Физ программа что это

Введение третьего урока физкультуры в общеобразовательных школах и дополнительных занятий в учебных заведениях потребовало соответствующей подготовки физкультурных кадров и расширения учебно-спортивной базы. В настоящее время такие кадры готовят БГУФК и пять факультетов физического воспитания в университетах Республики Беларусь.

Повышению эффективности лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста способствует введение в штат детских садов руководителей физкультуры.

Основными документами планирования физического воспитания учащихся и молодежи являются Программа по физической культуре для общеобразовательной школы, Программа по физической культуре для средних специальных заведений, Программа по физической культуре для профессионально-технических училищ и Типовая программа по физической культуре для студентов вузов.

На основании программ в школах, ССУЗах, ПТУ разрабатываются три основных документа:

  • годовой план-график распределения учебного материала;
  • поурочный (в ПТУ и ССУЗах — календарно-тематический) план;
  • план-конспект урока.

Годовой план график распределения учебного материала составляется на 102 урока и должен содержать базовый компонент: требования к знаниям, требования к двигательным умениям и навыкам, развитие физических качеств, контрольные нормативы по физической подготовленности и домашнее задание. Порядок размещения уроков, связанных с выполнением разделов программы, является творческим процессом учителя физической культуры. На легкую атлетику отводятся осенние и весенние месяцы, т.е. уроки в 1-й и 4-й четверти:

БУДУЩЕЕ РОССИИ. ИНСАЙТЫ.

Распределение учебного времени на различные виды программного материала в общеобразовательной школе, ч

№ п/п Вид программного материала Класс 4 5 6 7 8 9 10 11
1 Основы знаний 7 8 8 8 8 8 8 8
2 Гимнастика 10 20 20 20 20 20 16 16
3 Легкая атлетика 20 30 30 24 24 20 20 20
4 Спортивные игры 23 16 16 18 18 22 24 24
5 Лыжная подготовка 15 12 12 16 16 16 18 18
6 Плавание 16 16 16 16 16 16 16 16

В зависимости от условий и объективной необходимости (отсутствие бассейна) учитель может изменить объем учебного времени на другие виды программного материала за счет часов плавания, в том числе и на легкую атлетику.

Программа по физическому воспитанию в ПТУ и ССУЗах включает в себя базовый компонент (такой же как и в общеобразовательной школе) и вариативный компонент: средства для развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной физической подготовленности (ППФП) учащихся и студентов. Подбор средств и методов ППФП специфичен для каждой профессии, осуществляется с учетом ее особенностей и должен обеспечить необходимый образовательный и тренирующий эффект:

Это САМАЯ рабочая программа тренировок в домашних условиях

Распределение учебного времени по видам программного материала для учащихся ССУЗов, ч

№ п/п Вид программного материала 3 ч в неделю на базе 9-классного образования 4 ч в неделю на базе 11-классного образования
1 Основы знаний по физической культуре 6 8
2 Гимнастика атлетическая, художественная, ритмическая, на снарядах; акробатика 24 36
3 Легкая атлетика, бег, прыжки, метания 36 42
4 Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, настрольный теннис и др. 16 24
5 Кроссовые, лыжные и конькобежные упражнения 16 20
6 Плавание 8 12
7 Единоборства 6 10
8 Сдача контрольных тестовых упражнений 8 8
Итого. 120 160

Примечание. Если в учебном заведении отсутствуют условия для организации занятий по предложенным видам, то выделенные часы на эти виды пропорционально распределяются на приемлемые виды программного материала.

На основании данных из этих двух таблиц можно сделать вывод о том, что как в общеобразовательной школе, так и в ПТУ и ССУЗах уделяется много времени изучению легкой атлетики. И это оправдано, так как большинство легкоатлетических упражнений общедоступно, встречается в повседневной жизни, не требует сложного инвентаря и оборудования и позволяет комплексно решать оздоровительные, прикладные, образовательные и воспитательные задачи.

На основании годового плана-графика составляется рабочий план на четверть (в школе) или на полугодие (в ПТУ и ССУЗах). При планировании учитель физической культуры уточняет темы теоретических знаний, устанавливает последовательность освоения умений и навыков, времени, затрачиваемого на изучение отдельных технических элементов или упражнений в целом. При этом он должен учитывать не только пол, возраст учащихся, но также их физическую, техническую подготовленность, условия проведения занятий и другие факторы. Подбор средств поурочно должен осуществляться с учетом преемственности в изучении предусмотренных программой видов легкой атлетики. План-конспект урока пишется к каждому занятию.

Методика проведения урока

Урок принято делить на три части:

  • подготовительная;
  • основная;
  • заключительная.

Такое построение урока обеспечивает постепенное вовлечение занимающихся в основную деятельность, поддержание и эффективное использование достигнутой работоспособности и, наконец, оптимальное выравнивание функционального состояния организма, снижение уровня физического и эмоционального напряжения.

Общая продолжительность урока 40-45 мин. Продолжительность подготовительной части урока — 8-12 мин.

В состав комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ) входит 8-10 упражнений, которые формируют правильную осанку, развивают большие группы мышц, воздействуют на мышцы рук, плечевого пояса, спины, брюшного пресса, ног. Наиболее эффективными средствами активизации функций организма детей являются ускоренная ходьба, разновидности бега. Подготовительная часть заканчивается упражнениями умеренной интенсивности, во время которых происходит обучение правильному дыханию.

Задачи основной части урока:

  • общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и двигательной систем, формирование и поддержание правильной осанки, закаливание организма;
  • вооружение занимающихся знаниями в двигательной деятельности, формирование умений и навыков в овладении тем или иным упражнением;
  • развитие двигательных качеств.

Упражнения, используемые в основной части урока, должны быть логическим продолжением подготовительной части урока. Предусматривается одна задача по изучению нового материала и не более 2-3 дополнительных задач по совершенствованию техники выполнения движений.

Обучение новым, технически сложным двигательным действиям проводят в начале, а закрепляют и совершенствуют усвоенные ранее навыки в середине или ближе к концу основной части.

Упражнения, требующие проявления скоростно-силовых качеств, точной координации и ловкости, выполняют в начале, а действия, связанные с развитием силы и выносливости, — в конце основной части. Общая продолжительность — 28-32 мин.

В заключительной части урока выполняются упражнения, снижающие уровень возбуждения и приводящие организм в спокойное состояние.

Применяются простые построения, спокойная ходьба, упражнения на внимание, дыхательные упражнения.

Средняя продолжительность заключительной части урока 3-5 мин.

Формы физического воспитания

Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, ПТУ и ССУЗов составляют:

  1. Уроки (занятия) физической культуры.
  2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня.
  3. Занятия с учащимися, которые относятся по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
  4. Внеклассная оздоровительная работа.
  5. Внешкольная спортивно-массовая работа.

Уроки (занятия) являются основной формой физического воспитания во всех типах учебных заведений. Обязательные уроки физической культуры проводятся не менее 3 ч в неделю на протяжении всего периода обучения. Для ССУЗов на базе 11 классов — не менее 4 ч в неделю за счет увеличения факультативных занятий. Содержание уроков определяется действующими учебными программами и наличием спортивной базы.

Дополнительные занятия с учащимися специальных медицинских групп планируются в послеурочное время не менее трех раз в неделю по 45 мин каждое. Группы комплектуются для детей и подростков с ослабленным здоровьем по заключению врача. Минимальное количество занимающихся в группе 8-12 человек.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная работа в различных учебных заведениях (общеобразовательные школы, ПТУ, ССУЗы) является неотъемлемой частью системы физического воспитания и включает в себя организацию и проведение: учебнотренировочных занятий в секции легкой атлетики; спортивных мероприятий «Дни здоровья», «Кросс», конкурсов на лучшую группу или класс; подготовку и участие сборных команд по традиционным видам спорта (легкая атлетика, спортивные игры и т.д.).

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия легкой атлетикой за пределами учебного заведения) включает занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах и центрах по месту жительства. Содержание внешкольной спортивно-массовой работы определяется программой по легкой атлетике для детско-юношеских школ. ДЮСШ могут быть комплексные (культивирующие несколько видов спорта) и специализированные (один вид). Они являются важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами и девушками, так как осуществляют подготовку основной массы квалифицированных легкоатлетов.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в секции по легкой атлетике

Общее руководство секций по легкой атлетике возлагается на учителя физической культуры. Он определяет дни и часы занятий:

Программа занятий в секции легкой атлетики

Содержание Количество часов 1-4 кл. 5-9 кл. 10-11 кл.
Общетеоретическая подготовка 2-4 4 4-6
Теоретическая подготовка по виду 4
Общая физическая подготовка 18-30 16 10-16
Специальная физическая подготовка 10-30 34 40-60
Инструкторская и судейская практика 4 4-6
Контрольные испытания 6-8 10 10-12

Формирование групп осуществляется по классам, а также на основании комплексной оценки общей физической подготовки учащихся.

Учащимся начальных классов рекомендуется заниматься 1-2 раза в неделю, учащимся 5-9-х классов — 2 раза в неделю, 10-11-х классов — 2-3 раза в неделю.

Продолжительность занятий 45-60 мин. Минимальное количество занимающихся в группе 15 человек.

Содержание занятий определяется материалом программы и реальными условиями спортивной базы учебного заведения.

Целесообразно включать в секционные занятия по легкой атлетике следующие виды: спортивная ходьба, бег на короткие и средние дистанции, эстафетный бег, прыжки в длину и высоту с разбега, метание легких снарядов. Прием в секцию обычно проводится в начале учебного года и только с разрешения врача.

Ученики допускаются к участию в соревнованиях после одного года учебно-тренировочных занятий. Учащиеся 10-12 лет соревнуются внутри класса или школы по выполнению контрольных нормативов и программных требований. Учащиеся 13-14 лет и старшие по возрасту могут участвовать в соревнованиях вплоть до городского и республиканского масштаба в течение года (допускается участие в 8-10 соревнованиях). По физической подготовке в 3-4 соревнованиях, по легкоатлетическим многоборьям — 4-6 соревнованиях.

Внешкольная спортивно-массовая работа (занятия легкой атлетикой за пределами учебного заведения) включает занятия в детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах и центрах по месту жительства. Содержание внешкольной спортивно-массовой работы определяется программой по легкой атлетике для детско-юношеских школ. ДЮСШ могут быть комплексные (культивирующие несколько видов спорта) и специализированные (один вид). Они являются важнейшим звеном внешкольной работы с детьми, подростками, юношами и девушками, так как осуществляют подготовку основной массы квалифицированных легкоатлетов.

Контроль над физической подготовленностью и оценка успеваемости учащихся

В общеобразовательной школе общая физическая подготовленность учащихся оценивается по десятибалльной шкале. Для этого в первой и четвертой учебных четвертях учащиеся выполняют пять контрольных упражнений: наклон вперед из положения сидя, подтягивание на перекладине (мальчики), поднимание туловища за 1 мин (девочки), челночный бег 4 х 9 м, прыжок в длину с места, бег по дистанции в зависимости от класса. Обязательным условием получения положительной отметки за год по физической подготовленности является участие в выполнении всех учебных нормативов физической подготовленности. Итоговая отметка по предмету «Физическая культура» выставляется на основании оценки знаний, двигательных умений, навыков и результатов контрольных упражнений по физической подготовленности. По окончании 4-го, 9-го и 11-го классов проводится зачет по физической культуре.

Читайте также:
Квантовая физика что это такое школьная программа

Для контроля над физической подготовленностью учащихся ПТУ используют комплекс упражнений. Он применяется сразу же после поступления учеников (входной контроль) и в конце второго полугодия (итоговый контроль). Комплекс контрольных упражнений такой же, как и в общеобразовательной школе. Он включает в себя контроль знаний, умений и навыков, оценку общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки (в профессиях с ярко выраженной спецификой требований к физической подготовленности).

Отметка по предмету «Физическое воспитание» в средних специальных учебных заведениях выставляется в каждом семестре. При определении отметки принимают во внимание степень выполнения требований программы к знаниям, двигательным умениям и навыкам, уровень физической подготовленности, посещаемость учебных занятий. После завершения курса обучения по предмету «Физическое воспитание» студенты ССУЗов сдают экзамен.

Физическое воспитание в высших учебных заведениях

Физическое воспитание студентов вузов проводится на протяжении всего курса обучения в следующих формах:

  • Учебные занятия:
    1. Практические занятия;
    2. Теоретические занятия;
    3. Дополнительные занятия (индивидуальные и групповые);
    4. Внеурочные занятия:
      1. Самостоятельное использование студентами средств физической культуры, спорта и туризма, закаливающих организм процедур;
      2. Физические упражнения в режиме рабочего дня студентов. При наличии условий рекомендуется проведение физкультурных пауз;
      3. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, спартакиады, спортивные праздники, соревнования по видам спорта, турпоходы и др.

      Использование названных форм физического воспитания должно обеспечить выполнение студентами оптимального объема двигательной активности — 10-14 ч в неделю.

      В начале учебного года студентов распределяют по учебным отделениям и группам с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, спортивных интересов. Определены три медицинские группы: основная, подготовительная и специальная, из которых создаются три учебных отделения: подготовительное (студенты основной и подготовительной медицинских групп), спортивного совершенствования (только студенты основной медицинской группы, имеющие спортивный разряд) и специальное (студенты специальной медицинской группы; с учетом заболеваний).

      Распределение часов по физическому воспитанию предусматривается в учебных планах всех специальностей вуза на протяжении всего периода обучения, в объеме не менее 4 ч в неделю, с включением их в сетку учебного расписания. В учебных группах ОФП с низкой физической подготовленностью и специальных медицинских группах имеют право организовывать занятия 3 раза в неделю по 60 мин.

      Занятия в группах спортивного отделения проводятся в зависимости от спортивной квалификации студентов 6-12 ч в неделю. Для студентов — спортсменов высокого класса допускается увеличение недельной нагрузки до 24 ч.

      Курс физического воспитания для вузов составляет 560 ч и предусматривает теоретический и практический разделы.

      В процессе учебной работы систематически ведется учет успеваемости студентов путем: текущей оценки усвоения изучаемого материала; оценки результатов при выполнении ежемесячных тестов, контрольных зачетных нормативов в соревновательных условиях; оценки результатов, показанных в соревнованиях, для лиц, специализирующихся по видам спорта.

      Зачет является основной формой контроля знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе академических занятий в вузе и домашних заданий по всем разделам программы. Коллективу кафедры предоставляется право вводить дифференцированный зачет во всех семестрах, а в конце курса обучения — экзамен.

      • знание теоретического раздела программы;
      • усвоение методических навыков по использованию средств физической культуры и спорта в повседневной жизни; в ППФП и общественной физкультурно-спортивной деятельности;
      • овладение техникой изучаемых физических упражнений;
      • положительная динамика в выполнении контрольных нормативов по общей и специальной подготовке;
      • участие в массовых спортивных мероприятиях;
      • выполнение учебных практик и самостоятельных заданий.

      Овладение практическим учебным материалом проверяется путем выполнения студентами контрольных нормативов и, как правило, в условиях соревнований. К выполнению нормативов допускаются студенты, получившие необходимую подготовку.

      Учебная практика используется в процессе обучения для облегчения подготовки специалистов, что помогает в дальнейшем успешно подойти к педагогической практике.

      На 1-м курсе студенты получают задание развить командный голос, изучить терминологию, составить план-конспект и провести подготовительную часть урока, на 2-м курсе — провести урок в целом.

      Источник: atlox.ru

      Характеристика программ по физической культуре для учащихся начальной основной и старшей школы

      • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
      • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
      • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

      Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания и построении индивидуальной стратегии здорового образа жизни каждым учащимся.
      Рассматривая оздоровительный потенциал системы физического воспитания, необходимо обратится к анализу учебных программ по этой дисциплине.

      Основная часть

      В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы включал физические упражнения, теоретические знания, физкультурно-организационные и санитарно-гигиенические навыки, учебные нормативы.

      В 30-е годы уже около 90 % учащихся были охвачены обязательными физкультурными занятиями – школьными уроками.
      Обострение военно-политической обстановки в Европе обусловило необходимость слияния процессов физического воспитания и военной подготовки.

      В новых учебных планах и программе 1960 г. особое внимание уделялось комплексному подходу. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Программа состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм, баскетболу; вторая – материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. Основной акцент делался также на решение образовательных задач физического воспитания.

      В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9-10 классах ею предусматривались следующие виды спорта:

      • гимнастика,
      • легкая атлетика,
      • лыжная подготовка,
      • классическая борьба,
      • спортивные игры.

      Программа рассчитана на освоение учебного материала в рамках учебно-методических занятий и факультативных занятий по избранному виду спорта. Разделы программы (теоретико-методических основ, базовых основ физкультурной деятельности, зачетных требований), предусматривают спортивную специализацию, обеспечивают овладение школьниками техникой упражнений, способствуют воспитанию у них общих и специальных физических качеств и овладению ими методическими знаниями и умениями использовать разученные движения в самостоятельно реализуемых формах физической культуры.

      В настоящее время действует программа физического воспитания учащихся 1-11-х классов с направленным развитием двигательных способностей (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, 2000), носящая рекомендательный характер. В данной программе указано, что в соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества и исходя из сущности общего и среднего образования, целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему гармоническому развитию личности.

      В примерной программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы деятельности).

      На основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) разрабатываются программы по физическому воспитанию.

      В настоящее время Министерством образования и науки РФ рекомендуется несколько программ по физическому воспитанию:

      1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов”. Авторы В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. М., 1996 г

      2. Программа » Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». Авторы — В.И Лях., Г.Б. Мейксон. М.:» Просвещение» 1993.

      3. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Автор – Е.Н. Литвинов. М., 1996.

      4. Программа «Физическое воспитание с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ».

      5. Программа занятий по физическому воспитанию школьников отнесенных к специальной медицинской группе (методические рекомендации).

      Характеристика комплексной программы по физическому воспитанию школьников. Комплексная программа состоит из 3-х разделов: для младших (I-IVкл.), средних (V-IXкл.) и старших (X-XIкл.) классов. Для каждой возрастной группы школьников определены задачи физического воспитания, показатели физической культуры выпускников начальной, основной или средней школы (знания, двигательные умения, навыки и способности), примерный ежеднев­ный объем двигательной активности по классам (2 часа в совокупности раз­личных форм занятий). Каждый раздел программы состоит из 4-х частей:

      Программный материал уроков (часть I) состоит из двух частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовой части необходимо и обязательно для каждого ученика. Она рассчитана на адаптацию к жизни (обес­печение нормальной жизнедеятельности) и эффективное осуществление тру­довой деятельности в широком плане (достижение физической готовности к полноценной трудовой деятельности). Базовый компонент является федераль­ным (государственным) звеном программы, независимым от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика; базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта в сфере физической куль­туры.

      Комплексная программа включает не только уроки физической культуры (часть I), но и другие формы занятий физическими упражнениями (части II-IV), составляющие целостную систему физического воспитания в общеобра­зовательной школе. Вторая, третья и четвертая части программы предназна­чены для педагогического коллектива школы.

      Результативность внеклассных форм занятий, оздоровительной, физкуль­турно-массовой и спортивной работы достигается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учи­телей физической культуры и начальной школы, физкультурного актива стар­шеклассников, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций и родите­лей.

      Характеристика программы » Физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей». Суть ее состоит в разностороннем развитии двигательных (координационных и кондиционных) способностей учащихся. Это нашло отражение в распределении времени на развитие двигательных способностей с 1 по 11 классы, в изложении программного материала урочных и самостоятельных занятий.

      Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной

      Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников.

      Характеристика программы «Физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол)»

      Материал программы дается в четырех разделах: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка и примерные показатели двигательной подготовленности.

      В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его культуре и ценностных ориентациях.

      В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.

      В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.

      Читайте также:
      Vi store что это за программа

      В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности учащихся.

      Часть 1. Основные разделы программы(1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4.

      Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).

      Часть 2.Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).

      Технология разработки плана-конспекта урока физической культуры в школе.

      При разработке содержания: 1) определить средства и методы; 2) уточнить инвентарь и оборудование; 3) разработать методы организации деятельности учащихся на уроке (фронтальный, групповой и др.); 4) определить критерии оценки.

      План-конспект урока физической культуры в……классе

      Инвентарь и оборудование:

      Части урока Содержание урока Дозировка Организационно- методические указания

      Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.

      Структура анализа урока:

      1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).

      2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).

      3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь);заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия).

      4. Поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, к учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность).

      5. Деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества).

      6. Результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации).

      7. Выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств.

      Программы для общеобразовательных учреждений:

      Часть 1. Основные разделы программы(1- 4 классы,5-9 классы, 10-11 классы): 1.1. Цели и задачи. 1.2.Организационно-методические указания. 1.3.Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов). 1.4.

      Базовая часть содержания программного материала: 1.4.1.Основы знаний о физической культуре.1.4.2.Спортивные игры.1.4.3.Гимнастика с элементами акробатики.1.4.4.Лыжная подготовка.1.4.5.Элементы единоборств.14.6.Плавание.1.5. Вариативная часть программного материала (национальные вида физических упражнений, игры, единоборства, прикладные виды спорта и др.).

      Часть 2.Физкультурно-одоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки, физкультпаузы, физические упражнения и подвижные игры удлиненных переменах). Часть 3. Внеклассная работа (спортивные секции). Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (дни здоровья и спорта, спартакиады, туристические слеты, походы, физкультурные праздники).

      Технология разработки плана-конспекта урока физической культуры в школе.

      При разработке содержания: 1) определить средства и методы; 2) уточнить инвентарь и оборудование; 3) разработать методы организации деятельности учащихся на уроке (фронтальный, групповой и др.); 4) определить критерии оценки.

      План-конспект урока физической культуры в……классе

      Инвентарь и оборудование:

      Части урока Содержание урока Дозировка Организационно- методические указания

      Назначение анализа урока — выявление позитивных и негативных сторон непосредственного дидактического взаимодействия учителя и учащихся. Педагогический анализ урока проводится с целью оценки методики проведения занятий.

      Структура анализа урока:

      1. Общие сведения (дата, место и время занятий, класс, школа, количество учеников).

      2. Подготовка к уроку (наличие, состояние плана-конспекта, его соответствие программе, задачам; подготовленность и состояние мест занятий, готовность учащихся к уроку).

      3. Проведение урока: подготовительная часть (длительность, своевременность начала, организация начала урока, терминологическая грамотность команд, правильность проведения подготовительных упражнений, контроль за действиями класса, подбор упражнений, регулирование нагрузки);основная часть (используемые методы обучения и организации, реализация принципов обучения, соответствие нагрузки условиям урока и возрасту занимающихся, активизация деятельности учащихся, работа актива, страховка и помощь);заключительная часть (соответствие упражнений задачам, степень снятия эмоционального и нервно-мышечного напряжения, подведение итогов и задание на дом; своевременность завершения занятия).

      4. Поведение учащихся (отношение учеников к выполняемым действиям, эмоциональный настрой, отношение друг к другу, к учителю, к уроку, дисциплинированность, активность и заинтересованность).

      5. Деятельность учителя (внешний вид, речь, умение организовать и активизировать класс, отношение с учениками, умение своевременно исправлять и предупреждать ошибки; авторитет учителя и его личностные качества).

      6. Результаты урока (степень решения задач оздоровительных, образовательных и воспитательных, положительные и отрицательные стороны урока, верность выбранных методов обучения и организации).

      7. Выводы и предложения (общая оценка проведения урока, рекомендации по совершенствованию организации, методов обучения и воспитания, профессиональных качеств.

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Представлена программ по физичекой культуре согласно ФГОС.

      Достижение цели физического воспитания в школе обеспечивается решением следующих задач, направленных на:

      укрепление здоровья учащихся, содействие их гармоническому физическому развитию;

      обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

      развитие двигательные способности учащихся;

      приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

      воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять во время отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

      содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.

      Базовый компонент программы составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей учащихся.

      Вариативная (дифференцированная) часть программы по физической культуре обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы общеобразовательного учреждения. В вариативную часть Государственной образовательной программы в 5-11 классах рекомендуется включать:

      — физические упражнения оздоровительной направленности;

      — углубленное изучение базовых видов спорта;

      — физические упражнения, имеющие прикладное значение.

      • Календарь социального педагога школы
      • Поделки на тему пожарная безопасность для детского сада
      • Методы и инструменты ликвидации школьной учебной неуспешности по предмету русский язык
      • Философия и образ будущего кратко
      • Советы доктора пилюлькина в детском саду для родителей

      Источник: obrazovanie-gid.ru

      Физ программа что это

      начальное общее образование
      физическая культура
      физическая культура в начальной школе
      структура учебной программы
      содержательные единицы программы

      1. Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы. Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24.12.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/// (дата обращения: 17.10.2022).

      2. Каинов А.Н., Курьерова Г.И. Физическая культура. 1–11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича.

      М.: Учитель, 2014. 172 c.

      3. Приказ Министерства образования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16.07.2002 г. № 2715/227/166/19. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/b17cd57a892d7e937b3fd24b1e279ea8// (дата обращения: 12.11.2022).

      4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 22.12.2022).

      5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174// (дата обращения: 07.12.2022).

      6. Лях В.И. Физическая культура. 1–4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И.

      Ляха. Л.: Просвещение, 2014. 104 c.

      7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560// (дата обращения: 22.12.2022).

      С 1 сентября 2022 г. в силу вступил с изменениями федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования (далее – ФГОС). «Физическая культура» – преподавание учебного предмета, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286), в соответствии с подпунктом 4.2.30 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343), и пунктом 27 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. № 434 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 16, ст. 1942).

      Изменения в ФГОС максимально возможно подводят Стандарты в соответствие ФЗ «Об образовании Российской Федерации», определяют потенциал вариаций сроками реализации программ, детально уточняют основные условия реализации образовательных программ, а также вносят конкретику в достижение результатов и целиком систематизируют образовательный процесс.

      Цель исследования – теоретическое обоснование построения рабочей программы предметной подготовки в соответствии с изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

      Материалы и методы исследования

      Основными методами исследования являются: изучение с последующим анализом документов нормирования педагогической деятельности в области образования, теоретический разбор проблемных вопросов развития начального общего образования, анализ программного материала по уровням образования и предмету «Физическая культура», интроспективность личного опыта работы с детьми.

      Результаты исследования и их обсуждение

      Приступая к разработке рабочих учебных программ предметной подготовки, необходимо учитывать социальные запросы нашего государства в формировании здорового подрастающего поколения, способного использовать освоенные знания, умения и компетенции. Необходимо помнить и учитывать, что они будут востребованы в повседневной жизни и труде, военной службе, а также и для дальнейшего освоения программ обучения следующих уровней образования [2].

      Для удобства работы педагогов было доработано научно-методическое сопровождение «Конструктор рабочих программ» – это универсальный сервис конструирования программного сопровождения учебного процесса, а именно по созданию рабочих программ по школьным предметам для начальных и средних классов.

      Потенциальными пользователями данного сервиса являются учителя, заведующие учебными частями (отделами), администрация, а также родители учеников.

      На сегодняшний день на сервисе расположены методические материалы («примерные рабочие материалы (программы), прошедшие проверку и получившие одобрение федерального УМО по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.»).

      Рассматривая структуру учебной программы предметной подготовки по физической культуре с учетом новых требований, отмечаем, что фундаментальными структурными частями, как и в свое время, остаются разделы:

      Читайте также:
      Manga studio что это за программа

      1) «Пояснительная записка», включает краткую характеристику предметной подготовки по физической культуре, тут же обозначена целевая установка и специфика освоения учебного предмета «Физическая культура», указывается расположение учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане школы.

      2) «Содержание образования», прописывается содержательная часть, которая охватывает весь программный материал по предмету, прописывается по учебным годам.

      3) «Планируемые результаты освоения учебного предмета “Физическая культура”», в данном разделе на уровне начального общего образования описываются личностные результаты обучающихся, метапредметные и предметные результаты по годам обучения на уровне начальной школы.

      4) «Тематическое планирование» – в разделе прописываются тематика занятий и объемы в количестве часов, что отводится на освоение основного содержания учебного материала. Здесь же для обучающихся прописываются основные виды деятельности.

      1. «Пояснительная записка». Как отмечалось ранее, сама формулировка должна быть достаточно простой, чтобы была доступна каждому, в частности родителям школьника, чтобы они могли уточнить соответствие своих ожиданий от реализации программы по предмету – а тому ли учат его ребенка на данном уровне обучения.

      Целевая установка с прописью задач предмета «Физическая культура» указывается в разделе более детализированно, а именно: учебная задача должна затрагивать интересы учащихся, иметь эмоциональную окраску, обеспечивать должное взаимодействие обучающихся, учитывать индивидуальные возможности и располагаться в зоне благоприятного развития ребенка. Задачи, решаемые в учебных заданиях, и есть средства освоения содержания предмета, и база для всех видов деятельности учащихся.

      Затрагивая результаты освоения образовательной деятельности по отдельному предмету, нужно отметить, что высокая результативность напрямую зависит от достижений теории и практики в области педагогики начального образования, педагогики физического воспитания детей. Однозначно можно говорить о высоком результате освоения программы обучения, если в учебном процессе применяются экспериментально обоснованные инновационные технологии обучения. Подбираются наиболее адекватные средства и методы развития физической культуры ребенка, находятся оптимальные формы взаимодействия в образовательном процессе. Немалую роль в повышении результативности изучения учебного материала играет и использование информационно-коммуникационных технологий, и теперь немалый опыт их применения и в нашей стране.

      Что касается объемов, выраженных в академических часах, они следующие: «Сумма часов, прописанных в нормативных документах на прохождение всех разделов содержания предмета “Физическая культура” на ступени НОО в школе, суммарно равна 402 ч (это 3 ч в неделю на каждый класс): 1 класс – 96 ч; 2 класс – 102 ч; 3 класс – 102 ч; 4 класс – 102 ч».

      Стоит упомянуть способы самостоятельной деятельности с целью самоорганизации учащихся. Например: для первых классов рекомендовано на протяжении учебного года ознакомиться и разбираться в распорядке своего дня, особенностях его составления, грамотного соблюдения его. Для вторых классов важно понимание физического развития и измерение его показателей с учетом возраста.

      Третьем в данном разделе выделяют «Физическое совершенствование», которое в свою очередь подразделяется на оздоровительную, спортивно-оздоровительную физическую культуру и направленную на формирование профессиональных и прикладных навыков в будущей трудовой и военной деятельности.

      3. «Физическая культура» – уровень начального общего образования, планируемые результаты освоения содержания предмета.

      Личностные, метапредметные и предметные результаты прописываются в содержании раздела. Распределение достижений планируемых результатов выглядит следующим образом: на весь период обучения в начальной школе ребенка – личностные результаты, а вот метапредметные результаты и результаты предметные прописаны за каждый год обучения обучающегося.

      Стоит отметить, что детализации и конкретизации подверглись все три группы результатов. Что касается требований, напоминаем их 36 в обновленном документе, они распределяются по всем направлениям воспитательной работы, а также 30–33 конкретных метапредметных результатов и 15–20 конкретизированных формулировок, привязанных к части (году) изучения предметного материала.

      Проявление личностных результатов в таких видах воспитания, как «патриотическое воспитание»; «трудовое воспитание»; «духовно-нравственное воспитание»; «гражданское воспитание»; «эстетическое воспитание»; «экологическое воспитание», а также таких сферах, как «ценность научного познания»; «ценностное отношение к жизни и здоровью»; «адаптация к меняющимся условиям социальной и природной среды». Отметим, что процесс формирования физической культуры личности в своем фундаментальном понимании отражает все перечисленные виды воспитания.

      Достижение личностных результатов должно находить отражение в содержании предмета, учебной программе, где процесс обучения неразрывен с процессом воспитания, учитывая правила и нормы общественного поведения и содействуя процессу познания, развития себя и общества. Мы понимаем, что процесс воспитания личности сложен и многогранен, однако необходимо учесть в организации воспитательной деятельности обучающихся социально-культурные традиции населения, а также и нравственное богатство многонационального народа России.

      Формирование физической культуры личности в начальной школе должно быть направлено на приобретение воспитанниками базовой готовности следовать приобретенному начальному опыту в дальнейшей своей учебной деятельности.

      Метапредметные результаты в сферах: познавательных универсальных учебных действий (УУД): основные действия, связанные с демонстрацией логического мышления; действия, которые демонстрируют базовые исследовательские навыки; умения работать с определенными видами информации; действия, направленные на создание социальных коммуникаций: «общение», «совместная деятельность»; регулятивных УУД: «самоорганизация учебной деятельности», «самоконтроль»).

      Важно, что каждый учебный год мы осуществляем оценку сформированных метапредметных результатов.

      Обозначим, что актуальными для формирования собственного мировоззрения в арсенале метапредметных результатов определены некоторые формы научного изучения, такие как парирование объективных свойств вещей и процессов; предположение; утверждение; обоснованная система взглядов и другие научные категории. Многие результаты учебной деятельности формируются на естественнонаучных учебных предметах.

      Например, изучение процессов, протекающих в нашем организме при выполнении физических упражнений. Интересным результатом может быть то, что позволяет на базе теоретических знаний, полученных на других предметах, выработать представление о строении и функционировании организма при выполнении физических упражнений, тем самым создавая предпосылки к пониманию единой научной картины мира.

      На этом примере мы можем говорить и о выработке универсальных учебных действий, они же предназначены обеспечить регулируемую, познавательную, коммуникативную способность планировать самостоятельную деятельность.

      Результатом формирования УУД у ребят при освоении образовательной программы являются показатели оценки результатов сформированности непредметной сути полученных знаний во всем образовательном процессе.

      Результаты освоения предмета прописываются к каждому году обучения, показывают успехи обучающихся по изучению всех разделов и тем предмета, а именно: знания о физической культуре; умения находить пути самостоятельного физического воспитания; умения определять методы овладения техникой физического упражнения; знания в понимании основ двигательных действий из определенного вида спорта.

      Опыт, полученный обучающимися в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая культура», имеет прямое отношение к формированию предметных результатов и находит свое отражение у обучающихся в их непосредственной деятельности в области физической культуры, то есть в физкультурной деятельности.

      Физические упражнения являются средством по освоению содержания образования и включены в состав предметных результатов, т.е., осваивая новое двигательное действие, обучающийся демонстрирует предметный результат.

      4. Тематическое планирование. Тематическое планирование расписывается по единой схеме для всех предметов, в том числе и по физической культуре. Оно представляет собой таблицу со столбцами следующего содержания:

      − необходимую к освоению тематику или группу тем;

      − пропись содержания или содержательная часть;

      − распределение деятельности по видам.

      Особо необходимо уделять внимание разработчикам программ при прописи тематик занятий, создавая методическую документацию, ориентироваться на применение информационно-коммуникационных технологий, использовать электронно-цифровые образовательные ресурсы. Включать в учебно-методическую деятельность огромный потенциал электронных библиотек, удаленно-виртуальных лабораторий, игровых компьютерных технологий, а также возможности российских цифровых образовательных ресурсов. При этом используя инновационные технологии для обучения и воспитания в строгом соответствии с законом об образовании.

      Для удобства педагогов был разработан общедоступный информационный ресурс с размещением учебно-методических материалов с возможностью конструировать программы предметной подготовки, ресурс находится по адресу: https://edsoo.ru/.

      Обновленный ФГОС подверг изменению и механизмы обеспечения вариативности образовательных программ. Появляется пункт, относящийся к инновационным школам, в котором идет речь о произвольном характере выполнения некоторых требований к предметным результатам.

      Образовательный стандарт в последней редакции предъявляет значительные требования к вариативному содержанию ООП НОО. Интерпретируя данные требования, можно сказать, что образовательная организация, реализующая ФГОС НОО, не должна пренебрегать интересами и потребностями учеников. Обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей населения посредством разработки различных вариантов программ на уровне начальной школы.

      Безусловно, вся вариативность программ должна быть включена во всю систему непрерывного многоуровневого процесса образования и не нарушать основных принципов педагогики и принципов физического воспитания детей младших классов.

      Отметим, что нормативная возможность выбора маршрута обучения обеспечивает образовательную организацию правом по формированию образовательных программ с учетом способностей, интересов и потребностей ребят [3–5].

      Изменения учебной и методической части обеспеченности образовательного процесса, а также средств материального и технического сопровождения процесса физического воспитания обучающихся 1–4 классов стали опираться на учебно-методический комплект, предназначенный к урокам физической культуры («Школа России»), основным является учебник, изданный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и получивший огромное распространение по предмету «Физическая культура», разработанный для детей начальных школ (1–4 классы, учебники предметной линии: учебное пособие, предназначенное для общеобразовательных организаций / В.И. Лях) [6].

      Обозначим все основные содержательные единицы приблизительной программы, которые необходимые в процессе физического воспитания детей 1–4 классов:

      1. Основные понятийные знания о формировании физической культуры личности в соответствии с возрастом.

      2. Основы физкультурной деятельности (элементарные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями, умения мониторить основные параметры физического развития, формирование способности самоорганизовываться в играх и активном досуге).

      3. Образование в области физического воспитания или личное физическое совершенствование:

      3.1. Улучшение физического состояния и укрепление здоровья напрямую зависит от деятельности, а именно от физкультурно-оздоровительной. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности реализуется в крупных и малых формах занятий физическими упражнениями, с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания (например: профилактика плоскостопия и нарушений осанки, повышение функциональных возможностей, посредством развития физических способностей, дыхательных упражнений, различных видов гимнастик).

      3.2. Гимнастика с элементами акробатики, легкоатлетические беговые упражнения, передвижения на лыжах, занятия в бассейне, упрощенные виды спортивных игр, подвижные игры – все это составляет основу спортивно-оздоровительной деятельности учащихся начальной школы.

      Таким образом определяется структура учебной программы предмета «Физическая культура» в соответствии с изменившимися требованиями ФГОС НОО [7]. Отметим основные структурные разделы программы по предмету, целеполагание и характеристика образовательного предмета, расположение в учебном плане описывается в пояснительной записке.

      Результативность освоения предмета, которые включают в себя интегративные качества личности, приобретаемые в процессе освоения предмета, имеют описание в разделе планируемых результатов.

      Название разделов и тем, расчет часов по количеству, формы организации взаимодействия, виды учебной деятельности и даты проведения (план-факт) имеют описание в календарно-тематическом планировании.

      Источник: science-pedagogy.ru

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Загрузка ...
      EFT-Soft.ru