Плюсы и минусы фгос
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации был разработан стандарт общего образования, который называется «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)».
Как утверждают авторы стандарта, он направлен на модернизацию российского образования. Однако в процессе введения и реализации ФГОС у практикующих учителей и администрации образовательной организации возникла масса нерешенных вопросов, проблем и идей по их решению.
Прежде чем перейти к раскрытию проблем введения ФГОС, представлю основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта.
Если сравнить стандарты первого поколения и стандарты второго поколения, то можно увидеть переход от школы формирования ЗУНов к школе формирования мышления и универсальных учебных действий, принципиальную разницу в предметном и личностном развитии ученика, в постановке целей и задач урока.
Идея, же положенная в основу Стандарт нового поколения, заключается в следующем: «От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда».
ФГОС нового (третьего) поколения — 2021-2022. Институт «РОПКиП»
Данная идея весьма актуальна в нашем развивающемся обществе, так как традиционное образование во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам, однако не всегда умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться.
Целесообразность введения стандартов нового поколения кроется еще и в том, что у многих выпускников просматривается парадокс отличника. Практика показывает, что многие отличники не способны адаптироваться к реальному миру. Они знают и (теоретически) умеют больше своих сверстников, но производят впечатление менее развитого, менее самостоятельного, значительно более зависимого человека. В то время как неуспевающие ученики, наоборот, чаще добиваются в жизни большего только за счет развитых коммуникативных способностей, умений взаимодействовать в группе, идти на риски и т.д.
Делаем вывод, что, за последние десятилетия в обществе произошли значительные изменения в постановке целей образования и путях их реализации. Федеральный государственный образовательный стандарт не исключает формирование знаний, умений, навыков у обучающихся, но упор делается на развитие личностных и метапредметных знаний, в то время как предметным знаниям уделяется меньшее значение. И в этом самый главный минус современной системы образования. Хотелось бы уточнить основные принципы ФГОС,то есть рассказать подробнее о личностных и метапредметных результатах образования.
Под личностными результатами образовательной деятельности в Стандарте понимается система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированных в образовательном процессе [1].
К личностным результатом принято относить такие характеристики как:
• самоопределение;
• мотивацию к учебной деятельности;
• любовь к семье;
• нравственно-эстетическое оценивание;
• патриотизм и т.д.
Под метапредметными результатами понимают способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Другими словами, метапредметные результаты – универсальные учебные действия (УУД), сформированность которых позволит обучающимся самостоятельно освоить любой учебный предмет, социализироваться в обществе, непрерывно самообучаться и т.д., то есть «делать», а не «знать».
Исходя из этого можно выделить положительные стороны введения стандарта.
Первый плюс — это переход от простой передачи знаний школьнику, к проектирующей творческие способности личности. Поэтому во главе реализации ФГОС лежит системно — деятельностный подход, который предполагает широкое внедрение в обучение проектной и исследовательской деятельности.
Второй плюс ФГОС – воспитательная функция. Создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других в условиях личностно-ориентированного образования.
Третий плюс – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы:
— начальная школа дает первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
— основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
— старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне (6)
Четвертый плюс – материально – техническая база кабинетов начальных классов соответствует требованиям ФГОС.
Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:
духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;
общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;
А теперь представим минусы внедрения ФГОС, с которыми сталкивается учитель во время работы.
В процессе введения ФГОС обозначились следующие проблемы:
1. Недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно – звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно – практического и учебно – лабораторного оборудования, натуральных объектов.
2. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий.
3. Проблемой для школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
— целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
— самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само – рефлексии конкретной деятельности),
— результаты учебных проектов,
— результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
4. Что изменилось в профессиональной деятельности учителя начальных классов в связи с реализацией ФГОС? Если до введения документа применение системно – деятельностного подхода было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД.
Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Ориентир на самооценку учащегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.
5. По новым стандартам главное – не просто создать условия для получения новых знаний и умений, наша задача научить детей УЧИТЬСЯ, создать благоприятные условия для личностного и познавательного развития каждого ученика, научить детей применять, развивать эти знания и умения в урочное и внеурочное время. А это самая основная проблема. Ведь есть ученики, которые действительно способны к такому обучению, а есть такие которые просто не могут быть самостоятельными и активными. Так же здесь возникает проблема в том, что не у всех детей есть возможность выхода в интернет в домашних условиях.
Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания. Но у многих детей нет возможности даже усвоить элементарный предметные знания, когда учитель является, как и в традиционной системе, источником передачи знаний.
Нельзя упускать тот факт, что учащиеся в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Ученика не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.
Следовательно, учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Кроме этого, следуя требованиям нового стандарта, учителю необходимо освоить современные образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы.
Наиболее значимым минусом внедрения ФГОС в образовательный процесс является сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.
В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавится от недостатков.
Решение представленных выше проблем учителя видят в реализации следующих идей:
• разработки учебников в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования;
• разработки к каждому учебнику методических рекомендаций для учителей;
• сокращении количества учеников в классе;
• сокращении учебной нагрузки учителей;
• введении доплат к заработной плате учителей за курирование проектной деятельности школьников;
• усовершенствовании образовательной среды.
В заключении хотелось бы сказать, что высказанные в статье мысли – это всего лишь предположения. На данной стадии внедрения ФГОС наверняка ответить на вопрос: «Положительные или отрицательные результаты достигнуты введением ФГОС основного общего образования?» нельзя, до тех пор, пока Стандарт второго поколения не начнет работать в полную силу, пока не будут соблюдены все требования и нормы ФГОС.
Список используемой литературы:
3. Евплова Е. В. ФГОС основного общего образования: проблемы и их решение / Е.В. Евплова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 3. – С. 62–64
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г., № 1897.
6. Каблашова О. В. Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО// Социальная сеть работников образования. — nsportal.ru .
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
Так ли страшен новый ФГОС? Что думают учителя о новом образовательном стандарте
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
По социальным сетям распространяется текст открытого письма на имя Президента РФ, авторы которого – активисты Общественного движения «Родители Москвы» — призывают главу государства остановить переход на новый стандарт и наложить на него мораторий. Чем новый ФГОС так пугает родителей и что говорят о нем российские педагоги, выяснил Педсовет.
Что несет новый ФГОС
В принятом образовательном стандарте третьего поколения достаточно много нововведений. Например:
- в программу вводится обязательное патриотическое, экологическое и трудовое воспитание;
- второй иностранный язык в средней школе становится необязательным;
- в рамках первого иностранного языка акцент переносится на умение доносить информацию о культуре, традициях и истории России;
- в программу вводятся занятия по финансовой грамотности;
- в начальной школе третий урок физкультуры в некоторых школах могут заменить на шахматы.
Кроме того, новый ФГОС утверждает конкретный знаниевый минимум по каждой изучаемой дисциплине. В разделе «Литература», например, перечислены теоретико-литературные понятия, которыми должен владеть выпускник 9 класса, а также дан список обязательных к прочтению авторов и произведений.
Если суммировать положения образовательного стандарта, то он нацелен на воспитание всесторонне развитого индивида, который:
- обладает базовыми когнитивными, социальными и эмоциональными компетенциями,
- адекватно ориентируется в окружающем мире,
- решает нетиповые задачи,
- понимает необходимость непрерывного самообразования и саморазвития.
Звучит позитивно и многообещающе. Но не для всех.
Чем недовольны родители
Авторы открытого письма Президенту уверены, что новые стандарты «обладают разрушительным потенциалом и ставят под угрозу само существование школы как социального института в традиционной форме, которую поддерживает подавляющее большинство российского общества».
Родители критикуют новый ФГОС за то, что он:
- основывается на системно-деятельностном, а не на знаниевом (академическом) подходе к образованию.
Это значит, что по окончании школы выпускник должен уметь оперировать не только определенным количеством академической информации, но и обладать определенным набором навыков (soft skills и метапредметных компетенций).
При системно-деятельностном подходе новые знания не даются ученику в готовом виде, он «открывает» их во время самостоятельного исследования. При этом учитель перестает быть «передатчиком» знаний, а становится « фасилитатором » учебного процесса.
- предполагает бОльшую цифровизацию образования.
Новый ФГОС допускает дистанционное обучение, электронные пособия, цифровые образовательные ресурсы, электронное портфолио ученика. Большая часть этих нововведений уже была «обкатана» на практике во время пандемии, а теперь получила документальное оформление.
- предусматривает возможность разделять учеников на группы с учетом их успеваемости, потребностей, интересов, психического и физического здоровья, общественных и профессиональных интересов.
По новому ФГОС образование из унифицированного становится более вариативным и индивидуализированным, с упором на индивидуальную траекторию обучения.
Однако авторы письма выступают против. По их мнению, «зафиксированные во ФГОС вариативность, сетевое обучение, индивидуализация обучения, установка на проектную деятельность, ставят под угрозу существование детских ученических коллективов и роль учителя», а также «закладывают неравенство в обществе с самого нижнего уровня образования». А « компетентностный » и «контекстный» подходы» являются «порождением западной либеральной мысли».
Мнение учителей
Ознакомившись с текстом письма, Педсовет решил узнать у тех, кому предстоит воплощать в жизнь положения ФГОСа — педагогов и директоров — как они относятся к введению нового образовательного стандарта.
Антонина Девятова, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 им. Т. А. Апакидзе , г. Калининград:
«Прошла обучение по ФГОС . Криминального ничего не нашла. Да, есть небольшие методические перегибы, но и они не критичны. ФГОСы , действительно, пытаются конкретизировать и адаптировать под современный мир, детей, прогресс. При этом речи о полной цифровизации вообще не идет — более того, обучение детей возможно исключительно и только по бумажным учебникам».
Алена Павленко, тьютор и учитель русского языка, Московская область:
«По поводу компетентностного подхода. Что в жизни больше пригодится нашим детям: способность понять правила игры, разработать стратегию достижения цели и воодушевить команду или привычка выполнять однообразные действия по алгоритму? Где есть шаблон, возможна автоматизация, поэтому сотрудники, которые будут просто работать по алгоритму, начнут терять работу».
При этом учителей все же есть опасения по поводу того, как новый образовательный стандарт будет реализован.
«К сожалению, модернизируется только некий конечный пункт, а сама система как была статичной, классно-урочной, ЗУНовской , так и осталась. Проектная деятельность в школах — через одну — формальная. Дети перегружены тем, что педагоги «дают материал» как и раньше, а требуют еще и все это «инновационное» сверху. При этом не ищут способы и средства для того, чтобы преподавать по-новому», — сетует Алина Марова, педагог дополнительного образования, г. Мурино .
В том, что возможных сложностей не избежать, уверен и Александр Могилев, директор Монтессори-школы «Алиса» (г.Воронеж). Но он все же считает, что боятся нового ФГОС не стоит:
«Электронное обучение и искусственный интеллект? От этих новаций вполне можно отказаться, если параллельно отказаться от машин, переселиться из городов в сельскую местность и вернуться натуральному хозяйству бронзового века. Это, конечно сарказм. Достоинство новых стандартов в том, что они довольно передовые, рассчитанные на перспективу.
Нельзя давать волю своей тревожности и вере в «консервы». Они нас не спасут в современных условиях».
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Новые ФГОС для школьного образования в 2021 году
В 2020 году Минпросвещения РФ одобрил введение новых ФГОС с 2021 года. За последний год регламенты дорабатывались и сейчас находятся на рассмотрении межведомственных инстанций. Ряд новых ФГОС уже одобрены, а часть начнет действовать во второй половине 2021 года.
Что такое ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — это основные регламенты и сведения, используемые при разработке учебных программ в образовательных учреждениях. Регламент унифицирует систему образования в стране под единый стандарт.
Designed by senivpetro/Freepik
Введение новых ФГОС для школ с 2021 года — необходимая мера развития и улучшения качество обучения детей. В школах виды ФГОС разделены на следующие категории образования:
- начальное — с 1 по 4 классы;
- основное — с 5 по 9 классы;
- среднее общее — с 10 по 11 классы;
- образования детей с ОВЗ.
Требования, указанные в регламентах, обязательны к исполнению всеми школами вне зависимости от формы собственности — государственные, частные, муниципальные и так далее.
Поколения ФГОС
Система образования регулярно дорабатывается. При этом через определенные периоды времени школьные регламенты претерпевали серьезные изменения, которые разделили ФГОС на три поколения.
Первое поколение
Изначальные стандарты школьного образования в РФ были приняты еще в 2004 году. Тогда понятия ФГОС еще не существовало. Регламенты того года были направлены на предметное обучение школьников, без учета психолого-педагогических аспектов и личностных особенностей учащихся. Из-за отсутствия многих факторов такие стандарты быстро устарели.
В основе регламента были учтены лишь следующие факторы:
- обязательные дидактические единицы;
- комплекс изучаемой информации по предметам;
- компоненты федерального, регионального или школьного образования.
Второе поколение
В 2009 году было принято решение о неэффективности действующих регламентов. Минпросвещения решило разработать новые стандарты образования. На создание регламентов ушло 3 года и в 2012 году появились ФГОС школьного образования, которые действуют до этого момента.
В основе регламентов лежит частичное самообучение школьников. Они должны не только получать одобренный комплекс информации на уроках, но и уметь искать дополнительные сведения. Это условие сместило акцент образования на личностные качества учеников.
Во втором поколении ФГОС учитывались:
- только компоненты федерального образования;
- требования к развитию универсальных навыков у детей;
- ориентированность на улучшение результатов обучение;
- необходимость усиления воспитательной функции взамен предметного акцента.
Несмотря на более расширенный объем требований при создании учебных программ и методов обучения школьников, ФГОС образца 2012 года не имели четких условий. Дальнейшая доработка регламентов ситуацию не улучшила.
По этой причине Минпросвещения решило внести кардинальные изменения в ФГОС. На решение также повлияла пандемия 2020 года, которая показала бреши в образовании.
Третье поколение
На данный момент это лишь условное обозначение новых школьных стандартов 2021 года. Обсуждение планируемых стандартов началось еще в 2018 году и только сейчас появились первые представления о грядущих изменениях в системе школьного образования.
О планируемых изменениях ФГОС
Designed by gpointstudio/Freepik
По словам Минпросвещения, ФГОС нового поколения 2021 года будут направлены на конкретизацию требований к учащимся — уточнение предыдущих требований с внесением дополнительных условий. Это должно избежать различий в обучении школьников разных образовательных учреждений. В частности установят четкие результаты предметного обучения по каждой дисциплине.
В уже озвученный список изменений, закрепленных в проекте ФГОС 2021 на утверждении, вошли:
- подробные обязательства образовательных учреждений перед учениками и их опекунами — не только в школах, а во всех учебных заведениях;
- повышенный акцент на развитии «мягких» (личностных) навыков школьников;
- полный список навыков и знаний, которые должен освоить ученик за время обучения по каждой дисциплине;
- формат работы с учениками по каждой дисциплине для развития навыков, прописанных в новом ФГОС;
- строгие требования к ежегодным результатам учеников (контрольные точки) — например, увеличение словарного запаса на 70 слов в год;
- четко прописаны темы, которые должны пройти школьники за год обучения;
- подробно учтены психолого-педагогические и возрастные особенности школьников.
Введение новых проектов ФГОС 2021 года направлено на снижение нагрузки с учащихся. В регламентах прописано количество занятий, необходимых для полного освоения учебных программ — указаны максимум и минимум часов. Отдельно были учтены условия работы с детьми с ОВЗ.
Когда будут введены новые ФГОС 2021 года?
Указанные изменения уже были одобрены и на данный момент актуализируются межведомственными инстанциями. Полноценное введение новых ФГОС для школ с 2021 года планируется на начало учебного года — с сентября. Однако на рассмотрении находятся и другие проекты, которые пока остаются на стадии голосования. Среди них можно выделить нововведения из списка ниже.
Увеличение количества школ с обязательной дисциплиной — шахматы
В ряде учебных заведений могут отдать 33–34 академических часа физкультуры на обучение шахматам. Условие рассматривается только для учеников начальных классов. Для преподавания предмета педагогам потребуется получить дополнительное образование.
Второй иностранный язык
Сейчас в школах изучают только один иностранный язык на выбор. Новые проекты ФГОС могут ввести дополнительную дисциплину для учеников с 5 класса. Пока планируется вводить требование поэтапно в разных школах.
Обязательное ЕГЭ по иностранному языку
Проект тоже находится на рассмотрении и может быть принят в этом году. Однако планируется ввести требование с 2022 года в отношении английского языка.
Современные технологии
Из-за быстрого развития техники введение новых предметов в школах было лишь вопросом времени. Сейчас планируется создать к 2022 году свыше 2000 классов с 3D-принтерами, интерактивными панелями, средствами для создания робототехники и так далее. Пока в планах оборудовать школы из 50 регионов, однако в 2024 году число школ должно достигнуть 16000.
Источник: kedu.ru
Школьный гид
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1) единство образовательного пространства Российской Федерации;
2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения. По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования. Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований:
1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования (статья 10 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование (1-4 классы);
3) основное общее образование (5-9 классы);
4) среднее общее образование (10-11 классы).
В настоящее время введены в действие все четыре стандарта:
— Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373. Введен в действие с 1 января 2010 года. К нему разработана Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
— Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО). Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897. Введен в действие с 1 февраля 2011 года.
— Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО). Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413. Введен в действие со 2 июля 2012 года.
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Источник: schoolguide.ru