Федеральные целевые программы
Под программой как инструментом региональной политики понимается специально разработанный перечень заданий (мер, действий), ориентированных на полное или частичное решение конкретной социально-экономической проблемы регионального характера. Такой перечень может рассматриваться в качестве инструмента региональной политики только при соблюдении ряда обязательных требований (условий). К ним относятся: легитимность, что предполагает разработку и реализацию программ в соответствии с действующим законодательством и исключает создание ситуаций, противоречащих этому законодательству;
нормативность программ любого уровня (федеральный, муниципальный), что предполагает их утверждение соответствующим органом и обязательность для исполнения всеми сторонами;
реальность — принципиальная достижимость поставленной цели, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон к выполнению заданий;
вариантность — наличие нескольких вариантов полного или частичного достижения целей программы при различных уровнях ресурсного обеспечения;
ЧТО ТАКОЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ?
комплексность целей и задач — постановка только таких целей и задач, которые могут быть выражены в параметрах, поддающихся учету и контролю, и по которым может быть дана однозначная оценка их достижения и решения; контролируемость — наличие условий для постоянного отслеживания хода, результативности и эффективности выполнения программных заданий;
ответственность, что предполагает установление прямой и полной ответственности конкретных лиц и организаций за использование ресурсов, выполнение отдельных заданий и программы в целом.
Региональные программы являются разновидностью комплексных целевых программ.
Целевые комплексные программы по своему содержанию подразделяются на ряд видов:
по уровню значимости — межгосударственные, государственные и собственно региональные;
по территориальной принадлежности — внутрирегиональные (республиканские, краевые, областные, городские) и межрегиональные;
по функциональной ориентации — научно-технические (инновационные), социально-экономические, производственно-технические, инвестиционные, организационно-хозяйственные, экологические и т.д.
Таким образом, каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная программа может быть по уровню значимости — федеральной, по территориальной принадлежности — областной, по функциональной ориентации — экологической, по масштабности (комплексности) программной проблемы — узкоспециализированной, по продолжительности реализации — среднесрочной и т.д. При отборе проблем для программной разработки и реализации на федеральном уровне следует учитывать:
их особую значимость для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей и регионов, функционирования социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
Федеральная целевая программа развития сельских территорий
сжатость сроков решения этих проблем и необходимость концентрации ресурсов;
взаимосвязанность соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств.
Разработка целевых комплексных программ в настоящее время осуществляется поэтапно:
составляется перечень важнейших проблем, выделяется приоритетная проблема и формулируется исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов и др.; уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы;
исходя из построенной иерархии целей формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательности этапов ее выполнения; рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него; формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект; осуществляются оформление программных документов, их согласование и утверждение.
Расходование государственных бюджетных средств на разработку и реализацию программ требует постоянного контроля, т.е. оценки эффективности и результативности программ.
Под эффективностью региональных программ следует понимать прямую экономическую эффективность (выгодность) решения поставленных задач именно на основе реализации включенных в программу заданий; иначе говоря, следует оценить, насколько предложенный вариант достижения цели экономически выгоднее всегда имеющихся альтернативных вариантов. Кроме того, полезно и практически возможно оценить: экономическую эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот); эффект (или экономию) затрат на решение поставленной проблемы в программном варианте по сравнению с вариантом, когда подобная программа не будет разрабатываться и выполняться (т.е. оценить последствия развития региональной ситуации без реализации программы).
Результативность программы следует понимать, во-первых, как меру соответствия ожидаемых результатов поставленной цели; во-вторых, как степень приближения к этой цели; в-третьих, как прямые позитивные воздействия на социальную, демографическую, экологическую ситуацию в регионе, а также на определяющие ее параметры экономического развития. При оценке результативности программы по второму критерию важно максимально корректно выразить качественно-количественные параметры программной цели, а в ряде случае — и конкретизирующих ее задач. Это должно быть делом разработчиков программ, обязательным условием включения предлагаемых ими заданий в состав любой программы, финансируемой из федерального бюджета.
Источник: studref.com
Федеральные целевые программы
Федеральные целевые программы – это стратегические документы, закрепляющие систему мероприятий научно-исследовательского, производственного, социального, экономического, организационного и другого характера, которые связаны общими целями, задачами, источниками и сроками реализации и направлены на обеспечение эффективного решения наиболее важных проблем в области публичного управления экономическим, социальным, экологическим и культурным развитием страны.
Понятие и значение федеральных целевых программ
Федеральные целевые программы – это:
- и стратегический документ, который предусматривает комплекс мероприятий по решению наиболее значимых управленческих проблем, обеспечивающих развитие страны;
- и сама система научных, исследовательских, производственных, экономических, социальных, организационных и других мероприятий, направленных на решение проблем развития в области экономики, экологии, культуры, социальной поддержки и обеспечения и в иных сферах жизнедеятельности населения страны.
Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас
Федеральные целевые программы выступают одним из главнейших инструментов осуществления структурной государственной политики, эффективного управленческого воздействия на социально-экономическое развитие страны, потому федеральные целевые программы в качестве объекта своего регулирования предусматривают решение масштабных, наиболее важных и приоритетных для населения страны проблем инвестиционного, инновационного, научно-технического, социального развития. Их реализация отнесена к компетенции федеральных органов публичного управления.
Структура федеральных целевых программ
Содержательно и структурно федеральная целевая программа может объединять несколько подпрограмм, каждая из которых направлена на решение конкретной задачи в комплексе программных мероприятий. Разбивка федеральной целевой программы на подпрограммы целесообразна в том случае, когда решаемая задача характеризуется сложностью и масштабностью.
Федеральная целевая программа обычно структурно объединяет следующие разделы:
- определение управленческой проблемы, для преодоления которой разрабатывалась и реализуется программа;
- установление главных целей реализации программы, конкретизация ее задач, указание этапов, которые образуют программу, и сроков реализации программы и ее отдельных этапов. Кроме того, программа содержит указание на параметры реализации, а именно перечисление целевых индикаторов и значение показателей;
- указание списка организационных, социальных, экономических, научных исследовательских и других мероприятий, которые и образуют программу;
- обоснование источников ресурсного обеспечения программы, а именно указания вида источника и объема финансирования;
- описание системы осуществления программы, в том числе системы управления реализацией программы и системы каналов связи между органами публичного управления и государственными учреждениями, реализующими программу;
- регламентация контрольных процедур, а именно процедуры оценки социально-экономической эффективности и экологической безопасности целевой программы.
Подобрали для написания работы по теме «Федеральные целевые программы»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы
Требования к содержанию федеральных целевых программ
Федеральные целевые программы делятся на разделы, описывающие проблему и задачи, на решение которых направлена программа, конкретные мероприятия реализации программы, объемы и источники ее финансирования, индикаторы и показатели ее эффективности и пр.
Содержание указанных выше разделов федеральных целевых программ должно отвечать следующим требованиям:
- программа должна конкретно и развернуто ставить проблему, на решение которой направлена. В программе должна обосновываться связь управленческой проблемы и государственных приоритетов развития, рациональности предлагаемого программного решения. Кроме того, программа должна подтверждать целесообразность решения названной управленческой проблемы посредством программно-целевого метода, в том числе через сравнение такого метода с основными вариантами преодоления проблемы. Программа должна характеризовать основные риски, связанные с решением управленческой проблемы программно-целевым способом;
- в программе должны быть полно и конкретно описаны цели и задачи и приведены целевые параметры реализации программы. Цели программы должны соответствовать полномочиям государственных заказчиков, быть достижимыми и измеряемыми, иметь временные рамки. В программе должно быть закреплено обоснование решения управленческих задач, которые определяют достижение цели программы; должны быть приведены обоснованные сроки решения таких задач и реализации программы в целом. Сроки и цели определяются для каждого этапа реализации программы;
- программа должна содержать описание комплекса мероприятий, реализация которых обеспечивает достижение целей и задач программы. Полному описанию подвергается каждое мероприятие, в том числе указывается источник и объем его финансирования, а также период, в которой мероприятие должно быть реализовано. Мероприятия реализуются комплексно, во взаимосвязи друг с другом;
- программа должна содержать сведения относительно обоснования привлечения конкретных источников финансирования и конкретных объемов такого финансирования. Кроме того, в программе регламентируется порядок осуществления финансирования. Также программа может предусматривать финансирование не только за счет средств федерального бюджета, но и посредством привлечения иных источников, в том числе региональных бюджетных средств;
- программа должна предусматривать возможные социально-экономические и экологические последствия собственной реализации, а также оценку программы в деле социально экономического развития государства. Кроме того, должна обосновываться эффективность расходования источников финансирования.
Источник: spravochnick.ru
Федеральная целевая программа что это
Постановление от 12 июля 2017 года №831. В государственных программах и федеральных целевых программах будут в обязательном порядке формироваться разделы по опережающему развитию приоритетных территорий: Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны, Республики Крым, города Севастополя и Калининградской области. Будут также устанавливаться целевые показатели для оценки эффективности реализации запланированных мер на приоритетных территориях.
Документ
Постановление от 12 июля 2017 г. №831
Внесено Минэкономразвития России.
Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее – Порядок разработки ФЦП), и Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (далее – Порядок разработки госпрограмм) утверждены постановлениями Правительства от 26 июня 1995 года №594 и от 2 августа 2010 года №588 соответственно.
Подписанным постановлением определён порядок формирования в госпрограммах и федеральных целевых программах разделов по опережающему развитию приоритетных территорий: Северо-Кавказского федерального округа, Байкальского региона, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым, города Севастополя и Калининградской области.
Внесёнными в Порядок разработки ФЦП изменениями, в частности, предусмотрено:
— выделение в ФЦП разделов по опережающему развитию приоритетных территорий, содержащих информацию о мероприятиях, реализуемых на этих территориях, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход их выполнения;
— разработка Минэкономразвития России по согласованию с Минвостокразвития, Минкавказом и Минфином России требований к структуре и содержанию таких разделов.
Внесённые изменения в Порядок разработки госпрограмм предусматривают:
— включение в госпрограммы сводной информации по развитию приоритетных территорий;
— участие федеральных органов исполнительной власти, ответственных за социально-экономическое развитие приоритетных территорий, в процессе согласования проектов госпрограмм и детальных планов-графиков;
— отражение в Сводном годовом докладе о ходе реализации и оценки эффективности госпрограмм аналитической информации о мероприятиях, реализуемых в рамках госпрограмм, с оценкой влияния их реализации на развитие приоритетных территорий.
Аналогичный порядок включения в госпрограммы и федеральные целевые программы разделов по опережающему развитию Дальнего Востока был установлен постановлением Правительства от 7 ноября 2016 года №1137.
Работа Правительства:
- Методология и инструменты государственного планирования
- Развитие Северного Кавказа
- Развитие Крыма
- Развитие Калининградской области
- Арктическая деятельность
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
Источник: government.ru
Федеральные целевые программы
В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики
Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО — комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. Гвоздецкий В.План ГОЭРЛО.Мифы и реальность // Наука и жизнь. — 2005. — № 5 Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. — по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения».
До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. Дмитриева О.Г. Экономическая диагностика. СПб.: Наука, 2008
Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.
Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. Игнатьева А.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие для студ. Вузов, обуч. по спец. «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент». — М.: ЮНИТИ, 2010
Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются Лаженцев В.Н. Территориальное развитие: методология и опыт регулирования. СПб.: Наука, 2007:
- — направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
- — более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
- — системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
- — более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
- — высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
- — наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
- — возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.
Источник: studwood.net