Финансирование целевых программ
В современных условиях эффективность социальной работы во многом зависит от аккумуляции финансовых средств и усилий на оказание адресной поддержки определенных социальных групп населения. Важное место в решении этой задачи отводится целевому финансированию федеральных целевых программ. Федеральные и региональные целевые социальные программы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение адресной социальной защиты семей с детьми, пожилых людей, инвалидов и других социально уязвимых категорий наделения. Программно-целевое финансирование способствует аккумуляции средств для решения первоочередных социальных проблем, не допуская их распыление и неэффективное использование. Государство должно устанавливать приоритеты первоочередности принятия и реализации социальных программ с учетом их максимальной пользы для общества и экономической эффективности вкладываемых средств.
Так в Омском регионе в 2011 — 2012 годах был реализован ряд целевых программ направленных на социальную поддержку населения (см. Табл. 3).
Оценка социальных программ и проектов. Эксперт Кира Смирнова
В настоящее время Министерство труда и социального развития Омской области является разработчиком и исполнителем-координатором 5 долгосрочных целевых программ Омской области:
Таблица 3. Финансирование социальной поддержки населения в рамках целевых программ
«Семья и демография Омской области (2010 — 2014 годы)»
«Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
«Старшее поколение» на 2011 — 2015 годы
«Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом (2009 — 2012 годы)»
«Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Омской области (2011 — 2015 годы)»
2847,0 тыс. руб. (2011 год)
15418 тыс. руб. (2012 год)
Использование программно-целевого метода планирования и исполнения бюджета является важным инструментом в реализации государственной социальной политики. С его применением сформирована целостная система оказания государственной поддержки основным социально уязвимым категориям граждан — инвалидам, пожилым, а также детям и семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Заключение
Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в общегосударственном масштабе в сфере социального обслуживания населения выступает государственный бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и местного самоуправления.
Но ряд факторов обуславливает целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов — внебюджетных фондов, обслуживающих социальные и экономические потребности отдельных групп населения или общества в целом. Необходимость создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития системы социального обслуживания населения.
Источники финансирования социального проекта, фокус на краудфандинге
Также следует отметить, что существующая концепция внедрения различных целевых программ является гарантом обеспечения стабильного финансирования отраслей социальной сферы и социальных программ, доступности и качества медицинской помощи, образовательных услуг и социального обслуживания населения.
Источник: studbooks.net
Финансирование социальных программ – важное направление политики доходов населения
Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.
Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.
Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионному страхованию подлежат все работающие и, в ряде случаев, члены их семей. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в 1999 г.* уплачиваются работодателями в размере 28% от ФОТ; для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, а также большинства предпринимателей – в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования. Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам, а также получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 1% выплат, начисленных работнику.
* Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 г.» от 4 января 1999 г. № 1-ФЗ // Росс. газета. 1999. 6 января.
Государственное социальное страхование является обязательным, но дополнительно к нему может осуществляться добровольное социальное страхование, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законодательством РФ о страховании.
Государственное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка и других случаях осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации. Страхованию подлежат все работающие. Страховые взносы уплачиваются в 1999 г. работодателями в размере 5,4% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
Обязательное медицинское страхование осуществляется Федеральным и территориальным фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями и охватывает все население. За работающих в 1999 г. страховые взносы уплачивают работодатели в размере 3,6%, за неработающих граждан – исполнительные органы субъектовРФ в виде страховых платежей в установленных ими размерах.
Страхование на случай безработицы осуществляется Государственным фондом занятости населенияРФ. Страхованию подлежит все трудоспособное население. Страховые взносы уплачиваются работодателями в 1999 г. в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.
В соответствии с программой социальных реформ на 1996– 2000 гг., утвержденной постановлением Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г.*, целью реформирования государственного социального страхования является создание финансово устойчивой системы, обеспечивающей гражданам государственные гарантии защиты от социальных и профессиональных рисков, связанных с утратой заработка, работы, здоровья, а также более эффективное использование страховых средств.
* Программа социальных реформ на период 1996–2000 гг. // Росс. газета. 1997. 12 марта.
Реформирование системы социальных выплат предусмотрено осуществлять по двум приоритетным направлениям:
• установление экономически обоснованных размеров социальных пособий в соответствии с уровнем заработка, стажем трудовой деятельности и размерами перечисленных страховых взносов. Решение этой проблемы можно осуществить на основе персонифицированного учета страховых взносов по отдельным видам страхования, повышения заинтересованности застрахованных лиц в увеличении страховых отчислений за счет собственных средств и контроле за расходованием страховых средств;
• упорядочение требований к предоставлению социальных пособий – при наступлении страхового случая пособие выплачивается только при утрате заработка.
Основные направления реформирования страховых платежей и взносов в государственном социальном страховании включают в себя:
• введение трехканальной схемы поступления средств, в соответствии с которой большая часть нагрузки будет приходится на работодателя, а меньшая распределяться между работником и государством;
• постепенное расширение участия работников в уплате страховых взносов, что позволит активизировать роль доходов населения в решении важнейших социальных проблем;
• введение на случай временной нетрудоспособности и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отраслевой дифференциации страховых взносов в зависимости от отраслевых профессиональных рисков, перевод выплат нестрахового характера на бюджетное финансирование.
В постановлении Правительства РФ «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» № 463 от 20 мая 1998 г.* сформулированы основные направления развития концепции реформы пенсионного обеспечения, предусматривающие:
1) поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования;
2) осуществление индексации пенсий с учетом финансовых возможностей общества и недопущение в дальнейшем финансовой дестабилизации пенсионной системы;
3) введение системы персонифицированного учета застрахованных лиц, соответствующего требованиям условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизме финансирования пенсий;
4) конкретизация подходов к реформированию льготных пенсий с использованием накопительных механизмов;
5) формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных счетов граждан;
6) осуществление в переходный период централизации функций учета государственного пенсионного страхования;
7) формирование Федеральной службы государственного пенсионного страхования, что позволит более эффективно выполнять функции государственного пенсионного обеспечения;
8) дальнейшее развитие добровольного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности;
9) создание условий для проведения гибкой государственной политики пенсионного обеспечения в отношении отдельных граждан.
* Росс. газета. 1998. 26 мая.
В системе обязательного медицинского страхования намечается постепенно повысить ставки страховых взносов до уровня, обеспечивающего полное финансирование гарантированного перечня медицинских услуг работающему населению, а также завершить переход к полному финансированию этих услуг неработающему населению за счет взносов территориальных бюджетов.
В системе страхования по безработице предполагается осуществить переход на бюджетные принципы финансирования всех выплат нестрахового характера.
В программе социальных реформ с целью совершенствования регулирования уровня доходов граждан предусмотрены следующие пути повышения эффективности использования финансовых средств:
• усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на социальные нужды на основе использования системы государственных минимальных стандартов, обеспечить приоритетное финансирование этих расходов и не допускать сокращения этих статей бюджетов;
• осуществить перераспределение государственной помощи в интересах наиболее нуждающихся граждан;
• расширить права органов власти субъектов Российской Федерации по установлению и финансированию льгот работникам социально-культурных учреждений и организаций;
• расширить участие населения в финансировании социальных услуг на основе постепенной трансформации бюджетных дотаций в адресные субсидии, выделяемые непосредственно нуждающимся гражданам;
• обеспечить поэтапное сокращение дотационности жилищно-коммунального хозяйства и частичное перераспределение высвобождающихся средств на адресную поддержку нуждающихся семей; перейти к финансированию программ строительства жилья в форме адресной финансовой поддержки малообеспеченных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
• освободить государственные внебюджетные социальные фонды от выполнения несвойственных страхованию функций и выплат; корректировать тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды для приведения их доходной базы в соответствие с их реальными финансовыми обязательствами.
Финансовое обеспечение политики доходов требует кардинального улучшения системы социальной защиты населения, которая в последние годы качественно изменилась. Приняты законодательные и другие нормативные акты, направленные на усиление государственной поддержки социально уязвимых групп населения: законы РФ «О ветеранах», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Национальный план действий в интересах детей», «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года». Разрабатываются и внедряются целевые программы адресной помощи.
Меры по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты граждан, определенные в Программе социальных реформ в Российской Федерации на 1996–2000 гг., включают в себя:
• при назначении и определении размеров социальных пособий отказ от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда, учет среднедушевого совокупного семейного дохода, законодательное закрепление права на получение только одного, наиболее выгодного для получателя, вида социальной помощи;
• совершенствование механизма финансирования социальных выплат и их защищенность в бюджетах всех уровней с целью обеспечения полной и своевременной выплаты социальных пособий;
• передача полномочий, связанных с организацией и осуществлением социальных выплат, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
• предоставление целевых трансфертов субъектам Российской Федерации в зависимости от исполнения ими конкретных планов по внедрению местных систем предоставления пособий на детей и социальных пособий;
• в дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, развитие и совершенствование системы денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан на уровне субъектов Российской Федерации, определяемой с учетом среднедушевого дохода семьи, регионального прожиточного минимума, экономических возможностей и демографической ситуации;
• введение новых дифференцированных подходов к реализации прав на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их материальной обеспеченности на основе разработки и утверждения государственных стандартов социального обслуживания;
• поэтапное введение в практику системы пособий нуждающимся*.
* В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 775-р, в Республике Коми, Воронежской и Волгоградской областях в 1997– 1998 гг. осуществлялись программы по введению адресной социальной поддержки семей, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в указанных субъектах Российской Федерации // Ваше право. 1998. № 10.
В развитии системы социального обслуживания акцент будет сделан на более активное привлечение средств граждан с тем, чтобы расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, более полно учитывать индивидуальные потребности человека.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Перечислите основные инструменты и механизмы финансово-кредитного воздействия на политику доходов и заработной платы.
2. Обоснуйте пути и формы совершенствования финансово-кредитного воздействия на политику доходов и заработной платы.
3. Объясните экономический смысл кривой Лаффера.
Источник: studopedia.ru
Финансирование социальных программ что это
Мне часто приходится слышать в среде социальных предпринимателей, что найти деньги на такой, как у нас, или похожий стартап сложно — социальное предпринимательство никому не интересно и, главное, непонятно. Ничего подобного! Деньги найти не очень сложно. Сложно ими эффективно распорядиться. Сделать так, чтобы твоя модель заработала.
Где их брать? В нашем случае на этапе запуска проекта, когда мы только сформировали модель Everland, составили бизнес-план, прописали социальную стратегию и ожидаемый импакт, мы написали на авось достаточно известному социальному инвестору Борису Жилину. Он откликнулся и дал нам беспроцентный заем — 4,5 млн в несколько этапов.
Готов ли российский IT-рынок предоставить конкурентоспособную замену — разбираемся с МегаФоном и экспертами по ссылке
До этого у нас был небольшой опыт сотрудничества. Заключили договор с обязательствами. Также у нас были деньги из второго бизнеса, и это дало возможность поддерживать проект достаточно долго, ну и самим на что-то жить.
Поэтому, думаю, если у вас хорошая идея, есть бизнес-план, описание модели и опыт, на который может положиться инвестор, вы сможете найти деньги для старта на хороших условиях. Финансирование дают всегда под человека, поскольку степень риска, особенно если это социальный предпринимательский проект, достаточно высокая.
Бизнес, государство и другие
Мы привлекали деньги извне два раза. Первый раз — на старте, о них я уже рассказала. А второй раз — год назад, когда мы поняли, что назрела необходимость масштабировать и переформатировать проект — запустить автоматизированную версию Everland.
Сумма нужна была достаточно большая, и мы решили разбить ее на несколько слотов. Мы поговорили с нашим экспертным советом, который состоял клиентов и консультантов, и представили им обновленный проект и планы. Поскольку это были люди, которые уже работали с нами, у нас был определенный запас доверия.
Так возникли предложения об инвестировании со стороны крупного бизнеса и частных доноров. Например, мы заключили договор о поддержке проекта с «Билайном». Также мы подали документы и получили деньги от Фонда президентских грантов на часть задач по платформе.
Когда проект получит какую-то устойчивость, тогда можно использовать гранты — корпоративные, государственные деньги, региональные деньги. Почему так? Потому что эти источники требуют опыта и доказанной социальной экспертизы, показателей устойчивости. Это сквозное требование всех грантовых программ.
Есть еще специальные инициативы для стартапов в рамках различных акселерационных программ. Что может дать акселератор? Прокачку сырой идеи, знакомства — на акселераторы приглашают разных экспертов — и небольшие инвестиции. Их, скорее всего, не хватит для полноценного и устойчивого запуска. Но для сырого проекта такой опыт может быть полезным.
Например, многие действующие социальные предприятия выросли из акселератора Impact Hub Moscow в Москве именно за счет экспертизы, получения первых клиентов, отстройки модели.
![]()
Можно ли найти деньги от инвесторов в классическом смысле этого слова? Если честно, я думаю, что нет. Скорее всего, ожидания возврата денег с плюсом или выплаты процентов окажутся нереалистичными и заведут вас в нервную топь.
Лучший сценарий — пессимистичный. Например, мы за три года до сих пор не отдали Борису Жилину заем — только совсем малую его часть. И для нас большим праздником было начало этих выплат. Но в целом нужно быть честными и экологичными с чужими деньгами — это ответственность не только перед собой и инвестором, но и перед сообществом социальных предпринимателей — нечистоплотность бьет в итоге по самой модели.
Риск слишком велик
Еще одна стратегия, к которой я отношусь плохо, — «возьмем хоть сколько и запустимся». Скорее всего, на обкатку гипотезы вам нужно будет больше денег, чем вы планируете. И чем запускаться с 30% нужного бюджета, лучше не запускаться вовсе. Вероятность неуспеха, выгорания, неэффективности будет в разы выше. Вы не сможете развивать проект на этом важном этапе запуска и одновременно искать финансирование — не будет аргументов для новых партнеров.
Последний формат, который нам часто предлагали: пойти «под крыло» к частному инвестору или корпоративному партнеру. Для нас это была бы высокорисковая модель.
Ситуация с изменением концепции при полной продаже кому-то — очень частая. Добавляем сюда бюрократию, настроения, смену курирующих команд и разные подковерные игры интересантов-распорядителей этих денег.
Для Everland это было невозможно — нам нужен воздух, свобода, чтобы делать для проекта, а не под чей-то интерес, нам нужен социальный результат. Но опять же — есть разные люди, разные варианты, наверное, просто мы так не умеем.
Что говорит бизнес и частные инвесторы
![]()
Евгения Телицына, исполнительный директор Фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам»
Самые важные критерии для проекта, которые повышают шанс получить инвестиции, — это когда автор глубоко изучил проблему, которую он хочет решить, провел исследования, получил консультации экспертов. Его решение — новое и эффузивное. Автор планирует и измеряет социальное воздействие. Он хочет реально решить проблему и изменить ситуацию, а не просто помочь группе людей. И, в конце концов, он стремится к финансовой независимости от грантов и пожертвований.
![]()
Кирилл Соколов, социальный инвестор, заместитель председателя ПАО «Совкомбанк»
Поскольку речь идет все-таки о предпринимательстве, то у меня достаточно прагматичный взгляд на вещи. Мне интересно, сколько денег принесет проект, только в отличие от коммерческого предпринимательства здесь важно, сколько денег он принесет всем, то есть не только акционерам, но и сотрудникам.
В деньгах счастья нет, но без них проект невозможен. Поэтому для меня ключевые KPI такие — сколько людей стали счастливее от проекта и насколько. На примере Everland это вполне можно измерить. Сколько людей получили работу, скольким за нее заплатили, какие перспективы для того, чтобы таких людей стало больше. Есть еще один важный показатель — счастливы ли акционеры, но тут уже у каждого свое счастье.
![]()
Евгения Чистова, руководитель по корпоративной социальной ответственности ПАО «ВымпелКом»
Социальное предпринимательство — это в каком-то смысле современный вариант меценатства только в условиях невозможности инвестировать значительный личный или привлеченный капитал. В основе и того, и другого одна страсть и заряженность — поддержать и улучшить что-то, что не должно и не может быть потеряно или оставлено без поддержки. Крупный бизнес часто не может подступиться к таким проблемам просто в силу процедурных и часто лицензионных ограничений, при этом возможность партнерства с социальными предпринимателями может быть эффективным решением сопутствующих задач.
Партнерство с Everland — именно такой вариант: органично развивая экосистему телеком-продуктов и услуг для клиентов с инвалидностью, мы заинтересованы в решении задач профессиональной занятости людей с инвалидностью и созданию условий для их реализации внутри компании. При этом возможности системно инвестировать собственные экспертизу и время практически нет — это лежит за пределами основного бизнеса и напрямую не связано с ним. Условно говоря, это решение проще «купитьсделать вовне как некий пилот». Пилот с прогнозируемым социальным эффектом.
Но у кого? С государством и НКО по этому вопросу взаимодействовать сложно, поскольку критерии, эффективные в бизнес-среде, не всегда там актуальны. И на сцене появляется социальный предприниматель: он берет на себя миссию создать качественный продукт или сервис.
В каком-то смысле социальное предпринимательство — более устойчивая модель за счет востребованности быстрых социальных решений. С другой стороны, конечно, более уязвимая модель в ситуации, когда решаемая задача сложно выражаема в терминологии услуг или товара. Крупному бизнесу проще партнериться с предприятиями первого типа.
![]()
Борис Жилин, социальный инвестор
Я поддержал Everland, потому что видел желание у основателей попытаться решить очень насущную проблему общества. И до этого я не видел никого, кто бы пытался начать работать над этой проблемой системно. Больше никаких критериев у меня не было. Главное для меня — люди. Мне показалось, что основатели проекта — достойные и порядочные люди (что и подтвердилось временем).
Что в итоге?
Ниже несколько пунктов, своего рода чек-лист, который поможет выделить главное.
- Скорее всего, вам не дадут деньги, если у вас не будет своего вклада. Да, это та самая ответственность предпринимателей, это разумный довод, и к этому нужно быть готовым: вам придется вкладывать свои деньги. И, скорее всего, этот этап будет длительным.
- Сама по себе добрая идея никому ничего не скажет — у вас должен быть бизнес-план.
- Если вы не повторяете чей-то путь — например, не используете социальную франшизу — вам нужно умножать ваш бюджет на два или на три. Просто закладывать эти расходы. Они будут, потому что вы работаете с гипотезой. И вариант «что-то пошло не так» наступит. К нему нужно быть просто готовым и иметь план: куда мы можем пойти?
- Деньги имеют свою стоимость — сколько вы потратите сил на их привлечение? Например, грант в 200 тысяч — это стоит того, чтобы готовить заявку, ждать, а потом готовить отчеты? Вы получите столько же, сколько потратите сил? Может быть, есть смысл это время инвестировать в развитие продукта и найти клиентов?
- Вашими самыми надежными партнерами могут стать клиенты — именно результат сотрудничества убеждает их доверять, рождает готовность помогать. От советов до новых заказов и денег.
- У вас может быть много каналов привлечения денег — от краудфандинга и акселераторов до партнерств с бизнесом и займов. Но каждый из этих каналов имеет свои особенности. Что-то может не сработать. Многое зависит от личности основателя, что-то — от самой модели проекта. Не нужно унывать, если не зашло, это нормально, просто нужно искать свои инструменты.
- Деньги, которые вы не заработали, не всегда идут в плюс проекту и его эффективности — можно бесконечно долго делать ремонт в офисе и подбирать кофемашину, утверждать логотип, название, но самое главное — это запуск предпринимательской составляющей: чем быстрее, тем лучше проект будет себя чувствовать.
Главное: варианты привлечения денег
- Акселераторы: необходимо потратить время на обучение и мероприятия, защиту проекта. Не стоит рассчитывать на большие деньги, скорее, на нетворкинг и связи. Деньги — от 100 тысяч до 1,2 млн рублей. Трекеры бывают жесткими — это может быть неприятно.
- Краудфандинг: нужно почувствовать формат, а затем вложить много сил и средств в продвижение и упаковку — видео, лоты, постоянная коммуникация, статьи и проекты со СМИ, в соцсетях. И все это может не сработать. Должны быть лоты, которые получают доноры, — какие-то товары, что-то вещественное. Деньги — 300 тысяч-2 млн рублей. Может ничего не выйти, если проект сложный.
- Займы: нужно четкое описание, бизнес-план, опыт. Возможен залог. От 500 тысяч до 10 млн. Есть специальные программы, например, у фонда «Наше будущее».
- Инвесторы: здесь как договоришься. Искать лучше по своим. Деньги могут быть любые. Обязательно нужно показать свой финансовый вклад.
- Корпоративные программы: вряд ли получится получить сразу большие суммы. Очень пригодится опыт ведения проекта, наличие pr-компоненты, интеграция в стратегию КСО компании. Большую сумму поможет получить длительное сотрудничество, которое было начато с чего-то небольшого.
- Свои деньги: из плюсов — независимость. Эффективность расходования также, скорее всего, будет выше, но есть риск нехватки бюджета — поскольку проверка гипотезы, как правило, обходится дороже, чем хотелось бы. Кроме того, в проект нужно будет инвестировать все свое время, ничего не получая взамен на протяжении достаточно долгого периода. Вероятность, что получится решить социальную проблему быстро и недорого — не очень высокая.
Фото на обложке: Unsplash
Источник: rb.ru
Проекты социального воздействия
Успешное развитие России невозможно без решения ключевых социальных проблем, однако в сложившихся обстоятельствах достижение важнейших национальных целей становится для нашей страны настоящим вызовом.
В ситуации вызванной эпидемией коронавируса и связанными с ней экономическими последствиями, ключевым является ответ государственной системы управления на потребность в решении возникающих проблем в социальной сфере в кратчайшие сроки. Особую значимость приобретает эффективность расходования бюджетных средств. Ресурсы, в том числе финансовые, затраченные на решение социальных проблем, должны повышать качество жизни граждан. Национальные проекты должны достигать общественно значимых результатов, понятных каждому россиянину.
Учитывая наработанный опыт и имеющиеся компетенции, ВЭБ.РФ уже сейчас активно участвует в реализации национальных проектов, выступая не только финансовым партнером, но и создавая наилучшие условия для реализации инвестиционных проектов.
Одним из эффективных способов достижения национальных целей и задач, который предлагает субъектам Российской Федерации государственная корпорация развития ВЭБ.РФ совместно с Министерством финансов Российской Федерации являются проекты социального воздействия. Они дают возможность для субъектов Российской Федерации привлекать внебюджетные источники финансирования и при этом минимизировать риски неэффективного расходования средств бюджета для государственного заказчика.
Постановление Правительства открывает новые возможности для реализации корпоративных стратегий социальной ответственности в России. Для социально-ответственных компаний проекты социального воздействия – альтернативный вариант реализации социальных проектов с получением финансирования от государства в виде гранта в форме субсидии.
На этапе реализации проект финансирует организатор (по сути — инвестор), выступая исполнителем самостоятельно или привлекая исполнителей с опытом работы в соответствующей сфере. Задача проекта – достичь определенного измеримого качественного изменения в жизни конкретных людей-участников проекта (социальных бенефициаров) – показателя социального эффекта.
Проекты социального воздействия могут затрагивать самые широкие слои населения – жителей конкретного региона, муниципального образования, а могут быть специализированными и решать проблемы отдельных четко очерченных целевых групп – например, пожилых и одиноких людей, инвалидов, хронических больных и др. После окончания проекта независимая оценка подтверждает достижение социального эффекта, затем субъект Российской Федерации выплачивает организатору грант в форме субсидии в заранее согласованном объеме с учетом доходности.
Государственная корпорация развития ВЭБ.РФ оказывает представителям органов исполнительной власти субъектов Российский Федерации, потенциальным организаторам и исполнителям, заинтересованным в участии в пилотной апробации проектов социального воздействия в России, содействие в поиске новых проектных инициатив с привлечением частного капитала. В качестве оператора проектов социального воздействия ВЭБ.РФ обеспечивает проведение финансовой экспертизы, помогает в разработке проекта и определении основных параметров, содействует оформлению необходимой документации, а также организует сквозной мониторинг реализации проекта и процедуру независимой оценки.
Уникальность проектов социального воздействия заключается в том, что они реализуются полностью за счет средств частных инвесторов. Выплаты из бюджета возникают только при достижении и подтверждении независимым оценщиком социального эффекта, что выгодно отличает данный инструмент от традиционного финансирования государственных услуг или аутсорсинга услуг с привлечением негосударственных организаций.
Реализация проектов социального воздействия не просто решает проблемы определенной группы социальных бенефициаров, но и закладывает основу для положительных изменений в социальной сфере в целом. Это касается всех проектов, планируемых и уже реализуемых в России.
Несмотря на то, что проекты социального воздействия проходят пилотную апробацию до 2024 года включительно, важно, чтобы успешные примеры могли быть масштабированы на другие территории. Задача, которую ставит перед собой ВЭБ.РФ как оператор проектов социального воздействия заключается в способности транслировать успешные технологии.
Источник: xn--90ab5f.xn--p1ai
Финансирование социальной защиты
Финансирование структуры социальной защиты Российской Федерации осуществляется за счет бюджетной системы, федеральных и территориальных внебюджетных фондов. Значительную часть денежных средств, которая идет на финансирование социальных обязательств, при помощи межбюджетных трансфертов государство равномерно распределяет между элементами бюджетной структуры (субвенции, дотации, субсидии и другие трансферты), поэтому финансирование социальной защиты носит многоканальный и многоуровневый характер.
Механизм финансирования социальной защиты населения
Взносы на обязательное социальное страхование через государственные внебюджетные социальные фонды оказывают прямое влияние на систему финансирования социальной защиты населения. Чем больше налоговая база, тем больше будет произведено платежей. Проводя анализ налогового влияния на финансирование социальной политики, особое внимание следует уделить налогам физических лиц, особенностью которого в Российской Федерации является плоская шкала налогообложения, что способствует развитию социального неравенства общества.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
В существующих условиях начисления налогов отсутствует минимум заработной платы и развивающийся порядок налогообложения, который позволяет изымать доходы сверх нормы и значительно пополнять тем самым бюджет государства. Можно подытожить, что регрессивный характер страховых платежей и плоская шкала налогообложения освобождает от уплаты налогов граждан со сверх доходами. Вследствие этого создается чрезмерная нагрузка на государство по социальным обязательствам.
Также источником финансирования структуры социальной защиты, помимо налоговых платежей, могут быть благотворительные фонды, организации или предприятия, эффективность деятельности которых можно стимулировать налоговыми преференциями.
Рассуждая о благотворительности, необходимо остановиться на социальной ответственности бизнеса, рассматривая его как источник развития социальных и экономических основ общества (иными словами, единых ценностей в отношениях организации с внешней средой и работниками). Государство заинтересовано в том, чтобы предпринимательство было нацелено на долгосрочные социальные программы, которые рассматриваются в качестве метода для смягчения социальных отличий и реализации социальной защиты населения.
«Финансирование социальной защиты»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Помимо страховых платежей, существенную роль в финансировании социальной защиты населения играет налог на прибыль предприятий, поскольку является основным источником пополнения федерального и регионального бюджета, который обеспечивает большинство социальных расходов.
Источники финансирования социальной защиты РФ
Источниками финансирования социальной защиты Российской Федерации являются внебюджетные социальные фонды государства: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Фонд занятости граждан, Фонд государственного медицинского страхования.
Определение 1
Фонд социального страхования РФ – это специализированная финансово-кредитная организация при государственном правительстве Российской Федерации.
Замечание 1
Основная задача данного фонда – это обеспечение пособий, которые гарантированы государством, по временной утрате трудоспособности, беременности и родам, при рождении детей, выплаты по уходу за ребенком от рождения и до достижения 1,5 лет, выплаты на санаторно-курортное лечение и оздоровительные мероприятия для сотрудников организации и членов их семей.
Пенсионный фонд Российской Федерации основан с целью управления финансами пенсионного обеспечения на государственном уровне. Пенсионный фонд – это самостоятельное государственное учреждение, который не находится в ведении правительства РФ.
Целевые средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих поступлений:
- страховые взносы работодателей;
- страховые взносы граждан, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность;
- страховые взносы других категорий населения, которые официально трудоустроены;
- ассигнования из федерального бюджета и иные платежи.
Определение 2
Фонд занятости населения – это государственный внебюджетный Фонд РФ, который предназначен для финансирования мероприятий и проектов, что связаны с реализацией и разработкой государственной политики занятости граждан.
Данный Фонд не является юридическим лицом и находится в распоряжении учреждений службы занятости. Бюджет Фонда занятости может формироваться за счет следующих целевых поступлений:
- обязательные страховые взносы работодателей;
- обязательные страховые взносы работников, которые оформлены официально;
- ассигнования из федерального бюджета государства.
Фонд занятости финансирует социальные мероприятия по профориентации, по переподготовке безработных граждан, организация общественных работ, выплата социальных пособий и компенсаций по безработице, оказание материальной и другой финансовой помощи.
Фонд социального медицинского страхования образован из системы фондов обязательного медстрахования, которые состоят из территориального и федерального Фондов медицинского страхования в субъектах Российской Федерации. Данные фонды созданы для реализации социальной политики в сфере медицинского страхования.
Определение 3
Фонд социальной поддержки населения – это основной источник финансовых средств для реализации деятельности, которая направлена на социальною защиту и обеспечение населения РФ.
Данные организации являются самостоятельными независимыми и созданы для формирования материальных источников социальной помощи и обеспечения нуждающихся слоев населения, а также оказание адресной защиты малообеспеченным гражданам.
Основные направления расходования денежных средств с Фонда социальной поддержки населения определяются министерством труда и социального развития. На территории Российской Федерации учреждения социальной защиты действуют под руководством и контролем органов социальной защиты граждан и органов исполнительной власти.
Право получить материальную помощь из Фондов социальной поддержки имеют пенсионеры, люди с различными группами инвалидности, нетрудоспособные граждане, иждивенцы, а также те нуждающиеся лица, совокупный доход которых не превышает прожиточный минимум на региональном уровне.
Рисунок 1. Структура социального обеспечения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дополнительные виды социального финансирования
Финансирование Фондов социальной поддержки граждан может расходоваться на дополнительные мероприятия по таким направлениям:
- осуществление помощи в виде вещей первой необходимости (продукты питания, одежда, обувь, средства личной гигиены) по льготной стоимости или совершенно бесплатно;
- предоставление социальных услуг и помощи в специализированных центрах или на дому;
- предоставление бесплатного питания особо нуждающимся гражданам;
- выдача дотаций на покупку медикаментов, протезных и ортопедических изделий, а также на оплату бытовых и коммунальных услуг;
- обеспечение гражданам без определенного места жительства ночного проживания;
- формирование собственных предприятий для увеличения пунктов социальной помощи;
- помощь в предоставлении кредитов и прочие направления.
Источник: spravochnick.ru