержания физического воспитания обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных и национальных условий, специализации педагога и интересов дошкольников.
Дошкольное образование призвано обеспечить благоприятные условия для укрепления здоровья, гармоничного физического развития личности каждого ребенка. Поэтому, структура НОД в ДОУ, должна базироваться на здоровьесберегающих и здоровьеформирующих составляющих.
Физическое развитие, как база социальной культуры, включает в себя приобретение двигательных умений и навыков, связанных с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости; прыгучести и выносливости, силы и ловкости, способствующих правильному формированию всех систем организма, а в частности опорно-двигательной системы. Укрепляется крупная и мелкая моторики обеих рук, что способствует более точным двигательным действиям, не наносящим ущерба организму ребенка, выполнением основных движений в овладении техники физических упражнений и тактики подвижных игр.
Соблюдение грамотно составленной структуры НОД ведет к становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, мотивированию к ценностному здоровому образу жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.)
Целесообразным является применение в ходе непосредственной образовательной деятельности таких здоровьесохранных приёмов как дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой (дыхание на сопротивление, для укрепления дыхательной мускулатуры), дыхание по Бутейко (частое дыхание, для обогащения кислородом тканей мозга); элементы терапевтического массажа Су-Джок (активация жизненно важных центров организма путём точечного надавливания); пальчиковая гимнастика (становление мелкой моторики за счет координационных упражнений для пальцев рук); гимнастика для снятия напряжения с глаз (активация внимания); комплекс статического стрейчинга ( концентрация внимания при растяжении мышц), комплекс ЛФК для стоп по массажным «дорожкам здоровья» (в целях профилактики плоскостопия), логоритмические упражнения ( развивающие двигательное мышление). Это всё доступные приёмы педагогической инновационной деятельности. Только в инициативности педагога — заложена успешность НОД по физической культуре.
Одним из нюансов ФГОС является так называемая «трансформируемость» образовательного пространства, предполагающая возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Всё оборудование должно находится, в легкодоступных для детей местах, но с учетом технико-безопасных норм хранения.
Так называемая спортивная зона, оборудованная в каждой группе может включать в себя не только материально-технический накопитель спортивно инвентаря, но и оформленные на полу разметки, способствующие становлению физической культуры, как культуры норм построения и перестроения, во время НОД. Воспитатель, в частности младших по возрасту дошкольников, практикующий игровые моменты построения, перестроения, ходьбы в строю, лазания, ползания в рамках спортивной зоны группы пребывания детей, добьётся большого успеха в организации НОД по физической культуре в спортивном зале. Как пример, можно предложить следующую разбивку линий на полу в группе, зона которой легко трансформируется в любую другую рабоче-игровую зону.
Дошкольное образование, культивируемое в системе интегрирующих между собой образовательных областей, порождает общую культуру ребенка, частью которой является физическая культура.
Структурирование НОД по физической культуре служит качественному освоению детьми следующего программного материала:
В первой младшей группе (третий год жизни)
1. Построения и перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ):
— исходные положения (стоя, сидя, лежа),
— приседания,
— простые движения рук (одновременные и однонаправленные) с предметами и без них.
3. Основные движения:
— ходьба и бег в разных направлениях,
— упражнения в равновесии (высота до 25 см, ширина до 20 см),
— бег в медленном и быстром темпе,
— подскоки на месте и с передвижением, спрыгивание с предмета,
— катание мяча друг другу, перебрасывание мяча через предмет, бросание предмета в горизонтальную и вертикальную цель, вдаль,
— ползание на четвереньках.
4. Подвижные игры.
— не сложные правила.
Во второй младшей группе (четвертый год жизни)
1. Построения и перестроения. Порядковые упражнения. Повороты на месте.
2. Общеразвивающие упражнения:
— с предметами и без предметов,
— в различных положениях (стоя, сидя, лежа).
3. Основные движения:
— разные виды ходьбы с заданиями,
— бег со сменой темпа и направления,
— прыжок в длину с места двумя ногами и в глубину (спрыгивание),
— прокатывание предмета, упражнения с мячом (отбивание и ловля), бросание предметов одной и двумя руками горизонтально и вертикально в цель, вдаль,
— лазание приставным шагом, перелазание и пролазание через и под предметами.
4.Ритмические упражнения.
5. Спортивные упражнения:
— катание на трехколесном велосипеде,
— ступающий шаг и повороты на месте на лыжах,
— скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
6. Подвижные игры. Основные правила игр.
В средней группе (5-ый год жизни)
1. Порядковые упражнения (построения и перестроения, повороты в движении).
2. Общеразвивающие упражнения:
— исходные положения;
— одновременные и поочередные движения рук и ног, махи, вращения рук;
— темп (медленный, средний, быстрый).
3. Основные движения:
— в беге – активный толчок и вынос маховой ноги;
— в прыжках – энергичный толчок и мах руками вперед – вверх;
— в метании – исходное положение, замах;
— в лазании – чередующийся шаг при подъеме на гимнастическую стенку одновременным способом.
4. Подвижные игры:
— правила игр;
— функции водящего.
5. Спортивные упражнения:
— на лыжах – скользящий шаг, повороты на месте, подъемы на гору;
6. Ритмические движения:
— танцевальные позиции (исходные положения);
— элементы народных танцев;
— ритм и темп движений;
— элементы простейшего перестроения по музыкальному сигналу.
В старшей группе (шестой год жизни)
1. Порядковые упражнения: порядок построения в шеренгу, способы перестроения в 2 и 3 коллоны.
2. Общеразвивающие упражнения:
— способы выполнения упражнений с различными предметами,
— направления и последовательность действий отдельных частей тела.
3. Основные движения:
— вынос маховой ноги вперед в скоростном беге,
— равномерный бег в среднем и медленном темпе,
— способы выполнения прыжков в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой,
— способы метания в цель и даль,
— лазание одноименным и разноименным способом.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр,
— способы выбора ведущего.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий лыжный ход,
В подготовительной к школе группе (7-ой год жизни)
1. Порядковые упражнения: способы перестроения.
2. Общеразвивающие упражнения:
— разноименные и одноименные упражнения,
— темп и ритм в соответствии с музыкальным сопровождением;
— упражнения в парах и подгруппах;
3. Основные движения:
— в беге – работу рук;
— в прыжках – плотную группировку, устойчивое равновесие при приземлении;
— в метании – энергичный толчок кистью, уверенные и разнообразные действия с мячом;
— в лазании – ритмичность при подъеме и спуске.
4. Подвижные и спортивные игры:
— правила игр;
— способы контроля над своими действиями;
— способы передачи и ведения мяча в разных видах спортивных игр.
5. Спортивные упражнения:
— скользящий переменный шаг по лыжне, технику подъема и спуска в низкой и высокой стойке;
Учитывая временные рамки организации НОД по физической культуре в ДОУ, необходимо подобрать программный материал так, чтобы моторная плотность на занятии была достаточной. Существуют рекомендуемые нормы распределения частей НОД по физической культуре.
Источник: www.pdou.ru
Программа «Физическая культура — дошкольникам»
Цель программы: оптимально реализовывать оздоровительное, воспитательное и образовательное аспекты физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.
Задачи программы:
— оздоровительного направления — обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
— воспитательного направления — обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
— образовательного направления — обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей.
1. Фасцинация (от англ. fascination — специально организованное
вербальное воздействие, включающее умение очаровать ребенка своим
внешним видом, похвалой его самого, друг другом, проявление интереса к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
2. Синкретичности (от гр. synkretismos — соединение, объединение) — направленный на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение физических упражнений, природу их внедрения.
3. Творческая направленность (самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта).
Автор акцентирует внимание на то, что физическое совершенствование детей будет происходить, если осуществляется требуемый подбор физических упражнений, методика занятий соответствует данному возрасту и персонал детского сада квалифицированно ведет работу по физическому воспитанию.
Предметно-развивающая среда
Помимо традиционного физкультурного инвентаря (велосипеды, роликовые коньки, санки, лыжи и т.д.) на занятиях используется нетрадиционный, различные предметы (стулья, веревочки, детские зонтики, бумажные листочки и др.), природный материал (прутики, веточки, листья, цветы и др.), овощи и фрукты (картофель, морковь и др.), природные явления (дождь, роса, лед и др.).
Занятия проводятся не только на спортивной площадке и в спортивном зале ДОУ, но и в музыкальном зале, лесопарке, бассейне.
Структурно -содержательная характеристика программы
Отличительная особенность программы — ее своеобразная структура. Содержание материала разбивается не по возрастным группам, а в соответствии со средствами физического воспитания (массаж, закаливание, физические упражнения), которые описываются в оздоровительном, воспитательном и образовательном направлениях.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях помогает формировать у детей важные двигательные умения и навыки, знания в области гигиены, медицины и физической культуры, способствующие укреплению здоровья детей.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система мер, методов и приемов’ широкое использование естественных факторов природы; хороший гигиенический уход; четко организованный режим дня; массаж в игровых формах; купание в бассейне и пребывание детей в сауне; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств (гибкости, ловкости, выносливости, силы, координации) и психики (внимания, сообразительности, ориентирования в пространстве и во времени).
Использование средств физической культуры в воспитательных целях обеспечивает социальное формирование личности, предусматривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические ее потребности, и способствует воспитанию человека с творческими способностями.
Использование средств физической культуры в образовательных целях позволяет ребенку познавать окружающий мир и способствует формированию двигательных умений и потребности в физическом совершенствовании.
Созданию интереса к занятиям физическими упражнениями способствуют сюрпризные моменты, связанные с разными сторонами жизни ребенка (день рождения и др.), появлением любимых игрушек, сказочных героев и моменты экспромта.
В программе большое внимание уделяется общению педагога с детьми в процессе занятия. Воспитатель использует не команды, а обращения к детям. «Ребята, подойдите ко мне. Повернитесь направо» и т.п. Для формирования у дошкольников осознанного отношения к основным движениям педагог использует объяснение: «Чтобы мышцы на ногах были красивыми и упругими, нужно выполнять прыжковые упражнения. Чтобы легко и свободно ходить, бегать, прыгать, нужно научиться правильно прыгать».
Педагог приучает дошкольников к вежливости, тактичности, внимательному отношению к товарищам: «Вы бежите легко, энергично, думаете о добром деле. Скажите приятное друг другу после пробежки, спросите друг у друга о самочувствии».
В программе представлены: годовое планирование физических упражнений для каждой возрастной группы, даны методические рекомендации для их выполнения с учетом анатомо-физиологических особенностей детей; критерии эффективности образовательной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми.
Учебно-методическое обеспечение программы составляют методические пособия для воспитателей, в которых дана общая характеристика программы, предложены варианты заданий, упражнений, игр, направленных на приобщение к физической культуре, формы оздоровительно-развивающей работы (различные варианты утренней гимнастики, аэробики, разминки, физкультминуток, подвижные и народные игры), описываются организация физкультурно-оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях, принципы организации оздоровительно-развивающей работы с ослабленными детьми.
Литература
ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура — дошкольникам. Программа и программные требования. М., 1999.
Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.
Глазырина Л.Д. Физическая культура — дошкольникам. Средний возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.
ГлазыринаЛ.Д. Физическая культура — дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М., 2000.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 298 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Программа «Физическая культура-дошкольникам»
Цель: формирование и развитие личности ребенка, сочетая стремление к совершенству с морально этическими и эстетическими нормами.
Задачи:
1. Охранять и укреплять здоровье детей с целью нормального функционирования всех органов и систем организма.
2. Обеспечение полноценного физического развития детей в соответствии с возрастом.
3. Развивать основные движения детей: бег, прыжки, лазание, метание.
4. Обеспечение бодрого уравновешенного состояния ребенка.
Приоритеты программы:
1. Занятие по данной программе предполагает развитие детской фантазии, выполнение элементов выразительного образа двигательного характера.
2. В рекомендациях к данной программе нашли место требования к физической подготовке детей к их физическому образованию и совершенству в сочетании с интеллектуальным развитием, нравственным и физическим воспитанием.
3. Занятия и упражнения предполагают творческое их использование воспитателями в работе с детьми. Благодаря этому педагог имеет возможность добиваться гармонического развития своих воспитанников, так как занятия построены по принципу воздействия на внутренние силы ребенка путем побуждения, активной заинтересованности, а не слепого механического наполнения изучаемого материала.
4. Особое предпочтение отдано интеллектуальному развитию ребенка средствами физической культуры с помощью нетрадиционных методов обучения.
Источник: xn--80aak0be0a7a.xn--p1ai