13.4. Федеральные целевые программы
Структура федеральных целевых программ и требования к ним в последние годы претерпели существенные изменения. Практически ежегодно вносились изменения в Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 594.
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
Такие целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная целевая программа развития сельских территорий
Федеральная целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
Разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы:
— разработка проекта концепции целевой программы;
—принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;
— разработка проекта целевой программы;
— предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике (государственном заказчике-координаторе) целевой программы;
— согласование проекта целевой программы;
— экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;
— рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;
— доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;
— утверждение целевой программы Правительством РФ.
Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.
Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств — участников Содружества Независимых Государств.
О реализации Федеральной целевой программы по строительству многофункциональных центров
Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:
1) значимость проблемы;
2) невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной под держки для ее решения;
3) принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно- технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;
4) необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.
При обосновании необходимости решения проблем программными методами на федеральном уровне должны учитываться приоритеты и цели социально-экономического развития Российской Федерации, направления структурной и научно-технической политики, прогнозы развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния страны, внешнеполитические и внешнеэкономические условия, а также международные договоренности.
Концепция целевой программы должна включать следующие основные разделы:
— обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации;
— обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом;
— характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования про- граммно-целевого метода;
— возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы;
— ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом;
— предложения по целям и задачам программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам;
— предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы;
— предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы;
— предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию целевой программы;
— предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы;
— предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы;
— предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы;
— предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы.
Правительство РФ на основе представленных предложений Минэкономразвития России утверждает концепцию целевой программы, принимает решение о разработке целевой программы, устанавливает предельные объемы финансирования и определяет государственного заказчика.
Для целевых программ, имеющих более одного государственного заказчика, определяется государственный заказчик-коорди- натор.
Подготовка проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению Правительства РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета.
Утвержденная федеральная целевая программа включает следующие разделы:
— характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
— основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
— перечень программных мероприятий;
— обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
— механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
— оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Каждая целевая программа содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.
Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся:
— взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
— целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ;
— кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов РФ, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и др.
Минэкономразвития России совместно с государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ подготавливают и направляют в Минфин России предложения по перечню федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования. Минфин России при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год доводит до Минэкономразвития России предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).
Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством РФ на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочих текущих затрат.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации целевой программы государственный заказчик целевой программы ежегодно согласовывает с Минэкономразвития России и Минфином России уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе их выполнения.
В целях систематизации материалов о ходе разработки и реализации всех федеральных целевых программ Минэкономразвития России в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» создан специальный сайт в сети Интернет (http://fcp.vpk.ru).
Разработка и реализация федеральных целевых программ осуществляется по девяти приоритетным направлениям: жилье; развитие высоких технологий; транспортная инфраструктура; Дальний восток; развитие села; социальная инфраструктура; безопасность; развитие регионов; развитие государственных институтов.
В 2013 г. за счет средств федерального бюджета по всем семи направлениям предусмотрено финансирование 49 федеральных целевых программ.
В табл. 13.3 представлены объемы финансирования федеральных целевых программ в рамках приоритетного направления «Новое поколение», запланированные в 2009 г.
Источник: all-sci.net
Федеральные целевые программы что это такое
Развитие социальной инфраструктуры
• Программа «Жилище» на 2002-2010 годы
• Программа «Чистая вода» на 2011 — 2017 годы
• Программа «Культура России (2012-2018 годы)»
• Программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года»
• Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»
• Программа «Социальное развитие села до 2012 года»
• Программа «Социальное развитие села до 2013 года» («Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федерации на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», проект)
• Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 — 2010 годы и на период до 2013 года» («Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», проект)
• Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы»
• Программа «Культура России (2006-2010 годы)»
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы
• Программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»
• Программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»
• Программа «Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы»
• Программа «Русский язык» на 2011 — 2015 годы
• Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы»
• Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)»
• Государственная программа «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы
Развитие транспортной инфраструктуры
• Программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»
• Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 — 2020 годы)»
• Программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»
• Программа «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)»
• Программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года»
• Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы
• Программа «Русский язык» на 2006-2010 годы
• Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы»
• Программа «Дети России» на 2007-2010 годы
Безопасность и экология
• Программа «Мировой океан»
• Программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»
• Программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)»
• Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
• Программа «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005-2010 годы»
• Программа «Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2005-2010 годы)»
• Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2004-2020 годы»
• Программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 — 2009 годы»
• Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»
• Программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»
• Программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»
• Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»
Развитие науки и технологий
• Программа «Глобальная навигационная система»
• Программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009 — 2016 годы
• Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»
• Программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)»
• Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы
• Программа «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы»
• Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»
• Программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»
• Программа «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007- 2010 годы)»
• Программа «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы
• Программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации» на 2008-2010 годы
• Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 — 2015 годы
• Программа развития Калининградской области на период до 2014 года
• Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 — 2016 годы»
• Программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года»
• Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления
• Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы»
• Программа «Юг России (2008-2012 годы)»
• Программа «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы»
Развитие государственных институтов
• Программа «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах»
• Программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы
• Государственная программа «Информационное общество (2011 — 2020 годы)»
• Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2006-2008 годы)»
Источник: www.sites.google.com
Федеральные целевые программы что это такое
Если оставить в стороне программы, разрабатываемые предприятиями, холдингами, корпорациями и т.п., то система целевых программ включает программы по четырем уровням управления.
Во-первых, это федеральные целевые программы, полностью или частично финансируемые за счет федерального бюджета. Перечень таких программ составляется Правительством Российской Федерации, далее он рассматривается и утверждается Государственной Думой в качестве одного из приложений к федеральному бюджету на очередной год. Публикация этих программ в открытой печати обязательна.
Во-вторых, региональные целевые программы. Они разрабатываются исполнительными органами субъектов Федерации, рассматриваются и утверждаются их законодательными органами.
В-третьих, муниципальные целевые программы. Они формируются исполнительными и представительными органами крупных муниципальных образований (например, городов-центров субъектов Федерации).
В-четвертых, межгосударственные программы. Их принимают и исполняют государства — члены СНГ, а также другие заинтересованные государства.
По назначению федеральные целевые программы можно подразделить на следующие категории:
а) научно-технические и инновационные целевые программы, предназначенные для развития новых направлений науки и техники, освоения и распространения при поддержке государства базисных инноваций, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции (например, программа «Развитие гражданской авиационной техники России»);
б) социальные целевые программы, обеспечивающие решение крупных социальных задач (например, программы «Старшее поколение», «Дети России», «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера»);
в) экономические целевые программы, решающие проблемы развития межотраслевых комплексов и новых отраслей (например, программа «Энергоэффективная экономика»);
г) экологические целевые программы, направленные на решение крупных экологических проблем (например, программа «Повышение плодородия почв»);
д) региональные и межрегиональные целевые программы, обеспечивающие поддержку Федерации в решении стратегических проблем территориального развития (например, программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»);
е) управленческие целевые программы, концентрирующие ресурсы на важнейших проблемах развития системы управления (например, программы развития налоговых органов и судебной системы).
По срокам действия можно выделить долгосрочные целевые программы (на 10 и более лет) и среднесрочные целевые программы (на 3-6 лет).
На краткосрочный период разрабатывать и утверждать целевые программы нет смысла.
Источник: newinspire.ru
Роль и значение федеральных целевых программ в экономической политике региона
К настоящему времени в отечественной экономической науке сформировались различные подходы к определению содержания региональной политики. Региональная экономическая политика подразумевает дифференцированную диагностику экономических регионов страны с целью выработки направлений развития. Помимо чисто экономических, можно отметить такие задачи, как социальные, политические, а также охрану окружающей среды. Экономические мотивы обычно рассматриваются как наиболее важные, однако их относительная важность неодинакова в зависимости от страны.
Основным фактором национальной и региональной социально-экономической политики являются воспроизводственные процессы, обеспечивающие экономический рост. В современной России их активизация должна обеспечиваться регулируемой рыночной системой. В условиях передачи функций социально экономического развития на территориальный уровень, насколько эффективно организована эта система в регионах страны, настолько успешно и эффективно создаются условия для подъёма экономики. Недостаточное использование регионального фактора приводит к утрате потенциальных возможностей вовлечения территориальных резервов в развитие экономики. В результате экономические трудности страны ещё больше усугубляются.
Решение региональных и межрегиональных проблем в России строится на созданной базе федеративных отношений. Формирование и осуществление государственной региональной политики, основанной на принципах федерализма, является одной из важных проблем современного российского общества. Актуальность её усиливается по мере строительства демократического государства, развития рыночных преобразований, необходимости повышения эффективности социально – экономического развития территорий.
Наиболее значимым результатом государственной региональной политики должно стать создание условий для развития федерализма, взаимовыгодного сотрудничества субъектов Федерации, эффективного использования социально – экономического потенциала регионов, осуществления реформ, а также повышения уровня и качества жизни населения в каждом регионе, реализации тенденции их выравнивания.
Государственная региональная экономическая политика формируется и реализуется на двух уровнях государственной власти. Федеральный уровень должен определять стратегические цели и задачи, вырабатывать общие принципы и механизмы осуществления региональной политики. На уровне субъекта Федерации органы власти и управления конкретизируют поставленные цели и задачи, осуществляют оперативную их реализацию с учётом региональных условий, требований и особенностей, используя наиболее эффективные методы и способы воздействия. (2)
Главной идеей концепции экономического развития регионов должно быть согласование стратегических целей развития национальной экономики, субъектов федерации, предприятий.
Данный подход позволит региональной экономической политике отразить интересы субъекта Федерации и федерального центра, поэтому можно утверждать, что такое поведение предприятия соответствует стратегическим интересам национальной экономики, интересам региона и его партнёров, а также собственным интересам предприятия.
В экономической литературе наиболее часто упоминаются две принципиально различные стратегии структурных преобразований, известные в мировой практике: атаковая и реконструктивная.
Региональная политика охватывает все направления деятельности региона. В зависимости от сферы общественных отношений говорят об экономической или социальной, культурной или технической, финансовой или кредитной, внутренней или внешней политике. Главная задача региональной политики – обеспечение условий выполнения той или иной программы развития региона.
В решении этой задачи центральное место отводится инвестиционной политике. Приоритетными целями региональной инвестиционной политики должны стать цели социального характера. (3)
В последние годы в качестве одной первоочередных задач российские власти декларируют решения проблемы обеспечения устойчивого и сбалансированного развития субъектов Российской Федерации на базе формирования эффективной региональной политики, которая в современных условиях является важнейшим инструментом достижения оптимального соотношения между экономической результативностью и социальной справедливостью. Так заместитель главы Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам Федерации и региональной политике Ирина Яровая подчеркнула, что в условиях глобального экономического кризиса региональная политика должна стать индикатором успешности политики государства в целом.
При этом фактические данные свидетельствуют о том, что действующие принципы государственной региональной политики Российской Федерации имеют ряд существенных недостатков, наличие которых не сглаживает, а усиливает асимметричность пространственного развития Российской Федерации. (4)
Все рассматриваемые регионы при относительной самостоятельности, которую представляет им Конституция Российской Федерации, находятся в рамках одного государства. Это значит, что на них распространяется единая федеральная региональная политика, которая может иметь существенное влияние на траектории развития территорий. Поэтому руководство российского государства должно иметь ясное представление о стратегии регионального развития страны, о соотношении её частей, их взаимной специализации и связанности, об их взаимоотношениях, а главное – о соответствии интересов региона и интересов страны. Наличие долговременных общенациональных прогнозов и базирующихся на них стратегических концепций социально – экономического развития России на несколько десятилетий обеспечит условия для самостоятельного и инициативного выстраивания стратегий на региональном уровне, которые при этом будут эффективными и не приведут к нарушению целостности страны. (5)
Образование 8 федеральных округов и реформирование института полномочных представителей Президента на местах являются одной из важнейших составляющих нового подхода к территориальному управлению в стране. От эффективности функционирования новых институтов власти в деле управления территориями, взаимодействия между федеральными и региональными уровнями власти в большей степени зависит экономическое и политическое развитие России.
Федеральные округа – это административно – территориальная структура, на уровне которой возможна организация эффективной системы управления регионами и решение всего комплекса проблем государственной политики в области регионального развития.
Помимо административных мер для укрепления федеративной государственности было произведено чёткое разграничение компетенции между Российской Федерацией и её субъектами, пересмотрено на этой основе федеральное законодательство. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте РФ под руководством Д.Н.Козака, поэтапно приняты ряд законов, закрепившие концепцию федеративной реформы.
Таким образом, одной из основных целей предпринимаемой реформы является оптимизация экономического и политического пространства для обеспечения экономической интеграции страны, повышения эффективности государственного территориального управления и выравнивания потенциалов регионов. (6)
Практика показывает, что интерес у исследователей к федеральным округам с момента их образования и по настоящее время только растёт. Государство тоже отдаёт приоритет федеральным округам при выборе объекта региональной политики. К настоящему времени разработаны и разрабатываются различные документы (концепции, стратегии, программы) именно для федеральных округов.
К таким программам, например, относятся последняя Среднесписочная программа Правительства РФ, федеральная целевая программа для Юга России, Дальнего Востока и Забайкалья, разработка стратегии развития Сибири.
В сегодняшней России разработка и реализация региональной экономической политики может проводиться для макрорегионов, субъектов федерации, местных административно – территориальных единиц. (7)
В Российской Федерации и её субъектах в начале 1990 –х годов в качестве приоритетного инструмента регулирования территориального развития стали использоваться федеральные целевые программы. Применение программно – целевого подхода в практике территориального управления связано с наличием проблем, которые не могут быть решены в инерционном режиме функционирования социоприродохозяйственых систем мега-, макро-, мезоуровней. Исходя из самой логики целевого программирования, предметом ФЦП должны быть не регионы как таковые и не их социально – экономическое развитие, как это сложилось в отечественной практике, а конкретные проблемы, обладающие «программной природой». Применение программно – целевого метода требует не только глубокого знания, понимая его природы и сущности, но и умения творчески использовать данный инструментов конкретных ситуаций, вырабатывая детальные технологические процедуры составления программ и их реализации в соответствии с принципами программно – целевой методологии.
Среди ФЦП по уровням государственного управления можно выделить следующие типы программ: региональные программы общефедерального значения, реализуемые на территориях большинства крупных экономических районов; региональные программы крупного межрегионального значения, реализуемые на территориях большинства крупных экономических районов; региональные программы развития субъекта РФ; региональные межмуниципальные программы; локальные программы развития муниципального образования. (8)
В последнее время в экономике регионов всё большая роль отводится выполнению различных целевых программ. Под ними понимается комплекс производственных, социально – экономических, организационно – хозяйственных и других мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам осуществления и обеспечивающих эффективное решение системных проблем в сфере экономического, экологического, социального и культурного развития. (9)
При формировании принципов и при практической реализации новой региональной политики в России необходимо использование наиболее ценный компонент прошлой централизованной системы управления, которая в принципе, в ряде случаев доказала высокую эффективность концентрации ресурсов на решающих участках территориального развития. Это реализации крупных межрегиональных интеграционных программ и проектов. Такого рода преемственность может обеспечить реализация федеральных целевых программ (ФЦП) как важнейших элементов государственного регулирования интеграционных процессов.
Необходимо отметить ещё одну особенность федеральных целевых программ. Они призваны играть координирующую и управляющую роль в ходе экономического и социального развития региона, служить программой действий для администрации региона, ориентиром для деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов. На территории действия региональной программы обычно одновременно реализуется и отраслевые федеральные программы. Естественно, необходим не только учёт этих программ, но и их координация, что и предусматривается в последних региональных программах. (10)
В работе с целевыми программами, как правило, выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; оценка целесообразности решения проблем социально – экономического развития региона на основе программно – целевого метода; принятие решения о разработки целевой программы; разработка проекта целевой программы; оценка проекта целевой программы; утверждение проекта целевой программы; финансирование целевой программы; организация управления целевой программой, контроль и оценка результативности её реализации.
Отбор проблем для инициирования их решения программным методом определяется чаще всего следующими факторами: значимость проблемы и её соответствие приоритетам и целям социально – экономического развития региона; невозможность решения проблемы в краткосрочный период, т.е. в течение одного финансового года; необходимость координации действий органов государственной власти, местного самоуправления; наличие федеральных целевых программ, в рамках которого могут быть привлечены средства федерального бюджета; соответствие задач, намеченных к решению в региональной целевой программе, полномочиям и сферам ответственности органов государственной власти республики. (11)
Литература Решиев С.С. «Федеральный округ как центральное звено государственной региональной политики. Журнал «Региональная экономика: теория и практика» №15 2009 г. Стр. 7 Межрегиональная экономическая интеграция: тенденции, факторы и механизм государственного регулирования. Горбунов Н.М. Диссерт. на соиск. степени доктора эконом.
Наук. Москва 2000 г. стр. 23 — 27) Сухарёв О.С., Шманев С.В. «Экономика региона» № 4 2006 г. «Региональная политика: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) Стр.68 – 70. Чуб А.А. К вопросу о формировании стратегических приоритетов региональной политики Российской Федерации. //Региональная экономика: теория и практика № 10 2010 г. Стр. 22 Статья В.В. Мищенко, Л.И.
Кукарская: «Проблемы прогнозирования социально – экономического развития в региональной политике Российской Федерации». Стр.9 «Региональная экономика: теория и практика» №23 2009 г. Каграманян Н. Федеральные округа Российской Федерации: исторический и политический анализ // Журнал «Право и безопасность» № 1- 2 (22 -23), июль 2007 г. (Решиев С.С. «Федеральный округ как центральное звено государственной региональной политики. «Региональная экономика: теория и практика» №15 2009 г. Стр.
11 — 12 Митрофанова И.В. Федеральные целевые программы межрегионального класса как инструмент управления макрорегионом: реалии и перспективы модернизации. // Региональная экономика: теория и практика № 3 2007 г. Стр. 2 Круглов В.Н. Методика оценки областных целевых программ (Калужский вариант) // Региональная экономика: теория и практика № 10 2008 г. стр. 24 Исаев М.Г.
Механизм развития межрегиональных интеграционных экономических связей (на примере Южного федерального округа). Диссерт. На соиск степени канд. экон наук. 2006 г. Стр. 93 — 94. Круглов В.Н.
Методика оценки областных целевых программ (Калужский вариант) // Региональная экономика: теория и практика№ 10 2008 г. стр. 24
Источник: be5.biz