Под программой как инструментом региональной политики понимается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся: легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
нормативность программ любого уровня (федеральный, муниципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
реальность — принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
вариантность — наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
федеральная целевая программа «Культура России»
комплексность целей и задач — постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения; контролируемость — наличие условий для постоянного отслеживания хода, результативности и эффективности выполнения программных заданий;
ответственность, что предполагает установление прямой и полной ответственности конкретных лиц и организаций за использование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.
Региональные программы являются разновидностью комплексных целевых программ.
Целевые комплексные программы по своему содержанию подразделяются на ряд видов:
по уровню значимости — межгосударственные, государственные и собственно региональные;
по территориальной принадлежности — внутрирегиональные (республиканские, краевые, областные, городские) и межрегиональные;
по функциональной ориентации — научно-технические (инновационные), социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические и т.д.
Таким образом, каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по уровню значимости — федеральной, по территориальной принадлежности — областной, по функциональной ориентации — экологической, по масштабности (комплексности) программной проблемы — узкоспециализированной, по продолжительности реализации — среднесрочной и т.д. При отборе проблем для программной разработки и реализации на федеральном уровне следует учитывать:
их особую значимость для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и регионов, функционирования социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
сжатость сроков решения этих проблем и необходимость концентрации ресурсов;
ФГОС — что это?
взаимосвязанность соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств.
Разработка целевых комплексных программ в настоящее время осуществляется поэтапно:
составляется перечень важнейших проблем, выделяется приоритетная проблема и формулируется исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов и др.; уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы;
исходя из построенной иерархии целей формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательности этапов ее выполнения; рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него; формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект; осуществляются оформление программных документов, их согласование и утверждение.
Расходование государственных бюджетных средств на разработку и реализацию программ требует постоянного контроля, т.е. оценки эффективности и результативности программ.
Под эффективностью региональных программ следует понимать прямую экономическую эффективность (выгодность) решения поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий; иначе говоря, следует оценить, насколько предложенный вариант достижения цели экономически выгоднее всегда имеющихся альтернативных вариантов. Кроме того, полезно и практически возможно оценить: экономическую эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот); эффект (или экономию) затрат на решение поставленной проблемы в программном варианте по сравнению с вариантом, когда подобная программа не будет разрабатываться и выполняться (т.е. оценить последствия развития региональной ситуации без реализации программы).
Результативность программы следует понимать, во-первых, как меру соответствия ожидаемых результатов поставленной цели; во-вторых, как степень приближения к этой цели; в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму критерию важно максимально корректно выразить качественно-количественные параметры программной цели, а в ряде случае — и конкретизирующих ее задач. Это должно быть делом разработчиков программ, обязательным условием включения предлагаемых ими заданий в состав любой программы, финансируемой из федерального бюджета.
Источник: studref.com
Федеральные целевые программы
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО.Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2005. — № 5 Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения».
До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2008
Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010
Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007:
- — направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
- — более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- — системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
- — более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
- — высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
- — наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
- — возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.
Источник: studwood.net
Федеральные целевые и адресная инвестиционная программы
Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ, а также инновационное развитие экономики. Данные программы выступают одним из важнейших механизмов Правительства РФ по реализации структурной, научно-технической и инновационной политики, активного воздействия на его социально-экономическое развитие.
Основные функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере формирования федеральных целевых программ осуществляет Минэкономразвития России. Им же осуществляется рассмотрение и согласование проектов этих программ и их концепций, а также их ежеквартальный мониторинг реализации. Подготавливаемые Минэкономразвития России доклады о ходе реализации федеральных целевых программ ежеквартально рассматриваются на заседаниях Правительства РФ.
Решение о разработке такой программы принимается Правительством РФ при утверждении соответствующей концепции. Непосредственно разработка федеральной целевой программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», при этом должны быть предусмотрены:
- — во-первых, решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач;
- — во-вторых, согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
- — в-третьих, комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;
- — в-четвертых, согласованность решения федеральных и региональных задач;
- — в-пятых, достижение требуемого конечного результата в установленные сроки.
Основные мероприятия федеральных целевых программ реализуются в рамках механизмов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. В этой связи разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки согласно приложению № 1 к постановлению Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 [1] и включают в себя следующие основные этапы:
- — разработка концепции целевой программы;
- — принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы;
- — разработка проекта целевой программ;
- — предварительное обсуждение проекта целевой программы на заседаниях общественного совета при государственном заказчике, а при наличии нескольких государственных заказчиков целевой программы — при государственном заказчике-координаторе целевой программы;
- — согласование проекта целевой программы;
- — экспертиза проекта целевой программы;
- — рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;
- — доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;
- — утверждение целевой программы Правительством РФ.
Подпрограммы целевой программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для целевых программ.
Со всей актуальной информацией о федеральных целевых программах можно ознакомиться на официальном сайте федеральных целевых программ fcp.economy.gov.ru.
- [1] Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации Федерального закона “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд») (ред. от 11.02.2021).
Источник: studme.org