Федеральные государственные требования устанавливаются к каким программам

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) возможность формирования основных профессиональных образовательных программ различных уровней сложности, профилей и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, а также потребностей общества и государства в квалифицированных кадрах;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Требования к реализации образовательных программ

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования разрабатываются по уровням образования либо по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, а также по областям и видам профессиональной деятельности, утверждаемым в соответствии с трудовым законодательством.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Разработка основной образовательной программы среднего общего образования на основании ФГОС и ФОП

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

8.1. Обучение по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по научным специальностям, предусмотренным номенклатурой научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

9.1. Федеральные государственные требования устанавливаются:

1) к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;

Читайте также:
Маркетинговая программа компании это

2) к минимуму содержания дополнительных предпрофессиональных программ, структуре и условиям их реализации, срокам обучения по этим программам уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», образовательные организации высшего образования, осуществляющие образовательную деятельность на территории инновационного центра «Сколково» и территориях инновационных научно-технологических центров, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

11. Образовательные организации высшего образования, указанные в части 10 настоящей статьи, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно устанавливаемые требования, которые не могут быть ниже федеральных государственных требований.

Источник: xn--h1apee0d.xn--p1ai

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) играют ключевую роль во всей системе образования РФ. Так, в соответствии с положениями ст. 11 Закона об образовании в РФ ФГОС и федеральные государственные требования обеспечивают:

− единство образовательного пространства РФ;

− преемственность основных образовательных программ;

− вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

− государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Законом об образовании в РФ или указом Президента РФ.

Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ[26]. Использование ФГОС является важнейшим средством регулирования образовательной системы, а именно:

− гарантии государства на бесплатность образования и (или) общедоступность образования ограничиваются пределами соответствующих ФГОС;

− государственная итоговая аттестация, включая ЕГЭ, проводится исключительно в рамках требований ФГОС;

− государственная итоговая аттестация, включая ЕГЭ, проводится исключительно в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе;

− только государственно аккредитованные организации наделены правом выдачи документов об образовании установленного образца, причем данные документы подтверждают наличие образования в рамках конкретного ФГОС;

− государственный контроль качества образования проводиться в отношении государственно аккредитованных организаций, и проверяет соответствие уровня образования требованиям ФГОС, а в случае обнаружения несоответствия организация может лишиться государственной аккредитации и, соответственно, полномочий выдачи документов об образовании, которые дают их обладателям законные права;

− механизм финансового обеспечения гарантированных государством прав на образование учитывают нормативы, которые разрабатываются на основе требований ФГОС.

Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением ФГОС дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

ФГОС включают в себя требования к:

− структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

− условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

− результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или во ФГОС включаются специальные требования.

При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования[27]. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Читайте также:
Ввести в программу изменения количества товара на складе после проведения инвентаризации можно

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС[28].

Наряду с ФГОС Закон об образовании в РФ предусматривает Федеральные государственные требования (далее – ФГТ).

Федеральные государственные требования – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Закон об образовании в РФ предполагает использовать ФГТ в случаях:

− для расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

− использование ФГТ является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (такая организация обязана разработать и утвердить соответствующую образовательную программу на основе ФГТ).

В соответствии с положениями Закона об образовании в РФ государственная аккредитация образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в соответствии с ФГТ, не проводиться. Государственной аккредитации подлежит только деятельность по основным образовательным программам, в то время как ФГТ предусматриваются исключительно для дополнительных предпрофессиональных образовательных программ.

Таблица 3. Федеральные государственные требования

Виды ФГТ Организация, устанавливающая ФГТ Статья Закона об образовании в РФ
К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, к срокам обучения по этим программам Министерство культуры РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ ч. 5 ст. 83
К минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам Министерство спорта РФ по согласованию с Министерством образования и науки РФ ч. 4 ст. 84

Источник: megaobuchalka.ru

Федеральные государственные требования устанавливаются к каким программам

  • Вы здесь:
  • Защита Прав
  • Право на образование
  • Право на получение образования в РФ
  • Образование в РФ
  • Управление системой образования РФ

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и требования ФГОС

  • образование
  • закон об образовании
  • 273 фз
  • ФГОС
  • требования фгос
  • образовательные стандарты
  • федеральный государственный образовательный стандарт
  • виды фгос

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и требования ФГОС регламентируются статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации:Законодательство о федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и требования ФГОС регламентируются статьей 11 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с этой статьей Закона об образовании Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и требования ФГОС обеспечивают:

  • единство образовательного пространства в РФ;
  • преемственность основных образовательных программ;
  • вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  • государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Статья 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты (за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования), являются основой:

  • объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности,
  • независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) включают в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  • условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) устанавливаются:

  • СРОКИ получения общего образования и профессионального образования
  • с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся

Разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

Правила разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) установлены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 № 661 (ред. от 08.01.2018) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».

В соответствии с этим Постановлением разработку федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) обеспечивает Министерство образования и науки РФ с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц.

Читайте также:
Программа констатирующего эксперимента пример

Для справки. Указам Президента от 15 мая 2018 года Министерство образования и науки РФ было преобразовано:

  • в Министерство просвещения РФ и
  • Министерство науки и высшего образования РФ.

Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Министерству науки и высшего образования РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Виды Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в зависимости от уровня образования:

Уровни образования Нормативный правовой акт, утвердивший ФГОС
ФГОС дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.) Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373
ФГОС основного общего образования (5 — 9 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897
ФГОС среднего общего образования (10 — 11 кл.) Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413
ФГОС среднего профессионального образования Нормативные правовые акты, утвердившие соответствующий Федеральный государственный образовательный стандарт, можно посмотреть на сайте fgos.ru
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки специалитета
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки магистров
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
ФГОС высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Требования Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования:

  • разрабатываются по уровням образования (дошкольного, начального, основного, среднего).

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования:

  • могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают:

  • возможность получения образования на родных языках из числа языков народов РФ, изучения государственных языков республик РФ, родных языков из числа языков народов РФ, в том числе русского языка как родного языка (данная норма введена Федеральным законом от 03.08.2018 № 317-ФЗ).

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) образования указанных лиц или
  • включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) профессионального образования:

  • к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции
  • осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, утверждают:

  • перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки,
  • порядок формирования этих перечней;
  • при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Имеют право разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования:

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет»,
  • а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ.

Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты:

  • не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Источник: moiprava.info

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru