Федеральные и региональные целевые программы что это такое

Введение 3
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация 5
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ 5
1.2. Классификация федеральных целевых программ 6
1.3. Технология разрабоЦель работы – изучить федеральные целевые программы, их роль в системе государственного регулирования экономики РФ.
Задачи данного исследования:
Изучить федеральные целевые программы и их классификацию;
Рассмотреть технологию разработки и реализации программ;
Рассмотреть механизм внедрения программ;
Изучить основные показатели программ за 2011-2013 года;
Рассмотреть основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ;
Предложить возможности повышения качества федеральных целевых программ.

Введение 3
Глава 1. Общее понятие о федеральных целевых программах, их классификация 5
1.1. Программирование социально-экономического развития. Необходимость и ограничения целевых программ 5

Федеральные и региональные гранты и конкурсы | Юлия Селюкова


1.2. Классификация федеральных целевых программ 6
1.3. Технология разработки и реализации программ 9
1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ 12
Глава 2. Федеральные целевые программы и Федеральная адресная инвестиционная программа за 2011-2013 года. Инвестиционный фонд Российской Федерации 21
2.1. Основные данные федеральных целевых программ Российской федерации за 2011-2013 года 21
2.2. Структура расходов федерального бюджета на ФЦП по направлениям в 2010 — 2013 годах (млрд. руб.) 23
2.3. Результаты реализации Программы в 2011 году 24
Глава 3. Анализ проблем, возможности повышения качества федеральных целевых программ 27
3.1. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ 27
3.2. Возможности повышения качества федеральных целевых программ 31
Заключение 36
Список литературы 38

Соблюдение изложенной выше технологии программирования существенно повышает эффективность стратегического управления, целенаправленного государственного воздействия на ключевые направления социально-экономического развития. 4

1.4. Механизм внедрения и реализации федеральных целевых программ

Среди механизмов реализации федеральных и региональных целевых программ все большее значение приобретают финансовые региональные фонды (научно-технического развития, социальной поддержки населения, регионального развития и др.) направленные на конкретные цели, под которые правительствами субъектов Федерации будут выделяться специальные средства на решение отдельных приоритетных социально-экономических или научно-технических задач, а также межрегиональных проблем, имеющих приоритетное значение для нескольких субъектов Федерации одновременно.

Первое время Правительство РФ активно использовало преимущества программного подхода в структурной политике регионов. К сожалению, система финансирования не была адекватной широкому привлечению средств местного бюджета, предпринимательских структур и кредитов на возвратной основе. Более того, количество программ не совпадало с финансовыми возможностями федерального и региональных бюджетов. Этот разрыв с каждым годом увеличивался.

Федеральные основные общеобразовательные программы: статус, разработка, утверждение

Иногда у общественности создается впечатление, что в настоящее время ущемляются интересы отдельных регионов или отраслей народного хозяйства. В этой связи следует отметить, что эти регионы и отрасли относительно благополучны не по отношению к себе самим 10-15 лет назад, а по отношению к другим регионам и отраслям сегодня. Почти по 30 субъектам Федерации и по приоритетным отраслям приняты либо Указы Президента РФ, либо Постановления Правительства о мерах поддержки и развития, либо приняты целевые федеральные программы. Обострение региональных проблем — во многом результат злободневных, преходящих причин. Это и крушение тоталитаризма с его сверхцентрализацией управления и стихийным перераспределением управленческих функций, и развал экономики и межрегиональных хозяйственных связей, и перевод национального вопроса в территориальный аспект, и попытки некоторых политиков использовать различные региональные или отраслевые проблемы в своих корыстных интересах, политическая суверенизация регионов, искажение экономических интересов регионов или отраслей, местнические интересы отдельных ведомств, периодический и спонтанный передел национального общественного богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами власти и коммерческими акционерными (совместными) группировками. 5

Отсутствие достаточных финансовых и материальных ресурсов заставило Правительство Российской Федерации в инвестиционных программах значительно уменьшить капитальные вложения в развитие не только базовых отраслей экономики страны, но и регионов России.

В этих условиях применение методов программного планирования следовало пересмотреть. Во-первых, финансирование следовало сосредоточить на приоритетных направлениях развития национальной экономики, которые прежде всего связаны с национальной безопасностью России. Это относится к отраслям, определяющим научно-технический прогресс, а также к базовым отраслям экономики России. Во-вторых, это касается территориальных программ социально-экономического развития. Они должны решаться в основном за счет собственных источников субъектов Федерации и регионов.

Многие федеральные социально-экономические программы неполно учитывают национально-этнические проблемы возрождения и развития отдельных народностей и национальных меньшинств.

Большинство федеральных и региональных программ одного направления разобщены между собой в силу принадлежности большому числу заказчиков и разработчиков. Каждый из них определяет самостоятельное развитие и систему мероприятий, реализующих их собственные программы. В результате распыляются федеральные ресурсы на их выполнение.

Комплекс целевых программ по направлению «Наука», многие федеральные программы, такие как «Социальная защита пожилых людей»; «Переселение», «Социальная поддержка инвалидов», «Федеральная миграционная программа» и ряд других социально-экономических, культурных и экологических программ федерального и регионального значения должны, на наш взгляд, курировать Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративных отношений, согласовывая с ним мероприятия и этапы реализации указанных программ.

Читайте также:
Программа plarium для чего

Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие федеральные программы по ликвидации последствий аварий, катастроф и других чрезвычайных происшествий, заказчиком которых являются несколько региональных администраций, министерств и ведомств, не вызывают сомнений в федеральных приоритетах финансирования. Однако необходима детальная их проработка со стороны Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, которое должно максимально учесть интересы наций и этнических групп.

В Положении о Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике указано, что оно осуществляет единую методологическую политику в области национальных отношений и реализует ее с помощью разрабатываемых целевых федеральных и региональных программ. Эта функция министерства продолжает расширяться, что нашло отражения в Положении Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям.

Необходимо заострить внимание на финансировании федеральной программы «Россияне в ближнем зарубежье». Приоритетность данного программного направления определяется геостратегическими и внутриполитическими интересами

Российской Федерации. Речь идет о судьбах 25 миллионов этнических россиян, живущих в странах ближнего зарубежья, защите их гражданских прав и сохранении национального менталитета, а также упрочении социальной и политической стабильности в России, где «русский фактор» играет существенную роль.

Обостряются не только этнотерриториальные и этноконфессиональные проблемы народов России, но и этноэкологическая проблема, связанная с использованием национальных и этнических территорий под индустриальное развитие. В связи с этим необходимо предусмотреть создание и разработку межрегиональных программ «Духовное возрождение народов России», «Этноэкологические проблемы Российской Федерации», «Этноэкологические проблемы возрождения народов России» и т.д.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям министерство выполняет функции, направленные на решение основных задач по подготовке и осуществлению государственной политики федерализма, совершенствованию национально-государственного и административно-

территориального устройства, развитию местного самоуправления и государственной политики Российской Федерации.

На него возлагаются обязанности:

— выступать в установленном порядке в качестве государственного заказчика по федеральным целевым программам;

— рассматривать предложения субъектов Федерации о выделении им дотаций, субвенций и других бюджетных и внебюджетных средств и принимать совместно с Минфином России соответствующие решения;

— осуществлять организацию и проведение экспертиз целевых проектов и программ, имеющих важное социально-экономическое межрегиональное и региональное значение, и готовить предложения Правительству Российской Федерации о целесообразности их реализации.

Механизм реализации региональной политики государства, в том числе и финансирование региональных программ федерального уровня, в настоящее время осуществляется разными министерствами и ведомствами Российской Федерации. Их позиции относительно технологии финансирования федеральных программ развития регионов существенно различаются. Минфин России считает, что финансирование этих программ должно

осуществляться за счет средств регионов, которые являются государственными заказчиками этих программ. В свою очередь, Минэкономики России предлагает порядок, предусматривающий двухканальную систему: федеральный бюджет и частичное финансирование за счет собственных средств региона.

Министерство экономики и Министерство финансов Российской Федерации рассматривают возможности финансирования разработок федеральных программ развития отдельных регионов России за счет средств федерального бюджета, руководствуясь старой технологией принятия решений.

В то же время ряд субъектов Российской Федерации (в основном национальные образования) выносят предложения о выделении отдельной строкой в бюджете всех средств, направляемых для данного региона. Видимо, эта тенденция будет преобладать.

Одним из главных итогов первого периода реформ (1992— 1995 гг.) стало нарастание межрегиональных диспропорций, крайне неравномерный ход экономической реформы по регионам страны, уменьшение возможностей государственной поддержки не только базовым, но и другим отраслям экономики, а также регионам, нуждающихся в федеральной помощи.

Причин низкой социально-экономической эффективности рыночных реформ в России достаточно много. Среди них можно выделить прежде всего отсутствие стратегии программного социально-экономического и структурного развития страны.

Оказание помощи регионам неразрывно связано с развитием отдельных отраслей народного хозяйства и социальной сферы Российской Федерации в целом. Одной из причин негативных тенденций в экономике России является отсутствие координации федеральных, региональных, отраслевых и социальных целевых программ.

Заказчиками и разработчиками программ выступает множество министерств, ведомств, администраций субъектов Российской Федерации и администраций отдельных районов. Это приводит к распылению средств федерального бюджета, дублированию, возможности получения отдельными регионами больших средств по сравнению с другими, ослаблению контроля федеральных органов за централизованными ресурсами и в некоторой степени подрыву проведения региональной политики.

Анализ результатов финансового исполнения федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, за последние годы подтверждает этот вывод.

Министерству Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям не удалось получить финансирование на разработку концепций или проектов программ и через Миннауки России. Поэтому бюджетное финансирование было предусмотрено только для продолжавшихся программ Госкомсевера Российской Федерации, социально-экономической поддержки российских немцев, экономического и культурного возрождения российского казачества и некоторых других, причем при значительном уменьшении средств для их финансирования.

Читайте также:
Что за программа citrix workspace

Например, под программу поддержки российских немцев было предусмотрено выделить из государственного бюджета 506 млрд руб. Вначале эта сумма была урезана Минфином РФ до 39,1 млрд руб. (7,7% от заявленной суммы). Фактически в планируемые сроки было перечислено 6 млрд руб. В результате заморожены стройки в районах Поволжья, Сибири и других регионах.

Трудности разработки целевых федеральных программ и особенно их исполнения связаны, главным образом, с отсутствием источников финансирования и необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей участие коммерческих и других негосударственных организаций.

Разработка эффективной целенаправленной программы развития России невозможна без учета всего многообразия факторов, определяющих жизнь страны. Это географические особенности страны: огромная территория, суровая природа, контрасты размещения освоенной части страны и населения, сложность территориальной структуры по типу центр — периферия; и преходящие особенности предыдущего развития: гигантизм и гиперконцентрация производства, гиперспециализация регионов и наличие образований вроде «закрытых» городов, особых промышленных, аграрных, научных зон и поселков, промышленных узлов, сращивание производства с социальной сферой, и, наконец, территориальные контрасты во всех сферах: национальной, хозяйственной, социальной и даже политической.

Одним из существенных факторов подъема экономики регионов России является оказание им существенной федеральной материальной и финансовой помощи. В условиях командно-административной экономики этот вопрос решался Госпланом СССР простым перераспределением финансовых средств. В настоящее время, во-первых, отсутствует Госплан, во-вторых, в государственном бюджете (при условии его секвестрирования) отсутствуют средства на стратегические национальные программы, не говоря о региональных.

Правительство РФ, чтобы осуществить поддержку субъектов Федерации в их социально-экономическом развитии, пытается их классифицировать, а затем дифференцированно оказывать государственную помощь особо нуждающимся. Вот когда появляется термин «депрессивный регион».

Вопрос помощи депрессивным регионам приобретает проблемный характер по ряду причин. Во-первых, в разряд депрессивных регионов прежде всего попадают регионы, где произошли природные экологические и технологические катастрофы: землетрясения, радиационные взрывы и заражения, нефтяные, химико-технологические катаклизмы. Во-вторых, из-за отсутствия нормативно-правового обозначения депрессивных регионов нельзя точно определить принципы принадлежности их к таковым. В-третьих, цели и задачи оказания поддержки или стратегической помощи определяются в условиях формирования рыночных отношений и вызванной ими структурной перестройкой, что вызывает необходимость моделировать прогностический и ситуационный подходы к формированию и определению этапов, конкретных целей помощи регионам, попадающим в разряд депрессивных. В-четвертых, сумма средств, выделенных федеральными властями для оказания поддержки депрессивным регионам, имеет принципиальное значение при выборе объектов регионального инвестирования. 6

С одной стороны, решение этих проблем методами равного распределения материально-финансовых средств среди нуждающихся регионов может привести к их распылению и неэффективному использованию. С другой, к недовольству относительно «благополучных» регионов федеральными органами исполнительной власти.

Источник: www.myunivercity.ru

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Шишонкова К.О. 1
1 Среднерусский институт управления — филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ФЦП- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам воплощения комплекса событий, обеспечивающих действенное заключение задач муниципального, экологического, общественного и культурного становления РФ.

Региональные целевые программы – это комплекс событий и планов, нацеленных на достижение целей и определенных задач финансового, общественного или же экологического нрава, требующих слаженных поступков органов государственной власти, органов районного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых всецело или же отчасти из областного бюджета

Целевая программа может включать в себя некоторое количество подпрограмм, нацеленных на заключение определенных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы исполняется исходя из масштабности и трудности решаемых задач, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

перечень программных мероприятий;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) региональной целевой программы.

В случае если региональные программы выделяются от иных быстро воплощенным территориальным нюансом содержания, состава членов, источников инфы и т. д., то особенностью федеральных программ считается муниципальная значимость программных задач. Региональные программы владеют жесткой мотивированной тенденцией и по сопоставлению с федеральными муниципальными программками сравнительно маленькими размерами дел и ресурсных расходов и владеют адресностью, лимитированием временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального становления и региональной политикой государства.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе мотивированных федеральных программ, к примеру «Здравоохранение в России».

Читайте также:
Hp coolsense что за программа

Специфичность региональных программ заключается в том, собственно, что они складываются и реализуются на уровне республик, краев, областей, населенных пунктов федерального смысла, обоснованы общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных задач для программирования ведется, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные события исполняются в границах географически ограниченного ареала, единицы административно-территориального разделения Русской Федерации (республика, край, район, мегаполиса федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона. Программно-целевое прогнозирование, разрешает в стиснутые сроки улаживать стратегические трудности становления отдельных районов в увязке с единственной региональной политикой страны.

Всего в РФ 45 ФЦП и проектов ФЦП, в том числе:

— 42 действующих ФЦП; («Жилище» до 2020 г, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»)

Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 2021 год.

Источник: scienceforum.ru

Вопрос №2.Федеральные программы регионального развития

Федеральные программы регионального развития разрабатываются только для ограниченного числа проблемных территорий, и нацелены на решение не столько текущих, сколько стратегических задач регионального развития, имеющих общегосударственное значение. Для одних регионов – это реструктуризация экономики, для других – преодоление хронической отсталости, активизация полюсов роста, освоение новых природных ресурсов и т.п. Программы создают федеральным и региональным властям долговременные ориентиры для их повседневной управленческой деятельности. Инициатива разработки федеральных программ регионального развития исходит чаще всего от Администраций субъектов РФ. Для программы, утвержденной Правительством РФ открывается финансирование из федерального бюджета, в отдельных случаях из региональных бюджетов, а также взносов участников программ, кредиты банков, инвестиции и т.п.

Министерство регионального развития РФ, осуществляя монито­ринг социально-экономического состояния субъектов Федерации и муниципальных образований, выявляет проблемы развития ре­гионов, в решении которых необходимо участие федерального правительства. Список проблемных регионов, где для стимулирования экономического развития необходимы разработка и реализация особых мероприятий со стороны федерального правительства, пе­редается в Министерство финансов РФ и Министерство экономиче­ского развития и торговли РФ;

К числу ФТЦП относятся ФЦП «Федеральная целевая програм­ма развития Калининградской области на период до 2010 года», ФЦП «Восстановле­ние экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 и последующие го­ды)», ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов в Сахалин­ской области (1994-2005 годы)». К числу ФОЦП можно отнести ФЦП «Юг России» и ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы».

Практика использования разных фондов в финансировании мероприятий реги­ональной политики характерна для многих стран. Яркий пример — наличие несколь­ких структурных фондов в ЕС: Европейский фонд регионального развития, Европей­ский социальный фонд, Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяй­ства и др.

Образованный в 2000 г. Федеральный фонд регионального развития имеет узкое назначение. В бюджете на 2006 г. средства фонда распределены между 55 субъектами Федерации как субсидии на развитие инженерной и социальной инфраструктуры. Ранее фонд использовался для финансирования региональных ФЦП.

В этих условиях более точной формулой представляется не «выравнивание», а поддержание социально-экономического рав­новесиямежду зонами и регионами. По существу, речь идет об увязке выравнивания с повышением эффективности. Сначала к системе регионов применяется известное правило оптимизации — «равная предельная производительность ресурсов по всем на­правлениям их использования». Затем, с учетом социальных ог­раничений, эта формула модифицируется: ищется такое рас­пределение мобильных ресурсов по территории, при котором достигается максимум прироста капитала в масштабе всей стра­ны при недопущении чрезмерных различий между отдельными регионами.

Для решения этой задачи была предложена формула, вклю­чающая:

• гарантирование равных для всей населенной территории возможностей удовлетворения основных социальных потребно­стей;

• обеспечение дальнейшего роста благосостояния в зависи­мости от успехов данного региона в экономическом развитии;

• целевое ускорение социального развития регионов, реша­ющих в данный период наиболее важные задачи 2 .

Что касается первого пункта, то здесь главная проблема — четкое нормирование выделяемых средств. Ее решением должен стать общегосударственный комплексный социальный стандарт условий жизни— дифференцированная по регионам, формам расселения и этапам долгосрочной перспективы система нор­мативов, определяющих нижние пределы доступного разнооб­разия и качества общественных услуг. После того как этот стан­дарт реализован, дальнейшее повышение уровня жизни в реги­онах следует ставить в зависимость отроста эффективности их экономики.

Таким образом, мы рассмотрели основные положения РЭП, и попытались доказать, что РЭП должна более активно играть роль интегрирующего ядра системы государственного регулирования. Процесс реформирования РЭП должен быть эволюционным, т.е. обеспечивать преемственность проводимой политики; адекватное реагирование на политические, социальные и экономические изменения; последовательное продвижение в осуществлении целей стратегии территориального развития и региональной политики.

Источник: allrefrs.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru