Оценка – это установление степени выполнения учащимися задач, поставленных перед ними в процессе обучения, уровня их подготовки и развития, качества приобретенных знаний, сформированных умений и навыков.
Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит любая деятельность. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели. Целью оценочной деятельности преподавателя является контроль успеваемости учащихся и формирования у них адекватной самооценки.
Предмет оценочной деятельности – система знаний и умений учащегося. Итогом оценивания преподавателем результатов учебно-познавательной деятельности учащихся является оценка, которая в зависимости от уровня и способа отражения отношений может выражаться: знаком, вербально, оценочным суждением, отметкой. Отметка – это условное обозначение оценки в виде числа, буквы, кодового сигнала.
Оценка выполняет ряд функций:
– мотивационная оценка поощряет образовательную деятельность учащегося и стимулирует ее продолжение;
Вебинар «Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов…»
– диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащегося;
– воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности учащегося;
– информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей, личностных образовательных приращениях.
В начальном и высшем профессиональном образовании принята 5-балльная шкала оценки знаний.
К выставлению оценки предъявляются следующие требования:
– симулирующий характер (возможность завышения, занижения);
Существенную помощь в оценочной деятельности при реализации оказывают различные виды оценочных шкал.
Количественная шкала предназначена для представления оценки числом. Это хорошо всем известная школьная система балльных оценок. Если начало отсчёта не связано с обучающимся, то говорят об абсолютной оценочной шкале. Например, тесты достижений, контрольные работы нацелены на диагностику состояния ученика по абсолютной количественной шкале.
Относительная шкала предполагает сравнение текущего состояния учащегося с его же состоянием некоторое время назад. Следовательно, относительная шкала связана с самим измеряемым субъектом и отражает его изменение и развитие.
Учет представляет собой педагогически осмысленные количественные итоги учебной деятельности обучающихся за определенный период. Основой учета служит фиксация результатов текущего, периодического и итогового контроля, выраженных отметками в формах учебной документации, а также оценочные суждения преподавателя.
Учет учебной работы обучающихся проводится по пройденным темам и разделам программы, по итогам полугодия или учебного года. Статистическая обработка количественных показателей оценки учебной работы обучающихся при условии соответствия их установленным педагогическим требованиям в сочетании с качественными ее характеристиками и психолого-педагогическим анализом дает возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы преподавателя и учащихся за определенный период.
«Индивидуальный проект на уровне среднего общего образования:планирование, реализация, оценивание»
Изменение образования в соответствии с современными запросами общества должно сопровождаться изменением стратегии обучения и способов оценки достижений обучающихся. Другими словами, необходимо создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия.
Рейтинговая система оценки знаний может рассматриваться как один из возможных способов, отвечающих поставленным задачам. Она обладает большими возможностями.
Данная система позволяет:
– определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
– получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
– дифференцировать значимости оценок за выполнение обучающимися различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и другие виды работы);
– отразить в текущей и итоговой оценках количество вложенного учащимся труда;
– повысить объективность оценки знаний.
Основными принципами системы рейтинговой оценки является:
– относительность ее оценки: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими;
– введение обязательных и дополнительных баллов для определения рейтинга.
Обязательными баллами оценивается выполнение самостоятельных работ, курсовых работ, сдача зачетов, решение задач и т.д.; дополнительные баллы рекомендуется использовать для поощрения обучающихся при выполнении ими творческих заданий (написании рефератов, участии в олимпиадах, конференциях, решении задач повышенной сложности); дополнительными баллами целесообразно также поощрять своевременное выполнение учащимися учебных и контрольных заданий, активное участие в практических и семинарских занятиях.
К основным достоинствам рейтинговой оценки можно отнести следующие:
1) оценка не зависит от характера межличностных отношений в системе учитель–ученик;
2) незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
3) учащийся сам выбирает стратегию своего развития, своей деятельности.
Рейтинговая система оценки имеет и свои недостатки. Прежде всего, они связаны с трудоемкой, утомительной работой преподавателя, который фиксирует каждый шаг, действия учащегося в специальных бланках, журналах, таблицах. Если численность группы велика, это превращается в тяжелый труд, а необъективность оценки усиливается. Другой недостаток рейтинговой системы – количество очков за то или иное учебное достижение назначается экспертным путем и может сильно варьировать от одного учебного заведения к другому, отражая те или иные взгляды, сложившиеся в педагогических коллективах.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Формирующее оценивание: что оно собой представляет
Разберёмся, что это за техника и как она поможет тем, кто учится и учит.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Елена Овакимян
Аналитик Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, автор подкаста «Перемена для учителя».
Что такое формирующее оценивание?
Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Преподаватель или учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.
Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки — рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.
Неужели обычные отметки для оценивания уже не годятся?
Отметка сама по себе неинформативна. Допустим, ребёнок делает 30 ошибок в диктанте и получает двойку. Он усердно занимается и через месяц допускает уже десять ошибок — личный прогресс у него значительный, а двойка остаётся. Эта отметка не отразит его развития в освоении программы и демотивирует.
Это не значит, что отметочная система в принципе никуда не годится. Просто она больше относится к итоговому оцениванию — то есть говорит не о процессе, а о некоем результате. Частью формирующего оценивания она тоже может быть, одно другому не противоречит. Всегда можно выставить баллы за выполненное задание, а потом из них сформировать итоговую оценку.
Со взрослыми формирующее оценивание тоже работает или оно подходит только для детей?
Формирующее оценивание подходит и для детей, и для взрослых учащихся. Техники оценивания для разных возрастных категорий не особо различаются. Но чем раньше такие практики внедряют, тем лучше.
Правда, с детьми на первых порах могут быть сложности, ведь такое оценивание потребует и от учеников определённых навыков — например, анализа своих действий, умения формулировать вопросы. Это хоть и очень полезные, но сложные когнитивные умения, зато при систематическом использовании результаты появятся довольно быстро.
В российских школах и вузах бывает формирующее оценивание? Как это обычно устроено?
В России вполне активно используют практики формирующего оценивания в образовательных учреждениях разных ступеней. А выглядят они по-разному, в зависимости от того, какие техники использует конкретный учитель или преподаватель. Выбирает он их, отталкиваясь от содержания, целей и задач урока, возраста учеников и так далее.
Приведём в пример простую технику «3-2-1», которая направлена на развитие рефлексии. В конце занятия учащихся просят написать три новых факта, которые они узнали, два самых интересных им факта и один вывод или один вопрос, который у них остался. Из этих ответов педагог может почерпнуть немало полезного: например, обнаружить, что на действительно важную информацию из новой темы никто не обратил внимание, а значит, на следующем занятии стоит сделать на этом акцент, или увидеть, что многим остался непонятным важный вопрос.
Говорят, что формирующее оценивание требует от педагогов ещё большей нагрузки, чем обычно. Это правда?
От педагогов и преподавателей формирующая система оценивания требует, во-первых, навыков, а во-вторых — действительно, временных ресурсов. Связано это с тем, что в основе формирующего оценивания лежит оценивание критериальное. То есть для конкретных заданий, модулей, тем и так далее приходится создавать некие критерии оценивания — образовательные результаты, которых достигает ученик. Они могут быть разных уровней — например, начального, продвинутого и высокого. Именно формулирование критериев часто вызывает трудности, на это уходит немало времени.
А что сложного в критериальном оценивании?
Результат (критерий), который мы закладываем, должен быть конкретным, наблюдаемым, измеримым. А ещё он должен быть заранее известен и понятен ученикам, чтобы им было проще воспринимать обратную связь, понимать, на каком уровне они находятся и что сделать, чтобы выйти на следующий.
С формулировкой критериев сложности возникают в силу того, что мы привыкли мыслить абстрактно. Предположим, учитель разрабатывает критерии оценивания стихотворения наизусть. Один из них такой: «ученик почувствовал красоту русской природы». Но оценить это объективно невозможно, как невозможно объективно оценить знание, понимание, чувствование. А вот находить в стихотворении художественные образы, фразеологизмы или другие инструменты художественного выражения — это уже конкретика, это можно измерить, и за такой результат педагог может отвечать, а учащийся может к нему стремиться.
Высший пилотаж — когда критерии разрабатывают совместно с учениками. Такие примеры тоже известны, но это сложная работа, и к ней должны быть подготовлены все участники процесса.
То есть просто взять и попробовать формирующее оценивание не получится — к нему надо долго готовиться?
Попробовать вполне можно. Есть масса несложных в использовании техник формирующего оценивания, которые принесут значительную пользу здесь и сейчас. Один из таких примеров мы приводили выше.
Можно ли ввести формирующее оценивание в массовое образование повсеместно или это утопия?
Это не утопия, это вполне реально. Более того — необходимо показывать педагогам, какие возможности для этого существуют. Для этого не нужно перекраивать всю систему образования, достаточно начинать постепенно — с техник, которые не требуют длительного времени для подготовки. Главное — подходить к этому осознанно, ведь формирующее оценивание направлено на использование информации, которую преподаватель получает от учеников.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
- Почему педагоги призывают отказаться от отметок
- Простые приёмы формирующего оценивания для учителей
- Какие бывают альтернативы привычным оценкам: американская практика
- Как оценить успехи учеников: непривычные, но эффективные способы
Источник: skillbox.ru
Добро пожаловать в МКУ «Лужский ИМЦ»!