Феноменология э гуссерль программа философии как строгой науки

Немецкий философ Э. Гуссерль – выдающийся деятель, который стал основателем одного из направлений современной философии – феноменологии.

Феноменология Э. Гуссерля

Определение 1

Феноменология – это наука о феноменах, которая понимает их как появляющиеся в сознании смыслы предметов и событий.

Э. Гуссерль предложил собственное определение.

Феноменология, по мнению Э. Гуссерля – это строго научная философия о феноменах человеческого сознания как о чистых сущностях, образующих мир идеального бытия, о самоочевидных логических принципах, которые предоставляют возможность очистить сознание от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике посредством многоступенчатого метода феноменологической редукции.

Э. Гуссерль называет феноменологию дескриптивной или описательной наукой.

«Логические исследования» Э. Гуссерля

Одним из ключевых произведений Э. Гуссерля являются «Логические исследования». В его текстах мыслитель определяет объект, цели и метод философии, где объектом является научное знание и познание, целью – построение науки о науке, иначе говоря, наукоучение. Главная проблема теории познания заключается в проблеме объективности познания.

Эдмунд Гуссерль Феноменология и немного об искусстве

Э. Гуссерль видел своей целью найти последние самоочевидные, собственно логические принципы. Суть этого он видел в очищении сознания от эмпирического содержания, которое возможно только посредством редукции или сведения высшего к низшему, простейшему. В контексте этого философия освобождается от всех догматических принципов, которые появляются на почве обычной «естественной установки» сознания в собственном отношении к миру. С данной стороны философия получает шанс стать борцом за необходимо человеческое самосознание. Это в результате становится основанием всего логического здания его системы.

Э. Гуссерль призывает к свершению эпохи, иными словами выступал за воздержание от какого-либо утверждения. Как исход редукция оставляет последнее неразложимое единство сознания – интенциональность, что означает фокус сознания на предмете.

Важно отметить, что, начиная с эпохи античных философов, именно таким образом понимали отношение сознания к объекту.

Определение 3

Интенциональность, по мнению Э. Гуссерля – это направленность сознания на предмет как обобщённо-чистую структуру сознания, которая полностью свободна от индивидуально-психологических, общественный и других факторов.

Таким специфическим способом он пытался решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология в этом отношении должна служить связующим элементом между ними. Но при этом одновременно представлять и духовный мир, и трансцендентный мир сущего. Философ считал, что именно в этом заключается метод постижения сущности событий.

Однако собственно сущность по Э. Гуссерлю представлена ка значения. При этом они не могут обладать каким-либо самодостаточным статусом существования.

В достаточно зрелом возрасте мыслитель стал много внимания уделять идеям жизненного мира. Это стало основой для его философии жизни и познанию в этой области. Он активно выступал против полного повиновения сциентизму и натуралистически-позитивистского мировоззрения в целом. Стоит отметить, что именно идеи Э. Гуссерля стали основой для формирования экзистенциализма и герменевтики.

6.6. Введение в феноменологию Э. Гуссерля. Философия сознания.

Источник: zaochnik-com.com

Феноменология э. Гуссерля: Философия как строгая наука, основные принципы феноменологического метода, феноменологический анализ сознания.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Проблема науки и науч­ности составляла центральную тему ранней феноменологии. В отличие от тех философов, которые противопоставляли философию науке и рациональному мышлению в принципе (иррационализм, философия жизни, мистицизм), Гуссерль выступил с идеей «философии как строгой науки». Феноменология – тому средство.

Читайте также:
Рецензия на учебную программу пример

Задача философии, как Гуссерль (первый том «Логических исследований»), в том, чтобы дать теоретическое обоснование конкретных наук (почему есть наука); в этом отношении немец­кий мыслитель является продолжателем идей не только Больцано, Лотце и Декарта, но также И. Канта и И.Г. Фихте.

Опасность для науки Гуссерль видит в релятивизме и скепти­цизме, источником которых являются субъективизм и психо­логизм. Гуманитарная наука того времени была озабочена стремлением обязательно придать философии и гуманитаристике научную форму — за счет терминологии, классификации, внешней простоты и строгости, ссылок на факты и опыт, обращения к логике науки и т.д. При этом мо­делью научного знания признавалась естественная или вообще точная наука. Наукообразная форма философских иссле­дований стала настолько общепринятой, что даже противо­положная сциентизму тенденция, ориентированная в прин­ципе на критику науки, также выступала зачастую в сциен­тистской форме.

Принципы феноменологического метода предопределяются задачей феноменологии по радикальному преобразованию философии в универсальную “строгую науку”, способную на аподиктическое [доказательное, убедительное, достоверное] осмысление бытия.

Согласно Э. Гуссерлю, феноменологический метод осуществляется исключительно в рефлексии сознания на свою собственную “жизнь”. Овладение такой рефлексией предполагает переход к особой теоретической “позиции”, которая получила название феноменологической установки.

Основные рефлективные процедуры, составляющие каркас феноменологической методологии могут быть представлены в виде трех, очень тесно взаимосвязанных моментов. С помощью феноменологических эпохе [термин означает приостановку, неиспользование в феноменологическом опыте тех или иных верований и полаганий, прежде всего, полагания независимого существования трансцендентного сознанию мира] и редукции мы получаем методологически обеспеченный доступ к предметам исследования, раскрывая сферу имманентного опыта.

Последовательное осуществление редукций ведет к дальнейшему “очищению” этой сферы, вплоть до ее априорных оснований, обнаруживаемых как абсолютный фундамент всего действительного. Усмотрение сущности, или идеация [термин, обозначающий направленность сознания непосредственно на “всеобщее” (“сущность”, “эйдос”, “априори”), а также метод созерцания всеобщего], является интуитивным (и в то же время рациональным) методом разработки внутри редуцированных сфер.

В идеации добываются “чистые сущности” предметов опыта. Как отмечает Гуссерль, идеация и феноменологическая редукция составляют “основную форму всех особых трансцендентальных методов”. Открытое в феноменологическом созерцании должно быть зафиксировано так, как оно было дано, т.е. чисто дескриптивно [описательно].

Таким образом, феноменологический метод имеет дескриптивный, а не каузально объясняющий характер. Вместе с тем, “чистая дескрипция” составляет серьезную проблему, поскольку описания нуждаются в выражениях, термины которых так или иначе несут на себе влияние сложившихся традиций употребления в языке. Полностью исключить такое влияние, несмотря на все попытки фиксировать терминологию, не удается: традиционный язык неизбежно опосредствует непосредственно переживаемую действительность. Историческое развитие феноменологии показало, что разрешение языковых проблем становится одним из направлений плодотворного взаимодействия феноменологического метода с методами герменевтики и структурализма.

Источник: studfile.net

Феноменологическая философия Гуссерля

Одним из наиболее влиятельных направлений в философии XX века стала феноменология, основателем и наиболее ярким представителем которой является немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 — 1938).

Феноменология представляет собой не только направление философии, но и особый метод исследования, который может быть применен к самым разным сферам. В частности, последователи Гуссерля проводили исследования в сферах психологии, психиатрии, этики, математики, социологии, литературоведения, истории и других дисциплин. Если до Гуссерля феноменология понималась в качестве описательного исследования, которое должно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, то Гуссерль впервые рассматривает феноменологию как новую философию с присущим ей новым, феноменологическим методом, являющимся фундаментом науки.

  • главные цели феноменологии — построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе научного;
  • начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через него;
  • важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Сознание должно изучаться не как средство исследования мира, а как основной предмет философии;
  • нужно выяснить, во-первых, что есть сознание, и, во-вторых, чем оно отличается от того, что не является сознанием;
  • для этого необходимо выделить чистое, допредметное, досимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности;
  • главной характеристикой чистого сознания является интенциональность, т.е.его постоянная направленность на предметы. Сознание всегда интенционально, т. е. направлено на что-либо;
  • жизненный мир, выступающий в качестве наивной повседневной жизни, наполнен «смыслами» сознания, через которые мы воспринимаем объекты бытия;
  • ошибочным является представление о том, что мы исследуем первичное бытие вне сознания; на самом деле мы исследуем вторичные образования «жизненного мира» и из них черпаем понятия науки.
  • задача феноменологии заключается в том, чтобы показать, как родились вторичные образования этого мира;
  • чтобы понять генезис понятий и вскрыть природу истинного, «чистого сознания», надо провести редукцию сознания, т. е. перейти от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности. Для этого внимание ученого должно быть направлено не на предмет, а на то, каким образом даны указанные предметы нашему сознанию. Предмет как бы остается в стороне, а на первый план выходит состояние сознания;
  • сознание в чистом виде — «абсолютное Я» (которое одновременно есть центр потока сознания человека) — как бы конструирует мир, внося в него «смыслы»;
  • все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из актов сознания; объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, просто нет; а сознание объясняется из самого себя, обнаруживает себя как феномен.
Читайте также:
Какую задачу решает исполнитель по этой программе машина поста

Гуссерль и другие основоположники феноменологии понимали, что это новая наука о сознании, новое начало в философии, которое отражает определенный рубеж: переход от конструктивизма и иррационализма к возможности рефлексивного исследования бесконечно многообразных видов человеческого опыта. Методы феноменологии оказали большое влияние на развитие философии в XX века, в частности, на развитие экзистенциализма, герменевтики и аналитической философии.

Феноменологическая философия Э. Гуссерля

Возникновение феноменологии как философского течения связано с творчеством Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). После защиты диссертации по математике, он начал свою научную деятельность в качестве ассистента выдающегося математика конца XIX в. К. Т. В. Вейерштрасса. Однако постепенно происходит изменение его научных интересов в пользу философии.

Философские взгляды Э. Гуссерля формировались под влиянием крупнейших философов XIX в. Особую роль в формировании его взглядов сыграли идеи Бернарда Больцано (1781 — 1848) и Франца Брентано (1838 — 1917). Первый критиковал психологизм и полагал, что истины могут существовать независимо от того, выражены они или нет. Этот взгляд, будучи воспринятым Гуссерлем, содействовал его стремлению очистить познавательный процесс от наслоений психологизма.

От Брентано Гуссерль воспринял идею интенциональности. По Брентано, интенциональность «есть то, что позволяет типизировать психологические феномены». Интен-циональность в феноменологии понимается как направленность сознания на предмет, свойство переживать.

Свои идеи Э. Гуссерль изложил в следующих работах: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1921), «Картезианские размышления» (1931). В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти, и другие работы.

Значительная часть работ мыслителя переведена на русский язык.

Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е. явлений, «которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей».

Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Так, «феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологический анализ вникает в состояние, скажем, стыда, святости, справедливости с точки зрения их сущности.

Читайте также:
Как разрабатывать программы в excel

«Предмет феноменологии — царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и возможных, как реализовавшихся языке, так и мыслимых. Феноменология определяется Гуссерлем как «первая философия», как наука о чистых принципах сознания и знания, как универсальное учение о методе, выявляющее априорные условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их приложения. Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и целостный, однако относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и его деятельности.

Феноменологическая установка реализуется с помощью метода редукции (также эпохе). На этом пути достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального субъекта», т. е. перешагивающего, выходящего за пределы конечного эмпирического мира, способного иметь доопытное знание.

Способность к непосредственному усмотрению объективно-идеальной основы языковых выражений называется Гуссерлем идеацией. Допущение возможности исследования этой способности в рамках феноменологии превращает ее в науку о способе постижения мира через анализ «чистого сознания». Так как сознание, субъективность нельзя взять в скобки, оно и выступает основанием всякой реальности. Мир, по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Судя по высказываниям Э. Гуссерля, феноменологический метод призван был превратить философию в строгую науку, т. е. теорию научного познания, способную дать правильное представление о «жизненном мире» и его конструировании.

Новая философия с ее особым, обещающим достижение более глубоких знаний методом, согласно Э. Гуссерлю, необходима потому, что старая философия не давала того уровня глубины знания, опираясь на которое человечество могло бы развиваться благополучно. Именно в недостатках прежней философии, по Гуссерлю, надо искать причины кризиса европейских наук и кризиса европейской цивилизации. Такие мысли мы находим в ранее упоминавшихся работах Э. Гуссерля: «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934 — 1937), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейского человечества и философия» (1935).

По мнению Гуссерля, кризис науки и философии обусловлен тем, что удовлетворявшие всех ученых, ранее существовавшие критерии научности перестали действовать. Прежние нормативные устои миропонимания, мироустройства стали зыбкими.

«Поскольку вера в абсолютный разум, придающий смысл миру, рухнула, постольку рухнула и вера в смысл истории, в смысл человечества, его свободу, понимаемую как возможность человека обрести разумный смысл всего индивидуального и общественного бытия».

Мир как бы борется против стремящейся его упорядочить с помощью нормативных установок философии и науки. Но для обеспечения жизни людей он нуждается в организации с помощью норм. Эта нужда постоянна, она изнуряет познающий разум. Философия и наука в некоторые моменты истории «устают» и начинают отставать в своих реакциях на запросы мира.

Философия и наука как бы попадают в состояние растерянности. В них начинается разнобой.

Гуссерль считал, что объяснение кризиса науки кажущимся крушением рациональности неоправданно. Он подчеркивал: «Причина затруднений рациональной культуры заключается… не в сущности самого рационализма, но лишь в его овнешнении, в его извращении «натурализмом» и «объективизмом»». Приводит к правильному пониманию рациональности феноменологическая философия, которая строится на анализе и прояснении феноменов сознания и черпает из них подлинное знание, которое призвано сложиться в философию как строгую науку, объединяющую все человечество.

Субъективно-идеалистические допущения в философии Гуссерля в понимании явлений сознания превращают ее в далекий от современной науки миф. Однако многие идеи и догадки, содержащиеся в работах Гуссерля о природе и значении нормативности, о связи интеллектуального развития человечества и его культуры с развитием математики и другие, представляются полезными для дальнейшего развития философии.

В дальнейшем идеи феноменологической философии развивали Макс Шелер, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти в России и Г. Г. Шпет и др.

Источник: www.grandars.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru