Распоряжение от 25 сентября 2017 года №2039-р. Цель Стратегии – формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надёжной информации о финансовых услугах, в том числе для эффективной защиты прав граждан в качестве потребителей финансовых услуг.
Документ
Распоряжение от 25 сентября 2017 года №2039-р
Подготовлено Минфином России в соответствии с распоряжением Правительства от 12 февраля 2011 года №180-р «О реализации проекта “Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации”» и Федеральным законом от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Подписанным распоряжением утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (далее – Стратегия).
Проект Стратегии подготовлен с учётом стратегий развития финансового рынка России до 2020 года, инновационного развития России до 2020 года, развития страховой деятельности до 2020 года, долгосрочного развития пенсионной системы, развития национальной платёжной системы, Основных направлений развития финансового рынка России на 2016–2018 годы.
🔴 LIVE Азбука финансовой грамотности. ПинКод | Наука для детей
Стратегия определяет основные направления государственной политики в области повышения финансовой грамотности на среднесрочный период.
Цель Стратегии – создание основ для формирования финансово грамотного поведения граждан как необходимого условия повышения уровня и качества жизни, в том числе за счёт использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Стратегией, в частности, предусматриваются расширение охвата и качества финансового образования и информирования граждан в этой области, обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов, разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности граждан, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Стратегию планируется реализовать в два этапа.
На первом этапе (2017–2019 годы) будет разработан и реализован комплекс мер в рамках основных задач государственной политики в области повышения финансовой грамотности.
На втором этапе (2020–2023 годы) будет продолжено повышение уровня финансовой грамотности граждан в соответствии с целевыми показателями.
Полномочия по мониторингу и контролю реализации Стратегии закреплены за Минфином России.
Работа Правительства:
- Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки
- Отраслевые документы стратегического планирования
Источник: government.ru
Обязательная финансовая грамотность для школьников: как это будет
Организационный вебинар Олимпиады по финансовой грамотности 2022/2023
В середине августа в российских школах начинаются традиционные «августовки» — собрания педагогических коллективов для подготовки к новому учебному году. Одной из основных тем, скорее всего, станет новость о введении курса финансовой грамотности в школьную программу. Хотя официально это случится не нынешней осенью, а в сентябре следующего года, мы уже сейчас расскажем родителям школьников, к чему им надо быть готовыми.
Почему финансовая грамотность станет обязательной?
1
В апреле 2020 года ЦБ РФ официально наделили функцией повышения финансовой грамотности населения. Но работа в этой области началась несколько раньше, и не только в Банке России. Еще в 2017 году правительством была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы». Исполнять ее было поручено в том числе Центральному банку и Минфину РФ.
Стратегия предусматривает «внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)». Теперь наконец эти ФГОС разработаны.
Как сейчас преподается финансовая грамотность в школах?
2
В основном факультативно. В России насчитывается 40 тыс. школ. Как отмечает в своем отчете Банк России, в 32 тыс. (80%) из них финграмотность преподается в том или ином виде. Но как обязательный предмет она закреплена всего лишь в каждой пятой школе.
Теперь она будет преподаваться отдельным предметом?
3
Нет. Элементы финграмотности включат в несколько разных предметов начальной и средней ступени школы. В начальной школе это будут «Математика» и «Окружающий мир», а в классах с 5-го по 9-й — «Обществознание», «Математика» и «География».
Успеют ли школы переработать имеющиеся предметы, чтобы добавить в них финграмотность?
4
На это у Минпросвещения, школ и методических центров есть год. ФГОС вступят в силу 1 сентября 2022 года. Впрочем, по согласованию с родителями (а также учителями профильных предметов) программы могут быть изменены уже с нынешней осени.
Что касается подготовки педагогов, то, по словам замминистра финансов Михаила Котюкова, Минфином (а также методическими центрами на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС и Центром финансовой грамотности НИФИ) с 2018 года разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов.
В чем будет заключаться обучение?
5
Поскольку некоторые денежные операции в России можно осуществлять уже с шести лет, младшеклассников будут обучать элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например на проезде или на завтраках, и т.д.
Ученики средней школы будут получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, будут учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах, а ряд математических задач обретет финансовый контекст. Декларируется, что школьники смогут даже обучиться самостоятельно заполнять электронные финансовые документы. Хотя неизвестно, кто будет разрабатывать необходимое программное обеспечение и сколько времени на это уйдет.
Какие учебники будут использовать?
6
Пока ответа на этот вопрос нет. ЦБ и Минфин на протяжении нескольких лет работали каждый над своим проектом линейки учебно-методических комплектов по финансовой грамотности. В итоге под кураторством ЦБ к настоящему времени разработаны комплекты для начальной школы, а также 8–9-х классов. В свою очередь под эгидой Минфина в 2019 году вышло пять комплектов пособий для 2–11-х классов.
Но эти издания не единственные на рынке учебников. Поэтому, скорее всего, вопрос, чьими пособиями пользоваться, будет отдан на решение непосредственно школ.
Кроме того, у Банка России имеется проект онлайн-уроков на финансовые темы, который представлен во всех субъектах страны. Не исключено, что часть школ будет внедрять финграмотность в школьную программу именно в таком формате, обойдясь без учебников.
Зачем финграмотность вообще изучать в школе?
7
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы», — считает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его мнению, введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как их приумножать, грамотно распоряжаться и избегать финансовых ловушек. «Думается, что по своей форме уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон и быть схожими с уроками труда», — рассуждает в своей колонке ТАСС управляющий директор ИК «Алго Капитал» Михаил Ханов. Вместе с тем он напоминает, что не стоит перекладывать полную ответственность за финансовую грамотность детей с родителей на школу. В свою очередь Михаил Котюков заявил, что перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, но и во все сферы современной системы образования.
Евгений Мазин
Источник: tass.ru
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Цель Проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан, их ответственность участия на рынках финансовых услуг, и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи
Повышение финансовой грамотности российских граждан
(особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и среднем уровнем доходов);
Укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг
ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ
Ориентация российской экономики на интенсивный сценарий развития требует наличия финансово грамотно и экономически активного населения. Эта активность должна проявляться, в том числе, через широкое участие различных категорий граждан в долгосрочных пенсионных, страховых и ипотечных программах, направленных на решение вопросов пенсионного накопления, социального и медицинского страхования, жилищного обеспечения и образования.
Вместе с ростом благосостояния российских граждан должно формироваться и их активное сберегательное поведение, основанное на использовании накопительных и страховых инструментов. Для формирования такого поведения требуется наличие достаточно высокого уровня финансовой грамотности, который должен служить основой для взаимодействия граждан с различными финансовыми институтами, осознанного использования ими продуктов банковского и страхового сектора, формирования стратегии пенсионного обеспечения.
В долгосрочном плане место финансовой грамотности населения определяется возросшим значением индивидуальных финансовых решений в обеспечении личного благосостояния каждого гражданина на всех этапах его жизни – при получении образования, создании семьи, рождении детей, обеспечении домохозяйства жильем, смене сферы деятельности и выходе на пенсию и т.п. Повышение личной ответственности за принимаемые финансовые решения происходит на фоне происходящего в последние десятилетия расширения потребительского сектора финансового рынка, увеличения количества и сложности финансовых продуктов при одновременном росте доходов и сбережений населения, что делает проблему повышения финансовой грамотности еще более актуальной.
Финансово-экономические кризисы 2008-09 гг. и 2014-2015 гг. выявили дополнительные риски, связанные с недостаточным уровнем финансовой грамотности населения в России. Излишняя задолженность по потребительским кредитам, отсутствие минимального финансового запаса в домохозяйствах на случай непредвиденных обстоятельств является следствием недостаточной подготовленности граждан к принятию ответственных финансовых решений и способности к планированию на перспективу.
В период кризиса в России обострилась и проблема защиты прав потребителей финансовых услуг, включая низкую информированность населения в финансовой сфере, неумение распознавать и пресекать попытки реализации мошеннических схем, отсутствие кодекса поведения финансовых учреждений и недостаточный потенциал надзорных органов для опережающего мониторинга ситуации.
В условиях финансово-экономического кризиса более явно обозначилась необходимость государственного воздействия на такие долгосрочные проблемы, как:
- слабое знание гражданами базовых принципов функционирования и инструментов финансового рынка;
- недостаточная способность граждан к принятию обоснованных решений, направленных на повышение личной (семейной) финансовой устойчивости;
- необоснованно завышенные ожидания населения в отношении объемов государственной поддержки в случае финансовых потерь.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости проведения системной государственной политики, направленной на повышение финансовой грамотности населения, развитие системы финансового образования и укрепление защиты прав потребителей финансовых услуг, повышение их доступности для граждан. Непременным условием реализации этой политики должно стать создание устойчивых институтов на федеральном и региональном уровне, вовлеченных в программы финансового образования и информирования населения, выстраивание системы оценки как уровня финансовой грамотности различных категорий граждан страны, так и эффективности тех мероприятий, которые направлены на его повышение.
Источник: xn--80aebklphfgdkbcuundy3gvd.xn--p1ai
Дети разберутся в долгах отцов
В программу российских школ добавили финансовую грамотность
Со следующего года российские школьники в обязательном порядке начнут изучать финансовую грамотность. Детям расскажут, как анализировать доходы и расходы, копить и инвестировать — и как не стать жертвой мошенников. При этом в расписании не появится нового предмета: финансовые навыки распределят между математикой, обществознанием и географией. Эксперты и представители банков согласны, что такие знания необходимы школьникам, но учителя опасаются, что изучение финграмотности за счет других предметов не пойдет им на пользу.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото
Преподавание финансовой грамотности закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые были разработаны Минпросвещения при участии Банка России. Стандарты станут обязательными с 1 сентября 2022 года, но школы по согласованию с родителями могут начать обучение финансовой грамотности уже в предстоящем учебном году.
Речь не идет о новом предмете, подчеркивают в Минпросвещения, так что новация не приведет к повышению часовой допустимой нагрузки на детей. Для начальной школы финансовые компетенции добавят в программу предметов «Математика» и «Окружающий мир». Детей будут учить использовать математику «в сфере личных и семейных финансов»: анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. А на уроках «Окружающего мира» детям расскажут о «безопасном поведении при использовании личных финансов», в том числе в интернете.
В пятых-девятых классах финансовой грамотности будут учить на уроках математики, обществознания и географии.
Школьники будут решать задачи по расчету цены товаров, стоимости покупок и услуг, рассчитывать налоги, учиться формировать накопления и инвестировать сбережения.
Детям расскажут о рисках предпринимательской деятельности, недобросовестных практиках финансовых организаций и о различных видах финансового мошенничества, а заодно научат самостоятельно составлять заявления, декларации и доверенности.
По данным Минпросвещения, в 2019 году около 30 тыс. школ (более 70%) включили в программу элементы финансовой грамотности. По словам первого зампреда Банка России Сергея Швецова, сейчас 86% российских школ так или иначе используют финансовую грамотность в своих учебных планах, а в каждой пятой школе это обязательный урок.
Часть знаний и навыков, перечисленных во ФГОС, уже есть в школьной программе, подтверждает оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова: «Если учитель математики хочет дать задачи на проценты, то у него есть право сделать это в форме расчета кредита». Учитель истории и обществознания в одной из школ Свердловской области Марина Шарова рассказывает, что у них финансовая грамотность преподавалась в качестве эксперимента, причем на отдельных уроках.
Школьники учились по учебникам и материалам, которые подготовил Банк России: «Дети оценивают предмет как очень нужный. Многие даже задумались на тему инвестиций, думают про акции и облигации. Многие родители очень безграмотно и нерационально действуют в сфере финансов, и дети после таких уроков начинают вмешиваться в планирование семейного бюджета.
У нас даже был случай, когда родители девочки взяли микрокредит 80 тыс. руб. и в итоге почти потеряли квартиру, но девятиклассница вовремя вмешалась и помогла им в суде». Марина Шарова считает, что финансовую грамотность оптимально преподавать как отдельный предмет: «Обществознание идет один час в неделю, туда и так напихано все, что можно. Если финансовая грамотность вытеснит другие важные знания, то это плохо. Как это будет все на деле, пока что непонятно».
Финансовая грамотность полезна, лишь когда она влияет на реальное поведение людей, говорит директор финансового центра «Сколково—РЭШ» Олег Шибанов: «Знание, что такое кредит и процент, у человека может появиться, а вот умение не пойти и не взять кредит под 1% в день не сформировано. В итоге люди показывают хорошие результаты в тестах и играх по финансовой грамотности, а затем все равно покупают дорогой товар в кредит под высокие ставки. Поэтому вопрос, насколько это сработает именно для изменения поведения школьников, довольно острый».
Доступ к деньгам дети получают довольно быстро, поэтому обучение финансовой грамотности необходимо, считает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
Подобные уроки должны касаться базовых принципов обращения с деньгами и сбережениями: как правильно подходить к покупкам и расставлять приоритеты; как сверять потребности с тратами; как накопить на то, что ты хочешь, и как выгодно продать то, что тебе не нужно.
«Это полезные знания для любого учащегося вне зависимости от будущей профессии»,— уверен господин Надорошин. По его мнению, еще одна «точка приложения» финансовой грамотности — это онлайн-игры: «Хоть там и не тратятся большие суммы, но именно там дети могут столкнуться с тем, что их будут провоцировать совершить ненужную покупку или могут обмануть какими-то другими инструментами».
Опрошенные “Ъ” представители банков одобряют нововведение. Навыки финансовой грамотности и цифровой безопасности пригодятся детям в будущем независимо от возможных угроз, считают в Сбербанке. Ребенок имеет право совершать мелкие бытовые сделки с шести лет, а это значит, что тема актуальна для детей, указывают в пресс-службе ВТБ.
В Промсвязьбанке считают, что новые знания помогут детям противостоять мошенникам. «Мошеннические схемы всегда обновляются, злоумышленники стремятся внедрять и разрабатывать новые схемы. Но базовые принципы защиты от мошеннических атак строятся на понимании пользователей, что такое конфиденциальность финансовой информации, как финансовые организации работают, какие каналы коммуникации с клиентом они используют, какую информацию требуют,— считают в ПАО «Промсвязьбанк».— В этом и состоит уровень финансовой грамотности, и его, безусловно, нужно закладывать в школьном возрасте. В идеальной ситуации при выпуске из школы дети должны в общих чертах понимать процентную политику, уметь анализировать и планировать финансовую нагрузку. Для этого все базовые математические знания и знания общих предметов у них есть, просто все это нужно сложить воедино, на практических примерах показать и научить этим пользоваться».
Анна Васильева, Полина Трифонова, Ольга Шерункова
- Газета «Коммерсантъ» №118 от 09.07.2021, стр. 3
- Анна Васильева подписаться отписаться
- Полина Трифонова подписаться отписаться
- Ольга Шерункова подписаться отписаться
- Российское образование подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru