Федеральная адресная инвестиционная программа что это такое

Федеральная адресная инвестиционная программа предусматривает бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета.

С 2005 года изменилось отношение к содержанию бюджетного планирования. Это означает, во-первых, переход от затратного планирования к планированию, ориентированному на конечный результат (Result Oriented Budgeting), и, во-вторых, переход от краткосрочного к среднесрочному планированию в рамках жестких бюджетных ограничений по секторам экономики (MTEF — Medium Term Expenditure Framework).

Суть этого метода бюджетного планирования, ориентированного на конечные общественно значимые и измеримые результаты деятельности (сокращенно, БОР), заключается в том, что планируются не отдельные виды расходов бюджета, а комплексные целевые программы предоставления бюджетных услуг, за которые ответственны администраторы расходов. Целью такого планирования является оптимизация бюджетных расходов, ориентация их на приоритеты государственной политики, повышение эффективности государственного сектора экономики. Сочетание БОР и MTEF позволит повысить качество управления бюджетными средствами и оптимизировать затраты бюджетного сектора. Именно поэтому при формировании проектов федерального бюджета начиная с бюджета 2005 года министерства должны готовить специальные доклады о результатах и основных направлениях деятельности.

Федеральная информационная адресная система

Структура доклада включает пять разделов.

1) Цели и задачи деятельности. Здесь представлена структура целей и задач, дающая ясное представление об основных значимых для общества целях деятельности министерства и механизмах реализации этих целей. Основу для определения целей и задач представляет Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Цели должны отвечать следующим критериям:

O специфичность (цели должны соответствовать области компетенции министерства);

O измеримость (достижение цели можно проверить, в том числе и прежде всего – с помощью количественных индикаторов);

O релевантность (наличие четкой связи цели с основной деятельностью субъекта бюджетного планирования);

O достижимость (цели должны быть потенциально достижимы).

2) Расходные обязательства и формирование доходов. В этом разделе отражены сведения об общем объеме исполняемых расходных обязательств министерства и приводится анализ изменения их структуры за отчетный, текущий и плановый годы.

3) Результаты деятельности. Здесь представлена система показателей (индикаторов), необходимых для оценки реализации программ и степени решения тактических задач. Каждая цель, тактическая задача или бюджетная целевая программа описывается 3-5 показателями. Они характеризуют объем и качество государственных услуг, оказанных министерством и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств внешним потребителям.

4) Распределение расходов по целям, задачам и программам. В разделе дается краткая характеристика каждой бюджетной целевой программе с указанием ее статуса, сроков реализации, целей, перечня показателей, характеризующих результаты реализации программы (уровень достижения целей), бюджета программы в отчетном и плановом периоде

Что такое адресная инвестиционная программа

5) Результативность бюджетных расходов. Здесь оценивается:

а) Степень достижения целей, решения тактических задач.

б) Степень соответствия запланированному уровню затрат.

в) Отклонения показателей деятельности и затрат на очередной плановый год от плановых показателей предыдущих лет и аргументированное обоснование причин такого отклонения.

Общими требованиями, предъявляемыми к бюджетным целевым программам, являются:

O четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти;

O описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);

O наличие системы показателей для измерения результатов реализации программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;

O обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;

определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.

Основными различиями между федеральными и ведомственными целевыми программами должны быть:

O уровень утверждения (федеральная целевая программа утверждается Правительством РФ, ведомственная целевая программа — соответствующим субъектом бюджетного планирования);

O межотраслевой (федеральная целевая программа) или внутриотраслевой (ведомственная целевая программа) характер;

O принцип планирования расходов (для федеральных целевых программ — в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы, утвержденным Правительством РФ, для ведомственных целевых программ — в соответствии с планом выделения средств на реализацию программы по решению соответствующего субъекта бюджетного планирования в пределах выделенных ему бюджетных средств).

С точки зрения организации бюджетного процесса именно ведомственные целевые программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся: четкая привязка к функциональной и ведомственной классификации и, как следствие, упрощение процедуры планирования и отчетности, сосредоточение ответственности за достижение результатов и полномочий по реализации программы у одного администратора, возможность ее преобразования в случае соответствия определенным критериям в федеральную целевую программу (подпрограмму).

Источник: xn--e1akbokk.com

Федеральная адресная инвестиционная программа

Федеральная адресная инвестиционная программа (далее — ФАИП) представляет собой документ, устанавливающий распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период главным распорядителям средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений по объектам капитального строительства, объектам недвижимости, включая жилье, а также мероприятиям (укрупненным инвестиционным проектам).

Читайте также:
Программа учебной практики что это

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ, ФАИП на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов впервые была утверждена Министром экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной 13 января 2011 года. Комягин Д.Л. «Правовые механизмы недопущения роста задолженности бюджета». // Финансы и налоги. 2000г. № 5 (147)

Следует отметить, что, начиная с 2011 года, в состав ФАИП включаются не только объекты государственной собственности Российской Федерации и собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но и объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на софинансирование строительства которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

В 2011 году на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение и приобретение объектов, а также реализацию мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов) (далее — объекты), включенных в ФАИП, направляются средства федерального бюджета в размере 895,0 млрд. рублей, что на 131 млрд. рублей больше, чем в 2010 году (с учетом субсидий из федерального бюджета на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов (далее — субсидии). В том числе бюджетные инвестиции составляют 769,6 млрд. рублей (из них на финансирование объектов федеральной собственности составляют 726,7 млрд. рублей, объектов открытых акционерных обществ — 42,9 млрд. рублей), субсидии — 125,4 млрд. рублей. Родионова В.М. «Современные требования к бюджетному процессу».// Финансы. 2008г. № 7.

Источник: studwood.net

Федеральная адресная инвестиционная программа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Федеральная адресная инвестиционная программа»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРОГРАММА*

Федеральная адресная инвестиционная программа на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (далее — ФАИП) была сформирована Минэкономразвития России в соответствии с Правилами формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 716, и утверждена министром экономического развития Э. С. Наби-уллиной 13.01.2012.

Как и в 2011 г., в состав ФАИП в 2012 г. были включены не только объекты государственной собственности Российской Федерации и собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, но и объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на софинансирование которых предоставляются субсидии из федерального бюджета.

На 2012 г. был продлен действующий в 2011 г. порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе в объекты, строительство, реконструкция, техническое перевооружение которых осуществляются в рамках государственного оборонного заказа, установленный нормами постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1202 «Об утверждении правил осуществления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных

* Публикуются данные Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: http://www. economy. gov. ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20130206_004.

предприятий» и от 31.12.2010 № 1204 «О порядке предоставления в 2012 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений».

В целом реализация ФАИП в 2012 г. проводилась достаточно эффективно. Так, по предварительным данным Росстата за январь — декабрь, в 2012 г. главными распорядителями средств федерального бюджета был осуществлен ввод 626 объектов из 1 430, подлежащих к вводу, что составляет 43,8 % от общего количества объектов, подлежащих к вводу в текущем году (без учета объектов, по которым в 2012 г. предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ). В том числе 562 объекта введены на полную мощность, и еще на 64 объектах осуществлен частичный ввод мощностей.

Кроме того, по данным главных распорядителей средств федерального бюджета, на ряде подлежащих вводу объектов по состоянию на конец года все работы были завершены, и в настоящее время оформляется документация, необходимая для ввода объектов в эксплуатацию.

Для сравнения: за январь — декабрь 2011 г., по предварительным данным Росстата, в рамках ФАИП было введено около 27 % общего количества объектов, подлежащих вводу в 2011 г. При этом следует иметь в виду, что в состав объектов, подлежащих вводу, Росстатом были включены в числе прочих объекты, по которым в 2011 г. было предусмотрено проведение только проектных и изыскательских работ.

Отметим, что информация о ходе финансирования и освоения бюджетных ассигнований за 2012 г. будет уточнена в бюллетене Росстата «Сводные данные о ходе строительства строек и объектов ФАИП за 2012 г.». В соответствии с Федеральным планом статистических работ годовая информация о

проблемы и решения

стройках и объектах для федеральных государственных нужд, об использовании инвестиций и вводе в действие производственных мощностей и объектов капитального строительства представляется Росста-том 22 февраля года, следующего за отчетным.

Читайте также:
Пенсионная накопительная программа что это

В отчетном периоде был осуществлен ввод в эксплуатацию ряда важнейших объектов. В частности, в декабре Росавтодором завершена реконструкция участков автодорог М-29 «Кавказ», М-56 «Лена», «Колыма», М-7 «Волга». Кроме того, завершена реконструкция путепровода на 258 км автодороги М-60 «Уссури», устройство укрепительных сооружений на автодороге М-27 «Джубга — Сочи», искусственного электроосвещения на участках автодорог М-2 «Крым», «Амур» и М-60 «Уссури».

Росавиацией в декабре 2012 г. были приобретены воздушные суда для Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации.

Кроме того, в отчетном периоде Росморреч-флотом завершено техническое перевооружение насосных станций канала имени Москвы.

Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова в декабре завершено строительство Центра экономических технологий.

Минобрнауки России введен в эксплуатацию ряд объектов образования, в том числе завершены реконструкция и техническое перевооружение базового центра проектирования Национального исследовательского Томского государственного университета. Введены в эксплуатацию стендовая база робототехники для экстремальных условий и технической кибернетики (корпус № 15) Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики (г. Санкт-Петербург), научно-лабораторный корпус Северо-Кавказского государственного технического университета (г. Ставрополь) и другие объекты.

В декабре Минздравом России завершена реконструкция корпуса «Х» под центр детской хирургии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии. Введены в эксплуатацию инфекционный корпус областной детской клинической больницы № 2 (г. Воронеж), клинико-диагностический центр Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В. И. Кулакова (г. Москва) и другие объекты.

Кроме того, в декабре Следственным комитетом Российской Федерации завершено строительство и

реконструкция административных зданий управлений комитета по Камчатскому краю, по Курской, Амурской (частичный ввод) и Нижегородской (частичный ввод) областям, Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.

Судебным департаментом при Верховном суде РФ в декабре завершено строительство здания Верховного суда Удмуртской Республики, административного здания Архангельского областного суда, здания 30-составного Железнодорожного суда в г. Улан-Удэ.

Минсельхозом России завершены строительство и реконструкция целого ряда мелиоративных и водохозяйственных объектов. Закончена реконструкция осушительной сети на объекте «Воймига» в Ивановской области, канала «Хаджалмахинский» в Республике Дагестан, межхозяйственной оросительной системы в Республике Татарстан.

В декабре Роспечатью введен в эксплуатацию ряд объектов связи, в том числе завершены строительство РТПС в г. Сарове Нижегородской области, реконструкция систем кондиционирования и вентиляции здания АСК-1 в г. Москве, строительство центров формирования мультиплексов в Республике Марий Эл, Кировской и Ярославской областях.

Минпромторгом России частично завершено техперевооружение с целью создания контрактного производства унифицированных электронных модулей в Ростовском-на-Дону НИИ радиосвязи.

Кроме того, МВД России среди прочего завершена реконструкция федерального центра оперативного управления и специальных мероприятий в г. Москве.

Всего, согласно данным Росстата, в 2012 г. было предусмотрено финансирование 3 777 строек, объектов и мероприятий (далее — объектов). В том числе:

— объекты капитального строительства (строительство, реконструкция, техническое перевооружение) — 2 389;

— объекты капитального строительства, на которых в текущем году проводятся только проектные и изыскательские работы, — 1 059;

— приобретение объектов недвижимости — 16;

— мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты) — 313.

При этом следует особо отметить, что ряд объектов в установленные сроки введен не был. Одной из основных причин позднего начала реализации мероприятий по-прежнему остается несвоевре-

проблемы и решения

менное снятие главными распорядителями средств федерального бюджета ограничений по финансированию, что является существенным препятствием для эффективной реализации ФАИП.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, по состоянию на начало 2012 г. в ФАИП было включено 510 позиций с ограничением по финансированию на общую сумму 138,1 млрд руб., что составляло 18,5 % от общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП в 2012 г. по состоянию на начало года (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ).

По состоянию на конец года так и не были сняты ограничения по финансированию более чем по 40 позициям на общую сумму почти 4 млрд руб.

Бюджетные ассигнования были предусмотрены на финансирование объектов следующих главных распорядителей средств федерального бюджета (табл. 1).

В частности, не осуществлялись строительство и реконструкция объектов Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в связи с отсутствием по ряду объектов утвержденной проектно-сметной документации (Минкультуры России). Средства, предусмотренные на выполнение указанных работ, были частично перераспределены на строительство и реконструкцию других объектов культуры, частично возвращены в бюджет.

До сих пор не решен вопрос с финансированием строительства завода по производству препаратов крови в Приволжском окружном медицинском центре экспертизы качества препаратов крови и исследования фракционирования донорской плаз-

Таблица 1 Главные распорядители средств Федерального бюджета

Учреждение Сумма, тыс. руб.

Минкультуры России 2 064 163,0

Минпромторг России 471 000,0

Российская академия художеств 383 760,0

Минобороны России 288 501,0

ФМБА России 284 011,8

МЧС России 167 752,4

Минздрав России 130 000,0

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова 65 000,0

Российская академия наук 64 425,9

Росгидромет 44 770,5

Минэкономразвития России 22 132,4

Росархив 10 000,0

Управление делами Президента РФ 100,0

мы (г. Киров, главный распорядитель бюджетных средств — ФМБА России), по которому до сих пор не принят нормативный правовой акт о предоставлении бюджетных ассигнований.

Помимо позднего снятия ограничений по финансированию можно выделить следующие основные причины, не позволившие главным распорядителям средств федерального бюджета ввести стройки и объекты в установленные сроки:

— позднее открытие финансирования строительства объектов, связанное с необходимостью доработки проектной документации и, соответственно, с запоздалыми проведением конкурсов на определение подрядчика по строительству, подготовкой предложений по внесению изменений в ФАИП и т. д.;

Читайте также:
Sense программа что это такое

— изменение технических условий и возникновение дополнительных требований к модернизации возводимых объектов, приводящие к увеличению сметной стоимости строительства;

— неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств подрядчиками;

— длительная процедура заключения государственных контрактов, а также соглашений с субъектами Российской Федерации на выполнение мероприятий федеральных целевых программ.

Следует отметить, что в IV квартале по ряду объектов срок ввода был перенесен на последующие годы в силу объективных причин (например, в связи с удорожанием строительства, в том числе связанным с корректировкой проектной документации и необходимостью проведения дополнительных работ).

По состоянию на конец года с учетом всех внесенных изменений на строительство объектов и реализацию мероприятий, включенных в ФАИП, в 2012 г. были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 1 063,0 млрд руб. (рис. 1).

1 200л 1 000 800 600 400 200 0

2010 2011 2012 Рис. 1. Динамика роста объема ФАИП в 2010-2012 гг., млрд руб., с учетом субсидий

проблемы и решения

В том числе на финансирование объектов, включенных в федеральные целевые программы (программная часть ФАИП), в 2012 г. были предусмотрены средства в размере 654,7 млрд руб. (61,6 % от общего объема ФАИП). На строительство объектов и реализацию мероприятий, не включенных в федеральные целевые программы (далее — непрограммная часть ФАИП), — в размере 408,3 млрд руб., что составляет 38,4 % от общего объема ФАИП.

Из них на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, были предусмотрены средства в размере 163,4 млрд руб., или 15,4 % от общего объема ФАИП, что на 117 млрд руб. больше, чем в 2011 г.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 14.09.2005 № МФ-П13-4616 Минэкономразвития России ежеквартально готовит и направляет в правительство доклад о ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации ФАИП. В рамках данного доклада будет представлена подробная информация о ходе реализации ФАИП и федеральных целевых программ в 2012 г.

По объектам ФАИП (без учета специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ), по которым Федеральной службой государственной статистики ведется наблюдение, уровень финансирования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФАИП, в январе — декабре 2012 г. составил 492 442,2 млн руб., или 68,5 % от общего объема средств, предусмотренного на год.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в отчетном периоде велось финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации строительства объектов собственности субъектов и муниципальной собственности, включенных в ФАИП, на общую сумму 19 405,4 млн руб., что составляет 89,1 % от общего объема средств за счет средств бюджетов субъектов Федерации, предусмотренного на год.

Финансирование объектов ФАИП за счет прочих источников в 2012 г. составило 10 078,3 млн руб., или 69,4 % от общего объема средств за счет прочих источников, предусмотренного на год.

Следует отметить, что, как и в предыдущие годы, в 2012 г. сохранялась неритмичность финансирования и освоения средств, предусмотренных на реализацию ФАИП. Так, по итогам I полугодия 2012 г. объекты ФАИП были профинансированы на уровне 39,6 % от

общего объема средств, предусмотренного на год, по итогам за 9 мес. — чуть более чем на 50 %. Подобная практика не лучшим образом сказывается на эффективности бюджетных расходов. В 2013 г. госзаказчикам следует обратить особое внимание на обеспечение более ритмичного освоения средств федерального бюджета и привлечение средств из иных источников.

Использование средств в 2012 г. за счет всех источников финансирования составило 468 653,4 млн руб., или 62,0 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников (рис. 2).

Для сравнения: в 2011 г. государственными заказчиками за счет всех источников финансирования было использовано 68,8 % годового лимита средств, предусмотренных на строительство объектов ФАИП.

В январе — декабре 2012 г. объектам, включенным в федеральные целевые программы, за счет средств федерального бюджета было профинансировано 392 491,6 млн руб., или 77,2 % от предусмотренного на год. Использовано 375 456,7 млн руб., что составляет 69,8 % от предусмотренного на год объема средств за счет всех источников, или 90,2 % от общего объема профинансированных средств (рис. 3).

58% 60% 62% 64% 66% 68% 70%

Рис. 2. Уровень финансирования и использования средств за счет всех источников, % от общего объема средств, предусмотренного на год

Источник: cyberleninka.ru

Утверждена федеральная адресная инвестиционная программа до 2021 года

Общий объем финансирования, предусмотренный Мурманской области в рамках ФАИП в 2019-2021 годах, составил 67,3 млрд. рублей (без учета нераспределенных средств по отдельным объектам), в т.ч. в 2019 году – 30,1 млрд. рублей (в 2018 году предусмотрено 20,4 млрд. рублей). Рост в 2019 году объема запланированных расходов связан с увеличением финансирования, предусмотренного на строительство объектов в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», реконструкцию автомобильной дороги федерального значения Р-21 «Кола», а также возведение универсальных атомных ледоколов.

Кроме того, в рамках ФАИП планируется осуществить строительство административного здания прокуратуры Мурманской области, а также продолжить реконструкцию незавершенного строительством здания со строительством пристройки для размещения Мурманского областного суда.

Источник: strategy24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
EFT-Soft.ru