Государственные программы по развитию образования в России
Реформы образования в нашей стране обрели статус государственной политики. Организационной основой государственной политики в области образования стала Федеральная Программа развития образования, принятая Государственной Думой в апреле 2000 года. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, а также предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы.
Главная цель Федеральной Программы — создание организационных, институциональных и содержательных основ для проведения в жизнь принципов государственной политики в сфере образования.
Концепция модернизации образования определила ведущие направления в развитии экономики образования:
переход на нормативное финансирование;
модернизация межбюджетных отношений, восстановление государственной ответственности за учреждения общего образования;
реформирование оплаты труда в соответствии с особенностями отрасли;
Образование для программиста, мои три диплома
развитие хозяйственной самостоятельности учреждений образования, их внебюджетной деятельности.
Введение нормативного (подушевого) финансирования — одно из ключевых направлений федеральной стратегии модернизации образования.
В общем виде, нормативно — подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизированных услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Основной целью внедрения нормитивно — подушевого финансирования является обеспечение определения объема бюджетных средств (субсидий) для организаций, предоставляющих в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственные (муниципальные) услуги, по единым методикам путем умножения нормативной стоимости единицы государственных (муниципальных) услуг на количество предоставляемых услуг.
Одна из ключевых идей модернизации — обеспечить равные стартовые возможности учащихся. Поэтому должны финансироваться расходы не на образовательное учреждение, а на удовлетворение образовательных потребностей конкретного учащегося. В этом суть нормативного финансирования в образовании. Бюджет учебного заведения должен быть простым и прозрачным: сколько учащихся и их родителей выбрали это образовательное учреждение, столько финансовых средств оно должно получить.
Повсеместный переход к нормативному финансированию, при котором деньги будут следовать за учащимся, приведет к системным изменениям в сфере образования.
Переход на нормативное финансирование начался с системы общего среднего образования, но, безусловно, должен распространиться и на другие типы образовательных учреждений. Переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего выпускнику школы поступать без экзамена в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, а вместе с этим идет финансирование на студента.
Переход к нормативно — подушевому финансированию в образовании, по сути, приводит характер отношений в системе образования в состояние, адекватное характеру отношений в рыночной экономике.
Много нерешенных проблем и во взаимоотношениях образовательных учреждений с органами власти разных уровней. Законопроекты, устанавливающие нормы в разграничении функций органов власти федерального, регионального и местного уровней отнесли школьное образование к вопросам местного значения, что конечно же, осложняет процесс реформирования межбюджетных отношений в системе образования, может ослабить государственную ответственность за функционирование и развитие системы образования, ухудшить качество образовательных услуг.
Однако, принятый закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части финансирования общеобразовательных учреждений» и «О государственном стандарте образования» устанавливают правовые нормы финансирования на нормативной основе в объемах, позволяющих реализовать устанавливаемый государством стандарт образования.
Общеобразовательные школы должны финансироваться на основании федерального, регионального и местного нормативов, однако отсутствие федерального норматива в результате тормозит переход на нормативное финансирование.
Таким образом, можно видеть борьбу двух направлений в государственной политике в области образования. В одном случае, через нормативный характер финансирования, введения государственных стандартов, реформирование межбюджетных отношений создаются условия для построения эффективной экономической системы в образовании, позволяющей осуществить принципы равных возможностей в получении качественного образования.
В другом случае, из-за желания минимизировать затраты федерального бюджета на поддержку региональных бюджетов в области социальных затрат, уравнять в налоговой политике коммерческие и некоммерческие организации, ужесточить контроль за планированием и расходованием средств в бюджетной сфере, наблюдается тенденция к минимизации бюджетного финансирования и ухудшение условий для внебюджетной деятельности, что в конечном счете формирует двухуровневую систему образования: нищую бюджетную и более обеспеченную коммерческую, что, конечно же, недопустимо.
В 2013 году в Российской Федерации стартовала программа направленная на развитие образования 2013-2020 года.
Ответственным за проведение программы выступило Министерство образования и науки Российской Федерации.
Участниками программы являются:
Федеральная служба по интеллектуальной собственности.
Федеральное агентство воздушного транспорта.
Управление делами Президента Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство по рыболовству.
Министерство экономического развития Российской Федерации.
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова».
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Федеральное агентство по государственным резервам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Федеральное агентство по делам молодежи.
Федеральное агентство связи.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Федеральное агентство лесного хозяйства.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Российская академия художеств.
Федеральное медико-биологическое агентство.
Министерство юстиции Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.
Федеральная налоговая служба.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
Министерство культуры Российской Федерации.
Министерство спорта Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет».
Федеральная таможенная служба.
Российская академия образования.
Федеральное агентство научных организаций.
Совместно с основной программой проводятся федеральные целевые программы:
Развитие профессионального образования;
Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
Развитие системы оценки качества образования и информационной; прозрачности системы образования;
Вовлечение молодежи в социальную практику;
Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
«Федеральная целевая программа развития образования на 2013-2015 годы»;
Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы.
Целью программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населениями и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.
Задачи программы заключаются в формировании гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
Целевые индикаторы и показатели программы:
- 1. Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного общим и профессиональным образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет, %
- 2. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования), %
- 3. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ с худшими результатами единого государственного экзамена, %
- 4. Удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки, %
- 5. Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, %
- 6. Удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности, %
- 7. Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения указанной возрастной группы), %
- 8. Удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, %
Этапы и сроки реализации программы:
Первый этап — 01.01.2013 — 31.12.2015.
Второй этап — 01.01.2016 — 31.12.2018.
Третий этап — 01.01.2019 — 31.12.2020.
образование реформа программа россия
Улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования (PIRLS, TIMSS, PISA); повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг; повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий); повышение привлекательности педагогической профессии и уровня квалификации преподавательских кадров; обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития; увеличение количества российских вузов, отмеченных в первой полутысяче в наиболее массово признаваемых рейтингах мировых университетов; создание условий для получения любым гражданином страны профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки на протяжении всей жизни; увеличение доли образовательных услуг, оказываемых в рамках частно-государственного партнерства; формирование сети ведущих вузов страны; реализация гарантии получения дошкольного образования; отсутствие очереди на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации; создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, во всех общеобразовательных организациях; охват программами дополнительного образования не менее 75 процентов детей в возрасте 5 — 18 лет; увеличение доли молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений от 17 процентов в 2010 году до 28 процентов к 2020 году; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны.
Источник: vuzlit.com
Национальный проект «Образование»: основные направления, цели, сроки
Основной капитал государства – его граждане. Соответственно, будущее страны – подрастающее поколение, забота о котором является самой выгодной инвестицией. И это наконец-то поняли наши чиновники, которые впервые за долгие годы после распада СССР сформировали государственный бюджет на социальную сферу не по остаточному принципу, а с учетом всех потребностей образования.
Сумма 784,5 млрд. рублей, выделенная на решение самых насущных проблем до конца 2024 года внушает оптимизм и уверенность, что каждый этап будет реализован.
Общая цель проекта «Образование» определена «майским» Указом Президента РФ: войти в десятку стран, лидирующих по качеству образования. План поэтапной реализации поставленной задачи с конкретными суммами, сроками и ответственными исполнителями тоже составлен. И сегодня мы подробнее остановимся на этих этапах.
«Современная школа»
Чтобы улучшить качество образования, нужно сначала выявить недостатки, над которыми предстоит серьезно потрудиться. Поэтому работа над проектом началась с ревизии во всех 85 субъектах РФ.
Федеральный проект «Современная школа» нацелен на внедрение методов обучения и воспитания, соответствующих современным технологиям. 295,1 млрд. рублей запланировано потратить на создание:
- 230 000 дополнительных учебных мест в школах, что позволит убрать третью смену в переполненных образовательных организациях, оптимизировать процесс обучения и создать для учеников условия, соответствующие санитарно-гигиеническим нормам;
- 16 000 школ в сельской местности и небольших городах будут оборудованы современными техническими средствами обучения;
- условий для организации поддержки в виде различных форм наставничества для 70% школьников России, попавших «в группу риска» ввиду сложных семейных обстоятельств, а также воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Часть средств в рамках этого проекта будет израсходована на организацию сетевой формы обучения учащихся начального/среднего звена и старшеклассников. Ожидается, что сетевые формы обучения будут доступны 70% школьников России. Это значительно расширит для них выбор предметов, преподавателей и учебных программ, в том числе и благодаря дистанционным образовательным технологиям.
Проект «Современная школа» уже располагает поддержкой частных инвестиций, которые позволят построить и ввести в эксплуатацию дополнительно 25 школ.
«Успех каждого ребенка»
Справедливо, что талантливым детям государство должно оказывать всестороннюю поддержку. Хотя бы потому, что одаренным детям из глубинки или малообеспеченных семей сложнее достичь вершин успеха в силу сложившихся обстоятельств, от них не зависящих.
В этом свете проект «Успех каждого ребенка» особенно важен для выявления и развития талантов среди детей и молодежи, а также помощи в самоопределении и выборе будущей профессии с учетом раскрытых способностей.
Бюджет проекта – 80,5 млрд. рублей. Эти деньги предназначены для:
- создания региональных центров во всех субъектах РФ, поиска и всесторонней поддержки юных талантов;
- обновления и создания спортивных площадок в сельской местности для 935 000 детей;
- создания 585 технопарков «Кванториум» (в том числе – 340 мобильных площадок) для 2 000 000 детей.
Средства также выделены и на внедрение дополнительных образовательных программ, разработанных для детей с ограниченными возможностями.
Реализации проекта «Успех каждого ребенка» предшествовала серьезная подготовка на самом высоком уровне, с разработкой методических рекомендаций по созданию и работе центров дополнительного образования.
«Поддержка семей, имеющих детей»
В Национальный проект «Образование» включен вопрос о поддержке семей, принявшим детей, оставшихся без родительского попечения. В рамках федерального проекта разработаны рекомендации по оказанию консультативной психолого-педагогической и методической поддержки таких семей.
На эти цели выделено 8,5 млрд. рублей.
«Цифровая образовательная среда»
Доступность всех видов образования без создания современной цифровой среды невозможно. Интернет в учебных классах – это переход на новый высокотехнологичный уровень обучения.
В 75 регионах страны 500 000 школьников смогут обучаться в модернизированных классах, используя все современные возможности цифровых технологий. Возможность обучения с помощью интернета будет доступна и школьникам мегаполисов, и детям в сельской местности. Школьники смогут обучаться компьютерной грамоте уже в школах.
Для повсеместного развития цифровой образовательной среды выделено 79,8 млрд. рублей.
«Учитель будущего»
Запланировано внедрение системы повышения профессиональной квалификации учителей. 50% педагогических работников (как молодых специалистов, так и опытных учителей) во всех регионах смогут непрерывно повышать квалификацию и получать всю необходимую методическую помощь.
Бюджет – 15,4 млрд. рублей.
«Молодые профессионалы»
Для модернизации профессионального образования и внедрения гибких программ, позволяющих улучшить практические навыки учащихся и подготовить их для работы в слаженном коллективе, создаются центры профессиональной подготовки. К 2024 году будет работать сеть из 100 таких учреждений и 5 000 мастерских. Пройти обучение по программам опережающей подготовки смогут 70% юношей и девушек, и более 35 000 преподавателей повысят квалификацию по адаптированным российским программам «Ворлдскиллс».
В реализации этого проекта поможет внушительная сумма – более 156,2 млрд. рублей.
«Новые возможности для каждого»
3 млн. научно-педагогических работников смогут приобрести профессиональные навыки в области цифровой экономики. Суммарно на эти цели до конца 2024 года выделено 9,2 млрд. рублей.
«Социальная активность»
Гражданское общество в последнее время активно участвует во многих программах. Однако одной инициативы мало, и волонтерскому движению необходима поддержка, создание условий для успешного взаимодействия с государственными структурами.
Волонтерские группы ежегодно оказывают помощь 10 млн. граждан, поэтому созданию во всех регионах России центров, где волонтеры смогут приобрести необходимые знания и опыт для участия в различных программах отведенная особая роль с материальной поддержкой движения на сумму 27,2 млрд. рублей.
«Экспорт образования»
Качество российского образования должно стать привлекательным для иностранных студентов. Это – престиж государства и весомая часть валютных поступлений в бюджет. Для этого необходимо создать и расширить список специальных программ обучения иностранной молодежи.
Ожидается, что до 2024 года количество иностранных студентов, обучающихся в российских ВУЗах, будет увеличено до 435 000. Кроме этого, ежегодно 15 000 иностранных детей получат возможность обучаться в зимних школах и летних лагерях отдыха. Материально-техническая база для приема гостей будет отвечать современным европейским стандартам.
Кроме экономической выгоды этот федеральный проект позволит расширить границы общения российских студентов. Для разработки и окончательного внедрения проекта в бюджет заложено более 107,4 млрд. рублей.
«Социальные лифты для каждого»
Во всевозможных конкурсах, которые дают возможность проявить себя и достичь высокого профессионального роста, примут участие 1,7 млн. россиян. На эти цели планируется потратить 4,7 млрд. рублей.
Как видно, роль, отведенная качеству и развитию российского образования, неуклонно возрастает и получает достойную поддержку государства, оценившего его значимость. Цифра 784,5 миллиардов рублей, хотя и рассчитана на 6 лет, но, при четко согласованных действиях, несомненно принесет максимально положительный эффект.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
- дополнительное образование
- качество образования
- федеральная программа
- национальный проект
- цифровая образовательная среда
Источник: fulledu.ru
Федеральная программа развития образования до 2020 года
Уверенное движение выбранным экономическим курсом позволяет России становиться более привлекательной. А продуктивное инвестиционное сотрудничество невозможно без высококлассных мастеров. Чтобы вырастить таких востребованных профессионалов, нужна продуктивная система вовлечения молодежи в учебный процесс. А она пока остаётся несколько отсталой. Ради преобразования важных учебных сфер до 2020 года, и была озвучена особенная Программа развития образования на федеральном уровне.
Цель программы развития образования 2016-2020
Развитая экономика имеет узнаваемые черты массового образования. Тогда как рыночная структура подразумевает инновационные программы, ориентированные на социальную политику. Индустриальная модель позволяет развивать творческие личности, имеющие повышенную общественную ответственность. Для реализации механизмов развития науки предусмотрена настоящая Программа, заложенная на период с 2016 по 2020 годы. ФЦПРО – основной инструмент регулирования и совершенствования нормативно-правовых аспектов образовательной системы.
Главенствующей целью проекта является создание таких комфортных условий для развития образования, чтобы оно получилось ультра качественным. Стандарты должны отвечать требованиям, предъявляемым к инновационному повышению образованности.
Образование в РФ пока, к сожалению, не может конкурировать с европейским. Чтобы устранить недоработки и несовершенства, решено воплотить в реальность Федеральную программу по развитию образования. Она имеет множество важных задач и целей, призванных сделать россиян более ценными кадрами, предоставить учащимся большую свободу творчества.
Главные задачи проекта
Программа ставит несколько фундаментальных задач:
- Первая связана с необходимостью создать и максимально распространить инновации ( как структурные, так и технологические) для высшего и среднего образования.
- Вторая призывает развивать технологические механизмы в общем звене, делать их лучше. Детская образовательная среда должна развиваться мощными темпами.
- Третья задача – реализовать меры, способные вывести на новый уровень дополнительное образование, обеспечить учащихся необходимыми условиями для реализации научного и творческого потенциала.
- Четвертая – должна быть сформирована инфраструктура, полностью отвечающая требованиям экономики. Подготовка кадров должна вестись на должном уровне, чтобы в результате страна получила квалифицированных сотрудников.
- Пятая – оценивать итоги обучения нужно с помощью востребованной оценочной системы. Её надлежит создать, чтобы потом грамотно использовать.
Этапы программы
Конечно, внедрить все наработки единым разом просто невозможно, поэтому программу разделили на два этапа:
Первый охватил промежуток между 2016 и 2017 годами. На него возлагали функции протестировать, а затем внедрить комплексные меры и новейшие модели, разработанные с 2011 по 2015 годы. Те объекты, строительство которых начали в те же годы, должно завершиться.
Второй этап берет начало в 2018 г., и должен финишировать в 2020 году. За это время должны произойти кардинальные перемены, затрагивающие саму структуру организаций, как среднего, так и высшего образования. Строение системы изменится коренным образом. На практике внедряются механизмы, способные в перспективе улучшить учебные процессы.
В магистратуре и аспирантуре распространят инновационные обучающие программы, внедрят новые технологии для их реализации. Студентов и школьников будут активнее вовлекать в научную деятельность, для чего технологии пройдут процесс улучшения.
Российская система оценок станет более эффективной, что повысит качество самого образования. В основу оценивания заложат принцип профессионального и социального участия. Будут реализованы проекты инвестиционного строительства: физкультурно-спортивных центров, лабораторий, общежитий и др.
Реализация проекта: мероприятия
Для осуществления первой задачи программы решено модернизовать систему колледжей и ВУЗов: разработать, апробировать, внедрить современные модели институтов и университетов.
Планируется повысить уровень центров оценки квалификаций, вложить финансы в межрегиональные квалификационные подразделения. Условия для профессионально роста должны стремиться к идеальным.
В дошкольном и общем образовании до 2020 г. появятся новые стандарты, отдельное внимание уделят школьникам с ограничениями по здоровью. Новейшие технологии будут внедряться повсеместно, их поддержат на государственном уровне. Инновационный опыт будут передавать наиболее значимые корпорации.
Чтобы развивать творческую среду, улучшать ДО, обеспечат достаточную мотивационную базу. Подрастающее поколение имеет огромный потенциал, его необходимо вовремя выявить и заботливо культивировать. Юноши и девушки будут получать дополнительные стимулы к творчеству, активировать свои способности в спорте, труде, культуре.
Как результат, запланировано внедрить здоровый образ жизни на учебных занятиях, сделать его философией. Инфраструктура сама себя не создаст, её нужно взращивать. Образование станет доступным, независимо от того, где проживают учащиеся. Российское образование к 2020 году, станет конкурентоспособным, кадровый потенциал обновится. Преподаватели и представители администрации пройдут повышение квалификации, состав кадров «освежится».
Ребятам с проблемами со здоровьем создадут условия, пригодные для полноценного получения знания любого звена. Особое внимание будет обращено на детей из незащищённых слоёв общества, не имеющих шанс учиться в ВУЗах бесплатно. Для внесения изменений в систему оценивания будут изобретены новые механизмы, привлекающие общественное внимание, а программы аккредитации получат дополнительные пункты.
Более детально, о государственной программе развития образования 2016-2020, узнайте, из видео:
Похожие материалы:
- Учебный план на 2020-2021 год
- Средняя продолжительность жизни в России
- День науки в 2022 году в России
- Детский гороскоп на 2020 год
Источник: vsegoda.com
Некоторые комментарии к проекту Государственной программы развития образования
В настоящее время в сфере образования на федеральном уровне одновременно действует целый ряд стратегических документов:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Раздел 4. Развитие образования)
2. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности МОН на 2010-2012 (в части образования)
3. Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015
4. Президентская инициатива «Наша новая школа» (реализуется в рамках ФЦПРО)
5. Приоритетный национальный проект «Образование»
6. Федеральная целевая программа «Русский язык (2011 — 2015 годы)»
В некоторых случаях документы дублируют друг друга, иногда формулировки задач полностью совпадают («модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития»), иногда совпадают по смыслу («обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития»[1] и «совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования»[2]). Примерная взаимосвязь документов показана на рисунке.
В ряде случаев документы дополняют друг друга. Так, «Наша новая школа» реализуется в рамках ФЦПРО, а ФЦПРО дополняет Стратегию 2020 механизмами установления взаимосвязи системы образования и рынка труда. В тоже время, ни один из перечисленных документов не может в настоящее время претендовать на описание полного перечня проблем, целей и задач в сфере образования.
Как показал контекстный анализ действующих стратегических документов в сфере образования, цели и задачи (проблемы), которые встречаются в этих документах, могут быть разделены на 12 основных групп (кластеров)[3]:
1. Системные реформы, ориентированные на инновационное развитие
2. Вопросы содержания обучения, стандартов, механизмов обучения
3. Вопросы управления финансовыми ресурсами
4. Кадровые вопросы в системе образования
5. Проблемы поддержки детей с особыми потребностями (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, сирот, из социально-неблагополучных семей и т.д.)
6. Поддержка талантливых детей и молодежи
7. Развитие инфраструктуры системы образования
8. Механизмы мониторинга и оценки
9. Интеграция в международное образовательное пространство
10. Ориентация системы образования на потребности рынка труда
11. Сохранение здоровья обучающихся
12. Образование военнослужащих
Указанные 12 групп (кластеров) проблем не являются равнозначными. Это позволяет использовать альтернативные способы структурирования проблем, которые и используются в разных стратегических документах в сфере образования.
Общий вывод состоит в том, что у отрасли много стратегических приоритетов, поэтому она не имеет определенных направлений движения, в том числе, в вопросах финансирования тех или иных направлений деятельности. Система непонятна внешнему пользователю: родителям учащихся, экспертному сообществу, органам государственной власти и местного самоуправления. Это усложняет целевое финансирование, подготовку публичной отчетности и создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации (приоритет Стратегии 2020).
Выявлены проблемы:
1. Мероприятия различных стратегических документов неоднократно дублируются. Некоторые группы мероприятий направлены на достижение конечного результата, некоторые – на обеспечение функционирования самой системы. Ряд формулировок стратегических целей и задач нуждается в корректировке, поскольку не удовлетворяет критериям ясности, четкости, измеримости, ориентации на конечные результаты, а также для устранения дублирования.
2. Затруднительно отслеживать эффект и результат расходов бюджета на те или иные цели, когда идет постоянная ротация целевых установок.
3. Ряд актуальных проблем развития системы образования не нашел до сих пор отражения в стратегических документах.
Разработка Государственной программы РФ «Развитие образования» до 2020 года (далее – ГПРО) направлена на решение указанных проблем. Документ должен установить иерархию целей и систему мероприятий и инструментов государственной политики,, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере образования.
Однако результативность и эффективность этого решения напрямую связана с тем, какую структуру документа предложит Министерство образования и науки РФ.
В рамках данной работы проведен анализ Концепции ГПРО, направленной в Минфин письмом МОН от 14 апреля 2011 года № МД 469/13[4].
В указанном документе Задачи ГПРО дублируют раздел 4 «Развитие образования» Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной в 2008 году), однако внутреннее наполнение задач отличается.
Также, в отличие от Стратегии 2020, в проекте ГПРО нет последней задачи: формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей. Это было 4 задачей ГПРО (в проекте от 14 декабря 2010), а в проекте от 14 апреля такой задачи уже нет, она осталась «внутри» ФЦПРО, вероятно, она признана краткосрочной.
В представленном виде структура ГПРО не решает ни одну из перечисленных выше проблем:
- отсутствует иерархия целей,
- основные мероприятия не связаны с заявленными задачами ГПРО,
- не учтен ряд актуальных проблем отрасли,
- разработан очередной набор задач, частично дублирующий предыдущие наборы, но содержащий несколько новых мероприятий.
Структура проекта ГПРО
Авторы проекта уточняют, что «Основные мероприятия ГПРО в значительной части направлены на обеспечение функционирования и развития федеральных образовательных учреждений в рамках текущего финансирования их деятельности»[5].
1. Необходимо переориентировать основные мероприятия ГПРО на нужды потребителей образовательных услуг, а не узкого сектора их производителей.
2. Основные мероприятия не имеют прямой связи с задачами ГПРО, часто дублируют действующие документы.
3. Ниже представлены комментарии по 11 основным мероприятиям проекта ГПРО, которые, ко всему прочему, не соотнесены с задачами ГПРО.
Основное мероприятие 1. Обеспечение доступности и качества реализации государственных услуг дошкольного образования
Почему речь идет о государственных услугах, когда предоставление дошкольного образования отнесено к полномочиям органов местного самоуправления? Перечисленные мероприятия будут реализовываться только в государственных образовательных учреждениях?
«Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»[6] — это первая задача ФЦПРО, мероприятие дублируется:
Основное мероприятие 1 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Мероприятие по распространению на всей территории РФ современных моделей успешной социализации детей, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб.
Основное мероприятие 2. Обеспечение доступности и качества государственных услуг общего образования.
Опять речь идет о государственных услугах, хотя они являются в основной своей массе муниципальными.
«Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — мероприятие ФЦПРО, предусматривающее: 1. Переход на новые образовательные стандарты; 2. Развитие системы поддержки талантливых детей; 3. Совершенствование учительского корпуса; 4. Изменение школьной инфраструктуры; 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников; 6. Расширение самостоятельности школ. Мероприятие частично дублируется.
Основное мероприятие 2 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Мероприятие по достижению стратегических приоритетов ННШ, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб.
Основное мероприятие 3. Обеспечение доступности и качества реализации государственных услуг начального, среднего, высшего и послевузовского образования
Основное мероприятие 3 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Вторая задача, ФЦПРО, объемы финансирования в 2012 году-всего, млн. руб.
Основное мероприятие 4. Обеспечение доступности и качества реализации услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.
Это самостоятельное мероприятие направленное на реализацию 3 задачи ГПРО «Создание системы непрерывного профессионального образования»
Основное мероприятие 5. Мероприятия, направленные на развитие творческих способностей детей и молодежи.
Дублирование: «Развитие системы поддержки талантливых детей» — это направление Нашей новой школы, реализуется в рамках ФЦПРО.
Основное мероприятие 5 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Развитие системы поддержки талантливых детей и молодежи, ННШ, ФЦПРО, 2012, млн. руб[7].
Основное мероприятие 6. Обеспечение реализации прикладных научных исследований и разработок в области образования.
Самостоятельное мероприятие. Однако данное мероприятие не направлено на достижение конечного социально-значимого результата, оно ориентировано исключительно на потребности системы. Не установлены критерии отбора прикладных научных исследований, которые планируется финансировать.
Основное мероприятие 6 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 7. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в федеральные целевые программы.
Учитывая, что в проекте ГПРО расписано по исполнителям ресурсное обеспечение данного мероприятия, считаем целесообразным озвучить примерный список объектов.
Основное мероприятие 7 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 8. Обеспечение реализации мероприятий ПНП «Образование», не включенных в федеральные целевые программы.
Действительно, ряд мероприятий ПНПО не нашел отражения в ФЦПРО. Однако в данном основном мероприятии снова появляется талантливая молодежь, о которой уже говорилось в рамках основного мероприятия 5.
Также сюда попали бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства СПбГУ, хотя объекты капитального строительства включены в мероприятие 7.
Основное мероприятие 5 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 8 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 9. Обеспечение реализации международных культурных, научных и информационных связей в области образования.
Мероприятие предусматривает субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ на дошкольное образование, внешкольную работу с детьми и профессиональное образование[8]. Совершенно неочевидно, как предоставление субсидий образовательным учреждениям стран СНГ будет способствовать конкурентоспособности российского образования. Возможно, имелись в виду российские учреждения в странах СНГ?
Основное мероприятие 9 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 10. Премии, стипендии за выдающиеся заслуги.
Выплаты педагогам, например, предусмотрены в рамках основного мероприятия 8, а также в рамках Нашей новой школы (в ФЦПРО). Мероприятие носит несамостоятельный характер, частично дублируется.
На премии за выдающиеся заслуги в РФ планируется потратить примерно столько же денег, сколько и на субсидии учреждениям в странах СНГ.
Основное мероприятие 10 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Основное мероприятие 11. Повышение эффективности функционирования системы государственного надзора, контроля и оценки качества образования.
«Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» — это третья задача ФЦПРО.
Повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности не нашло отражения в задачах ГПРО, вероятно, необходимо дополнить список задач и показателей.
Основное мероприятие 11 ГПРО
Ресурсное обеспечение, млн. руб. в 2012 году
Задача «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг», ФЦПРО, 2012 год, млн. руб.
Источник: budget-solution.ru