Федеральная программа умный город что это такое

Проект «Умный город» реализуется в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и направлен на создание безопасных, доступных и комфортных условий для жизни, формирование эффективной системы управления городским хозяйством и повышение конкурентоспособности российских городов на глобальном уровне.

В проекте «Умный город» участвуют административные центры субъектов РФ, города с населением свыше 100 тыс. человек и города-пилоты, отобранные Минстроем России и подписавшие соглашение по реализации пилотного проекта в рамках ведомственного проекта (приказ Минстроя России от 4 февраля 2019 г. № 80/пр).

Среди 213 городов-участников:

  • 87 городов-пилотов, взявших на себя обязательства досрочно выполнить стандарт «Умного города» и реализовать комплекс дополнительных мер в соответствии с дорожными картами;
  • 203 города, участвующих в апробации и совершенствовании методики расчета индекса IQ городов;
  • 83 субъекта РФ, ежегодно реализующих мероприятия по цифровизации городского хозяйства в рамках проекта ФКГС.

Для них определяются:

Что такое Умный город

  • цели, задачи и показатели реализации регионального проекта и города субъекта Российской Федерации, который участвует в проекте;
  • мероприятия, направленные на создание умных городов в субъекте РФ, сгруппированные по отраслевым направлениям;
  • взаимосвязь и интеграция с мероприятиями в рамках национальных проектов;
  • ресурсное обеспечение реализации проекта;
  • ответственные за реализацию регионального проекта и отдельных его мероприятий, за достижение целевых показателей и результатов.

Целевые показатели

Модернизация жилищно-коммунального хозяйства, комфортная городская среда, привлечение инвестиций в развитие городов – вот важные направления работы Правительства Российской Федерации и Минстроя России в частности. В соответствии с паспортами национальных проектов у проектов Минстроя заявлены конкретные целевые показатели, достижение которых запланировано на 2024 г.:

  • повышение индекса качества городской среды на 30%;
  • повышение индекса IQ городов (цифровой трансформации городского хозяйства) на 30%;
  • снижение количества городов с неблагоприятной городской средой на 50%;
  • доля граждан, вовлеченных в процесс управления, должна составить не менее 30%.

Дорожная карта реализации концепции «Умный город»

Ведомственный проект Минстроя России по цифровизации городского хозяйства «Умный город» создан как основной инструмент поддержки развития умных городов в России. Он представляет собой постоянно действующую экспертно-методическую площадку для работы с субъектами РФ, муниципалитетами и иными заинтересованными лицами, в том числе на международном уровне.

Ключевые направления ведомственного проекта «Умный город» – это:

  1. Контроль реализации мероприятий (стандарт «Умный город», индекс IQ городов, фиксация базового уровня, оценка динамики изменений, поиск точек роста).
  2. Поддержка участников проекта (проведение конкурсов, методологические основы, акселерационные программы, развитие ГЧП).
  3. Создание единого информационного поля (портала «Умный город», привлечение всех заинтересованных участников, функционирование в субъектах РФ центров компетенций).
  4. Синхронизация мероприятий (национальные проекты, региональные и муниципальные программы, налаживание взаимодействия между ведомствами).
  5. Образовательные мероприятия (повышение квалификации, работа с образовательными площадками, проведение форумов и обмен опытом).
  6. Совершенствование законодательства (анализ достаточности и качества правового регулирования, разработка и принятие нормативных правовых актов, создание условий для привлечения инвестиций).

Безопасность мест с массовым пребыванием людей: присоединяйтесь к проекту!

Стандарт развития умных городов

Стандарт умного города представляет собой набор базовых и дополнительных мероприятий, которые предстоит выполнять всем городам – участникам ведомственного проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» в срок до 2024 г. Мероприятия стандарта реализовываются в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, имеющих статус города с численностью свыше 100 тыс. человек, административных центрах регионов России и пилотных городах проекта «Умный город».

Срок внедрения мероприятий, предусмотренных стандартом, за исключением внедрения цифровой платформы вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, определяется в паспорте регионального проекта и государственной программе субъекта Российской Федерации на основании проведенного анализа ключевых проблем городского хозяйства, решение которых возможно путем реализации указанных мероприятий.

01 (6)-1

Стандарт «Умного города»

Индекс оценки и цифровой трансформации IQ городов

Для оценки эффективности мероприятий, реализуемых в рамках проекта и всего проекта целиком, совместно с МГУ был разработан интегральный индекс оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства – IQ городов.

Основной показатель эффективности цифровизации городского хозяйства – динамика изменения IQ. Города сравнивают себя с похожими городами: почему при более или менее одинаковом старте кому-то удается достичь больших результатов, а кому-то нет. Это возможность для анализа, поиска и внедрения уже доказавших эффективность решений. Индекс IQ городов также может указать на эффективность работы местных властей – обратить внимание глав субъектов на еще не проработанные направления и найти точки роста.

В марте 2020 г. Минстрой России представил первый индекс IQ городов за 2018 г., который отразил результаты цифровизации городского хозяйства 191 города (города свыше 100 тыс., административные центры, города-пилоты по желанию).

В декабре 2020 г. Минстрой России озвучил данные второго индекса IQ городов за 2019 г., при этом количество участников расчета увеличилось до 203 городов.

Среднее значение индекса уже превысило 40 баллов из 120 возможных при положительной динамике более чем в 18% (из 30%, необходимых к 2024 г.). Это соответствует первой фазе реализации проекта «Умный город» – структурирование, появление центров компетенций, начало выполнения дорожных карт региональных и муниципальных проектов.

Лучшая муниципальная практика

В 2020 г. была введена номинация «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («Умный город»)».

В числе требований, которые предъявляются к конкурсным проектам, – соответствие одному из направлений Базовых и дополнительных требований к умным городам, утвержденных Минстроем России. Поданная на конкурс практика должна:

  • соотноситься с национальными проектами и стратегией развития муниципального образования;
  • способствовать решению конкретных острых проблем горожан;
  • быть масштабируемой, иметь высокую технологическую готовность решения;
  • интегрироваться с другими информационно-коммуникационными системами.

Было подано 59 заявок с описанием практик по цифровизации городского хозяйства, 42 города разыгрывали призовой фонд в 150 млн рублей, семь сельских поселений – призовой фонд в 50 млн рублей.

По итогам заседания федеральной конкурсной комиссии в 2020 г. по номинации были определены шесть победителей:

  • I категория (городские округа и гор поселения).

Первое место – городской округ город-курорт Железноводск Ставропольского края. За пять месяцев здесь была запущена система умного города с 35 модулями, единый ситуационный центр главы города, сервисы для туристов. Началась масштабная цифровизация городской инфраструктуры, которая позволит сократить потребление энергоресурсов. Муниципалитет получил дотацию в размере 75 млн рублей.

Второе место – городской округ город Саров Нижегородской области.

Третье место – Гусевский городской округ Калининградской области.

  • II категория (сельские поселения).

Первое место – Кременкульское сельское поселение Сосновского муниципального района Челябинской области. Запущена модернизация системы освещения с использованием механизма энергосервисного контракта. В будущем это позволит экономить до 84% на оплате электроэнергии. Призовой фонд составил 25 млн рублей.

Второе место – муниципальное образование Центральное Веневского района Тульской области.

Третье место – Верхнерусский сельсовет Шпаковского муниципального района Ставропольского края.

Обзор решений по безопасности и автоматизации для ЖКХ

Онлайн-платформа для голосования за благоустройство

Минстрой России и АНО «Диалог Регионы» заключили соглашение о сотрудничестве для проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации муниципальных программ. В результате была создана единая федеральная платформа для онлайн-голосования граждан по выбору общественных территорий, планируемых для благоустройства в 2022 г., — za.gorodsreda.ru.

Проект находится на стыке двух программ — «Умного города» и федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда». За пять недель голосования в отборе территорий приняли участие 9,7 млн россиян. Они определили, какие территории будут благоустраиваться и какие дизайн-проекты реализовываться именно в их городе. Платформа показала свою эффективность, помогла принять участие в жизни городов большому числу граждан, поэтому будет использоваться и развиваться и в дальнейшем.

Банк решений

В рамках проекта «Умный город» с целью централизованного анализа технических решений, консолидации и обмена лучшими практиками был создан банк решений умного города. Это информационное пространство, участники которого – власть, научное сообщество и бизнес. В банк попадают лучшие проекты, которые предварительно проходят отбор и оцениваются профильными экспертами.

02 (2)-Sep-03-2021-04-10-52-03-AM

Количество проектов в банке решений «Умного города»

Результаты и планы

В I квартале 2021 г. в рамках проекта уже проведена большая работа:

  • проведен сбор и анализ отчетности от городов-пилотов, а также субъектов РФ по реализации мероприятий по цифровизации городского хозяйства;
  • запущен процесс сбора данных для расчета индекса цифровизации городского хозяйства (IQ городов) за 2020 г.;
  • начата актуализация федеральных стандартов по направлениям «38.03.04 Государственное и муниципальное управление» и «38.03.10 Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура»;
  • организован форум для российских регионов по развитию и цифровой трансформации городов «Умный город. Инструкция по применению» в Белгороде.

С 26 апреля по 30 мая 2021 г. на платформе www.za.gorodsreda.ru было проведено общероссийское голосование по отбору территорий, подлежащих благоустройству в 2022 г.

Читайте также:
Что за программа кылатчанова

С 20 августа по 15 октября будет проведен отбор лучшей муниципальной практики по номинации «Модернизация городского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений («Умный город»).

Планируется запуск системы мониторинга и анализа реализации мероприятий по цифровизации городского хозяйства «Умный город».

Источник: www.secuteck.ru

Умные города. Как в России реализуют проект цифровизации городского хозяйства?

Умные города. Как в России реализуют проект цифровизации городского хозяйства?

Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы Загрузка рекламы

Минстрой России будет учитывать показатель индекса качества городской среды, определяя размер субсидии регионам на формирование комфортной городской среды. Об этом сообщили на пресс-конференции в ТАСС, которая прошла на этой неделе. В рамках этого федерального проекта реализуется «цифровой» проект «Умный город», пилотными участниками которого стали два десятка городов в разных регионах России.

Капитал страны в Яндекс Дзен Капитал страны в Яндекс Новости

Основные параметры

Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город» Минстроя России стартовал в прошлом году. Он реализуется в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» и нацпрограммы «Цифровая экономика». Суть в том, что за счет внедрения инновационных цифровых и инженерных решений увеличится эффективность управления городским хозяйством, а российские города станут более комфортными для жизни. При использовании «умных решений» в разных сферах городской жизни повышается уровень безопасности, снижаются расходы на управление и ЖКХ, улучшается экология и транспортная доступность, города становятся привлекательными для инвесторов.

Глава Минстроя Владимир Якушев в начале этого года своим приказом утвердил паспорт проекта «Умный город» с объемом финансирования в 13 млрд руб. до конца 2024 года. На некоторые мероприятия по цифровизации городского хозяйства можно будет направлять средства федеральной субсидии, предоставляемой на формирование комфортной городской среды

«Умный город» реализуется в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», эти направления неразрывно связаны друг с другом, так как повышение качества и развитие городской среды требуют самых эффективных решений, которые позволяют экономить время и средства, давать совершенно новый уровень комфорта жителям. Уже сейчас присутствие «умных» решений в городской среде и жилищной застройке существенно влияет на выбор места для проживания», — отметил замминистра Максим Егоров.

Повышать эффективность управления городской инфраструктурой будут за счет внедрения современных цифровых и инженерных решений, отметили в Минстрое. В соответствии с результатами исследования McKinsey, внедрение технологий smart cities дает прибавку 10-30% к разным параметрам качества жизни в городе.

Самые умные

В утвержденный в 2018 году список пилотных городов для реализации проекта «Умный город» попали 18 городов из 15 регионов — как «миллионники», так и города с населением менее 100 тыс. человек. В перечень вошли Воронеж, Екатеринбург, Новоуральск, Новосибирск, Уфа, Пермь, Великий Новгород, Евпатория, Ижевск, Глазов и Сарапул, Тольятти, Саров, Елабуга, Котовск, Магас, Сатка, Сосновый бор.

В апреле этого года во время Ялтинского международного экономического форума между Минстроем России, правительством Республики Крым и администрациями городов Ялта, Керчь и Севастополь были подписаны соглашения о включении их в число участников проекта цифровизации городского хозяйства. Эти города берут на себя обязательства по внедрению большего количества решений, чем обусловлено стандартом «Умного города». Так, в Ялте планируется внедрение системы учета земельных участков, выдачи разрешений и учета нестационарных торговых объектов, а также единого мобильного приложения «Ялта-транспорт». В Керчи будут создавать интеллектуальную транспортную систему и внедрять электронную карту жителя и гостя. А в Севастополе займутся цифровизацией образования и медицины.

Стандарты цифровизации

Стандарт «Умного города» в России был утвержден в 2019 году. Министр строительства и ЖКХ РФ Владимир Якушев отметил, что участвующие в программе города к 2024 году должны перевести на цифру административное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортную систему, систему безопасности и другие сферы.

Уже в этом году планируется внедрить цифровые платформы вовлечения граждан в городские процессы. Доля многоквартирных домов с «умными» счетчиками к 2024 году должна достичь 80%. С помощью развития цифровых технологий через шесть лет 60% жителей городов старше 14 лет смогут участвовать в принятии решений по вопросам городского развития. В целом около 50 млн человек к 2024 году должны будут проживать в «умных» городах».

Технологии внедрения

Минстрой создал Национальный центр компетенций по проекту «Умный город». По словам замглавы министерства Андрея Чибиса, новая структура будет заниматься разработкой и внедрением технологий, направленных на повышение уровня цифровизации городского хозяйства, оказывать техническую поддержку регионам и муниципалитетам.

«Центр должен стать площадкой, на которой будет идти основная работа по «сшиванию» и синхронизации практической работы, консолидация запросов и предложений регионов и участников рынка, анализ типичных проблем и выработка решений. Мы ожидаем, что он станет основным центром экспертизы по проекту», — сказал Андрей Чибис.

Новая структура создана при поддержке госкорпораций «Росатом» и «Ростех», а также ПАО «Ростелеком».

«Для успешного развития «умных городов» необходима эффективная финансовая модель, учитывающая интересы субъектов РФ и инвесторов. Оптимальным механизмом может стать концессия, когда основная нагрузка на старте проекта ложится не на бюджет региона, а на инвестора. Риски инвестора частично могут быть закрыты за счет субсидирования процентной ставки в финансирующем банке, например ВЭБ. При этом территории уже в короткой перспективе получают очевидные эффекты», — отметил директор по особым поручениям «Ростеха» Василий Бровко.

Обмен опытом

«Цифровая эра в недвижимости» станет главной темой 70-го Всемирного Конгресса профессионалов рынка недвижимости, который пройдет в Москве, в «Центре Международной Торговли» 27-31 мая 2019 года.

Зал заседаний 70-го Всемирного Конгресса профессионалов рынка недвижимости

В этом году конгресс соберет в Москве участников из 50-ти стран мира и представит опыт и инвестиционные возможности России в строительстве, комплексном развитии территорий, реновации. В рамках его деловой программы будут обсуждаться вопросы внедрения цифровых технологий, повышения доступности жилья комфортности городской среды, увеличения объёмов жилищного строительства и выполнения других задач, поставленных в указах Президента России. Российские участники смогут ознакомиться с зарубежным опытом внедрения цифровых технологий, в том числе создания «умных городов».

Юбилейный конгресс проводится при поддержке Правительства России, Правительства Москвы и Торгово-Промышленной Палаты России, а председателем оргкомитета является министр строительства и ЖКХ РФ В.В. Якушев.

На состоявшемся на этой неделе заседании оргкомитета было отмечено, что ежегодный конгресс Международной Федерации профессионалов рынка недвижимости (International Real Estate Federation (FIABCI) — одно из важнейших событий в мировой строительной индустрии. Здесь тиражируются лучшие международные практики, устанавливаются прямые партнерские связи регионов и российских компаний с зарубежными инвесторами.

Папсуева Елена Викторовна – представитель FIABCI-Global

Источник: kapital-rus.ru

Как не провалить проект «Умного города». Чек-листы для муниципалитетов

Цифровые технологии активно меняют не только коммерческий, но и государственный сектор. Один из примеров этих изменений – ведомственный проект цифровизации городского хозяйства «Умный город», инициированный в 2018 году Министерством строительства и ЖКХ РФ. Разработанный стандарт «Умного города» обозначает контуры систем, которые муниципалитеты внедряют своими силами с разным успехом.

В помощь муниципалитетам дан ресурс «Банк решений умного города», где можно найти уже существующие системы, чтобы провести их анализ и выбрать что внедрять у себя.

Сам проект «Умный город» предполагает государственно-частные партнерства и концессии с коммерческими разработчиками и интеграторами решений для «Умных городов».

В таких условиях при сотрудничестве Администрации Кемеровской области, АНО «Цифровая экономика Кузбасса» и нашей компании «Софт-Инжиниринг», появилась цифровая платформа «Кузбасс Онлайн».

Сейчас ЦП покрывает всю Кемеровскую область (34 муниципалитета, более 1200 населенных пунктов). На момент публикации статьи в системе зарегистрировано 152 тыс.пользователей с регулярным приростом аудитории.

Как разработчики и интеграторы, расскажем как все началось, что и для чего мы создали и поделимся своим чек-листом первых шагов при внедрении «Умного города».

С 2016 года мы – региональная ИТ-компания «Софт-Инжиниринг» из города Кемерово, разрабатываем и внедряем сервисы «Цифрового города» – от умных парковок, оплаты и контроля ЖКХ-услуг, видеонаблюдения за своим двором до систем диалога власти и общества.

Мы также учитываем то, что наш регион – Кемеровская область, ближе к многим другим регионам, чем образцовые Москва, Казань или Московская область — как по уровню проникновения ИТ-технологий в обществе, так и по доступным ресурсам и компетенциям.

Что такое «Умный город»?

Первая и главная опасность при цифровой трансформации городов — то, что вся концепция «Умный город» может восприниматься как узкая задача внедрения «очередной» информационной системы, как «очередной» электронный документооборот.

Но «Умный город» – это не софт. Это новая концепция муниципального управления, которая серьезно перекраивает сложившиеся отношения и процессы взаимодействия между властью и обществом.

Одно из самых популярных международных определений говорит:

Умный город – это система цифровых технологий, интегрированная в городскую среду для повышения качества жизни населения с помощью удовлетворения их запросов к городской среде и оптимального использования городских ресурсов.

Британский институт стандартов

В этом определении «вшита» и устойчивость, и оптимизация ресурсов, и главное- экономика.

Конечная цель «Умного города» — развитие в городах новой креативной экономики, условий для появления и роста новых бизнесов, в которых главный ресурс — не сырье, а знания и эффективные процессы, поставляющие ценность жителям.

При этом меняется роль администрации муниципалитета. Вместо вечного «разруливателя проблем» администрация должна вырасти в экспертного модератора, который создает правила взаимодействия граждан и обслуживающих организаций. Горожане и городские службы должны начать общаться напрямую, а администрация перестает быть посредником и начинает следить за выполнением правил, вовлекать в цифровой контур все большее количество организаций и расширять ответственность за решение проблем до уровня конечных исполнителей – физических лиц.

Читайте также:
Программа добрые уроки что это

Это значит, что цепочка каждого запроса горожанина должна быть реализована в рамках системы, вплоть, например, до подключения дорожных работников, ремонтников и т.д., которые будут видеть запросы, относящиеся именно к ним. Основную работу по назначению исполнителей возьмет на себя автоматика. Диспетчера проверяют и подтверждают. Это делает систему прозрачной, с возможностью оценить качество решения (и найти виноватого) на каждом этапе.

Трансформация роли органов местного самоуправления
Чем должны заниматься органы местного самоуправления в новой парадигме
Что важно помнить об «Умном городе»?

1 – Система интегрируется в городскую среду. Она не существует отдельно, она учитывает специфику города – его географии, населения, ресурсов, управления, экономики, но главное – потребности его граждан.

2 – Чтобы что? Не ради отчета Минстрою. Не ради одного лишь рейтинга мэра. Цель – улучшения качества жизни населения. В этой цели – залог и правильной отчетности и хорошего рейтинга, и, собственно, вся суть муниципального управления.

Во-первых, удовлетворением запросов граждан. Т.е. не «мы знаем, как вам будет лучше», а нужно собирать реальные запросы горожан. Когда они удовлетворяются, проблемы граждан решаются, их качество жизни перестает страдать. Цель достигнута. Во-вторых, оптимальным управлением ресурсами. Это и про энергоэффективность, и про загруженность дорог и про уборку снега.

Это та сторона медали, которая в конечном счете обеспечивает эффект экономии, а значит, вклад в бюджет.

Итак, цели внедрения «Умного города»:

  • повышение качества жизни населения через решение их запросов к городской среде.
  • оптимизация городских ресурсов («делаем нужное, не делаем лишнего»)
  • развитие новой городской экономики.

Качество жизни горожан во многом определяется спецификой города. В одном городе главная проблема – старение населения, в другом – транспортные коллапсы из-за неэффективной планировки мест работы, жилья, инфраструктурных объектов, в третьих – экология.

Понимая свои главные проблемы и воздействуя на них, город максимально эффективно начинает повышать качество жизни своего населения.

Критерии успеха внедрения – вытекают из цели и путей решения. Пример:70% граждан, заявивших о своих проблемах, связанных с городской средой, подтвердили их решение в течение 3 месяцев с момента заявления о проблеме. Процент и сроки могут быть другими.

Три подхода к созданию «Умных городов»

1. Сначала создать точечные «умные» сервисы, потом думать как их объединить в системы с едиными данными и статистикой. Например, в городе N уже есть сервис онлайн-бронирования и оплаты парковок, аренда самокатов и камеры контроля ПДД на ключевых перекрестках.

Достаточно ли этого, чтобы городу называться «Умным»? В целом нет, хотя по отдельным показателям «плюсы» есть. Если изучить запросы жителей, может оказаться, что ключевая проблема — труднодоступность общественного транспорта, и тогда существующие сервисы можно вписать в общую систему решения проблемы.

Пункты аренды велосипедов расположить в том числе в черте проблемных, «последних миль», создав там удобные велодорожки, организовать каршеринг или внутригородской «блаблакар», привязав его к сервису парковок, возможно сделав единую систему авторизации пользователей, что позволит на уровне данных понимать маршруты жителей и статистику по ним. Ну и сосредоточиться все же на решении проблем общественного транспорта. Иногда даже точечные разрозненные сервисы могут стать хорошей базой для эффективного «Умного города». Но чаще они так и остаются разрозненными звеньями без общей системы.

2. Скопировать внешнее работающее решение.

Например, в стандарте и в требованиях к системе «Умный город» есть пункт о создании базы данных государственных органов. По сути, формально реализованная «в лоб» такая база будет ненужным никому справочником — у жителей есть 2ГИС, у госслужащих — свои источники информации.

Можно создать видимость работ и цифровизации на нефункциональный сервис. Но стоит подумать и спросить у жителей — какой информации им не хватает о таких организациях, как они сейчас ее добывают, каким образом используют, в каких жизненных ситуациях, и можно обнаружить пласт тех самых реальных запросов.

Если от МФЦ горожане ждут электронных уведомлений о статусе рассмотрения своего вопроса, то от образовательных организаций — приема документов онлайн, единого чек-листа требований для поступления, уведомлений о зачислении и т.п., а от организаций здравоохранения — как минимум удобной записи. Реализация этих требований конечно сложнее чем формальное соответствие непонятным требованиям, но именно оно повышает качество жителей и создает новые сервисы для жителей (новую экономику) и может давать качественные данные.

3. Создать единую платформу для подключения разных сервисов, с учетом реальных проблем города и граждан. Начинаем с определения реальных запросов граждан с помощью технологий социальной модерации — выявляем злободневные проблемы, проектируем самые необходимые сейчас решения, предусматриваем механизмы подключения других сервисов, сводим в систему, реализуем.

Мы выбрали третий путь. Именно этот вариант приводит к цифровой трансформации территории — то есть меняет и оптимизирует внутренние процессы муниципального управления, создает новые отношения с бизнесом и жителями, условия для новой экономики. А какой подход в вашем регионе или городе?

Оставим здесь наши рабочие инструменты:

1. Список шагов подготовки к проектам цифровой трансформации: формирование команды и ключевых ролей.

2. Действия по запуску проектов цифровой трансформации.

Реализация проектов «Умных городов» открывает историю трансформации. Но начальная отстройка всех необходимых процессов делает дальнейшее взаимодействие с жителями и муниципальными командами внедрения более предсказуемым.

Будем рады узнать о вашем опыте, дополнениях, об альтернативном взгляде, основанном на историях успеха, или наоборот, провала подобных начинаний.

Источник: vc.ru

Минстрой утвердил концепцию «Умных городов»

Концепция проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» утверждена приказом Минстроя от 25 декабря 2020 года.

«Благодаря повсеместному внедрению цифровых решений, в «Умных городах» становится возможным использовать большой объем собираем данных вторично, многократно и в разрезе большего спектра задач (безопасность, планирование, бизнес, развитие технологий, повышение комфорта и так далее). Так становится возможным принимать решения с меньшим количеством неизвестных», — сказано во введении к документу.

Ведомственный проект «Умный город» реализуется с 2018 года во исполнение паспорта национального проекта «Жилье и городская средa» и национальной программы «Цифровая экономика РФ».

В документе даётся определение: «умный город» — это подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления при обязательном удовлетворении потребностей настоящего и будущих поколений во всех актуальных аспектах жизни. Умный город характеризуют функционирующие высокоинтеллектуальные интегрированные системы по следующим направлениям: городская среда, безопасный город, цифровое городское управление, инвестиционный климат, благосостояние людей.

«Умный город» с точки зрения муниципалитетов

«Концепция сфокусирована на стимуляции изменений любой экосистемы жизнедеятельности человека, прежде всего на уровне российских муниципaльных образований. Однако многие вопросы городского управления можно решить только на уровне субъектов Российской Федерации. Здесь часто внедряют платформы управления городскими данными, стандартизируют подходы к хранению данных, сравнивают решения и тиражируют лучшие практики. По этой причине цели, принципы, задачи и подходы, освещенные в Концепции, рекомендуются к применению как для развития муниципальных образований, так и для развития субъектов Российской Федерации», — говорится в концепции.

Цели разработки Концепции:

  • сформулировать основные принципы и цели проектов внедрения технологий умных городов с учетом существующих вызовов;
  • унифицировать в Проекте основные используемые понятия, термины и определения для создания единого языка описания;
  • описать архитектуру умных городов Проекта — базовую организацию элементов умного города, воплощенную в ее компонентах, их отношениях между собой и с окружением;
  • выявить и описать ключевые направления развития умных городов;
  • определить и описать основные подходы и механизмы, обеспечивающие устойчивое городское развитие.

Умный город: предвосхищая желания

Авторы документ пишут, что при реализации проектов в сфере умных городов, следует помнить про контекст, в котором существует город. Его необходимо заранее учесть и быть готовыми к дополнительным задачам, которые будут возникать в процессе реализации проекта. Они делятся на задачи и проблемы контекста (вызовы) и возникающие при реализации проекта (риски).

Инфраструктурные вызовы включают высокий текущий износ, а также необходимость не допyстить износа городских систем жизнеобеспечения, последовательно планировать их замены и поддерживать работоспособность.

Ресурсные вызовы включают дефицит бюджетных ресурсов для решения задач развития города, дефицит времени и квалифицированных кадров.

Общественные вызовы: проблемы общего-¬частного — преобладание в обществе фактора «комфорт» над факторами «общественная безопасность» и «общая выгода»; потребность всех заинтересованных сторон принимать участие в формировании и реализации повестки городского развития; потребность общества в прозрачном городском управлении и общественном контроле за государством; социальное неравенство, которое необходимо сокращать, в том числе низкий уровень цифровизации общества и страх перед новыми технологиями.

Ведомственные вызовы — начальный уровень цифровой трансформации государственных учреждений; отсутствие культуры межведомственного общения.

Этические вызовы — нерешенные этические проблемы использования новейших алгоритмов и технологий в социальной сфере.

Реryляторные: устаревшее законодательство; отсутствие современных стандартов.

Территориальные: неравномерность, приводящая к тому, что решения практически невозможно тиражировать и во многом они будут уникальны, одна проблема в равных условиях будет решаться разными способами, а одни и те же инструменты решать разные задачи: неравномерность климатических условий; неравномерность ресурсных условий; о культурные особенности.

Читайте также:
Программа зум для дистанционного обучения что это такое

Принципы проекта «Умный город»:

  • Ориентация на человека.
  • Формирование устойчивой и безопасной городской среды.
  • Соблюдение баланса интересов, принципов развития и возможностей.
  • Доступность и удобство сервисов и услуг.
  • Интегрированность, взаимодействие и открытость.
  • Непрерывное совершенствование качества управления.
  • Акцент на экономической эффективности.
  • Главенство долгосрочных решений над краткосрочными выгодами.
  • Применение наилyчших доступных технологий.

Сегодня в ведомственном проекте «Умный город» участвуют 209 городов, сказано на сайте Минстроя.

Источник: d-russia.ru

Ум по палатам

Каких результатов добилась Россия в строительстве «умных городов»

Концепции «Умный город» уже более 20 лет: еще в начале 1990-х общество осознало, что представить современный город без информтехнологий в нем невозможно. В наши дни она уже оформилась в конкретные проекты на государственном уровне, направленные на улучшение качества жизни людей. В России проект Минстроя «Умный город» стартовал в 2018 году, а с 2019 года он реализуется и в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». Всего, по оценкам Минстроя, затраты на создание инфраструктуры «умных городов» в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» оцениваются на уровне 360 млрд руб. на ближайшие пять лет. Но значительное число мероприятий уже окупается за счет частных инвестиций, считают в ведомстве.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ / купить фото

Москва умчалась от регионов

Концепция «умного города» предлагает за счет взаимодействия технологических элементов города обеспечить создание единой экосистемы для комфортной и безопасной жизни. По оценкам экспертов, наиболее перспективные системы внедряются в области ЖКХ (энергоэффективность, управление ТБО, «умный дом» и др.), управления трафиком («умные» камеры, беспилотный транспорт), экомониторинга и энергетической самодостаточности (использование энергии из возобновляемых источников, внедрение электротранспорта и др.). «Особое внимание уделяется тестированию 5G: именно этот стандарт позволит получить максимальную эффективность за счет скорости соединений»,— говорит менеджер по цифровым решениям группы оказания услуг в области устойчивого развития компании «Делойт», СНГ Булат Калиев.

Тем не менее концепция «умного города» в России развивается не так стремительно, как могла бы. По оценкам iKS-Consulting, объем рынка технологических решений для «умного города» в России по итогам 2018 года составил 81 млрд руб. (рост всего на 8%).

При всей привлекательности рынка он не только не показывает взрывного роста, но и может сократиться в ближайшие два года: в 2019 году объем рынка может составить лишь 77,1 млрд руб. При этом практически весь рынок представлен Москвой: на нее приходится 93% рынка, на Петербург — 2%, на все остальные регионы — 5%. Но в московском бюджете 2019–2020 годов на реализацию отдельных направлений в рамках концепции «умного города» предусматривается сокращение затрат. И подстегнуть рост рынка в России может лишь выделение средств из федерального бюджета на реализацию региональных программ «Цифровой экономики», считают эксперты.

Региональные муниципалитеты стремятся свести к минимуму внедрение инноваций, результат которых не гарантирован, даже запуск проектов с доказанной эффективностью требует времени, поясняет руководитель направления развития IoT АО «ЭР-Телеком Холдинг» Владимир Щетинин. Кроме того, если Москва может получить положительные результаты от запуска проекта в среднем в течение 6–12 месяцев, то регионам требуется в среднем 8 месяцев на подготовку и закупку услуги и еще несколько месяцев на реализацию. «При отсутствии ранее запланированного бюджета на проект срок увеличивается до следующего бюджетного года. Получается, отставание регионов от столицы минимум один год»,— поясняет господин Щетинин.

На отставание регионов влияют и размеры региональных бюджетов. По данным рейтинга CNews Analytics, по затратам на ИКТ в 2019 году в тройку лидеров входят Москва, Санкт-Петербург, Московская область. В остальных регионах произошла смена позиций, причем у некоторых регионов существенная — например, на четвертую позицию передвинулся Пермский край с десятого в 2018 году. Размер же бюджета региона на четвертом месте в списке меньше в 20,5 раза, чем бюджет Москвы. «Частные инвестиции направляются только в те проекты, что имеют измеримый коммерческий эффект, но таких гораздо меньше в программе «Умный город», чем проектов социальных, направленных на повышение удобства проживания в городской среде»,— считает Владимир Щетинин.

Впрочем, в «Ростелекоме» не согласны с тем, что проекты «умных городов» не привлекают частные инвестиции: «Во-первых, широко распространены сервисные модели реализации проектов, когда частные компании инвестируют в инфраструктуру и софтверные решения, а город или субъект РФ получают готовый сервис. Во-вторых, активно используются инструменты государственно-частного партнерства, например концессионные соглашения и энергосервисные контракты».

Бизнес ищет «умные» проекты

Развитию «умных городов» в России способствует и то, что во многих регионах образовываются инновационные кластеры, технопарки и особые экономические зоны, организуются акселераторы, что позволяет малому и среднему бизнесу получать инвестиции. «Это стимулирует в том числе программа «Цифровая экономика». Участники рынка создают карты и магазины инновационных решений в области «умного города»: веб-интерфейсы с подборкой провайдеров, поставляющих сервисы»,— отмечает Булат Калиев.

Частные инвестиции привлекают чаще всего проекты, направленные на коммерциализацию сервисов в перспективе, говорит директор по развитию корпоративного бизнеса «МегаФона» Наталья Талдыкина. «Это могут быть, например, энергосервисные контракты или организация парковочных пространств»,— отмечает она. Большой потенциал эксперты видят и в сфере «умного» ЖКХ. Так, с июля вступают в силу поправки в ФЗ «Об электроэнергетике», по которому все сдаваемые в эксплуатацию дома должны быть оснащены «умными» электросчетчиками, причем обязанность по их установке возлагается на ресурсоснабжающие организации. «Государство не только понимает важность цифровизации экономики, но и стимулирует ее участников внедрять новые технологии в своей работе»,— считает Наталья Талдыкина.

Большинство внедряемых сегодня систем «умного города» касаются дорожного движения. Например, осенью более 70 частных и госкомпаний подписали меморандум о создании национальной сервисной телематической платформы «Автодата», которая позволит организовать базу данных по грузовым перевозкам с использованием AI и запустить сервисы для перевозчиков и логистических компаний «Умная дорожная сеть», «Умная автомобильная магистраль» и сервис страховой телематики.

До конца 2019 года на запуск «Автодаты» планировалось потратить 325 млн руб. К 2021 году на платформе должен будет заработать сервис «Умное страхование», включающий систему поощрений, которая будет стимулировать водителей на безопасную езду. Концепция «Умный город» предполагает единую систему, которой предстоит столкнуться с огромным количеством данных, напоминает технический директор Arenadata Александр Ермаков: «Это, к примеру, и данные мобильных операторов, и информация с дорожных камер, домовых счетчиков. При этом рынок испытывает острую нехватку технологий, способных не только обрабатывать поступающие данные, но и динамически масштабироваться при их росте».

Сети опутывают города

Решения для «умных городов» в 81 регионе страны внедряет и «Ростелеком». Оператор выступает поставщиком собственных решений и разработок партнеров, например «Нетрис», «Коркласс», «РТ Лабс» и др., сотрудничает с разработчиками и производителями «железа» и софта. «Важно, что между управлением городским хозяйством в целом и «умными» домами есть еще большое пространство, а именно придомовые территории, которые мы также предлагаем цифровизовать»,— говорят в «Ростелекоме».

МТС сотрудничает по проектам «умного города» с 50 регионами страны. К примеру, в Татарстане оператор создал комплексный «умный» квартал, в который интегрированы системы видеоаналитики, «умное» освещение и парковки, экомониторинг, «умная» система вывоза твердых коммунальных отходов. «Одно из самых востребованных направлений — аналитика турпотоков и создание цифровой копии региона на основе Big Data»,— говорят в МТС. Такие проекты уже реализованы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке, Костроме и Ярославле. «Обезличенный анализ данных позволяет получить информацию о фактической численности и плотности населения, социально-демографическом портрете жителей, динамике перемещений, загрузке общественного транспорта, количестве туристов, наиболее посещаемых местах области. Это позволяет более грамотно развивать городскую инфраструктуру»,— поясняют в компании.

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

«МегаФон» запустил проект «умного» транспорта в Псковской области в 2018 году. «Городские автобусы оснащались камерами видеонаблюдения, которые не только позволяют вести учет пассажиропотока, но и параллельно могут фиксировать нарушения правил парковки по маршруту своего следования»,— рассказывает Наталья Талдыкина. К проектам «умного города» в компании также относят сервисы на основе больших данных. В 2017 году «Иннополис» в Татарстане стал первым проектом, где «МегаФон» внедрил систему автоматизированного сбора показаний расхода электроэнергии и воды с использованием «умных» датчиков на основе стандарта связи NB-IoT. Сейчас компания готовится к внедрению этого продукта в общероссийском масштабе.

В сферу «умных городов» начинают активно смотреть и компании не из традиционного телеком-сегмента. Так, на XII Петербургском инновационном форуме Сбербанк вместе с дочерними SberCloud, VisionLabs и ЦРТ рассказал о планах по развитию «умных городов». Банк выступает модератором решений, которые разрабатывают его «дочки», предлагая как комплексное решение, так и отдельные компоненты с функцией интеграции в другие системы. Это могут быть «умные» остановки, решения по отслеживанию работы коммунальных служб, экологическому мониторингу и системам безопасности. «Если раньше основным заказчиком решений выступало государство, то сейчас растет интерес и со стороны бизнеса»,— утверждают в Сбербанке.

  • «Review Доверительное управление». Приложение №57 от 31.03.2020, стр. 7

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru