Фиксирует итоговый уровень усвоения содержания учебной программы какое оценивание

Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.

Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.

Оценка выполняет ряд функций:

– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;

Вебинар «Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов…»

– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;

– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;

– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.

В начальном и высшем профессиональном образовании приня­та 5-балльная шкала оценки знаний.

К выставлению оценки предъявляются следующие требования:

– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);

Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.

Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале.

Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.

Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.

Читайте также:
Сколько платят за участие в программе 60 минут главным героям

Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.

«Индивидуальный проект на уровне среднего общего образования:планирование, реализация, оценивание»

Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.

Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.

Данная система позволяет:

– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;

– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;

– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);

– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;

– повысить объективность оценки знаний.

Основными принципами системы рейтинговой оценки является:

– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;

– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.

Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.

К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;

2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.

Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Формирующее оценивание: что оно собой представляет

Разберёмся, что это за техника и как она поможет тем, кто учится и учит.

Читайте также:
Программа чтобы писать на экране

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Редакция «Образование» Skillbox Media

Редакция «Образование» Skillbox Media

Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.

Елена Овакимян

Аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, автор подкаста «Перемена для учителя».

Что такое формирующее оценивание?

Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Преподаватель или учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.

Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.

Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?

Отметка сама по себе неинформативна. Допустим, ребёнок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку. Он усердно занимается и через месяц допускает уже десять ошибок — личный прогресс у него значительный, а двойка остаётся. Эта отметка не отразит его развития в освоении программы и демотивирует.

Это не значит, что отметочная система в принципе никуда не годится. Просто она больше относится к итоговому оцениванию — то есть говорит не о процессе, а о некоем результате. Частью формирующего оценивания она тоже может быть, одно другому не противоречит. Всегда можно выставить баллы за выполненное задание, а потом из них сформировать итоговую оценку.

Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?

Формирующее оценивание подходит и для детей, и для взрослых учащихся. Техники оценивания для разных возрастных категорий не особо различаются. Но чем раньше такие практики внедряют, тем лучше.

Правда, с детьми на первых порах могут быть сложности, ведь такое оценивание потребует и от учеников определённых навыков — например, анализа своих действий, умения формулировать вопросы. Это хоть и очень полезные, но сложные когнитивные умения, зато при систематическом использовании результаты появятся довольно быстро.

В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?

В России вполне активно используют практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях разных ступеней. А выглядят они по-разному, в зависимости от того, какие техники использует конкретный учитель или преподаватель. Выбирает он их, отталкиваясь от содержания, целей и задач урока, возраста учеников и так далее.

Приведём в пример простую технику «3-2-1», которая направлена на развитие рефлексии. В конце занятия учащихся просят написать три новых факта, которые они узнали, два самых интересных им факта и один вывод или один вопрос, который у них остался. Из этих ответов педагог может почерпнуть немало полезного: например, обнаружить, что на действительно важную информацию из новой темы никто не обратил внимание, а значит, на следующем занятии стоит сделать на этом акцент, или увидеть, что многим остался непонятным важный вопрос.

Читайте также:
Что значит быть ребенком который сам учится чему то не по программе

Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?

От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — действительно, временных ресурсов. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное. То есть для конкретных заданий, модулей, тем и так далее приходится создавать некие критерии оценивания — образовательные результаты, которых достигает ученик. Они могут быть разных уровней — например, начального, продвинутого и высокого. Именно формулирование критериев часто вызывает трудности, на это уходит немало времени.

А что сложного в критериальном оценивании?

Результат (критерий), который мы закладываем, должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё он должен быть заранее известен и понятен ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.

С формулировкой критериев сложности возникают в силу того, что мы привыкли мыслить абстрактно. Предположим, учитель разрабатывает критерии оценивания стихотворения наизусть. Один из них такой: «ученик почувствовал красоту русской природы». Но оценить это объективно невозможно, как невозможно объективно оценить знание, понимание, чувствование. А вот находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие инструменты художественного выражения — это уже конкретика, это можно измерить, и за такой результат педагог может отвечать, а учащийся может к нему стремиться.

Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Такие примеры тоже известны, но это сложная работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.

То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?

Попробовать вполне можно. Есть масса несложных в использовании техник формирующего оценивания, которые принесут значительную пользу здесь и сейчас. Один из таких примеров мы приводили выше.

Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?

Это не утопия, это вполне реально. Более того — необходимо показывать педагогам, какие возможности для этого существуют. Для этого не нужно перекраивать всю систему образования, достаточно начинать постепенно — с техник, которые не требуют длительного времени для подготовки. Главное — подходить к этому осознанно, ведь формирующее оценивание направлено на использование информации, которую преподаватель получает от учеников.

Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

  • Почему педагоги призывают отказаться от отметок
  • Простые приёмы формирующего оценивания для учителей
  • Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
  • Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы

Источник: skillbox.ru

Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru