Федеральные целевые программы России что это

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

Найдено научных статей по теме — 15

Федеральные целевые программы и структурная политика

Горшкова Анна Николаевна

В данной статье обосновывается необходимость применения программноцелевого подхода как важного инструмента долгосрочного развития экономики России.

Федеральные целевые программы: формирование и реализация

Ерофеева Т. П.

Посвящена анализу системы формирования и реализации федеральных целевых программ, проблемам исполнения программных мероприятий, а также исследованию мер по выявлению иразрешению неурегулированных вопросов.

Анализ формирования и реализации федеральных целевых программ

Колчина Оксана Александровна

Федеральные целевые программы и программно-целевой метод в целом являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на социальные и экономические процессы в стране.

Источник: determiner.ru

Федеральная целевая программа развития сельских территорий

ФЦП и нацпроекты

Федеральные целевые программы – это наиболее отлаженная в административном отношении формула, которая используется на протяжении последних полутора десятков лет. Это не значит, что там нет проблем – проблемы есть. Они как раз возникают на стыке административно-бюрократических единиц с реальной жизнью, в том числе с бизнесом. Главный вопрос — как сделать так, чтобы эти конкретные затраты в рамках программы реализовались в изменения в реальной жизни.

Список федеральных программ то сокращается, то увеличивается, что свидетельствует как раз о неудовлетворённости тем, как они развиваются. Между программами и нацпроектами существует определенная разница. Проект, как правило, имеет начало, конец, чётко фиксированную цель. И с этой точки зрения национальные проекты тоже не вполне были проектами.

Но они были прорывным направлением, связанным с социальными обязательствами. Если оценивать результаты проектов, то неплохо работал национальный проект в области здравоохранения. В его рамках были повышены зарплаты, обновлено медицинское оборудование, были восстановлены очень многие станции скорой помощи, они получили машины, оборудование и т.д. То есть произошли достаточно большие позитивные изменения. Но работа должна идти дальше.

Проект сельского хозяйства тоже был программой, он тоже имел позитивные результаты. Хотя он поначалу рассматривался как самый трудный, но неожиданно дал позитивные результаты по достаточно бурному росту сельскохозяйственного производства. И даже в кризис это сельскохозяйственное производство упало меньше, чем думалось. В проекте сельского хозяйства с самого начала было ясно, что нужно бы расшить «узкие места», то есть создать закупочные компании, локальные рынки, укрепить семенные хозяйства, то есть увеличить системность сельскохозяйственной политики. Это было сделано, и результат был очень позитивный.

Сюжет «Целевые программы»

По образованию, например, было ясно, что нужно поднять зарплату учителям. По здравоохранению тоже было ясно, что нужно поднять зарплату врачам, тем, кто непосредственно работает, и увеличить закупки оборудования. И это тоже было сделано. А по жилью, мне кажется, был взят ошибочный концепт о том, что нужно стимулировать спрос путём развития ипотеки.

В результате у нас предложение сдерживалось рядом факторов, то есть монополизацией, тем, что была недостаточно развита инфраструктура, была недостаточная индустриализация производства. Строительство жилья во многом скатилось с фабричного к штучному, ремесленному. И в этих условиях, поскольку была взята ошибочная стратегия стимулирования спроса путём ипотеки, произошло вздутие цен на жильё, и хотя объёмы вводимого жилья увеличились, цены росли значительно быстрее, чем объёмы вводимого жилья и доходы населения. В результате доступность жилья в реальности упала.

Организаторы вместо признания ошибок пытались уйти от ответственности, стали говорить, что доступное жильё – это не значит дешёвое жильё. Хотя всё достаточно просто: доступное жильё – это отношение стоимости квадратного метра к зарплате. Сколько человек на свою зарплату может купить квадратных метров или сантиметров жилья – это суть доступного жилья. И ипотеку, которая является пятидесятилетней кабалой с огромными процентами, тоже нельзя считать фактором доступности.

Читайте также:
Samsung pass что это за программа на Андроид Самсунг и нужна ли она

Мне кажется, самая главная ошибка здесь заключалась в том, что этот проект во многом делался под слишком большим давлением строительных компаний, которые оказались заинтересованными в максимальном вздутии цен на жильё — не в получении прибыли за счёт увеличения объёмов, а в получении прибыли за счёт максимизации цен.

Из этого нужно извлечь уроки. Нужно было вкладывать инвестиции в производство. Получалось, что государство тратило и тратит огромные деньги на стимулирование жилья, но, поскольку они идут на спрос, а не на предложение, то в результате этого цены и недоступность жилья растут.

Источник: actualcomment.ru

Федеральные целевые программы

Федеральные целевые программы становятся важным экономическим инструментом и позволяют сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей.

Содержимое работы — 1 файл

Федеральные целевые программы становятся важным экономическим инструментом и позволяют сконцентрировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность выбора целей.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. (2, стр1).

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. (26, стр101) .Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. (42)

Бюджетная целевая программа — реализуемая субъектом бюджетного планирования (подведомственной ему федеральной службой или федеральным агентством) федеральная целевая программа, подпрограмма федеральной целевой программы или ведомственная целевая программа.

Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:

— утверждаемая ведомственная целевая программа (или целевая программа ведомства) — утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;

— аналитическая ведомственная целевая программа (или аналитическая программа ведомства) — выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.(7 стр 2)

Субъект бюджетного планирования – федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации.

Федеральные программы разрабатываются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 года, в редакции ФЗ от 09.07.1999 года №159-ФЗ.

Программы как инструмент управления появляются тогда, когда возникает серьезная, крупномасштабная экономическая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.(26,стр 101 )

Государственные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней представляют собой важную составную часть системы государственного регулирования экономики, что позволяет форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции. Они выступают важнейшим инструментом реализации государственного стратегического плана. (19, стр 107)

Читайте также:
Proof что за программа

Программы, разрабатываемые на любом уровне управленческой иерархии, должны содержать: а) перечень основных, решаемых ею задач; б) совокупность и последовательность мероприятий, с помощью которых она реализуется; в) расчет прямых и косвенных (сопряженных) затрат всех основных видов используемых при осуществлении этих мероприятий ресурсов; г) распределение заданий по срокам и исполнителям.

Особое место в системе программ, разрабатываемых в процессе стратегического планирования, занимают целевые комплексные программы. Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.

Так как цель программы заключается, в конечном счете, в удовлетворении определенных назревших потребностей путем соответствующего преобразования ресурсов, то программный цикл охватывает обычно все стадии воспроизводственных процессов, включая производство, распределение и потребление программного продукта. Поэтому взаимосвязанность задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и путей, способов, средств достижения этого состояния.

Программа должна иметь четко выраженный целевой характер, строго ориентироваться на полное решение поставленной проблемы, характеризоваться определенными конечными (целевыми) результатами (показателями).

Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального и регионального уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.( 16 с. 10-17.)

В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы:

  • отбор проблем для программной разработки;
  • принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование;
  • экспертиза и оценка целевой программы;
  • утверждение целевой программы;
  • управление реализацией целевой программы и контроль над ходом ее выполнения.

Классификация государственных целевых программ

1. По государственному статусу программы подразделяются на:

  • федеральные программы реализуемые средствами только Российской Федерации ;
  • межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

2. По функциональной ориентации выделяются:

  • социальные, предусматривающие меры социальной поддержки населения,
  • экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий;
  • инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства;
  • научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники;
  • фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки.
  1. По срокам реализации: краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

4 По характеру программы подразделяются сводные, социально- экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные. (12, 432 с.)

Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

    1. Особенности и условия применения программно-целевого метода.

    Сущность программно-целевого планирования состоит в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства.

    Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.(9. 141 с. )

    Основное в программно-целевом подходе – это органическое единство четко структурированной содержательной части программы с формированием и использованием организационного и финансового механизмов ее реализации, контролем реализации (последнее является одновременно и элементом активно функционирующей обратной связи).

    Программный метод является наиболее эффективным способом реализации стратегии развития государства или региона.

    Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

    Программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования. Их важнейшей особенностью является определение, исходя из народнохозяйственной значимости, экономической и социальной целесообразности состава приоритетных направлений развития и очередности их реализации с учетом возможностей финансирования программных мероприятий на федеральном, региональном или местном уровнях. Практика показывает, что целевые программы могут быть эффективно использованы для управления социальными и экономическими процессами в регионах.

    Читайте также:
    Программа пдс что это такое

    Программно-целевой метод позволяет реализовать настоятельную потребность в осуществлении интеграционных процессов в экономике, обусловленную, с одной стороны, возрастанием сложности, комплексности проблем экономического развития, требующих для своего решения эффективных межотраслевых, межведомственных, межрегиональных взаимодействий, и, с другой — высокой степенью отраслевой и территориальной дифференциации развития производительных сил, дополняемой в условиях перехода к рыночной экономике многообразием форм собственности. (19, стр 115)

    Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов региональных хозяйственных систем. Для этого необходимо обеспечить интеграцию деятельности либо объединение материальных и финансовых ресурсов независимых субъектов-участников программ.

    Источник: www.turboreferat.ru

    Федеральные целевые программы России

    Как правило, у большинства муниципальных образований, дефицитные бюджеты и денег не хватает на выполнение вопросов местного значения, не говоря про перспективные направления. Поэтому если говорить о перспективах привлечения федеральных средств на территорию муниципального образования, то необходимо перераспределить средства в местном бюджете для финансирования программ развития территории. Перераспределение возможно в случае принятия мер по экономии бюджетных средств и оптимизации бюджетных расходов.

    Ниже представлен список целевых федеральных программ.

    Объем федеральных средств на 2011 год для реализации этих программ составляет около 922071,4361 млн. руб.

    Задача органов местного самоуправления — приложить все усилия, чтобы включиться в максимальное количество краевых и федеральных целевых программ.

    Федеральные целевые программы [1]

    Развитие социальной инфраструктуры

    Источник: www.sphinx.su

    Виды целевых программ, порядок участия в целевых программах. Правила и порядок подачи заявок для участия в целевых программах различного уровня. — презентация

    Презентация на тему: » Виды целевых программ, порядок участия в целевых программах. Правила и порядок подачи заявок для участия в целевых программах различного уровня.» — Транскрипт:

    1 Виды целевых программ, порядок участия в целевых программах. Правила и порядок подачи заявок для участия в целевых программах различного уровня

    2 Виды целевых программ, порядок участия в целевых программах. Государственные целевые программы классифицируются по масштабам разработки и реализации, своей направленности и срокам реализации.

    3 По масштабам разработки и реализации государственных целевых программах делятся на: общегосударственные программы, которые охватывают всю территорию государства или значительное количество его регионов; программы для решения отдельных проблем развития экономики, отдельных отраслей экономики и административно- территориальных единиц.

    4 Виды целевых программ: Федеральные Региональные Муниципальные

    5 По своей направленности государственные целевые программы есть таких видов: экономические, целью которых является решение комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышения его эффективности и качественных характеристик, обеспечения ресурсосбережения, создание новых производств программы регионального развития, имеющих государственное значение; научные, целью которых является обеспечение выполнения фундаментальных исследований в области естественных, общественных и технических наук; научно-технические, разрабатываемых для решения важнейших научно-технических проблем, создание принципиально новых технологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой и конкурентосп проможнои продукции социальные, предусматривающих решение проблем повышения уровня и качества жизни, проблем безработицы, усиление социальной защиты населения, улучшение условий труда, развитие здравоохранения и Просвещение идти национально-культурные, направленные на решение проблем национально-культурного развития, сохранения национально- культурного наследия, удовлетворение интеллектуальных и духовных потребностей человека; экологические, целью которых является осуществление общегосударственных природоохранных мероприятий, предотвращения катастроф экологического характера и ликвидация их последствий; оборонительные, которые разрабатываются с целью усиления обороноспособности государства; правоохранительные, направленные на обеспечение правоохранительной деятельности, борьбы с преступностью и государственной безопасности

    6 По срокам реализации государственных целевых программах классифицируются на: долгосрочные, срок реализации которых от 10 до 20 лет; среднесрочные, срок реализации которых от 1 до 10 лет; краткосрочные, срок реализации которых до 1 года

    8 Требования к заполнению заявки и Описанию мероприятия (на примере подачи заявки на участие в ДЦП «Развитие культуры в Томской области на годы»

    Источник: www.myshared.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    EFT-Soft.ru