Какие бывают государственные программы? Государственные медицинские, образовательные, экономические программы
В Российской Федерации проводится большая работа по разработке и реализации государственных программ. Ресурсные возможности выступают ограничением и основным критерием при выборе проблем для проработки каждой программы. Зачастую это приводит к выходу на первый план текущих проблем над стратегическими. Ежегодно при формировании бюджета федерального уровня утверждаются десятки программ, которых предстоит финансировать из средств федерального бюджета.
Государственная программа: определение и значение
Государственная российская программа представляет собой важнейшее средство реализации внутренней государственной политики, целенаправленного воздействия на развитие социальной, экономической сфер жизнедеятельности и должны быть направлены на реализацию крупных научно-инвестиционных проектов, отвечающих за решение комплексных проблем, являющихся сферой деятельности федеральных, региональных и местных органов власти. Кроме того, это связанная со сроками, исполнителями и ресурсами совокупность производственных, экономических, научно-исследовательских, социальных, хозяйственных и ряда других мероприятий, которые направлены на организацию и обеспечение развитие государства в различных областях и сферах деятельности.
Федеральная резервная система только что объявила о развертывании программы FedNow в 2023 году
Государственные программы разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или другими главными распорядителями бюджетных средств, в полномочия которых входит реализация направлений государственной политики вместе с другими исполнителями и участниками программы.

Структура программы
Каждая программа в Российской Федерации включает в себя:
- федеральные государственные программы и/или подпрограммы;
- основные мероприятия и /или ведомственные целевые программы;
- конкретные мероприятия, направленные на решение той или иной программной задачи.
Стандартно структура программы выглядит следующим образом:
- формулировка проблемы и доказательство необходимости ее решения методами программы;
- цели, задачи, сроки и этапы реализации программы;
- комплекс программных мероприятий: технических, экономических, процедурных, исследовательских и др.;
- размер и источники финансирования, ресурсное обеспечение мероприятий;
- механизм реализации;
- организация и контроль управления ходом реализации;
- определение эффективности предусмотренных программой последствий и результатов;
- паспорт.
Обязательно определяются параметры, которым должна соответствовать программа, создается содержаться прогноз конечных результатов, характеризующих изменение состояния, например, социальной сферы, качества и уровня жизни населения, общественной безопасности, экономики, здравоохранения и др.
Федеральная программа иммиграции в Канаду | Federal Skilled Worker | иммиграция в Канаду
Государственные программы базируются на утвержденных на конкретный период направления деятельности правительства РФ; положениях, определяющих концепцию социального и экономического развития РФ; решениях президента и правительства РФ; федеральных законах.
Классификация государственных программ
Государственные программы можно классифицировать по различным основаниям:
- по направленности и источнику выделения средств финансирования (федеральные, региональные, муниципальные);
- по уровню решаемых проблем (межотраслевые, отраслевые, локальные);
- по характеру решаемых проблем (комплексные, научно-исследовательские, социально-экономические, научно-технические и др.);
- по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).
Тенденции последних лет таковы, что государственная программа направлена не только на какой-то один уровень решения проблемы, например, федеральный, но и местный или даже в некоторых случаях локальный. Поэтому одновременно с программой федерального уровня реализации идет разработка региональной программы с учетом местных особенностей и проблематики.
Стадии разработки госпрограмм

Государственные программы в своем развитии претерпевают несколько взаимосвязанных этапов:
Жизненный цикл разработанной программы
После проведения экспертизы, внесения правок, проект государственной программы проходит несколько жизненных циклов:
- Решение органа государственной власти. Правительство РФ, министерство или другой уполномоченный орган власти официальным документом принимают решение о начале реализации программы;
- Реализация. Назначаются ответственные за выполнение разделов программы, проводится контроль за мероприятием и использованием финансирования. В случае необходимости принимается решение о ее корректировке;
- В процессе реализации программы финансирование производится только в соответствии с бюджетной заявкой.
- Оценка результатов и эффективности.
Реализация госпрограмм по оказанию помощи
Государственные программы помощи становятся все более востребованными. Мониторинг социальных проблем позволяет выявить приоритетные направления работы. Так, несколько лет действует программа «Содействие занятости населения» (с 2012 г.), которая направлена на обеспечение институциональных, правовых и экономических условий в целях эффективного развития рынка труда. Результатами программы должно стать снижение напряженности в сфере трудоустройства, сохранение квалификации и здоровья работающих, защита их трудовых прав.
Не менее актуальной является программа «Социальная поддержка граждан», разработанная в целях совершенствования форм и методов социальной помощи различным категориям нуждающихся, повышения уровня благосостояния населения, исполнения государственных обязательств по социальному обслуживанию и поддержке граждан.
Реализация программ в области образования
Государственные образовательные программы являются механизмом реформирования данной сферы. Одна из них — «Развитие образования» — разработана до 2020 г. Благодаря намеченным мероприятиям планируется достичь развития всех уровней образования, сделать его доступным и качественным, развить систему оценок качества. В задачи входит также оптимизация механизмов управления образованием, создание сетевого обмена данными между образовательными учреждениями. Работники должны быть обеспечены необходимыми информационными, учебными, методическими средства для работы с учащимися – это также ключевые мероприятия, которые подразумевает государственная программа. Образование – это шанс для молодого поколения обеспечить себе хорошее будущее.

Реализация программ в области здравоохранения
Государственные медицинские программы призваны решить наболевшие проблемы в сфере охраны здоровья российских граждан. С 2012 г. реализуется «Госпрограмма развития здравоохранения России».
По утверждению разработчиков, она представляет собой совершенно иные подходы к усовершенствованию инфраструктуры, созданию единой профсреды, повышению эффективности и качества врачебной помощи, подготовки кадров. В дополнение к ней была утверждена программа государственных гарантий, сущность которой заключается в создании условий по бесплатному предоставлению гражданам медицинской помощи. В рамках проводимых мероприятий утверждается список условий, форм и видов врачебной помощи, разрабатывается перечень заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается бесплатно, формируются тарифы. Она утверждалась на 2014 год и плановые 2015-2016 годы.

Реализация программ в области экономики
Государственные экономические программы с учетом финансовой нестабильности и кризиса становятся значимыми средствами выхода России из сложных ситуаций.
С 2013 г. введена в действие программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», направленная на государственное урегулирование, решение первоочередных задач в сфере социально-ориентированного и инновационного развития экономики. В настоящий момент планируется создать благоприятные условия для развития предпринимательства, обеспечить рост эффективности государственных форм управления, привлечь дополнительные инвестиции в развитие экономики. Еще одна программа – «Развитие внешнеэкономической деятельности» на 2013-2018 гг. – нацелена на укрепление российских позиций в мировой экономике, совершенствование качественных показателей деятельности во внешнеэкономической среде.

Другие виды государственных программ
Государственные программы развития насчитывают около 40 наименований. Каждая отвечает актуальным запросам макро- и микроэкономического уровней развития государства, направлена на решение наболевших вопросов в узких сферах народного хозяйства и российского общества: экологии, природопользовании, военной службе, охране правопорядка, сети Интернет, лесном хозяйстве и др. Например, в рамках программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» реализуются мероприятия по достижению продуктовой независимости государства, повышению конкурентной способности национальной продукции, развитию финансовой устойчивости. Программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов» нацелена на организацию рационального использования природных богатств страны, снабжение отраслей экономики минеральным сырьем и поиск информации о местонахождении богатых залежей ископаемых.

Факторы эффективности программ
Реализация государственной программы не обходится без разработки, и формулировка оценочных средств по определению ее эффективности. Параметры разработанных госпрограммы должны быть отражены в прогнозе экономического и социального развития государства на среднесрочный период. Их комплексный характер предполагает, что на стадии разработки федерального бюджета предусматриваются соответствующие условия, рассматриваемые в качестве составляющих результативности и эффективности бюджетных программ.
Факторы, обеспечивающие эффективность госпрограммы:
- четкость основной цели подпрограммных подцелей;
- наличие логической структуры;
- распределение ответственности за реализацию намеченных мероприятий госпрограммы каждого министерства, задействованного в выполнении;
- создание системы стимулирования за достигнутые показатели.

Программные критерии эффективности
Основными критериями эффективности процесса реализации бюджетных программ выступают:
- Экономичность: достижение минимально возможных издержек по всем видам, используемых программой, ресурсов.
- Производительность: установление соотношения количества произведенных работ с величиною затраченных на это средств.
- Результативность: полнота выполнения поставленных целей, соответствие размеров общественных расходов и полученных при их использовании результатов.
Необходимо отметить, что, помимо общих критериев для конкретного вида программы (социальная, медицинская, экономическая, экологическая и др.), разрабатываются специфические показатели, отвечающие заявленной цели. Если по результатам оценки эффективности были получены достойные результаты, то действие программы может быть продлено еще на определенный срок, но только после внесения соответствующих корректив.
Источник: fb.ru
Государственные программы Российской Федерации

Государственная программа Российской Федерации – это документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Разработка и реализация государственной программы осуществляются федеральным органом исполнительной власти либо иным главным распорядителем средств федерального бюджета, определенным Правительством Российской Федерации в качестве ответственного исполнителя государственной программы, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов — соисполнителями государственной программы и (или) участниками государственной программы.
Разработка государственных программ осуществляется на основании перечня государственных программ, формируемого Минэкономразвития России совместно с Минфином России и утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г.
№ 1950-р (с изменениями и дополнениями) и состоит из пяти программных блоков.
Государственные программы утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На основании государственных программ (проектов государственных программ) составляется проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Перечень государственных программ Российской Федерации
I. Новое качество жизни
Источник: www.postkomsg.com
ВУЗРУ
«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»
Сущность федеральных целевых программ
Posted on 11.08.2017 by ВУЗРУ


Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной социальной и экономической политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупномасштабных проектов. Такой подход применяется для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать финансовые ресурсы для достижения конкретных целей в установленные сроки.
Первые федеральные целевые программы были сформированы в России в 1993 году, и их число с каждым годом увеличивалось. Это привело к тому, что объем необходимых инвестиций значительно превысил имеющиеся у государства ресурсы на их осуществление. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений.
В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств. Итак, Федеральная целевая программа — это увязанные по ресурсам и срокам осуществления комплексы научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.
Финансирование подготовки проектов целевой программы, разработка которой осуществляется по решению Правительства РФ, производится за счет средств, предусмотренных в разделе “Прочие статьи” федерального бюджета. Утвержденные целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов РФ.
К внебюджетным источникам привлекаемым для финансирования целевых программ, могут относиться следующие: -взносы участников реализации программ; -целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации программ; -банковские кредиты, средства фондов и общественных организаций, зарубежные инвестиции, и другие поступления. Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты, а также целевые кредиты банков под государственные гарантии [14].
Бюджетное финансирование можно разделить на две части — финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. Последние, в свою очередь, могут быть отраслевыми. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей.
В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство Формирование перечня долгосрочных целевых программ осуществляется органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно. В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации. Схема 1.- Порядок включения учреждения в целевые программы
и исполнения функций госзаказчика http://www.gosfinansy.ru/journal/3974/73926/ Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 г. № 594 «О реализации федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и Постановление Правительства РФ от 14.11.2009 г. № 927 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. № 594» утвердили Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2.08.2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ», федеральные целевые программы включаются в государственную программу Российской Федерации, представляющую собой систему мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в условиях реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере экономического развития, развития социальной сферы и государственной безопасности [колчина].
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках целевой программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из объема и сложности поставленной для решения проблемы, а также необходимости более конкретной организации их решения.
Разработка проекта и утверждение федеральной целевой программы включают в себя следующие основные этапы: 1) разработка проекта концепции целевой программы; 2)принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством РФ и утверждение концепции целевой программы; 3) разработка проекта федеральной целевой программы; 4) согласование проекта федеральной целевой программы; 5) экспертиза проекта федеральной целевой программы; 6) рассмотрение проекта федеральной целевой программы на заседании Пра- вительства РФ; 7) доработка федеральной целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ; 8) утверждение федеральной целевой программы Правительством РФ. Федеральная целевая программа состоит из следующих разделов: 1) характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая про- грамма; 2) основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения; 3) мероприятия целевой программы; 4) обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 5) механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы; 6) оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования. Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку решаемой в рамках ФЦП проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности именно программного решения данной проблемы на федеральном уровне.
Раздел содержит анализ возможных вариантов данного решения, и описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы. (колча…. Второй раздел целевой программы содержит развернутые описания целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.
К целям программы предъявляются следующие требования: ¨ специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы); ¨ достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); ¨ измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); ¨ привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей). Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов программы, указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.
Третий раздел целевой программы содержит перечень мероприятий, которые предлагается осуществить для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.
Кроме того, программные действия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы. В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.
В четвертом разделе целевой программы содержится обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроки и источников финансирования. Раздел включает так же обоснование возможности привлечения внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств . Пятыый раздел содержит механизм реализации целевой программы, а именно процесс и механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности участников реализации проекта и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы. Шестой раздел целевой программы содержит описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, дает общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию данной программы. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации. Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту целевой программы. (колча)
Источник: vuzru.ru
Федеральные и региональные целевые программы как инструмент региональной экономической политики.
Целевая программа – это совокупность выполняемых мероприятий (оказываемых услуг), взаимоувязанных по срокам, исполнителям и ресурсам, и направленных на достижение определенной цели (задачи).
Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.
По своей масштабности целевые программы подразделяются на межгосударственные, федеральные, региональные и местные программы.
ФЦП реализуются только на территории РФ. Из них следует выделить региональные целевые программы, направленные на развитие данного экономического региона и имеющие общенациональную значимость.
Немаловажное значение для нормализации социальной и экономической обстановки в стране имеют региональные федеральные программы, с помощью которых достигаются конкретные цели государственной региональной политики. Принципиальная особенность ФЦП развития регионов определяется тем, что они призваны решать не столько текущие, сколько стратегические задачи реформирования региональной экономики.
ФЦП- увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач государственного, экологического, социального и культурного развития РФ.
Региональные целевые программы – это комплекс мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из областного бюджета
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. (Например, государственная программа Иркутской области «Социальная поддержка населения» включает в себя 8 подпрограмм)
Целевая программа состоит из следующих разделов:
ü характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
ü основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
ü перечень программных мероприятий;
ü обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
ü механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
ü оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) региональной целевой программы.
Если региональные программы отличаются от других резко выраженным территориальным аспектом содержания, состава участников, источников информации и т. д., то особенностью федеральных программ является государственная значимость программных проблем.Региональные программы обладают строгой целевой направленностью и по сравнению с федеральными государственными программами относительно небольшими объемами работ и ресурсных затрат и обладают адресностью, ограничением временных интервалов и связываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой страны.
Различают следующие виды региональных программ:межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».
Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления. Программные мероприятия осуществляются в границах географически ограниченного региона, единицы административно-территориального деления Российской Федерации (республика, край, область, города федерального значения). Управляют проектированием и реализацией программ структуры исполнительной власти региона.Программно-целевое прогнозирование, позволяет в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единой региональной политикой государства.
Всего в РФ 45 ФЦП и проектов ФЦП, в том числе:
— 42 действующих ФЦП; («Жилище» до 2020 г, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»)
Примеры региональных целевых программ: ОГЦП «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Иркутской области на период до 2019 года», ДЦП Иркутской области «О сохранении и дальнейшем развитии бурятского языка в Усть-Ордынском Бурятском округе» на 2013-2016 годы.
Примеры федеральных целевых программ:
Источник: infopedia.su